Особенности проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна (дошкольники)

В материале раскрыты особенности проведения гимнастики после дневного сна 🧘
Материалы подготовил(а): Малышева Светлана Валентиновна

Библиотека материалов Дум Думыча


Особенности проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна


Дневной сон необходим ребенку для физического и интеллектуального развитии, для этого необходима бодрящая гимнастика.

Гимнастика после дневного снаподнятия настроения с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. У детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости. Гимнастика укрепляет иммунитет и является закаливающей процедурой.

Задачи гимнастики после сна:

  • Укреплять опорно-двигательный аппарат.

  • Укрепить иммунитет.

  • Учить дышать носом.

  • Формировать умение выполнять движения по показу взрослого.

  • Воспитывать привычку здорового образа жизни.

Гимнастика составляется на месяц, чтобы дети хорошо запомнили её.

Гимнастика необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности. Проведение гимнастки желательно сопровождать плавной не громкой музыкой. Гимнастику начинают проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности.  Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких минут. На практике учитываются индивидуальные особенности ребенка. Поэтому в гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. Их можно и нужно сочетать с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушения осанки, плоскостопия, упражнения для глаз, пальчиковой гимнастикой, элементами хатха-йоги, психогимнастики, самомассажа, аутотренинга и т.д.

Пока дети спят, педагог готовит условия для контрастного закаливания детей: готовит холодную комнату, температура в ней снижается с помощью проветривания.

Гимнастика пробуждения имеет определенную структуру:

  • Гимнастика в постели.

  • Элементы самомассажа.

  • Пальчиковая гимнастика.

  • Гимнастика для глаз.

  • Игровая гимнастика.

  • Гимнастика на профилактику плоскостопия и осанки.

  • Упражнения Хатха – йоги.

  • Дыхательная гимнастика.

  • Индивидуальные задания.

  • Хождение по массажным коврикам.

  • Водные процедуры.

Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Главное правило исключить резкие движения, Которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Учим детей не нажимать на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.

Гимнастика может проходить в игровой форме, дети зачастую входят в роль того или иного героя. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Все это оставляет огромное удовольствие для детей.

Затем дети могут пройти босиком по спальне. Там они выполняют ходьбу (на носках, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия (в положении сидя на кровати). При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей – положением головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты.

А также упражнения Хатха-йоги, проводится самомассаж кистей, головы, стоп в положении сидя, выполнение упражнений из исходного положения «стоя на четвереньках» и «стоя». такие как «Кошечка», «Змея», «Дерево», «Рыба», «Кузнечики».  

В ней основное внимание уделяется статическому поддержанию позы. Выполнение упражнений сочетается со спокойным дыханием и расслаблением. Они выполняются в течении 2-3 минут.

Дети выполнить комплекс дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Однако именно эта часть гимнастики обычно вызывает трудности у детей, поэтому педагоги склонны ограничиться выполнением одного-двух упражнений в течении нескольких секунд. Отдельные упражнения, безусловно, не принесут вреда, но наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточном длительном выполнении дыхательных упражнений. Дозировку их нужно увеличивать постепенно от 0,5-1 до 5-7 минут. Хождение по массажным коврикам.

Эти упражнения желательно сочетать с контрастными воздушными ваннами и проводить не менее двух раз в неделю   по 5—7 мин. Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая доска, резиновые коврики, кольца с шипами и др).

Затем проводятся индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа с нуждающимися детьми. Педагог организует её как самостоятельную деятельность детей. Например, дать детям задание собирать жёлуди, камушки и т. п. поочерёдно правой и левой ногой.

В это время остальные дети с помощником воспитателя проводят водные процедуры: умывание, обтирание, обливание прохладной водой рук.

Общая длительность гимнастики после дневного сна  для малышей составляет 7-10 минут, для старших дошкольников – 10-15  минут.

Летом эту гимнастику можно проводить при открытых фрамугах.

Ожидаемые результаты:

  • укрепить здоровье, иммунитет и опорно-двигательный аппарат детей;

  • повысить жизненный тонус и эмоциональное состояние;

  • развить координацию движений;

  • научит дышать через нос, выполнять движения по показу воспитателя;

  • будет способствовать воспитанию привычки к здоровому образу жизни

Таким образом, данная форма двигательной активности помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус.

Гимнастика после сна не должна быть долгой и утомительной. Главная ее задача: чтобы ребенок проснулся в хорошем настроении.

А главное — все это доставляет детям огромное удовольствие.


Список литературы

  • Алямовская В.Г. Материалы курса «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях». — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. — 80 с.

  • Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. — СПб. «Детство-пресс», 2012. — 94.


Приложение


Комплекс гимнастики после сна с детьми средней группы


Глазки наши все проснулись

И мы тихонько потянулись

А сейчас все улыбнулись

Посильнее потянулись

Подбородком грудь достали

К потолку глаза подняли

Влево – вправо посмотрели

На кроватку тихо сели (дети лежат в кроватях и постепенно просыпаются).


Самомассаж пальцев рук:

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним крепко

И вытягивать начну.

Пальчик с пальчиком сложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут как зайчики! (педагог показывают, дети выполняют)


Упражнения в кровати

  1. «Носочки» И. п.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и. п. (3-4 раза)

  2. «Часики тикают» И. п.: сидя, руки на коленях,  качаем головой в правую и левую сторону. (3-4 раза)

  3. Руки в стороны подняли, крепко так себя обняли (дети разводят руки в стороны, и обнимают себя (3-4 раза)

  4. Наклонились, потянулись до носочков дотянулись (наклоны вперед доставая до носочком (3-4 раза)

  5. Ноги вверх мы поднимали и тихонько покачали (дети по очереди поднимают вверх ноги (3-4 раза)

  6. А теперь мы с вами дети поедем все на велосипеде (дети ногами крутят велосипед)

  7. А теперь пришла пора дружно встать нам детвора (дети встают около кроватей)


Дыхательные упражнения

1. «Ку-ка-ре-ку». И. п. ноги врозь, руки опущены. Поднимают руки в стороны, а затем хлопают ими по бедрам и, выдыхая, произносят «ку-ка-ре-ку». (3-4 раза)

2.«Паровоз». Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х! » Повторять в течение 35—40 секунд.


Ходьба по корригирующей дорожке

Материалы подготовил(а): Малышева Светлана Валентиновна

Скачать

2020-11-16

Мне нравится | 0

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь у нас на сайте.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение