Парциальная программа родительского клуба «Я и мои родители»

👨‍👩‍👧‍👦Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Дошкольное образование.

Библиотека материалов Дум Думыча


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 «Мечта»












Программа родительского клуба

"Я и мои родители "



Парциальная программа родительского клуба «Я и мои родители» - Рисунок 1




Составила:

Лысова Галина Юрьевна







г. Нижневартовск




Содержание


1

Паспорт программы


2

Пояснительная записка


3

Принцип взаимодействия с семьей.


4

Формы общения педагогов с родителями воспитанников



5

Основные направления работы с семьей в ДОУ


6

Перспективный план работы с родителями


7

Совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию детей


8

Семейные традиции


9

Ожидаемый результат освоения программы



10

Список литературы

























  1. Паспорт программы

Наименование Программы

Парциальная программа «Я и мои родители»

Основания для разработки Программы

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 года;

Закон РФ « Об образовании»,

Концепция дошкольного образования,

Семейный кодекс Российской федерации,

Устав МАДОУ ДС№5 «Мечта»

Локальные акты МАДОУ ДС №5 «Мечта»

Договор с родителями

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ДОУ, приведенная в соответствии с ФГОС ДО.

Заказчик Программы

МАДОУ города Нижневартовска ДС № 5 «Мечта», родители (законные представители)

Срок реализации

1 год

Составитель Программы

Воспитатель: Лысова Г.Ю.

Цель Программы

Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности

Задачи Программы

*Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.

*Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.

*Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.

*Формировать позитивные формы общения.

*Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.

* Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Уровень реализации

Дошкольное образование

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка предшкольного возраста; объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; создание условий для успешной социализации детей в школе; повышение педагогической культуры родителей и воспитателей; рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению; выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.

Парциальная программа родительского клуба «Я и мои родители» - Рисунок 2

































"Человек рождается не для того, чтобы

исчезнуть никому неизвестной пылин-

кой...Человек оставляет себя прежде

всего в человеке. В этом высшее счастье

и смысл жизни. Если ты хочешь остаться

в сердце человеческом, -воспитай своих

детей".

В.А.Сухомлинский





2. Пояснительная записка

Концепция модернизации российского образования определяет обеспечение качества образования как главную задачу российской образовательной политики на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В работах современных авторов (М. В. Рухлет, А. М. Майоров, В. П. Панасюк и др.) качество образования определяется как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям ДОУ на основе норм, требований стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Семья для ребенка -это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение, поэтому в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. При разработке системы взаимодействия с семьями воспитанников, ориентируясь на последние исследования по данной проблеме, проведённые в Центре «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, изучала работы учёных Института развития дошкольного образования РАО (А.Кошелева, М.Медведева, В.Кудрявцев), анализировала «Концепцию дошкольного образования». Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Главное в этом направлении установление доверия между семьёй и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов. В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа педагогического и медицинского персонала МБДОУ по реализации образовательной программы учреждения обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса. Субъективные причины возникают в некоторых случаях, как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей. К ним можно отнести неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от ДОУ. Первые возникают, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, начинают жить в неком мифе, что «детский сад всему научит», и теперь их основная задача – обеспечение материального существования своего чада. Негативное отношение может произрастать из уже полученного ранее негативного опыта взаимодействия с ДОУ родителей или их знакомых, а также из средств массовой информации, периодической печати, интернета, которые содержат не всегда проверенные сведения, нанося тем самым вред системе дошкольного образования в целом. Другая причина конфликтов связана с тем, что педагог порой становится для родителей символом власти, контролером, который оценивает их действия, поучает их. И когда педагог говорит о ребенке, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно полагает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Причем у педагогов возникает похожая ситуация, когда они воспринимают родителей как неких инспекторов, которые ежедневно ходят и проверяют их работу. Многие воспитатели и специалисты высказываются о трудностях работы с родителями. Действительно, все родители разные. И к каждому нужно найти определенный подход. Так некоторые воспитатели признаются, что «тушуются» перед родителями, поскольку не уверены в том, как правильно с ними разговаривать, чтобы не сказать лишнего и подать информацию о ребенке в верном ключе. Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. Сотрудничество ДОУ с родителями развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных средств пропаганды педагогических знаний, для чего были разработаны достаточно эффективные формы педагогического просвещения. В сложившейся социально-экономической ситуации и модернизации образования этого уже недостаточно. Исследования убедительно показывают, что осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление их дистанцирования от детского сада позволяют значительно повысить эффективность воспитательно-образовательной работы и подготовить детей к школьному обучению. Для актуализации в сознании молодых родителей и старшего поколения понимания самоценности дошкольного периода детства, как базиса всей последующей жизни человека, создана и успешно внедряется инновационная система работы по организации сотрудничества с родительской общественностью.

Актуальность программы

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт.
Нашим учреждением накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечение всестороннего развития личности.

Цель и задачи

Цель: Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Задачи:

1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.

2.Осуществлять просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.

4.Формировать позитивные формы общения.

5.Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.

6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду. Во – первых они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решение. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового – насколько оно нужно и полезно. Взрослые отличаются большей критичностью и самостоятельностью.

В связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия, право на участие в планировании и формировании содержания программы.



На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

Принципы взаимодействия с семьей:

1.Принцип партнёрства родителей и педагогов в воспитании детей.

2.Единое понимание целей и задач воспитания и обучения детей педагогами и родителями;

3.Помощь , уважение и доверие к ребёнку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

4.Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

5.Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.



Формы общения педагогов с родителями воспитанников:

Теоретики и практики дошкольного воспитания, подчёркивая необходимость связи ДОУ с семьёй и необходимость совершенствования форм и методов работы с родителями, выявили специфику этой работы.

В основу программы положена модель взаимодействия воспитателя с

семьей. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Работа с семьёй по педагогическому просвещению разнообразна. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогические знания.

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы», лектории, диспуты, вечера вопросов и ответов.

Они подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

К индивидуальным формам относятся консультации, поручения, посещения на дому, педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например посещение семьи. Особенность беседы – активное участие и воспитателя и родителей.

К групповым формам относятся работа с родительским комитетом, тренинги, родительские клубы.

Наглядно – информационные методы знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы (сайты детского сада и группы, компьютерная презентация, стенды, выпуск газеты, буклетов, совместные выставки рисунков и фотографий, дни открытых дверей)общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ и игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Можно выделить четыре направления по вовлечению родителей в совместную педагогическую деятельность по воспитанию детей.

Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем.

 Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:

1. Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности».

2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ – признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.

3. Открытость по отношению к семье воспитанника.

4. Индивидуальный подход – учет социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей.

5. Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон. Формы выбираются в зависимости от интереса семьи, возможностей ДОУ, региональных, социально- экономических, психологических условий.

6. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.

7. Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

8. Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

9. Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания.

Ценности: сотрудничество и диалог между педагогами и родителями, эмоциональный комфорт ребенка и его развитие в соответствии с задачами возрастной ступени развития.

Основные направления работы с семьей в ДОУ:

Анализируя формы работы с родителями, можно условно сформулировать 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.


  1. Познавательное направление.

Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Это направление включает:

- общие, групповые собрания;

- консультации и индивидуальные беседы;

- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывают интересы и способности, о которых и сами не подозревали:

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов;

- совместные экскурсии;

- открытые НОД.

Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.

- совместное создание предметно-развивающей среды;

- телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей) .

- утренние приветствия;

- Почта доверия;

- семейные проекты.

  1. Информационно-аналитическое направление.

Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.

По данному направлению можно проводить:

- анкетирование;

- тестирование.




Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.

  1. Наглядно-информационное направление.

Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.

Данное направление включает:

- родительский уголок, включающий различную информацию.

Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.

- нормативные документы;

- объявления и рекламы; - продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки) ;

- папка-передвижка.

Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.

- эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл».

- фотовыставки;

- выпуск газет.

  1. Досуговое направление:

Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.


Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.

По данному направлению можно организовать:

- праздники, которые можно закончить чаепитием. Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они.

- развлечения;

- знакомство с профессиями родителей;

- празднование дней рождения;

- выставка семейной коллекции

- акции. У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.

- дни добрых дел.

Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.


Перспективный план работы с родителями

Название мероприятия

Участники

Ответственные

Срок

Презентация детского сада

Родители вновь поступающих детей.

Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели, музыкальный руководитель

июнь – август

Анкетирование «Давайте познакомимся»

Родители вновь поступающих детей

Воспитатели

июнь – август

Оформление информационных стендов в группах.

Родители всех возрастных групп

Зам.зав по ВМР, воспитатели

сентябрь

Консультация «Первые в ДОУ»

Родители вновь поступающих детей

Воспитатели медсестра

Сентябрь-

октябрь

Групповые родительские собрания

Родители всех возрастных групп

Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели

сентябрь

Консультация «Разговор о правильном питании»

Родители

медсестра

сентябрь

День здоровья

Родители

Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели

сентябрь

Заседание родительского комитета ДОУ

Члены родительского комитета

Заведующая

сентябрь

Консультация «Если ребёнок медлительный»

Родители

Зам.зав по ВМР, воспитатели

октябрь

Анкетирование «Что вы ждете от детского сада ?»

Родители

Воспитатели

октябрь

Выставка детских поделок, работ  «Осень, осень в гости просим!»»

Родители

Воспитатели

октябрь

Концерт к Дню пожилого человека

Родители

Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели, музыкальный руководитель

октябрь

Утренники

Родители

Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели, музыкальный руководитель

сентябрь-июнь

Консультация «Почему дети кусаются?»

Родители

воспитатели

октябрь

Открытые занятия

Родители

Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели, музыкальный руководитель

сентябрь-май

Анкетирование «Первый раз -первый класс»

Родители

подгот. гр.

Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели, музыкальный руководитель

ноябрь

День открытых дверей(ознакомление родителей с деятельностью ДОУ)

Родители

Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели, музыкальный руководитель

ноябрь

Консультация «О воспитании правдивости в детях»

Родители

Педагог-психолог

ноябрь

Оформление в уголках для родителей тематики «Мы за здоровый образ жизни»

Родители

Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели, медсестра

ноябрь

Консультация  «Что дети ждут от Деда Мороза?  Как дарить новогодние подарки?»

Родители

воспитатели

декабрь

Конкурс семейных работ «Зимушка хрустальная»

Родители

зам.зав по ВМР, воспитатели

декабрь

Защита проектов « Чем занять ребёнка в выходной день»

Родители

зам.зав по ВМР, воспитатели

декабрь

Анкетирование «Растем здоровыми»

Родители

зам.зав по ВМР, воспитатели

январь

Консультация «Роль отца в воспитании ребенка»

Родители

зам.зав по ВМР, воспитатели

январь

Консультация «Здоровый образ жизни»

Родители

медсестра

январь

Беседа с родителями об организации семейных прогулок

Родители

воспитатели

январь

Групповые родительские собрания "Мир глазами ребёнка"

Родители

зам.зав по ВМР, воспитатели

январь

Творческая гостиная «Мое солнышко»

Родители

зам.зав по ВМР, воспитатели

февраль

Конкурс «Новогодние постройки»

Родители




воспитатели

февраль

"Коли семья вместе, то и душа на месте"

Родители




зам.зав по ВМР, воспитатели, музыкальный руководитель

зам.зав по ВМР, воспитатели

Круглый стол "Полезные привычки"

Родители






зам.зав по ВМР, воспитатели


Спортивные состязания между командами родителей детей разных групп

Родители

зам.зав по ВМР, воспитатели

февраль

Оформление уголков к 23 февраля.

Родители

воспитатели

февраль

Анкетирование  «Качество питания в детском саду»

Родители

Воспитатели

медсестра

март

Выставка детских работ «Весна красна»

Родители

воспитатели

март

Оформление уголков для родителей «Мамочка любимая моя»

Родители

зам.зав по ВМР, воспитатели

март

Консультация «Развитие речи детей 4-5 лет»

Родители

зам.зав по ВМР, воспитатели, логопед, психолог

март

Консультация «Животные в доме»

Родители

зам.зав по ВМР, воспитатели

март

Фольклорное развлечение «Масленица»

Родители

Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели, музыкальный руководитель

март

"День семьи"

Родители

подг.гр.

Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели, музыкальный руководитель

апрель

Родительская фотовыставка «Моя семья»

Родители


Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели

апрель

Групповые родительские собрания

Родители


воспитатели

апрель

Заседание родительского комитета, попечительского совета

Родители


Родительский комитет, попечительский совет

апрель

Анкетирование по результатам года

Родители


Воспитатели

логопед

апрель

Консультация «Путешествие в детство»

Родители


Воспитатели

медсестра

май

Беседа «Детям знать положено правила дорожные»

Родители


Беседа «Ребенок на дороге»

май

Консультация «Как отпраздновать день рождения ребенка?»

Родители


Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели, психолог


май

Консультация «В школу без дефектов речи»

Родители

подг.гр.

Воспитатели

логопед

май

"О чём мечтают дети"

Родители


Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели, психолог


май

Анкетирование по оценке работы дошкольного учреждения и педагогов.

Родители


Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели,

май






Совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию детей в детском саду и дома.

  Одной из главных задач детского сада является усиление связи между повседневной воспитательно-образовательной работы с детьми и процессом воспитания ребенка в семье.

Разумные поручения, задания и т. п., которые дошкольники должны выполнять дома (но не повторять, не копировать, что делалось в группе), направлены на повышение самостоятельности, творческой активности детей и активизацию взрослых членов семьи.

Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, все это оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника.

Очень важными для формирования личности ребенка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовывать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей.

Содержание работы детского сада с семьей должны быть тесно связано с содержанием воспитательно-образовательной работы с детьми.


Семейные традиции

     Соблюдение и обогащение семейных традиций - одно из направлений Программы.

Цель данного направления: взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; а также повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как педагогам.

Задачи взаимодействия с семьей:  

-  укреплять и охранять здоровье детей;

-  развивать способность устанавливать простейшие связи между взрослыми и детьми;

-сообщать родителям о значении стиля общения с детьми для их развития.

     У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Самое лучшее нам

хочется «взять с собой» во взрослую жизнь, продолжать лучшие семейные

традиции. Мы предлагаем в ходе изучения социального статуса семьи, поинтересоваться и семейными традициями семей воспитанников детского сада, это поможет в проведении праздников в ДОУ, обозначит формы работы с семьей в течение года, в совместных мероприятиях, проводимых в детском учреждении, родители поделятся свои опытом по сохранению и продолжению семейных традиций.





Ожидаемый результат освоения программы

 

Повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка предшкольного возраста; объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; создание условий для успешной социализации детей в школе; повышение педагогической культуры родителей и воспитателей; рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению; выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.




Литература.

Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М.,1994.

.    Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. – М.просвещение 1989
Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М., 1991.

Глебова С.В.Детский сад-семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей ДОУ и родителей. ТЦ "Учитель",2005

Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А.. Детский сад и семья методика работы с родителями.  Издательство «Мозаика-Синтез» м. 2008

Евдокимова Е.С., Додокина Н.В.. Семейный театр в детском саду, совместная деятельность педагогов, родителей, детей.   Издательство «Мозаика-Синтез» м. 2008

Зацепина М.Б.. .    Развитие ребенка в театрализованной деятельности. ТЦ «Сфера» м. 2010

ЗвереваО.Л., КротоваТ.В. Общение педагога с родителями. Методический аспект

Доронова Т.Н.Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй.М.:"Сфера",2002

Доронова Т.Н.и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей/-М..:Просвещение,2005

Солодянкина О.В.Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.:Аркти,2004.

   Практический журнал  «Воспитатель ДОУ»

  Журнал «Дошкольное воспитание»

 Журнал «ребенок в детском саду».








Приложение 1



Анкета для родителей "Знаете ли вы свою родословную?"


1.Знаете ли место рождения своих родителей?


2.Кто были ваши дедушка и бабушка?


3.Что вы знаете об их Родине?


4.Социальное происхождение бабушки и дедушки?


5.Владеете ли сведениями о своих прабабушке и прадедушке?


6.Знаете ли вы интересные случаи из жизни ваших предков?


7.Есть ли в вашем доме семейные реликвии, передающиеся по наследству?


8Рассказываете ли своим детям о ваших предках?


9.Как часто посещаете свою родину?


























Приложение 2


Перспективный план занятий родительского клуба

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

«Моя семья»

Цель: сформировать представления молодых родителей о семье.

«Детско-родительские отношения» Цель: помочь родителям понять характер взаимоотношений с ребенком.

«Общаемся с детьми» Цель: изменение родительских позиций с целью гармонизации стиля воспитания.

Декабрь

Январь

Февраль

«Психологический климат семьи»

Цель: учить родителей моделировать наиболее комфортные отношения в семье

семье «Когда ребенок сводит Вас с ума» Цель: повышение родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка. Обучение эффективным способам взаимодействия с ним.

«Я тебе доверяю» Цель: обучение конструктивному решению конфликтов.

Март

Апрель

Май

«Роль отца в семье» Цель: формировать представление о роли отца в семье, его отношения к воспитанию

Родительский практикум «Учусь быть родителем» Цель: коррекция взаимоотношений, формирование взаимопонимания, положительного эмоционального настроя. Закрепление полученных знаний.

«Ваш ребенок повзрослел» Цель: формирование системы представлений родителей о готовности семьи к взрослению ребенка. Повышение родительской компетенции по вопросу воспитания ребенка. Снижение тревожности перед трудностями адаптации к новым условиям




























Приложение 3



"Семейные праздники и традиции"


 

«Два мира есть у человека: один – который нас творил, другой – который мы от века творим по мере наших сил»

Н Заболоцкий.

Родина, отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: мать, и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование ценностей родной культуры в дошкольном возрасте – это есть естественный и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит  от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома и в детском саду.
Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. У каждой семьи есть свои традиции, свои семейные обряды, свой исторический эпос и материальная культура. Семья является для ребенка первым и ближайшим к его практическому и духовному опыту человеческим сообществом, в котором все его члены связаны кровным родством и где самым глубинным образом, непосредственно в постоянном семейном общении традиционные ценности народа передаются от одного поколения к другому. Именно с помощью
загадок наши предки учили своих детей видеть мир и его составные части. Игры в народной культуре помогали освоению мира, социальных отношений людей через целостный художественный комплекс, сочетающий в себе пластическое движение, пение, речь, традиционное ролевое поведение персонажей; учили соблюдать отношения между участниками игры на основе правил, которые уважались всеми. Наши предки широко использовали народный фольклор – это игра на народных инструментах и произведения поэзии пестования – колыбельные, песни, потешки, прибаутки.

В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений. Вместе с родителями дети могут принимать участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях.

Не менее важно в семье поощрять певческие проявления. Направлять интересы детей на исполнение песен, доступных по содержанию и музыкальному языку (небольшие по объему, ярки мелодии, удобный диапазон). Как можно чаще устраивать семейные дуэты (с мамой, папой, бабушкой и дедушкой), что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению и песням.  Поддерживать интерес к музыкально-двигательной деятельности детей и как можно чаще создавать ситуации для танцевальных импровизаций.

Эффективная форма общения взрослых и детей являются праздники. Праздник – это: встречи и общение взрослых и детей, проведение игр, развлечений, которые можно использовать и дома и в саду, получение ребенком социального опыта общения со своими родителями, другими детьми и взрослыми в особой праздничной обстановке, торжество, радость, веселье, которое разделяют и взрослые и дети.

Пройдут годы, дети  забудут музыкальные произведения, которые звучали на празднике, танцы которые они исполняли и многое другое. Но они навсегда в своей памяти сохранят тепло общения, радость сопереживания, которое они с собой силой смогли ощутить именно рядом со своими родными и близкими. Примерные темы мероприятий, которые можно использовать дома с детьми для развития семейных традиций:

  1. Мир вокруг дома (мир природы и людей в их единстве).

  2. Строим дом (обряды и обычаи строительства старинного дома).

  3. Мой  дом (интерьер дома).

  4. Кто живет в нашем доме (состав многопоколенной семьи).

  5. Имя – великое сокровище (знание своего имени и имен своих родственников).

  6. За семейным столом (старинные традиции застолья – способ укрепления семьи).

  7. У колыбельки (колыбельные песни; нежные взаимоотношения матери и ребенка: любовь как основа семьи).

  8. Готовим наряды к празднику (украшение помещения, изготовление костюмов).

  9. Игры (народная детская игровая культура).






Используемая литература:

  1. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, 2003г.

  2. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду /Программа и методические рекомендации/, 2006г.

  3. Зацепина М.Б. Народные праздники в детском саду, 2006 г.

  4. Журналы «Музыкальный руководитель» 2006-2008 гг.

5.Журналы «Воспитание дошкольника» 2000-2008 гг.

6.Журналы «Ребенок в детском саду» 2001-2008 гг.

7.Чайковский П.И. Детский альбом (слушание музыки).

8.Загадки, игры, потешки, пестушки, песни.








Приложение 4



Анкета для родителей

"Знаете ли вы своего ребёнка?"


Выявление потребностей родителей в педагогических знаниях, анализ допускаемых ошибок, стимулирование наблюдений за детьми, стремление понять своего ребёнка.



Считаете ли Вы, что...

Ответы

...понимаете внутренний мир ребёнка?

Да

Нет

Иногда

...внимательно относитесь к его индивидуальным особенностям?

Да

Нет

Иногда

...находите время побыть с ребёнком наедине?

Да

Нет

Иногда

...отвечаете на вопросы ребёнка терпеливо?

Да

Нет

Иногда

...часто используете наказания?

Да

Нет

Иногда

-Какова реакция на них ребёнка?(плачет, обижается, упрямится, равнодушен, просит прощения, старается сделать наоборот...)




-Часто используете поощрения?

Да

Нет

Иногда

-Какова реакция на них ребёнка? (радуется, стремится повторить хороший поступок...)


-В каком настроении чаще пребывает Ваш ребёнок? С чем это связано?


-С помощью каких методов Вы устанавливаете контакт с ребёнком? (уговоры, юмор, разъяснения, обман...).


-Самый эффективный из них?

-По каким вопросам воспитания вы бы хотели получить консультацию специалиста?
















Приложение 5



Анкета  для родителей «Семейные традиции»

Цель анкетирования: выявление семейных традиций, ценностей   помощь родителям в  осознание значимости семьи в жизни человека.    Воспитателям и родителям помогает  понять, как влияют обычаи и традиции на формирование толирантной личности, т.е.  на наших детей. 

Прочитайте вопрос и отметьте подходящий вариант ответа, если предложенные варианты Вас не удовлетворяют, впишите свой вариант ответа.

1. Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?

- да, обязательно;

- возможно, если они сами сложились;

- нет, это пережиток прошлого.

2.Какие семейные традиции Вы соблюдаете?

Дни рождения членов семьи;

Дни поминовения усопших;

Коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др. ;

Религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др. ;

Гражданские праздники (Новый год, 8 Марта, 9 Мая и др. ;

-День создания семьи;

-Профессиональные праздники;

-Выпуск семейной газеты;

-Оформление фотоальбомов;

-Воскресные семейные обеды (ужины) ;

-Проведение семейных советов

Другое _________________________

3.Какие увлечения есть у членов Вашей семьи?

-Спорт рыбалка домашние животные

-Шитье шахматы чтение

-Рукоделие ,пение ,музицирование

-Коллекционирование сочинение стихов (рассказов, сказок)

Другое ____________________________

4.К каким из Ваших увлечений подключаете своего ребенка?

- спорт;

- рыбалка;

- домашние животные;

- шитьё,

- рукоделие;

- чтение;

- компьютерные игры;

- музыка;

- коллекционирование;

- другое______________________________

5.Какой труд объединяет Вашу семью?

-Общего труда нет у каждого свое дело уборка квартиры

-Работа в саду ремонт квартиры уход за домашними животными

-Индивидуальная трудовая деятельность

Другое _______________________________

6.Какие материально-бытовые условия и средства воспитания есть в Вашей

семье?

-Отдельная комната для ребенка уголок в общей комнате

-Спортивный инвентарь музыкальные инструменты

-Библиотека компьютер

-Музыкальный центр кинокамера

-Фотоаппарат живой уголок (аквариум)

-Швейная машина вязальная машина

-Столярные (слесарные) инструменты развивающие игры

-Велосипед (сноуборд, мотоцикл)

Другое __________________________________

7.Есть ли в Вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием Ваших детей?

-Мама, бабушка ,прабабушка, няня, гувернантка

-Папа дедушка другие родственники

8.Что хорошего (плохого) «приносит» Ваш ребенок из детского сада?

-Умственное развитие эстетическое развитие

-Культуру общения самостоятельность

-Интерес к знаниям желание идти в школу

-Внимание к близким страх перед воспитателем

-Страх перед взрослыми сквернословие

-Непослушание нервозность

-Грубость усталость

-Возбуждение нежелание ходить в дет. сад

Другое __________________________________

9. Организуется ли специально в Вшей семье деятельность ребенка?

-Совместное чтение прогулки на природе обучаем ручным умениям

-Помогаем или следим за выполнением домашнего задания (ремонт, шитье и др.)

-Играем в развивающие игры организуем спортивные занятия

-Наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело

-Специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами

Другое ________________________________

10. Ваши предложения педагогическому коллективу ДОУ






















Приложение 6


Какие мы родители?

Часто ли мы  задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?

        Проверьте себя, ответив на данные вопросы да, иногда или нет.

  1. Следите ли Вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему о воспитании? Читаете ли Вы книги на эту тему?

  2. Ваш ребенок совершил проступок.  Задумаетесь ли Вы в этом случае: не является ли его поведение результатом Вашего воспитания?

  3. Единодушны ли Вы с вашим(ей) супругом(супругой) в воспитании детей?

  4.  Если ребенок предлагает Вам свою помощь, примите ли Вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

  5. Используете ли Вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

  6. Считаете ли Вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

  7. Сознаете ли Вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

  8. Признаете ли Вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

  9. Сумеете ли Вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка?

  10. Неприятно ли Вам отделываться от ребенка фразой: »У меня нет времени»; »Подожди, пока я закончу работу».

Ключ

0-6 баллов. О настоящем воспитании Вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начинать никогда не поздно, советуем Вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.

7-14 баллов. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое над собой и своими итогами в этой области Вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети Вас полностью за это  вознаградят.

Более 15 баллов. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не попытаться ли Вам еще кое-что немного улучшить.




















































































































































Материалы подготовил(а): воспитатель Галина Юрьевна Лысова

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение