Проект "Природа алтайского края в произведениях алтайских художников и музыка"

Синтез искусств как средство формирования художественно-эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Развитие у детей целостного восприятия искусства на основе комплексного подхода к различным его видам: музыке, литературе, живописи - вот конкретный путь художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Библиотека материалов Дум Думыча



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 153










ПРОЕКТ

«ПРИРОДА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АЛТАЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ И МУЗЫКА»

«СИНТЕЗ ИСКУССТВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»








Разработчик:

Малинина О. В.

Должность: музыкальный руководитель.

ДОУ (ДОО): МБДОУ«Детский сад №153»

Город, район: Барнаул





г. Барнаул

2014 год

Развитие у детей целостного восприятия искусства на основе комплексного подхода к различным его видам: музыке, литературе, живописи - вот конкретный путь художественно-эстетического воспитания дошкольников. Однако в массовые детские сады еще не пришло такое глубинное интегрирование предметов эстетического цикла. По-прежнему задачи эстетического воспитания детей решаются отдельными курсами: ИЗО, музыка, развитие речи - без сквозного рассмотрения отдельных проблем художественного видения мира и особенностей отражения в искусстве как целостной системы, что не дает детям достаточных оснований, чтобы составить картину развития культуры.

Анализ современных программ по музыкальному воспитанию показывает, что существуют программы либо слишком узкой направленности («Элементарное музицирование с дошкольниками» Тютюнникова Т. – ведущая деятельность-игра на музыкальных инструментах, «Ритмическая мозаика» Буренина А. (ритическая пластика), «Музыкальные шедевры» Радынова О. (слушание музыки) и др.), либо слишком «общей» (традиционные программы – «Методика музыкального воспитания в детском саду» Ветлугина Н. А., Домогацкая И. Е. «Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет», Сауко Т.Н., Буренина А. «Топ-хлоп, малыши» и «Малыш» Петрова В.А . – для детей раннего возраста по всем видам музыкальной деятельности и др.).

Однако на современном этапе развития дошкольного образования, в связи с введением ФГОС, возникает проблема: как осуществлять воспитание детей в рамках образовательной области художественно-эстетическое развитие, которое предусматривает приобщение к ценностям культуры, формирование эстетического вкуса на основе единства музыки, живописи и литературы. Поэтому считаю целесообразным использовать программы, основанные на синтезе искусств «Синтез» Тарасова К.В., Петрова М.Л., Рубан Т.Г., «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» Куревина Ольга и «Музыкальная палитра. Развитие цветомузыкального восприятия детей» Богданова В.В.

В настоящее время мы, к сожалению, не имеем программ, которые бы объединяли синтез искусств с приобщением детей к искусству родного края. А ведь именно через познание культуры своей малой Родины ребенок познает культуру России, учится уважать культурные традиции других народов.

Данный проект является творческим, развивающе-обучающим и направлен на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческого потенциала на основе комплексного подхода к различным видам искусства: музыке, живописи, литературе; формирование и развитие любви к творчеству Алтайских художников, к искусству родного края; соединении знаний об отдельных видах искусства в единый сплав; интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребенка, и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства, отражающего мир и человека в нем.

На занятиях ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Работа строится по 3 основным разделам:

а) музыка;

б) изобразительное искусство;

в) развитие речи;

На занятиях следует привлекать произведения одного вида искусства для раскрытия и выявления особенностей другого, а также использовать произведения различных видов искусства для создания эмоционального настроя, яркого и стойкого эмоционального впечатления.

Комплексное использование музыки, литературы и живописи помогает педагогу вызвать в душе ребенка яркий эмоционально-художественный образ. Специфические средства выразительности этих видов искусства, дополняя друг друга, помогают ребенку преодолеть барьер абстрактной выразительности одного за счет "наглядности" другого.

Так, например, абстрактность музыки восполняется выразительностью литературного произведения, а музыкальное произведение углубляет выразительность живописного полотна.

Содержание занятий по синтезу искусств желательно выстраивать по схеме: прочувствовать- осознать - выявить свое отношение. Только в такой последовательности полученные знания становятся частью мировоззрения ребенка и приобретают для него реальную ценность.

Музыка, изодеятельность и развитие речи - эти занятия должны стать триединством для решения задач формирования художественной культуры дошкольников.

Предлагаемые в проекте произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. Живописные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Пейзажи Гуркина Г. И., Никулина А. О., Дрилева А. А. и других алтайских художников помогают создать поэтическую атмосферу, служат своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П.Чайковский, С.Прокофьев, Г.Свиридов).



ЦЕЛЬ – использование синтеза искусств (музыка+художественное слово+живопись Алтайских художников) как средства формирования художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста, создание у них целостной картины мира на основе интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребенка, и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства

ЗАДАЧИ:

- способствовать формированию художественно-эстетического восприятия детей,

- создать благоприятные условия для расширения и активизации словарного запаса детей;

- способствовать развитию умения анализировать музыкальные и художественные произведения;

- способствовать развитию навыков восприятия произведений различных видов искусства;

- стимулировать творческую активность, эмоциональную раскованность;

- развивать воображение и ассоциативное мышление;

- прививать интерес и любовь к искусству родного края.



НОВИЗНА.

Данный проект является творческим, развивающе-обучающим и направлен на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческого потенциала на основе комплексного подхода к различным видам искусства: музыке, живописи, литературе через приобщение к искусству родного края, к творчеству Алтайских художников; соединении знаний об отдельных видах искусства в единый сплав.



ФОРМЫ РАБОТЫ.

- тематическая НООД,

- тематические экскурсии,

- музыкально-литературные вечера,

- тематические выставки,

- музыкально-художественные викторины,

- мониторинг знаний детей,

- анкетирование педагогов и родителей,

- консультации для родителей и педагогов.



Сроки проведения проекта: долгосрочный, осуществляется в течение учебного года с сентября 2014 по май 2015 года.

Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет), педагоги, родители.

При выборе художественных произведений учитываются следующие факторы: возраст детей, индивидуальные особенности, рекомендации примерной Программы, реализуемой в ДОУ.



ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

В результате ребенок овладевает следующими умениями:

- эмоционально воспринимают и активно анализируют художественные произведения,

- используют речь для активного выражения своих мыслей и чувств, имеют богатый словарный запас,

- знают и используют в речи элементарные музыкальные понятия (темп, ритм, выразительные средства и др.),

- знают и используют в речи термины из изобразительного искусства (живопись, пейзаж, картина, картинная галерея, рама, художник),

- имеют развитое воображение и ассоциативное мышление, эмоционально раскованны, активны,

- имеют высокий уровень интереса к искусству родного края.



Ожидаемые результаты для воспитателей и родителей:

- привлечение родителей к оформлению в группе уголка с альбомами «Пейзажи. Наш родной край» (иллюстрации произведений художников Алтайского края)», альбомами с художественным словом, фонотеки;

- повышение интереса педагогов и родителей к культуре родного края,

- разработка планов-конспектов занятий по слушанию музыки с использованием синтеза искусств;

- создание словаря эмоций,

- проведение консультаций для педагогов о влиянии живописи на развитие ребенка: «Русская пейзажная живопись», «Организация восприятия пейзажной живописи детьми дошкольного возраста»;

- создание для родителей папок – передвижек «Поэтический образ природы в детском рисунке», «Искусство и воспитание», «Учимся наблюдать за природой» и др.;

- проведение выставок рисунков воспитанников детского сада внутри детского сада,

- проведение цикла тематических экскурсий в ГХМАК;

- проведение выездных выставок детских рисунков от ГХМАК.







ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ

РЕЗАЛЬТАТ

Подготовительный

Сентябрь 2014

Изучение литературы, анализ уровня знаний детей по проблеме, анкетирование родителей, составление плана работы и конспектов НООД.

Составление плана работы и конспектов НООД.

Основной

Октябрь 2014- апрель 2015

Тематические НООД, тематические экскурсии,

Музыкально-литературный вечер, тематическая выездная выставка от ГХМАК, выставка рисунков воспитанников ДОУ, фотовыставка.

Проведение:

Вводное тематическое НООД «Здравствуй, музыка, здравствуй красота!», тематическая НООД «Уж небо осенью дышало», тематическая экскурсия в ГХМАК «Любимый край» (Природа Алтайского края глазами Алтайских художников), Музыкально-литературный вечер «Путешествие в мир звуков и красок», Фотовыставка для родителей «Здравствуй, музей!», выставка рисунков воспитанников ДОУ, Тематическое НООД «Звездная песня зимы», Тематическая выездная выставка детских рисунков (ГХМАК) «Край родной мой, Родина моя!», Тематическая НООД «Весенние фантазии».


Создание:

Альбомов с репродукциями Алтайских художников, Альбомов «Поэты России об осени», «Поэты России о зиме», «Поэты России о весне»,

фонотеки.

Заключительный

Май 2015

Анализ уровня знаний детей по проблеме, анкетирование родителей.

Итоговая музыкально-художественная викторина «Хоровод длиною в год»















































КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

В календарно-тематическом планировании по теме «Синтез искусств как условие развития слушательских навыков детей старшего дошкольного возраста » целесообразно использовать следующие формы образовательного сотрудничества:

- тематическая ООД,

- тематические экскурсии,

- музыкально-литературные вечера,

- тематические выставки,

- музыкально-художественные викторины.





Месяц

Тема

Цель

Пространственное

планирование

Октябрь

Вводное тематическое НООД «Здравствуй, музыка, здравствуй красота!»

Пробудить интерес к музыке, к изобразительному искусству, к художественному слову; установить эмоциональный контакт с детьми.

Альбомы с репродукциями Алтайских художников. Фонотека.

Консультация для родителей «Радость от встречи с прекрасным »

Ноябрь

Тематическое НООД «Уж небо осенью дышало»

На примере произведений показать взаимосвязь музыки, поэзии, живописи; через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания об осени и ее признаках; побуждать детей анализировать художественные произведения; передавать свои впечатления в словах и движении.

Альбомы с репродукциями Алтайских художников. Альбом «Поэты России об осени».

Фонотека.

Декабрь

Тематическая экскурсия в ГХМАК «Любимый край» (Природа Алтайского края глазами Алтайских художников)

Побуждать детей анализировать художественные произведения; обогащать словарный запас детей.

Выставка картин Алтайских художников

Январь

Музыкально-литературный вечер «Путешествие в мир звуков и красок»

Привлечь родителей к подготовке и участию в музыкально-литературном вечере. Использовать различные формы активного и пассивного восприятия музыки . учить передавать впечатления о музыке в движении, словах и рисунках. Побуждать к совместному творчеству.

Фотовыставка для родителей «Здравствуй, музей!»

Выставка рисунков воспитанников ДОУ.

Февраль

Тематическое НООД «Звездная песня зимы»

На примере произведений показать взаимосвязь музыки, поэзии, живописи; через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания о зиме и ее признаках; побуждать детей анализировать художественные произведения; передавать свои впечатления в словах и движении.

Альбомы с репродукциями Алтайских художников. Альбом «Поэты России о зиме».

Фонотека.

Март

Тематическая выездная выставка детских рисунков (ГХМАК) «Край родной мой, Родина моя!»

Побуждать детей анализировать художественные произведения; обогащать словарный запас детей.

Выставка детских рисунков из ГХМАК.

Апрель

Тематическая НООД «Весенние фантазии»

На примере произведений показать взаимосвязь музыки, поэзии, живописи; через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания о весне и ее признаках; побуждать детей анализировать художественные произведения; передавать свои впечатления в словах и движении.

Альбомы с репродукциями Алтайских художников. Альбом «Поэты России о весне».

Фонотека.

Май

Итоговая музыкально-художественная викторина «Хоровод длиною в год»

Привлечь родителей к подготовке и участию в музыкально-художественной викторине. Закрепить знания детей о прослушанных музыкальных произведениях, изученном художественном материале (репродукции картин). Использовать различные формы активного и пассивного восприятия музыки . учить передавать впечатления о музыке в движении, словах и рисунках. Побуждать к совместному творчеству.

Альбомы с репродукциями Алтайских художников. Альбом «Поэты России об осени».

Альбом «Поэты России о зиме» Альбом «Поэты России о весне».

Фонотека.

Фотовыставка «Хоровод длиною в год».

Выставка рисунков воспитанноков ДОУ.






Продолжительность НООД по слушанию музыки составляет в подготовительной группе – 30 мин. Мероприятия, связанные с музыкально-творческой деятельностью дошкольников совместно с родителями (музыкально-литературные вечера, музыкальная викторина) могут продолжаться до 40-45 минут.



АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.

В течение года были проведены тематические НООД, экскурсии, тематические выставки рисунков, фотовыставки, музыкально-литературные вечера и итоговая музыкально-художественная викторина, были собраны и созданы Альбомы с репродукциями Алтайских художников, Альбомы «Поэты России об осени», «Поэты России о зиме», «Поэты России о весне». Так же были подобраны музыкальные произведения и создана фонотека.

По итогам диагностики знание терминов изобразительного искусства в начале года составил низкий уровень 46%, высокий 16%, то к концу учебного года низкий уровень составил уже 34%, высокий 25%. Так же значительно повысился интерес детей к искусству родного края (в начале года высокий уровень 27%, в конце года 39%), дети эмоционально воспринимают и активно анализируют художественные произведения, используют речь для активного выражения своих мыслей и чувств, имеют богатый словарный запас, знают и используют в речи элементарные музыкальные понятия (темп, ритм, выразительные средства и др.), имеют развитое воображение и ассоциативное мышление, эмоционально раскованны, активны.

Родители были привлечены к оформлению в группе уголка с альбомами «Пейзажи. Наш родной край» (иллюстрации произведений художников Алтайского края)», альбомами с художественным словом, фонотеки.

Значительно повысился уровень интереса педагогов и родителей к культуре родного края, разработаны конспекты занятий по слушанию музыки с использованием синтеза искусств, создан словарь эмоций.

Так же в течение года проведены консультации для педагогов о влиянии живописи на развитие ребенка: «Русская пейзажная живопись», «Организация восприятия пейзажной живописи детьми дошкольного возраста» и созданы консультации для родителей «Радость от встречи с прекрасным », «Поэтический образ природы в детском рисунке», «Искусство и воспитание», «Учимся наблюдать за природой» и др.;



ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ.

Считаю необходимым разработать подобные проекты для детей средней и старшей группы по данной теме.

Так же считаю необходимым подобрать стихотворения Алтайских поэтов для детей по теме «Времена года» и создать альбомы «Поэты Алтая об осени», «Поэты Алтая о зиме», «Поэты Алтая о весне».

Так же нужно подготовить тематические презентации для НООД: «Здравствуй, осень золотая», «Зима глазами художников», «Весна. Пробуждение природы» «Пейзажная живопись художников Алтайского края».























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Богданова В.В. Программа «Музыкальная палитра. Развитие цветомузыкального восприятия детей»./ж. Воспитатель ДОУ. № 5-6, 2009.

  2. Боровик Т. Пути педагогического творчества // Музыкальный руководитель. – 2004, №3, с. 27-35

  3. Вершинина Г. Вольна о музыке глаголить. Музыка на уроках развития речи. – М.: Новая школа, 1996

  4. Грыленко С. Знакомый зал/ С. Грыленко. – ( nsportal. Ru)

  5. Девятова Т. Н. Звук – волшебник. Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – Москва, «ЛИНКА-ПРЕСС», 2006

  6. Затеева Е. Малыш в мире искусства родного края: учебно-методический комплекс по художественно-эстетическому образованию дошкольников. – Барнаул: АКИПКРО, 2010

  7. Знакомим с пейзажной живописью. Большое искусство – маленьким. Автор-составитель Курочкина А.Н. – С-Пб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000

  8. Коврижных О.А. Цветов таинственная сила/ О.А. Коврижных. – (dohcolonoc. Ru)

  9. Кочемасова Е.Е., Тютюнникова Т.Э. Интегрированное занятие для детей 5-7 лет // Музыкальная палитра. – 2006, №5, с. 3-6

  10. Краснушкин Е.В. Изобразительное искусство для дошкольников: натюрморт, пейзаж, портрет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

  11. Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – Москва: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2003

  12. Меремьянина О. Р. Детская художественная литература в образовательной практике современного ДОУ: методические рекомендации / Автор-составитель О. Р. Меремьянина. – Барнаул: АКИПКРО, 2014

  13. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. - М, 1982

  14. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

  15. Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

  16. Радынова О. П. Авторская программа музыкального развития «Музыкальные шедевры». – М, 1996.

  17. Шевченко Л.В. Как подружились художница и музыкант/ Л.В.Шевченко. – (dohcolonoc. Ru)

















































ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(6-7 лет ).

- способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но все еще нуждаются в организующей помощи,

- могут планировать свою деятельность,

- способны сосредоточенно работать10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или перемена вида деятельности,

- обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов)

- свободно общаются со взрослыми и сверстниками,

- проявляют самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям, наблюдательны,

- способны к систематизации, классификации, группировке процессов, явлений, предметов,

- преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии,

- способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу, значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения),

- характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление

- способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости,

- способны различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок,

- способны самостоятельно, точно и ловко выполнять под музыку танцевальные движения,

- способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах,

- способны к волевой регуляции поведения, способны проявить настойчивость, преодолевать трудности.



ЗНАНИЕ ТЕРМИНОВ ИЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.



Проект





























ПРИЛОЖЕНИЕ.

  1. Консультация для родителей «Радость от встречи с прекрасным»

  2. Консультация для родителей «Азбука искусства»

  3. Консультация для воспитателей «Музыка звучит в рисунках»

  4. Конспект НООД

  5. Конспект НООД

Материалы подготовил(а): Малинина Ольга Владимировна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение