Папка по самообразованию в начальной школе «Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»
Цель:
повышение профессиональной компетентности по вопросу современных здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
1.Направить жизнедеятельность обучающихся на сохранение и укрепление здоровья;
2.Повышать заинтересованность детей и их родителей в укреплении здоровья.
Библиотека материалов Дум Думыча
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №7»
План самообразования
ТЕМА: «Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»
Составитель:
Ушакова Н.В.,
учитель начальных классов
г.Курган
2018г.
Забота о здоровье ребёнка –это не
просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил и не свод
требований к режиму, питанию, труду,
отдыху. Это, прежде всего, забота о
гармоничной полноте всех физических и
духовных сил, и венцом этой гармонии
является радость творчества.
В.А.Сухомлинский
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
По мнению специалистов - медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Этому способствует малоподвижный образ жизни, который стал нормой существования не только взрослых, но и детей. Существует довольно много цифр и фактов, которые говорят сами за себя… Например, возраст от 1 года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 до 60 дет, поэтому я использую в своей работе здоровьесберегающие технологии с целью сохранения здоровья обучающихся за период обучения в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции школьного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья.
Здоровьесберегающая деятельность школы это и диспансеризация, и профилактические прививки, утренняя гимнастика, дни и недели Здоровья, три урока физической культуры в неделю, горячее питание, спортивные школьные праздники, беседы о здоровье с учащимися и родителями.
Здоровьесберегающиетехнологии в урочное и во внеурочное время.
Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно - воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.
Цель:
повышение профессиональной компетентности по вопросу современных здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу здоровьесбережения;
учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения (различные виды массажа, самомассажа, комплексы общеразвивающих упражнений , физкультминутки, ритмические танцы, подвижные игры ит.д.);
направить жизнедеятельность обучающихся на сохранение и укрепление здоровья;
организовать работу по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
систематизировать изученную литературу
повышать заинтересованность детей и их родителей в укреплении здоровья.
Ожидаемые результаты работы:
1. Улучшение состояния здоровья учащихся.
2. Повышение внимания школьников и их родителей к вопросам здорового образа жизни.
Предполагаемый результат:
1. Проведение открытых уроков, мастер – классов для учителей с применением здоровьесберегающих технологий.
2. Доклады, выступления.
Способ демонстрации результатов проделанной работы:
Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом на методическом объединении учителей начальных классов.
Направления самообразования
Основные направления |
Действия и мероприятия |
Сроки реализации |
Профессиональное |
1.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 2. Повышать квалификацию на курсах для начальных классов. |
регулярно
регулярно
|
Психолого-педагогическое |
1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. |
регулярно |
Методическое |
1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся начальных классов. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения . 3. Принимать активное участие в работе МО учителей начальных классов. 4. Принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы учителей школы, района и др.регионов через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. 9. Проводить открытые уроки для коллег по работе. 10. Выступать с докладами по теме самообразования. |
регулярно
регулярно
регулярно
ежегодно
регулярно
регулярно
регулярно
регулярно
по плану МО ежегодно
|
Информационно-коммуникативное |
1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по предмету, педагогике и психологии. 3. Создать электронную почту. Учительский сайт для контакта с единомышленниками. |
регулярно
регулярно
|
Охрана здоровья |
1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2. Вести здоровый образ жизни. |
регулярно
регулярно |
Этапы работы
Этапы работы
|
Вид деятельности |
Диагностический
2018-2019 г.г. |
1. Анализ профессиональных затруднений. 2. Определение целей и задач темы. 3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования. 4.Курсы повышения квалификации учителей. 5.Изучение методической, педагогической и психологической литературы. |
Прогностический
2019-2020 г.г. |
1. Выступление с отчетом по итогам реализации практического этапа на МО учителей начальных классов. 2. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме. 3. Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме. 4.Корректировка работы. |
Практический, обобщающий
2020-2021 г.г. |
1.Открытые уроки на школьном уровне. 2.Участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3. Посещение семинаров. 4.Самоанализ и самооценка своих уроков. 5. Выступление на заседании МО учителей начальных классов по теме самообразование. 6.Оформление результатов работы. Размещение на пед.сайтах. |
Перспективный план работы
(2018-2019 г.г.)
Раздел плана |
Форма работы |
Практические выходы |
Отчет о выполнении |
Сентябрь |
|||
Работа с детьми |
Проведение Дня Здоровья. Организация подвижных игр (ежедневно) Проведение физкультурных занятий (в течение года). День здоровья. |
Учить детей охранять и укреплять свое здоровье Развивать эмоциональную сферу. Формировать гармоничную личность. Формировать потребность в двигательной активности, навыки здоровьесбережения. |
Фотоотчет
Фотоотчет |
Работа с родителями |
Индивидуальные беседы с родителями по теме « Спортивная одежда и обувь для занятий физкультурой» |
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме |
Конспект |
Самореализация |
Изучение программы по образовательной области «здоровье» |
Повышение знаний, сбор материала |
|
Октябрь |
|||
Работа с детьми |
Проведение динамических пауз во время уроков (в течение года) |
В качестве профилактики утомления
В качестве профилактики непропорциональной нагрузки на мышцы.
В целях укрепления организма
В качестве развития моторики. Выявить уровень физического развития детей. Сбор и обработка данных |
Фотоотчет |
Проведение релаксации (в течение года)
Проведение утренней гимнастики (каждый день) |
|||
Проведение пальчиковой гимнастики (ежедневно) Диагностика уровня физической подготовки детей. День здоровья. |
|||
Работа с родителями |
Консультация для родителей «Берегите глазки» |
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме |
Конспект |
Самореализация |
Работа с книгой Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику» |
Повышение знаний, сбор материала |
|
Ноябрь |
|||
Работа с детьми |
Проведение мероприятия (по плану).
День здоровья. |
Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность |
Фотоотчет |
Работа с родителями |
Консультация для родителей «Агрессивные дети» |
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме |
Конспект |
Самореализация |
Обновление уголка здоровья.
Продолжение работы с книгой Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику» |
Создание условий для сохранения здоровья Повышение знаний, сбор материала |
|
|
|
|
|
Декабрь |
|||
Работа с детьми |
Проведение новогоднего утренника.
День здоровья. |
Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность |
Фотоотчет |
Работа с родителями |
Консультация для родителей «Встречаем Новый год вместе с ребенком» |
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме |
Конспект |
Самореализация |
Анализ заболеваемости в зимний период |
Сбор аналитической информации |
|
Январь |
|||
Работа с детьми |
Проведение мероприятия (по плану).
День здоровья. |
Формировать потребность в двигательной активности, развивать умение сознательно вырабатывать полезные привычки. |
|
Работа с родителями |
Консультация для родителей « Что мы знаем о здоровье?» |
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме |
Конспект |
Самореализация |
Продолжение изучение программы по образовательной области «Физическая культура»» |
Повышение знаний, сбор материала |
|
Февраль |
|||
Работа с детьми |
Проведение утренника к Дню Защитника Отечества.
День здоровья. |
Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность |
Фотоотчет |
Работа с родителями |
Консультация «Отец как воспитатель» |
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме |
Конспект |
Самореализация |
Работа с книгой Т. А. Шорыгиной «Беседы о здоровье» |
Повышение знаний, сбор материала |
|
Март |
|||
Работа с детьми |
Проведение утренника к 8 Марта. День здоровья.
|
Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность |
Фотоотчет |
Работа с родителями |
Консультация «Счастье- это когда тебя понимают» |
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме |
конспект |
Самореализация |
Работа с методической литературой по здоровьесбере- жению |
Повышение знаний, сбор материала |
|
Апрель |
|||
Работа с детьми |
Игры на свежем воздухе.
День здоровья.
Мониторинг |
Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность Подведение итогов эффективности использования современных здоровьесбере-гающих технологий |
Фотоотчет |
Работа с родителями |
Консультация «Готовность к 5 классу» |
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме |
конспект |
Самореализация |
Продолжение изучения основной примерной программы «Мир открытий» по образовательной области «Здоровье» |
Повышение знаний, сбор материала |
|
Май |
|||
Работа с детьми |
Проведение праздника «День Победы» День здоровья. |
Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность |
Фотоотчет |
Работа с родителями |
Консультация «Что такое ЗОЖ?»
Собрание |
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме Подведение итогов работы. Анализ результатов совместной деятельности |
конспект |
Самореализация |
Продолжение изучения основной примерной программы «Мир открытий» по образовательной области «Физическая культура» Сбор информации |
Повышение знаний, сбор материала Пополнение методической копилки |
|
ЛИТЕРАТУРА
Коваленко Н.В. Школа здоровья и развития: монография Н.В.Коваленко.-Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007.
Менчинская, Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе : Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся - М.: Вентана-Граф, 2008.
Симкина, П.Л. Азбука здоровья : Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П.Л.Симкина, Л.В.Титаровский. – М.: Амрита-Русь, 2006.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009.
Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007.
Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение.
http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Ушакова Надежда Васильевна
Мне нравится | 3