Народные традиции, как часть воспитания разносторонней личности в условиях школы-интерната

Приобщение детей к народным традициям помогает педагогам воспитывать здоровую, гармоничную личность, способную преодолеть жизненные препятствия и сохранить бодрыми тело и дух до глубокой старости. Незаменимый материал для такой педагогической работы – детские традиционные игры: как самостоятельный культурный комплекс и как элемент народных праздников.
Материалы подготовил(а): Беляева Ирина Ивановна

Библиотека материалов Дум Думыча


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная школа-интернат № 1

Основного общего образования г. Томска




Открытая научно-практическая конференция

«Этнопедагогика: теория и практика»









«Народные традиции, как часть воспитания разносторонней личности в условиях школы-интерната»



Автор: Беляева И.И., воспитатель

МБОУ школы-интерната №1














«Народные традиции, как часть воспитания разносторонней личности в условиях школы-интерната»


«Воспитание, созданное самим народом

и основанное на народных началах,

имеет ту воспитательную силу,

которой нет в самых лучших системах,

основанных на абстрактных идеях

или заимствованных у другого народа»

К. Д. Ушинский


В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». В силу известных нам исторических причин, эта естественная связь была прервана. Однако начиная приблизительно с середины XIX в. и на протяжении всего XX в. велась работа по собиранию фольклорных и этнографических материалов о русских национальных традициях. Благодаря этому мы можем через школу передать детям богатейший культурный опыт родного народа, в том числе, собранный нами и нашими предшественниками материал.

Народная культура состоит из множества взаимосвязанных частей: поэтического слова, напева, игры, танца, рукоделия, ремесел, и др. Традиционные праздники сконцентрировали в себе все эти элементы.

Дети особенно остро воспринимают такую особенность народных праздников, как их связь с жизнью природы. Тысячелетние православные праздничные традиции русского народа органично соединяют в себе два начала: духовное (события церковной истории) и древнеземледельческое (этапы выращивания хлеба насущного), образуя «годовой круг праздничных дней».
Согласно народным представлениям, Пасха не случайно приходится на весну, когда вместе с Божьим воскресением воскресает и весь Божий мир, а Богородичные праздники – Успение, Рождество Пресвятой Богородицы и Покров – на осень, когда собран урожай и в природе так ярко проявляется ее материнская, благая, милостивая к людям сущность.

Народный праздник – веками отработанный способ единения людей в коллективном сопереживании события. Здесь нет деления на исполнителей и зрителей-потребителей. Используя народный опыт, мы можем помочь детям творчески проявить себя уже в процессе подготовки к празднику, не говоря о самом праздничном действе, приобщиться к радости коллективного сотворчества. В свою очередь, дети могут помочь своим родителям открыть для себя новый мир.

Приобщение детей к народным традициям помогает педагогам воспитывать здоровую, гармоничную личность, способную преодолеть жизненные препятствия и сохранить бодрыми тело и дух до глубокой старости. Незаменимый материал для такой педагогической работы – детские традиционные игры: как самостоятельный культурный комплекс и как элемент народных праздников.

Более половины детей, которые учатся в нашей школе-интернате из семей с достаточно низким достатком, неблагополучных и многодетных семей. Таким образом, система государственной поддержки развития детского творчества и досуга, предоставляет детям данной категории возможность становиться успешными, социально востребованными личностями и получать навыки ранней социализации. 

В школе-интернате проводятся традиционные праздники, соответствующие природному народному календарю: Осенины (Девичьи посиделки), Святки, Масленицу и Пасху по церковному православному календарю.

При этом особенно не акцентируем внимания детей на то, что это праздники типично русские. Часто бывает так, что дети других национальностей, вероисповедований, после занятий интересуются у своих родителей, дедушек и бабушек, как проходят праздники у них, и на следующих занятиях делятся своими впечатлениями. Сравнивая обычаи разных народов, дети понимают, что в обычаях и праздниках, и даже вере есть много общего. Ведь, например, праздник урожая (Осенины) празднуется у всех народов мира, православие исповедует не только русский народ, играть, веселиться, угощать друг друга принято на всех континентах от севера до юга независимо от национальной принадлежности. 

Как правило, мы не готовим детей специально к празднику. Мы не разучиваем длинных речёвок, не учим специальных стихов. Единственное, что от них требуется, это принести угощение к чаепитию и, может быть, подарок к Святкам, яичко к Пасхе, или вспомнить стихи, пословицы и песенки, что изучали раньше в школе. Дети получают праздник, как подарок, как сюрприз.

Для проведения праздников необходимо составить сценарий. В сценарии надо предусмотреть разные виды деятельности для одного и того же пункта сценария. Проведение праздника – дело не простое. Оно зависит от возраста детей, состава – мальчики-девочки, сплоченности, настроя коллектива. Если, например, в группе не идет одна игра, надо срочно заменить ее на другую. Если нет настроя на веселые игры, будьте готовы к «тихому» сценарию в начале праздника, потом немного поиграете. Обычно праздник проводится по схеме: зачин – разъяснение смысла праздника, разгар – игры, конкурсы, может быть мастерская, угощение, кончин – тихие игры, раздача подарков и уборка.

Зачин – начало праздника, введение в праздник, создает настроение предвкушения праздника, подготавливает эмоциональный фон. Зачин может включать в себя беседу, викторину по теме праздника. Лучше всего придумать и провести небольшое инсценированное представление.

Педагог может использовать любые игрушки, коробочки – корзиночки и прочий реквизит, который можно найти в любом доме. Можно надеть имитированный русский народный костюм на себя и элементы костюмов для детей, «помощница» Аленушка – кукла на руку, предметы русского быта в «избе» в кабинете.

Необходимо следить, чтобы зачин был не слишком длинным, детям были понятны все слова, если, например, читается сказка (Например: «жерновцы – маленькая ручная мельница, вроде той на которой наши бабушки кофе мололи»).

Разгар – здесь дети из слушателей превращаются в главных действующих лиц. Можно разделить их на группы (команды) и провести конкурсы. Можно провести викторину или конкурсы, рассчитанные на индивидуальное участие ребенка. Все зависит от обстановки в коллективе, от возраста и сплоченности детей. Для детей, незнакомых друг с другом, лучше выбрать подвижные игры. Здесь большой простор для воображения педагога. Главное, не переборщить, не дать детям слишком разгорячиться.

В празднике «по тихому сценарию» предполагается занятие – мастерская. Мы с детьми, изготавливаем куколок из ткани, игрушки из губки, Святочного  ангелочка из бумаги, мартинку – куколку из ниток. Занятие должно быть недолгим – максимум 20 минут, и легким в исполнении.

Угощение – как правило, самое ожидаемое действие праздника. У меня дети сами приносят угощение на праздник, но и я дублирую: покупаю печенюшки, конфеты. На Масленицу пеку блины, на Пасху – куличи. На Осенины проводим пирогами с капустой. С детьми предварительно проводится беседа о том, как нужно вести себя «перед лицом Бога». Разъясняется, почему стол называли раньше «ладонью Божьей», почему вообще нельзя ни стучать по столу, ни, тем более, сидеть на нем. Это дисциплинирует. А угощение лучше до поры прикрыть чем-нибудь, чтобы не отвлекать детей от праздника.

Кончин – завершающая стадия праздника, красивая точка, которая запоминается и подводит итог к празднику. Если праздник проводится по «тихому сценарию», т.е. без подвижных игр, после того, как дети подкрепились, можно провести несколько игр за столом. Убираем со стола дружно. Каждый моет свою посуду. А потом играем либо за столом, либо в круге из стульев. Если предусмотрена раздача подарков, то их не просто раздаем, а разыгрываем, либо в лотерею, либо в фанты. Очень хорошо было бы, чтобы каждый ребенок получил небольшой сувенир.

И самое главное! Чтобы праздник запомнился, в нем должна быть какая-то интрига. Например, пропажа главной героини – куклы Аленушки. Пусть дети везде поищут, куда же она спряталась? Подумают, может быть, обиделась на что-нибудь.

При проведении праздников необходимо понимать связь даты праздника с природными явлениями. Это нужно учитывать во всех аспектах: и в предварительной беседе, и в играх (см. приложения), и, даже, в угощении для чаепития.

Так для первого осеннего праздника подходит сказка «Глупый барин», в которой говориться о том, как барин запретил своим крестьянам праздновать Осенины. (Приложение 2). Провожу викторины и конкурсы об урожае овощей, о засолке капусты, о козле – любителе капусты. Соответственно игры по теме: «Пир козла», «Шел козел по лесу». (Приложение 1)

Святки – в основном проводим как тихий праздник, таинственное время для колядок, гаданий. Мы можем поиграть в угадывание судьбы на год: под 3 чашки я кладу кусочек хлеба (быть счастливой), колечко (к дружбе) и картонную «пятерку». Но гадать по-настоящему мы не хотим, т.к. это противоречит нашим убеждениям. Читаем святочный рассказ, дети рассказывают «страсти-мордасти», играем в «Огарыш» при выключенном свете. (Приложение 1). Часть вечера стараемся провести при свечах и слабом свете ламп, расположенных возле доски.

На «тихом» празднике буквально за 10-15 минут  можем сделать Святочного ангелочка из бумаги. Здесь уместно предложить детям приготовить дома маленькие подарки, завернуть их в красивую бумагу и разыграть в лотерею. Если ребенок получит свой подарок, можно поменяться. На всякий случай педагогу необходимо приготовить несколько подарков «от Деда Мороза», для тех, кто придет не готовым к празднику.

Масленица – веселый праздник проводов зимы. Хорошо бы выйти на улицу, полепить снежных баб. В помещении можно разыграть выборы Масленицы, «разбудить» домового. Игры уместны весенние: «Ручеек», «Течет ручей». С удовольствием дети играют в «Дударя». (Приложение 1).

Из угощения – обязательны блины. Педагог должен позаботиться заранее о том, чтобы блины были на столе. Проводим конкурсы на самый большой, самый фигурный, самый… блин. Во время «тихого» праздника я предлагаю сделать куклу – мартинку (иначе веснянку, молдавский  мерцешор) из ниток. Завершаем Масленицу обязательно прощальным ритуалом. Все дети просят у всех прощения.

Пасха – самый значимый праздник для православных христиан, и мы его обязательно празднуем. Здесь я всегда надеваю народный костюм, приношу 2-3 деревянных крашеных яиц. Стараюсь провести праздник как можно более весело. После вступительной вводной части, посвященной смыслу праздника, мы играем с детьми в пасхальные игры с яйцами. Использую игры: «Бой петухов», весенние игры: «Ручеек», «Течет ручей». (Приложение 1).

В Пасхальных обычаях есть один деликатный момент: христосование. Я учу детей христосоваться «щёчка к щёчке», а потом с детьми постарше, после игры в перетягивание ремешка, провожу игру «Ураза». Недавно убедилась, что и первоклашки с интересом и пониманием играют в эту поцелуйную игру.

Угощение, конечно, состоит из куличей. Яйцами можно просто поменяться, чтобы потом не утонуть в скорлупках.

Троица или зеленые Святки. Проводится как итоговый праздник (на летних каникулах, летний лагерь). Основной смысл праздника – конечно награждение и подведение итогов. Но и о традициях не надо забывать. Нужно заранее выбрать березку, к которой подвести детей. Водим хороводы вокруг березки, завиваем ее (2-3 ветки связываем в виде венка ленточками). По желанию между детьми проводится ритуал «кумовства». Он проходит очень просто: через венок 3 раза целуются (щечка к щечке – уже умеют!) подружки (друзья) и говорят «волшебные» слова: «Мирись-мирись-мирись, и больше не дерись!..».  Главное – не поссориться в этот день, тогда дружба на год им обеспечена.

В качестве приложений хочу дать описание некоторых игр (Приложение 1) и осеннюю сказку Шорыгиной Т.А. «Глупый барин» (Приложение 2).


Список литературы


  1. Алдошина М.И. Проведение фольклорных праздников в школе. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.

  2. Архангельский. Л.М. Социально-этические проблемы личности / Архангельский Л.М.- М,1994

  3. Архангельский. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Архангельский Л.М.- М,1989

  4. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы: Учебно-методическое пособие Псков: ПОИПКРО, 1994

  5. Белякова Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект.-Тюмень,1999

  6. Безрукова В.С. Педагогика: Учебное пособие. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996

  7. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999

  8. Воловикова М.И., Тихомирова С.В., Борисова А.М. Психология и праздник. М., 2003.

  9. Георгиевский А.В., Шитикова Л.И. Проведение праздников в начальных классах. –М.: Просвещение, 1983. – 160 с.

  10. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010








Приложение 1.


Описание некоторых рекомендуемых игр.


Игра «Пир козла».

Ведущий, напевая песенку, подходит к одному из сидящих со словами: «Бе, выбираю я тебе», делая при этом рожки, и приглашает его встать сзади. Приглашенный отвечает: «Бе!», тоже делает рожки и встает сзади ведущего, держась за талию. Далее эта цепочка вприпрыжку скачет к следующему сидящему. Перед тем как ему встать за цепочкой, ведущий командует: «Раз, два, три», и вся цепочка прыжком поворачивается на 180 градусов. Следующий игрок становится в конце цепочки. Песенку поют все вместе.

Как пошел наш козел да по ельничку

Хлопцев-девок собирать на весельичку.

Эта игра позволяет собрать в круг (хоровод) всех участников праздника.


Игра «Дударь».

Дети встают в круг. Посередине сидит на корточках Дударь. Дети водят вокруг него хоровод со словами:

Дударь – дударь – дударище,

Старый, старый старичище.

Его во колоду, его во сырую.

Дударь, дударь, что болит?

Дударь отзывается: «Голова!»

Дети кладут руки на головы друг другу и с теми же словами продолжают движение по кругу. Дударь может назвать другую часть тела, но на третий раз Дударь должен сказать: «Ничего не болит». Дети разбегаются, а Дударь их ловит. Кого поймает, тот и Дударь.


Игра «Огарыш».

Эта тихая спокойная игра хороша при проведении Святок, когда на улице рано темнеет.

Дети садятся в круг на стулья. Ведущий выключает свет и зажигает свечку. Свеча передается по кругу (по солнышку) от ребенка к ребенку под песенку.

Жил-был огарыш

Жил, да не долго

Ножки свесил,

Душа коротенька.

У кого погаснет

У кого потухнет

Тому…

Ведущий дает задание тому, у кого остановилась свеча. Тот передает свечку следующему и выполняет какое-нибудь несложное действие (можно посмотреть в рекомендуемых ниже).

Предупреждение. Игру с зажженной свечой лучше проводить с детьми старше 9-10 лет, в спокойной обстановке. Для младших детей свечу не зажигаем и играем при тусклом свете лампы над доской.


Масленичные бои.

Петухи. Двое ребят в круге становятся на правую ногу, другую подгибают. Руки за спину.

Цель: проскакав на одной ноге, вытолкнуть соперника за круг. Победитель получает приз.

Петухи 2. Двое ребят встают на скамейку друг против друга. Им дают в руки подушки. Побеждает тот, кто собьет противника. Победитель получает приз.

Перетягивание каната: Набираются 2 команды по 5-6 ребят. Они хватаются за канат, середина которого отмечена флажком или бантиком, и, по команде ведущей, тянут, каждая команда, в свою сторону. Выигравшей считается команда, перетянувшая канат.


Игры с пасхальными яйцами


Игра 1. Чьи яйца дольше покрутятся

Раскручивают яйца, могут играть двое, трое, четверо - чье яйцо дольше покрутится, тот и победитель, тот забирает яйцо проигравшего.

Игра 2. Чье яйцо встанет «на попа»

Яйцо раскручивают так, чтобы оно встало вертикально (могут играть двое, трое и т.д.).


Игра 3. Катание яиц с горки

Чье яйцо дальше укатится, тот и победитель. Он забирает яйцо проигравшего.

Игра 4. «Воротца»

Устанавливают два прутика (2 кегли, 2 стакана) на расстоянии чуть шире яйца. Лоток или желобок (желобок обычно изготавливается из дерева. Его ширина около 20 см. Длина не менее 1 метра. Края - невысокие, по 3-5 см. Его обычно поднимают на 10-20 см. от земли ставят не далеко, за один шаг от прутиков. Все, кто хочет играть ставят яйцо на кон, затем эти же яйца пускают в воротца. У кого прокатится - тот всю кучу забирает себе. Вариант: яйца, которые ставят на кон располагают на расстоянии 0,5 метра от ворошков. Необходимо, чтобы яйцо не только прошло через воротца, но и попало в какое-нибудь яйцо из кучки. В чье яйцо попал - с хозяином его христосуешься.


Игра 5. «Коно»

Яйца раскладывают вертикально полукругом в небольшие углубления («майдан») в земле. При помощи лотка нужно постараться выбить яйцо из углубления. Если выбил - забираешь выбитое яйцо себе, не выбил - оставляешь свое на «майдане».


Игра 6. Катание яиц навстречу

Двое играющих становятся у разных стенок и катают яйца навстречу друг другу. Один приговаривает: «Христос воскресе!», другой отвечает: «Воистину воскресе!». Нужно постараться, чтобы яйца столкнулись. У кого яйцо разобьется, тот проиграл. Он отдает свое яйцо выигравшему.


Игра 7. Катание яиц по желобку, лежащему ровно

Яйца катят навстречу друг другу по желобку со словами: «Христос воскресе!»- «Воистину воскресе!» до тех пор, пока они не столкнутся. Если яйца столкнулись, их хозяева христосуются. Также могут играть несколько человек без желобка - линия на линию. Чертят две линии на расстоянии 2 метров. Становятся по 5 человек возле каждой линии. Задача та же - чтобы яйца столкнулись.

Игра 8. «Бита». Играют от 5 человек

Каждый ставит яйцо в линию горизонтально, (расстояние между ними может быть от 5 см и более, в зависимости от возраста игроков). Задача - выбить любое яйцо из линии. Если не выбил - оставляешь свое яйцо, если выбил - забираешь. Можно играть как без желобка, так и с желобком.


Игра 9. «Стой, не бери!»

Участников должно быть не менее 10 человек. Все яйца должны быть разные. Выбирается водящий. Он отворачивается, а остальные загадывают какое-нибудь яйцо из десяти. Затем водящий подходит и по очереди берет себе яйца. Когда он дотрагивается до того, которое загадали, ему кричат: «Стой, не бери!». Считают сколько яиц он набрал. Водящий отдает яйца назад, - выбирается другой водящий. Победителем считается тот, кто наберет большее количество яиц до слов: «Стой, не бери!».


Игры по Панкееву.

ЗОЛОТО ХОРОНЮ (святочная игра)

Играющие садятся в кружок, держа руки на коленях ладонями вверх. Один, выбранный по жребию, стоит в середине круга, наблюдая. Другой обходит круг и якобы каждому кладет в руки колечко, на самом деле оставляя его у кого-то одного. Все в это время поют:

И я золото хороню, хороню,

Чисто серебро хороню, хороню.

Я у батюшки во терему,

Я у матушки во высокоем.

Гадай, гадай, девица, отгадывай, красная,

Во чьей руке былица, змеиная крылица.

По окончании песни наблюдатель должен отгадать, у кого кольцо. Если отгадает, «схоронивший золото» меняется с ним местами.


ОХЛОПОК

Простая и забавная игра. Становятся в кружок и бросают вверх охлопок ваты. Задача в том, чтобы не дать охлопку упасть. Тот, на кого (или возле кого) он упадет, платит штраф.

Всякий старается отдуть охлопок к своему соседу. Дуют то сильнее, то слабее, и охлопок летает то высоко, то низко, то вправо, то влево. Соответственно надо либо вытянуть шею, либо загнуть голову, быстро подвинуться, чтобы отдалиться от охлопка. Презабавно видеть целый круг в хлопотах, в движении «из-за ничего». Та часть кружка, которая отдула от себя вату, от души хохочет, глядя на усилия другой части, забывая, что сама только что занималась тем же.

Если играющих мало, садятся вокруг стола, а охлопок кладут на стол; но тогда руки надо держать под столом.


КОЛЕЧКО

Простая и веселая забава. Снимают с руки кольцо и надевают его на ленточку; потом, связав концы ленточки, становятся вкруг и передвигают кольцо по ленточке. Одна из девушек водит: кружится, т.е. ходит в кругу и отыскивает колечко, спрашивая: «У кого кольцо?». Каждая обманывает ее, говоря: «У меня!» — и в это время у нее на глазах стараясь передать кольцо другой. Девушка - водырь хватает «сознавшуюся» за руку — и обнаруживает, что у нее кольца нет. Между тем колечко показывают ей в другом месте — она спешит туда — его передают другой...

Эта игра требует особой ловкости и проворства. Случается, что у водящей и в самом деле начинает кружиться голова.


ИГРЫ В ФАНТЫ

Слово фант взято из немецкого языка и означает: «залог». В играх это вещь, которую дают при ошибках, с тем, чтобы потом «выкупить» ее. «Игрою в фанты» можно, поэтому назвать множество игр, в которых за всякую ошибку против правил «платят фант» с последующим его «выкупом». Можно собрать фанты и просто так.

А теперь перейдем к описанию игр, где «выкуп фанта» и составляет основную цель.

Сначала мы перечислим простые «наказания», а потом те, что посложнее и могут сами по себе быть обращены в игру.

1. Выпить стакан воды, не опуская носа в стакан.

2. Пропеть песню.

3. Поднять с пола три иглы без помощи пальцев (мокрой ладонью).

4. Назначить наказание хозяину следующего фанта.

5. Рассмеяться.

6. Загадать загадку (или отгадать).

7. Быть зеркалом: подражать всем движениям каждого из играющих, по очереди.

8. Попрыгать на одной ноге.

9. У каждого похулить что-нибудь в одежде.

10. Найти что-нибудь хорошее в одежде каждого.

11. На все вопросы отвечать: «Точно так-с!».

12. На все вопросы отвечать: «Совершенно с Вами согласен (-сна)».

13. Без помощи рук сесть на пол и встать.

14. Сделать что-нибудь смешное (обычно кукарекают, мяукают и т. п.).

15. Знаками показать, кто из общества более всех нравится.

16. Набрать в рот воды и отвечать знаками на вопросы своего соседа.

17. Перескочить обеими ногами через соломинку. (Шутники кладут соломинку возле стены — и тогда «в наказание» за неисполненную задачу придумываются другие задания.)

18. Прочитать наизусть стихотворение.

19. Сказать короткую речь на заданную тему.


А теперь — более сложные способы разыгрывания фантов.

Фама - дуду, задуй свечу! Мимо лица «наказанного» быстро проводят зажженную свечу, которую он должен задуть. Это не так-то легко и удается только после многих попыток, когда иной уж совершенно запыхался.

Статуя. Наказанный становится на стул. Каждый из играющих задает ему произвольное положение (показывая на себе или на нем самом). В этом положении наказанный остается, пока следующий игрок не приведет его в другое положение или пока его не поцелуют, — тогда он свободен.

Поцелуй свою тень! Наказанный (или наказанная) становится спиною к свече и целует свою тень, падающую на лицо другой особы.

Завещание. Наказанный завещает каждому одно из своих нравственных или физических качеств. Завещателю здесь открывается обширное поле для учтивости, тонких насмешек и остроумных замечаний.

Испорченный телефон. Особа, на которую наложено наказание, говорит что-нибудь на ухо своему соседу. Тот передает сказанное другому соседу, тоже на ухо, — и так далее, пока сказанное не обойдет весь круг и не дойдет до наказанного. Тогда он объявляет, что ему передано и что он на самом деле сказал. Редко случается, чтобы то и другое совпало, — как от невольных недоразумений, так и от того, что кому-нибудь не хотелось передавать сказанное.

Если обнаруживается несовпадение, каждый повторяет вслух то, что он сказал, и то, что ему передали. Обычно это сопровождается смехом и шутками.

Это был я! Тот, кому за фант присуждено это наказание, должен спросить у каждого из играющих: «Кого вы видели?» — далее уточняя: сегодня, утром, на гулянье, в театре, на бале и т. п. Отвечают что угодно, и после всякого ответа наказанный объявляет: «Это был я!» Могут сказать: «Я видел человека, который своими кривляньями смешил всех». Или: «Я видел человека, который для своей выгоды никого не щадил». В любом случае наказанный должен отвечать: «Это был я!» Могут сказать и так: «Я видел человека, который своими приятными, благородными манерами пленил все общество», - и «Это был я!»

Из подобного наказания можно сделать занимательную игру: каждый по очереди занимает место особы, которая отвечает: «Это была (был) я!»


Легкие приказания, которые невозможно исполнить:

1. Плотно прислонясь спиною к стене или к дереву, поднять вещь, положенную близ ног, не сгибая колен.

2. Плотно стать боком к стене и приподнять ногу, стоящую не у стены, также не сгибая колена.

3. Сесть на стул, придвинув ноги к ножкам стула, и встать, не наклоняясь телом вперед и не задвигая ног под стул.


Подобных заданий может быть множество.
























Приложение 2.

Сказка «Глупый барин».

В прежние времена жил-был барин.

Как-то раз по осени собрался он на охоту. Скачет по полям сжатым, по лесам золотым, по лугам заливным.

Вдруг видит на берегу реки бабы в нарядных сарафанах, вышитых рубахах хороводы водят, песни поют, пирогами овсяными друг друга потчуют.

«Что такое? — думает барин. — Почему пляшут да поют, а не работают?»

Подъехал он поближе и спрашивает недовольно:

Что у вас за праздник такой? Почему веселитесь?

А как же, батюшка-барин, — отвечает та баба, что побойчее, — праздник у нас сегодня — Осенины. Красавицу Осень встречаем, за добрый урожай благодарим: медом да пирогами угощаем.

Не слыхал я что-то о таком празднике, — нахмурился барин.

Что ты, что ты, батюшка-барин, он к нам от дедов и прадедов пришел. Обычай у нас такой — быть благодарными за все хорошее, что нам Осень-Златовласка подарила, чем угостила! Вот и ты, батюшка-барин, пирожка съешь! — сказала баба и протянула барину пирог.

Барин пирог съел, а потом и говорит сердито:

Не нравится мне ваш обычай, вам бы только петь да плясать, а работать на барина некогда: то Осенины, то Масленица, то на тройках катание. Так и знайте, я вам запрещаю Осень встречать. Она и сама к нам дорогу найдет! Не велика барыня! А коли не послушаетесь меня, я прикажу вас наказать!

Пришпорил барин коня и ускакал, только его и видели.

Что тут делать?

Постояли бабы, поговорили меж собой, да по домам и разошлись, не стали Осень встречать.

А Осень-краса, золотая коса, за кустом орешника стола и все слышала.


  • Как вы думаете, что произошло дальше?


Обиделась Осень на людей и прошла мимо их села.

Пусть сразу после лета зима сюда придет! — сказала она.

Между тем день за днем идут, а осень так и не всту1ила в свои права: листья на деревьях не опадают, перелетные птицы в стаи не собираются, звери в лесу к суровой зиме не готовятся: а куда спешить, на дворе-то тепло, солнечно. Может зимы и вовсе не будет?

Забеспокоилась в лесу старая мудрая сова. Собрала она зверей и птиц на совет, да и говорит им:

Вот уже месяц октябрь на исходе, скоро холода — Вот уже месяц октябрь на исходе, скоро холода нагрянут, снегом, инеем землю заметут. Пора тебе, Мишка-медведь, места для берлоги подыскивать да на зимовку ложиться. Да и вам, барсуки, ежи, нужно норы листьями утеплять, запасы делать. А тебе, Косой, шубку пушистую белую надевать. А вам, птицы перелетные, давно пора в теплые страны лететь. Коли не подготовитесь к зиме, то и погибнете все от морозов! Да и вам, клены, березки, осины да липы, пора листья сбрасывать, не то замерзнете зимой.

Но ведь Осени все нет и нет. Не хочет она в наш край приходить, землю дождиками поливать, желтые листья обрывать! — отвечают сове звери, птицы и деревья.

Обиделась на людей Осень-краса, золотая коса. Барин-то глупый запретил ее встречать, величать, за урожай благодарить. Вот и обходит она наш край стороной, — объяснила сова.

Что же нам делать? — переполошились лесные жители.

Давайте людей соберем, да Осень звать пойдем. Глядишь, Осень-то и смилостивится, придет в наши края!

А люди в это время тоже на совет собрались и решили барина глупого не слушать и обычаи, установленные дедами и отцами, не менять.

Снова собрались бабы и мужики, старики и ребятишки, птицы и звери на берегу реки и стали песни петь, хороводы водить — осень славить, да в гости ее звать.

Народные традиции, как часть воспитания разносторонней личности в условиях школы-интерната - Рисунок 1

Услышала их Осень, пришла в село. Все пошло своим чередом — деревья листья сбросили, птицы перелетные на юг улетели, а звери корм запасли, шубки поменяли, норы утеплили, а медведь, еж и барсук спать легли.

А глупый барин с тех пор поумнел и не мешал людям отмечать народные праздники.

14



Материалы подготовил(а): Беляева Ирина Ивановна

Скачать

2022-03-05

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2 класс весь год

Тесты окр мир 3 класс весь год

Тесты окр мир 4 класс весь год

написать письмо

Отправить нам сообщение