Программа по технологии

Программа по технологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по технологии, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по технологии, завершённой предметной линии учебников «Технология», авт. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. (УМК «Школа России»). Система учебников «Школа России» успешно прошла федеральную экспертизу на соответствие ФГОС НОО.

Библиотека материалов Дум Думыча


Пояснительная записка


Программа по технологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по технологии, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по технологии, завершённой предметной линии учебников «», авт. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. (УМК «Школа России»). Система учебников «Школа России» успешно прошла федеральную экспертизу на соответствие ФГОС НОО.

Возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Технологическая подготовка школьника позволяет ему грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, четкое выполнение алгоритмов, строгое следование правилам необходимы для успешного выполнения заданий на любом школьном предмете.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Цели изучения технологии в начальной школе:

  • Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.

  • Освоение продуктивной проектной деятельности.

  • Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

  • приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

  • приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;

- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;

- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;

- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;

- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;

- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;

- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;

- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;

- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;

- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);

- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;

- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

Общая характеристика курса

Теоретической основой данной программы являются:

  • Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).

  • Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

Названные особенности программы отражены в ее структуре.

Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.

Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:

  • знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

  • овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;

  • первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;

  • знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

  • изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);

  • осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;

  • проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);

  • использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;

  • знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;

  • изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.

Межпредметные связи

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».

В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Место курса «Технология» в учебном плане

На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч — в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч — во 2—4 классах (34 учебные недели в каждом классе).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусс­тво»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства ху­дожественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьни­ки осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометричес­кими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельно­сти в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информа­тика».

При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с обра­зовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии тех­нических образов рассматривается культурно-исторический справочный ма­териал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анали­зируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и об­ществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность со­держания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их ини­циативности, изобретательности, гибкости мышления.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формиру­ют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последова­тельность действий и выбирать необходимые средства и способы их выпол­нения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятель­ности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития лич­ности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформи­ровать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружаю­щим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурны­ми традициями, активное изучение образов и конструкций природных объ­ектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружа­ющего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и ли­тературного чтения.

При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изго­товления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — со­зидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в про­грамме рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способ­ствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультур­ных традиций в деятельности человека также связано с содержанием пред­мета «Окружающий мир».

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образователь­ный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуаль­ного, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Результаты освоения учебного предмета, курса технологии.

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российс­кий народ и историю России.

  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие моти­вов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступ­ки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в раз­ных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.

  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового харак­тера.

  3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учеб­ные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реали­зации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  4. Использование знаково-символических средств представления инфор­мации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем реше­ния учебных и практических задач.

  5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, об­работки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью кла­виатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величи­ны и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и вы­ступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

  1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое вы­сказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

  2. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обоб­щения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к из­вестным понятиям.

  3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возмож­ность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку собы­тий.

  4. Овладение базовыми предметными и межпредметны.ми понятиями, от­ражающими существенные связи и отношения между объектами и процес­сами.

Предметные результаты

  1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нрав­ственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

  2. Формирование первоначальных предстаапений о материальной культу­ре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

  3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологически­ми приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безо­пасности.

  4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого ре­шения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизай­нерских), технологических и организационных задач.

  5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предмет­ной и информационной среды и умения применять их для выполнения учеб­но-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

  • уметь донести свою позицию до собеседника;

  • уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках технология и следовать им.

Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Содержание курса

Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внеш­него вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия этих народов.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырье­вых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида ра­боты, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабо­чем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. От­бор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её ис­пользование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение соци­альных ролей (руководитель и подчинённый).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и офор­мление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлек­сия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивиду­альных проектов. Культура межличностных отношений в совместной дея­тельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными рас­тениями.

Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элемен­тарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материа­лов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художествен­ными и конструктивными свойствами, использование соответствующих спо­собов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание на­званий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической до­кументации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и на­значения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, тра­фарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.). отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, апплика­ция и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).

Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эс­киз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение услов­ных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (со­ответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению из­делия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.

Практика работы на компьютере

Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработ­ки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурно­го письма, пользование мышью, использование простейших средств тексто­вого редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым сло­вам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на элек­тронных носителях (СО).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание не­большого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.

Содержание учебного предмета «Технология»

1 класс

Давайте познакомимся (3ч)

Как работать с учебником (1 ч)

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обо­значениями, критериями оценки изделия по разным основа­ниям.

Я и мои друзья Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочте­ний и заполнение анкеты

Материалы и инструменты (1 ч)

Знакомство с понятиями: материалы, инструменты.

Организация рабочего места

Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места. Что такое технология (1 ч)

Знакомство со значением слова «технология» (названия пред­мета и процесса изготовления изделия). Осмысление освоен­ных умений. Понятие: технология

Человек и земля (21ч)

Природный материал (1 ч) Виды природных материалов. Подготовка природных матери­алов к работе, приёмы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материа­ла. Выполнение аппликации по заданному образцу. Понятия: аппликация, пресс, природные материалы, план вы­полнения работы.

Изделие: «Аппликация из листьев».

Пластилин (2 ч)

Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, исполь­зуемые при работе с пластилином. Приёмы работы с пласти­лином.

Выполнение аппликации из пластилина. Использование руб­рики «Вопросы юного технолога» для организации своей дея­тельности и её рефлексии.

Понятия: эскиз, сборка.

Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».

Изготовление изделия из природного материала с использова­нием техники соединения пластилином. Составление темати­ческой композиции.

Понятие: композиция. Изделие: «Мудрая сова»

Растения (2 ч)

Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями, связанными с земледе­лием. Получение и сушка семян.

Понятие: земледелие: Изделие: «Получение и сушка семян»

Проект «Осенний урожай»

Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне). Использование рубрики «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности. Приобретение пер­вичных навыков работы над проектом под руководством учи­теля. Отработка приёмов работы с пластилином, навыков ис­пользования инструментов.

Понятие: проект. Изделие: «Овощи из пластилина»

Бумага (2 ч)

Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приёмы и спосо­бы работы с бумагой. Правила безопасной работы ножница­ми. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей изделия при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фи­гур.

Знакомство с использованием бумаги и правилами экономно­го её расходования.

Понятия: шаблон, симметрия, правила безопасной работы. Изделия:«Волшебные фигуры», «Закладка из бумаги»

Насекомые (1 ч)Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчёл. Составление плана изго­товления изделия по образцу на слайдах. Изготовление изде­лия из различных материалов (природные, бросовые материа­лы, пластилин, краски).Изделие: «Пчёлы и соты»

Дикие животные (1 ч) Виды диких животных. Знакомство с техникой коллажа. Изго­товление аппликации из журнальных вырезок в технике кол­лажа. Знакомство с правилами работы в паре.

2 класс

Давайте познакомимся.

Как работать с учебником (1 ч)

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обо­значениями, критериями оценки изделия по разным основа­ниям.

Человек и земля. 21 ч

Деятельность человека на земле. Способы её обработки., значение овощных культур для человека. Наблюдение за ростом растений,

Посуда 4ч.

Материалы , используемые для изготовления различных видов посуды. Глина, пластилин, термопластика, технология изготовления посуды различными способами. Создание проекта «Праздничный стол»

Народные промыслы 5ч. Знакомство с различными народными промыслами, технологией изготовления, материалами хохломской росписи, дымковской игрушки, городецкой росписи, истории матрёшки. Изготовление изделий в технике народных промыслов.

Домашние животные и птицы 3ч.

Значение лошади для человека. Закрепление навыков разметки по шаблону. Природные материалы для изготовления изделий: пшено, фасоль, семена и др. Свойства природных материалов. Разметка при помощи кальки. Самостоятельное составление плана.

Новый год1ч.

История ёлочных игрушек Приёмы изготовления изделий из яичной скорлупы.

Строительство 1 ч.

Особенности деревянного зодчества. Конструкция деревенской избы. Выполнение работы в технике полуобъёмная пластика, свойства яичной скорлупы и технология работы с ней.

В доме 4ч.

Традиции оформления русской избы, правила приёма гостей. Утварь, значение русской печи, материалы и приспособления, используемые в работе печника. Изготовление модели печи из пластичного материала. Ткачество. Структура тканей, переплетение нитей. Мебель, традиционная для русской избы. Конструирование мебели из картона.

Народный костюм. 4ч.

3 класс

Здравствуй , дорогой друг. Как работать с учебником. Путешествуем по городу(1 ч).

Человек и земля (21 ч).

Архитектура (1 ч).

Городские постройки (1 ч).

Парк (1 ч).

Проект «Детская площадка « (2 ч).

Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани (2 ч).

Изготовление тканей (1 ч).

Вязание (1 ч).

Одежда для карнавала (1 ч).

Бисероплетение (1 ч).

Кафе (1 ч).

Фруктовый завтрак (1 ч).

Колпачок – цыпленок (1 ч).

Бутерброды (1 ч).

Салфетница (1 ч).

Магазин подарков (1 ч).

Золотистая соломка (1 ч).

Упаковка подарков (1 ч).

Автомастерская (1 ч).

Грузовик (1 ч).

Человек и вода (4 ч).

Мосты (1 ч).

Водный транспорт (1 ч).

Океанариум (1 ч).

Проект «Океанариум»

Фонтаны (1 ч).

Человек и воздух (3 ч ).

Зоопарк (1 ч).

Вертолётная площадка (1 ч).

Воздушный шар (1 ч).

Человек и информация (5 ч).

Переплётная мастерская (1 ч).

Почта (1 ч).

Кукольный театр (2 ч).

Афиша (1 ч).

«Технология» 4 класс

Как работать с учебником (1 ч).

Человек и земля (21 ч).

Вагоностроительный завод (2 ч).

Полезные ископаемые (2 ч).

Автомобильный завод (2 ч).

Монетный двор (2 ч).

Фаянсовый завод (2 ч).

Швейная фабрика (2 ч).

Обувное производство (2 ч).

Деревообрабатывающее производство (2 ч).

Кондитерская фабрика (2 ч).

Бытовая техника (2 ч).

Тепличное хозяйство (1 ч).

Человек и вода (3 ч).

Водоканал (1 ч).

Порт (1 ч).

Узелковое плетение (1 ч).

Человек и воздух (3 ч).

Самолётостроение. Ракетостроение (3 ч).

Человек и информация (6 ч).

Создание титульного листа (1 ч).

Работа с таблицами (1ч).

Создание содержания книги (1ч).

Переплётные работы (2ч).

Итоговый урок (1ч).

Таблица тематического распределения количества часов:

п\п

Разделы,

Темы

Количество часов


Рабочая программа

Рабочая программа по классам

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Давайте познакомимся

3

3

-

-

-

2.

Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником.

1

-

1

-

-

3.

Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником. Путешествие по городу.

1

-

-

1

-

4.

Как работать с учебником

1

-

-

-

1

5.

Человек и земля

86

21

23

21

21

6.

Человек и вода

13

3

3

4

3

7.

Человек и воздух

12

3

3

3

3

8.

Человек и информация

17

3

3

5

6

9.

Заключительный урок.

1

-

1

-

-


Итого

135

33

34

34

34






Тематическое планирование

Технология 1 класс

п\п

Тема урока

Кол-во часов

Деятельность учащихся

1-2

Как работать с учебником? Я и мои друзья. Материалы и инструменты.

2

Осваивать критерии изготовления изделия. Анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию и переводить её в знаково-символическую систему

3

Человек, природа, техника. Профессии. Организация рабочего места

1

Находить и различать инструменты, материалы. Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами.

4-5

Природный материал. Зайчик.

2

Выполнять практическую работу из природных материалов: собирать листья, высушивать под прессом и создавать аппликацию из сухих листьев по заданному образцу

6

Пластилин. Ромашковая поляна

1

Сравнивать свойства различных природных материалов: листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов.

7

Природный материал. Мудрая сова

1

Выполнять практическую работу из природных материалов: сосновая шишка

8

Растения. Корзина с овощами.

1

Выполнять практическую работу по извлечению семян из плода и их сушке, оформлять пакетик для хранения семян

9

Бумага. Закладка для книг.

1

Осваивать приёмы работы с бумагой, правила работы ножницами

10

Насекомые. Пчелы т соты

1

Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами и находить общее. Осваивать приёмы соединения природных материалов при помощи пластилина

11

Дикие животные Коллаж

1

Отбирать материал для изготовления изделия по тематике, цвету, размеру, самостоятельно составлять композицию.

12-14

Новый год. Украшения на елку. Украшение на окно

3

Осваивать способы работы с бумагой: выполнять разметку деталей по шаблону и раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания по контуру.

15

Домашние животные. Котенок.

1

Определять по слайдовому плану последовательность изготовления изделия. Определять и использовать приёмы работы с пластилином

16

Такие разные дома Домик из веток

1

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды домов.

17

Посуда. Чайный сервиз

1

Создавать разные изделия на

основе одной технологии, самостоятельно составляя план их изготовления.

18

Свет в доме. Торшер.

1

Осваивать способы работы с бумагой: выполнять разметку деталей по шаблону и раскрой бумаги без ножниц

19

Мебель. Стул

1

Использовать способы работы с бумагой, выполнять раскрой деталей по шаблону, выбирать необходимые материалы и приёмы работы для украшения изделия

20

Одежда. Ткань. Нитки. Кукла из ниток.

1

Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Осмысливать способы изготовления одежды и её назначение

21-23

Учимся шить. Закладка с вышивкой. Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями. Медвежонок

3

Осваивать правила безопасной работы иглой при изготовлении изделий. Осваивать виды стежков и способы пришивания пуговиц и использовать их для оформления изделий.

24

Передвижение по земле. Санки.

1

Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов

25-26

Вода в жизни человек. Колодец.

2

Исследовать значение воды в жизни человека, животных, растений. Осуществлять поиск необходимой информации о воде, её значении для жизни на Земле, использовании воды человеком

27

Передвижение по воде. Плот.

1

Анализировать процесс сборки реального объекта (плота), конструировать макет плота с использованием технологии реальной сборки.

28-29

Использование ветра. Вертушка. Попугай.

2

Использовать навыки работы с бумагой, правила работы ножницами и клеем. Самостоятельно создавать изделие по слайдовому плану, использовать технику оригами.

30

Полеты человека. Парашют.

1

Использовать навыки работы с бумагой, правила работы ножницами и клеем. Самостоятельно создавать изделие по слайдовому плану, использовать технику оригами.

31

Способы общения. Зашифрованное письмо

1

Осваивать способы работы с новым материалом (глиной), в том числе нанесение на него рисунка с помощью стеки.


32

Важные номера телефона. Правила дорожного движения.

1

Использовать навыки работы с бумагой, правила работы ножницами и клеем. Самостоятельно создавать изделие по слайдовому плану, использовать технику оригами

33

Компьютер.

1

Уметь приблизительно определять место своего города (села) на карте. В Интернете рассматривать снимок своего мес­тожительства из космоса.

Тематическое планирование

Технология 2 класс

Раздел. Название темы.

Кол-во

часов

Действия учащихся

1

Здравствуй дорогой друг. Как работать с учебником.

1

Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять название каждого пособия. Использовать при изготовлении изделий навигационную систему учебника (систему условных знаков) и критерии оценки изготовления изделия.

Использовать рублику «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности при изготовлении изделия.

2

Земледелие. Выращивание лука.

1

Искать и анализировать информацию о земледелии, его значении в жизни человека.

Составлять рассказ о профессиях садовод и овощевод на основе наблюдений и собственного опыта.

Осваивать технологию выращивания лука в домашних условиях.

3

Посуда.

1

Осуществлять поиск необходимой информации о посуде, ее видах, материалах, из которых она изготавливается. Составлять по иллюстрации учебника рассказ о способах изготовления посуды из глины. Анализировать слайдовый план плетения корзины при изготовлении изделия. Использовать приемы плетения корзины при изготовлении изделия. Организовать рабочее место. Размечать изделие по шаблону, составлять композицию. Осваивать приемы наматывания, обмотки и переплетения ниток для изготовления изделия. Соблюдать правила работы ножницами.

4

Корзина с цветами.

1

5

Семейка грибов на поляне

1

Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы с опорой на слайдовый план. Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции. Составлять рассказ о грибах, правилах поведения в лесу.

6

Игрушка из теста.

1

Составлять рассказ о профессиях пекаря и кондитера на основе иллюстрированного материала, собственного опыта и наблюдений. Составлять рассказ о национальных блюдах из теста по иллюстрациям учебника. Освоить способы приготовления соленого теста и приемы работы с ним.

7

Проект «Праздничный стол»

1

Освоить технику изготовления изделия из пластических материалов. Сравнить свойства пластичных материалов. Выбирать необходимые инструменты, приспособления и приемы изготовления изделия.

8

Народные промыслы. Золотая хохлома. Работа папье-маше.

1

Осуществлять поиск необходимой информации об особенностях национального промысла хохломская роспись, используя материалы учебника. Освоить технологию выполнения «папье-маше». Самостоятельно делать выводы о значении народных промыслов для развития декоративно-прикладного искусства.

9

Народные промыслы. Городецкая роспись.

1

Осмыслить на практическом уровне понятие «имитация». Наблюдать и выделять особенности городецкой росписи: тематика, композиция, элементы (фигуры человека, животных, цветы). Осмысливать значение народных промыслов для развития декоративно - прикладного искусства.

10

Народные промыслы. Дымковская игрушка.

1

Наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки (лепка, побелка, сушка, роспись). Сравнивать виды народных промыслов. Анализировать образец, определять материалы, приемы работы по изготовлению игрушки.

11

Народные промыслы. Матрешка.

1

Использовать приемы работы с бумагой и картоном и тканью по шаблону, оформлять изделие, использовать элемент рисунка на ткани для создания орнамента. Составлять рассказ о выполнении работы по рубрике «Вопросы юного технолога»

12

Рельефные работы. Пейзаж «Деревня»

1

Освоить технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина. Анализировать образец пейзажа, передоложенного в учебнике, и на его основе создать собственный эскиз.

13

Конструирование из бумаги. Лошадка.

1

Составлять рассказ о лошадях, их значении в жизни людей, о профессии людей, занимающихся разведением и содержанием домашних животных. Осваивать правила работы иглой, шилом при помощи подвижного соединения деталей.

14

Работа с природным материалом. Курочка.

1

Освоить способы и приемы работы с новыми материалами (пшено, фасоль, семена), выполнять аппликацию в технике мозаика. Находить в словаре и объяснять значение новых слов. Составлять рассказ об уходе за домашними птицами.

15

Конструирование из бумаги. Деревенский двор.

1

Осуществлять с помощью учителя и при помощи рубрики «Вопросы юного технолога» все этапы проектной деятельности, соблюдать правила работы в группе, ставить цель, распределять обязанности, обсуждать план изготовления изделия.

16

Новый год. Елочные игрушки из яиц.

1

Освоить при изготовлении елочной игрушки правила подготовки скорлупы к работе и технику работы с яичной скорлупой

16

Полуобъемная пластика. Изба.

1

Знать понятия: причелина, наличник, венец, полуобъемная аппликация, плотник. Уметь украшать изделие с помощью красок и цветной бумаги.

17

Помпон. Домовой.

1

Осваивать правила работы с циркулем. Использовать циркуль для выполнения разметки изделия. Применять при изготовлении помпона умения работать с нитками (наматывать, завязывать, разрезать).

18

Работа с пластическими материалами. Русская печь

1

Анализировать конструкцию изделия по иллюстрации учебника, выделять детали, определять инструменты, необходимые для выполнения работы. Оформлять изделия по собственному замыслу.

19

Плетение из бумаги. Коврик.

1

Наблюдать, анализировать структур ткани, определять виды и способы переплетения. Освоить новый вид работы – переплетение полос бумаги. Выполнять разные виды переплетения, создавать узор по своему усмотрению.

20

Конструирование мебели из картона. Стол и скамья.

1

Осуществлять поиск информации о традиционной для русской избы мебели и сравнивать ее с традиционной мебелью жилища региона проживания. Овладеть способами экономного и рационального использования материалов.

21

Аппликация из картона. Плетение в три ряда. Русская красавица.

1

Сравнивать и находить общее и различие в национальных костюмах. Выполнять аппликацию на основе материала учебника с учетом национальных традиций. Освоить приемы плетения косичек в три нити.

22

Разметка ткани по шаблону. Костюм для Ани и Вани.

1

Сравнивать и находить общее в различия в женском и мужском национальном костюмах. Моделировать национальные костюмы на основе аппликации из ткани. Освоить элементы художественного труда: оформлять национальный костюм в соответствии в соответствии с выбранным образов, использовать различные виды материалов (тесьму, мех, бусины, пуговицы ит.д.)

23

Работа с тканым материалом. Кошелек.

1

Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение. Освоить строчку косых стежков. Использовать умение пришивать пуговицы разными способами.

24

Тамбурные стежки. Салфетка.

1

Исследовать способы украшения изделий при помощи вышивки. Осваивать технологию вышивания тамбурного шва, использовать пяльцы для вышивания.

25

Изонить. Композиция «Золотая рыбка»

1

Искать и отбирать информацию о роли воды в жизни человека по материалам учебника, из собственного опыта и других источников. Освоить технику «изонить». Создавать изделия, украшенные в технике «изонить»: анализировать образец изделия, определять необходимые материалы и инструменты для его выполнения, переносить рисунок орнамента с помощью копировальной бумаги, подбирать цвета ниток для выполнения орнамента.

26

Природный материал. Аквариум.

1

Составлять рассказ об аквариумах и аквариумных рыбках. Определять и отбирать природные материалы для выполнения аппликации рыбок по форме, фактуре, цвету.

27

Полуобъемная аппликация. Русалка.

1

Освоить технику создания полуобъемных аппликаций, использовать умения работать с бумагой и способы придания ей объема. Определять особенности технологии соединения деталей в полуобъемной аппликации.

28

Оригами. Птица счастья.

1

Искать информацию о традициях использования символических птиц счастья в культуре разных народов. Объяснить понятие «оберег». Освоить приемы складывания изделий техникой оригами.

29

Объемная модель. Ветряная мельница.

1

Искать и обобщать информацию о воздухе, ветре. Освоить подвижное соединение деталей (при помощи стержня). Конструировать объемное изделие на основе развертки.

30

Фольга. Флюгер.

1

Исследовать свойства фольги, возможности ее применения, сравнивать ее свойства со свойствами других видов бумаги. Освоить способ соединения деталей при помощи скрепки. Самостоятельно выполнять раскрой и отделку изделия.

31

Книгопечатание. Книжка-ширма.

1

Составлять рассказ об истории книгопечатания, о способах изготовления книг. Освоить и использовать правила разметки деталей по линейке. Освоить вклейку страницы в сгиб при помощи клапана.

32-33

Практическая работа «Ищем информацию в интернете»

2

Отбирать, обобщать и использовать на практике информацию о компьютере и способах поиска в Интернете. Исследовать возможности интернета для поиска информации.

34

Заключительный урок. Подведение итогов за год.

1

Организовать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы.


Тематическое планирование

Технология 3 класс

Раздел. Название темы.

Кол-во часов

Элементы содержания.


Действия учащихся.

1

Здравствуй дорогой друг. Как работать с учебником. Путешествие по городу.

1

Повторение изученного в предыдущих классах. Особенности содержания учебника 3 класса.

Отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах. Планировать изготовления изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты.

Человек и земля – 21час

2

Объемная модель. Дом.

1

Выполнять чертеж и масштабировать при изготовлении изделия. Правила безопасной работы с ножом.

Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Овладеть основами черчения и масштабирования: М 1:2 и М 2:1.

3

Городские постройки. Телебашня.

1

Назначение городских построек, их архитектурные особенности. Объемная модель телебашни из проволоки.

Осваивать правила работы с новыми инструментами, сравнивать способы их применения в бытовых условиях и учебной деятельности. Выполнять технический рисунок для конструирования модели телебашни из проволоки.

4

Композиция из природного материала. Городской парк.

1

Макет городского парка. Сочетание различных материалов в работе над одной композицией.

Анализировать, сравнивать профессиональную деятельность человека в сфере городского хозяйства. Определять назначение инструментов для ухода за растениями.

5-6

Объемные изделия из бумаги. Качалка. Песочница. Игровой комплекс. Качали.

2

Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Изготовление объемной модели из бумаги.

Распределять роли и обязанности для выполнения проекта. Размечать детали по шаблону, выкраивать их при помощи ножниц, соединять при помощи клея. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации.

7-8

Виды швов. Украшение платочка монограммой. Украшение фартука.

2

Строчка стебельчатых и петельчатых швов и крестообразных стежков. Виды и свойства пряжи и ткани.

Определять виды волокон и тканей. Различать различные виды украшения одежды – вышивку и монограмму. Различать виды аппликаций, использовать их для украшения изделия.

9

Изготовление тканей. Гобелен.

1

Технологические процессы изготовления тканей. Производство полотна ручным способом.

Находить и отбирать информацию о процессе производства тканей. Освоить технологию ручного ткачества.

10

Вязание. Воздушные петли.

1

Новый технологичный процесс — вязание. Виды и назначение вязанных вещей.

Находить и отбирать информацию о вязании, способах вязания, видах и значениях вязанных вещей. Освоить технику вязания воздушных петель.

11

Одежда для карнавала. Кавалер. Дама.

1

Проведение карнавала в разных странах. Особенности карнавальных костюмов.

Объяснить значение понятия «карнавал». Сравнивать особенности проведения карнавалов в разных странах. Исследовать свойства крахмала, обработать при помощи него материал.

12

Бисероплетение. Браслетик «Цветочек», браслетик «Подкова»

1

Свойства бисера и способы его использования. Использование лески для при изготовлении изделий из бисера.

Находить и отбирать информацию о бисере, его видах и способах создания украшений. Освоить способы работы с бисером. Соотносить схему изготовления с текстовым и слайдовым планом.

13

Кафе. Способы определения массы. Весы.

1

Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе.

Объяснить значение слова «меню», «порция», используя текст учебника и собственный опыт. Осваивать сборку подвижных соединений при помощи шила, кнопки, скрепки.

14

Приготовление пищи. Фруктовый завтрак.

1

Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи без термической обработки.

Объяснить значение слова «рецепт», «ингредиент», используя текст учебника и собственный опыт. Готовить простейшие блюда по готовым рецептам в классе без термической обработке.

15

Работа с тканью. «Колпачок-цыпленок»

1

Сервировка стола. Сохранение блюд теплыми. Свойства синтепона.

Осваивать правила сервировки стола к завтраку. Выполнять разметку деталей изделия с помощью линейки. Оформлять изделие по собственному замыслу.

16

Приготовление холодных закусок. Бутерброды. Радуга на шпажке.

1

Блюда не требующие термической обработки — холодные закуски. Приготовление холодных закусок.

Освоить способы приготовления холодных закусок. Готовить закуски в группе, самостоятельно распределять обязанности в группе, помогать друг другу при изготовлении изделии.

17

Украшение праздничного стола. Способы складывания салфеток.

1

Особенности сервировки праздничного стола. Изготовление салфеток для украшения праздничного стола.

Выполнять раскрой деталей на листе, сложенный гармошкой. Использовать изготовленное изделие для стола. Освоить правила сервировки стола.

18

Соленое тесто. Брелок для ключей.

1

Информация об изделии на ярлыке. Изготовление подарка ко Дню защитника отечества.

Использовать приемы приготовления соленого теста, осваивать способы придания ему цвета. Применять правила работы с шилом.

19

Работа с природным материалом. Золотистая соломка.

1

Знакомство с новым видом природного материала — соломкой. Свойство соломки.

Освоить способы подготовки и работы с новым природным материалом – соломкой. Наблюдать и исследовать его свойства и особенности использования декоративно -прикладном искусстве.

20

Упаковка подарков. Коробка для подарков.

1

Значение подарков для человека. Основа гармоничного сочетания цветов при составлении композиции.

Освоить правила упаковки и художественного оформления подарков. Соотносить выбор оформления, упаковки подарка с возрастом и полом того, кому он предназначен.

21

Автомастерская. Фургон «Мороженое»

1

Знакомство с историей создания и устройством автомобиля. Технология конструирования объемных фигур.

Находить информацию об автомобилях в разных источниках, сравнивать, отбирать и представлять необходимую информацию. Освоить технологию конструирования объемных фигур.

22

Конструирование. Грузовик.

1

Работа с металлическим конструктором. Инструменты для работы с конструктором. Способы соединения деталий6 подвижное и неподвижное.

На основе образца готового изделия и иллюстрации к каждому этапу работы составлять план сборки: определять количество деталей и видов соединений, последовательность операций.

23

Моделирование. Мост.

1

Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные особенности мостов. Работа с различными материалами – картон, нитки, проволока, трубочки из-под коктейлей, зубочистки и прочее

Находить и отбирать информацию о конструктивных особенностях мостов. Создать модель висячего моста с соблюдением его конструктивных особенностей. Освоить и использовать новые виды соединений деталей – натягивание нитей.

24

Водный транспорт. Яхта.

1

Иды водного транспорта. Конструирование.

Осуществлять поиск информации о водном транспорте и видах водного транспорта. Самостоятельно выполнять раскрой деталей по шаблону, проводить сборку и оформления изделия.

25

Океанариум. Осьминоги и рыбки.

1

Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Виды мягких игрушек: плоские, полуобъемные, объемные

Составить рассказ об океанариуме и его обитателях на основе материала учебника. Различать виды мягких игрушек. Освоить технологию создания мягкой игрушки из подручного материала.

26

Объемное конструирование. Фонтан.

1

Виды и конструкторские особенности фонтана. Изготовление объемного фонтана из пластичных материалов по заданному образцу.

Составлять рассказ о фонтанах, их видах и конструкторских особенностях, используя материала учебника и собственные наблюдения. Авизировать план изготовления изделия, самостоятельно осуществлять его.

27

Оригами. Птицы.

1

Знакомство с историей возникновения зоопарка в России. Бионика. Различные виды оригами: классическое оригами, модульное оригами.

Объяснить понятие слова «Бионика», используя текст учебника. Освоить условные обозначения техники оригами. Освоить приемы сложения оригами, понимать их графическое изображение.

28

Конструирование модели вертолета.

1

Знакомство с особенностями конструкции вертолета. Особенности профессии летчика, штурмана, авиаконструктора. Знакомство с новым материалом – пробкой.

Анализировать и сравнивать профессиональную деятельность летчика, штурмана, авиаконструктора. Применять приемы работы с различными материалами инструментами, приспособлениями. Выполнять разметку деталей по шаблону, раскрой ножницами.

29

Папье-маше. Клоун.

1

Применение техники папье-маше для создания предметов быта. Способы соединения деталей при помощи ниток и скотч.

Освоить и применять технологию изготовления из папье-маше, создавать изделия в это технологии. Подбирать бумагу для изготовления изделия «Воздушный шар», исходя из знания свойств бумаги.

Человек и информация – 5 часов.

30

Книгопечатание. Переплетные работы.

1

Основные этапы книгопечатания. Печатный станок, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплет, слизура, крышки, корешок).

Осуществлять поиск информации о книгопечатании из разных источников, называть основные этапы книгопечатания, характеризовать профессиональную деятельность печатника, переплетчика. Освоить технику переплетных работ, способ переплета листов в книжный блок.

31

Почта. Телеграф. Заполнение бланка.

1

Способы общения и передачи информации. Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона.

Осуществлять поиск информации о способах общения и передачи информации. Составлять рассказ об особенностях работы почтальона и почты, использовать материалы учебника и собственные наблюдения.

32-33

Кукольный театр. Пальчиковая кукла.

2

Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре.

Осуществлять поиск информации о театре, кукольном театре, пальчиковых куклах. Создать модели пальчиковых кукол для спектакля, оформлять их по собственному эскизу.

34

Театр. Афиша.

1

Программа Microsoft Office Word. заданному образцу.

Вила набора текста. Программа Word Documents.doc. сохранение документов. Форматирование.

Анализировать способы оформления афиши, определять особенности ее оформления. Освоить правила набора теста. Форматировать и печать документ. Выбирать картинки для оформления афиши.

Тематическое планирование

Технология 4 класс

Раздел. Название темы.

Кол-во часов

Элементы содержания.


Универсальные учебные действия.

1

Здравствуй дорогой друг. Как работать с учебником. Путешествие по городу.

1

Повторение изученного в предыдущих классах. Особенности содержания учебника 3 класса.

Отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах. Планировать изготовления изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты.

Земля и человек — 21 час

2-3

Вагоностроительный завод. Кузов вагона. Пассажирский вагон.

2

Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели из бумаги.

Находить и отбирать информацию, об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательность их сборки из текстов учебника и других источников.

Овладеть основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи циркуля.

4

Полезные ископаемые. Буровая вышка.

1

Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположения месторождений на территории России.

Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей полезных ископаемых. Находить и обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа. Анализировать конструкцию реального объекта (буровая вышка) и определять основные элементы конструкции.

5

Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка.

1

Знакомство с полезными ископаемыми, используемые для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями).

Находить и отбирать информацию о создании изделия из поделочных камней и технологии выполнения «русской мозаики» из текстов учебника и других источников. Определять технологию лепки слоями для создания имитации рисунки малахита. Смешивать пластилин близких оттенков для создания нового оттеночного цвета.

6-7

Автомобильный завод. КамАЗ. Кузов грузовика.

2

Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Совершенствовать навыки работы с различными видами конструкторов.

Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. Выделять информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия. Соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвертка, гаечный ключ)

8-9

Монетный вор. Стороны медали. Медаль.

2

Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладеть новым приемом – тиснение по фольге.

Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материалов учебника и других источников. Освоить правила теснения фольги.

10-11

Фаянсовый завод. Основа для вазы. Ваза.

2

Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса.

Находить и отбирать информацию и технологии создания изделий из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и других источников. Использовать элементы, нанесенные на посуду, для определения фабрики изготовителя. Находить и отмечать на карте России города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий.

12

Швейная фабрика. Прихватка.

1

Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельности людей. Определять размеры одежды при помощи сантиметра.

Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие швейные производства.

13

Мягкая игрушка. Новогодняя игрушка. Птичка.

1

Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умения самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей.

Находить и отбирать информацию о видах изделий, производимых на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Использовать материалы учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления мягкой игрушки. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия.

14-15

Обувное производство. Модель детской летней обуви.

2

Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви.

Находить и отбирать информацию технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве, из материалов учебника. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви.

16-17

Деревообрабатывающее производство. Лесенка-опора для растений.

2

Знакомство с новым материалом – древесиной, правила работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины.

Находить и отбирать информацию о древесине, ее свойствах, технологии производства пиломатериалов. Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материалы учебника. Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия столярным клеем.

18-19

Кондитерская фабрика. «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье»

2

Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов.

Находить и отбирать информацию о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве. Отмечать на карте города, где находятся крупнейшие кондитерские фабрики.

20-21

Бытовая техника. Настольная лампа.

2

Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значение в жизни человека. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой.

Находить и отбирать информацию о бытовой технике, ее видах и назначении. Находить и отмечать на карте России города, где находятся крупнейшие производства бытовой техники. Анализировать правила пользования электрическим чайником, осмысливание их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования бытовыми приборами.

22

Тепличное хозяйство. Цветы для школьной клумбы.

1

Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растений.

Находить и отбирать информацию о видах и конструкциях теплиц, их значение для обеспечения жизнедеятельности человека. Анализировать информацию на пакетике с семенами, характеризовать семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания.

Человек и вода – 3 часа.

23

Водоканал. Фильтр для воды.

1

Знакомство с системой водоснабжения города. Значение виды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного использования воды.

Находить и отбирать информацию об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. Использовать иллюстрации для составления рассказа о системе водоснабжения города и значения очистки воды для человека. Проводить эксперимент по очистки воды, составлять отчет на основе наблюдений. Изготовить струеметр и исследовать количество воды, которое расходуется человеком за 1 минуту при разном напоре водяной струи.

24

Порт. Канатная лестница.

1

Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов.

Находить и отбирать информацию о работе и устройстве порта, о профессии людей, работающих в порту. Находить и отмечать на карте крупнейшие порты России. Анализировать способы вязания морских узлов, освоить способы вязания простого и прямого узла. Осознать, где можно на практике или в быту применять свои знания.

25

Узелковое плетение. Браслет.

1

Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделия в стиле «макраме».

Освоить приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приемы крепления нити в начале выполнения работы. Сравнивать способы вязания морских узлов в стиле «макраме».

Человек и воздух – 3 часа

26

Самолетостроение. Самолет.

1

Первичные сведения о самолетостроении, о функции самолетов. Изготовление модели самолета.

Находить и отбирать информацию об истории самолетостроения, о видах и назначении самолетов. Находить и отмечать на карте России города, в котором находятся крупнейшие заводы, производящие самолеты.

27

Ракетостроение. Ракета-носитель.

1

Первичные сведения о космических ракетах. Изготовление модели из бумаги и картона.

Осмыслить конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнить технологическую карту. Трансформировать лист бумаги в объемное геометрическое тело – конус, цилиндр.

28

Летательный аппарат. Воздушный змей.

1

Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея.

Находить и отбирать информацию об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Освоить правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием.

Человек и информация – 6 часов.

29

Создание титульного листа.

1

Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства.

Находить и отбирать информацию о технологическом процессе издания книги, о профессии людей, участвующих в ее создании. Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей, участвующих в ее создании.

30

Работа с таблицами.

1

Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word.

Закрепить знание и умение работы на компьютере. освоить набор текста, последовательность и особенности работы в текстовом редакторе Microsoft Word.

31

Создание содержания книги.

1

ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле.

Объяснить значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги.

32-33

Переплетные работы. Книга «Дневник путешественника».

2

Знакомство с переплетными работами. Способ соединения листов, шитье блоков нитками, втачку (в пять проколов). Закрепить умение работать шилом и иглой.

Находить и отбирать информацию о видах выполнения переплетных работ. Объяснить значение различных элементов (форзац, переплетная крышка) книги. Создать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематики.

34

Итоговой урок.

1

Организация выставки изделий. Презентация изделий. Выбор лучших работ.

Организовать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы.

учебно-методическое обеспечение

1. Интернет-ресурсы.

1. Электронная версия газеты «Начальная школа». – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/index.php

2. Я иду на урок начальной школы: основы художественной обработки различных материалов (сайт для учителей газеты «Начальная школа»). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=150010

3. Уроки творчества: искусство и технология в школе. – Режим доступа: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=30015&tmpl=lib

4. Уроки технологии: человек, природа, техника. 1 класс. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Rogovceva_Uroki-tehnologii_1kl/index.html

5. ИЗО и технический труд. Медиатека. Педсовет: образование, учитель, школа. – Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1275/

6. Технология. Начальная школа. – Режим доступа: http://vinforika.ru/3_tehnology_es/index.htm

3. Технические средства обучения.

1. Магнитная доска.

2. Персональный компьютер.

3. Интерактивная доска с короткофокусным проектором.

4. Учебно-практическое оборудование. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

5. Книгопечатная продукция.

Горецкий В.Г., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочие программы: 1-4 классы, Просвещение 2011


26


Материалы подготовил(а): Сасина Мария Владимировна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение