«Организация экспериментально - исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Библиотека материалов Дум Думыча
«Организация экспериментально - исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Исследовательская
деятельность вызывает огромный интерес
у детей. Исследования предоставляют,
возможность ребенку самому найти ответы
на вопросы «как? » и «почему? ». Одним из
эффективных методов познания
закономерностей и явлений окружающего
мира является метод экспериментирования,
который относится к познавательно-речевому
развитию. Детское экспериментирование
имеет огромный развивающий потенциал.
Главное его достоинство заключается в
том, что оно дает детям реальные
представления о различных сторонах
изучаемого объекта, о его взаимоотношениях
с другими объектами и средой
обитания.
Продуманное,
системное знакомство ребенка с
неизведанным позволяет развивать у
него важнейшие операции мышления:
анализ (наблюдая за объектами дети рассматривают и изучают их),
сравнение (дети находят сходство и различие предметов и материалов, из которых они сделаны),
умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы применений предметов в различных областях),
обобщение (дети учатся объединять предметы, относя их по группам к живой или неживой природе, рукотворному миру, на основе выделения существенных признаков).
Экспериментирование, как
одна из форм организации детской
деятельности, побуждает ребенка к
активности самостоятельности, к открытию
новых знаний и способов познания. Задача
воспитателя помочь ребенку реализовать
свою любознательность, направить её в
нужное русло, стать ребенку помощником
в познании мира. Овладение дошкольниками
разными способами познания, в том числе
экспериментирование, способствует
развитию активной, самостоятельной,
творческой личности.
Главное
достоинство применения метода
экспериментирования в детском саду
заключается в том, что в процессе
эксперимента:
Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
Развивается речь.
Происходит накопление фонда умственных умений.
Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Ребенок
дошкольного возраста узнает окружающий
мир посредством ориентировочно-исследовательской
(поисковой) деятельности. Чем разнообразней
деятельность ребенка, тем больше новой
информации он получает, тем быстрее и
полноценнее он развивается.
Организуя
игры с водой и песком, педагог не только
знакомит детей со свойствами различных
предметов и материалов, но и закрепляет
элементарные представления о форме,
величине, цвете предметов, развивая
мелкую моторику ребенка. Малыши очень
любят такие игры. Песок можно пересыпать
из ладошки в ладошку, из совочка в
формочку, в него можно закапывать
различные предметы и откапывать их,
строить горки, дорожки, а потом разрушать
и снова построить. Воду можно переливать,
окрашивать цветами, ловить в воде льдинки
и т. д.
Примерный
алгоритм проведения занятия-экспериментирования
1.
Предварительная работа (экскурсии,
наблюдения, чтение, беседы, рассматривание,
зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4.
Игровой тренинг внимания, восприятия,
памяти, мышления.
5.
Предварительная исследовательская
работа с использованием
оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7.
Обобщение результатов наблюдений в
различных формах (дневники наблюдений,
таблицы, фотографии, пиктограммы,
рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения
детей к самостоятельным выводам по
результатам исследования.
Материалы
для организации экспериментирования
(младший возраст)
1.
Бусинки, пуговицы.
2.
Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3.
Пластиковые бутылочки разного размера.
4.
Разноцветные прищепки и резинки.
5.
Камешки разных размеров.
6.
Винтики, гайки, шурупы.
7.
Пробки.
8.
Пух и перья.
9.
Полиэтиленовые пакетики.
10.
Семена бобов, фасоли, гороха, косточки,
скорлупа орехов.
11.
Вата, синтепон.
12.
Киндер-сюрпризы.
13.
Глина, песок.
14.
Вода и пищевые красители.
15.
Бумага разных сортов.
Содержание
экспериментальной деятельности детей
(младший дошкольный возраст)
Работа с детьми направлена на
создание условий для сенсорного развития
в ходе знакомства с явлениями и объектами
окружающего мира.
Задачи:
Сочетать показ с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное
содержание опытно-экспериментальной
деятельности предполагает формирование
следующих представлений:
1.
О материалах (песок, глина, бумага, ткань,
дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
«Вода»
Исходя из возрастных особенностей
детей младшей группы, первый этап
экспериментирования – работа с водой.
На практике дети убедятся в том:
что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы;
что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
Во
время эксперимента дети получают
представления о том, что вода жидкая,
поэтому может разливаться из сосуда;
что вода не имеет цвета, но ее можно
покрасить; что вода может быть теплой
и холодной, что вода прозрачная, но она
может стать мутной; что некоторые
вещества в воде растворяются, а некоторые
при этом могут передавать воде свой
вкус; что вода может превращаться в лед,
а лед может превращаться в воду.
«Песок»
Знакомясь с данной темой, проводятся
различные эксперименты с песком. На
организованной совместной деятельности
«Испечем угощение» дети пробуют слепить
«угощение» из сухого и мокрого песка
руками и с помощью формочек. В конце
занятия подводится итог – мокрый песок
принимает любую нужную форму.
С
помощью дидактической игры «Следы»,
дети убедятся, что на мокром песке
остаются следы и отпечатки. При
проведении опыта с песком детям
предлагается пропустить через ситечко
мокрый песок, а затем сухой – малыши
придут к выводу, что сухой песок может
сыпаться, а мокрый нет.
Самым
главным открытием для детей на прогулке
при наблюдении станет вывод, что песок
– это множество песчинок.
«Воздух»
С помощью предметно-манипулятивной
деятельности дети получают представления
о том, что воздух легче воды. При проведении
дидактической игры «Поймаем воздух»
детям предлагается «словить» воздух в
полиэтиленовые пакеты и убедиться в
том, что воздух не виден, но он есть. В
игре «Буря в стакане» малышам предлагается
подуть через соломинку в стакан с водой
и убедиться в том, что вода вымещает
воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий
мяч» дети узнают, что мячик прыгает
высоко, потому что в нём много воздуха.
На
организованной совместной деятельности
«Лодочка плыви», дети убедятся, что
предметы могут передвигаться при помощи
воздуха. А на прогулке, наблюдая за
травой и листвой, увидят, что ветер –
это движение воздуха.
«Камни»
На организованной совместной
деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой
формы камень?», дети получают представления
о том, что камни бывают тяжелые и легкие,
и что камни имеют различную форму.
Когда
дети сравнивают два камня взятых с улицы
и с батареи (зимой), то приходят к выводу,
что камни могут быть холодными и теплыми.
А когда сжимают в руках камень и комок
ваты – что камни твердые.
«Бумага»
При помощи опытов дети узнают, что
бумага легкая: ее можно сдуть с ладони,
и она не тонет в воде в отличие от камней;
что бумага может быть тонкой и толстой
и она может рваться: салфетку очень
легко смять и порвать в отличие от
плотного картона.
Использование
элементарных опытов и экспериментов в
работе с детьми младшего дошкольного
возраста помогает сделать деятельность
детей при формировании целостной картины
мира действительно более интересной и
разнообразной.
Систематическая, специально
организованная работа по экспериментированию
позволяет качественно изменить уровень
знаний детей об окружающей действительности
и явлениях природы. В результате
организации детского экспериментирования,
у детей развивается познавательная
активность, появляется интерес к
поисково-исследовательской деятельности.
В процессе экспериментирования словарь
детей пополняется словами, расширяется
кругозор, обогащаются знания об объектах
неживой природы и их свойствах. Интенсивное
развитие детского экспериментирования
во всех его видах и формах - является
необходимым условием успешного
становления личности дошкольника,
развитию познавательного интереса,
воспитанию потребности к целостному
восприятию окружающего мира.
Материалы подготовил(а): Логунова Ольга Павловна
Мне нравится | 2