Педагогическая ситуация в школе (пример, решение)

Анализ педагогической ситуации.
«Вы организуете фронтальную работу с классом по новой теме. Класс активно отвечает на Ваши вопросы. Между тем Сережа под партой начинает разворачивать конфету, отвлекая внимание детей...».

Библиотека материалов Дум Думыча

Анализ педагогической ситуации

«Вы организуете фронтальную работу с классом по новой теме. Класс активно отвечает на Ваши вопросы. Между тем Сережа под партой начинает разворачивать конфету, отвлекая внимание детей».

Анализ данных.

В педагогической ситуации дано участники - учитель начальных классов, ученик, мальчик младшего школьного возраста. Время протекания педагогической ситуации - урок. Место на уроке – открытие новых знаний.Учитель организовывает фронтальную работу с классом, все ученики активно отвечают на вопросы, а мальчик под партой начинает разворачивать конфету, отвлекая внимание детей.

Типы ситуаций0;спонтанная, подготовленная учеником.

  • Тип педагогической ситуации.

Данная педагогическая ситуация для учителя возникла спонтанно или подготовленная учеником. Можно сказать, что она не типичная для младшего школьного возраста. Формулировка проблемы и причин возникновения ситуации.

В основе данной ситуации лежит проблема – ученик не получит знаний по новой теме, а так же, в связи с тем, что он своим действием отвлекает внимание всего класса, то и его одноклассники не получат знаний в полной мере. В данной ситуации возникает противоречие между познавательной задачей, которую ставит учитель и потребностями, которые есть у ребенка. Проблема данной ситуации заключается в том, что все ученики включились в учебную деятельность, а один нет, возможно, это будет отвлекающим фактором для других.

Возможные причины:

- у младшего школьника не сформированы мотивы учения, ему не интересно занятие, возможно, к учителю и учебной деятельности не сформировано положительное отношение.

- слабая эмоционально-волевая сфера.

- возможно что, ребенок не ест сладости дома; это особенности семейного воспитания.

- отсутствие интереса к участию в работе на уроке, возможно данный вид работы слишком скучный для ребенка.

- ученика угостили конфетой на перемене и он хочет ее съесть сейчас.

- ученик голоден.

- ученик хочет, чтобы на него обратили внимание.

Цель: Формирование положительных мотивов к учебной деятельности.

Данная педагогическая ситуация превращается в педагогическую задачу с помощью цели:

- другие обучающиеся должны продолжить работу не отвлекаясь на посторонние факторы.

- возможно, он пропустил объяснение новой темы урока и не знает, как выполнять задание.

- возможно, заданиедля ученикакажется непосильным.

Данная задача является дидактической, так как возникла на уроке, воспитательной, так как касается эмоционально – волевой сферы ученика, мотивов учения. По времени она оперативная, так как учителю необходимо выяснить причины поведения ученика.

Данная задача тактическая, поскольку в дальнейшем предполагает проведение коллективных творческих дел, разъяснения нравственных понятий для обучающихся, проведение родительского собрания.

(Типы задач: воспитательная и образовательная, если возникла на уроке; по времени - оперативная, тактическая и стратегическая).

Методы и формы решения педагогической ситуации:

К эффективным можно отнести:

Стратегические: формирование фундамента знаний, вовлечение ребенка в разнообразные виды совместной деятельности и формы воспитательной работы. Учет индивидуальных и психологических особенностей детей. Поскольку педагогическая ситуация произошла на уроке и связана с системой формирования ЗУНов, она является дидактической.

Оперативные:

- сохранить доброжелательный стиль общения с учеником;

- включить ребенка в учебный процесс, т.е. сделать так, чтобы в итоге он начал работать вместе с остальным классом;

- добавить больше творческих заданий при изучении новой темы (рисунок, кластер-схема);

- выяснить у мальчика индивидуально, почему он решил, что на уроке можно скушать конфету;

- провести консультативную беседу с учениками класса на тему: «Знание школьных правил», «Нормы поведения в обществе»

- поговорить с родителями мальчика о том, что на уроке он отвлекается, считает, что в том, что он скушает конфету, нет ничего плохого

-не повышая голоса на ученика, попросить его убрать конфету в портфель

-еслине убирает конфету в портфель, то учитель может попробовать использовать конфету в качестве наглядного материала, например, если шёл урок математики, то учитель мог разобрать задачу, в которой детям нужно было бы сложить конфеты, или по теме «Доли» - представить, что получится, если конфету разделить пополам, скольким ученикам бы досталась часть конфеты

-на перемене узнать у мальчика в личной беседе, почему он решил открыть на уроке конфету – у него мог заболеть живот от голода, и он уже не мог терпеть до перемены или завтрака в столовой; ему стало скучно, и он вспомнил о вкусных конфетах; решил специально мешать классу работать, т.к. изучаемый предмет ему не нравится.

-на ближайшем классном часе напомнить детям правила поведения в обществе, в классе и школе с помощью проведения тренинговых упражнений, разбора жизненных ситуаций.

-на ближайшем родительском собрании оповестить родителей, что в классе некоторые дети хотят кушать раньше, чем наступает время завтрака, поэтому нужно продумать завтрак ребенка дома, чтобы дети не приходили в школу голодными.

Среди способов решения можно выделить неэффективные: повысить голос на ученика, авторитарно заставить – все отвечают на вопросы и ты должен отвечать на вопросы учителя, а то получишь двойку. Сообщить родителям при всем классе об отказе ребёнка отвечать на вопросы учителя.

Тактические следует провести классный час на тему: «Учится с увлечением», провести родительское собрание на тему: «Учебная мотивация младших школьников».

В рамках подготовки собрания –подготовка памяток, советов, упражнений для родителей.

КТДна тему: «Путешествие в мир знаний», «Наш веселый дружный класс»

Провести консультацию для родителей «Тренируем волю и характер наших детей».



Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Королёва Снежана Игоревна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение