Главная / Библиотека / ПСИХОЛОГИЯ И СОЦ. ПЕДАГОГИКА

Папка «работа по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних»

☝️Профилактика безнадзорности и правонарушений является одним из основных направлений воспитательной системы школы. В данной папке (редактируемом шаблоне Word) следующие пункты:
✔️ Организация помощи «трудным» детям.
✔️ Обязанности работников школы в работе с «трудными» детьми.
✔️ Цели, задачи в работе с «трудными детьми».
✔️ Индивидуальная карта «трудного» ребенка.
Скачать образец можно бесплатно по оранжевой кнопке после текста.

Библиотека материалов Дум Думыча











Работа

по профилактике правонарушений

и безнадзорности

несовершеннолетних





Проблемные («трудные») дети в школе



Работа с такими детьми основывается на трёх этапах.

1. Изучение проблемного ребенка.

На данном этапе проводится педагогическая диагностика учащегося, которая позволяет определить основные причины его плохого поведения. Для начала устанавливается взаимный контакт, за которым наступает расположение ребенка к беседе. В ходе нее возникает возможность изучить и исключить негативно влияющие факторы на развитие ученика, реализовать заложенный в нем потенциал и избавить его от внутренних страхов, которые могут мешать социальной адаптации. 



2. План работы.

Работа с трудными детьми в школе должна осуществляться по заранее намеченным целям. Первыми составляются основные методы, которые способны помочь в последующем перевоспитании трудного ребенка. Для начала происходит подбор убеждений, способных изменить его восприятие мира и окружающих. Далее происходит работа, направленная на возникновение желания учиться и слушаться, понимание своих внутренних переживаний и примерный взгляд в будущее ученика. В этот момент главное правильно спроектировать развитие личности и избавить ребенка от страха коллективных отношений.



3. Помощь педагогически запущенным детям.

В неблагополучных семьях все внимание педагога должно быть направлено на усиление чувств семейности. Им предпринимаются действия по сближению матери с ребенком и изучении основных проблем в их взаимопонимании. Побуждение заинтересованности матери судьбой своего отпрыска, дает большие шансы на его благополучное будущее и физическое здоровье. Активно осуществляется моральная поддержка ребенка, увеличение его круга общения, интересов и направленностей.



Организация помощи «трудным» детям



I. Организация педагогической помощи.

  1. Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка.

  2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках «трудных» учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие «синдрома неудачника».

  3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи «трудным» в выполнении общественных поручений.

  4. Формирование положительной Я – концепции. Создание для личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. Анализ результатов деятельности, достижений. Поощрение положительных изменений. Переход от авторитарной педагогики – к педагогике сотрудничества и заботы.



II. Организация медицинской помощи.

  1. Проведение систематического диспансерного осмотра «трудных» школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения.

  2. Проведение профилактических мероприятий по предупреждению вредных привычек.

  3. Половое просвещение «трудных» подростков.



III. Организация психологической помощи.

  1. Изучение психологического своеобразия «трудных» детей, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

  2. Выявление проблем семейного воспитания: неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие и.т.д.

  3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах, найти способ их решения.

  4. Индивидуальные беседы с «трудными» детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.

  5. Коррекция средств воспитания для положительного воспитательного воздействия.

«Трудные» дети бывают разного возраста, поэтому воспитателю необходимы знания возрастной педагогики, чтобы правильно спланировать свою работу.



«Трудный»: младший школьный возраст.

В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда – неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе (Приложение 2). Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

На данном этапе ребенка следует научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать «что такое хорошо и что такое плохо». Создавая «ситуацию успеха», вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу), обучать правильно относиться к неудачам, уметь исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять «синдром неудачника».



«Трудный»: средний школьный возраст.

В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают грубость, невыдержанность, агрессивность, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими. Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивляемость, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.

Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм, предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.

Следует помнить, что общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребенку. Можно выделить следующие особенности его применения к «трудным детям»:

  1. Любить и уважать «трудных» детей сложнее, чем хороших, но любовь и забота нужна им больше, так как они, как правило, обделены этим;

  2. Говорить с «трудными» как с взрослыми; не ломать резко их нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно;

  3. Взять в основу работы с «трудными» оптимистическую гипотезу, верить в их исправление;

  4. Предоставлять «трудному» проявить себя с положительной стороны;

  5. Организовать переубеждение на их собственном опыте;

  6. Предъявляя требования к «трудному», нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;

  7. Быть с «трудным» искренним, не лицемерить, не унижать его;

  8. Не скупиться на поощрения и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков «трудного»;

  9. Всячески поддерживать усилия «трудного» по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;

  10. Влиять, прежде всего, примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к людям, к детям.







Обязанности работников школы

в работе с «трудными» детьми



Директор школы.

Совместно с администрацией, педагогами школы продумывает систему воспитательной работы: содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающих высокий уровень воспитательных мероприятий. Заботится о создании четко организованного, управляемого ученического коллектива. Владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностях семей, положением « трудных» детей , работает с их родителями.



Заместитель директора по учебной части.

Заботится о получении школьниками базового образования. Организует ГПД, дополнительные занятия по предметам, корректирует обучение и воспитание на уроке. Посредством малых педсоветов, педагогических консилиумов влияет на выработку понимания проблемы ребенка, определения подходов в работе с ним, создает атмосферу доброжелательности в школе, детской среде.



Заместитель директора по воспитательной работе.

Знает проблемы детей и их семей. Владеет информацией о социальном окружении подростков. Сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты детей и семей. Организует работу с «трудными» подростками и их наставниками. Заботится о микроклимате в школе и классах.



Социальный педагог.

Знает детские проблемы, неблагополучные семьи, тревожные точки микрорайона. Способствует реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья учащихся, выполнению обязательного всеобуча. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи обучающимся детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в трудную жизненную ситуацию. Изучает личность «трудного» ребенка и воспитательную ситуацию выявления нравственных ориентаций ребенка и воспитательных возможностей семьи и коллектива; делает выбор методов, приемов, форм перестройки воспитательной ситуации и нравственной переориентации личности; реализует воспитание «трудного» на основе координации воспитательных усилий школы, семьи, среды; анализирует полученный результат. Ведет карточки на «трудных».



Классный руководитель.

Решает задачи разрушения трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, учителями-предметниками планирует работу с «трудными» и их семьями, педагогами, коллективом сверстников; создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе.

Школьный психолог.

Развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе. Выбирает избирательные отношения ребенка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применении методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает анкетный материал, материал, собранный в ходе наблюдения и т.д.

Психолог предполагает результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов и родителей; ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.



Шефы-наставники.

Назначаются исходя из мнения детей. Положительно влияют на «трудных» детей, помогая преодолевать трудности.

У наставника и подшефного формируются общие духовные интересы, совместные переживания. Наставник хорошо осведомлен о жизни ребенка, чутко и внимательно относится к его проблемам, принимает активное участие в судьбе ребенка.



Учителя-предметники.

Создают «ситуацию успеха», формируют отношение к учению. Используют приемы, формы и методы индивидуальной работы на уроке.



Родители.

Заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для чтения книг ребенком, занятий спортом. Оберегают ребенка от нежелательных контактов, не допускают бесконтрольного пребывания его на улице.



Инспектор по делам несовершеннолетних.

С каждым «трудным» школьником, уклоняющимся от учебы и труда, проводит следующую работу:

  • лично беседует с ребенком по вопросу его поведения, предупреждает о последствиях с позиций закона, помогает подростку трудоустроиться, контролирует его учебу;

  • информирует школу, семью о принятых мерах к «трудным» подросткам;

  • выявляет факты антиобщественного поведения родителей, лиц, негативно влияющих на подростка, готовят материал по этому вопросу для комиссии по делам несовершеннолетних;

  • совместно с учителями, социальными педагогами, администрацией школы определяет меры индивидуального воздействия на «трудных», принимает меры по ограничению воздействия родителей и лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотическими веществами;

  • ведет картотеку лиц, взятых на учет; непрерывно осуществляет наблюдение за ними лично; предупреждает родителей и учителей о негативных тенденциях в поведении того или иного ребенка, о последствиях, которые его ожидают;

входит в состав школьной комиссии по профилактике правонарушений.

Цели, задачи в работе с «трудными детьми»



Цели:

1. Формирование критериев оценки положительных и отрицательных качеств, побуждение подростков к самопознанию.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задачи:

1. Изучение условий индивидуального подхода к учащимся, их особенностей умственного, физического и нравственного развития и сбор сведений о системе его моральных ценностей и правил поведения.

2. Анализ поступков, суждений, взглядов и причин,

мотивов поступков, изучение ведущей линии поведения.

3. Знакомство с условиями жизни учащихся, особенностей их волевой сферы, знакомство с правилами и взаимоотношениями в семье.

4. Создание условий для проявления у учащихся чувства собственного достоинства, адекватной самооценки.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________















Индивидуальная карта «трудного» ребенка



Социально-психологическая карта учащегося

Фамилия:___________________________________________________________________________

Имя _______________________________________________________________________________

Отчество___________________________________________________________________________

Дата рождения__________________________

Домашний адрес____________________________________________________________________

Домашний телефон_________________ Рабочий родителей_______________________________



Сведения об учащемся

  1. Состав семьи:

Мать ________________________________________________________________________

Отец_________________________________________________________________________

Мачеха_______________________________________________________________________

Отчим _______________________________________________________________________

Бабушка _____________________________________________________________________

Дедушка______________________________________________________________________



  1. Образование родителей: мать (мачеха) отец (отчим)

Высшее ____________ ____________

Неполное высшее ____________ ____________

Среднее специальное ____________ ____________

Общее среднее ____________ ____________

Неполное среднее ____________ ____________



  1. Где и кем работает:

Мать (мачеха)_________________________________________________________________

Отец (отчим) __________________________________________________________________

4. Количество детей в семье_________ возраст___________________________________

Вид занятий __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Тип воспитания:

Учебный год

Типы

____-____ уч.год

____-____ уч.год

____-____

уч.год

____-____ уч.год

Гармоничное





Эмоциональное отвержение





Гиперопека





Жестокие отношения в учреждении

общественного воспитания







  1. Характер эмоциональных отношений в семье:

Учебный год

Типы

____-____ уч.год

____-____ уч.год

____-____ уч.год

____-____ уч.год

Атмосфера дружбы, взаимопонимание, дружбы





Отношения ровные, без эмоциональной близости





Эпизодически возникающие конфликты





Жестокие отношения в

учреждении общественного воспитания







  1. Степень выраженности асоциальных взглядов в семье:

Учебный год

Типы

____-____ уч.год

____-____ уч.год

____-____ уч.год

____-____ уч.год

Характерно разумное сочетание духовных и

материальных потребностей





Духовные потребности недооценены





Характерны духовные потребности





Преобладает стяжательское настроение в семье







Допускаются любые средства

достижения корытных целей







  1. Степень аморальных проявлений в семье:

Учебный год

Типы

____-____ уч.год

____-____ уч.год

____-____ уч.год

____-____ уч.год

Здоровый образ жизни





Один из родителей склонен к

выпивкам, скандалам





У родителей эпизодические запои,

семейные скандалы





Частые запои, дебоши, аморальное

поведение родителей





Повседневные проявления аморальности,

алкоголизм родителей





Необходимость в лишении родительских

прав, изъятии детей











Особенности личности учащегося:

  1. Работоспособность:

Учебный год

Типы

____-____ уч.год

____-____ уч.год

____-____ уч.год

____-____ уч.год

Способен к длительным усилиям,

преодолению трудностей, прилежен





Усилия не регулярны, мало-

продолжительны





Работоспособность низкая, ленив





  1. Дисциплинированность:

Учебный год

Типы

____-____ уч.год

____-____ уч.год

____-____ уч.год

____-____ уч.год

Дисциплинирован, способен к самодисциплине





Дисциплинирован под влиянием

внешних воздействий (под страхом наказания)





Недисциплинирован







  1. Сформированность и готовность к труду:

Учебный год

Типы

____-____ уч.год

____-____ уч.год

____-____ уч.год

____-____ уч.год

Элементарные навыки самообслуживания

и их использование в повседневной жизни





Общетрудовые умения и навыки





Умение рационально организовать

свой труд, контролировать себя в труде,

пользоваться

эффективными приемами





Трудолюбие, готовность выполнять

любую нужную работу





Качество выполнения трудового задания






Наблюдательность и внимательность в процессе обучения труду и в трудовой деятельности







  1. Интересы и увлечения:

Внешкольная деятельность (факультатив, кружок, спортивная секция, студия, клуб и т.п.)

Дата начала занятий

Примечание




















  1. Уровень развития полезных интересов, знаний, умений, навыков (спортивные, трудовые, художественные):

Учебный год

Типы

____-____ уч.год

____-____ уч.год

____-____ уч.год

____-____ уч.год

Индифферентность интересов,

преобладание пустого времяпровождения





Интересы поверхностные, неустойчивые,

развлекательного характера





Интересы и полезные занятия не получили

самостоятельного углубленного развития,

формируются больше под влиянием других





Интересы глубокие, разносторонние, но

не закреплены в полезных знаниях,

умениях, навыках





Глубокие интересы, выражаются в самостоятельной работе по закреплению полезных знаний, навыков, умений





Наблюдательность и внимательность в процессе обучения труду и в трудовой деятельности









  1. Социометрический статус (положение в группе):

Учебный год

Типы

____-____ уч.год

____-____ уч.год

____-____ уч.год

____-____ уч.год

Лидер (наибольшее число выборов)





Признанный (выбирают как в своей, так и в другой группе)





Индивидуалист (никого не выбирает)





Изолят (никого не выбирает из членов группы, и его не выбирают)





Примкнувший (его не выбирают в группе, но он выбирает хотя бы одного )















13


Материалы подготовил(а): психолог Веренич Виктория Николаевна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение