Главная / Библиотека / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Памятка "Как составить интеллект-карту" для педагогов работающих в ДОУ

Памятка разработана для педагогов, работающих в ДОУ. Благодаря ей можно легко составить совместно с детьми интеллект-карту по любой лексической теме для развития речи.

Библиотека материалов Дум Думыча

Интеллект-карта как средство развития связной речи у старших дошкольников.

1слайд:

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного

образования, направленной на реализацию ФГОС. В ФГОС

определены конкретные характеристики и качества личности, какими

должен обладать дошкольник, готовый к переходу на следующую ступень образования. В результате освоения каждой образовательной области должны быть сформированы определенные физические, личностные и интеллектуальные качества (в различном сочетании).

Работая с детьми дошкольного возраста приходится искать

вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и

направляющие процессы усвоения детьми знаний.

Поэтому, само введение ФГОС и проблемы в обучении дошкольников подчеркивает необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно

любознательность, активность; овладевший средствами общения и

способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется

достаточное количество технологий и методик. При разработке

логопедических технологий кандидат педагогических наук, доцент В. М.

Акименко предложил метод интеллект-карт в использовании развития

связной речи у детей. Я взяла метод интеллект-карт как идею и

адаптировала в работе с детьми .

Метод интеллект-карт был предложен и разработан английским психологом

Тони и Барри Бьюзен. Этот метод используется в разных сферах

деятельности, а также и в образовании.


2слайд:

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.


3слайд:

Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.

Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.


4слайд:

Результативность применения метода интеллект-карт достигается:

  • наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;

  • привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;

  • запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;

  • своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;

  • творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;

  • возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.


5слайд:

Общие требования к составлению любой интеллект – карты.

Главная идея обводится в центре страницы.

Лист располагается горизонтально.

Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.

Каждая мысль обводится.

В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

  • Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.


6слайд:

Алгоритм создания интеллект карт:

Постановка цели – рождение идеи

«Мозговой штурм», цель которого — записать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с создаваемым интеллектуальным продуктом.

Создание интеллект карты – структурирование информации, продумывание хода « детского исследования»

«Оформление» интеллект карты в ходе «детского исследования»


7слайд:

Первое направление

Сбор материала о предмете или объекте.

  • Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы

  • Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение.

  • Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

8слайд

Второе направление

Закрепление и обобщение материала.

Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.

Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.


9слайд

Развитие связной речи.

Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.

10слайд

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, а в особенности дошкольников с ОНР, даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: социально-коммуникативную, познавательную, речевую. Метод интеллект карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

Материалы подготовил(а): воспитатель Лозовая Галина Владимировна, Гринцова Татьяна Петровна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение