План-конспект «Игрушки бабушкиного сундучка»🎎

Пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа.
Материалы подготовил(а): Лаврик Надежда Александровна.

Библиотека материалов Дум Думыча

Тема: «Игрушки бабушкиного сундучка»

Цель: пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа.

Задачи:

- формировать у детей представления о предметах народного прикладного искусства;

- расширять представления детей о народной игрушке;

- формировать знания, умения и навыки у детей при работе с тканью;

- пополнять словарь новыми словами русского быта;

- развивать художественно – эстетический вкус, воображение, творческую

активность, мышление, чувства пропорции;

- развивать сенсорные навыки: умение использовать обследовательские действия при работе с материалом (текстиль, умение различать лицевую и изнаночную стороны);

- развивать речь;

- развивать трудовые навыки рукоделия;

- воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание;

- воспитывать нравственно-эмоциональные качества: воспитание трудолюбия,

терпения и аккуратности.


I Вводная часть.

Читаю стихотворение А. Плещеева «Внучка».

Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду так же
Бабушкой и я, —
Разве оставаться
Маленькой нельзя?
Очень бабушку мою —
Маму мамину — люблю.
У нее морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Может быть, и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки,
А другому — башмачки.

- Ребята скажите, пожалуйста, в какие игрушки играем мы? (Ответы детей)

Как вы думаете, а наши бабушки и дедушки играли в игрушки?

А во что они играл?

Ребята посмотрите, у нас в группе, что-то изменилось? Появился вот этот сундук. Что такое сундук? Для чего он нужен и чей он? (Ответы детей)

В России в старину сундук оставался самой главной мебелью. Сундуки получили в народе разные названия. Их именовали ларцами и коробами, шкатулками и укладками. Видов сундуков было огромное множество. Они изготавливались различных размеров, цветов. Бабушкин сундук является предметом многофункциональным, в нем хранилась одежда, посуда, украшения, рукоделие, книги, куклы, картины, фотографии.

Хотите посмотреть, что там? И я тоже очень. Но его не просто открыть, потому что этот сундук необыкновенный - он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова. Послушайте, какие: «Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок!»

Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо? (Дети произносят волшебные слова.) Воспитатель открывает сундук и говорит.

- Пришла пора заглянуть в бабушкин сундук: посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем. (в сундуке лежат игрушки. Деревянные матрешки, глиняные игрушки, свистульки, тряпичные куклы.)

- Что это ребята?

- А из чего они сделаны? Как вы думаете эти игрушки сделаны на заводе?

- В старину заводов не было, игрушки изготавливали своими руками из дерева, соломы, глины, мочала, камыша, початков кукурузы, корневой травы, сучьев и веток деревьев, тряпочек, ниток, одним словом, из подручного материала.

Далее дети рассматривали игрушки из разных материалов на выставке русской игрушки, которую для них подготовили воспитатели и родители.

Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Никто не может точно сказать, когда появилась первая кукла.

- Из глубины веков пришла к нам традиция изготовления тряпичных кукол. Делали их из остатков ткани. Кукла имела магическое предназначение. Поэтому их делали безликими. Считалось, что кукла с лицом может посмотреть ребенку в душу и сглазить его. Иногда лицо заменял крест – символ Солнца у славян. Поэтому «безликая кукла» было одновременно игрушкой и оберегом.

Вы наверное устали? Давайте отдохнем.

Встали и выйдите из-за стола.

Физминутка “Раз, два, три, четыре, пять”

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (Потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (Движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (Показать “силу”)

Здоровей и веселей! (Улыбнуться друг другу).

Давайте поподробнее рассмотрим куколок.

Кукла Пеленашка.

Куколка Пеленашка на вид очень простая куколка - младенчик в платочке, запеленатый в пеленку. Для новорожденных матерью делалась кукла «младенчик-пеленашка». Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда. Её клали в колыбель к ребенку до крещения как оберег от злых духов.

Крупеничка.

Она имеет несколько названий — Крупеничка, Горошинка, Зернушка или Зерновушка — и считается главной куклой в семье. В процессе создания ее по традиции наполняли зерном гречихи. Из мешочка в ее руках или из нее самой брали первые зерна для предстоящего посева. После окончания уборочной страды мешочек наполняли зерном из нового урожая. Иногда мешочек наполняли и другими крупами: овсом — на силу, перловкой — на сытость, рисом — на праздник. Берегиня приносила достаток в семью и делала жизнь сытой. Ее наряжали и ставили на самое видное место — в красный угол избы рядом с иконами.

Кубышка-травница.

Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через два года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки. Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.


Многоручка

Оправдывает свое имя и обрядовая кукла Десятиручка. Символически она обозначает десять рук в помощь своей хозяйке-мастерице. Кукла выполняется в виде женской фигуры с длинной косой и стилизованными десятью ручками. Ставится берегиня в том уголке дома, где хозяйка занята больше всего. Сохранились предания, что раньше Десятиручку сразу же после изготовления сжигали. Это означало, что вся заложенная в ней сила через огонь передается ее обладательнице.

Куклы Мартинички.

Мартиничка - маленькая нитяная обрядовая кукла, которая используется в обряде "закликания весны" (в марте).

роль Мартиничек также в том, чтобы оберечь от злых воздействий человека и жилище.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
- Каждый кто скажет, из какого материала сделана игрушка, выйдет на ковер. /Игрушки из дерева, из стекла, глины, из пластмассы и т. д./
Последнюю игрушку достает воспитатель, делая вид, что из «чудесного мешочка».
- Из какого материала сделана эта кукла? /Она сделана из ткани./
- Она тряпичная. /Дети повторяют/. Её название – кукла-пеленашка.
-Вам нравится эта кукла? Хотите, я научу вас делать такую? 

А вы, ребята, хотите сделать такую куклу? (Ответы детей.)

Воспитатель раздает подготовленные детали и материал для работы.



III Заключительная часть.

Ребята, вам понравилось наше занятие сегодня? Что мы делали? Давайте вспомним названия этих кукол.


Материалы подготовил(а): воспитатель Лаврик Надежда Александровна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение