Поурочный план для коррекционной школы 6 класс трудовое обучение

Ознакомить учащихся с особенностями тиснения бумаги и образования из них складок. Помочь учащимся приобрести чертёжно-измерительные навыки ознакомиться с чертёжными инструментами (циркулем, линейкой, угольником), освоить технологические приёмы вырезания. Углубить знания и умения учащихся, связанных с первоначальными приёмами обработки бумаги (разметкой) с помощью шаблона, резанием бумаги ножницами; совершенствовать навыки в вырезании по контуру из бумаги.
Материалы подготовил(а): Пилявская Татьяна Юрьевна.

Библиотека материалов Дум Думыча

ПИЛЯВСКАЯ Татьяна Юрьевна

учитель трудового обучения высшей категории специальных классов

КГУ СШ № 13 (со специальными классами)

г. Талдыкорган Республика Казахстан


ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

О Т К Р Ы Т Ы Й У Р О К

6 класс


ТЕМА: Тиснение бумаги.

Складки «Рёбра жёсткости».

ЦЕЛИ: Ознакомить учащихся с особенностями тиснения бумаги и

образования из них складок.

Помочь учащимся приобрести чертёжно-измерительные навыки и

ознакомиться с чертёжными инструментами (циркулем, линейкой,

угольником), освоить технологические приёмы вырезания.

Углубить знания и умения учащихся, связанных с первоначальными

приёмами обработки бумаги (разметкой) с помощью шаблона,

резанием бумаги ножницами; совершенствовать навыки в

вырезании по контуру из бумаги.

Закрепить знания по технике безопасности и совершенствовать

навыки и приёмы вырезания ножницами, умения различного

соединения деталей.

Развивать фантазию, видеть необычное в самом простом и

привычном, умения передавать с помощью форм и материалов

различные образы.

Развивать логическое мышление, пространственное воображение,

речь, произвольное внимание, долговременную память, мелкую

моторику рук, сенсорное восприятие, тактильные анализаторы.

Воспитывать трудолюбие, внимание, усидчивость, терпение,

ответственность, самостоятельность в работе.


НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ: образцы в натуральную величину, слайды,

инструкционные карты, раздаточный материал


ОБОРУДОВАНИЕ: бумага, ножницы, карандаши, линейки, клей, лекала,

шариковые ручки без пасты, рабочие коробки


ТИП УРОКА: Комбинированный (повторение и закрепление

теоретического материала, практическая работа).



Х О Д З А Н Я Т И Я


1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ

- подготовка рабочих мест;

- подготовка учащихся к занятию;

- сообщение цели занятия.


2. ПОВТОРЕНИЕ. Беседа

Повторение безопасной работы инструментами и приспособлениями

Игра «Угадай-ка»

Условия игры: учитель называет загадку, учащиеся отгадывают её и рассказывают о правилах безопасной работы инструментом.

Инструмент бывалый,

Не большой, не малый

У него полно забот,

Он и режет, и стрижет. (ножницы)



(игла с ушком)


Свою косичку без опаски,

Она обмакивает в прятки,

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничкам. (кисточка)



Я масса липкая, крутая,

Скреплять детали помогаю. (клей)


3. ВВОДНАЯ БЕСЕДА

Сообщение темы и цели занятия


Слово учителя

Сегодня мы с вами займемся новым для вас художественным конструированием из бумаги – бумагопластикой. При помощи каких операций можно сделать из бумаги объёмные изделия?

Тиснениеэто определённая операция с бумагой, при которой плоский лист бумаги приобретает объёмность.

Тиснение придаёт плоской поверхности бумаги объёмность.

Фигурные выпуклости и вогнутости выдавливаются в бумаге по линейке или лекалу ножом с округлым, тупым концом. Можно также пользоваться для этого острием ножниц или шилом.

Наиболее подходящий способ тиснения можно определить, проделав это с листом бумаги.

При использовании не очень плотной бумаги линии прогибов и выгибов выдавливаются на одной и той же стороне бумаги.

В плотной бумаге или картоне линии сгибов продавливаются и с той и с другой стороны листа, в зависимости от того, где необходимо, с какой стороны выгнуть участок картона.

Выдавленные в бумаге дугообразные вогнутости и выпуклости смотрятся очень эффектно.

Поверхность бумаги перестала быть плоской и приобрела объёмность.

Понятно, что две соседние кривые, по которым будет согнута бумага требует её сгибания сначала в одну сторону, а затем в другую, поэтому и прочерчивать линии сгиба следует с обеих сторон бумаги попеременно.

  • Что можно выполнить при помощи согнутых линий на бумаге? Можно выполнить объёмные фигуры – солдат, кукла, натюрморт, маски, здания.


4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Беседа


  1. Что такое тиснение? Тиснение – это определённая операция с бумагой, при которой плоский лист бумаги приобретает объёмность.

  2. Каким способом образуют выпуклости и вогнутости в бумаге? Фигурные выпуклости и вогнутости выдавливаются в бумаге по линейке или лекалу тупым концом ножниц или шилом.



5. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

Практическая работа ТИСНЕНИЕ


Для работы в данной технике необходимы следующие материалы:

  • Чертежная бумага высокого качества

  • Ножницы

  • Циркуль

  • Скрепки или булавки (для временного скрепления деталей).


ХОД РАБОТЫ

  1. Обвести контур детали (в форме листа).

  2. Вырезать деталь из бумаги.

  3. Выдавить на мягкой поверхности дугообразные выпуклости по линейке или лекалу на одной стороне бумаги.

  4. Выдавить (на мягкой поверхности) дугообразные вогнутости по линейке или лекалу на другой стороне бумаги.

Примечание: две соседние дугообразные линии, по которым будет согнута бумага, требует её сгибания сначала в одну сторону, а затем в другую. Продавливать линии сгиба нужно попеременно с обеих сторон.



  1. ВВОДНАЯ БЕСЕДА сообщение познавательных сведений

СКЛАДКИ «РЁБРА ЖЁСТКОСТИ»

Вводный инструктаж


Слово учителя

Как согнуть бумагу или картон по прямой линии каждый знает. А можно ли согнуть линии по кривой? Дизайнеры и архитекторы отвечают: да! Они делают это с помощью надрезов.

Основой при создании изделий в технике бумагопластика являются конструкции, представляющие собой систему «рёбер жёсткости».

Чтобы понять, что такое «рёбра жёсткости» мы проведём с вами ОПЫТ.

Поурочный план для коррекционной школы 6 класс трудовое обучение - Рисунок 1
Поурочный план для коррекционной школы 6 класс трудовое обучение - Рисунок 2

  1. Возьмите альбомный лист бумаги. Он тонкий, гибкий и конечно не удержит ножницы, прогнётся под их тяжестью.

  2. Теперь сложите этот лист «гармошкой» (выполнение «рёбер жёсткости»). Теперь эта конструкция выдержит вес ножниц, не прогибаясь.


Основные свойства изделий из бумаги зависят от характера, вида и количества ребер жесткости.

Сгибания из бумаги можно добиться получения интересных форм изделия.

Тонкий лист бумаги нетрудно сложить, а вот с плотной бумагой это не получится.

Чтобы получить четкий сгиб на плотной бумаге, достаточно немного вдавить (краями ножниц или шариковой ручкой без пасты). Этот приём называется «рицовкой».

Рицовка – приём, с помощью которого можно сделать чёткий сгиб на плотной бумаге, немного вдавливая лист.

Выполняется он так:

Возьми кусок картона, нарисуй карандашом плавные кривые линии от одного края листа до другого. По этим линиям краем ножниц (канцелярским ножом, шилом) сделай надрезы. Не прорезай картон или бумагу насквозь, а надрежь на 5 мм толщины! Согнув картон по надрезам, ты получишь криволинейное ребро жёсткости. Если ты перевернёшь лист и сделаешь надрез на изнанке в другом месте, то получишь дополнительное, изнаночное ребро жёсткости. Благодаря системе лицевых и изнаночных ребер жёсткости мы получаем прочную и надёжную трёхмерную форму даже из таких непрочных материалов как бумага и картон.

По линии будущего сгиба делается неглубокий надрез (примерно до середины толщины листа бумаги), что поможет придать бумаге в процессе сгибания причудливые формы. Выполняется эта операция при помощи ножниц, шила, шариковой ручки, а если рицовку необходимо сделать по кругу, то лучше пользоваться циркулем, лекалом.


Поурочный план для коррекционной школы 6 класс трудовое обучение - Рисунок 3


Существует несколько видов рицовки:

Поурочный план для коррекционной школы 6 класс трудовое обучение - Рисунок 4
Поурочный план для коррекционной школы 6 класс трудовое обучение - Рисунок 5
Поурочный план для коррекционной школы 6 класс трудовое обучение - Рисунок 6

Гармошка – этот приём обычно использовали при операции складывания, но на плотной чертёжной бумаге при сгибании образуются заломы. Чтобы избежать этого дефекта, используют приём «рицовка».

Поурочный план для коррекционной школы 6 класс трудовое обучение - Рисунок 7
Поурочный план для коррекционной школы 6 класс трудовое обучение - Рисунок 8

Зиг-заг – приём выполняется по принципу гармошки с использованием зигзагообразных линий.

Поурочный план для коррекционной школы 6 класс трудовое обучение - Рисунок 9
Поурочный план для коррекционной школы 6 класс трудовое обучение - Рисунок 10
Поурочный план для коррекционной школы 6 класс трудовое обучение - Рисунок 11

Волна – чередование волнистых линий по принципу «гармошка».

Поурочный план для коррекционной школы 6 класс трудовое обучение - Рисунок 12

Лучики – радиальные прямые, выходящие из угла заготовки.

Поурочный план для коррекционной школы 6 класс трудовое обучение - Рисунок 13
Поурочный план для коррекционной школы 6 класс трудовое обучение - Рисунок 14

Косичка – зигзагообразные симметричные линии, пересекающие в точках, расположенных на оси (фигурка крокодила)

Поурочный план для коррекционной школы 6 класс трудовое обучение - Рисунок 15

Лодочка – две дуги, расходящиеся из одной точки и сходящиеся в другой (рыбка, лодка, птички)


Крылья – две несоприкасающиеся дуги, расположенные симметрично относительно оси (бабочки)

Поурочный план для коррекционной школы 6 класс трудовое обучение - Рисунок 16
Поурочный план для коррекционной школы 6 класс трудовое обучение - Рисунок 17
Поурочный план для коррекционной школы 6 класс трудовое обучение - Рисунок 18

Чашечка – выполняется на основе окружности и представляет собой воронки.


Спиральки – делают из полосок бумаги шириной 0,5 – 1,5 см, накручивая их на спицу, карандаш или колышек.


Яйцо - можно выполнить, надрезая противоположные стороны цилиндра.


С помощью ножниц можно вырезать отдельные декоративные элементы разной конфигурации.


7. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Изготовление поделки «Голубь»


Сейчас вы самостоятельно выполните объёмного голубя из бумаги. У вас на столах лежат заготовки изделия, необходимые инструменты, дополнительные материалы.

Эту поделку можно выполнить двумя способами. Посмотрите и определите, чем отличаются они друг от друга (формой крыльев и хвоста). Вам дано 2 варианта – один из белой бумаги, другой из цветной, украшенный дополнительными элементами – перьями, хохолком, глазами, также можно разрисовать красками.

Порядок выполнения изделия «Голубь из бумаги»

1.Для выполнения фигурки голубя нам потребуется лист А4, с нарисованным контуром частей (туловище, крылья, хвост, лента), клей карандаш, ножницы.

Перед началом работы давайте вспомним правила техники безопасности работы ножницами.

Правила техники безопасности.

Цель: повторить основные правила безопасной работы с ножницами.- слайд 8

Ножницы лежат на столе с сомкнутыми концами.

Нельзя с ножницами играть.

Передаём ножницы колечками вперёд.

-Я вам буду показывать как складывать, вырезать, а вы повторяйте за мной.

Практическая часть Слайды

2.Используя ножницы вырезаем «пёрышки» на туловище, крыльях, хвосте.

3.С помощью ножниц и линейки наметим линии сгиба выделенные сплошной линией

4. Используя ножницы, прорезаем «клапаны» на хвосте, выделенные пунктирной линией.

5. Вырезаем по контуру части фигуры «голубя».

6. Сложить заготовку туловища пополам.

7. Разрезать по пунктирной линии.

8. Прорезать ножницами по пунктирной линии два слоя.

9. Сделать разрез на крыльях по пунктирной линии.

10. Сложить крылья пополам по линии сгиба.

Прорезать по пунктирной линии.

11. Развернуть. Отогнуть хвост по линиям сгиба.

12. Берём хвост с клапанами. Подводим к отогнутым частям туловища.

Заводим клапана в прорези на хвосте туловища.

13. Совмещаем перпендикулярно разрезы на туловище и крыльях голубя, вставляя друг в друга.

14. Отступив от концов ленты 1.5 см, делаем небольшие надрезы с обеих сторон.

15. Концы ленты вставляем в прорези на крыльях.

16. Вот что у нас получилось!


  1. СЛОВЕСНЫЙ ОТЧЕТ

По выполнению практической работы


Во время индивидуальной практической работы учитель проводит словесный отчет по выполнению учащимися заданий.

Вопросы:

  1. Что ты делал на уроке?

  2. Из какого материала выполнял изделие?

  3. Как выполнял тиснение?

  4. Как выполнял рицовку?

  5. Для чего нужны эти приёмы?

  6. Как называется твоя работа с бумагой? (бумагопластика)


  1. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ГОТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ

Основная цель данного этапа – воспитать правильное отношение к оценке выполненного задания.


10. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ



  1. Б е с е д а:

- Какую работу выполняли на занятии?

- Какие технологические операции выполняли?

- Каких результатов достигли?


2. Анализ практической деятельности:

- просмотр выполненных работ,

- указание на положительное в работе,

- выявление недостатков, указание путей исправления ошибок,

- отбор лучших работ


3. Выставление оценок:

- за устные ответы с учетом активности учащихся и словесного

отчета;

- за работу по карточкам (учитывается самостоятельность в

выполнении заданий);

- за практическую работу.

4. Домашнее задание:

Продолжить работу по соединению деталей.


11. УБОРКА РАБОЧИХ МЕСТ И ПОМЕЩЕНИЯ







1.Организационный момент.

Здравствуйте, те, кто весел сегодня

Здравствуйте, те, кто грустит

Здравствуйте, те, кто общается с радостью,

Здравствуйте, те, кто молчит

Улыбнитесь пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей...

Здравствуйте!


М. Борина

Кто воркует во дворе?
Крылья, словно в серебре,
Ходит очень важно,
Не боится даже.
Можно близко подойти,
Не свернет смельчак с пути.
Это сизый голубок,
Только он не одинок.
Голубей здесь стайка,
Корма птичкам дай-ка.
Можно хлебных крошек 
И зерна немножко.
Ждет тебя, иди скорей,
Стайка диких голубей.
Поклевали хлеба,
Улетели  в небо!


Физкультминутка.

Две птички
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились. (Воспитатель предлагает детям изобразить этих птичек, как они летели, садились, опять летели. Дети повторяют слова вместе за педагогом.)


Птица мира и добра!

Птица счастья и тепла!

Эта птица — почтальон,

Не собьется с курса он. (Голуби.) Слайд 2

-Правильно, это письмо прислали голуби.

-Как вы думаете о чем бедет сегодня наш урок?

-Правильно! Но не просто о голубе, а о голубе Мира.

Голубь является символом мира, счастья и добра.


9


Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Пилявская Татьяна Юрьевна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение