Презентация "Дальтон-технология"

Впервые эта технология была применена в Дальтоне, город в США, где американский педагог Хелен Паркерхерст, изучив положение дел в школах, пришла к заключению о том, что в них осуществляется насильное обучение, подавляющее естественное желание детей свободно высказывать свои мысли, задавать вопросы, играть. Поэтому Паркерхерст поставила задачу найти новые подходы к организации жизнедеятельности людей в образовательном процессе.

Библиотека материалов Дум Думыча

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ  «Дальтон – технология» Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно.  Редьярд Киплинг, английский писатель Автор :Донцова Наталия Георгиевна учитель начальных классов http://linda6035.ucoz.ru/
Качество образования — это соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства.  Педагогический терминологический словарь  тный с о н ь л е т я емно-де т с и с т и арта леж д н а т С е в вает: и ч е п 5. В осно с е тию и б и о в з й а р ы о р о м от сти к са о н подход, к в о т о г ование альной - формир му образованию; и ц о с е и но ирован ания; у в р о т з с а н р о непрерыв б к о истеме вание и с о р в и я т с к х е и о ьность - пр ающ л ч е у т б я о е д я и ю т зви ательну в а н з среды ра о п учебно ю у н в и т к с учётом и -а т с о н ь л деяте ихся; й о н ь л е т ских и обучающ а е в ч о з и г а о р л б о о х ние ых, пси н т с а - построе р з щихся. о в ю а х ч ы у н б ь о л а нностей е б индивиду о с о х и ическ физиолог  http://linda6035.ucoz.ru/
Впервые эта технология была применена в Дальтоне, город в США, где американский педагог Хелен Паркерхерст, изучив положение дел в школах, пришла к заключению о том, что в них осуществляется насильное обучение, подавляющее естественное желание детей свободно высказывать свои мысли, задавать вопросы, играть. Поэтому Паркерхерст поставила задачу найти новые подходы к организации жизнедеятельности людей в образовательном процессе.  Американский педагог Хелен Паркерхерст разработала «Лабораторный план», имеющий своей целью научить детей жить в социуме, развивать ум, тело и дух. http://linda6035.ucoz.ru/
Дальтон-технология ставит следующие Цели: - обеспечить индивидуализированное развитие ученика; - обеспечить развитие его социального опыта за счёт овладения навыками сотрудничества, ответсвенности в учебнопознавательной деятельности.  http://linda6035.ucoz.ru/
Принципы  Дальтон-технологии Свобода Самостоятельность  Сотрудничество  http://linda6035.ucoz.ru/
I. Принцип  Дальтон-технологии  право выбора учеником предмета, темы, партнёра, источников знаний, темпа, форм и способов работы  Свобода =  ответственность  ученик осуществляет свободное учение, самоконтроль, взаимоконтроль окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому выполненному заданию ученик индивидуально отчитывается перед учителем http://linda6035.ucoz.ru/  =
II. Принцип  Дальтон-технологии  выбор учеником уровня познавательной деятельности  Самостоятельность  выбор учеником маршрута развития  http://linda6035.ucoz.ru/
III. Принцип  Дальтон-технологии  выбор учеником формы учебнопознавательной деятельности  возможность обращаться за помощью (показать, где и как искать ответ на вопрос) к кому угодно: одноклассникам, учителям, родителям  не бояться признать, что не знаешь чего-либо  http://linda6035.ucoz.ru/  Сотрудничество
Идея  Дальтон-технологии  отвечаешь сам за выполнение задания работаешь с кем хочешь  http://linda6035.ucoz.ru/  спрашиваешь у кого хочешь
Компоненты  Дальтон-технологии  Задания  Дом  http://linda6035.ucoz.ru/
Компоненты Дальтон-технологии - задания должны носить творческий характер; - в каждом задании определяется задача (проблема); - задания формулируются на уровневой основе; - задания могут быть исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта; - задания могут ограничиватья учебной программой или выходить за её рамки; - выполнение задания проверяется учителем индивидуально у каждого ученика; - за задания отметка не ставится, а только отмечается его выполнение и даётся устная оценка учителем; - даётся проверочная работа для всех, результаты которой и оцениваются. http://linda6035.ucoz.ru/  Задания
Когда Х. Паркерхерст разрабатывала Дальтон-план, то она предлагала разделить весь учебный материал по предмету на четыре части (по колличеству учебных четвертей), затем каждую часть — на колличество месяцев в четверти и затем — на колличество недель. И это было основой для определения заданий на день, неделю, месяц. Однако это всё же формальный подход. И опыт действительно показал, что основой деления должны быть логически завершённые части учебной программы. http://linda6035.ucoz.ru/
Компоненты Дальтон-технологии Задания  http://linda6035.ucoz.ru/  Требования, предъявляемые к заданиям: - должны носить уровневый характер; - охватывать достаточный объём учебного материала; - чётко формулируется цель задания, а значит и результат выполнения; - должны быть понятны и интересны ученику; - рассчитаны на возможность ученика самостоятельно справиться с ним (даются указания, литература, сроки выполнения); - предполагают различные формы их выполнения, возможность сотрудничества с другими; - предусматривается возможность для самоконтроля и контроля; - ученику должно быть ясно, когда и к кому можно обращаться за помощью; - содержание задания предполагает предварительное и последующее обсуждение.
Компоненты Дальтон-технологии  Время в расписании ученика, отведённое для самостоятельно работы над заданием, а также для участия в учебных занятиях. http://linda6035.ucoz.ru/
Компоненты Дальтон-технологии  Дом  Наличие места, где ученику комфортно работать; свобода выбора патрнёра в работе; наличие группы консультантов, готовых в любой момент оказать помощь.  http://linda6035.ucoz.ru/
Выстраиваться система занятий может примерно так: могут проводиться специальные занятия по изучению новых знаний, дискуссии, конференции, но обязательно имеют место «лаборатории» в форме Дальтон-часа, Дальтон-дня, Дальтон-недели. Можно начать с малого.  Проведение Дальтон-часа  - Дальтон-час проводится один раз в неделю .Например, каждый вторник второй урок — работа учащихся в разных лабораториях по выполнению заданий - учащиеся получают заранее учебные задания, при этом указываются сроки их выполнения  - все необходимые для работы учащихся кабинеты открыты, в них находятся учителя, психологи - обязательно работает библиотека http://linda6035.ucoz.ru/
Проведение Дальтон-часа Правила для ученика 1. Выбери себе лабораторию, партнёров, место работы, предмет и порядок выполнения задания. 2. Работа может быть индивидуальной, парной, групповой. 3. Организуй рабочее место с хорошей освещенностью, с минимумом зрительных и звуковых раздражителей, необходимыми средствами обучения и начинай работать. 4. Вчитайся в задание, определи его цели. Работай интенсивно и независимо. Выполняй задание в удобном для себя темпе. 5. Будь настойчивым. Не позволяй мелочам отвлекать тебя. 6. Работай сейчас. Береги время. Ничего не откладывай «на потом».  http://linda6035.ucoz.ru/
Правила для ученика 7. С разрешения учителя можно пойти работать в библиотеку, для этого надо иметь карточку – допуск с указанием нужных книг. 8. Не допускай более 2-х переходов за урок из лаборатории в лабораторию (библиотеку). 9. Если непонятно, спрашивай у учителя, у товарищей, ищи в книгах, памятках. Используй взаимное с товарищем репетиторство. Спрашивай у одноклассников, объясняй им сам. Думайте вместе! Объясняя материал или решение кому-то, ты сам лучше его поймешь. 10. Записи по каждому предмету веди отдельно. Перепроверяй себя. Для записей можно использовать различные цвета. 11. Держи словарь, справочники под рукой и пользуйся ими, как только в чем-то не уверен.  http://linda6035.ucoz.ru/
Проведение Дальтон-часа Правила для ученика 12. Изучай себя. Делай акцент на положительном. Определи, на чём спотыкаешься, и реши, как этого избежать в следующий раз. 13. Учись на ошибках. Получив проверенную работу, не смотри только на отметку. Пройдись по каждому заданию, повтори, что знаешь, и обрати внимание, где надо приложить больше усилий. 14. Старайся выполненные задания сдавать по мере их выполнения до указанного учителем срока. 15. Помни, что от учителя ученик на Дальтон-часе получает только консультацию, подсказку, где найти ответ, а не готовый ответ. 16. Некоторые задания можно выполнить дома. Важно выполнить их хорошо, вовремя и самостоятельно.  http://linda6035.ucoz.ru/
Поскольку в Дальтон-технологии учащимся предоставляется большая свобода выбора, то естественно, что она должна сочетаться с формированием у них ответственности. На первых порах дети далеко не все, получив свободу, правильно её используют. Поэтому необходим учёт результатов работы и сочетание самоконтроля учащихся с контролем учителя. Учёт выполнения заданий и их качества осуществляется и учеником, и учителем.  Учёт выполнения заданий  карточка, в которой ребёнок отмечает выполнение заданий по дням недели  http://linda6035.ucoz.ru/  ведёт специальный журнал, где записано всё, что должно быть выполнено за неделю, две недели, месяц
Критерии оценки результативности Дальтон-технологии - уровень сформированности у ребёнка умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент)  - познавательная самостоятельность ученика  - стратегия поведения ученика в процессе взаимодействия с другими обучающимися  http://linda6035.ucoz.ru/
Преимущества Дальтон-технологии - развитие у ученика познавательной самостоятельности, навыков сотрудничества, овладение исследовательскими умениями - снижение нагрузки учащихся за счёт учения с интересом в условиях индивидуального темпа работы - возможность личностного развития за счёт обогащения социальным опытом других учащихся и взрослых  - интегративный характер технологии: - могут быть использованы технологии - полного усвоения знаний, - уровневой дифференциации, - коллективного способа обучения, - модульная и проектная технологии http://linda6035.ucoz.ru/
Ограничения в использовании Дальтон-технологии Следует отметить и интегративный характер данной технологии: в ней могут быть использованы технологии полного усвоения знаний, уровневой дифференциации, коллективного способа обучения, модульная и проектная технологии. Однако, несмотря на множество плюсов данной технологии, имеются и ограничения в её использовании: материальные условия - для общения детей необходимы отдельные столы, рабочие уголки; - рядом со столом учителя — стулья для учащихся, которые ждут своей очереди к учителю; - источники информации в классе или библиотеке; - открытые кабинеты с наглядными пособиями http://linda6035.ucoz.ru/  организационные условия разработка вместе с детьми определённых правил: - свободное передвижение по классу; - задания и сроки выполнения должны быть поняты каждым учеником; - регламентация входа и выхода из класса и т.д.
Ограничения в использовании Дальтон-технологии готовность учителя к изменению своих функций - создание условий и соблюдение самостоятельности учащихся; - стимулирование общения и сотрудничества в группах; - передача части полномочий учащимся  мотивация трудоёмкость недостаточная мотивация педагогов, учащихся и родителей на принятие технологии  http://linda6035.ucoz.ru/  большие трудовые и временные затраты на разработку дидактических материалов
Формы реализации Дальтон-технологии б но е е ч у о Классн тие заня  Лабо  http://linda6035.ucoz.ru/  ивный т к е л л Ко  урок  е и т я н е за о н р рато  нция е р е ф н Ко
Формы реализации : классное учебное занятие Цель – усвоение теории и отработка умений и навыков, их закрепление. Формы: лекции, контрольные уроки, уроки коллективной рефлексии.  коллективный урок  - наличие проблемы, которая возникла у большинства учащихся во время практической деятельности; - учитель — организатор и участник процесса обсуждения; - ученик — участник и субъект организационной деятельности; - результатом коллективного урока является некое решение проблемы с выходом на последующую деятельность через возникшие вопросы и затруднения.  лабораторное занятие Для проведения необходимо: - наличие места, где сосредоточена необходимая литература, пособия, справочники и др.; - длительный промежуток времени, в течение которого лаборатория работает, чтобы ученик мог погрузиться в выполнение своего задания; - присутствие одного или нескольких консультантов. Деятельность ученика: - работает индивидуально (в своём темпе), в паре или группе; - выступает в качестве репетитора для других; - в ходе занятия может консультироваться с учителем по поводу возникших вопросов. Деятельность учителя: - консультирует, беседует с учащимися по результатам выполненных ими заданий, принимает зачёты, даёт новые задания.  конференция Проведение конференции: - организация подготовительного этапа; - подготовка выступлений в форме докладов, а не сообщений, т.е. в выступлениях важно обозначить собственную позицию; - организация обсуждения теоретического вопроса посредством интеграции; -http://linda6035.ucoz.ru/ особое значение уделяется человеческим проблемам, моральным ценностям.
Дальтон-технология постоянно трансформируется в зависимости от требований общества, но главной остается идея индивидуализации, которая ставит в центр всей образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализацию природных потенциалов.  ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА  Уникальная целостная личность, находящаяся в центре внимания, стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью Дальтон-технологии. http://linda6035.ucoz.ru/
Педагогика Дальтон - это целостная, открытая и развивающая система, помогающая развить навыки и умения учебного труда, мыслительной деятельности, навыки самостоятельной работы. В изменяющихся условиях образования данные технологии имеют большие перспективы: обучение активизирует самостоятельную работу учащихся, обеспечивает максимальный учет их индивидуальных особенностей и интересов, повышает мотивацию учебнопознавательной работы старшеклассников, и, наконец, позволяет изучить значительный объем материала достаточно глубоко. http://linda6035.ucoz.ru/
Рефлексия  «Пирог»  Какая часть полученной информации КакиеЧто вопросы возникли? озадачило? произвела наибольшее впечатление?  http://linda6035.ucoz.ru/

Материалы подготовил(а): Донцова Наталья Георгиевна

Скачать

2019-05-05

Мне нравится | 0

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь у нас на сайте.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение