Проект по социально–нравственному воспитанию детей

«Ты и обильная, ты и прекрасная, ты и могучая, Матушка - Русь».
Проект информационно-практический, творческий.
Цель: развитие духовно-нравственных качеств школьников.
Задачи:
1. Познакомить детей с православными праздниками, особенностями подготовки и проведения.
2. Формировать знания о традиционном укладе жизни русского народа (традициях, обрядах, народных промыслах)
3. Прививать интерес к устному народному творчеству (загадки, потешки, пословицы, поговорки), народным песням и танцам.
4. Воспитывать уважение к нравственным нормам, любовь и привязанность к своей Родине.

Библиотека материалов Дум Думыча

Проект

по социально – нравственному воспитанию детей

«Ты и обильная, ты и прекрасная, ты и могучая, Матушка - Русь»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

В последние годы государство вновь возвращается к вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, так как воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная в наше время. Она отражена в Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» и в «Конвенции о правах ребёнка».

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Но воспитание у ребёнка уважения, гордости за землю, на которой он живёт, не может быть успешно без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Приобщение к родной культуре должно стать основной частью развития каждого ребёнка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребёнка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. А совместное проживание детьми и взрослыми разнообразных событий, помогает воссоздать духовно-нравственный уклад жизни наших предков, понять содержание и нравственный характер их общения с внешним миром, окружающими людьми, близкими и родными.

Никто из нас не станет отрицать, что детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его обычаев, традиций, быта поможет в дальнейшем научить наших детей, быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты, что поможет исправить и предупредить негативные проявления и порочные наклонности ребёнка в будущем. Поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

ТИП ПРОЕКТА: информационно-практический, творческий;

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: долгосрочный (сентябрь 2018г. – май 2019г.)

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, педагоги, родители.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель: развитие духовно-нравственных качеств школьников.

Задачи:

  1. Познакомить детей с православными праздниками, особенностями подготовки и проведения.

  2. Формировать знания о традиционном укладе жизни русского народа (традициях, обрядах, народных промыслах)

  3. Прививать интерес к устному народному творчеству (загадки, потешки, пословицы, поговорки), народным песням и танцам.

  4. Воспитывать уважение к нравственным нормам, любовь и привязанность к своей Родине.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Дети познакомятся с православным праздниками «Покров».

  2. У детей будут сформированы знания о традиционном укладе жизни русского народа (традициях, обрядах, обычаях, быте).

  3. Дети будут испытывать интерес к устному народному творчеству (загадки, потешки, пословицы, поговорки), народным песням и танцам, народным промыслам.

  4. Совместно с педагогами и родителями будут проведены театрализованные праздники «Осенины», «Матушка - Зима», «Веснянка».


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1.Принцип интеграции духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников;

2.Принцип интеграции образовательных областей: познавательного развития, художественно- эстетического и речевого развития;

3.Принцип интегративного взаимодействия детей, педагогов и родителей.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЕКТА

  1. Подготовительный этап (сентябрь 2018г.)

- Изучение и подготовка материала (литература, пособия, дидактические игры, демонстрационный материал и др.);

- Разработка тематического плана;

- Мониторинг;

- Анкетирование родителей

2. Основной этап (октябрь2018г.- май 2019г.)

знакомство с православными праздниками;

- знакомство с промыслами русского народа;

- знакомство с устным народным творчеством;

- разучивание народных, подвижных и хороводных игр;

- разучивание песен, частушек, русских народных танцев;

- проведение праздников «Осенины», «Матушка - Зима», «Веснянка».

3. Заключительный этап (май 2019г.)

мониторинг;

подведение итогов, оформление документации



РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Не менее важным условием работы в проекте является тесная взаимосвязь с родителями. В настоящее время работа с родителями актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Поэтому через работу в проекте необходимо донести до родителей то, что семья является первым наставником ребёнка в духовно-нравственном воспитании, а прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Основные формы работы с родителями:

  1. знакомство с содержанием проекта через беседы, консультации;

  2. привлечение родителей к совместной деятельности по реализации проекта (обеспечение художественными материалами детей для изготовления экспонатов, сувениров, украшений для проведения праздников;

  3. подготовка к проведению праздников «Осенины», «Матушка - Зима», «Веснянка».





Осенние посиделки «Осенины» 1этап.

Цель: приобщение детей к культурному наследию русского народа посредством знакомства с календарными народными праздниками.

Задачи:

- познакомить детей с наиболее значимыми датами осеннего народного календаря на Руси;

- развивать у детей интерес к народному творчеству.

- воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям наших предков.

Оборудование: перевязанные цветной лентой колосья, картинки с изображением грибов, клубок ниток, бубен.

Предварительная работа: разучивание ролей, частушек, стихов.

Ход мероприятия:

Ведущий. Наступила осень. Закончилась жатва, убран последний урожай с полей.

А мы собрались на осенние посиделки, на которых узнаем о многих интересных народных традициях. Был в старину на Руси праздник Осенины. Праздновали его в сентябре. Осенины – это встреча осени.

1 зазывала

Собирайтесь, гости дорогие,
Старые да малые!
2 зазывала

Весь люд честной,
В наш дом большой,

1 зазывала
С песнями, да плясками,
С играми, да сказками,

2 зазывала
С русским квасом
Да с задорным переплясом.

Песня – закличка

Народный танец 3б класс Деревня

1 зазывала: Осень - тётушка! Тяжела работушка! 
Всё покосы, нивушка, болит моя спинушка!

2 зазывала: Как по осени ломала красную калинушку, 
Во полях снопы вязали, надломили спинушку!

1 зазывала: Жали мы с утра до ноченьки пшеницу да овёс, 
Только хлеба белого поесть не удалось!

2 зазывала: Жали - пожали, три пряди нажали. 
Первую прядь - на еду, вторую прядь - на семена, 
Третью прядь - про запас! Что посеешь, то и пожнёшь!

Танец 4а класс (Жатва)

Ведущий: В осеннее ненастье шесть погод на дворе: сеет, веет, крутит, рвёт, сверху льёт и снизу метёт. Первый осенний месяц - сентябрь. Его называют хмурень, ревун. В народе говорят, холоден, да сыт. Потому что на огородах начинается уборка урожая. 1 сентября праздновали день Семена – летопроводца. В этот день пели осенние песни, прощаясь с теплым летом, и призывали осень с ее щедрыми дарами. С 14 по 21 сентября - Бабье лето. Именно с этого дня начиналась работа в избах.

Песня

Ведущий: 13 сентября – Куприян день, начало уборки картофеля. 17 сентября - Луков день, начинали вытаскивать лук. В старинных русских лечебниках-травниках писалось: «Во время морового поветрия или иных прилипчивых болезней нужно развешивать в комнатах связки луковиц, отчего не проникает в них зараза, да и воздух в покоях очистится».
26 сентября - Корнилий, к этому дню убирают все овощи.

1зазывала: Угадай, кто я. Круглая, а не месяц, есть хвост, а не мышь. (Репа)

2зазывала: Красну девицу, люди в руки брали, за косы драли. (Морковь)

1зазывала: Маленький, горький, луку брат. (Чеснок)

2зазывала: Курочка - пустодом, свила гнездо за двором, яйца несёт, в землю кладёт. (Картофель)

1 зазывала: Кто ни взглянет, всяк заплачет. (Лук)

2 зазывала: На одной ноге стоит, срежут, засолят - хрустит,

Приготовят, с постным маслицем съедят. (Капуста.)

Танец 4в овощи

Ведущий: Интересный день - 14 сентября. В народе его называют Семёнов день. Он встречает Бабье лето. Если на Семёнов день тёплая погода- то вся зима будет тёплая. В Семёнов день до обеда паши - после обеда пахаря с поля гони. А в лесах наступала грибная пора.

1 зазывала: Сапоги мои скрип, да скрип под березою,

И под каждой березой – гриб, подберезовик.
2 зазывала: Сапоги мои скрип, да скрип под осиною,

И под каждой осиной – гриб, подосиновик.
Танец 2а класс Грибы

Ведущий: 23 сентября, в день святых Петра и Павла отмечали на Руси удивительно красивый праздник, праздник рябины. Рябина считалась деревом-оберегом. Ее сажали у ворот и калиток. Осенью кисти рябины срывали и вешали под крышу дома. Рябиновые бусы предохраняли детей от сглаза и порчи.

1 зазывала: Приметы осени во всем встречает взор:
Там тянется, блестя на солнце паутина;
2 зазывала: Там скирд виднеется: а там, через забор,
Кистями красными красуется рябина.

Танец 3в Рябина

Ведущий: Октябрь - второй месяц осени, месяц первых холодов. Раньше его называли позимник, листопадник, грязник. В народе говорят - в октябре и лист на дереве не держится, октябрь покроет землю то листком, то снежком.

Танец 1а класс Листья

Ведущий: Перед близкими холодами птицы торопятся на юг.

1октября праздновали день Арины, журавлиный отлёт. 2 октября - Зосима, заступника пчёл. Во всех селениях проводили праздник мёда.

14 октября отмечали праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Это очень почитаемый праздник в России. Ведь Богородицу считают покровительницей земли русской, нашей заступницей и помощницей.

Ведущий: Покров, первое зазимье. К Покрову старались утеплить избу. Не утеплишь жилье - в холоде настрадаешься. Недаром говорили: «На Покров натопи хату без дров». С днем покрова был связан обряд “запекания углов”. Обычно хозяйка пекла “блинцы” – небольшого размера, первый блин разламывался на четыре части, которые раскладывали в четырех углах избы. Одновременно домового просили о том, чтобы он не пускал в избу холод.

1 зазывала: Убран хлеб, и тише стало, Жарко дышат закрома,
2 зазывала: Поле спит, оно устало. Приближается зима.
1 зазывала: Над селом дымки плывут, И блины в домах пекут.
2 зазывала: Заходите, не стесняйтесь, И блинами угощайтесь.

1б класс «Ах, блины, мои блины»

Ведущий: Традиционно на Руси осенью играли свадьбы. Самый главный праздник для девушек. Как правило, свадьбы играли в период, когда прекращались летние работы. Традиционная старинная русская свадьба - это целая народная пьеса: сговор, венчание и свадебный пир...

Танец 3а Свадьба

Ведущий: ноябрь, третий месяц осени. Его называли полузимник, грудень. О нем говорят: в ноябре зима с осенью борется. Ноябрь - ворота зимы. Ноябрь капризен, то плачет, то смеётся. 4 ноября праздновали Зимнюю Казанскую. Это очень важная дата в народном календаре. Это традиционный срок всех расчётов, долгов. На Казанскую ожидали первый заморозок. Была примета, если на Казанскую небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.

1 зазывала: Дождик, дождик, пуще Дам тебе гущи,

2 зазывала: Хлеба краюшку Щей черепушку,

1 зазывала: Дам тебе ложку - Кушай понемножку.

2 зазывала: Кто под дождик попадет, Тот у нас плясать пойдет!

Танец д/с дождик

Ведущий: 14 ноября день Кузьмы и Демьяна. Святые Кузьма и Демьян - ремесленники, покровители ремесел, кузнечного искусства и женского рукоделия. 1 зазывала: Кузьма с Демьяном — большие работники. Они и кузнецы и плотники.

2 зазывала: Парням помогают хлеб молотить, А красным девицам — пряжу, вить!

1 зазывала: Кто умеет хорошо трудиться, Тот умеет и веселиться!
2 зазывала: Собирайся, — народ! Всех вас ярмарка зовет!
1 зазывала: Ярмарка, ярмарка! Огневая, яркая, плясовая, жаркая.
2 зазывала: Глянешь налево — лавки с товаром. Глянешь направо — веселье даром!
1 зазывала: Солнце яркое встает,
2 зазывала: Спешит на ярмарку народ!

Танец 2б класс Ярмарка

Ведущий: В начале ноября праздновали «Кузьминки». Кузьминки повсюду слыли девичьим праздником. Девушки устраивали посиделки и приглашали парней. Гуляние длилось до утра. А какое же гуляние без частушек (Дети поют частушки)

1.Что за пляска без частушки, запевайте, хохотушки.

Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей.

2.У меня на сарафане косолапы петухи,

Я сама не косолапа — косолапы женихи.

3.По деревне я шла и Ванюшку видела.

Под кустом сидел и плакал, курица обидела.

4.Гуляй, Матвей, не жалей лаптей,

Батька лыка надерет, лапти новые сплетет.

5. Прялку продам, веретенышко продам.

Гармонь куплю, плясать пойду.

6.Если б не было воды, не было бы кружки.

Если б не было девчат, кто бы пел частушки?

1 зазывала: Позабавилась душа, Эх, частушка хороша!

Снова музыка звучит.У кого там хмурый вид?

2 зазывала: Мы с тобой скучать не станем, В круг веселый вместе встанем.
Мы кадриль по кругу спляшем, Что умеем – все покажем!

Танец 4б Кадриль

1 зазывала: Вот послушайте, ребятки, Загадаю вам загадку.
И топчут ее, и режут ее, она не серчает, добром отвечает.
Конечно, же, 
земля, спасибо тебе милая, спасибо тебе кормилица, низкий тебе поклон.
2 зазывала: Милее нет на свете края, О, Русь, о родина моя.

Люблю тебя, моя Россия, Ты - песнь неспетая моя.

песня

1 зазывала: Вот и подошли к концу осенние посиделки. У нас получился замечательный праздник.

2 зазывала: Мы все чуть устали, но нас согревали улыбки и блеск ваших глаз. До свиданья, друзья! До новых встреч на следующем этапе проекта!



«Зимушка зима» 2этап проекта

Цель. Приобщение школьников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими обрядовыми праздниками.

Ход праздника.

Ведущий: Сегодня мы собрались на второй этап нашего проекта, который посвящен обрядам, играм и праздникам зимнего периода. Зимушка…, зима…так ласково называл русский народ самое суровое время года, стараясь магией слов «зимушка», «зимонька» смягчить холода.

1 зазывала: Эй, народ, народ, народ! В гости зимушка идет!

В гости зимушка идет, Зазывает и поет!

2 зазывала: Приглашает, веселит, Улыбаться всем велит!

1 зазывала: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы, здравствуйте гости дорогие! Узнали нас?

2 зазывала: Мы тоже рады видеть вас

Как быстро времечко летит! Никто без дела не сидит.

После осени идет Матушки Зимы черед!

1 зазывала: Приходи, зима! Приходи красна,
С морозами трескучими, С снегами сыпучими,
2 зазывала: С ветрами завьюжными, С метелями дружными,
С Рождеством, с колядой, С масленицей молодой!

Песня – закличка

Песня про Зиму

1 зазывала: Снежинки! снежинки! Белые пушинки

Настали холода, летите все сюда.

2 зазывала: Летите снежинки, спускайтесь с небес

Окутайте снегом и поле и лес!

1 а класс танец «Снежинки»

1 вед. Первый месяц зимы - Декабрь. Его в старину в народе называли: студёный, лютый, волчий и говорили так: “Декабрь год кончает, а зиму начинает”. Всё успеет побелить, замостить, загвоздить и саням ход дать!

2 вед. С 1-го по 22-го декабря – первозимье, а с 22-го по 31-го декабря наступление коренной зимы. Если в декабре высокие сугробы, то быть большому урожаю.

3 вед. По народному календарю 4 декабря - праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм. В этот день, по народному преданию, по земле проезжает сама Зима в белоснежной шубе и своим ледяным дыханием навевает снежные узоры на оконные стекла. Введение накладывает на воду леденье.

1 зазывала: Мчится тройка с бубенцами

Снег клубится, мчатся сани.

2 зазывала: Осыпает щедро ели, Ветки тонкие берёз.

Сбрую тройки белогривой Серебрит слегка мороз.

3а класс танец «Тройка»

4 вед. 19 декабря - Никола. Никола Чудотворец, Никола зимний, холодный. Первые серьезные морозы - никольские. Если на Николу погода ясная - ударят морозы. И, чтобы не замерзнуть мужики едут в лес дрова рубить.

1 зазывала: На Руси есть чудо - печенька-печурка,
Эй, подай-ка жару, разгорись огнём!

2 зазывала: Наколю дровишек, брошу в топку чурки,
Чтобы жарко стало зимним стужим днём.

4в класс танец «Дровосеки»

5 вед. 25 декабря празднуют день Спиридона–солнцеворота - самую длинную ночь и самый короткий день в году. "Солнце на лето - зима на мороз", - говорят об этом дне. После Спиридона-солнцеворота день прибавлялся "на куриный шаг". А в сёлах текла жизнь, полная трудов. И в долгие зимние вечера русские женщины пряли и ткали одежду, полотенца и скатерти.

1 зазывала: В низенькой светелке Огонек горит,
Молодая пряха Под окном сидит.
2 зазывала: Молода. Красива, Карие глаза,
По плечам развита Русая коса.

4б класс танец «Пряхи»

6 вед. 31 декабря – день Симеона - Новолетью пора. Наступил еще один волшебный зимний день, которым заканчивается студёный месяц. В этот день справляли свои последние потехи. В наше время этот день является предновогодним. С давних времен народ устраивал зимой шумные гулянья. Петр Первый даже издал особый указ, которым повелел соотечественникам гулять, радоваться и громко смеяться, кататься на санях, плясать вокруг елки, устраивать кулачные бои и прочие зимние забавы.

1 зазывала: Постучала в дверь зима, Рада снегу детвора:

2 зазывала: Санки, горки и коньки – Просто райские деньки!

2а класс танец «Зимние забавы»

7 вед. Второй месяц зимы - Январь. В старину его называли трескуном, просинцом, переломом зимы. Потому что январь – году начало, зиме середина. Январь – зимы государь, всему году запевала.

8 вед. 7 января - Рождество Христово. Святки: славят Христа, ходят с вертепами, со звездой. В этот день бывают сильные морозы. Кошка стену дерет - к непогоде, клубком лежит - на мороз. Молодежь колядовала, увлекалась гаданием. Ходили по деревне с песнями-колядками прославляя Христа и будущий урожай, желая всем добрым людям счастья и здоровья.

1 зазывала: Святки – радостное время, На дворе мороз,
В доме – праздник и веселье, Подарков целый воз.

2зазывала:Пожелаем всем на святки Счастья и любви,
Чтоб рождественские праздники Радость в дом несли.

2б класс танец « Каляда »

9 вед. 14 января - Новый год по старому стилю. А в народе его ещё называют Васильев день. В этот день хозяйки наготавливали снеди, чтобы можно было угостить всех приходящих знакомых и соседей; считалось, что щедрый стол обеспечит хозяину достаток на весь год. А в доме стояла наряженная ёлка.

1зазывала: На Руси традиция такая, Русские – особенный народ,
Многих в мире этим удивляя, Празднуем мы Старый Новый год.

2зазывала: Что за старый новый год? Что за чудо он несет?
Смех, удачу и тепло! В жизни будет все легко!

3в класс «Новый год»

10 вед. 19 января - Святое богоявление. Крещение господа бога нашего Иисуса Христа. Если кто-нибудь крещен в этот день - быть ему счастливейшим человеком на всю жизнь. Добрым предзнаменованием считается также, если в этот день сговорятся о будущей свадьбе. В этот день бывают сильные морозы "крещенские морозы".

1зазывала: Снег скрипит тихохонько, словно под полозьями. По окошки самые избы замело.

2зазывала: И хоть стужа ярится - не страшны морозы мне,
Ах, как славно в валенках, сухо и тепло!

4 а класс танец «Валенки»

11 вед. 25 января - Татьянин день, день студенчества. На Татьяну проглянет солнышко — к раннему прилету птиц. Традиция на Татьянин день зазывать весну, приглашая поскорее светило вернуться к людям и прогнать лютые крещенские морозы.

1зазывала: Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели На деревню налетели.

2зазывала: По ночам мороз силен, Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно, Ну, так что за месяц это? (Февраль)

12 вед. Последний месяц зимы - Февраль. Январю – морозы, февралю – метели! Вьюги да метели повсюду полетели; бегут по свету, а следа нету. Не зря февраль называли метельником, бокогреем и свадебником.

1зазывала: Разгулялася метелица Красной девицей!
Эх, пошла плясать красавица! - Уж как нравится!

2зазывала: Размахалась юбками, Песцовыми шубками!
А в глазах задор - Завихрило двор!

1б класс: танец «Въюга»

13 вед. 15 февраля - Сретение. Зима с весной встречается впервые. Сретенские морозы. Сретенские оттепели. Иногда конец февраля совпадает с масленичной неделей. Масленица - праздник, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд празднования Масленицы связан с проводами зимы и встречей весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи.

1зазывала: Провожаем зиму вместе, Водим дружный хоровод.
Не стоит никто на месте, Ведь весна придет вот-вот.

2зазывала: Масленица к нам пришла, Радость людям принесла,
Ну а мы придем с блинами, Встретить праздник вместе с вами!

3б класс танец « Масленица»

1 зазывала Всем людям добрым желаем добра, золота и серебра!

Пышных пирогов, медовых блинов!

Чтоб здоровыми все были, чтобы много лет прожили!

2 зазывала Наш праздник подошел к концу! Но хорошее настроение останется с нами! А сейчас загадайте желание и оно обязательно сбудется! А мы прощаемся с вами до весны.



Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Смычко Ольга Павловна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение