Организация речевой среды в группе для детей с ТНР

Цель: стимулирование развития самостоятельности и инициативности через правильно организованную коррекционно-речевую среду. Задачи:формирование и развитие общих речевых навыков; развитие произносительной стороны речи; развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.

Библиотека материалов Дум Думыча

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Часть 1

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР.

Среда определяется как то, среди чего пребывает человек, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие. Она становится средством развития, когда оказываемые воздействия имеют смысл, значение для субъекта.

Качество образовательной среды определяется качеством пространственного содержания и качеством социальных отношений в данной среде. Когда малыша учат говорить, с ним просто разговаривают со дня его рождения, то есть заранее создают условия для развития речи.

Для успешной коррекции речи детей необходимо организовывать специальную образовательную среду, которая способствовала бы развитию их речевых способностей. Речевое развитие должно носить системный, комплексный характер, учитывая системность личности ребенка и окружающего его пространства. Развитие речевых способностей происходит в ходе осуществления различных видов деятельности в специально организованной речевой среде.

Правильно организованная коррекционно – речевая среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает ребенку включиться в активную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и педагогами, обеспечивает психологическую защищенность ребенка, развивает индивидуальные качества, формирует знания, умения, коммуникативные навыки и социализацию. 

Окружающая детей коррекционно-речевая среда в ДОУ должна быть оформлена с использованием современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющих привлечь внимание детей, вызвать у них стремление к самостоятельной деятельности, тем самым позволяя добиться успешного устранения речевого дефекта.

Главной составляющей коррекционно – речевой среды является дидактический материал, действие с которым автоматически развивает ребенка, соответственно педагогу отводится второстепенная роль, опосредованная в зависимости от направленности дидактического материала..

Дидактический материал, используемый для организации речевой среды в логопедической группе можно разделить на следующие разделы или блоки:

  1. Блок развития произносительной стороны речи

Включает в себя материалы, которые используется педагогами для развития артикуляционной моторики, а также формирования и закрепления правильного звукопроизношения:

  • Комплексы артикуляционной гимнастики на определенные группы звуков;

  • Картотека артикуляционной гимнастики в стихах и картинках;

  • Картотека артикуляции звуков в графических изображениях;

  • Картотека игрового логопедического массажа и самомассажа;

  • Картотека миогимнастики;

  • Картотека предметных картинок на звуки в разных позициях в слове;

  • Картотеки с речевым материалом на разные звуки;

  • Логопедические альбомы для автоматизации различных звуков ( авторы: О.И Лазаренко, Л. А Комарова, ю.Б. Жихарева и др.)

  • Сюжетные картинки;

  • Игры и игровые пособия для закрепления правильного произношения звуков ( игры – искалки, лабиринты, дорожки и т.п.)

2.Блок формирования и развития общих речевых навыков

Включает в себя материалы, которые помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также формирование физиологических механизмов интонации: продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, расширение диапазона голоса, развитие темпоритмической организации голоса; материалы на развитие мимики и развитие способности понимать и выражать эмоции:

  • Картотека дыхательной гимнастики

  • Комплексы коррекционно – развивающих упражнений для совершенствования всех видов координации движений, телесной и пространственной ориентации;

  • Комплексы дыхательно – голосовых упражнений;

  • Комплексы релаксационных упражнений;

  • Картотека игр и игровых упражнений а развитие речевого ритма и т. д.

3.Блок развития фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.

Содержит материалы для формирования и совершенствования фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, а также формирование и развитие слухоречевого внимания и памяти, и материалы для работы над слоговой структурой слова:

  • Шумовые инструменты, звуковые коробочки, детские музыкальные инструменты;

  • Игры и игровые пособия на определение наличия – отсутствия звука в слове, места звука в слове, количества гласных в слове; символы гласных и согласных звуков ( по Т. А Ткаченко); звуковые домики и т. п;

  • Фонетические стихи, сказки и рассказы на звуки;

  • Фонетические рассказы в картинках;

  • Фонетические правила в картинках;

  • Картотека физминуток на звуки;

  • Игры и игровые пособия для формирования слоговой структуры слова и т.д.

4. Блок формирования и совершенствования лексико – грамматической стороны речи.

Включает в себя материалы, направленные на развитие «чувства языка», умения вслушиваться в обращенную речь и понимать её, уточнение и активизация словаря; усвоение на практической основенавыков словообразования, а также правильного построения различных типов словосочетаний и предложений путем словоизменения, употребление предлогов и союзов:

  • Картотеки предметных и сюжетных картинок, серии картинок по лексическим темам;

  • Картотека речевого материала по лексическим темам (загадки, пословицы, поговорки, стихи, рассказы и т. п.)

  • Игры, игровые пособия и материалы для формирования предложно – падежных конструкций;

  • Игры, игровые пособия и материалы для активизации словаря синонимов, антонимов;

  • Игры, игровые пособия и материалы для знакомства с существительным, прилагательным, глаголом, наречием;

  • Игры и игровые пособия для знакомства с ударением и т. д.

5.  Блок развития и совершенствования связной речи.

Содержит материалы для воспитания интереса к публичному рассказыванию, формирования навыка репродуктивных (заучивание, пересказ0 и самостоятельных рассказов повествовательного, описательного и объяснительного характера с использованием различной наглядности:

  • Игрушки, натуральные объекты и предметы быта;:

  • Серии сюжетных картин;

  • Отдельные предметные и сюжетные картины, фотографии, иллюстрации, рисунки;

  • Мнемотаблицы и схемы для составления рассказов и т. п.

6. Блок подготовки к обучению грамоте

Включает в себя материалы и оборудование для знакомства с буквами формирования элементарных навыков чтения:

  • Магнитная доска с набором магнитных букв;

  • Касса букв и слогов;

  • Слоговые лесенки и таблицы;

  • Материалы для чтения ( карточки со слогами, словами, предложениями);

  • Буквенный конструктор;

  • Занимательный материал для совершенствования навыков чтения ( лабиринты с буквами, мозаики с буквами, ребусы и т. д)



7. Консультационный блок

Содержит материалы, которые позволяют организовать систему работы с семьёй ребенка – логопата и направлены на стимуляцию и активизацию совместной деятельности детей, родителей и педагогов, на осуществление в рамках ДОУ педагогики сотрудничества, а также на создание благоприятного микроклимата в семье, бережного и щадящего отношения к речевому развитию ребенка:

  • Картотеки методических рекомендаций родителям по закреплению тех знаний, навыков и умений, которые были приобретены ребенком на фронтальных и индивидуальных занятиях по лексике, грамматике, звукопроизношению , т. е. по всем направлениям развития речи ребенка;

  • Методический материал для индивидуальной работы с родителями ( консультации, беседы;

  • Информационно – наглядные материалы (ширмы, папки – передвижки, буклеты, памятки и т. п.)

Таким образом, созданная предметно – развивающая речевая среда в группе для детей с ТНР, наполненная специальными объектами, средствами, коррекционно – развивающими играми и игрушками, дидактическими пособиями и материалами позволяет успешно осуществлять всестороннюю, системную, комплексную коррекцию речевых нарушений детей – логопатов

Часть 2

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Известно, что предметно развивающая среда в группе детского сада создает возможности для расширения опыта эмоционально практического взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для ребенка сферах жизни и позволяет включить в активную познавательную деятельность одновременно всех детей группы. В ней они реализуют свои способности, закрепляют полученные знания в организованной, регламентированной деятельности. Хорошо продуманная и организованная среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает проявлять свои творческие способности в изобразительной деятельности, конструировании, словотворчестве, игре.

В логопедической группе детского сада создание предметно пространственной развивающей среды приобретает особое значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии. Она должна представлять собой хорошо оборудованные полузамкнутые пространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами.

Организация пространства должна предоставить возможность для игр. Нужно создавать сложное и безопасное пространство, в котором может быть реализована склонность ребенка что - то для себя открывать, применять свою фантазию, становиться героем придуманных им сюжетов.

Таким образом, игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы — своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.

Эти положения личностно ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях :


1 Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

2 Принцип активности, самостоятельности, творчества.

3 Принцип стабильности — динамичности развивающей среды.

4 Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

5 Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка ивзрослого.

6 Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

7 Принцип открытости — закрытости.

8 Принцип учета половых и возрастных различий детей.

В названных принципах построения среды развития, в требованиях к ней заложены условия реализации личностно – развивающего подхода, учитываются возрастные особенности, период обучения, основные задачи комплексной и коррекционной программ.

Материально – техническое обеспечение, оснащение образовательного процесса и развивающая среда детского сада должно соответствовать ФГОС ДО и отвечать всем требованиям СанПиН. В дошкольном учреждении должны быть созданы необходимые условия, позволяющие эффективно осуществлять образовательный процесс, решать задачи воспитания и развития детей с учетом основных направлений деятельности учреждения.


Требования к развивающей предметно – пространственной среде в контексте с ФГОС ДО


1.Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • Возможность общения и совместной  деятельности детей и взрослых;

  • Двигательную активность детей;

  • Возможность для уединения;

  • Реализацию различных образовательных программ;

  • В случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условий;

  • Учет национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

  • Учет возрастных особенностей детей


2.Развивающая предметно- пространственная среда должна быть:

  • Содержательно- насыщенной;

  • Трансформируемой;

  • Полифункциональной;

  • Вариативной;

  • Доступной;

  • Безопасной


3.Развивающая предметно – пространственная среда должна отражать содержание образовательных областей:

  • Социально – коммуникативное развитие;

  • Познавательное развитие;

  • Речевое развитие;

  • Художественно- эстетическое развитие;

  • Физическое развитие


4.Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности:

  • В младенческом возрасте (2 мес. – 1 г) – непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами, познавательно- исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно- двигательные игры.

  • В раннем детстве (1г-3г) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами, общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами- орудиями, восприятие смысла музыки, стихов, сказок, рассматривание картинок, двигательная активность.

  • Для детей дошкольного возраста (3г-8л) – игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительная, музыкальная, двигательная



Характеристика развивающей предметно – пространственной среды (п.3.3.4 ФГОС ДО)


Предметноо – развивающая среда ДОО должна обладать следующими характеристиками:


1.Насыщенность среды должна соответствовать:

  • Возрастным возможностям детей,

  • Содержанию Программы

- т.е образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами.

Насыщенность среды обеспечивает:

  • Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;

  • Двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

  • Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;

  • Возможность самовыражения детей


2.Трансформируемость пространства

- это возможность изменения предметно - пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.


3.Полифункциональность материалов

- это возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

- наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской деятельности.


4.Вариативность

- это наличие различных пространств, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей


5.Доступность

- это доступность для воспитанников, в том числе для детей  ОВЗ, детей – инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ детей, в том числе с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- исправность и сохранность материалов и оборудования


6.Безопасность

- т.е соответствие всех элементов предметно – пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их пользования

Материально-техническое обеспечение - одно из важнейших условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Настоящие требования направлены на создание современной предметно-развивающей среды дошкольного образования с учетом целей, установленных ФГОС ДО.









Материалы подготовил(а): -

Скачать

2020-12-09

Мне нравится | 0

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь у нас на сайте.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение