Профориентация на начальном уровне образования – первый шаг к выбору профессии

Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания.
Чтобы учащиеся научились понимать себя, объективно оценивать свои успехи в разных видах деятельности, начинать эту работу необходимо с младшего школьного возраста, а именно с начального уровня образования.

Библиотека материалов Дум Думыча

Профориентация на начальном уровне образования – первый шаг к выбору профессии.

В наших воспитанниках дремлют задатки

талантливых математиков, физиков, филологов

и историков, биологов и инженеров, мастеров

творческого труда в поле и у станков. Эти таланты

раскроются только тогда, когда каждый подросток

встретит ту «живую воду», без которой те задатки

засыхают…

Василий Александрович Сухомлинский


Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века. Общество нуждается в экономически грамотном человеке, способном сочетать личные интересы с интересами общества, деловые качества – с нравственными, такими, как честность, порядочность, гражданственность. Перемены, коснулись и образования: изменилась концепция воспитания и обучения будущего поколения.

Теперь всё большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.

Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания.

Чтобы учащиеся научились понимать себя, объективно оценивать свои успехи в разных видах деятельности, начинать эту работу необходимо с младшего школьного возраста, а именно с начального уровня образования.

Работа по профессиональной ориентации в начальной школе является пропедевтической, т.е. предваряющей основную. На этом этапе у младших школьников должно сформироваться добросовестное отношение  к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развиваться интерес к профессиям родителей и ближайшего окружения, интерес к наиболее распространенным профессиям.

Работу по профориентации начинаю с первого класса. Пользуясь методикой «Кем быть» (Н.С. Пряжников), прошу детей нарисовать, кем бы они хотели стать, когда вырастут и под рисунком сделать подпись ( для тех кто уже может). Исходя из результатов методики, разрабатываю план, который стараюсь реализовать в основном, во внеурочной деятельности.

Кроме этого я использую самые разнообразные формы внеурочной деятельности: встречи с родителями, с людьми интересных профессий, мастер – классы, создание презентаций и видеороликов о различных профессиях, конкурсы, выставки рисунков, чтение книг, классные часы, викторины, экскурсии на предприятия и другие виды работы.

Я считаю, чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, уже в начальной школе надо его познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, т. е. профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Первые профессии, о которых узнаёт ребёнок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни. Ребёнок ежедневно наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребёнка лишней информацией, поэтому случайные детали иногда представляются существенной чертой профессиональной деятельности родителей. Для реализации данного направления мы с обучающимися 2 класса разработали и реализовали социальный проект « Профессии наших мам». Каждый ребенок вносил частичку своей души и труда, описывая профессии своих мамочек.

Развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии напрямую происходит в школе. Для этого с обучающимися 3 класса мы провели классный час « Парад профессий нашей школы». Всех детей класса я поделила на группы, и каждая команда выполняла свою работу по изучению профессий, которые есть в нашей школе: учитель, библиотекарь, медицинский работник, завхоз, психолог и т.д. Вместе с детьми мы снимали видео « Один день из жизни школьного повара», пробовали сами оформлять формуляры в школьной библиотеке, измеряли температуру в медпункте и.т.д. После всей проведенной работы мы пригласили всех представителей профессий на классный час. Каждая группа ребят представили творческий отчёт и поблагодарили всех за их ежедневный труд.

Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана, поэтому чтоб поближе познакомиться с той или иной профессией я организую экскурсии на предприятия. Экскурсии самое наглядное представление палитры профессий. Организуя экскурсии, я стараюсь показать ученикам не только работу предприятия, но и дать возможность детям наблюдении за какой-то профессией. В проведении экскурсии главное – сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий. Мною были организованы экскурсии в пожарную часть, где нас познакомили с профессией «пожарного», показали оборудование пожарных машин и костюмы пожарных. Также мы посетили филиал « Курганский технологический колледж», где в рамках « Недели энергосбережения» познакомились с профессией электрика и посетили зал, где проходят практические занятия. Еще мы посетили почтовое отделение, послушали информацию о работе почтальона и День открытых дверей в пенсионном фонде РФ. На экскурсиях ученики узнают о новых профессия и тех, что стали редкостью в наше реактивное время.

Одним из ведущих видов деятельности ребенка младшего школьного возраста является игра. Игра это то, к чему ребенок готов всегда. Через игру можно и развивать и обучать, потому этот метод прижился на занятиях кружка « Легоконструирование». На занятиях по теме « Открой своё дело», ученики смело разрабатывают проекты постройки кондитерских фабрик, магазинов, ресторанов и кафе. При помощи кубиков lego они воплощают свои выдумки в реальность.

Таким образом, основной задачей профориентационной работы во внеурочной деятельности является расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослым и организация работы по профессиональному самоопределению.

Обучающиеся 1-4 классов еще далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения учащихся в старших классах.

В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

Профессиональная ориентация на уроках математики может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей.

Уроки окружающего мира также вносят определенный вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Например, в рамках изучения темы «Дерево в жизни человека», можно рассказать о профессиях лесной отрасли (лесничий, лесник, станочник в деревообработке и т.д.). При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. Например, детям предлагается решить кроссворд, в котором по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали – предметы труда данного профессионала.

На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией: учитель выдает детям карточки с различными названиями профессий, а учащиеся должны написать в своих тетрадях 5-7 предметов труда данного профессионала (например, врач: бинт, таблетки, вата, йод, грелка, зеленка и т.д.), при проведении словарной работы рекомендую, помимо прочих, использовать следующие слова: директор, врач, агроном, токарь, учитель, воспитатель, полицейский, водитель. Детям предлагаю записать слова, поставить ударение и подчеркнуть безударные гласные, которые необходимо запомнить.

Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник попробовал себя в самых различных видах деятельности. Для этого наша школа участвует в реализации межведомственного проекта « Профориентационный технопарк. « Зауральский навигатор» а мои ученики являются неотъемлемыми участниками данного процесса.

Профориентация в школе проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей с изменениями, происходящими на рынке труда. Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеурочной  деятельности.

Я считаю, грамотно построенная система профориентационной работы на начальном уровне образования, способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.


Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Горланова Наталья Алексеевна

Скачать

2020-04-14

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение