Обучение детей с ОВЗ и инвалидностью в системе дополнительного образования «Успех каждого ребенка»

Цель программы «Кыраьа»: развитие способностей ребенка с ОВЗ
Задачи программы «Кыраьа»:
• Прививать любовь и уважение к выразительному чтению, как виду искусства.
• Прививать основы художественного вкуса.
• Научить видеть взаимосвязь между литературой и другими видами искусства, В первую очередь музыкой и изобразительным искусством.
• Обучить основам выразительного чтения.
• Сформировать потребность в общении с литературой и неравнодушие к художественному слову.
• Формирование у детей положительных нравственных качеств, внутреннего мира и духовной культуры.

Библиотека материалов Дум Думыча

Обучение детей с ОВЗ и инвалидностью в системе дополнительного образования «Успех каждого ребенка»


Ким Зинаида Викторовна,

учитель высшей категории д/о МБОУ «Эльгяйская СОШ им.П.Х.Староватова»


Выразительное чтение - одна из важнейших форм художественного воспитания общества.


Цель программы «Кыраьа»: развитие способностей ребенка с ОВЗ

Задачи программы «Кыраьа»:

  • Прививать любовь и уважение к выразительному чтению, как виду искусства.

  • Прививать основы художественного вкуса.

  • Научить видеть взаимосвязь между литературой и другими видами искусства, В первую очередь музыкой и изобразительным искусством.

  • Обучить основам выразительного чтения.

  • Сформировать потребность в общении с литературой и неравнодушие к художественному слову.

  • Формирование у детей положительных нравственных качеств, внутреннего мира и духовной культуры.

Схема работы:

Начинается занятия с теоретических основ - бесед: об интонации, «музыке слова», рифме, о хорошей дикции, темпе, смысловых и ритмических паузах, об основах правильного чтения произведения, без которых невозможно добиться самого главного - художественного, выразительного исполнения литературного произведения.

На последующих этапах происходит отработка навыков выразительного чтения, последующей работы над текущим произведением. Работа ведется индивидуально. И как итог - повторение пройденного, прослушивание.

Содержание программы «Кыраьа»

Содержание данной программы направлена на:

  • Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

  • Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.

  • Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.

  • Профилактику асоциального поведения.

  • Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур.

  • Интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.

  • Укрепление психического и физического здоровья.

  • Взаимодействие педагога с семьей.

Реализация содержания программы:

Готовые художественные произведения, согласно тематике, исполняются на концертах, праздниках, общественных мероприятиях, что способствует еще большему раскрепощению детей, готовности их принимать участие в публичных выступлениях; приносит детям радость в общении с искусством, удовлетворение в собственной значимости и в результатах своего и коллективного труда.

Теоретические основы правильного выразительного чтения

Техника речи

- Дыхание

- Голос

- Дикция

Правила литературного произношения при чтении и рассказывании

- Орфоэпическое произношение

- Правильное ударение в слове

- Фонетическая транскрипция при подготовке к чтению и рассказыванию

Интонация

  1. Общее понятие об интонации.

  2. Фразовое и логическое ударение.

  3. Пауза логическая и фразеологическая.

  4. Темп и ритм речи.

  5. Мелодика.

  6. Тембр.

Выразительное чтение учителя


- Ознакомление с текстом и его трактовка

- Подтекст

- Составление плана

- Работа над речевой партитурой

- Чтение произведения в детской аудитории

- Своеобразное чтение стихотворений и басни

- Особенности чтения драматургических произведений и диалогов

Рассказывание


- Каким должен быть устный рассказ

- Виды рассказывания. Рассказ близкий к тексту

- Рассказ в сокращении

- Рассказ с изменением лица рассказчика

- Рассказ на основе содержания научно-популярной статьи с введением в повествование подробностей и диалогов

- Рассказ на основе содержания научно-познавательной статьи с введением в ней сюжета

- Рассказы из биографии замечательных людей

- Рассказ-пояснение к художественному произведению, картине

- Творческий рассказ учителя

- Импровизированный рассказ

- Рассказывание в детской аудитории

Мимика и жестикуляция


- Понятие о мимике и жесте как дополнительных средствах выразительного чтения.

- Обобщающие повторительные упражнения

Форма построения стихотворений


- Что такое рифма. Белые стихи

- Открытая и закрытая рифмы

- Эхо рифма

- Фигурные стихи

Средства выразительности

- Что такое метафора

- Олицетворение

- Аллегория



Индивидуальный образовательный маршрут 

Ф

Обучение детей с ОВЗ и инвалидностью в системе дополнительного образования «Успех каждого ребенка» - Рисунок 1
.И.О. ребенка: Петров Аян Николаевич

Дата рождения: 4 марта 2008г.

Дата начала: с 2017г.

Сведения о семье:

Состав семьи: полная, 3 детей.

Учитель (Ф.И.О): Ким Зинаида Викторовна

Группа здоровья: 3 (ребенок-инвалид)

Диагноз: РОП ЦНС с умеренной интеллектуальной недостаточностью

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Периодичность занятий - 1 раз в неделю

Реализация индивидуального маршрута: еженедельно

По плану: участие в различных мероприятиях, конкурсах разных уровней

Этапы индивидуального образовательного маршрута:

Диагностика

«Что я должен знать и уметь»

Проектирование

«Что я хочу знать и уметь»

Осмысление

«Что я могу»

Реализация

«Как я буду идти к поставленной цели»

Оценка и корректировка

«Чему я должен научиться и что мне нужно доработать»


- Реализация:


Рефлексия

Психолого-педагогическая поддержка, кураторство

Диагностика, анализ

Знаю-умею-достиг

1.Люблю слушать музыку, стихи.

ППС выявлены виды одаренности обучающегося: социальная, креативная. 
Задачи куратора: 
1. Обеспечить вариативность внеурочной деятельности обучающегося. 
2. Составить ИМ с учетом интересов ребенка. 
3. Развивать навыки художественно-эстетической деятельности. 
4. Совершенствовать в дальнейшем творческий потенциал.

Проектирование

Хочу узнать – научиться-достичь 
1.Заниматься выразительным чтением.

2. Продолжить успешное участие в конкурсах. 

Конкретные виды деятельности: 
- Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней по интересам.

Организация

  1. Мои шаги в достижении цели
    - чтение стихотворений;

- подбор стихотворений; 
-занятия в кружках
- участие в предметных неделях, конкурсах различного уровня.

- консультации учителя

- занятия в кружках внеурочной деятельности «Кыраьа», «Подвижные игры».

Мониторинг и анализ

Узнал – научился – достиг 
1.Мои победы: 

улусный «Хомо5ой хоьоон, ыллам ырыа туьулгэтэ»

Бэлиэ сурук

куст. конкурс чтецов «Саха тыла-ийэ тылбыт»

1м.

улусный фестиваль «Кыраьа» ырыа, хоьоон, уруьуй, оцоьук курэ5э

хоьоон-1м.

III улусный конкурс детского и юношеского творчества «Сулусчаана-2017»: -вокал «Мин маамабын таптыыбын»;

-худ.чт. «Алыптаах азбука»

Победитель в номинации «Кэрэ5э дьулуур», сертификаты за участие

Подготовка к респ конкурсе чтецов «Сыл аайы салпакка оло5у таптыахха»



Работа по ИОМ способствовала развитию художественно-эстетических и творческих способностей обучающегося, позволила достичь хороших успехов в учебной деятельности. 
внимание и память, повысился познавательный интерес к художественной литературе; активизировалась мыслительная деятельность ребенка, желание к самостоятельной работе. Эти достижения помогут в дальнейшем выполнять развитию познавательного интереса к художественной литературе. Повысилась самооценка. Аян принимал активное участие во многих проводимых мероприятиях, конкурсах. Перед публикой стал чувствовать себя уверенно.


Материалы подготовил(а): Ким Зинаида Викторовна

Скачать

2021-01-18

Мне нравится | 1

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь у нас на сайте.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение