Главная / Библиотека / ПСИХОЛОГИЯ И СОЦ. ПЕДАГОГИКА

Особенности коммуникации учащихся начальных классов

Коммуникативная деятельность — это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Библиотека материалов Дум Думыча

Особенности коммуникации учащихся начальных классов



Коммуникативная деятельность — это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Средства коммуникативной деятельности:

экспрессивно-мимические — выражают эмоции при помощи взгляда и мимики;

предметно-действенные — положение тела, действия и движения во время коммуникации (объятия, толчки);

речевые — слова.

Все элементы коммуникации должны быть согласованы и иметь единую эмоциональную окраску. При отсутствии согласованности между средствами коммуникации ребенку тяжело распознать истинные эмоции взрослого, его отношение к сказанному, что препятствует коррекции модели поведения ребенка.

Для эффективной коммуникации с другими людьми необходимо обладать коммуникативной компетентностью.

Коммуникативная компетентность — это умение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач:

определять цель коммуникации, то есть понимать, зачем вступаешь в коммуникацию и какого результата хочешь достичь;

оценивать ситуацию — понимать, с кем ты разговариваешь и какие слова можно использовать в той или иной ситуации;



учитывать намерения и способы коммуникации партнера — понимать его цель коммуникации, содействовать или препятствовать ее достижению;



выбирать адекватные стратегии коммуникации — выстраивать средства коммуникации таким образом, чтобы они способствовали достижению цели;



быть готовым осмысленно и своевременно изменить собственное речевое поведение или прекратить коммуникацию.





Компоненты коммуникативной компетентности:



способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, терпимое и вежливое общение с людьми, которые несимпатичны, но с которыми нужно общаться в силу обстоятельств;



владение определенными нормами общения и поведения.

Особенности общения младших школьников зависят от:

ощущения успешности в обучении, которое не всегда коррелирует с объективной успешностью;

отношения учителя, так как именно он закрепляет за ребенком определенный статус (отличник/двоечник);

взаимоотношений в семье (ребенок в семье также имеет некий статус, и его поведение дома и в школе соответствует этому статусу).

Для эффективной коммуникации с детьми необходимо правильно организовать обратную связь.

Обратная связь — это вербальные и невербальные сообщения, которые человек преднамеренно или непреднамеренно посылает в ответ на сообщения другого человека.

Виды обратной связи

Безоценочная — уточнение содержания материала, чаще всего выражена в вопросах типа «О чем мы сейчас говорим?», «Правильно ли я понял(-а)...?», «Что значит…?». С помощью безоценочной обратной связи учитель может привлекать внимание детей или заострять его на чем-то важном.



Оценочная — выражение субъективного отношения к чему-либо, не всегда выражается в баллах. Этот вид обратной связи дает учителю возможность оценить, насколько дети поняли новую тему.

- Положительная — легко воспринимается как истинная, объективная.

- Отрицательная — почти всегда воспринимается как ложная, необъективная; отрицательную оценку лучше высказывать после положительной.





Обратная связь, оценочная и безоценочная, используется несколько раз в течение всего урока.



Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Побережная Наталья Викторовна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение