Программа кружка в подготовительной группе (мелкая моторика, письмо) - «Учимся, играя»

🖐Цель программы - развитие комплекса умений и навыков мелкой моторики рук для овладения письмом детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
1. Обучать правилам письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть).
2. Развивать мелкую моторику и зрительно–двигательную координацию.
3. Развивать слуховое внимание и графическое воспроизведение.
4. Развивать пространственную ориентацию: умение ориентироваться на листе бумаги (справа, слева, в верхнем, нижнем углу, посередине в верхней строчке, в нижней строчке).
Материалы подготовил(а): Шакирова Алесья Владимировна.

Библиотека материалов Дум Думыча

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка………………………………………………………. 3

2. Учебный план………………………………………………………. ………...

3. Содержание программы……………………………………………………….

4. Планируемые (ожидаемые) результаты…………………………. ………….

5. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы………… ………….

6. Методические материалы…………………………………………. …………..

7. Организационно-педагогические условия…………………………………….

7.1. Календарный учебный график……………………………………….

7.2. Материально-технические условия реализации Программы……….

7.3. Кадровое обеспечение реализации Программы……………………...

7.4. Список литературы…………………………………………………….
































1. Пояснительная записка.

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребёнок не различает понятие «лево», «право», «лист», «строка», «страница», не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно –двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.


Актуальность программы, новизна, педагогическая целесообразность.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки. Особенно ярко эти недостатки выражены у детей с речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Такие дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявляемый им образец, недостаточно ориентируются во времени и пространстве.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, неуспеваемости, тревожного состояния ребенка в школе. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие формы работы, как рисование по клеточкам, штриховка цветными карандашами изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в рабочей тетради для старших дошкольников. Практический материал поможет более полно обеспечить развитие ребенка в дошкольном возрасте и сформировать предпосылки к учебной деятельности. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка.

Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе. Рисование по клеточкам –очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у ребенка пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Выполняя задания, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.

Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребёнка надо начинать с детского сада был разработан данный материал кружка «Учимся, играя» - основной идеей которой является развитие моторных навыков детей.

Программа разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ);

  • Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в ред. Приказов Минпросвещения РФ от 05.09.2019 N 470от 30.09.2020 N 533);

  • Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки РФ от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».


Цель и задачи программы.

Ведущая цель программы - развитие комплекса умений и навыков мелкой моторики рук для овладения письмом детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

  1. Обучать правилам письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть).

  2. Развивать мелкую моторику и зрительно–двигательную координацию.

  3. Развивать слуховое внимание и графическое воспроизведение.

  4. Развивать пространственную ориентацию: умение ориентироваться на листе бумаги (справа, слева, в верхнем, нижнем углу, посередине в верхней строчке, в нижней строчке).

  5. Способствовать развитию психических процессов - внимания, памяти, мышления, воображения.


Принципы и подходы к формированию программы.

Программа дополнительной образовательной услуги для детей подготовительной группы «Учимся, играя» разработана с учетом дидактических принципов, лежащих в основе современной теории дошкольного обучения.

  • Принцип воспитывающего обучения. Правильно организованный процесс обучения оказывает влияние на формирование личности в целом.

  • Принцип развивающего обучения. В основе данного принципа лежит ориентация на зону ближайшего развития ребенка.

  • Принцип наглядности, соответствующий основным формам мышления дошкольника.

  • Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.


В программе учитываются следующие подходы:

1. Личностно-ориентированный подход ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных особенностей.

2. Деятельностный подход предполагает, что в основе развития лежит активное непрерывное взаимодействие с окружающей действительностью.

3. Системный подход - это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка.

4. Индивидуальный подход выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знаний его психологических, возрастных особенностей.


Использование данных принципов позволяет рассчитывать на проявление у обучающихся устойчивого интереса к занятиям, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.


Программа адресована детям дошкольного возраста: 6-7 лет

Количество детей в группе: 10-25 человек

Срок реализации программы: 7 месяцев

Объем программы: количество учебных часов - 62

Формы обучения: групповая, очная, во вторую половину дня

Режим занятий: 2 раза в неделю, всего 62 занятия в год.

Продолжительность занятий: 30 мин.

Уровень программы - стартовый

Место проведения – групповая комната.


2. Учебный план.


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля (аттестации)

Всего

Теория

Практика

1.

Диагностика

1

1

-

Беседа, наблюдение, входная диагностика

2

«Будем знакомы – тетрадь!»

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания

3

«Веселый дождик»


1

-

1

Беседа, объяснение,

4

«Вышел дождик погулять»

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

5

«Осень разноцветная»

2

0,5

1,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

6

«Уголки»

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

7

«Длинная дорога» графически й диктант

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

8

Лепка «Корзина с фруктами и овощами»

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

9

Сидит белка на тележке

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

10

Работа с бумагой «Морковная грядка» оригами

2

0,5

1,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

11

«Забавные квадраты»

2

0,5

1,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

12

Урожай

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

13

Лепка «Мышка-норушка»

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

14

Укрась узором посуду

2

0,5

1,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

15

Кораблик «Графический диктант»

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

16

Дорожка

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

17

Лиса в клетке

2

0,5

1,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

18

Улетели шарики

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

19

«Елочка» Графический диктант.

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

20

Разноцветные бусы

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

21

«Красивый коврик» плетение из бумаги

2

0,5

1,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

22

Веселый котенок

2

0,5

1,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

23

Рисование вертушек

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

24

Аппликация «Нарядная елочка»

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

25

Елочка – зеленая иголочка

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

26

Паучок

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

27

Лепка «Еловая веточка с шишечкой»

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

28

Рыбки

2

0,5

1,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

29

Домик Графический диктант

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

30

Лепка «Морские обитатели»

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

31

Дорожки для автомобилей

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

32

Села птичка на окошко

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

33

Радужная рыбка плетение из бумаги

2

0,5

1,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

34

Красивый платок

2

0,5

1,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

35

Коллективная работа «Цветы»

2

0,5

1,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

36

Весна

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

37

Флажки

2

0,5

1,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

38

Рисование посуды

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

39

«Геометрические узоры»



2

0,5

1,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

40

«В гостях у

Золушки»

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

41

Весенний цветок лепка

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

42

Ракета. Графический диктант.

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

43

«Ежик» плетение

2

0,5

1,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

44

Птицы

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

45

Божья коровка на ромашке Лепка

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

46

«Черепаха». Графический диктант.

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

47

Аппликация «Ежик в лесу»

1

0,5

0,5

Беседа, объяснение, выполнение задания

48

«Праздник Карандаша»

1

-

0,5

Беседа, выполнение задания


3. Содержание программы.


Тема, количество часов

Задачи

ОКТЯБРЬ


Диагностика (1)

-проведение мониторинга детей для определения их развития, уровень умения работать карандашом, манипулирование предметами, способность контролировать координацию движений пальцев рук. Развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кисти рук.

«Будем знакомы – тетрадь!» (1)

-познакомить детей с тетрадным листом; учить ориентироваться по клеточкам, правильно располагать точки по клеточкам; развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки.

«Веселый дождик» (1)

Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги; развитие пространственной ориентировки детей на листе бумаги.

«Вышел дождик погулять» (1)

-продолжать учить правильно держать карандаш, придавать телу правильное положение, формировать пространственную ориентацию на листке бумаги (справа, слева, в центре, в верху, внизу); учить проводить линии сверху вниз регулируя нажим на карандаш.

«Осень разноцветная» (2)

- закрепить навык проведения горизонтальных линий по точкам и самостоятельно, чередовать рисование горизонтальных и вертикальных линий; учить выполнять фигуры по образцу, проводить линии в заданном направлении; учить образованию относительных прилагательных, закрепить названия деревьев. развивать зрительное восприятие; развивать слуховую память;

«Уголки» (1)

- закрепить умение рисовать короткие наклонные линии; развивать конструктивные навыки; учить образовывать сложные прилагательные и согласовывать числительные с существительными, координацию движений; развивать зрительное восприятие; развивать зрительную память,

«Длинная дорога» графически й диктант (1)

-учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении; развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, умение понимать и точно выполнять указания взрослого; активизировать слуховое восприятие и память.

Лепка «Корзина с фруктами и овощами» (1)

-формировать умение детей лепить овощи с натуры, закреплять знание обобщающего понятия; закреплять умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используемые ранее приемы лепки, воспитывать у детей самостоятельность, творческую личность.

НОЯБРЬ


«Сидит белка на тележке» (1)

-закрепить навык проведения горизонтальных и вертикальных линий; формировать навык ритмичности руки; продолжать учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память; обогащать лексику синонимами.

Работа с бумагой «Морковная грядка» оригами (2)

изготовление морковки из бумаги в технике «оригами». Задачи: развивать творческие способности, эстетическое восприятие, мелкую моторику рук, воспитывать художественный вкус, усидчивость, терпение и аккуратность,

«Забавные квадраты» (2)

-закрепить навык рисования горизонтальных и вертикальных линий; развивать конструктивные навыки; развивать зрительное восприятие; учить образовывать относительные прилагательные, формировать пространственно-временные представления развивать координацию речи и движений, творческое воображение.

«Урожай» (1)

- учить рисовать круги по точкам и самостоятельно; закрепить навык проведения наклонных линий; развивать тонкую моторику руки, - развивать координацию речи с движением; развивать зрительную память и зрительное восприятие. закрепить умение согласовывать числительные с существительными

Лепка «Мышка-норушка» (1)

-учить создавать выразительный образ мышки: заострять, вытягивать мордочку; вызвать у детей эмоциональный отклик на образ мышки и учить передавать его в лепке, закрепить приемы создания овальной формы, учить передавать характерные особенности строения туловища мышки, форму и расположение ушей и хвоста.

«Укрась узором посуду» (2)

- закрепить умение рисовать квадрат и круг со штриховкой и без неё; развивать конструктивные навыки; проводить коррекцию нарушения пространственного восприятия; учить составлять предложения с предлогом в.

«Кораблик» графический диктант (1)

-учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении; развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, умение понимать и точно выполнять указания взрослого; активизировать слуховое восприятие и память; воспитывать усидчивость, умение слушать, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

ДЕКАБРЬ


«Дорожка» (1)

- закрепить умение рисовать квадрат, круг и объединять фигуры в узор; рисовать предметы из прямых и наклонных линий; - развивать пространственное восприятие; продолжать работу над темпом и ритмом речи; закреплять умения образовывать относительные местоимения.

«Лиса в клетке» (1)

-закрепить умения рисовать круги; развивать пространственное восприятие; закрепить названия животных и их детенышей.

«Улетели шарики» (2)

-учить детей рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без нее; закрепить понятия о геометрических фигурах.

«Елочка» графический диктант (1)

-учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении; развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, умение понимать и точно выполнять указания взрослого; активизировать слуховое восприятие и память.

«Разноцветные бусы» (1)

-закрепить умение детей рисовать круги и овалы, объединять эти фигуры в предмет; продолжать учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой; закреплять умение подбирать слова антонимы.

«Красивый коврик» плетение из бумаги (2)

-научить детей плести коврики из цветной бумаги. Формировать умение делать цветную аппликацию, используя цветные полоски бумаги; развивать точность движений пальцев; развивать аккуратность.

«Веселый котенок» (1)

-формировать умение детей рисовать круги и овалы; учить штриховать предметы в разных направлениях; закрепить и уточнить знания о домашних животных.

«Рисование вертушек» (1)

-закрепить навык проведения прямых и наклонных линий; развивать конструктивные навыки; координировать речь и движения.

ЯНВАРЬ


Аппликация «Нарядная елочка» (1)

-закреплять у детей навык работы с бумагой и ножницами; продолжать формировать умение вырезания квадрата из прямоугольника; закрепить технику вырезания прямых параллельных линий.

«Елочка – зеленая иголочка» (1)

-закрепить навык проведения прямых и наклонных линий; учить подбирать слова-антонимы; развивать зрительное восприятие и зрительную память.

«Паучок» (1)

-закрепить умение у детей рисовать прямые и наклонные линии; учить симметрично воспроизводить предметы; продолжать учить согласовывать числительные с существительными.

Лепка «Еловая веточка с шишечкой» (1)

-совершенствовать навыки работы с пластилином; продолжать учить приёмам работы с пластилином; воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе.

«Рыбки» (2)

-учить детей рисовать по точкам и образцам (вниз, вверх); учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения; развивать ритмичность двигательной функции кисти; воспитывать аккуратность;

ФЕВРАЛЬ


«Домик» графический диктант (1)

-учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении; развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, умение понимать и точно выполнять указания взрослого; активизировать слуховое восприятие и память.

Лепка «Морские обитатели» (1)

-отрабатывать приёмы лепки: раскатывание, сплющивание, примазывание, прищипывание, добиваться отчётливости в передаче формы; развивать мелкую моторику рук, творческое воображение.

«Дорожки для автомобилей» (1)

-закрепить умение у детей рисовать округлые непрерывные линии; упражнять в подборе эпитетов.

«Села птичка на окошко» (1)

-закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях; учить выполнять действия по образцу; воспитывать слуховое внимание.

«Радужная рыбка плетение из бумаги» (2)

-изготовление рыбок в технике "плетение из полос"; закрепить умения и навыки работы с бумагой; формировать умение делать цветную аппликацию, используя полоски бумаги; воспитывать привычку доводить начатое дело до логического завершения.

«Красивый платок» (2)

-закрепить умение у детей рисовать овалы и включать их в различные узоры; формировать временные представления; продолжать учить графически воспроизводить направления.

МАРТ


Коллективная работа «Цветы» (2)

-учить составлять букет из цветов, закреплять умение работать ножницами; закреплять умение создавать части коллективной композиции; упражнять в симметричном расположении изображений.

«Весна» (1)

-закрепить навык проведения прямых и наклонных линий; учить подбирать слова-антонимы; развивать зрительное восприятие и зрительную память.

«Флажки» (2)

-учить детей проводить прямые линии без отрыва; закрепить умение рисовать прямые и наклонные линии; развивать у детей умения различать небылицы.

«Рисование посуды» (1)

-закрепить графические навыки детей при изображении предметов посуды по клеткам; развивать зрительное восприятие и зрительную память.

«Геометрические узоры» (2)

-формировать умение выполнять геометрические узоры по образцу; развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук.

«В гостях у

Золушки» (1)

-закрепить умение детей заштриховывать фигуры разными способами: горизонтальными, вертикальными, наклонными, волнистыми линиями, не выходя за контуры рисунка, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними.

Лепка «Весенний цветок» (1)

-продолжать учить детей создавать лепную композицию; закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином, приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание; вызвать интерес к пробуждающейся весенней природе, познакомить с весенними изменениями, дать представления о первоцветах.

АПРЕЛЬ


«Ракета» графический диктант (1)

-учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении; развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, умение понимать и точно выполнять указания взрослого; активизировать слуховое восприятие и память.

«Ежик» (1)

-изготовление ежика в технике "плетение из полос"; закрепить умения и навыки работы с бумагой; формировать умение делать цветную аппликацию, используя полоски бумаги; воспитывать привычку доводить начатое дело до логического завершения.

«Птицы» (1)

-развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса.

Лепка «Божья коровка на ромашке» (1)

-учить изображать божью коровку и ромашку; закрепить приёмы скатывания, расплющивания; развивать координацию движений рук, мелкую моторику; воспитывать бережное отношение к природе;

«Черепаха» графический диктант (1)

Учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении; развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, умение понимать и точно выполнять указания взрослого; активизировать слуховое восприятие и память.

Аппликация «Ежик в лесу» (1)

-расширять знания детей о диких обитателях леса; учить создавать композицию, используя всю площадь листа, гармонично размещать детали аппликации. продолжать учить сочетать различные приемы выполнения аппликации для создания красивой, гармоничной композиции, применяя полученные ранее знания;

«Праздник Карандаша» (1)

-выявить уровень развития графических навыков через практические задания




    1. Планируемые (ожидаемые) результаты.

В результате проведения дополнительной общеразвивающей программы «Учимся, играя» дети научатся:

- ориентироваться на листе бумаги в клетку;

- концентрировать внимание при выполнении задания и правильно его распределять;

- производить точные движения кистью и пальцами рук (проводить прямые, волнистые, зигзагообразные линии, изображение пальцами животных, выполнять штриховку разными линиями);

- писать графические диктанты по клеткам;

- выполнять задания по словесной и зрительной инструкции;

- активно использовать слова: вверху, внизу, слева, справа, выше, ниже, левее, правее

- проявлять интерес к выполнению графических заданий.


5. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы

Для отслеживания успешности овладения учащимися содержанием программы используется педагогическое наблюдение и педагогический анализ результатов активности обучающихся на занятиях, выполняемых ими заданий.

Основная задача диагностики – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка.

Рекомендуемые задания для диагностики:

  1. Развитие мелкой моторики

  1. Ориентировка в пространстве

  • Продолжить узор по клеточкам.

  • Д/И «Найди, где спрятано?».

  1. Срисовывание образца

  • Задания на листе бумаги в клетку, в линейку.

  • Дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение).

  1. Штриховка

  • Выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.

Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.

  1. Графический диктант

  • Графический диктант по словесной инструкции.

  1. Вырезание ножницами

  • Вырезание силуэта предмета.

Критерии оценки деятельности ребенка:

Все результаты фиксируются в виде условных символов и заносятся в таблицу:

-навык полностью сформирован.

-навык сформирован не полностью, находится в стадии формирования.

-навык не сформирован.


Ф.И. ребенка

Развитие мелкой моторики рук

Ориентирование в пространстве

Развитие графических навыков

Вырезание ножницами

Копирование образца

Штриховка

Графический диктант

1








2









6. Методические материалы.


Содержание образовательной деятельности в рамках дополнительной общеразвивающей программы.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Учимся, играя» предусмотрено на один год обучения с детьми 6-7 лет (с октября по апрель) в рамках дополнительной платной образовательной услуги.

Программа рассчитана на два занятия в неделю, продолжительностью 30 минут.

Для успешного освоения содержания программы численность детей в группе: 10-12 человек.

На каждом виде деятельности используется дополнительный материал: аудиозаписи, стихи, загадки, сведения о растительном, подводном мире, о временах года, птицах, цветах, дидактические игры и т.д. Каждая деятельность включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.

Содержание программы предусматривает распределение материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют возрасту детей, что гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. Дополнительная общеобразовательная услуга предполагает работу с детьми в форме совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной деятельности. В процессе работы используются различные формы совместной деятельности: традиционные, игровые.


Формы, способы, методы и средства реализации программы.

Программа предполагает работу с детьми в форме совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В процессе работы Программы используются различные формы совместной деятельности: традиционные, игровые. Каждая деятельность включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.


Методы, используемые в образовательной деятельности.

В современной педагогике нет единой общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышления.

В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются:

  • Практические

  • Наглядные (показ выполнения последовательности действий, использование)

  • Словесные (беседа, рассказ, загадка, объяснение и т. д.)

  • Игровые (элемент соревновательности, создание игровых проблемных ситуаций).

Следует отметить, что все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.






7. Организационно-педагогические условия реализации программы.


Календарный учебный график.

Учебный период

Количество учебных недель

Объем программы

(неделя/месяц/уч. период)

Продолжительность каникул

Мониторинг

01.10.2021 – 30.04.2022


62


2/8/62

28.12.2020 – 09.01.2021

Диагностика проводится в начале и конце года



Материально-технические условия.

Для организации обучения дошкольников, необходимо создать определенную предметно-развивающую среду, которая представлена следующими компонентами:

  • Тематические иллюстрации;

  • Мелкие предметы (счетные палочки, игрушки, природный материал).

  • Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, динамических пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.

  • Карандаши, тетради на печатной основе с заданиями; альбом упражнений.

Групповая комната, в которой будут проходить занятия, оснащена необходимым количеством столов и посадочных мест.


Учебно-методическое сопровождение.

Для реализации программы разработан учебно-методический комплект. В него входят: демонстрационные карточки для зрительных диктантов, альбом упражнений по развитию графических навыков, методическая литература.


Кадровое обеспечение реализации программы.

Программу реализует педагог с уровнем образования не ниже среднего профессионального, без предъявления требований к категории и педагогическому стажу работы.











Список литературы.

  1. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. В.Т. Голубь. М.: ВАКО, 2004 г.

  2. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения». М.: ТЦ, 2006 г.

  3. Методический материал: Е.В. Колесниковой из книги «Диагностика готовности к письму детей 5-7 лет» Москва, 2009 г.

  4. Подрезова И.А. Школа умелого Карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. М., «Гном и Д», 2007 г.

  5. Ульева Е.А. «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет», Москва «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2012 г.






Материалы подготовил(а): воспитатель Шакирова Алесья Владимировна

Скачать

2022-01-06

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение