План-конспект занятия кружка по экономике "Профессии и специальности"

Цели занятия:
Научится составлять формулу профессии. Формировать теоретические представления и понятия связанные с миром профессий. Выработать умение анализировать профессиональную деятельность,
Повышать интерес к профессиям и профессиональной деятельности.
Воспитывать чувства товарищества, культуры речи, эстетического взгляда, уважительное отношение к любой профессии.

Библиотека материалов Дум Думыча

Тема:  «Профессии и специальности»

 Цели:

Обучающая: Научится составлять формулу профессии. формировать теоретические представления и понятия связанные с миром профессий. выработать умение анализировать профессиональную деятельность,

Развивающая: развивать внимание, мышление, память, умственную и творческую активность. Повышать интерес к профессиям и профессиональной деятельности.

Воспитывающая: воспитывать чувства товарищества, культуры речи, эстетического взгляда, уважительное отношение к любой профессии.

Задачи:

1 Повторить и систематизировать знания учащихся по теме: классификация профессий 

2 Научить составлять формулу профессии

3. Познакомить с профессиями пожарный и швея

4 Оценить полученные знания учащихся

Тип урока: Комбинированный

Наглядные пособия: карточки, использование ИКТ, схемы,таблицы.

Оснащение. Слайды: “Типы профессий”, “Классы профессий”, “Группы профессий”, “Отделы профессий”; видеоролик о профессиях, проектор, компьютер, карточки с заданиями.

Ход занятия

1 Орг. Момент (1 мин.)

2 Мотивация учащихся (5 мин)

Учитель: Слайд 1В первобытном обществе не было проблем выбора профессии, так как человек умел сам делать все необходимое для жизни: добывать пищу, огонь, шить одежду, защищаться от опасностей. Постепенно происходило разделение труда: сначала на скотоводство и земледелие; затем появилась торговля и ремесла. С развитием материальной и духовной жизни усложнялась деятельность людей, появилось множество профессии.

Вспомним тему прошлого урока:

Ученики: изучали деление профессий по различным признакам.

Учитель: Ориентироваться в многообразном мире профессий позволяет их систематизация или, другими словами, классификация. Наиболее широко известна классификация профессий по отраслям экономики – по принадлежности к какой либо отрасли: промышленность, транспорт, торговля, здравоохранение, образование, культура, искусство и др. Слайд 2 Такая классификация удобна для руководителей предприятий и учебных заведений, но малоудобная для человека выбирающего профессию, поскольку не учитывает взаимоотношений «профессия- личность». Впереди нас ждет проект по профессиональному самоопределению «Мой профессиональный выбор», где крайне важно уметь выбрать из всего многообразия профессий именно ту, которая будет подходить конкретно вашей личности.

3. Самостоятельная формулировка цели урока учащимися (1 минута)

Учитель: Как вы думаете как будет звучать цель сегодняшнего урока?

Ученики: составить классификацию профессий, которая учитывает взаимоотношения «профессия- личность»

Учитель: Слайд3 Если точнее, то: мы сегодня соберем пирамиду классификаций профессий которую предложил академик А.Е. Климов которая учитывает взаимоотношения «профессия-личность»

И по этой пирамиде составим формулу профессий ПЛОТНИК, СТАЛЕВАР

Учитель: Собирать пирамиду мы будем уже из известных вам признакам по которым делятся профессии.

Вопрос учителя Слайд 4 к классу: Назовите 5 типов профессий в системе «Человек» с примерами профессии и какими качествами личности должен обладать человек для каждого типа?

Ответы учащихся:

1. “Человек – (живая) природа” (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т.д.

Пример: эколог, геолог, биолог, зоотехник, егерь.

2. “Человек – техника (и неживая природа)” (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда.

Пример: Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель, наладчик автоматизированного оборудования и т.д.

3. “Человек – человек” (Ч). Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.

Пример: Учитель, воспитатель, психолог, продавец

4 .“Человек – знаковая система” (Ч-Зн.) Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы схемы устная и письменная речь, ноты, химические и физические символы – вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.

Пример: Этот виды деятельности относится к умственному труду. Пример: бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир, верстальщик и т.д.

5. “Человек – художественный образ” (Ч–X). Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность.

Пример: дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т.д.

Слайд 5 Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем:

Слайд 6 Вопрос учителя к классу: Назовите 3 класса профессий по признаку «Цель труда»

Ответы учащихся:

  1. Гностические профессии (Г). (“гнозис” – знание) . Цель – узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку

  2. Преобразующие профессии (П). . Цель – изготовить по образцу.

  3. Изыскательные профессии (И). Цель – придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу.

Вывод: чтобы отнести профессию к определенному классу необходимо разобраться в конечной цели трудового процесса.

Слайд 7 На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются их классы по признаку целей труда:

Слайд 7 Вопрос учителя: Назовите 4 отдела профессий по признаку «Средства труда»

Ответы учащихся:

  1. Профессии ручного труда (Р) с использованием ручных орудий труда (р); это, в основном рабочие специальности, например каменщик – мастерок, маляр – кисть и т.д.

  2. Профессии машинно-ручного труда (М) с использованием машин с ручным и ножным управлением (м), пример: машинист, водитель;

  3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А). пример: оператор персонального компьютера.

  4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). пример: профессиональные спортсмены, актеры, дикторы и т.д.

Слайд 8 На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий делятся на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:

Слайд 9 Вопрос учителя: Назовите четыре отдела профессий по признаку условий труда.

  1. Работа в условиях микроклимата, близкого к бытовому, “комнатному” (Б), пример: бухгалтер, учитель и т.д.;

  2. Работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О), пример: строители, работники сельского хозяйства и т.д.;

  3. Работа в необычных условиях (на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т. п.) пример: водолазы, шахтеры и т.д.;

  4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей – взрослых или детей, большие материальные ценности (М), пример: инкассаторы, врачи.

Слайд 10 На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда (У):

Слайд 11 Подведем итог: Мы собрали пирамиду профессий академика А.Е. Климов которая учитывает взаимоотношения «профессия-личность»

. Это нужно для того, чтобы сделать осознанный выбор будущей профессиональной сферы. Ведь выбор зависит и от вашего желания, и от ваших возможностей, и от требований, которые предъявляет профессия к личности претендента. А теперь, для того чтобы каждый усвоил суть теоретической информации, я предлагаю провести практическую работу.

. Попытайтесь составить формулы профессий

Практическая работа - прохождение теста Приложение 1.

Рефлексия

Что общего между этими профессиями? в чем различия? Считаете ли вы эти профессии современными? В чем сложности профессии?

Вопросы:

  1. В чем недостатки классификации профессий по отраслям экономики?

  2. Что представляет собой классификация профессий по Е.А.Климову? Чем она удобна?











Тест на профориентацию Приложение 1

1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

. Следить за состоянием, развитием растений

. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20б. Работать на клавишных машинах (клавиатуре, телетайпе, наборной машине и др.)



Ключ к тесту: За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.



Типы профессий

Номера вопросов

ИТОГО

Человек-природа

1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а


Человек-техника

1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а


Человек-человек

2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а


Человек - знаковая система

2б, 5а, 9б, 10б, 12б, 15а, 19б, 20б


Человек - художественный образ

3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б





Материалы подготовил(а): Сосновских Ирина Геннадьевна

Скачать

2020-02-12

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение