План-конспект урока русской литературы в 6 классе «Русские поэты и писатели о детях и для детей»

Урок поможет совершить с учащимися увлекательные и полезные путешествия по страницам лучших произведений словесного искусства для детей и о детях;
понять, как писатели и поэты благодаря таланту, знаниям, воображению воссоздают в своих произведениях реальный и художественный мир детства.
Материалы подготовил(а): Людко Нина Эдуардовна.

Библиотека материалов Дум Думыча


Тема «Русские поэты и писатели о детях и для детей», 6 класс

Цели и задачи:

-совершить с учащимися увлекательные и полезные путешествия по страницам лучших произведений словесного искусства для детей и о детях;

-помочь им понять, как писатели и поэты благодаря таланту, знаниям, воображению воссоздают в своих произведениях реальный и художественный мир детства;

-побуждать думать о людях, о взаимоотношениях, о жизни вообще, воспитывать отзывчивость, душевность, потребность и умение сопереживать;

-развивать потребность в чтении и умение читать, эмоционально откликаться на прочитанное;

-формировать умение составлять и произносить устные монологические высказывания на заданную тему.

Оборудование:

мультимедийные презентации, иллюстрации картин художников В. Перова «Тройка», И. Шевандроновой «В сельской библиотеке», С. Григорьева «Вратарь», А. Мозалёва «На каникулах»; иллюстрации к произведениям.

Предварительная работа:

-перед изучением раздела «Писатели о детстве» учащиеся получили список литературы для дополнительного чтения на этот период;

-проведены экскурсии в библиотеку по темам: «Мир детского чтения», «Русская поэзия детям», «Тема детства в картинах русских художников»;

-в течение полугодия учащиеся на поэтических пятиминутках знакомились с русской поэзией для детей, где открыт большой, разнообразный, не ограниченный в своих представлениях мир.


Учитель: Ребята, изучен и осмыслен предложенный программой раздел «Писатели о детстве». На ваш взгляд, почему в русской литературе так много внимания уделяется этой теме?


Дети: взрослые любят детей, беспокоятся о них; у каждого поэта и писателя тоже было детство, трудное, радостное, весёлое, горькое; писатели и поэты знают все стороны детской жизни, умеют забраться во все её уголки и отобразить в своём творчестве, именно в детстве маленький человек начинает учиться жизни…


Учитель: Сегодня вы поделитесь результатами своих поисков: поведёте всех нас по страницам произведений о детях и для детей, которые произвели на вас наибольшее впечатление.

Определим задачи нашей работы.


Дети: мы познакомим с творчеством представляемого автора и наиболее понравившимся произведением, попытаемся понять, что хотел сказать нам автор, от чего хотел уберечь, чему научить; будем читать стихотворения русских поэтов о детях и для детей.


Учитель: Какие литературные жанры будут представлены сегодня?

(Стихотворения, рассказы, повести)


Поэтическая пятиминутка

Учащиеся подготовили и читают стихотворения, в которых автор смотрит на мир глазами ребёнка. Стихотворения насыщены действием, в них открывается мир, зовущий пристально вглядеться в его краски. Перед слушателями предстают образы удивительных людей- умных, добрых, богатых душой.

(И.З. Суриков «Детство», А.Н. Плещеев «Зимний вечер», «Из жизни», И.С. Никитин «Детство весёлое…», стихотворения А.М. Гликберга)


Учитель: Большое спасибо. Ваше прекрасное чтение говорит о глубине восприятия, понимания. Пусть эти слова и чувства будут всегда с вами, помогают и охраняют от невзгод. А теперь перейдём к прозе и поведём разговор по двум направлениям: «Минувшее проходит предо мной» и «Живая многокрасочная картина детской жизни».


  1. Минувшее проходит предо мной.

(А.М. Горький «Дед Архип и Лёнька», А.П. Чехов «Ванька», Л.Н. Андреев «Петька на даче»)


1 учащийся: Алексей Максимович Пешков (Горький) родился в 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Своё детство и юность будущий писатель провёл на берегах великой реки. Мальчику было всего десять лет, когда после смерти матери разорившийся дед послал его «в люди». Кем только не был Алексей Пешков: «мальчиком» в магазине обуви, учеником в иконописной лавке, посудником на пароходе, десятником на ремонте ярмарочных зданий. Жизнь была неимоверно тяжела. От её невзгод мальчика спасали любовь к чтению, стойкий характер. Алексей страстно хотел учиться. Много и беспрестанно читая, Горький поражал окружающих своими энциклопедическими знаниями. На удивлённые вопросы: «Откуда вы всё это знаете?»- писатель шутливо отвечал: «Как же не знать! А гордость на что! Сколько на свет замечательного и вдруг я, Алексей Максимов, ничего знать не буду. Нельзя же так!». Книги дополняли непосредственное знакомство с жизнью народа. Юный Пешков немало скитался по стране и скитания эти были вызваны, как вспоминал Горький, «не стремлением к бродяжничеству, а желанием видеть, где я живу, что за народ вокруг меня». Он побывал в Нижнем Поволжье и на Украине, в Бессарабии и Крыму, на Кубани и Кавказе, увидел много тяжёлого и тёмного. Главные герои рассказа «Дед Архип и Лёнька» скитаются по стране и просят милостыню. Теперь они на Кубани, здесь подают милостыню щедрее, но нищих не любят, потому что богаты. Дедушка говорит Лёньке: «А милостыню собирать не сладко. Каждому поклонись, каждого попроси. И ругают тебя, и колотят, и гонят…Сытый человек- зверь. И никогда он не жалеет голодного. Враги друг другу- сытый и голодный. …Один ты у меня, и я у тебя один…Невозможно мне умереть, а ты чтоб остался..На кого?..Господи!..» Дедушка, измождённый, больной, чувствовал, что скоро умрёт, и очень страдал от мысли, что будет с Лёнькой. Лёнька казался корявым сучком, отломленным от деда-старого иссохшего дерева, принесённого и выброшенного сюда, на песок, волнами реки. Это болезненный и хилый одиннадцатилетний мальчик. Он всегда страдает, когда слышит унизительные просьбы деда, ему становится горько и тоскливо на душе, а когда деду отказывают, он очень боится, что дед сейчас заплачет. А ещё Лёнька очень боится , когда дед ворует. Ведь если его поймают, то обязательно отведут в сборную (место, где собирают подозреваемых в воровстве) и накажут. А Лёнька будет с дедом, будет всё видеть и слышать и будет очень страдать от страха и унижения. В очередной раз он не выдерживает и кричит: «Вор ты старый! У-у…Не будет тебе на том свете прощенья за это!» И в этот миг грянул гром, покатились над степью его раскаты, сотрясая всё вокруг, как будто природа была заодно с Лёнькой. Но мальчик испугался грома, испугался своих слов, его сердце заболело от страха, от жалости к деду, от тоскливого чувства вины перед ним… Разорвав небо, молния осветила их обоих, скорченных, маленьких, виноватых, измученных тяжёлой жизнью. К вечеру следующего дня дедушка умер. Через два дня у степного оврага нашли Лёньку, который лежал, раскинув руки и лицом вниз…

Учитель: 1.Определите отношение автора к своим героям.

2. Почему погибает Лёнька?

3. Помогают ли описания природы передать состояние героев рассказа? Приведите примеры.


2 учащийся: А.П. Чехов. Родился писатель в Таганроге. Отец его, Павел Егорович, был из крепостных, но «выбился в люди». Он мечтал видеть своих детей богатыми и требовал, чтобы они в свободное от учёбы время торговали в лавке. Деспотичная мещанская среда, в которой жил Антон Чехов, не только не убила в мальчике добрые человеческие качества, а сформировала независимость, чувство собственного достоинства, любовь к людям. Чехов закончил гимназию в Таганроге, потом медицинский факультет Московского университета. Он лечил людей, животных, бедных лечил бесплатно. Как врач, Чехов сталкивался с разными людьми, слушал их истории, изучал их. Это помогло ему как писателю создать многие образы, многие произведения. Он рано узнал, как «сила» взрослого, жестокого мира подавляет свободу детей, как безжалостны хозяева к своим маленьким слугам. Об этом – грустный рассказ «Ванька» и страшный, трагический рассказ «Спать хочется».


3 учащийся: Ванька Жуков, девятилетний мальчик, был отдан в ученье в Москву к сапожнику Аляхину. У него не было ни отца, ни матери, только дедушка один остался. В ночь под Рождество, когда хозяева ушли к заутрене, Ванька решил написать письмо дедушке. Оно наполнено горечью, обидой, болью. «А вчерась мне была выволочка,- пишет Ванька.- Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и …начала меня в харю тыкать…Подмастерья велят мне красть у хозяев огурцы, а они за это бьют меня чем попадя. Спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку…А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что я упал и насилу очухался». Ванька умоляет дедушку забрать его из Москвы: «Приезжай, милый дедушка, Христом Богом тебя молю…Пожалей ты меня, сироту несчастную… Мальчик обещает ему табак тереть, вечно Бога за него молить, а когда вырастет большой, то кормить будет и в обиду никому не даст. «Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой..»- завершает письмо Ванька.


Учитель:- Какие чувства вы испытывали, читая письмо мальчика?

-Как вы понимаете смысл пословицы «Горек хлеб сиротский»?

-Сбудутся ли надежды мальчика? Что ждёт его впереди?

4 учащийся: Главная героиня рассказа «Спать хочется»- нянька Варька, девочка лет тринадцати. Она смотрит за ребёнком, каждую ночь качает колыбель. Малыш часто просыпается, плачет. А Варьке тоже хочется спать. Глаза её слипаются, становятся неподвижными, голова падает… «Ты что же это, паршивая, спишь? У-у, подлая»- слышит вдруг Варька. Хозяин- сапожник больно треплет её за ухо. Варька опять начинает качать. А спать хочется по-прежнему, ужасно хочется… А утром девочке нужно будет сбегать в сарай за дровами, затопить печь, поставить самовар, почистить калоши, помыть лестницу, сходить в лавку, почистить картошку. Бывает, после чаю Варька стоит целый час на одном месте и ждёт приказаний. -Варька, сбегай за водкой! Варька, купи три бутылки пива! Варька, почисть селёдку! Варька, где штопор? Варька, покачай ребёнка!... А ребёнок кричит и изнемогает от крика. Варька смеётся: как это раньше она не могла понять, что ребёнок- враг…Убить ребёнка, а потом спать, спать, спать…


Учитель: Почему произошла трагедия?

Какими чувствами пронизаны эти 2 рассказа?

Возможны ли подобные истории в наше время?


5 учащийся: Л.Н. Андреев - писатель большого таланта, ни на кого не похожий художник слова. Сюжеты многих произведений Леонида Андреева прямо подсказаны действительностью. «Петька на даче»- одно из самых проникновенных в русской литературе изображений души ребёнка, у которого украдено детство. Мальчик Петька - самый маленький служащий в парикмахерской. Ему только десять лет, а служит он уже третий год. Все дни тянутся однообразно, и каждый день над Петькой висит один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды!» И он всё подавал её, всё подавал. Праздников не было. Петьке почему-то постоянно хотелось спать и часто казалось, что всё вокруг не правда, а длинный неприятный сон. Он часто разливал воду и всё худел, а на стриженой голове у него пошли нехорошие струпья. Около глаз у Петьки прорезались морщинки, они делали его похожим на старичка. Однажды Петьку с мамой отпустили на дачу, где жили её господа. Это были самые счастливые дни в жизни мальчика: он босиком бродил по траве, купался в пруду, удил вместе с гимнастом Митей рыбу. Он поправился, «изумительно помолодел». Но это счастье скоро закончилось: хозяин парикмахерской требовал вернуться на службу. И тогда Петька не просто заплакал, он закричал громче самого горластого мужика, стал кататься по земле, биться о неё головой. Худые ручонки его сжимались в кулаки, били по рукам матери, по земле, почём попало, как будто стараясь усилить боль. Петькино горе было безмерным, потому что нужно было возвращаться в парикмахерскую, где в грязном и душном воздухе целый день будет отрывисто звучать: «Мальчик, воды!» или угрожающе: «Вот, погоди!». И больше не будет ни леса, ни опушек, ни пруда, ни чистого воздуха…


Учитель: Кто украл у Петьки детство?


II. Живая многокрасочная картина детской жизни.

(А.П. Гайдар «Тимур и его команда», Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася»)


Музыкальная пауза (клипы знакомят с творчеством американской художницы Сандры Кук. Её сюжеты - прекрасный и счастливый мир детства, наполненный теплом и уютом)


6 учащийся: Юрий Яковлевич Яковлев – известный детский писатель, который пишет о жизни современных школьников. Юрий Яковлев говорил: «Я - детский писатель, и горжусь этим. Я люблю своих маленьких героев и своих маленьких читателей. В детях я стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека. Самое чистое… в человеке связано с детством». Рассказ «Рыцарь Вася» знакомит нас с мальчиком, которого ребята за медлительность, неповоротливость, неловкость называли тюфяком. То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его вялых движениях, звучало в глуховатом голосе. Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой оболочкой. А в его груди билось благородное сердце рыцаря. он мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно и буднично. Ему не везло буквально во всём. Но Вася сердился не на других (как это обычно бывает), а на себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь. Однако из этого ничего не выходило… Как-то в начале зимы на речке, которая покрылась первым ледком, катались ребята. Внимание Васи привлекли крики. Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег. Оказалось, маленький первоклашка провалился под лёд. Тюфяк увидел насмерть перепуганного малыша и, не раздумывая, пошёл его спасать. А на другой день в школе была линейка, и спасителем мальчика был почему-то объявлен проворный Димка Ковалёв. Ни с кем не спорил Вася. А когда начался урок, взял в короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке по арифметике стал рисовать рыцаря…


Учитель: Как вы оцениваете поведение Васи?

О чём думал мальчик, рисуя рыцаря?

Какого завтрашнего взрослого человека вы можете разглядеть в Васе?


7 учащийся: Аркадий Петрович Гайдар (1904-1941)- один из основоположников детской литературы. Он погиб за Родину в 37 лет. Для нас он оставил огромный труд своей жизни – книги, вошедшие в золотой фонд детской литературы. Это «Р.В.С.», «Школа», «Дальние страны», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Тимур и его команда» и другие. Его книги убеждают: чтобы быть счастливым, надо «честно жить, много трудиться и крепко любить свою Родину». В повести «Тимур и его команда» вокруг главного героя Тимура сплотились такие же, как он, бесстрашные, отзывчивые на чужую беду, преданные своей Родине ребята. Книга рассказывает о том, как интересно они проводят лето, как помогают семьям бойцов и командиров Красной Армии. В 1941 году А.П. Гайдар обратился к тимуровцам Киева и всей Украины с призывом окружить ещё большим вниманием и заботой семьи бойцов, ушедших на фронт, помогать старшим, безотказно и точно выполнять их поручения. «Пришёл час, - говорил Гайдар,- доказать и вам, ребята, как любите вы свой народ, свою Родину, как бережёте их…» В конце повести есть замечательные слова, сказанные Тимуру Ольгой: «Ты о людях думал всегда, и они тебе отплатят тем же». А Тимур ответил: «Всем хорошо! Все спокойны. Значит, и я тоже спокоен».


Учитель: Чтение - особый творческий труд, который не завершается даже тогда, когда перевёрнута последняя страница…

Какую роль сыграла повесть «Тимур и его команда» для будущих поколений? (она вызвала знаменитое тимуровское движение, которое живёт и сейчас)


Учитель: На ваш взгляд, ребята, решили ил мы поставленные в начале урока задачи?

Учитель: Завершите предложения:

На уроке я получил….

Я учился…

Я понял…

Оценивание

Задание на дом: На следующем уроке мы приступаем к изучению раздела «Писатели и поэты о природе». Подготовить и прочитать наизусть наиболее понравившиеся стихотворения о природе.


Людко Нина Эдуардовна,

учитель русского языка и литературы,

высшая категория

ГУО «Стародворецкий учебно-педагогический

комплекс ясли-сад-базовая школа»

Берестовицкий район Гродненская область

аг.Старый Дворец, ул.1 Мая, 4

тел. 801511 47-497



Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Людко Нина Эдуардовна

Скачать

2021-09-15

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение