Открытое мероприятие по окружающему миру на тему «Заповедные места Пермского края»

Открытое мероприятие по окружающему миру.
Цель: знакомство с особо охраняемыми территориями Пермского края («Вишерский» заповедник, ландшафтный заповедник «Басеги»).
Задачи:
• воспитывать у детей интерес к природе родного края, желание больше узнать о ней;
• формировать ответственное, бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите;
• вспомнить и закрепить знания о Красной книге;
• повторить правила поведения в природе.
Материалы подготовил(а): Елена Анатольевна Садыева.

Библиотека материалов Дум Думыча

Открытое мероприятие по окружающему миру

2 класс, МОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа»

учитель начальных классов Садыева Елена Анатольевна


Заповедные места Пермского края


Цель: знакомство с особо охраняемыми территориями Пермского края («Вишерский» заповедник, ландшафтный заповедник «Басеги»).

Задачи:

  • воспитывать у детей интерес к природе родного края, желание больше узнать о ней;

  • формировать ответственное, бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите;

  • вспомнить и закрепить знания о Красной книге;

  • повторить правила поведения в природе.


Ход занятия


Приветствие

Ребята, готовы вы к занятию?

На вас надеюсь я, друзья!

Мы - хороший дружный класс,

Все получится у нас!             


Актуализация знаний

Ответьте на вопросы (можно хором, только дослушивайте вопрос до конца).

- Мы все с вами жители планеты …. Земля

- Мы живём в стране … Россия, Российская Федерация

- Мы живём в небольшой части РФ (России), которая называется … Пермский край


Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года.

Это всё вокруг -…(природа)

- А что такое природа? …. (Всё, что нас окружает и не создано руками человека.) Живая и неживая, солнце, воздух, вода, растения, животные…


- Какое значение в жизни каждого человека имеет природа? ….


- Правильно, природа имеет важное значение для человека, ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. Человек сам является частью природы и существовать не может без неё.


- А, как вы думаете, может ли человек своими поступками губить природу? ...


- Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества не раз с лица земли исчезали многие виды животных и растений. Тогда люди стали задумываться, как же сделать так, чтоб сохранить нашу природу, как исправить свои ошибки? И тогда они стали создавать заповедники и национальные парки.


- А, что такое заповедник? …

- Такое толкование этого слова даёт толковый словарь Ожигова. (Читает подготовленный ученик стр. 186).


Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие растения, животные, уникальные участки природы и культурные ценности.


- Как вы думаете, в Пермском крае есть заповедники? …

- Тема нашего занятия «Заповедные места Пермского края».

- Какова цель нашего занятия? …


Работа по теме урока

- Сегодня мы должны выяснить какие заповедники есть в Пермском крае, где они расположены, какие редкие растения и животные можно там встретить.


- Мы отправимся в путешествие по Пермскому краю. Мы совершим виртуальную экскурсию. Присаживайтесь поудобнее, отправляемся.


Видео ролик «Природа Пермского края» - 5 минут (остановить 2.56 (5-00)


- Посмотрите, на нашем пути горы.

- Кот знает, как они называются? …


- Перед нами - Уральские годы, самые старые горы. Они протянулись с севра на юг нашей страны. От Ледовитого океана до Казахских степей.

- У коренных народов существует такая легенда. Послушайте.


ЛЕГЕНДА ОБ УРАЛЬСКИХ ГОРАХ

Урал – главный пояс Земли.
Откуда взялись Уральские горы и когда начали течь могучие реки?

Спустились на землю удивительные существа Крылатая Калм и Йоли-Торум-Сянь, и стали они на ней жить. Но земля была неустойчивой, все время колыхалась, и однажды Йоли-Торум-Сянь подумал, что люди не приходят на эту землю, потому что она такая кожистая. И попросил он тогда Крылатую Калм подняться на небо к отцу Нум-Торуму. Взлетела Крылатая Калм высоко-высоко и нашла на небе своего отца. Нум-Торум спросил дочь: «Крылатая Калм, с чем ты ко мне пришла, какое слово молвишь?». Крылатая Калм ответила: «Священный бог и отец, Нум-Торум! Земля, где мы живем, все еще шевелится и колышется под ногами. Когда придут жить люди, они не смогут устоять на ногах. Сделай пояс для нашей Земли, укрепи её!». Нум-Торум, недолго думая, развязал свой пояс и бросил его на землю. Как только пояс упал, он сразу укрепился Уральскими горами да скалами, которые гигантской дугой легли от Ледяного океана до самых казахских степей, а меж ними потекли могучие реки.

Древние манси, живущие на Северном Урале, уверены, что этот пояс – ровно середина Земли. А кто не поверил, может подняться на небо и спросить правду у Нум-Торума!

Ширинкин П.С. «Книга легенд. Туристские легенды Пермского края»


- Именно здесь, в Уральских горах сохранилась уникальная дикая природа.

- Судьба горного хребта Басеги волновала пермских учёны и общественность. Ботаническое обследование Басег началось ещё в 1940 году. И только в 1982 году было принято решение об организации заповедника «Басеги». Заповедник расположен в восточной части Пермского края, в непосредственной близости Уральского хребта. Этот 30-километровый участок в далёком прошлом представлял единый горный хребет, в результате интенсивного разрушения Басеги превратились в ряд горных цепей, имеющие хорошо выраженные вершины – Северный, Средний и Южный Басеги. Самый высокий из них Средний Басег с высотой 994 м над уровнем моря.

Для заповедника характерно уникальное сочетание элементов европейской и сибирской растительности. В эпоху оледенения (много веков назад) ледник не дошёл сюда несколько десятков километров, эта часть Урала, и, в частности, Басеги, стала «областью переживания» для многих форм растений и животных. Среди растений заповедника есть растения доледникового и послеледникового периода.

По территории заповедника протекает 11 небольших рек, из них 8 являются нерестовыми для ценных и редких рыб – хариуса и тайменя.


-Сейчас одноклассники расскажут вам о редких растениях и животных, которые обитают в заповеднике «Басеги».


Сообщения детей:

  1. Шиверекия подольская;

  2. Калипсо луковичная;

  3. Ястребиная сова.


Шиверекия подольская. На известковых, скалистых террасах можно встретить небольшое невзрачное растение с подушкой опушенных листочков и небольшими белыми цветками на длинных цветоносах, растущее прямо на голом камне. Растение это относится к семейству капустных и называется Шиверекия подольская. Оно довольно типично для некоторых стран Европы, но нечасто встречается у нас. Всё дело в узком наборе экологических условий, в которых может существовать шиверекия. Ей обязательно требуются сухие известковые каменистые склоны. По этим причинам, а также из-за сокращения численности, она включена в Красную Книгу Росси.


Калипсо луковичная – занесён в Красную книгу Российской Федерации и Пермского края. Маленькое многолетнее травянистое растение с прямостоячим стеблем, с одним прикорневым листом и одиночным крупным цветком. Растёт в мшистых темнохвойных лесах. Цветёт в мае. Цветки опыляются шмелями. Погибают растения от вырубки старых зеленомошных лесов. Растение полностью вымирают, даже если вырубка находится рядом. Сильное воздействие оказывает и вытаптывание. Охраняется на территории заповедника «Басеги».


Ястребиная сова. Небольшая птица, немного меньше вороны: длина тела около 40 сантиметров, размах крыльев до 80 сантиметров. Окраска состоит из сочетания чёрного, серого и белого. Хвост длинный, ступенчатый. Лицевой диск светлый, окаймлённый почти четным ободком. Потревоженные у гнезда птицы издают резкие частые крики «ки-ки-ки…». Численность на территории Пермского края составляет 40 пар. Предпочитает вырубки. Гнёзда устраивает на крупных пнях и в дуплах чёрного дятла. Основным фактором вымирания являются беспокойство в гнездовой период, ликвидация дуплистых деревьев и высоких пней. Охраняется в заповедниках «Басеги», «Вишерский».


Физкульт минутка


Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Ручки мы сложили вот так.


Продолжение работы по теме урока


- Продолжаем наше путешествие и отправляемся в следующую заповедную территорию Пермского края.


Видео ролик «Природа Пермского края» - 13 минут


- О каких животных, охраняемых в заповеднике «Вишерский» услышали? … (северный олень, хариус).

- Кроме названных вами животных на территории «Вишерского» заповедника охраняются: Беркут, скопа, дербник, белая куропатка – они занесены в Красную книгу России и Среднего Урала.


- А что такое Красная книга? … + Прочтение стихотворения Б. Дубровина

- А вы знаете когда появилась Красная книга?

- В 1948 году было создано объединение по охране живой природы государственных, научных и общественных организаций в большинстве стран мира. В 1949 году была создана постоянная Комиссия по редким видам.  Её задачами было изучение состояния редких видов растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения, выработка соответствующих рекомендаций по их дальнейшей охране.

Основной целью Комиссии было создание всемирного списка (кадастра) животных, которым по тем или иным причинам угрожает вымирание. Председатель Комиссии Питер Скотт предложил назвать данный список Красной книгой.

Первое издание Красной книги МСОП вышло в свет в 1963 году. Это было «пилотное» издание с небольшим тиражом. Она имела вид перекидного толстого календаря, любой лист которого мог быть заменён новым.

Постепенно Красная книга МСОП совершенствовалась и пополнялась.

Последнее, четвёртое «типовое» издание, вышедшее в 1978—1980 годах,

Работа над Красной книгой МСОП продолжается. Это документ постоянного действия, поскольку условия обитания животных меняются и всё новые и новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Вместе с тем усилия, предпринимаемые человеком, дают хорошие плоды, о чём свидетельствуют зелёные её листы.

- Скажите, а достаточно ли только охранять растения и животных в заповедниках и заносить их в Красную книгу? …

- А что мы с вами можем сделать? …

Работа с правилами поведения на природе. Двенадцать «нельзя»


- Работа со схематическими знаками «Поведения в природе»

- Составление правил бережного отношения к природе.


Правила поведения в природе.

Двенадцать «нельзя»:

  1. Разорять птичьи гнезда;

  2. Рвать и бросать цветы, рвать большие букеты;

  3. Ломать ветки деревьев и кустов;

  4. Разорять муравейники и гнёзда насекомых;

  5. Шуметь в лесу;

  6. Поджигать траву и разводить костры без взрослых;

  7. Оставлять мусор в лесу и водоемах;

  8. Сбивать мухоморы и прочие поганки;

  9. Убивать лягушек и ужей;

  10. Брать лесных зверьков домой;

  11. Не ловить бабочек;

  12. Не топтать растения.


- Прочитаем памятку юного друга природы. Кто из вас хочет быть природе другом?


Рефлексия

- Подведём итог нашего занятия.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Оцените свою работу на занятии, используя схему

Открытое мероприятие по окружающему миру на тему «Заповедные места Пермского края» - Рисунок 1

я знаю и буду выполнять


Открытое мероприятие по окружающему миру на тему «Заповедные места Пермского края» - Рисунок 2
не все советы мне понятны

Открытое мероприятие по окружающему миру на тему «Заповедные места Пермского края» - Рисунок 3

со многими советами я не согласен


- Оцените свою деятельность на занятии, используя один из кружочков: зелёный (я знаю и буду выполнять советы бережного отношения к природе), жёлтый (не все советы мне понятны), красный (со многими советами я не согласен).


- Выбранный кружки приклейте на карту Пермского края.

- Посмотрите на карте больше всего зелёного цвета – значит природа в надёжных руках. Спасибо за работу.


Охраняется «Красной книгой».

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий.

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змей,

Охраняются даже цветы.

«Красная книга»- Красная!

Значит, природа в опасности! (Б.Дубровин)





9


Материалы подготовил(а): Елена Анатольевна Садыева

Скачать


Ещё по данной теме:


Дистанционные олимпиады по окружающему миру для начальной школы (1 - 4 классы)

На всю 3 четверть по окружающему миру 2 класс 16 тестов с ответами для прохождения на компьютере или в виде раздаточного материала по учебнику А. А. Плешакова (УМК «Школа России»)

18 тестов по окружающему миру для 3 класса на всю третью четверть с ответами по учебнику А. А. Плешакова (УМК «Школа России») для прохождения на компьютере или в виде распечатанных карточек.

22 теста по окружающему миру в 4 классе на всю 3 четверть с ответами по учебнику А. А. Плешакова ─ скачать для прохождения на компьютере или в виде распечатанных карточек


Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение