Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Песок и его свойства»

Познавательно-исследовательский проект для средней группы ДОУ ─ «Песок и его свойства».
Цели проекта:
• Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
• Развитие словаря
• Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира;
• Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.
Материалы подготовил(а): Татьяна Александровна Бобылева.

Библиотека материалов Дум Думыча



Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №3 г.Заволжска









Познавательно-исследовательский

проект в средней группе «Гномики»

«Песок и его свойства»



Составила и провела

воспитатель высшей категории

Бобылева Т.А.



















г.Заволжск 2021г.


Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Песок и его свойства»



Тип проекта:

Краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой.

Участники проекта

воспитанники средней группы «Гномики», воспитатели, родители воспитанников.

Возраст участников

Воспитанники среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Сроки реализации:

25 января 2021г. – 29 января 2021г.

Проблема:

Песок – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.

Актуальность

Дети дошкольного возраста по своей природе — пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях, и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.

В основе данной экспериментальной деятельности детей лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача — удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Гипотеза:

Если в группе создать благоприятные условия для проведения проекта (проведение бесед, заучивание стихов, эксперименты, то у детей будут сформированы познавательные знания, доступные пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно-правильного отношения к природе); родители будут проявлять интерес к организации совместной образовательной деятельности в детском саду.


Цели:

  • Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

  • Развитие словаря

  • Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира;

  • Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Задачи:

  • Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.

  • Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).

  • Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений

  • Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью

  • Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей со свойствами предмета исследования;

  • Формировать умение делать открытия и выводы;

  • Обучать плавному направленному выходу на предмет.

Развивающие задачи:

  • Развивать экспериментальную деятельность;

  • Развивать речь детей;

  • Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;

  • Развивать внимание, мышление, память

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;

  • Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.

  • Воспитывать аккуратность в работе.

Методы:

  1. Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.

  2. Наблюдения за объектом

  3. Просмотр иллюстраций

  4. Беседа с элементами дискуссии

  5. Познавательный рассказ воспитателя

  6. Чтение художественной литературы.

  7. Проведение опыта, эксперимента.

Предметная среда:

  1. Лупы, зеркала, песочные часы, листы белой бумаги, подносы

  2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины; мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

  3. Природный материал: желуди, шишки, камни разной величины, ракушки и т.д.

  4. Бросовый материал: пробки, палочки, трубочки, шланги резиновые и т.д.

  5. Неструктурный материал: песок, краски.

Принципы реализации проекта:

  • принцип наглядности;

  • принцип доступности;

  • принцип систематичности и последовательности;

  • принцип прочности;

  • принцип целенаправленности;

  • принцип новизны;

  • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка


Этапы реализации проекта

Подготовительный

Знакомство с темой проекта

Изучение методических материалов, материалов сети интернет;

Выявление проблемы, цели, задачи проекта;

Подбор методического материала по данной теме;

Создание развивающей среды для работы;

Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.

Основной

Практический – в результате чего был реализован проект:

Коммуникативная деятельность

Восприятие художественной литературы

Музыкально-художественная деятельность

Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность

Художественно-эстетическая деятельность

Развитие двигательной деятельности

Игровая и познавательная деятельность

Трудовая деятельность

Работа с родителями

Заключительный

Обобщение и анализ результатов работы.

Новизна
Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования


Условия реализации

Проект реализуется: в ходе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников.



Продукт проектной деятельности:

В результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты:

- фотовыставка «Исследователи»;

- разработка картотеки опытов «Песок и его свойства»


Ожидаемый результат

1. Для педагога:

- освоение проектного метода;

- работа по сбору информации;

- выбор формы реализации проекта;

- организация опытов;


2. Для воспитанников:

- формирование познавательно – речевой активности детей старшего дошкольного возраста;

- осознание детьми бережного отношения к природе, важность ее охраны;

- приобретение экологически ценного опыта поведения и деятельности в природе песка;

- формирование практических знаний, умений, навыков о свойствах песка;

- у детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту;

- получение удовольствия от выполненной работы в коллективе.


3. Для родителей:

-организовать в родительском уголке фотовыставку;


Содержание проекта


Этапы реализации проекта:


I этап: информационно-аналитический (подготовительный)

1. Знакомство с темой проекта

2. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;

3. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;

4. Подбор методического материала по данной теме;

5. Создание развивающей среды для работы;

6. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон;

II этап: творческий (основной)

 

Познавательная деятельность в лаборатории

«Маленький исследователь!»

«Песок и его свойства».



  1. Беседы:

  • «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»,

  • «Для чего человеку нужны такие природные компоненты, как песок»,

  • «Где используют песок»,

  •  «Кто живет в песке?»


  1. Проведение опытов с песком: 

Песочный человек загрустил, потому что его подружки- песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочный человек просит тебя, малыш:

1.  Береги песчинки, - не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песочный человек любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.


1 «Откуда берётся песок»

Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.

Ход эксперимента:

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

Как вы думаете, что это сыплется?

Возьмите лупы, рассмотрите это.

Как мы получили песок?

Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песо



2 «Из чего состоит песок»

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Ход эксперимента:

Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)

Как выглядят песчинки?

Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

 

3 «Легко ли сыпется песок»

Материал: подносы с песком.

Ход эксперимента:

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.

Легко ли он сыпется?

Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.


4 «Лепим из песка»

Материал: подносы с мокрым песком.

Ход эксперимента:

Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания

Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.


5 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Материалподносы с мокрым и сухим песком.

Ход эксперимента:

Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.

Хорошо видны отпечатки?

Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.

Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)

Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.


6 Удивительный песок

 Материал 2 стеклянные банки (первая – с сухим песком, вторая  – с прозрачной водой), лопатка, пластинка, три  оргстекла.

Ход эксперимента: Дети, вы любите бегать по песку босиком? Где его можно увидеть? Что такое песок? Из чего он состоит? Обследовать сухой песок пальцами; насыпать его на пластину, рассмотреть.

 Вывод: песок – это очень – очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера.

 Ход эксперимента: Почему песок тонет?

В баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Что происходит? (песок оседает) На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдёт? (песочная пыль, растворившись, окрашивает воду).

 Вывод: песок – тяжёлый – он опускается на дно баночки; пыль – лёгкая – осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду, мокрый песок меняет цвет.



В конце опытов выход. Прощание с песком.

Песочный человек обращается к детям: «Тебе понравилось играть с песком? Твоим рукам приятно? Мне было приятно с тобой играть!»

Убери игрушки на место попрощайся с песком:

Все вместе: «В ладошки наши посмотри мудрее стали мы, спасибо, милый наш песок, ты всем нам подрасти помог!»



  1. Чтение художественной литературы:

  • «Про песок» Владимир Бредихин;

  • «На песке рисунок мой» М.Ершова;

  • «Речка ты не смой …» В.Ланцетти;

  • «Песочница» И.Финк;

  • «На песке» Л.Квитко;

  • «Желтая страница» (отрывок) С.Маршак;

  • «Песочная страна» М.Т.Грабенко.


  1. Дидактические игры:

  • «Песочный круг». Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей; 

  • «Песочные строители». Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти;

  • «Бывает - не бывает». Цель: развивать умение делать простейшие умозаключения, обогащать знания о положительных и отрицательных сторонах чего-либо;

  •  «Рассматривание следов на песке». Цель: закрепить представление детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивное умение.

  • Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Найди игрушки» ( в песке).

Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение на ощупь определять предметы.


III этап: заключительный

Обобщение и анализ результатов работы;

Выявление полученных знаний детей в ходе проектной деятельности;

Оформление фотовыставки «Исследователи»;

Подведение итогов работы над проектом;


Результаты работы:

Значительно повысился уровень знаний и представлений по вопросам проекта;

Дети приобрели экологически ценный опыт о свойствах воздуха;

Трансляция фотовыставки на сайте ДОУ;

Получения детьми удовольствия от выполненной работы;

Заинтересованность детей темой проекта, проявление их познавательной активностью: рассказывают и делятся своими знаниям с другими детьми, с родителями.



































Из чего состоит песок?



Легко ли сыпется песок?


Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Песок и его свойства» - Рисунок 1
Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Песок и его свойства» - Рисунок 2


Лепим из песка.


Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Песок и его свойства» - Рисунок 3
Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Песок и его свойства» - Рисунок 4








































































































На мокром песке остаются следы,

отпечатки














Материалы подготовил(а): воспитатель Татьяна Александровна Бобылева

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение