Образовательный проект в старшей группе «Воспитание любви к Родине»
образовательный проект о любви к родине
Актуальность и значимость
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных проблем.
На современном этапе, когда наше общество находится в состоянии социально-психологического надлома, когда нарушены все идеалы, проблема патриотического воспитания и воспитание гражданственной позиции человека приобретает особую остроту и вместе с тем становится чрезвычайно сложной для решения. Сложности вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, его содержания и задач.
Библиотека материалов Дум Думыча
Образовательный проект в старшей группе «Воспитание любви к Родине»
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, И лесок,
В поле – каждый
Колосок,
Речки,
Небо надо мною –
Это всё моё, родное!
Актуальность и значимость
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных проблем.
На современном этапе, когда наше общество находится в состоянии социально-психологического надлома, когда нарушены все идеалы, проблема патриотического воспитания и воспитание гражданственной позиции человека приобретает особую остроту и вместе с тем становится чрезвычайно сложной для решения. Сложности вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, его содержания и задач.
Существует множество понятий патриотизма. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность к Отечеству, своему народу, человек готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины. Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, которого будут считать таковым другие.
Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирования всех нравственных качеств личности.
Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо своей семьи, а также детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличия у детей таких качеств как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознания себя частью окружающего мира.
Дошкольник должен осознать себя неотъемлемой частью малой Родины, потом гражданином России и только потом уже жителем планеты Земля. Идти нужно от близкого к далекому.
Необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного города, дома, понимать колорит местного фольклора, казачий быт, говор, традиции родного края. Дети должны научиться, не только брать, но и отдавать: заботиться, быть внимательным, терпеливым друг к другу, словом и делом помогать, делать, то место, где живешь, краше и богаче.
Проблемой выбора данной темы проекта стали недостаточные знания детей о своей Родине, предназначении себя для Родины, непосредственное участие его во всех делах на благо семьи и страны, а также отсутствие у детей сострадания, сочувствия. Все это придало идею создать проект «Воспитание любви к Родине».
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь нашим детям понять значимость понятия «патриотизм», воспитать у детей любовь к своей Родине, уважение к стране, своей семье, природе, животному миру, а также прививать сострадание и сочувствие ко всем и ко всему окружающему его.
Гипотеза проекта: если с первых лет жизни будут созданы все необходимые условия для ознакомления ребёнка со своей Родиной, семьей, домом и родным городом, то это воспитает в нём не только любовь к Родине, а также это повлияет на формирование у детей положительного отношения к Родине, воспитает духовно-нравственные качества.
Объект проекта: процесс формирования патриотической личности дошкольника.
Предмет проекта: патриотическое воспитание как средство формирования личности дошкольников.
Цель проекта: осуществление комплексного подхода к воспитанию патриотизма у дошкольников, к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям и любви к Родине.
Задачи:
Дать представление о понятиях: «Родина», «семья», «патриотизм».
Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к семье, совей малой родине, России.
Формирование у дошкольников познавательной и игровой мотивации в процессе ознакомления с историей родного города.
Развивать и активизировать речь детей через восприятие и знание родной культуры.
Развивать познавательные способности у детей, активно включая их в творческую деятельность.
Воспитывать чувство гордости к своему народу, городу.
Воспитание у дошкольников привязанности и бережного отношения к родному городу, краю, стране.
Создать в дошкольном учреждении предметно-развивающую среду, способствующую патриотическому воспитанию.
Вид проекта: групповой, краткосрочный (игровой, познавательный, творческий, исследовательский).
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели группы.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предполагаемый результат:
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
-освоение детьми доступных знаний об истории родного края;
-умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
-расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
-расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
-сформированность системы понятий духовных семейных ценностей, самовыражение творческих способностей детей;
-обогащение знаний детей о музейной культуре;
-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;
Прогнозируемый результат на уровне родителей:
-повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно-патриотического воспитания;
-активизирован интерес родителей к себе как к педагогам-воспитателям.
-обогащен опыт психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.
-развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные способности;
-сформировано желание сотрудничества с детским садом;
-укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
-повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
-творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Дети будут знать:
1. Имя, отчество своих родителей.
2. Домашний адрес, номер телефона.
3. Место работы и профессию родителей.
4. Семейные традиции.
5. Хобби родителей и других членов семьи.
6. Генеалогическое древо своих предков по возрастающей линии.
7. Название, адрес, номер своего детского сада.
8. Путь следования в детский сад, имя, отчества сотрудников, воспитателей.
9. Название своего города
10. Историю своего города.
11. Климатические особенности своего края.
12. Монументальные памятники в городе.
13. Исторические места и их расположение в современном мире.
14. Геральдику города, округа, района.
15. Уметь рассказать о своей улице, об архитектуре зданий.
16. Животный и растительный мир своего края.
17. Народные промыслы.
18. Фольклор, классику и современное искусство своего края.
Формы работы с детьми:
• непосредственно образовательная деятельность;
• тематические беседы;
• презентации;
• викторины;
• календарные праздники;
• развлечения, досуги;
• экскурсии;
• пополнение развивающей среды;
* выставки детских работ, семейных коллекций.
Формы работы с педагогами:
- консультации;
- семинары;
- отрытые мероприятия;
- презентации.
Формы работы с родителями:
- творческие конкурсы;
- консультации;
- наглядная информация;
- творческие проекты;
- праздники;
- досуги.
Продукт проектной деятельности:
оформление выставок детских работ по теме проекта;
выставка семейных работ «Герб моей семьи», «Мое родословное древо».
Содержание проекта:
1 этап: Подготовительный
Составить перспективный план проекта.
Опрос детей по данной теме.
Подобрать дидактические игры по теме проекта.
Подобрать иллюстрированный материал по данной теме.
Подобрать художественную литературу по теме «Моя Родина. Мой город».
Создать предметно-развивающую среду в детском саду.
Подобрать материал для продуктивной деятельности.
Анкетирование родителей на тему проекта.
2 этап: Основной
Включает в себя все формы работы с детьми, родителями и педагогами, описанные выше.
3 этап: Заключительный
Повторный опрос детей по теме проекта.
Составление коллажа вместе с детьми «Мой город».
Выставка семейных работ «Герб нашей семьи», «Наше родословное древо».
Основной этап работы:
Название мероприятий |
Тема |
Работа с детьми НОД |
Речевое развитие, познавательное развитие: Беседа «Моя Родина – Россия»; Беседа «Что я знаю о своей семье»; Беседа «Геральдика нашего города»; Беседа «История возникновения города»; Проведение викторины «Люби и знай свой город». Художественно-эстетическая деятельность: «Моя улица» – конструирование из строительного материала. «Этот День Победы» – конструирование из бумаги. «Моя семья» – рисование. «Мой детский сад» – рисование. «Мой родной город» – рисование. «Природа нашего края» – аппликация. «Город, в котором я живу» – аппликация. «Моя улица» – лепка. «Мой дом» – лепка. Художественно-эстетическое развитие: (музыка) Прослушивание аудиозаписей: «Если с другом вышел в путь»; «От улыбки»; «Гимн России»; «Поезжай за моря – океаны» и другие. |
Игры |
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта», «Дом», «Дочки-матери», «Путешествие по городу», «Машина времени (путешествие в прошлое и настоящее города)». Настольные игры: Лото «Народные промыслы», познавательная игра «Животный мир нашего края», развивающая игра «Жители планеты Земля», домино «Народные промыслы». Подвижные игры: «Поезд», «Будь внимательным», «Птицы и автомобиль», «Ждут нас быстрые ракеты» и другие. Дидактические игры: «Герб города», «Назови улицы нашего села», «В гостях у флоры и фауны родного города», «Флаг России», «Расскажи, где ты живёшь» и другие. |
Чтение художественной литературы |
Н. Носов «Заплатка», С. Михалков «Дядя Степа – милиционер», «Моя улица», «Моя бабушка» С. Капутикян, «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама» Е. Благинина и другие произведения, загадки, стихи, пословицы. |
Целевые прогулки, экскурсии |
Прогулка по достопримечательностям города, улицам города. Экскурсии: «К русской берёзке»; «К памятнику воинам, павшим в ВОВ»; «Краеведческий музей». |
Работа с родителями |
Анкетирование родителей по теме: «Патриотическое воспитание ребёнка» Консультация для родителей по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Родительское собрание: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». Творческая деятельность: Создание семейных работ: «Герб нашей семьи», «Наше родословное древо». |
Работа с педагогами |
Подбор материалов для создания предметно-развивающей среды, дидактических игр, художественной литературы. Консультация для воспитателей: «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»; «Формирование у детей дошкольного возраста основ гражданственности на занятиях по окружающему миру»; «Как и что рассказывать детям об истории родного города». |
Ожидаемые и полученные результаты:
Особенность нашего проекта, заключался в том, что вместе с семьей мы не только познавали город, осваивали новое, но и трудились, но и работали в одной команде, где родители становились активными участниками жизни детей в детском саду.
Таким образом, мы думаем, что выбранное нами направление перспективно, что нравственно-патриотическое воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям.
В ходе реализации проекта дети приобрели знания об истории города, Родины, символике, достопримечательностях, узнали имена тех, кто основал и прославил наш город, начали проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Таким образом, можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Материалы подготовил(а): поткина алена михайловна
Мне нравится | 2