План-конспект урока человек и мир 3 класс «Растения – обитатели морей и океанов»

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по изучению растений, обитающих в морях и океанах.
Задачи предметные: содействовать в повторении и углублении знаний об океанах Земли; формировать представление о растениях, обитающих в морях и океанах, их значении в природе и жизни человека; способствовать воспитанию интереса к познанию окружающего мира; содействовать развитию мышления и речи учащегося.
Материалы подготовил(а): Шурко Ольга Витальевна.

Библиотека материалов Дум Думыча

Человек и мир. 3 класс

Тема урока: Растения – обитатели морей и океанов.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урокаурок-путешествие

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по изучению растений, обитающих в морях и океанах.

Задачи  предметные: содействовать в повторении и углублении знаний об океанах Земли; формировать представление о растениях, обитающих в морях и океанах, их значении в природе и жизни человека; способствовать воспитанию интереса к познанию окружающего мира; содействовать развитию мышления и речи учащегося.

Оборудование: интерактивная доска; для проекта: карточки, клей.

Учебно-методическое обеспечение: мультимедийная презентация к уроку, карточки с индивидуальными заданиями; для учащихся – учебное пособие.


Ход урока

  1. 2 слайд



























    3 слайд



    4 слайд





    Организационный момент.

Сегодня день больших секретов

На сто вопросов – сто ответов.

Мы путешествие совершим

И в путь далекий поспешим.


- Дети, вытяните руку вперед и нарисуйте в воздухе ту отметку, которую вы желаете получить сегодня на уроке.

Я желаю вам удачи и успеха.


  1. Проверка домашнего задания.

- Сегодня у нас непростой урок, потому что мы с вами отправимся в путешествие, но прежде проверим, готовы ли вы к нему.

(Раздаются выборочно карточки с индивидуальными заданиями на 5-8 минут, с остальными учащимися проводится фронтальный опрос (приложение 1)).

- Назовите мне, пожалуйста, три главных условия для жизни растений. (Тепло, вода, свет).

- Какие растения называются влаголюбивыми? (Ответы учащихся).

- Какие растения называются засухоустойчивыми? (Ответы учащихся).

- Какие растения называются светолюбивые? (Ответы учащихся).

- Какие растения называются теневыносливые? (Ответы учащихся).

- Какие вы еще знаете группы растений? (Теплолюбивые и холодостойкие).

- Какие растения являются теплолюбивыми? А холодостойкими? (Ответы учащихся).


- Я вижу, что у вас достаточно знаний для нашего путешествия.


3. Сообщение темы урока:

- Мы отправимся с вами в загадочное путешествие по царству, в котором…

Виден край, да не дойдешь.

Воды много, но не попьешь.

- Что это? (Океан).

- Да, это океан, и наше сегодняшнее путешествие называется «Растения – обитатели морей и океанов».



5 слайд




6 слайд

















7 слайд
























8 слайд




4. Актуализация знаний и умений учащихся.

- Но для начала, чтобы попасть на подводную лодку, вам необходимо вспомнить все то, что вы знаете о растениях водоемов.


- Какие виды водоемов вы знаете? (Болото, река, озеро, канал, пруд, море, океан).

- Назовите растения пресных водоемов. (Кувшинка белая).


Батл интересных фактов.

- Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об этих растениях. Я предлагаю разделиться на четыре команды и провести  батл интересных фактов (участники групп делятся интересными фактами о растениях пресных водоемов).


Вспомогательные вопросы:

Какие эти растения по размеру?

Какое строение имеют?

Как водные растения приспосабливаются к недостатку кислорода? Ведь в воде его гораздо меньше, чем на суше. (У растений водной среды стебли и корни имеют воздушные каналы).


5. Работа над новым материалом.

- Молодцы ребята, вот мы с вами и попали на подводную лодку.


Работа с картой полушарий.

- Откройте первый форзац вашего учебника, посмотрите на карту полушарий и ответьте, почему нашу Землю часто называют водной планетой? (Ответы учащихся).

- Правильно, а если на нашу Землю посмотреть из космоса, она будет выглядеть, как голубой шарик.


Физкультминутка

- Давайте и мы взглянем на нее из космоса. Предлагаю «занять свои места» в ракете и вперед.

(Дети повторяют движения и слова за учителем).

Я ракета, я, я ракета!

Полетела в космос, полетела в космос!

Раз стыковка! Два стыковка!

А вокруг планеты, солнце и луна!

А вокруг планеты, солнце и луна!

(Повторить три раза с ускорением).


Работа с физической картой мира.

- Прежде чем погрузиться на дно океана, вы должны узнать о том, что без морей и океанов Земля была бы мертвой планетой, поскольку именно в океанах около 3,5 миллиарда лет назад зародилась жизнь. Соленая вода заполняет 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.

- Кто может показать их у доски?

- Все океаны соединены между собой и образуют Мировой океан.


- А сейчас мы погружаемся на подводной лодке на дно океана и узнаем о тайнах морских глубин.









9 слайд

10 слайд




11 слайд




12 слайд

13 слайд

14 слайд






15 слайд






















Работа с учебником (с. 88)

- Познакомившись с текстом второго абзаца, первый вариант отвечает на вопрос «Что необходимо растениям для жизни?», а второй – «Почему растения могут обитать в морях и океанах?». Проведем проверку в парах.

- Посмотрите на рисунки на доске и ответьте, чем отличаются водоросли от других растений? (Ответы учащихся).

- Водоросли не имеют корня, стебля, листьев, цветов, плодов и семян. У них есть только единое тело – слоевище. Всем телом водоросли поглощают из воды растворенные вещества. А кусочками своего тела они могут размножаться.


- Как вы думаете, какого цвета бывают водоросли? (Ответы учащихся: бурые, красные, зеленые).

- Окраска их очень разнообразна, но, несмотря на это, все водоросли «готовят» себе пищу из воды и углекислого газа с помощью солнечного света. Это объединяет их с растениями суши.


- А что вы можете сказать о размерах водорослей? (Ответы учащихся).

- Они бывают очень маленькими и очень большими.

- Маленькие переносятся волнами и течениями.

- Большие – прикрепляются ко дну выростами своего слоевища.


- Выскажите предположение, каково значение водорослей. (Ответы учащихся).

- Сравните ответы со схемой на доске. (Коллективное обсуждение).

- Что такое агар-агар? Найдите ответ на странице 90 в учебнике. (Работа с учебником).


6. Закрепление изученного материала.

- Много удивительного есть на дне океана, здесь даже живут герои сказок. Чтобы узнать кто, отгадайте загадку.

Я живу на дне морском

Во дворце из лилий.

У меня красивый хвост

И волшебный голос.

И искрится под водой

Золотистый волос. (Русалка)

- Русалка нам хочет рассказать, что флора Мирового океана не менее удивительна и прекрасна, чем растительный мир суши, а для того, чтобы вы в этом убедились, она приготовила вам задания.


Работа в группах (приложение 2).

Первой задание: каждой группе в течение 5 минут предстоит подготовить мини-проект о растениях одного конкретного океана.

1 группа – Тихий океан

2 группа – Атлантический океан

3 группа – Индийский океан

4 группа – Северный Ледовитый океан

Оформление мини-проектов, защита.

(Плакаты вывешиваются на доску).


- Молодцы! Как здорово у вас получилось.




















16 слайд







Второе задание: вам необходимо будет внимательно слушать выражения, которые я буду зачитывать. И если вы будете согласны с ними, дружно хлопните 1 раз в ладони, а если не согласны – топните 1 раз. Начнем!

1. Растения, обитающие в морях и океанах, называются водорослями.

2. На планете Земля известно 5 океанов.

3. Водоросли бывают фиолетового цвета.

4. Водоросли бывают как большими, так и очень маленькими.

5. Водоросли бывают зеленые, бурые и красные.

6. Водоросли обогащают воду кислородом.


7. Подведение итогов.

- Вот и подошло к концу наше маленькое путешествие на дно океана. Вспомните, какую тему урока мы изучали. (Ответы учащихся).

- Как называются растения морей и океанов? (Ответы учащихся).

- В чем особенность их строения? (Ответы учащихся).

- Какое значение имеют водоросли? (Ответы учащихся).


8. Домашнее задание (дифференцированное).

1) Стр. 87-91 читать, отвечать на вопросы.

2) Подготовить дополнительную информацию. Книга для чтения стр.119-120.


9. Выставление отметок за урок. Рефлексия.

- Проанализируйте свою работу на уроке. Напишите в воздухе рукой ту отметку, которую вы поставите себе за урок. Соответствует ли она той отметке, которую вы поставили себе в начале урока?

Выставление отметок учителем с комментированием.






























Приложение 1

Фамилия, имя _________________ Отметка___


Тест по теме

«Растения – обитатели суши»

3 класс


  1. Какая группа растений, в которой все растения относятся к теплолюбивым:

А) груша, яблоко, апельсин

Б) елка, кокосовая пальма, морошка

В) чайный куст, шоколадное дерево, банан


  1. Выбери правильный ответ, в котором указаны только холодостойкие растения:

А) какао, клен, морошка

Б) ива полярная, берёза карликовая, мак полярный

В) верблюжья колючка, банан, какао


  1. Как называются растения, которые приспособились к жизни в условиях недостатка влаги:

А) влаголюбивые

Б) засухоустойчивые

  1. Что в большом количестве необходимо для полноценного роста и развития светолюбивых растений:

А) влага в большом количестве

Б) тень

В) свет


  1. Как называются растения, которые могут расти в тенистых местах:

А) влаголюбивые

Б) засухоустойчивые

В) теневыносливые








Приложение 2

1 группа

В Тихом океане насчитывается около 400 видов водорослей.

План-конспект урока человек и мир 3 класс «Растения – обитатели морей и океанов» - Рисунок 1

Там, где климат более холодный, растут бурые водоросли.

План-конспект урока человек и мир 3 класс «Растения – обитатели морей и океанов» - Рисунок 2

Порой на значительной глубине встречаются гигантские водоросли длиною около двухсот метров.

План-конспект урока человек и мир 3 класс «Растения – обитатели морей и океанов» - Рисунок 3

Значительная часть растений находится именно в мелководной зоне океана.

План-конспект урока человек и мир 3 класс «Растения – обитатели морей и океанов» - Рисунок 4



Растения Тихого океана

























2 группа

Северный Ледовитый океан лежит в полярном поясе, и здесь царит суровый климат.

План-конспект урока человек и мир 3 класс «Растения – обитатели морей и океанов» - Рисунок 5

Это отразилось и на формировании мира флоры, который отличается бедностью и небольшим разнообразием.

Основу растительного мира данного океана составляют водоросли.

План-конспект урока человек и мир 3 класс «Растения – обитатели морей и океанов» - Рисунок 6

Исследователи насчитали около 200 видов.

Растения

Северного Ледовитого океана



















3 группа

Растительный мир Атлантического океана – это различные виды водорослей.

План-конспект урока человек и мир 3 класс «Растения – обитатели морей и океанов» - Рисунок 7

Их разнообразие и количество зависит от температуры воды и глубины.

План-конспект урока человек и мир 3 класс «Растения – обитатели морей и океанов» - Рисунок 8

Так в холодных водах больше всего встречается ламинарий.

План-конспект урока человек и мир 3 класс «Растения – обитатели морей и океанов» - Рисунок 9

В теплых зонах очень тепло, и эта среда совсем не подходит для роста водорослей.

План-конспект урока человек и мир 3 класс «Растения – обитатели морей и океанов» - Рисунок 10

Растения

Атлантического океана





















4 группа

Индийский океан богат на красные и бурые водоросли.

План-конспект урока человек и мир 3 класс «Растения – обитатели морей и океанов» - Рисунок 11

Это ламинарии, макроцистис и фукусы.

План-конспект урока человек и мир 3 класс «Растения – обитатели морей и океанов» - Рисунок 12

Достаточно много растет и зеленых водорослей.

План-конспект урока человек и мир 3 класс «Растения – обитатели морей и океанов» - Рисунок 13

Немало в водах встречается и морской травы.

План-конспект урока человек и мир 3 класс «Растения – обитатели морей и океанов» - Рисунок 14



Растения

Индийского океана



Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Шурко Ольга Витальевна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение