Программа «Организация трудовой деятельности в столярной мастерской»

Данная программа рассчитана на 5 лет и ориентирована на практическую отработку умений, навыков, полученных знаний в школе

Библиотека материалов Дум Думыча



Краевое государственное казенное учреждение

«Организация, осуществляющая обучение для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения детей

«Детский дом №8»



Программа

«Организация трудовой деятельности в

столярной мастерской»


Программа «Организация трудовой деятельности в 
столярной мастерской» - Рисунок 1



Составил: Любимов Андрей Владимирович,

Инструктор по труду



г. Комсомольск-на-Амуре

2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА







Данная программа рассчитана на 5 лет и ориентирована на практическую отработку умений, навыков, полученных знаний в школе.




ЦЕЛЬ:

Всестороннее развитие личности подростка, подготовка к самостоятельной жизни, труду, к сознательному выбору профессии.










Обучение предполагает решение следующих задач:

В обучении: 1. Формировать у воспитанников представление о столярно-мебельном производстве.

2. Обучать навыкам мыслительной деятельности, самостоятельно добывать знания.

В воспитании: 1. Формировать нравственные основы личности, потребность личности в непрерывном самосовершенствовании.

2.Формировать гуманистическое отношение к окружающему миру.

3.Воспитывать дружный, творчески сплочённый коллектив.

4. Привить любовь к труду и уважение к людям труда.

В развитии: 1. Развивать художественный вкус, инициативу, творческие способности ребёнка через практическую деятельность.

2. Развитие мелкой моторики, глазомера через формирование практических умений.

3.Развитие созидательных возможностей личности.

4. Расширение кругозора воспитанников.

В оздоровлении: 1.Обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка

2. Укреплять психическое развитие ребёнка.


Одним из направлений трудовой адаптации воспитанников детского дом являются занятия в столярной мастерской. В результате этой деятельности воспитанники имеют возможность более глубоко осознать, что только упорной, кропотливой работой могут чего-то добиться в жизни, осознать необходимость трудиться на пользу общества, выработать потребность в труде. Главное в том, чтобы польза труда осознавалась ребёнком, чтобы он испытывал радость и удовлетворение от результатов своего труда. Включаясь в трудовой процесс, ребёнок коренным образом меняет представление о себе и окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка, она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребёнка в коллективе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем возрасте. Кроме этого, в процессе труда развиваются творческие способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда дети получают навыки работы, общения , сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в обществе.

В данной программе 80% содержания отведено на практические занятия. Ещё В.А.Сухомлинский говорил: «Истоки способностей, дарования детей – на кончиках пальцев». Именно практические занятия увлекают ребёнка, помогают развитию его творческих способностей.

Используемые методы в образовательной деятельности:

  • словесные,

  • наглядные,

  • практические.

Формы организации деятельности:

  • групповая,

  • индивидуальная.

  • Контроль над знаниями, умениями и навыками воспитанников:

  • вводный,

  • текущий,

  • периодичный,

  • итоговый.

На занятиях в столярной мастерской используются знания, полученные на других школьных дисциплинах: математика, физика, биология, экономика, черчение, изобразительное искусство и др. Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью. Программой предусмотрено изучений свойств древесины. Изучение устройства, принципов работы приборов: электровыжигателя, электролобзика, электродрели, шуруповёрта, сверлильного станка, шлифовального станка, токарного станка. Это имеет большое значение для формирования знаний воспитанников о материалах, принципах действия и устройства машин. При обработке древесины предусматривается применение различных приспособлений, позволяющих воспитанникам решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых технологических требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др. Учебный материал программы распределён с учетом возрастных особенностей воспитанников , начиная с пятого по девятый класс.

По завершении изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими умениями и навыками.

Умения:

  • Рационально организовывать рабочее место;

  • Соблюдать правила техники безопасности;

  • Строгать в зажиме;

  • Пилить в зажиме;

  • Конструировать;

  • Собирать изделия из готовых деталей;

  • Выпиливать;

  • Сверлить отверстия;

  • Выжигать;

  • Производить разметку по шаблону и чертежу;

  • Применять столярный инструмент по назначению;

  • Использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

  • Выполнять простейшие столярные операции;

  • Выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;

  • Проектировать простые изделия;

  • Самостоятельно разрабатывать композиции;

  • Бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

  • Экономно расходовать материалы и электроэнергию.

Навыки:

  • Владение основными ручными инструментами по обработке древесины

  • Выполнение операции на станках;

  • Владение элементами графики и разметки;

  • Выполнение простейших столярных соединений;

  • Делать простой ремонт мебели, находить причину;

  • Собирать мебель.

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников

Прямые:

  • Теоретический уровень знаний;

  • Степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;

  • Применение полученных знаний на практике;

  • Качество изготовления изделия – по внешнему виду готового изделия;

  • Изготовление изделия в установленные нормы времени;

  • Соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны окружающей среды;

Косвенные:

  • Экономия материалов;

  • Желание трудиться;

  • Познавательная активность и творческий подход;

  • Самостоятельность;

  • Партнёрские отношения при совместной работе.

Этапы выполнения творческого проекта

Работу над творческим проектом можно разделить на три этапа:

  • подготовительный,

  • технологический

  • заключительный.

Подготовительный этап включает в себя:

  • Выбор темы проекта (при выборе необходимо учесть) – потребность в изделии, возможность изготовления в условиях мастерской, наличие необходимых материалов, инструментов и оборудования, соответствие технологических возможностям;

  • Письменное обоснование, на основе которого была выбрана данная тема;

  • Выбор и анализ конструкции изделия с учётом оригинальности, доступности, эстетичности и безопасности, разработать лучше несколько вариантов конструкции изделия, а затем выбрать лучший из них;

  • Разработка технологии изделия – составляется технологическая карта изделия, описывается процесс обработки и сборки изделия, указывается применяемый материал, перечисляются необходимые инструменты и оборудование.

Технологический этап включает в себя:

  • Выполнение операций, предусмотренных технологическим процессом. При этом необходимо строго соблюдать последовательность выполнения операций.

Заключительный этап включает в себя:

  • Осуществление окончательного контроля;

  • Выполнение рекламного проспекта;

  • Определение затрат на изготовление изделия;

  • Предложение возможных путей реализации.

Библиографический список для инструктора по труду:

  1. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. – М: Культура и традиции, 1999.

  2. Бобиков П.Д. Мебель для вашего дома. – М.: Нива России, 1995.

  3. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. – М.: Просвещение, 1976.

  4. Дубровин И.И. Домашний умелец. – Тверь: ЭКСМО-Пресс, 2001.

  5. Крейдлин Л.Н. Столярные работы. – М.: Высшая школа, 1986.

  6. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. – М.: Просвещение, 1983.

  7. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 2. – М.: Мир, 1993.

  8. Тарасов Б.В. Самоделки школьника. – М.: Просвещение, 1985.

  9. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. – М.: Легпромбытиздат, 1992.

  10. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2. – М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.

  11. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. – Минск: Полымя, 1990.

  12. Технология 5. / Под ред. Симоненко В.Д./ - М.: Просвещение, 1999.

  13. Технология 6. / Под ред. Симоненко В.Д./ - М.: Винтана-Граф, 1997.

  14. Технология 7. / Под ред. Симоненко В.Д./ - М.: Винтана-Граф, 1997.

  15. Технология 8. / Под ред. Симоненко В.Д./ - М.: Винтана-Граф, 1997.

  16. Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. – М.: Просвещение, 1990.








Программа «Организация трудовой деятельности в 
столярной мастерской» - Рисунок 2

Материалы подготовил(а): Любимов Андрей Владимирович

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение