Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай» в разновозрастной группе младшего дошкольного возраста
МДОУ «Киргинский детский сад»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«Родной свой край люби и знай»
в разновозрастной группе младшего дошкольного возраста
«Родной свой край люби и знай!»
«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо голубое-
Это все мое, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!»
(В. Орлов)
Актуальность
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Библиотека материалов Дум Думыча
МДОУ «Киргинский детский сад»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«Родной свой край люби и знай»
в разновозрастной группе младшего дошкольного возраста
«Родной свой край люби и знай!»
«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо голубое-
Это все мое, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!»
(В. Орлов)
Актуальность
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Пояснительная записка:
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
Цель проекта:
Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сада.
Задачи проекта:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
- формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Тип проекта: тематический.
Срок проекта: долгосрочный
Участники проекта: педагоги, дети, родители
Система
и последовательность работы по
нравственно-патриотическому воспитанию
детей:
- Семья
- Детский
сад
- Родная улица, район
-
Родной город, село
- Страна, ее
столица, символика
- Права и
обязанности (Конституция)
-
Права ребенка(конвенция)
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Формы работы с детьми:
Беседы;
Занятия;
Рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;
Выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья» в ДОУ;
Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
Творческая речевая деятельность;
Утренники, развлечения, конкурсы;
Дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Вместе дружная семья»;
Сочинение рассказов и сказок о семье;
Создание мини-проектов;
С родителями.
Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;
Анкетирование;
Дни открытых дверей;
Фотоконкурсы;
Праздники;
Семейные мини – проекты.
Тематическое планирование
Август
«Родная страна»
1.Беседа «Государственная символика России»
2.Лепбук: «Мой дом моя семья» Дидактическая игра «Расскажи что видишь»
3.Оформление центра «Россия родина моя» (в групповой комнате)
4.Апликация: с рассматриванием иллюстративного материала «Государственный флаг России»
5. Праздник: «День Государственного флага России»
6.Работа с родителями: Папка – передвижка «Азбука патриотизма»
Сентябрь
«Моя семья»
1.Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».
2.Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».
3.Рисование на тему «Я и моя семья».
4.Лепбук: «Мой дом моя семья» Дидактические игры «Назови членов семьи»
5.Картотека игр по патриотическому воспитанию.
6.Работа с родителями: Памятка для родителей по патриотическому воспитанию.
Октябрь
«Я люблю свой детский сад и село, где я живу».
1.Экскурсия «Мое село - Кирга»
2.Беседа: «Наши добрые дела»
3. Беседа: «Я уважаю труд родителей»
3.Экскурсия в мини-музей Киргинского детского сада «Сельская изба»
4.Рисование на тему «Там, где я живу, красиво»
5.ППРС Фотоальбом «Работники детского сада».
6.Папка – передвижка: иллюстрации для беседы с детьми: «Я уважаю труд родителей»
7.Работа с родителями: Памятка «С чего начинается Родина»
Ноябрь
«Я живу на земле Киргинской»
1.Лепбук дидактическая игра «Наряди куклу»
2.Рассматривание альбома «Мой край родной »
3.Конкурс чтецов « В мире любимых сказок и мультфильмов»
4.Рисование (раскраски) «Семья»
5.Прогулка «Белая берёза под моим окном» (на территории Киргинского детского сада)
6.Развлечение посвященное дню Матери
7. ППРС: Пополнение альбома «Моя семья»
8.Работа с родителями: выставка фотографий на тему «Мой дом – моя крепость»
Декабрь
«Наша Родина – Россия»
1.Беседа на тему «Я люблю тебя, Россия»
2.Дидактическая игра «Кто живёт в нашей республике»
3.ППРС: Дидактическая игра «Собери флаг»
4.Рассматривание альбома «Москва – столица нашей Родины»
5.Рисование «Русский национальный костюм»
6.Работа с родителями: беседа на тему «Конвенция о правах ребёнка», игра-викторина «Россия – Родина моя»
Январь
«Краса ненаглядная»
1.Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»
2.Экскурсия в Киргинском детском саду «Музей народного быта»
3. Акция «Добрых дел мастера» (оформление участка)
4.Лепка дымковской игрушки «Индюк»
5.Рисование «Тверская матрёшка»
6. ППРС: Папка передвижка: «Народы мира»
7.Работа с родителями: занятие - развлечение на тему «Ярмарка чудес»
8.Наглядная информация: для родителей «Традиции и обычаи русского народа»
Февраль
«День защитника Отечества»
1.Беседа на тему «Что лучше – худой мир или хорошая война? »
2.Рассматривание дидактического материала «Наша Армия»
3.Подвижная игра «Защита границы»
4.ППРС: Ручной труд : «Пилотка, бинокль»
5.Рассматривание картины «Богатыри»
6.Работа с родителями: конкурс армейских фотоальбомов пап : «Есть такая профессия – Родину защищать», Выставка поделок «Пилотка, бинокль» 7.Буклет: Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
8.Праздник «Богатырские потешки».
Март
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
1.Беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле»
2.Составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»
3.Рисование «Портрет моей мамы»
4. Чтение стихов о маме
5. Аппликация: Открытка для мамы
6.Работа с родителями: тематический вечер «Тепло материнского сердца»
Апрель
«Издалека течет река Ница».
1.Беседа о реке Нице, показ иллюстраций и фотографий о красоте реки.
2.Рисование на тему «Река Ница»
3.Аппликация «Подводное царство»
4.Беседа на тему «Как мы отдыхали на реке»
5. Памятка для родителей "Известные люди о воспитании
любви к Родине"
Май
«Этот день победы»
1.Беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»
2.Экскурсия к памятнику погибших воинов во время В. О. В.
3.Рисование на тему «Салют в честь дня Победы»
4.Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне
5.Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.
6.Благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями и детьми
Заключение
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, селу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.
Материалы подготовил(а): Бархатова Людмила Витальевна
2019-01-12
Мне нравится | 2