Презентация по физике путешествие в страну «Тепловые явления»

Обобщить знания учащихся по данной теме во взаимосвязи с природой, бытом и жизнедеятельностью человека.
Материалы подготовил(а): Донцов Анатолий Петрович.

Библиотека материалов Дум Думыча

Путешествие в страну « Тепловые явления» Донцов Анатолий Петрович Учитель физики
Цели урока: Заголовок блока информации  • Обобщить и систематизировать изученный материал по теме: «Тепловые явления».  Заголовок блока информации • Уметь читать графики зависимости температуры от времени.  Заголовок блока информации •Применять полученные знания для решения качественных задач. •Знать и уметь применять основные формулы для расчета количества теплоты.
Интеграция наук  Биология  География  Литература  Физика Математик а  Химия  История РБ  3
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.  В чем заключается принцип горения? Что такое удельная теплота сгорания топлива? В каких единицах измеряют удельную теплоту сгорания топлива? Что означает выражение «удельная теплота сгорания топлива равна …»? Как вычисляют количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива? Приведите примеры превращения механической энергии во внутреннюю и внутренней в механическую. Приведите примеры перехода энергии от одного тела к другому. В чем состоит закон сохранения механической энергии? Чем он отличается от закона сохранения и превращения энергии?
Запомни, что… 1. Кипение – это интенсивное парообразование, происходящее одновременно внутри и на поверхности жидкости. 2. Кипение – это процесс, при котором жидкость переходит в пар при определенной и постоянной для каждой жидкости температуре и не только с поверхности, но и по всему объему жидкости. 3. Кипение происходит с поглощением теплоты. 4. С изменением атмосферного давления изменяется и температура кипения: при повышении давления температура кипения повышается.
Запомни, что … 1. При отвердевании вещества происходит образование кристаллической решетки, потенциальная энергия частиц уменьшается. 2. Испарение – явление перехода молекул из жидкости или твердого тела в пар. 3. Скорость испарения различных веществ неодинаковая. 4. Конденсация – процесс перехода молекул из пара в жидкость. 5. Конденсация пара связана с понижением температуры окружающего воздуха.
Вспомни формулы Формула  Q   m Q  c  m  t Q  qm Q  Lm Q  c  m  t Q  L  m Q    m  Процесс  плавления нагревания сгорания кипения охлаждения конденсации отвердевания
Плавление – переход вещества из твердого состояния в жидкое.  Плавление  1. Как изменяется внутренняя энергия вещества? 2. Как изменяется энергия молекул и их расположение? 3. Когда тело начнет плавиться? 4. Изменяются ли молекулы вещества при плавлении? 5. Как изменяется температура вещества при плавлении?  Тело принимает энергию  При нагревании увеличивается температура. Скорость колебания частиц возрастает. Увеличивается внутренняя энергия тела. Когда тело нагревается до температуры плавления, кристаллическая решетка начинает разрушаться. Энергия нагревателя идет на разрушение решетки.
Парообразование  Парообразование – переход вещества из жидкого состояния в газообразное. 1. Как изменяется внутренняя энергия вещества при парообразовании? 2. Как изменяется энергия молекул и их расположение? 3. Изменяются ли молекулы вещества при парообразовании? 4. Как изменяется температура вещества при парообразовании?  Испарение – процесс, при котором с поверхности жидкости или твердого тела вылетают частицы (молекулы, атомы). Скорость испарения жидкости зависит от: 1) рода вещества; 2) площади испарения; 3) температуры жидкости; 4) скорости удаления паров с поверхности жидкости.
Конденсация  Конденсация – переход вещества из газообразного состояния в жидкое. 1. Как изменяется внутренняя энергия вещества при конденсации? 2. Как изменяется энергия молекул и их расположение? 3. Изменяются ли молекулы вещества при конденсации?  Количество теплоты, необходимое для парообразования и конденсации, определяется по формуле: Q=L*m , где L – удельная теплота парообразования. Если идет процесс парообразования, то жидкости требуется сообщить тепло, а если пар превращается в жидкость, то некоторое количество тепла выделяется.
План урока:  1  • Физический диктант.  2  • Рассказы, содержащие • физические ошибки.  3  • Аукцион графиков  4  • Экспериментальный.  5  •Проверим знание формул. • Решаем задачи.
Физический диктант: 1. 2. 3. 4.  Как найти массу тела, если известны его объем и плотность? Как найти объем тела, если известны его длина, ширина и высота? Переведите объем тела в метры кубические: 4 л = … По какой формуле определяют количество теплоты, необходимое для нагревания тела? 5. По какой формуле определяют количество теплоты, отданное телом при остывании? 6. Как из этой формулы выразить изменение температуры? 7. Как из этой формулы выразить удельную теплоемкость вещества? 8. В каких единицах измеряют удельную теплоемкость вещества? 9. По какой формуле определяют количество теплоты, выделяющееся при сгорании топлива? 10. В каких единицах измеряют удельную теплоту сгорания топлива?
Рассказ, содержащий физические ошибки • В яркий солнечный день ребята отправились в поход. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. На ночлег расположились на берегу реки. К вечеру стало свежо, но после купания стало теплее. Над костром подвесили два чайника: темный и светлый. В светлом вода закипела быстрее. Ребята налили себе горячий чай в железные кружки и с удовольствием пили его не обжигаясь. • Было очень здорово!!! Задание: найти в тексте физические ошибки и указать их, предложить правильный вариант.
Аукцион графиков y 120 температура  100 80 60  y  40 20 0 -20 0  20  40 время  60
«Читаем график»  1. В какой момент времени начался процесс плавления вещества? 2. В какой момент времени вещество кристаллизовалось? 3. Чему равна температура плавления вещества? Температура кристаллизации? 4. Сколько длилось: а) нагревание твердого тела; б) плавление вещества; с) остывание жидкости?
1. На рисунке изображены графики нагревания и кипения одинаковых масс воды и спирта. Укажите график, построенный для спирта. Объясните свой выбор. y 120 100 80  y  y  60 40  90 80 70 60 50 40 30 20 10 0  20 0 0  y  0  10  20  30  40  10  20  30  40
Экспериментальный этап. 1.На чашах весов уравновешиваем стакан с холодной и горячей водой. Почему весы быстро выходят из равновесия?  2. В лапке штатива зажмем кусочек х/б ткани, смоченной водой. Обольем его спиртом и подожжем. Ткань не горит. Объясните наблюдаемое явление.
Способы изменения внутренней энергии 1  3  2  4 Опишите превращения энергии в данных примерах.
Почему в одинаковых условиях металл на морозе кажется холоднее дерева и горячее – при нагреве?  Деревянная ложка в стакане с горячей водой нагревается меньше, чем металлическая. Почему?  ВВккааккооййооббууви шееммёрзнут ви ббооллььш ёрзнут ннооггии зимой: в п р о в проссттооррнноой или т зимой: й или теесснноой? й? О Оббъъяяссннииттее. .  какомиз издвух двух ВВкаком одинаковых одинаковых чайников чайников скорее скорее нагреетсявода: вода: нагреется новомили или ввновом старом,на на старом, стенкахкоторого которого стенках имеетсянакипь? накипь? имеется  Зачем жители Средней Азии в жару носят ватные халаты и папахи?
Объясни  1. Как будет происходить испарение, если над жидкостью будет дуть ветер?  2. Почему вода из тарелки испаряется быстрее, чем из миски?
Объясни  1. Почему вода из блюдца испарилась быстрее?  2. Почему нарушилось равновесие весов?  3. Почему через несколько дней уровень  различных жидкостей стал разным?
Проверим знание формул. 1. Назови обозначенные физ.величины. Q, t, с, λ, Ĺ, m, q. 2. Формулы для расчета количества теплоты. Назови процесс. Q=q m Q = сmΔt Q=λm Q= Ĺ m 3. Знаете ли вы единицы измерения? кг, Дж, Дж/кг С, С, Дж/кг.
Решение задач. 2.Какое количество теплоты потребуется, чтобы 20 кг воды, взятой при температуре 10 С, нагреть до кипения и обратить в пар? Удельная теплоемкость вещества С=4200Дж/кг С, удельная теплота парообразования воды Ĺ=2260000 Дж/кг.
Решение задачи. y 120 100 температура  Дано: m=20 кг t1=10 С t2=100 С C=4200 Дж/кг С Ĺ=2260000 Дж/кг Найти: Q  80 60  y  40 20 0 0  20  40 время  60
Решение: Q=Q1+Q2 Q1=C m ( t 2 – t 1 ) Q2= Ĺ m Q = C m ( t 2 – t 1) + Ĺ m = m( C Δt + Ĺ ) = 20(4200 * 90 + 2260000)= =20 (378000+2260000)= =20 * 2638000=52 760 000 ( Дж )= =52,76 ( МДж ) Ответ: Q=52,76 МДж
Решение задачи. y 120 100 температура  Дано: m=20 кг t1=10 С t2=100 С C=4200 Дж/кг С Ĺ=2260000 Дж/кг Найти: Q  80 60  y  40 20 0 0  20  40 время  60
Подведение итогов работы.  Спасибо за работу !!! Желаю успехов на контрольной работе.

Материалы подготовил(а): Донцов Анатолий Петрович

Скачать

2021-01-06

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение