Главная / Библиотека / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Практико-ориентированный проект на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкол

Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, по влияние обучения и воспитания. Иными словами, способности – прижизненное, а не врожденное образование.
Радость творчества доступна абсолютно всем. Необходимо только поставить человека в определённые благоприятные условия, чтобы развился талант.
Творчество – это загадка, иначе оно не было бы творчеством.
Неоспоримо утверждение, что для творчества необходимы способности.
Когда ребёнок начинает рисовать, лепить, изготовлять различные поделки, он, как правило, обнаруживает у себя массу недостатков. Он должен учиться и в тоже время быть самостоятельным, усваивать опыт других и формировать свой стиль. Ребёнок еще плохо понимает, кому предназначено то, что он создает.
Однако если у человека есть цель, преданность творчеству, то, он ставит себя в условия, требующие от него дальнейшего развития.
Творчество, по Станиславскому, носит органический характер, является отражением имеющихся отношений, привычек, недостатков поведения в целом. Задача развития творчества становится задачей работы над собой. Это дает толчок для совершенствования. Творчество не только устраняет внутренние противоречия, но и лечит. Творчество создает ту подъемную силу, которая выносит его на новый уровень.

Библиотека материалов Дум Думыча









Практико-ориентированный

проект


на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»








Подготовила: Гостева Светлана Александровна

воспитатель I категории

МДОАУ № 110














Содержание


  1. Пояснительная записка

    1. Паспорт проекта

    2. Актуальность

    3. Цель проекта

2. Теоретическое обоснование проекта.

2.1. Путь к творчеству. Творчество как вид деятельность

2.2. Психологические особенности детей старшего дошкольного

возраста

2.3. Особенности развития творческих способностей в старшем

дошкольном возрасте.

2.4. Основные направления творчества

2.5. Правила приобщения к творчеству

2.6. Принципы, которыми руководствовался педагог, осуществляя

проект

3. Содержательный модуль

3.1. Результаты, темы, содержание тем, отражение видов деятельности.

3.2. Связь детского творчества с другими видами деятельности.

3.3. Отражение дифференциации и индивидуализации.

3.4. Список литературы, рекомендованный для педагогов.

4. Методический модуль

4.1. Уровень развития творческих способностей между странами.

4.2. Конструктивные личностные установки.

4.3. Описание методики обучения.

4.4. Суть методики проведения творческой деятельности.

4.5. Суть методики проведения диагностики.

4.6. Ожидаемые результаты.

4.7.Перспективы.

4.8. Понятийный словарь.








  1. Пояснительная записка.

    1. Паспорт проекта.

- данный практико - ориентированный проект рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста, посещающими МДОУ детский сад №110 «Присмотра и оздоровления»;

- проект рассчитан на один год работы;

- проект проходил апробацию на базе старшей группы МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления» № 110 города Оренбурга и продолжает проходить на базе подготовительной к школе группы МДОАУ № 110 / 2015 – 2016 уч. год /






























1.2. Актуальность проекта.

Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, по влияние обучения и воспитания. Иными словами, способности – прижизненное, а не врожденное образование.

Радость творчества доступна абсолютно всем. Необходимо только поставить человека в определённые благоприятные условия, чтобы развился талант.

Творчество – это загадка, иначе оно не было бы творчеством.

Неоспоримо утверждение, что для творчества необходимы способности.

Когда ребёнок начинает рисовать, лепить, изготовлять различные поделки, он, как правило, обнаруживает у себя массу недостатков. Он должен учиться и в тоже время быть самостоятельным, усваивать опыт других и формировать свой стиль. Ребёнок еще плохо понимает, кому предназначено то, что он создает.

Однако если у человека есть цель, преданность творчеству, то, он ставит себя в условия, требующие от него дальнейшего развития.

Творчество, по Станиславскому, носит органический характер, является отражением имеющихся отношений, привычек, недостатков поведения в целом. Задача развития творчества становится задачей работы над собой. Это дает толчок для совершенствования. Творчество не только устраняет внутренние противоречия, но и лечит. Творчество создает ту подъемную силу, которая выносит его на новый уровень.















1.3. Цель проекта

Цель: Особенности развития творческих способностей у старших дошкольников в системе кружковой работы «Флористика».

Объект исследования: развитие старших дошкольников.

Предмет исследования: метод развития творческих способностей старших дошкольников в кружковой деятельности.

Гипотеза: Эффективность метода развития творческих способностей будет осуществляться, если:

- старшие дошкольники будут участвовать в кружковой деятельности;

- в качестве пространства кружковой деятельности выступают занятия по «Флористике».

Задачи:

1. выявлять сущность метода развития творческих способностей.

2. определить содержание творческого развития в старшем дошкольном возрасте.

3. раскрыть содержание деятельности на кружке «Флористика».

4. проследить динамику развития творческих способностей старших дошкольников.

Методы исследования:

- общетеоретический анализ, синтез.

- социально – психологические: тестирование.

- теоретические: изучение литературы, наблюдение.

- эмпирические: беседа, анкетирование, педагогическая оценка.

















2. Теоретическое обоснование проекта.

2.1. Путь к творчеству. Творчество как вид деятельности.

Творчество как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенных необходимых признаков, которые всякий раз проявляются не изолированно, а интегративно, в их целостном единстве.

Для творчества характерно:

а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;

б) социальная и личная значимость и прогрессивность, то есть она вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, - это не творчество, а варварство);

в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

г) наличие субъективных (личностных качеств – знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

д) новизна и оригинальность процесса или результата.

Если у названных признаков исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой.

Творчество – это один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи). Для творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результаты творчества обладают новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью.

Созидая и преобразуя условия своего существования, человек параллельно созидает, преобразует себя, то есть осуществляет творческое саморазвитие. В связи с этим в последние годы философы стали рассматривать саму человеческую жизнь как творчество.

Что же такое творчество с философской точки зрения? Творчество от слова творить. То есть творчество это значит, что-то творить собственными руками, выражая в работе свои собственные мысли, идеи и, конечно же, получать удовольствие от сделанной работы.

Вспомним, как появились небо, земля, суша, зелень, свет. Их создал, сотворил Бог. После того, как Бог создал мир, он творил его целые шесть дней, а на седьмой день он отдыхал и восхищался своими трудами. Но он восхищался не только на седьмой день, но и в каждый день, когда творил мир, значит сотворение мира, земли, первых людей – это тоже творчество. Обратите внимание, что творчеством восхищаются, получают радость, удовольствие. Предметы, творения приносят пользу в жизни. Это называется созиданием. Но есть понятие называемое варварство. Это противоположные понятия. Приведем примеры: люди давно изобрели атом и стали использовать его, строили, творили атомные электростанции, т.е. созидали, а кто-то сотворил атомную бомбу – это уже варварство.

Исходя из этого, мы, педагоги и воспитатели должны стремиться воспитывать в детях и развивать творческие способности с целью созидания.

Так же развитие творческих способностей или творческое саморазвитие рассматривают в проявлениях одаренности.

«Творческость» предполагает особый склад ума, где важное значение имеют воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности. Особенно существенно, что творческие возможности, в частности, в умственной сфере зависят не только от умственных свойств (например, от яркости и конкретности мысленных образов, от быстроты комбинирования извлекаемой из памяти информации или от легкости возникновения догадок, гипотез), но и от определенных личностных черт.

Истоки творческих сил восходят к детству, к той поре, когда творческие попытки еще во многом непроизвольны и жизненно необходимы, сама новизна для ребёнка «умственной работы» требует от него своеобразной интуиции, умственной инициативы.

Существует «возрастной фон» творческой активности. Так для воспитанников старшего дошкольного возраста характерны неожиданные ассоциации, необычные предположения; весьма важное место в их жизни продолжает занимать игры, включающие в себя моменты изобретательности, импровизации. В последующем, школьном возрасте потребность в играх – это и жажда свершений, применения своих сил к чему-то новому; психологические черты, которые так часто заявляют о себе в эту пору жизни, - независимость суждений, упорство – благоприятствуют развитию творческих возможностей. Можно ли считать такого рода формы активности, повседневно наблюдаемые в годы возрастного развития, творческими? Да, если иметь в виду не обязательно объективную значимость того, что при этом создается, а самый поиск, тягу к созиданию.

У незаурядных воспитанников, особенно заметны моменты творческих проявлений. Характер умственной активности таких воспитанников пробуждает их к поискам необычного приложения своих сил. Именно творческие усилия наиболее соответствуют их потребностям в умственном напряжении, в умственном росте.

Творческие возможности – это особая сторона интеллекта и всей личности растущего человека. По-видимому, подобно восприимчивости к учению, и расположенность к творчеству, в ее индивидуальном своеобразии, - отличительная черта детского возраста.

Наблюдаемые проявления детей с явно выраженными, иногда очень ранними признаками одаренности указывают на то, что различие между интеллектом и творческостью относительное, их не надо чрезмерно противопоставлять – они имеют общие корни.

Несмотря на непредсказуемость феномена творчества, современными исследованиями выделяются основные пути, ведущие к творчеству.

Методологической основой ориентиров, ведущих к творческому развитию личности, может быть социально-философская градация свободного времени на уровни в зависимости от его содержания, наполнения.

Творчество можно развивать, а развивать можно через систему кружковой работы.

Кружковая работа по своей сущности, специфике осуществляется в сфере свободного времени детей, на основе добровольного выбора ребёнка, его желаний и потребностей.

В социально-философских работах выделяются четыре уровня проведения свободного времени:

- «досуг» (время отдыха, развлечений и т.п.);

- «пассивное потребление культурных ценностей» (приобретение готовых знаний, деятельность по образцам и т.п.);

- «активное потребление культурных ценностей» (самостоятельное порождение знаний, исследовательская деятельность, самообразование и т.д.);

- «возвышенная деятельность» - созидание, творчество (творческая деятельность, создание материальных и духовных ценностей для общества).

Исходя из такого подхода к градации свободного времени по содержанию, выделяются соответствующие уровни кружковой работы:

1. Досуговый, начальный уровень.

Ребёнок приходит на кружок просто провести свое свободное время, отдохнуть, заполнить его чем-нибудь. В худшем случае – «убить время», а в лучшем – найти дело по душе, интересный кружок и т.д. Основная педагогическая задача на этом этапе – создать условия для проявления у детей осознанной мотивации для выбора объединения и конкретного вида деятельности. Организационно-педагогическими формами вовлечения детей в активную деятельность на этом уровне могут быть массовые праздники, игры, конкурсы, дни открытых дверей, кинолекторий, экскурсии по лабораториям, творческим комнатам, выставки, музеи и т.д.

Существенными моментами в досуговой деятельности являются умения педагогов, педагогического коллектива создавать, моделировать встречу с «чудом», т.е. создавать ситуации, возвышающие особо яркие впечатления у детей, «зажигающие» и увлекающие их.

2. Потребительский уровень.

Когда ребёнок уже проявил интерес к определённому виду деятельности, к определённому педагогу, детскому коллективу, организуются благоприятные условия для посещения занятий в кружковой работе. Ребёнок на этой ступени»потребляет» готовые знания, которые передает ему педагог, осваивает опыт деятельности по образцам. Уровень коммуникаций педагога и ребёнка в кружковой работе в основном репродуктивный («делай как я»). Цель педагога – увлечь ребёнка, закрепить и развить у него мотивацию к заинтересовавшей его деятельности.

3. Самодеятельный уровень.

Имеется ярко выраженное познавательно-исследовательское направление. Ребёнок старается сам увеличить объем знаний, становится исследователем. Уровень коммуникаций педагога и ребёнка в кружковой работе – продуктивный («делай сам»). Интерес ребёнка к знаниям становится все более личностным.

Этап развития личности – интеллектуально-поисковый.

Кружковая работа на этой ступени, как правило, предметно-функциональная. Основные ее формы профильные и многопрофильные студии, исследовательские лаборатории. Задача педагога – закрепить мотивацию содержательную, внутреннюю, так как ребёнок стремиться к реальному результату личной деятельности. Ребёнок все чаще занимает инициативную (субъективную) позицию в ходе кружковой работы, педагог находится в позиции партнера – помощника.

4. Творческий уровень.

Высший уровень самодеятельности – «возвышенная деятельность». Интерес у детей становится творческим, возникает потребность делать свое, причем интерес уже неугасаемый, этап развития личности – рефлексивно-созидающий. Уровень коммуникации педагога и ребёнка – креативный, происходит выражение собственного «Я» в процессе сотворчества с педагогом.

Высшая ступень в системе кружковой работы особенно актуальна, значима как в русле глобальных образовательных тенденций, так и в русле обеспечения развития человека как самоцель.

Дар – один из видов творчества, он иррационален, алогичен, эвристичен.

Дар – одно из высших проявлений человеческого Духа.

Дар пробуждает к жизни, заставляет работать все новые пласты души.

Дар для души тоже, что гимнастика, физическая работа, движение для тела.

Дарение – залог духовного здоровья, необходимая его предпосылка.

Дарение – творческая деятельность.

Творческая деятельность определяется следующими функциями:

- развивающая – как центр творческого общения, развития, досуга;

- образовательная – многопрофильный и междисциплинарный центр, в котором познаются виды и жанры искусства;

- социально-адаптационная – консультативный, методический и проектный центр, представляющий возможность различных режимов общения.

Формы работы в кружке, способствующие развитию творческих способностей:

- фонд детского творчества и временные выставки детского творчества разной направленности с программным обеспечением на разные возрастные группы;

- мультимедийная мастерская, использующая компьютер как инструмент творческого развития;

- методические консультации и семинары для педагогов, родителей;

- издательская деятельность, обеспечивающая выставочную и методическую работу кружка.












2.2. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.

Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребёнка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребёнка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.

Следующее важное изменение в психике ребёнка связано с изменениями в его представлениях о себе или, как принято говорить в психологии, в его образе – Я. После пяти лет у детей начинают появляться представления не только о том, какие они есть, но и о том, какими они хотели бы быть и какими бы они стать не хотели.

Еще одно важное изменение, происходящее в психике ребёнка после пяти лет, - это изменение в его отношениях со сверстниками.

Начиная с этого возраста сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьёзное значение в жизни ребёнка. Образуются благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками.

Это, во-первых развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию.

Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребёнок стремиться осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет поделиться с окружающими.

Ребёнку исполнилось шесть лет, он не малыш. Однако, чтобы пойти в школу, он должен многое уметь и прежде всего быть готовым к тому, чтобы учиться там.

  В шесть лет системы организма созрели настолько, что могут выдержать уже даже высокие нагрузки, необходимые для школы, как нервные, так и физические.

Интеллектуальная готовность к школе - это уровень развития различных умственных способностей ребёнка, его возможности для обучения и приобретения необходимых навыков и знаний.

    К шести годам ребёнок имеет элементарные познания об окружающей действительности, живой и неживой природе, пространстве, времени, Вселенной.

  Его мышление приближается к анализу и постигает загадки синтеза. Ребёнок учиться обобщать, классифицировать предметы и явления и выделять в них главное, второстепенное, улавливая многие закономерности и связи.

    Ребёнок уже способен воспринять количества и множества, он вычленяет образы, пытается проделывать в уме простейшие мыслительные операции. И хочет всё познать.

Жажда к знаниям, один из важных компонентов учебной деятельности ребёнка. Ребёнок без какого - либо принуждения охотно выполняет задания, сосредоточенно выслушивая объяснения и разъяснения их, следуя за указаниями взрослых и подражая заданному образцу.

Он уже интересуется не только путями её выполнения и способами действия. Он сам оценивает свою работу и контролирует себя.

У ребёнка развивается способность к произвольному запоминанию, используя различные приёмы, базирующиеся на хорошей памяти - и кратковременной, и долговременной, и зрительной, и слуховой...

Ребёнок начинает обладать и образным мышлением, а также развитой речью с большим запасом слов.

Но главное, что у ребёнка появляется новое образование - владеет собой и подчиняет свои желания необходимости. У ребёнка в шесть лет должна быть сила воли. Обычная интеллектуальная готовность переплетается с другими признаками «зрелости», больше всего, с личной готовностью, включающей в себя как социальный, так, и эмоциональный компонент. Чтобы успешно заниматься в школе, ребёнок усваивает позицию ученика, т.е. произвольность поведения, для осуществления которого необходима произвольность памяти, внимания, восприятия.

Я выделила основные психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.








2.3. Особенности развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте.

Уровни – пути к творчеству.

Выделяются следующие взаимосвязанные уровни – пути к творчеству:

Уровень 1. Адаптация ребёнка к новым условиям путём создания для него благоприятных условий для самовыражения. Формирование доверительных отношений. Выявление задатков способностей.

Уровень 2. Образовательный: усвоение детьми содержания предмета, к которому имеются способности. Развитие интереса к деятельности. Формирование умения выражать свои мысли и чувства путём определённого вида творчества. Осознание самого себя. Становление способностей.

Уровень 3. Развитие творческой активности путём усложнения задач. Обработка технических умений. Формирование желания творчества. Развитие таланта в определенной области деятельности.

Следовательно, путь к творчеству, построенный на основе социально-философской градации содержания свободного времени, соответствует ступеням – «Человек любознательный», «Человек увлеченный» (становление: школа мастера), «Человек исследующий» (расцвет: лаборатория, исследователь), «Всестороннее развитие, функционально грамотный, интеллигентный человек, способный к сотрудничеству», человек творческий.


















2.4. Основные направления творчества.

Известно, что самостоятельная творческая деятельность ребёнка не может быть беспредметной. Это должно быть техническое творчество, художественная или педагогическая деятельность, или какое-то другое направление, в котором дети могут ориентироваться в выборе темы в соответствии с появившемся интересом. Чтобы избежать стихийности, неорганизованности, бессистемности, следует непременно придать этой работе целенаправленный характер.

В практике работы И.П. Волкова по созданию оптимальных условий для приобщения детей к творчеству утвердить, в частности, такие направления:

1) Педагогическая деятельность воспитанников.

Это шефство воспитанников старших групп над воспитанниками младших групп в творческой комнате.

2) Исследовательская и изобретательская деятельность.

И то, и другое доступно детям практически любого возраста и зависит только от сложности предложенной задачи. И если в исследовательской работе от ребёнка нельзя ждать результатов, имеющих материальную общественную значимость, то, опираясь на официальные данные, можно говорить о том, что изобретательство машин и устройств, имеющих общественную значимость, детям вполне доступно. Под «изобретением» понимается не готовый, оформленный по всем правилам проекта, только подробное описание и чертеж устройства в виде схемы, которые позволяют судить о том, в какой степени ученик проявил смекалку, выдумку и т.п.

Пути приобщения к изобретательству: стимулирование стремления детей осуществить изобретение на заданную тему; осуществить изобретение, основываясь на определённом принципе; стимулирование изобретений по желанию. Изобретая в системе работы кружка «Флористика», дети привлекаются к первым исследовательским работам в определенном направлении.

Привлечение детей к исследовательской работе исходит из известных педагогических положений о том, что развитие творческих способностей, обучение навыкам исследовательской работы вполне возможно, если даже результаты творчества не имеют высокой общественной значимости в виде созданного продукта деятельности. Эта значимость – в развитии способностей.

Если к изобретательству можно привлечь широкую массу детей в любой период, поставив перед ними широкий круг задач, то к исследовательской работе привлечь первого попавшегося нельзя. Для успешной исследовательской работы требуется определённая совокупность данных: Достаточный запас знаний, достаточный опыт в самостоятельной работе, наличие руководителя и т.п.






































2.5. Правила приобщения к творчеству


1. Добровольность в самостоятельной работе.

Ребёнок может делать творческую работу какую хочет, когда хочет, сам определять объем своей работы. Педагог не должен навязывать своего мнения ребёнку в выборе темы, способе ее исполнения, ибо тем самым он сузит круг деятельности воспитанника, ограничит овладение различными навыками, а, следовательно, ограничит круг его интересов. К тому же, некоторые дети не терпят вмешательства в свою работу и поэтому иногда способны даже забросить ее, если их контролируют.

2. Избегание запрета.

Не запрещать творческую работу никому, так как запрет тормозит развитие таких индивидуальных качеств, на основе которых ребёнок мог достичь больших успехов. Запрещать ребёнку, увлеченному каким-либо делом, заниматься им – значит озлоблять его.

3. Свобода мнения.

Не навязывать своего мнения ребёнку в самостоятельной и творческой работе, не отвергать его предложений. Можно только предлагать, советовать как в выборе темы, так и в ее исполнении.

4. Доброжелательная атмосфера. Ситуация успеха.

При проверке готовой самостоятельной работы или при руководстве ее выполнением у педагога должны преобладать доброжелательность, мягкость, снисходительность, и ни в коем случае не должны проявляться резкость, неудовлетворенность, раздражительность. Не надо забывать, что во многих случаях ребенок будет делать то, чему его научили, и, конечно, уже по этой причине его работа будет не всегда идеальной. Особенно осторожно надо рассматривать первые самостоятельные работы. Всё дело в том, что как бы они слабо ни были выполнены, самим детям они в большинстве случаев кажутся чуть ли не гениальными. И разубеждать их в этом не надо. Наоборот, надо вдохновить, вселить веру в себя.

5. Толерантность.

Не возвращать детям работы на переработку. Не надо в каждой самостоятельной детской работе искать ошибки, указывать на них с тем, чтобы ребёнок исправил, доделал или даже переделал работу. (Исключение из этого правила составляют случаи, когда работа готовится на выставку или должна служить пособием для других). Потому что в большинстве своем ребенок уже отдал все силы этой работе и улучшить, доделать ее уже не может без помощи педагога.

6. Не сдерживать устремление ребенка.

7. Соблюдение индивидуального пути развития.

Сравнивать конкретные работы конкретного ребёнка, т.е. прослеживать путь развития способностей строго индивидуально, безотносительно к работам других.

8. Не говорить «нельзя».

Дети очень часто обращаются к педагогу с вопросом: «А можно сделать то или это?». Данное правило особенно важно потому, что оно ликвидирует стеснительность, неуверенность в родившемся замысле. Ответ «нельзя» может быть дан только если: работа представляет опасность для здоровья и жизни; работа не отвечает морали; может нарушить общественный порядок.

9. Опора на вдохновение.

У многих детей, работающих самостоятельно, наблюдаются периоды «вдохновения» и периоды «спада». Использование периодов «вдохновения» для более активного развития способностей детей имеет очень большое значение. Похвалить, поддержать, даже открыто восхититься работой ребёнка – значит продлить волшебный период, сохранить озаренный радостью эмоциональный фон жизни ребёнка.

10. Опора на духовно-нравственное начало.

Это основополагающее правило приобщения к творчеству. Конкретизируя современное содержание творчества, видно, что на первый план уверенно выдвигается техническая форма. Она втягивает в себя научное познавательное творчество и радикально меняет содержание художественного. Притом, если научное отношение к миру перерастает в техническое и технологическое довольно плавно (от отражения к творчеству, от познания к проектированию), то художественное оказывает сопротивление.

Это не удивительно, ибо за ним стоит совершенно другой тип, духовности. На протяжении веков творчество отождествлялось с искусством, поэзией, вдохновением.

Поворот, принципиально изменяющий содержание творчеств в направлении «алгебраизации», произошёл в контексте научно-технической революции XXв. Оказалось, что творчество может быть алгоритмизуемым, машинным. Модернистское и постмодернитское искусство является примером её порождением и приложением. При создании и восприятии абстрактного (другими словами, научно-технического искусства), доминирует не любование и переживание красоты или безобразия, а раскрытие смысла, решение какой-то концептуальной задачи. Что касается машинного творчества, компьютерной графики, музыкального программирования и т.п., то приоритет технического начала в нем не требует обоснования.

Чего только не придумывается, не творится! Специальные очки для разрезания торта с делениями для наведения ножа; машинка для подсчета волос на голове и т.п. Это все творческое «хулиганство». Более опасные достижения связаны с вмешательством в глобальные ритмы природы и наследственность живого. Милитаристское творчество способно принести в жертву жизни. Удручаясь экологической трагедией человечества, не надо забывать, что в истоках трагедии лежит творчество.

Значит, надо преодолевать вседозволенность творчества, соотносить его с мерой человека, оценивать, квалифицировать, включать в систему нравственного регулирования. Творческий человек не всегда является примером соблюдения добродетелей. Гении вполне сочетаются со злодейством. Об этом свидетельствует как опыт жизни, так и многочисленные признания великих творцов из Пантеона человечества.

Таким образом, главным правилом приобщения детей к творчеству должно стать стремлением творить согласно с благом, подчинить его ценностям гуманизма.




















2.6. Принципы, которыми руководствовался педагог, осуществляя проект.

1. Гуманизация педагогического процесса (ориентация на личность ребёнка);

2. Единства (единства обучающих, развивающих и воспитательных задач);

3. Индивидуализации (осуществления индивидуального подхода к ребёнку, учитывая его интересы);

4. Природосообразности (заключается в поддержании и направлении ребёнка к активности, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности и соотношение между мерой активности ребёнка и его возможностями);

5. Постепенности погружения в проблему.

6. Безопасности (соблюдение санитарных норм и правил охраны жизни и здоровья детей в условиях детского сада);

7. Сотрудничества (отношение к ребёнку строится на доброжелательной основе, педагог – не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности).






















3. Содержательный модуль

3.1. Разделы, темы, содержания тем, отражение видов деятельности.

п/п


I. блок

Цветы и композиции из прессованного природного материала

II. блок

Цветы и композиции из бумаги


III. блок

Цветы и композиции из ткани


Темы занятий

1.

Цветок Ромашки из семян клёна (на плоскости)

Простой цветок по шаблону

Простой цветок

2.

Василёк из листьев деревьев (на плоскости)

Разновидность простых цветов


Ромашка

3.

Осенняя композиция «Золотая осень»

Ромашка обычная

Цветок шиповника

4.

Розы из осенних листьев (объем)

Цветок лотоса

Колокольчик большой

5.

Простой цветок из листьев и ягод рябины

Роза из лепестков формы сердца

Колокольчик малый

6.

Зимний пейзаж

Роза (метод по спирали)

Составление композиции из изготовленных цветов

7.

Картина из прессованного сухостоя

Маргаритка (гофрированная бумага)

Подснежники

8.

Фото-рамка из прессованного сухостоя

Мимоза (поролон, проволока, краска, гофрированная бумага)

Земляника

9.

Весна – Красна (композиция из прессованного сухостоя

Гвоздики

Анютины глазки




3.2. Связь детского творчества с другими видами деятельности.

Детское творчество – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.

Наблюдение является непременной составной частью любого творчества, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без творчества. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с творчеством, поскольку процесс развивается без участия человека.

Аналогичные взаимоотношения возникают между творчеством и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с творчеством, но творчество без выполнения трудовых действий не бывает.

Указанные связи двухсторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для творчества, с другой – творчество, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Очень тесно связаны между собой творчество и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах творчества – при формулировании цели, во время обсуждения способа и алгоритма работы, при подведении итогов и словесном отчете о своей работе. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает творческую работу, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

Связь детского творчества с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будут прослеживаться творческие способности. В то же время чем глубже ребенок покажет творческие способности, тем точнее он передаст детали работы во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность, передавать в творческой работе увиденное.

Не требует особого доказательства связь творчества с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения занятий постоянно возникает необходимость сравнивать, определять форму и размер, считать, оживлять геометрические фигуры, составлять математические и логические задачи. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает творчество.

Творчество связано и с другими видами деятельности – чтение художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.













































Взаимосвязь творчества с кружком «Флористика».

Как ранее говорилось, что творческие способности – это прижизненное, а не врожденное образование. Поэтому творческие способности можно развивать через кружок «Флористика». Флористика – это декоративно-прикладное искусство изготовления цветов из природного материала, из бумаги, из ткани.

Цветы - украшение нашей планеты. Их любят все. Без цветов не обходится никакое торжество. Иногда говорят, что отсутствие цветов указывает на недостаток вкуса.

Все, что прекрасно в природе, человек любит копировать: он пытается подражать природе настолько, чтобы эстетическое восприятие от созерцания живого и искусственного было схожим. Искусство изготовления цветов известно с давних времен.

Цветы всегда приносят нам ощущение праздника, или вообще свидетельствуют о каком - то событии, перемене в жизни, пусть даже незначительной. Они радуют нас своим цветом, формой: венчики - тем, что вот-вот раскроются или уже раскрылись; листья - тем, что их зелень снова и снова утверждает силу жизни, а золотые и красные тона повествуют о богатстве осени, о каком - то сказочном пиршестве, возможно, последнем перед тем, как все в природе спрячется, успокоится и уснет, чтобы весной нас вновь порадовать свежестью красок и форм. К сожалению, как бы ни были красивы живые цветы, их век короток, и, срезанные для букета, через несколько дней они увядают, а вместе с этим исчезает и радужное настроение. Чтобы как-то продлить это настроение, ощутить его длительное присутствие, мы сами изготовляем цветы из того материала, который нам доступен и удобен в работе.

Первоначально изготовление цветов носило сакральный характер, это объясняется тем, что сначала цветами украшались храмы, но особенное значение придавалось, тем растениям, с которыми были связаны мифы различных народов. Традиция составления цветочного букета зародилась в глубокой древности и связана не только с эстетическими устремлениями человека, но и религиозными. Неизменно расцветающие каждую весну цветы символизировали бесконечный цикл возрождения Матери-природы, ее незыблемость, а в более широком смысле - незыблемость основ мироздания и, как следствие, уверенность первобытного человека в будущем.

По мере развития общества видоизменялось и развивалось понятие красоты, появились слова для обозначения самых разных эстетических категорий, а красивые цветы и растения, доступные каждому, служили и источником вдохновения и средством выражения многих чувств. Свидетельства тому - цветочные орнаменты на древних вазах и амфорах, восточные гобелены и византийские мозаичные панно, ювелирные украшения в виде цветов или листьев, каменные цветы уральских камнерезов, подсолнечники Ван - Гога.

В первобытно-общинном обществе венками и гирляндами из живых цветов украшали жертвенные алтари и жертвенных животных. Время стерло значение религиозных ритуалов, но человеческая память сохранила настроение торжественности и праздничности, связанные с ними, и люди начали украшать свои жилища цветами, готовясь к праздничным событиям, визитам гостей и т.д.

Постепенно значение цветов десакрализировалось и стало выполнять только эстетическую функцию - служить украшением чего-либо. Так, цветами стали украшать прически, одежду, интерьер, так как такое украшение создает атмосферу необычного, торжественного.

Присутствие цветов в нашей жизни дает ощущение естественности, близости к природе, вызывает положительные эмоции, но также цветы могут являться атрибутами какого-либо события. Тогда их функция -свидетельствовать о значимости этого события - усиливается. Поводом для этого может служить какая - либо особая дата, например, день рождения или день свадьбы.

Сколько существует человечество, столько существует тяга человека к прекрасному, стремление украсить свой быт цветами, окраской, формой, ароматом они несли и несут радость, пробуждают лучшие чувства, будят фантазию, улучшают настроение, скрашивают горе и болезни, даруют бодрость и работоспособность. Когда не хватает слов или они неуместны, именно цветы приходят к нам на помощь. Цветы и растения просто красив, ими хочется любоваться, с ними приятно возиться без всякой корысти, просто так ради удовольствия. Срезанные цветы - это символ непреходящего бытия, символ настоящего, напоминающий, что человек всегда был и остается гармоничной частью природы, неотъемлемой ее составляющей. Не только человеку нужна природа, но и он ей.

Человек творит прекрасное, создавая произведение искусства, творчество же природы наиболее трогательно проявляется в растениях, прежде всего в цветах, и перенять мастерство этой великой учительницы может любой. Простой, со вкусом составленный букет - не это ли настоящая музыка красок, гармония формы и содержания.

В русском быту цветы издревле занимали прочное место: без них на Руси не обходилось ни одно торжество, ни одно значимое событие.

Об этом мы узнаем из народных преданий, былин и сказок, такие простые, но вместе с тем трогательные названия, как незабудка, подснежник, колокольчик, василек, иван-да-марья, иван-чай, могли возникнуть только у народа, живущего в единстве с природой. Изображения цветов вышивали, выполняли в кружеве, рисовали, вырезали в камне, отливали в чугуне и в бронзе.

Как любое произведение искусства букет отражал традиции своего времени. Но, по сути дела, российские составители букетов тогда еще не делали специальных композиций, а просто ставили цветы в вазы - такой подход сохранялся вплоть до начала XX века.

В петровское время для украшения стола цветки либо целиком, либо только их лепестки свободно разбрасывали по всему столу, как бы засевали поле, или коротко подрезанные цветы в удлиненных блюдах ставили вдоль всего стола в виде «Дороги на столе». К концу XVIII в. большое распространение получили цветочные «реки», «озера», «каскады».

Традиция составления букета в современном понимании, придя из Европы, оформилась в России на рубеже XVIII - XIX в.в.

Искусство составления цветочных композиций стремительно развивалось, и в русском быту букет занял прочное время. Должное всем видам букетов воздали в своем творчестве и многие русские художники. Кто не видел непритязательные «Лесные фиалки и незабудки» И. Левитана, пышные букеты в натюрмортах К. Коровина, Б. Кончаловского или утонченные композиции М. Врубеля.

Постепенно выросло целое поколение талантливых советских художников-аранжировщиков.

В 60-е года искусство аранжировки и декоративное цветоводство достигли в СССР небывалого расцвета. Во всех крупных городах были созданы свои школы, клубы, проводились выставки и конкурсы городского, республиканского и всесоюзного масштабов.

С тех пор многое изменилось в жизни государства, людей, изменилось и творчество мастеров составления букета. Расширились творческие возможности не только художников - цветоводов, но и каждого из нас.

Художественно исполненные цветы служили украшением женского туалета. У многих народов цветы являются обязательной частью национального костюма.

Сегодня мода на искусственные цветы вновь вернулась. Их используют не только для отделки платья, костюма или шляпы. Декоративные цветы служат для оформления витрин, сцен, украшения интерьеров.

Магазины и рынки заполнили искусственные цветы, привезенные из-за рубежа. Они красивы, сделаны из хороших материалов, но, увы, не всем доступны из-за цены. Да и так уж нужно их покупать - ведь делать цветы интересно и несложно. Научиться этому может каждый, только было бы желание.

Через кружок «Флористика» мы учим видеть детей прекрасное, развиваем творческие способности, воспитываем бережное отношение к природе. Но творческие способности можно развивать не только через кружок «Флористика»: с помощью определенных методов творческие способности можно развивать на уроках математики (составьте задачу, придумайте свою задачу), на уроках ИЗО, на уроках трудового обучения, на уроках музыки и т.д.

















3.3. Отражение дифференциации и индивидуализации.

Одним из условий успешной реализации проекта является обеспечение индивидуально – дифференцированного подхода к детям. Индивидуальный подход характеризуется как широкий комплекс действий, направленных на определенный выбор приемов, способов, средств обучения в соответствии с уровнем подготовленности и уровнем развития способностей детей. Вместе с тем в условиях существующей системы воспитания и обучения осуществление данного принципа возможно только на основе систематизации и типичных проявлений детей. Поэтому наряду с понятием «индивидуальный подход», который представляет собой форму организации обучения, в процессе которого дети делятся на сравнительно одинаковые группы, основанные на сходных типичных проявлениях, что позволяет педагогу осуществлять процесс обучения, различный по сложности, методам и приемам.

При развитии творческих способностей учитываю индивидуальные особенности, имеющиеся между детьми. В основу деления детей на подгруппы мною был положен уровень творческих способностей. Так, у одних детей склонность к творчеству выражена очень сильно, у других почти отсутствует. Поэтому имеет смысл позволять интересующимся творить чаще, поскольку лишение детей, обладающих «творческой жилкой», возможности постоянно встречаться с новым, оказывает на них неблагоприятное влияние. Чтение книг и рассматривание иллюстраций не компенсирует отсутствия творческих способностей путем запечатления. В то же время не стоит заставлять тех, у которых особых склонностей к творчеству нет. Они могут в это время рисовать, смотреть книги или заниматься любым интересующим их делом.

Единственное, как я считаю, чего нельзя делать – это позволять детям ничего не делать.

Дифференцированный подход в какой-то мере облегчает работу, поскольку уменьшая количество детей, участвующих в творчестве, исключает необходимость дублирования в подгруппах некоторых занятий.





3.4. Список, литературы, рекомендованной для педагогов.

1. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. - Казань, 1994.

2. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М., 1981.

3. Еврастова. Цветы из бисера, ткани, шерсти, кожи, перьев. – М., 2001.

4. Кожозина С.К. Путь ребенка к творчеству. // Внешкольник, 1997, №7

5. Красиков С.П. Цветы самоцветы. – М., 1999.

6. Лейтес Н.С. Способности и одаренность. – М., 1984.

7. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. – М., 2008.

8. Методы развития творческих способностей. // Дополнительное образование, 2000, № 4.

9. Поволяева М.Н. Творчество педагога – творчество ребенка. //

Внешкольник, 2000, № 11.

9. Стельмащук Л.Н. Цветы из ткани. – М.,1977

10. Турдиев С.Ю., Вечерко Л.И. Цветы в нашей жизни. – Алма-Ата, 1986.

11. Формы работы в дополнительном образовании. // Воспитание школьников, 2002, № 4.

12. Чернова Н.А., Чибисова А.М. Творческая деятельность как средство развития личности. – Кемерово, 1995.


Список литературы, рекомендованной для детей.

1. Журнал «Коллекция» по сценарию А. Лебедева.

2. Журнал «Винни и его друзья» под редакцией Е. Милютенко.

3. Детский юмористический журнал «Веселые картинки» редактор И. Антипенко.

4. Журнал «Веселые игры» редактор Е. Милютенко.

5. Детский журнал «Внучок».







4. Методический модуль.

4.1. Уровень развития творческих способностей между странами.

Заложенный в детях интеллектуальный и творческий потенциал реализуется более полно, если образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие способностей каждого ученика.

Опыт показывает, что учреждения дополнительного образования обладают большими возможностями для применения современных образовательных технологий. В основе этих возможностей лежит добровольный осознанный выбор ребенком и его родителями того объединения, студии, кружка, в котором ребенок чувствует себя наиболее комфортно, и в котором его способности реализуются наиболее полно. Отсутствие жестких рамок образовательных стандартов, возможность варьирования содержания занятий, исходя из интересов детей и пожеланий родителей, обусловливают стремление педагога к использованию личностно-ориентированных педагогических технологий.

Хорошей формой организации такого сотрудничества являются творческие студии для детей дошкольного возраста, а так же кружки.

В организации работы детей в кружке, в саду или дома психологически существенным является отношение педагога (родителей) к инициативе ребенка.

По показателям креативности (творческости) детей, Россия приближается к показателям США. У американских детей наблюдается рост творческих проявлений по всем показателям: беглости, гибкости и оригинальности. Россия приближается к проявлению этих показателей. Но почему же все - таки Россия отстает от США?

В первую очередь это связано с тем, что наше дошкольное образование не ориентировано на развитие творческого потенциала учащихся. Преобладает работа по заданным эталонам, по готовым правилам и схемам, дедукция, вербально-символический язык, а не более естественный для большинства ребят образный и практический. В садах нет программ, специально направленных на развитие творческого мышления детей, на развитие самостоятельности выбора и построения поведения, смелости в суждениях. В американской же садах, как частном, так и государственном, последние пять лет широко распространяются такие программы. Педагог нашего обычного сада, зажатый тисками базисного плана и все более жестких министерских требований всеобщей стандартизации обучения, имеет мало возможностей для собственного творчества и для его развития у своих подопечных. Больше таких возможностей у педагога дополнительного образования, хотя и здесь есть свои формальные препоны (чисто бюрократическое требование определенной численности детей в кружке и другие).

В большей степени стимулируют творческое самовыражение воспитанников педагоги, имеющие в своем личном арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса.





































4.2. Конструктивные личностные установки.

Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанны идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски - это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к Миру. При наличии у педагога такого рода установок, которые будут неминуемо проявляться в конкретной работе, естественное творческое, испытательное отношение ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться.

К КОНСТРУКТИВНЫМ, ТО ЕСТЬ ПОДДЕРЖИВАЮЩИМ И ГАРМОНИЗИРУЮЩИМ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ, ЛИЧНОСТНЫМ ОРИЕНТА-ЦДЯМ ПЕДАГОГА можно отнести следующие:

1. поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;

2. не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;

3. уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была "глупой" или "неправильной" - не подавлять ее своим "правильным" отношением и мнением;

4. предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

5. безоценочность в отношении к детскому творчеству -то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;

6. не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то "не так" и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;

7. творить и играть иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника

процесса;


8. не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;

9. больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;

10. развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастики и йоги, сидячей гимнастики Воробьева, на имитацию движений разных животных и т.п.; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;

11. поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей - бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса;

12. доя внесения большего разнообразия в жизнь кружка и изучения творческих способностей детей использовать психологические "творческие" методики и задания, творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами, вкусовыми, тактильными и обонятельными ощущениями, упражнения из курсов развития психологической культуры: общения, творческого мышления, психической саморегуляции, деловых качеств, самопознания и понимания законов устройства Мира.

Хотелось бы также обратить особое внимание на следующее.

Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Она будет оптимально организованной лишь тогда, когда осуществляется в меру, без сверхусилий и резкого или длительного нарушения режима работы и отдыха, т.е. без маниакальной одержимости. Когда ей не присущи хронические и сверхнапряженные усилия, и вся остальная жизнь не зачеркивается "одной, но пламенной страстью.






4.3. Описание методики обучения.

Показатели креативности, используемые в методиках:

а) продуктивность - общее число ответов в виде словесных ответов, картинок,
идей и т.п.;

б) гибкость - число ответов разных категорий (однотипные ответы принимаются за
один ответ);

в) оригинальность - число редко встречающихся в группе испытуемых ответов,
например, ответ встречается не более чем у 1 человека в группе из 10 человек.

Задания можно предъявлять детям, начиная с 6 лет.

Время их выполнения не ограничивается, что позволяет ребенку глубже войти в творческий процесс, больше отдаться ему, так как никто не подгоняет и не давит на психику требованием скорости работы (что имеет место во всех тестах интеллекта) или ограничением времени выполнения.


1. Употребление предметов

Инструкция: Напишите все возможные виды использования "ботинка", причем могут быть и необычные виды применения.

Далее предлагается для ответов другой предмет, например, "кастрюля ".

Определяются показатели: продуктивность, гибкость и оригинальность (подсчитывается число ответов по каждому показателю).

Примерные уровни выполнения задания.









Уровень

Продуктивность

Гибкость

Оригинальность

Суммарный

результат

Высокий

5

4

2

11 и более

Средний

3

2

1

5-6

Низкий

менее 3

менее 2

менее 1

менее 5

Данные по «Ботинку» и «Кастрюле» усредняются.

2. Незавершенные фигуры.

Практико-ориентированный 
проект

на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкол - Рисунок 1

Инструкция: Дорисуйте предложенные фигуры до целой картинки и придумайте и напишите к ним названия. Если хочется, можно рисовать несколько картинок по каждой фигуре. После работы с отдельными фигурами при желании можно создать общую картину, включающую в качестве отдельных ее частей все незавершенные фигуры и, конечно, что-то еще.







Примерные уровни выполнения задания

Определяется оригинальность ответов. В случае наличия у испытуемого дополнительных картинок он получает дополнительные 2 балла за каждую такую картинку.

ВЫСОКИЙ - С 7 лет - более 2 оригинальных фигур, подписей, наличие объединения фигур в целостную картинку (последнее не обязательно). 5-7 лет -более 1 оригинальной фигуры.

СРЕДНИЙ-С 7лет- 1-2отдельных оригинальных фигуры. 5-7 лет - 1 оригинальная фигура.

НИЗКИЙ - С 7лет - О оригинальных фигур. 5-7 лет - О оригинальных фигур.




3. Рассказ по картинке

Инструкция: Посмотрите на картинку! Расскажите, пожалуйста, прошлое, настоящее и будущее того предмета или живого существа, которое изображено на картинке.

Экспериментатор показывает сначала несколько картинок. Испытуемый может выбрать из них для рассказа любую. После рассказа по первой выбранной картинке он выбирает следующую. Записываются ответы испытуемого. Оцениваются продуктивность (объем) рассказа и его оригинальность.







Практико-ориентированный 
проект

на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкол - Рисунок 2

Примерные уровни выполнения задания

ВЫСОКИЙ - С 7 лет - есть прошлое, настоящее и будущее в рассказе, более 3 предложений. Есть необычный сюжет, общая идея. 6-7лет-более 2 предложений, есть прошлое, настоящее и будущее, есть необычный сюжет и идея.

СРЕДНИЙ - С 7 лет - 2-3 предложения, нет оригинальности сюжета. 6-7 лет -1-2 предложения, нет интересного сюжета.

НИЗКИЙ— С 7 лет- 1 предложение, нет оригинальности сюжета. 6-7 лет -нет предложений.

Данные по обеим картинкам усредняются.


4. Решение необычных проблем


Инструкция: Подумайте и расскажите, что Вы будете делать в случае, если:

  • Все люди на Земле станут легким и, как пушинки?

  • Все люди смогут в любой момент и на любом расстоянии читать мысли друг друга?

Оцениваются продуктивность и оригинальность ответов.

Примерные уровни выполнения задания

ВЫСОКИЙ - С 7 лет - развернутый рассказ, не менее 3 предложений. Необычные, но в то же время логичные действия. Может быть дано несколько их вариантов. 6-7лет-2 и более предложений, есть оригинальность мыслей.

СРЕДНИЙ - С 7 лет - не более 2 предложений. Неоригинальные и не очень логичные действия, среднее чувство ситуации. 6-7 лет - не более 1 предложения, нет оригинальности представлений.

НИЗКИЙ - С 7 лет - не более 1 предложения. Не вошел в ситуацию. 6-7 лет -нет предложений.





5. Задание "Четыре скрепки"

Инструкция: Вам выданы 4 скрепки. Составляйте из них различные фигуры, картинки и придумайте название.

Определяются продуктивность, гибкость и оригинальность ответов. Обычно общее время работы не превышает 10 минут.

Экспериментатор приносит с собой коробку со скрепками и раздает их участникам работы, каждому по 4 скрепки. В любом рисунке должно быть использовано 4 скрепки - не больше и не меньше. Не допускается разгибание скрепок.

Примерные уровни выполнения задания


ВЫСОКИЙ - С 7 лет - более 15 сюжетов, более 12 сюжетов разных категорий, более 7 из них - оригинальных.

6-7 лет - более 10 сюжетов, более 7 - разных категорий, более 4 оригинальных.

СРЕДНИЙ - С 7 лет - 10-15 рисунков, из них 7-12 - разнокатегорийных и 4-6 - оригинальных.

6-7 нет - 5-10 картинок, 3-7 разнокатегорийных, 2-4 оригинальных.

НИЗКИЙ - С 7 лет - менее 10 сюжетов, менее 7 разнокатегорийных, менее 4 оригинальных.

6-7 лет - менее 5 картинок, менее 3 разных категорий, менее 2 оригинальных.

6. Составление предложений из слов

Инструкция (с 9 лет): Составьте осмысленное предложение из слов "трактор", "Луна", "весло". Запомните его. Затем составьте предложение из новых слов "масло", "фонарь"и "верблюд". Также запомните его. (Для лучшего запоминания ребенком составленных предложений можно использовать картинки).

Далее экспериментатор просит составить маленький рассказ, в котором используются все 6 заданных слов, но с новым содержанием рассказа и предложений.

Для 6-7-леток — даются первый раз 2 слова ("машина ", "Луна ") и второй раз 2 слова ("масло " и "фонарь "). Затем предлагается составить рассказик с этими четырьмя словам. Он, конечно же, может включать и другие слова.

Заданные слова можно использовать в любой форме: уменьшительной, множественном числе и т.п.

Определяются: осмысленность, логичность и оригинальность предложений и рассказа.


Примерные уровни выполнения задания


ВЫСОКИЙ - логичность и осмысленность обоих предложений и рассказа, оригинальность не менее 2 ответов (всего 3 ответа - два предложения и один рассказ).

СРЕДНИЙ - логичность всех трех ответов, но нет их оригинальности. НИЗКИЙ - нелогичные случайные предложения или их отсутствие, нет оригинальных ответов.

Анализ всех данных по 6 заданиям

Уровни, полученные по всем 6 заданиям, обобщаются следующим образом:

ВЫСОКИЙ В ЦЕЛОМ - в случае, если 3 или более заданий сделано на высоком уровне; остальные - на среднем.

СРЕДНИЙ В ЦЕЛОМ - если сделано на высоком уровне - 0-2 задания, на среднем - 2-6 заданий и на низком - не более 3 заданий.

НИЗКИЙ В ЦЕЛОМ - если на высоком уровне не сделано ни одного задания, на среднем - не более 2 заданий, на низком - 4 и более заданий.

Приведенные в заданиях уровни имеют ориентировочный характер и не могут быть основой какого-либо "диагноза" об уровне развития творческих способностей. Многое зависит от текущего психического и физического состояния испытуемого, его сиюминутной направленности, особенностей характера (неуверенность, высокая тревожность, настороженность и скованность, забитость и задерганность авторитарными родителями и т.п.), силы желания участвовать в эксперименте. Только многократное участие клиента в выполнении сходных с предложенными заданий, а также заданий других типов, может дать надежные данные о развитии его творческих способностей при имеющемся характерологическом и эмоциональном индивидуальном статусе.








4.4. Суть методики проведения творческой деятельности


В проведении любой творческой деятельности, придерживаюсь алгоритма структуры детского творчества.

Структура детского творчества


Проблемная ситуация

Целеполагание (что нужно сделать)

Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)

Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действия)

Подтвердилось

Не подтвердилось

Формулирование выводов (как получилось)

Возникновение новой гипотезы, предположений.


Реализация в действии



Подтвердилось


Формулирование выводов (как получилось)










4.5. Суть методики проведения диагностики.

Прежде чем приступать к развитию творческих способностей у старших дошкольников в дополнительном образовании, необходимо выяснить с детьми, что такое «творчество». Дети выясняют под руководством воспитателя, что «творчество» - это что-то свое, не похожее на другое. Далее можно предложить упражнения для выявления первоначального уровня творческого развития.

Упражнение 1: Можно предложить вместе составить композицию или корзину на доске с помощью мела и с помощью заранее нарисованной вазы. Каждый ребенок должен выйти к доске и нарисовать свой один элемент, составляющий эту картину, не похожий на другой. И из этого получается неотразимая картина, которая, самое главное, очень нравится детям. Из полученной картины дети видят образно, что такое «творчество» и убеждаются, что каждый элемент не похож ни на один. И учитель говорит, что это ваше творчество, вы хорошо потрудились и получили от этой работы удовлетворение. При выполнении этого задания ребенок может использовать цветные мелки и соответственно любой цвет, любой узор. Но может быть и такое, что ребенок затрудняется в выборе своего элемента, в этом случае можно его натолкнуть, подсказав различные варианты.

Упражнение 2: Детям раздаются альбомные листочки, на которых схематично изображен человек в таком виде.











Детям предлагается одеть этого человека, причем дети сами выбирают, мальчик это будет или девочка, и они должны это показать одеждой и прической, а не написать. Так же дети сами выбирают вид одежды и цвет одежды, сами рисуют лицо. Дети пользуются цветными карандашами или фломастерами. Перед выполнением этого задания с детьми необходимо вспомнить, что такое «творчество».

По результатам этого задания прослеживается уровень творческого развития, видно творчество детей, потому что ни одна работа не похожа на другую, у каждого ребенка свое мнение, свое видение и желание. Так же некоторые дети дорисовывают ноги, руки, обувь. Так же по этому заданию можно определить настроение ребенка по «Экрану настроения» (по цвету который выбрал ребенок). Если преобладают яркие цвета, значит ребенок чувствует себя хорошо и настроение, соответственно, тоже хорошее. Если преобладают темные краски, значит настроение плохое. Так же настроение можно определить по улыбке у человека. То есть это задание можно использовать не только в дополнительном образовании, но и в психологическом направлении.

Так же можно предложить другое задание.

Упражнение 3: Детям раздаются альбомные листы, на которых изображен большой прямоугольник. Представьте, что вы художники – оформители и вам предлагают оформить скатерть так, чтобы ее можно было постелить на стол, но помните, что вы должны проявить свое творчество. А что же такое творчество? Как вы понимаете это слово? Перед выполнением этого упражнения дети с учителем повторяют, что же такое творчество. Дети могут пользоваться цветными карандашами или фломастерами. При выполнении этого задания можно увидеть, что кто-то из детей уже все сделал, а кто-то еще сидит и думает над своей творческой работой. В этом нет ничего страшного и странного, ведь у каждого человека, даже взрослого, уровень развития творческих способностей разный.

По результатам этого задания можно увидеть, что каждый ребенок проявил творческие способности, так как ни одна работа не похожа на другую, в каждой работе свои элементы, свой узор, свой цвет. Не удивляйтесь, если ребенок плюс ко всему накроет стол – это тоже вид творчества.

Данные упражнения выполняются детьми три раза в год, чтобы проследить динамику развития творческих способностей. Данные результаты отображены в диагностической таблице.







Упражнение № 1

Период

Уровни

Начало года

Середина года

Конец года

Низкий уровень

42%

17%

0%

Средний уровень

50%

42%

34%

Высокий уровень

8%

41%

66%



Практико-ориентированный 
проект

на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкол - Рисунок 3



Упражнение № 2

Период

Уровни

Начало года

Середина года

Конец года

Низкий уровень

33%

25%

0%

Средний уровень

42%

33%

25%

Высокий уровень

25%

42%

75%



Практико-ориентированный 
проект

на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкол - Рисунок 4



Упражнение № 3

Период

Уровни

Начало года

Середина года

Конец года

Низкий уровень

42%

0%

0%

Средний уровень

58%

75%

42%

Высокий уровень

0%

25%

58%



Практико-ориентированный 
проект

на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкол - Рисунок 5

























Обобщение.

По данным проведенных нескольких упражнений и заданий можно сделать следующий вывод. Творчество действительно не врожденное свойство, а прижизненное, и творческие способности можно развивать с помощью системного, планомерного применения определенных методов и соблюдая правила приобщения к творчеству. Результаты выполненных упражнений, выявляющие первоначальный уровень творческих способностей, показал, что уровень разный у каждого ребенка. Это зависит от него самого, от родителей, которые могут заниматься с ним с раннего детства или не заниматься вообще.

После выявления уровня творческих способностей детям давалось задание на занятии в кружке «Флористика» - самостоятельно собрать цветок и расположить листочки так, как им хочется, то есть проявить свое творчество. Расположение листочков тоже было разное у каждого ребенка. После таких упражнений, на каждом занятии в кружке «Флористика» давались задания, то есть методы развития творческих способностей. Уже после первых занятий был заметен рост уровня творчества. После определенного курса была проведена коллективно-творческая работа, которая показала высокие творческие способности, то есть было заметно, что данные методы эффективны. Так же дети учились работать в коллективе. Из вышесказанного можно сделать еще один вывод. Используя эти и другие методы, мы, педагоги дополнительного образования, должны стараться спасти детей от улицы в наше страшное сегодняшнее время, а так же должны помогать детям развиваться, а особенно важно развивать творческие способности, так как вся наша человеческая жизнь – это творчество.

Данные методы развития творческих способностей можно использовать не только на занятиях в кружке «Флористика» и вообще в системе дополнительного образования, но и на других предметах (математика, русский язык, ИЗО, трудовое обучение т.д.).











4.6. Ожидаемые результаты.


В процессе реализации проекта в работе с детьми поставленные задачи найдут практическое применение.

Ожидаются следующие педагогические результаты на конец 2015 – 2016 учебного года:

процент детей имеющих повышенный интерес увеличится на 50%; количество детей самостоятельно планирующих творческую деятельность увеличится на 40%.





































4.7. Перспективы.

Подробно изучив проблему развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Флористика» пришла к выводу, что работу по творческой деятельности необходимо начинать уже со среднего возраста.

В перспективе планирую разработать систему наиболее эффективных упражнений, развивающих у детей творческие способности; организовать кружок «Флористика».

Главной целью моей работы будет выявление наиболее эффективных методов развития творческих способностей в процессе творческой деятельности. Добиться этого позволят следующие методы:

- метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставит

детей творить самостоятельно, для получения результата;

- метод «преднамеренных ошибок», когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.















4.8. Понятийный словарь

1. Дар – один из видов творчества, он иррационален, алогичен, эвристичен.

2. Дар – одно из высших проявлений человеческого Духа.

3. Дарение – залог духовного здоровья, необходимая его предпосылка.

4. Дарение – творческая деятельность.

5. Дедукция - (от лат. deductio - выведение), переход от общего к частному.

6. Десакрализация - обеднение жизни из-за нежелания серьезно относиться к ее явлениям и событиям.

7. Индукция — это вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта.

8. Индуктивное умозаключение — метод рассуждения от частного к общему.

9. Креативность - (от  — создавать,  — созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

10. Талерантность - к чужому образу жизни, поведению, чужим , чувствам, , мнениям, идеям.

11. Творчество – это один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи).

12. Творческость - особый склад ума, где важное значение имеют воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности.

13. Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.

14. Саморегуляция - свойство биологических систем автоматически устанавливать и поддерживать на определённом, относительно постоянном уровне те или иные физиологические или другие биологические показатели.



























49


Материалы подготовил(а): воспитатель Кузнецова Ирина Викторовна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение