Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений»

Урок предназначен для внеклассного занятия и носит просветительный характер по вопросам эффективного использования и сбережения энергии и раскрывает ответственность человека за судьбу планеты.

Библиотека материалов Дум Думыча

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА КРИЧЕВСКОГО

ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОЛЯТИЧСКИЙ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДЕТСКИЙ САД – СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 1



П

Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 2
ЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Практический урок

«Не наследи! Сохраним климат

с помощью простых энергетических решений»




Разработала:

Крупская Лина Михайловна,

учитель физики,

первой квалификационной категории

213490, Могилёвская область,

Кричевский район, аг. Молятичи

Тел. 802241 24207

Е-mail: moljtichi@mail.ru



2018 г.



Введение

Урок, который я представляю для внеклассного занятия и родительского всеобуча, носит просветительный характер по вопросам эффективного использования и сбережения энергии и раскрывает ответственность человека за судьбу планеты.

На сегодняшний день резко обострились проблемы, связанные с усилением антропогенного и техногенного воздействия на окружающую природную среду и климат, а также выработано достаточно много простых энергетических решений, способствующих сохранению климата. Но главной проблемой энергосбережения является нежелание людей следовать правилам экономии ресурсов. В связи с этим основной целью урока является формирование у учащихся осознанной мотивации к экологически грамотному поведению. Занятие может проводиться в разновозрастной группе. Возраст учащихся – 10-15 лет. Количество учащихся – 10-20 человек. Время проведения – 2 академических часа (2 занятия по 45 минут).

Предполагается, что итогом занятия станет способность детей делать осознанный выбор в пользу энергоэффективности и желание пропагандировать экологически правильное поведение.













Практический урок «Сохраним климат с помощью простых энергетических решений»

Цель: создание условий для привлечения внимания учащихся и их родителей к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;

Задачи:

  • формировать культуру энергосбережения у учащихся и их родителей для создания  устойчивой положительной мотивации сбережения ресурсов и энергии;

  • создавать мотивацию для сбережения ресурсов и энергии;

  • объяснить, что углеродный след – прямая причина возникновения парникового эффекта;

  • сформулировать простые правила, которые помогут уменьшить углеродный след и будут способствовать сохранению климата.

  • развивать интерес к практическому применению полученных знаний;

  • воспитывать экологическое сознание у детей и их родителей.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация [ПРИЛОЖЕНИЕ 1], обруч гимнастический, мешки с мусором (макулатура, использованные батарейки, пластиковые бутылки), мешки для мусора, карточки Н2О, СО2, СН4, N2О (парниковые газы), карточки «Парниковый эффект», покетмод «Климат и энергосбережение», листы бумаги, краски, кисти, значки «Хранители Земли».

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный момент

Здравствуйте, мои друзья,

Вас рада вновь увидеть я.

Скажите, как у вас дела?

Я думаю отлично. Да?

Ведь с вами на занятии присутствует семья.

Вы близким подарите хоть чуточку тепла.

Начнем урок с улыбок, комплиментов,

Чтоб мир наш состоял из радостных моментов.

(Дети и родители по очереди говорят друг другу комплименты)

Человек шагает по планете,

И следы он оставляет за собой,

Но не все следы стирает ветер

И смывает ласковый прибой.

Есть следы, похожие на раны,

Трудноизлечимые порой.

Оглянуться уж давно пора нам,

Что мы оставляем за собой…

Как же измениться, чтоб могли мы

Жить для пользы мира, не во вред,

Чтобы уменьшить хоть наполовину

Человека углеродный след?

  • Скажите, ребята, ответьте, друзья,

Ведь здесь собрались мы сегодня не зря,

Зачем проводить нам экоурок?

И знания новые будут вам впрок ?

Ответы учащихся, для чего необходимо проведение данного урока

  1. Актуализация знаний и целеполагание

С хорошим настроением вперед и не ленясь

Решим проблемы сложные, к знаниям стремясь.

Давайте зачитаем, что будем изучать

(дети зачитывают тему урока (Слайд 1).

И надо цель, задачи урока указать

Ученики самостоятельно формулируют цель и задачи урока

(Слайд 2), учитель при необходимости корректирует ответы.

Дорогие ребята, уважаемые родители!

К нашей природе будьте снисходительны.

Сегодня мы с вами решим без труда,

Как климат наш сохранить навсегда!

Как при помощи простых решений

И науки сложных изобретений

Сэкономить энергию, воду, тепло,

Чтобы природе было не так тяжело.

Дорогие ребята, уважаемые родители!

Надеюсь, урок наш не будет утомителен.

Слово учителя:

- разберемся, что же такое углеродный след;

- узнаем, каким образом человечество оставляет за собой углеродный след;

- поразмышляем, почему углеродный след человечества нужно сделать как можно меньше;

- подумаем, как каждый из нас может уменьшить углеродный след.

А сейчас мы немного поиграем.

  1. Игра «Мусор на планете»

Берем несколько мешков с мусором и бросаем по одному предмету в круг (лежащий на полу обруч) те, кто…

- смотрит телевизор;

- пользуется мобильным телефоном;

- ездит на автомобильном транспорте;

- живет в доме с отоплением;

- пользуется горячей водой;

- следит за модой и часто покупает новые вещи;

- ест экзотические фрукты и овощи (киви, бананы и др.);

- покупает иностранную одежду;

- покупает консервы и замороженные продукты;

- пользуется бытовыми электроприборами (электрочайником, микроволновкой, стиральной машиной и др.);

- моется в ванной;

- пользуется компьютером или ноутбуком.

Слово педагога: А теперь представьте, что этот круг - наша Земля. Посмотрите, сколько мусора мы набросали, как загрязнили планету! Это и есть наш углеродный след (Слайд 3).

Слово педагога: Так давайте уже разберемся, что же такое углеродный след.

Сейчас мы посмотрим ролик и постараемся ответить на вопросы:

- Что такое углеродный след?

- От чего зависит размер этого следа?

- Как измерить свой углеродный след?

4. Что такое углеродный след?

Просмотр ролика, обсуждение с комментариями педагога [5] [ПРИЛОЖЕНИЕ 2 на диске]

Углеродный след – условная величина, которая отражает, как деятельность человека воздействует на окружающую среду и влияет на изменение климата (Слайд 4).

Размер этого следа зависит от того, сколько парниковых газов в результате нашей повседневной активности выбрасывается в атмосферу. Например, какое количество ископаемого топлива мы сожгли для того, чтобы получить необходимое нам электричество, обогреть свой дом, доехать туда, куда нам нужно. (Слайд 5).

Для того, чтобы измерить углеродный след, определяют, какому количеству тонн или килограмм углекислого газа соответствует общий объем выбросов в атмосферу (Слайд 6).

Углеродный след бывает первичный и вторичный. Первичный след определяет, какое количество углекислого газа выбрасывается в результате сгорания топлива в ходе непосредственно вашей деятельности: например, когда вы едите на машине, автобусе, летите в самолёте. Размер первичного следа зависит еще и от того, сколько электроэнергии вы потребляете, а также видом и количеством ресурсов, которые тратятся на отопление вашего дома. Вторичный след зависит от количества углекислого газа, который выделяется при производстве того, чем вы пользуетесь: одежды, продуктов, бытовой техники, электроники и т.д. И чем больше покупок мы совершаем, тем огромнее становится наш след, ведь энергия тратится не только на то, чтобы произвести товары, но и на то, чтобы их сохранить на складе, доставить в магазин и продать, а ведь еще нужно утилизировать или переработать отходы производства! (Слайд 7)

Каждый из нас может посчитать свой углеродный след с помощью онлайн калькулятора, который теперь есть на сайте [6] (Слайд 8).

Это увлекательное задание я предлагаю Вам выполнить дома вместе с родителями.

5.Промежуточная проверка достижения целей

Слово педагога: Посмотрим на наши «критерии успеха» и отметим, можем ли мы согласиться с первыми тремя пунктами.

6. Работа в творческих группах

За время перерыва педагогу необходимо закрепить 2 ватмана со следующими таблицами :

Таблица 1

Старые вещи и мусор

Тепло

Электричество, газ и вода





Таблица 2

Товары

Обед

Свободное время





На экране – слайд 10.

Слово педагога: Согласны ли вы с тем, что каждый человек волей-неволей оставляет углеродный след? И что же нам теперь делать, не пользоваться благами цивилизации? Давайте подумаем, как мы можем сделать нашу планету чище.

Игра «Советчики». Необходимо разделиться на группы по 3-5 человек. Каждая группа должна придумать и как минимум 5 практических советов, которые помогут нам сохранить климат, отвечая на следующие вопросы:

- Как поступать со старыми вещами и мусором?

- Как согреться в холодное время года?

- Какие сэкономить дома электричество, газ и воду?

- Какие товары следует выбирать?

- Как приготовить обед с минимальным ущербом для экологии?

- Чем заняться в свободное время?

(Время на выполнение 7-8 минут )

Ответы зачитываются, комментируются, записываются в таблицу на ватманах и в мини-тетрадях учащихся.

Затем педагог предлагает записать непрозвучавшие советы (Слайды 11-16)

Должны получиться таблицы приблизительно следующего содержания:

Таблица 3

Старые вещи и мусор

Тепло

Электричество, газ и вода

- скажи «Стоп!» потребительству, не гонись за модой;

- отдай вещи нуждающимся;

- почини сломанное, отремонтируй одежду;

- придумай новое применение отслужившей вещи;

- смастери поделку из бросового материала;

- раздельно собирай мусор;

- и др.


- утепли окна и двери;

- установи приборы регулирования и учета тепловой энергии;

- открой батареи отопления;

- застели на холодный пол ковры;

- одевайся теплее;

- и др.


- замени старые лампочки на энергосберегающие;

- выключай неиспользуемые

электроприборы из сети;

- не кипяти в чайнике слишком много воды;

- прими душ вместо ванны;

- накрой кастрюлю крышкой;

- уменьши струю воды, когда умываешься или моешь посуду;

- выключи воду, когда чистишь зубы;

- используй кастрюлю, которая соответствует размеру конфорки;

- установи на холодильнике регулятор в положение, близкое к минимуму;

- раздвигай шторы днем;

- выключи ненужный свет;

- установи настольную лампу;

- не стирай при слишком высокой температуре;

- и др.



Таблица 4

Товары

Обед

Свободное время

- покупай местные товары;

- приобретай бытовую технику класса А, А+, А++;

- покупай свежие, а не консервированные или замороженные продукты;

- выбирай продукты с экологической маркировкой;

- используй многоразовые вещи вместо одноразовых;

- и др.




- используй в пищу сезонные продукты;

- приготовь сам, не покупай полуфабрикаты;

- и др.


- меньше пользуйся автомобильным транспортом;

- поиграй на улице с друзьями вместо того, чтобы сидеть за компьютером;

- и др.




7.Интерактивная игра.

На экране – слайд 17

Слово педагога: Мы с Вами хорошо потрудились, а теперь давайте поиграем!

Игра «Один в поле». Один человек убирает мусор с круга, сортируя его в мешки за периметром, а все остальные выбрасывают этот мусор обратно в круг. «Убирающий» начинает возмущаться, что задание невыполнимо, если кто-то спорит – может занять его место.

Дети делают вывод: одному нельзя убрать, когда все остальные мусорят.

Перерыв 10-15 минут.

8.Видеопауза

На экране – слайд 18

Просмотр мультфильма «Сказка о белой льдинке»[7] [ПРИЛОЖЕНИЕ 3 на диске].

Вопросы перед просмотром:

- С кем или с чем можно сравнить обитателей льдинки (пингвина, кита)?

- Назовите мотивы поступков героев мультика.

Дополнительные вопросы после просмотра:

- Что подумали люди со второго парохода, когда увидели грязный айсберг? Кого они обвинили?

- Что станет со второй льдинкой?

- Как помочь пингвину?

Идёт обсуждение

Игра «Уменьшаем след».

На экране – слайд 19.

Каждый участник говорит, как он может повлиять на уменьшение углеродного следа, причём один учащийся называет только одно действие, например: «Я выключу ненужный свет», - и убирает один предмет из круга.

После игры в круге всё равно остаётся мусор.

9.Работа в творческих группах.

На экране – слайд 20

Слово педагога: Мы убрали мусор, но не весь. Ведь как бы мы ни старались, нельзя отказаться от всех благ цивилизации: закрыть заводы, не пользоваться транспортом, отключить электричество. Поэтому нам надо подумать, как мы можем помочь природе?

Игра «Как помочь природе». Выполняется в группах 3-5 человек. Необходимо сопоставить начало и конец предложения.

Таблица 5

Оставляем след

Компенсируем ущерб

Если купил машину,

то полей комнатные цветы.

Если подогрел еду в микроволновке,

то убери и рассортируй мусор в парке, на лесной тропинке.

Если съел банан,

то смастери что-то полезное из бросового материала.

Если купил напиток в пластиковой бутылке,

то посади на подоконнике полезную зелень (петрушку, укроп).

Если приобрел новую вещь,

то посади 3 дерева.


Обсуждение. Итогом должен стать вывод: любое наше действие из второго столбца будет полезным, однако нужно учитывать, какой ущерб ты наносишь природе и стараться соответственно его компенсировать.

10. Интерактивная игра «Сортировка».

На экране – слайд 21.

Слово учителя: А теперь разделимся на 3 команды: «Бумага», «Пластик» и «Батарейки». Нам необходимо убрать и рассортировать мусор с планеты (обруча на полу).

После игры педагог отмечает, что металл, стекло и ТБО также сортируются отдельно.

11.Мозговой штурм: “С чем ассоциируется климат в моем восприятии”

Все участники урока – дети и родители – записывают на большом листе те ассоциации, которые у них возникают, когда слышат слово “климат”. Плакат вывешивается на доске.

  • Молодцы! Вы очень подробно описали понятие “климат”. Что же означает это слово? Какие значения имеет?

12. Что такое климат.

Выступление учащихся:

1 обучающийся: В нашем восприятии климат часто отождествляется с погодой. Сам термин, буквально означающий “наклонение солнечных лучей”, был предложен древнегреческим астрономом Гиппархом (190 -150 гг.до н.э.). К настоящему времени известно несколько десятков определений понятия “климат”.

2 обучающийся: К основным компонентам климатической системы относятся атмосфера, Мировой океан и криосфера (вода в замерзшем состоянии), а также поверхность суши и биосфера, включающая растительный, животный мир и самого человека (Слайд 22, 23).

Учитель: Таким образом, климатическая система – это все, что нас окружает. Однако деятельность людей не всегда положительно влияет на нашу планету. Энергия неудержимо растет, запасы ископаемого топлива столь же стремительно сокращаются. Выбросы парниковых газов с каждым годом значительно увеличиваются.

- К чему это может привести? (ответы учащихся) Конечно, к парниковому эффекту.

Выступление заранее подготовленных учащихся

Выступление “Что такое парниковые газы и парниковый эффект?» (Слайд 24,25).

Ученым известно о “парниковом эффекте” уже более ста лет. Солнечное излучение проходит сквозь атмосферу Земли и отражается от ее поверхности. Вместо того, чтобы вернуться обратно в космос, излучение задерживается атмосферой и превращается в тепло. Этот процесс защищает Землю от того, чтобы она остыла и стала непригодной для жизни. За несколько последних столетий в связи с такими видами деятельности человека как сельское хозяйство, отопление и промышленность повысилась концентрация CO2 и других выбрасываемых газов, которые задерживают солнечное излучение. В совокупности эти выбросы называются “парниковыми газами”.

Учитель: Для того, чтобы наглядно продемонстрировать суть парникового эффекта, мы обратимся к игре «Тепловой баланс».

13. Игра “Тепловой баланс”

Задача игры наглядно показать суть парникового эффекта.

Пояснение к игре. Тепловой баланс Земли – это сумма прихода и расхода тепла на планете. Тепловая энергия поступает от Солнца, но и сама Земля излучает тепло в космос.

Ход игры. Группа родителей (8-10 человек), взявшись за руки, образует круг – это атмосфера планеты. У некоторых учащихся будут карточки Н2О, СО2, СН4, N2О (парниковые газы). Внутри круга находится 6-8 учеников, символизирующих собственное тепло планеты; остальные дети стоят возле включенной настольной лампы (Солнца) – это солнечные лучи.

1 этап игры. Дети, образующие круг атмосферы, поднимают сомкнутые руки вверх так, чтобы в круг могли попасть. Солнце посылает свои лучи на Землю (3-4 человека, стоящих у лампы, проходят внутрь круга – к планете). Это означает, что лучи Солнца проникают сквозь атмосферу. 1 человек остается в атмосфере (встает в круг). Планета отдаёт в окружающее космическое пространство такое же количество тепла, сколько получило от Солнца. Поэтому столько же детей, сколько вошло в круг, должно выйти из него. Таким образом, количество тепла на планете не изменилось.

2 этап игры. В атмосфере планеты произошло накопление большого количества углекислого газа. Дети, изображающие атмосферу, опускают руки, добавить количество карточек парниковых газов. Дети пытаются пройти «сквозь атмосферу», но не могут и вынуждены остаться в кругу (т.е. сохраняются на планете).

Обсуждение игры. Что произошло? Предполагаемый ответ: произошло накопление тепла, причиной чему послужило «загрязнение» планеты различными газами. Произошло нарушение теплового баланса планеты, поэтому температура постепенно начала подниматься. Такое явление называется «парниковым эффектом»)

[3; с.9].

Учитель:

- Скажите, пожалуйста, к каким последствиям может привести чрезмерное увеличение углекислого газа в атмосфере? (Ответы) Я предлагаю вам разместить в необходимом порядке карточки (родители с учениками разбирают цепочку последствий увеличения углекислого газа в атмосфере):

СЖИГАНИЕ ТОПЛИВА, ВЫБРОСЫ В АТМОСФЕРУ – ВОЗРАСТАНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА В АТМОСФЕРЕ – ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ – ВОЗРАСТАЕТ ТЕМПЕРАТУРА – ВОЗРАСТАНИЕ ЧИСЛА ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ – ГИБЕЛЬ ЖИВОТНЫХ, ЛЮДЕЙ [ПРИЛОЖЕНИЕ 4].

- Итак, из данной работы видно, что увеличение парниковых газов неизбежно ведет к гибели всего живого. И человека в том числе.

- Как же мы можем противостоять этому? (Ответы).

- Абсолютно с вами согласна. Необходимо использовать ресурсосберегающие технологий, научиться рационально использовать электроэнергию, тепло, воду и др.

Таким образом, спасти человечество и все, что нас окружает, может каждый из вас. Вы почувствовали себя супергероями? Правильно.

Сегодня мы с вами ищем самые простые решения, которые помогут сберечь энергию.

- А какой самый простой способ сберечь энергию, тепло, воду и др. (Ответы). Правильно, научиться рационально, экономно ее использовать.

Сейчас мы с вами обратимся к информации на экране и проанализируем, сколько выбросов углекислого газа происходит из-за деятельности человека (Слайд 26,27)

А знаете ли вы, сколько выбросов углекислого газа происходит из- за деятельности человека? Вот лишь некоторые примеры:

1) - ежегодные выбросы среднестатистического гражданина мира0;4080 кг

- Эксплуатация телевизора в течение года  23 кг

- Эксплуатация компьютера в течении 100 часов – 9 кг

- Использование сотового телефона в течение года – 112 кг

- производство сотового телефона – 60 кг


2)

Все выбросы от добычи до сжигания одной тонны бензина – 3760 кг

- производство 1 тонны сахара – 730 кг

- производство 1 кг говядины – 36 кг

- использование лампы накаливания в 100 ватт в течение 20 дней – 36 кг

3)

- Один год питания « мясоеда» - 6700 кг

- один год молочного питания ( только молоко и яйца) – 1220 кг

- один год вегетарианского питания – 190 кг

 4)

- выращивание пшеницы на 1 гектаре земли – 3020 кг

5)

- выбросы на квадратный метр при строительстве крупного магазина со стальным каркасом – 275 кг

- дома с бетонным каркасом – 435 кг

8.Викторина

-Уважаемые родители и ребята, я предлагаю вам ответить на вопросы. Родители будут выступать в роли знатоков и обобщать или уточнять ответы детей.

- Как экономить воду при мытье рук? ‹

- Как экономить электроэнергию на кухне?

- Как снизить расходы электроэнергии на приготовление пищи?

- Как экономить воду при чистке зубов?

- Как увеличить естественную освещённость в комнате? ‹

- Как экономить газ, готовя обед на газовой плите? ‹

- Как экономить электроэнергию в детской комнате? ‹

- Как экономить воду при стирке белья?

- Как экономить воду при мытье посуды? ‹

- Как экономить электроэнергию, пользуясь электрочайником? ‹

- Где нельзя ставить радиотелевизионную аппаратуру?

- Как экономить воду, принимая ванну?

- Где нужно ставить на кухне холодильник? ‹

- Можно ли пользоваться феном в ванной комнате? ‹

- Как экономить электричество в ванной?

Молодцы! Вы отлично справились с поставленной задачей. Ответили на все вопросы. Поэтому давайте закрепим все, про что мы говорили. Для этого поделимся на 3 группы.

15. Творческая мастерская

Ученики делятся на 3 группы. Ребята рисуют плакаты на темы "Береги воду", "Береги тепло", "Береги электричество". Родители сочиняют четверостишья, раскрывающие смысл плакатов.

Например, «Береги воду»

Наша планета, как сказочный дом.

Красиво, приятно и радостно в нем.

Реки, озера, моря, океаны

Смотрят на нас голубыми глазами.

Чтобы увидели их наши дети,

Беречь нужно воду всем на планете.

Происходит защита плакатов, ребята представляют то, что нарисовали, зачитывают сочиненные стихи.

16.Изготовление краткого путеводителя «Климат и энергосбережение» (покетмода) (Слайд 28).

Семьям раздается покетмод, при помощи ножниц делаются надрезы и собирается карманная книжечка с основными правилами энергосбережения. [ПРИЛОЖЕНИЕ 5].

- Теперь у вас есть наглядное пособие, которое поможет вам не забывать об энерго- и ресурсосбережении.

17.Обобщение и систематизация

1. Беседа:

- Скажите, ребята, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке?

- Выполнили ли мы те цели и задачи, что поставили в начале урока?

- Какому негативному влиянию подвергается природа, климат?

- К чему это может привести?

- Как мы можем помочь сохранить климат и уменьшить выброс парниковых газов в атмосферу?

2. Тезисы.

Родителям и ученикам предлагается оформление тезисов «Наш вклад в снижение выбросов парниковых газов», «Что я могу сделать для улучшения состояния климата, хоть я еще и маленький»

Родители оформляют тезисы на тему «Наш вклад в снижение выбросов парниковых газов».

Ученики оформляют тезисы на тему «Что я могу сделать для улучшения состояния климата, хоть я еще и маленький».

Тезисы обсуждаются и обобщаются. На экран выводятся основные из них (Слайд 29 ).

- Купить энергосберегающую лампочку...

- Меньше ездить на машине...

- Снизить температуру стирки стиральной машины...

- Поддерживать стабильную работу бытовой техники...

- Научиться оценивать, учитывать потребление энергии и

других ресурсов...

- Приобрести бытовые измерительные приборы...

- Научиться экономить электроэнергию...

- Научиться экономить тепло...

- Научиться экономить воду...

- Покупать энергосберегающую технику...

- Научиться не расходовать лишнего – и не платить за него...

- Научить этому других...

- Просвещать других людей по вопросам энергосбережения...

- Учиться рациональному использованию необходимых ресурсов

18.Награждение участников

Учитель: Молодцы! Вы отлично потрудились. Мы с вами рассмотрели и проанализировали все возможные пути энерго- и ресурсосбережения. Теперь вы знаете, что будущее планеты зависит от каждого из нас. Поэтому, вы награждаетесь значками «Хранители Земли» [ПРИЛОЖЕНИЕ 6].

  1. Рефлексия

В конце нашего урока, я хочу рассказать вам известную притчу.

Везут три человека тяжелые камни.

- Что вы делаете? – спрашивают у них.

- Волочу эти проклятые камни, - зло ответил первый из них.

- Зарабатываю себе на хлеб, - устало ответил второй.

- А я хочу построить в родных краях храм, - счастливо ответил третий.

Обращение к учащимся и их родителям:

-Чем для вас был этот урок?

-Тяжелой работой, которая оставила только усталость?

-А может этот урок был для вас одним из кирпичиков, из которого вы построите свой храм знаний, научитесь беречь ресурсы земли, рационально использовать энергию, тепло, воду? А в последствие разработаете новые энергосберегающие технологии?

(обоснованные ответы учащихся и родителей)

  1. Заключительное слово учителя

Я надеюсь, что наш урок помог понять, что судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества. Мы можем замедлить процессы разрушения и загрязнения планеты, если будем всегда экономно использовать энергию, бережно относится к природе. Тогда человечеству хватит времени научиться получать нужное количество энергии из неисчерпаемых источников.



























Список используемых источников

  1. Актыўная ацэнка ў дзеянні: вопыт настаўнікаў Беларусі: дапаможнік для настаўнікаў / М. І. Запрудскі, М. В. Кудзейка, Т. П. Мацкевіч і інш.; пад рэд. М. І. Запрудскага. – Мінск, 2014. – 238 с.

  2. Директива Президента Республики Беларусь от 14.06.2007г. №3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства».

  3. Климат и энергосбережение. Методическое пособие для проведений занятий со школьниками. Л.Н. Колотилина, Москва .

  4. Энергия и окружающая среда : пособие для учителей учреждений общ. сред. образования и учреждений дополнительного образования / В.Н. Ануфриев [и др.] ; под общ. ред. М.В. Гершман. – 2-е изд. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2011. – 92 с. : ил.

  5. Rocketboom - Углеродный след - русские субтитры / Видеоканал «Stripdancer100» / Youtube [Электронный ресурс]. Режим доступа: . – Дата доступа:

6. Калькулятор углеродного следа- / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://calculator.carbonfootprint.com

7.Сказка о белой льдинке / Видеоканал «ukranima» / Youtube [Электронный ресурс]. Режим доступа: .









ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Презентация

Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 3

Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 4

Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 5

Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 6

Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 7

Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 8






Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 9
Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 10

Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 11
Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 12

Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 13
Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 14

Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 15
Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 16

Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 17
Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 18

Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 19
Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 20

Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 21
Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 22

Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 23
Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 24

Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 25
Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 26

Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 27
Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 28

Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 29
Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 30

Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 31











ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Карточки «Парниковый эффект»

СЖИГАНИЕ ТОПЛИВА, ВЫБРОСЫ В АТМОСФЕРУ

ВОЗРАСТАНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА В АТМОСФЕРЕ



ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ



ВОЗРАСТАЕТ ТЕМПЕРАТУРА

ВОЗРАСТАНИЕ ЧИСЛА ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ

ГИБЕЛЬ ЖИВОТНЫХ, ЛЮДЕЙ



ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Покетмод «Климат и энергосбережение"

Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 32



ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Значки «Хранители воды»





Педагогическая разработка «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» - Рисунок 33

29



Материалы подготовил(а): Крупская Лина Михайловна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение