Проектная работа в начальной школе (специфика, методы, примеры)

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Материалы подготовил(а): Иванова Лена Васильевна.

Библиотека материалов Дум Думыча

Иванова Лена Васильевна,

МБОУ «Эльгяйская СОШ

им.П.Х.Староватова

Сунтарский улус.

Проектная работа

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. А исследовательская работа и приводит к творческим задумкам-проектам. В каждую работу вложена изюминка, частичка своего «я»- ведь это интерес, вовлечение, участие, результат на лицо, захватывающее дело. В этом отношении примечателен каждый выбранный проект. Увлечение детей в проектно-исследовательскую деятельность зависит от мастерства, задумки учителя, от форм организации, планирования, мониторинга и оценки эффективности работы. Во-первых, нужно учить ребенка умению слушать, задавать вопросы, т.е. формировать и развивать культуру общения. Во-вторых, формирование монологической речи. Из-за неумения полно, развернуто излагать свои мысли многие якутские дети немало страдают в жизни. Нужно научить преодолеть языковой барьер, преодолеть стеснительность, боязнь выступать перед аудиторией, боязнь ошибок и неудач. В- третьих, мало дать информацию, надо помочь выработать навыки учебного труда.

В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы. На урочных занятиях они могут быть следующими:

урок-исследование, урок-лаборатория, урок- отчёт, урок творчества, урок «Удивительное рядом», урок—защита исследовательских проектов, урок открытых мыслей, уроки «Наши проекты», которые заданы в учебниках;

учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе учебное исследование индивидуального или группового характера, кратковременного или длительного по времени. Очень интересны и эффективны были мини-экопроекты: проект бережливых «Капелька», проект «зеленых друзей» по выращиванию комнатных цветов, фестиваль мультфильмозвезд по составлению галереи портретов животных, «Животные в истории моей семьи» и.т.д.

Проект «Капелька»

Это проект бережливых. Суть его – в выявлении утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой пресной воды. I часть предполагает поиск ответа на вопрос «Где мы теряем воду?

Становятся счетчиками использованной воды для самих себя. Придумывают, как сократить объем употребления воды. Для этого советуются с опытными хозяйками.

В итоге Капелька – главный герой – благодарит ребят за полезные советы и всю проделанную работу.

Хочется немножко остановиться на некоторых формах организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях:

  1. Исследовательская практика обучающихся. Это полевая практика, проводимая в нашей школе два раза в году, введенная по программе 1-6 «Ноосферно-экологическое воспитание и образование» под руководством Клима Васильевича Павлова и Луки Григорьевича Никифорова, основной целью которой является воспитание нового экологического сознания на основе изучения природы родного края. Это своеобразные «уроки живого общения с природой». Тематическое планирование полевой практики выглядит вот так (2,с.5):

Класс

Тема

Кол.час.

Сроки



1

1.Исторические и памятные места села

2

Осень

2.Осенние изменения в природе

3

1.Живая и неживая природа

2


Весна

2.Солнце-источник света и тепла

1

3.Воздух вокруг нас

2





2

1.Водоемы нашего села. Река Вилюй

1



Осень

2.Строение растений

1

3.Насекомые осенью

1

4.Птицы нашей местности

1

5.Жизнь животных

1

1.Лекарственные растения

2

Весна

2.Растения луга

2

3.Труд людей

1




3

1.Лес-природное сообщество

1



Осень

2.Природа как среда обитания

1

3.Разноообразие растений в природе

2

4.Разнообразие животного мира

1

1.Охрана природы

1


Весна

2.Весна в жизни насекомых

2

3.Растения весной

1

4.Весенние голоса

1





4

1.Горизонт

1



Осень

2.Компас.Определение сторон горизонта по компасу и местным признакам

2

3.Ориентирование на местности

1

4.Изменения в природе осенью

1

1.Полезные ископаемые

1



Весна

2.Труд людей

1

3.Разнообразие живых организмов

1

4.Охрана водоемов

2


Как проводятся занятия? Возьмем материал одного занятия (2,с.40).

Тема: Охрана водоемов. Река Вилюй.

Цели: познакомиться с географическим расположением, видами рыб,обитающих в реке; уточнить значение воды для человека; выявить источники загрязнения природы; определить способы защиты реки;

- Давайте сегодня подумаем над тем, что каждый из нас может сделать, чтобы в реке Вилюй была такая чистая вода, как в моем стакане.

- Ученик нашего класса в рамках исследовательского проекта проводил эксперимент. Сейчас он расскажет о нем. Слушайте внимательно.

Ученик: -Я взял стакан с чистой водой и стакан, в который налил моющие средства, их обычно человек использует в быту. Поставил в них часть растения с листьями и стал наблюдать. Как вы думаете, что я увидел? Да, растение в грязной воде погибло. А ведь мы постоянно сливаем сточные воды с различными химическими веществами.

- Ребята, как влияют эти стоки на растения? Как вы думаете, влияет ли на человека грязная вода? Почему?

Работа по группам.

- Сейчас разделимся на группы (организует).

1 группа «Историки».

-Что означает слова «река» и «Вилюй».

2 группа «Географы».

-Длина реки, исток, притоки, города и сел на Вилюе. Где берет начало? Куда впадает?

3 группа «Знатоки».

-Животный мир Вилюя. Какие рыбы обитают?

4 группа «Экологи».

-Основные источники загрязнения воды. Какие предприятия расположены на берегу Вилюя?

5 группа «Защитники природы».

-Что нужно делать, чтобы сохранить воду чистой?

Отчеты-выступления групп. Итог.

Благодаря полевой практике появились интересные доклады, с которыми учащиеся выступали в НПК «Первые шаги», «Природа и мы», «Я-исследователь», «Шаг в будущее»: Петров И. «Сунтаарым –киэн туттуум», «Мы подвигом гордимся вашим, земляки!», проект «Экотропа по родному краю», « Лубянский Г. «Андаатар суолтата», Миронова В. «Снежинка-волшебство природы», «Краски своими руками», Иванов В. «Мэцэ ейдебунньук», Семенов К. «Полезные ископаемые родного Сунтарского улуса», Иванова В. творчески-исследовательский проект «Память, застывшая в камне» о памятниках родного села. Конечным продуктом проектных работ у Петрова И. была настольная игра, у Ивановой В. И настольная игра, и лото-игра, у Мироновой В.-моделирование снежинок, выставка рисунков. Работая над проектом «Экотропа по родному краю» Петров И. дал «вторую жизнь» мусору, научился изготавливать бумагу в домашних условиях.

2.Походы, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля.

3.ВУД по ФГОС- кружки, например, «Тайны природы», «Познавай-ка», «Я-исследователь» и.т.д. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников кружка «Юный исследователь» имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность;

  • способствует формированию коммуникативных умений;

  • обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

  • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Дети должны учиться любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия, учиться сопереживать её бедам через восприятие отрицательной человеческой деятельности, и, наконец, учиться грамотно защищать её и бороться за её сохранение через практическую общественную деятельность. Без этих «трех китов» экологического воспитания не будет и не будет экологически грамотных, экологически честных взрослых. Что мы сегодня, к сожалению, и наблюдаем!

4. Ученическое научно-исследовательское общество.

5. В этом году открылся центр «Точка роста». С этим связаны наши надежды на развитие проектно- исследовательской работы по робототехнике, техническому моделированию. Уже команда моего класса готовится к республиканским соревнованиям «РобоКвест-2020».

6. Работа с одаренными. Участие в конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

Каждое занятие или выступление должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективы.

Учеб. год


Наименование мероприятиия

Уровень

Результат

2015-16

Петров Игорь

XI НПК «Первые шаги»

улусн

I место

II конкурс чтецов на англ. языке

респ

лауреат 3 степ.

«Я-исследователь»

респ

Победитель 1 степ.

2016-2017


«Лучший ученик начальной школы»

улусн

Дипл 1 степени, приз зрит. симпатий

II НПК «Самсоновские чтения»

межрег

Диплом 1 степ.

2017-2018


Конкурс сочинений в рамках III НПК «Самсоновские чтения»

межрег

2 место

Заочный тур V НИК «Открой себе ученого»

росс

лауреат

Научно-исследовательская конференция в Санкт-Петербурге «Открой себе ученого»

росс

лауреат 3 степени

Yakutia International Scence Games-2018

междун

Лауреат 3 степ

НПК для юношей «Старт в науку»

рег

1 место

2019-2020



«Полярная звезда-2020» -ном. «Литература»

зон

Лауреат 2 степени

НПК «Уол о5о-норуот кэскилэ»

улусн

Дипломант 2 степ

НПК «Мы помним. Мы гордимся»

школьн

I место

НПК «VII Андреевские чтения»

улусн

I место

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Каких же результатов достигли мои ученики в итоге проделанной проектно-исследовательской деятельности? Есть среди них грантовики. Грант Главы А.А.Друзьянова по итогам НПК «Элгээйи кэскилэ-ХХI уйэ5э» вручены Егоровой А. (2007г) и Семеновой Т.(2008г). Есть среди них победители и призеры школьных, кустовых, улусных, республиканских НПК и гордость нашей школы-лауреат 3 степени НИК в Санкт-Петербурге «Открой себе ученого», Yakutia International Scence Games-2018 международного уровня- Игорь Петров.

К какому мнению пришла в ходе данной работы? Ребенок учится работать самостоятельно, стремится к самопознанию, высказывает свое мнение, анализирует, старается доказать, приобретает навыки умения работать с литературой, выступает много раз, то преодолевает страх перед аудиторией, создается атмосфера сотрудничества, оценивает результаты, выявляет ошибки, устанавливает причины и пути их устранения.

В целях дальнейшего улучшения исследовательской и проектной деятельности в целом по школе целесообразно выработать стандарты и критерии измерения эффективности работы, официально решить вопрос о создании научно-исследовательской лаборатории, охват и наших некоторых учеников в образовательные экспедиции, неплохо бы регулярно проводить курсы повышения для руководителей научно-исследовательской работы. Очень точно отмечает автор статьи «Механизм внедрения программы эксперимента» Л.В.Замарзина (1,с.48): «Сегодня мы вышли на тот виток, когда уже недостаточно на высоком уровне овладеть теорией и методикой преподавания предмета, когда для успешности обучения педагогу необходимо подключить творческие резервы личности». Ученик будет работать творчески, если творчески будет работать сам учитель.












Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Иванова Лена Васильевна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение