Главная | Конкурсы и олимпиады Подать заявку, скачать задания, внести ответы, скачать награды с подарками |
Правила участия |
Задания онлайн |
Библиотека | Календарь событий |
Контакты |
Скачивание сейчас станет доступно...
А пока, в помощь коллегам, поделитесь материалом в социальных сетях.
Спасибо! :)
Оплата сейчас станет доступна...
А пока, в помощь коллегам, поделитесь материалом в социальных сетях.
Спасибо! :)
Скачивание сейчас начнется...
Не забудьте поделиться материалом в социальных сетях с Вашими коллегами
<
ВСЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
МАТЕМАТИКА
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
МУЗЫКА
ИНФОРМАТИКА
ТЕХНОЛОГИЯ
ЗОЖ и ОБЖ
ИЗО
ФИЗКУЛЬТУРА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПДД
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ И СОЦ. ПЕДАГОГИКА
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
АВТОРСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДУМ ДУМЫЧА
ВСЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
МАТЕМАТИКА
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
МУЗЫКА
ИНФОРМАТИКА
ТЕХНОЛОГИЯ
ЗОЖ и ОБЖ
ИЗО
ФИЗКУЛЬТУРА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПДД
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ И СОЦ. ПЕДАГОГИКА
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
АВТОРСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДУМ ДУМЫЧА
Краткая презентация Программы. Дополнительная программа по ознакомлению дошкольников с родным краем предназначена для детей от 5 до 7 лет. Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, обучающихся по дополнительной программе. Реализация программы осуществляется на русском языке и строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра. Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОУ. Особенности взаимодействия участников образовательных отношений. Приведя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школе, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли способности, прививали любовь к малой родине, бережное отношение к труду. Однако без тесного взаимодействия учреждения с семьёй решить эти проблемы практически невозможно. Поэтому основной целью взаимодействия с родителями является: возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс. Для эффективной реализации Программы необходимо: - установление субъект – субъектных отношений всех участников образовательных отношений; - взрослые и дети – партнёры по совместной деятельности; - деятельностный принцип организации образовательного процесса – образование через организацию различных видов деятельности детей – является одним из главных способов развития детской инициативы; - определение характера взаимодействия взрослого и ребёнка как партнёрские отношения. Взрослый вместе с детьми – участник деятельности. Характер взаимодействия взрослого и ребёнка выступает главным условием поддержки детской инициативы в образовательном процессе.
Библиотека материалов Дум Думыча
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Огонёк» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующая
МДОУ детский сад «Огонёк»
____________ И.В. Прокопьева
Приказ №___от____________________
При
Приказ №___от _________2017г.
ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «РОДНОЙ КРАЙ»
Разработчик: Е.Е. Попова
воспитатель первой
квалификационной категории
МДОУ детский сад «Огонёк»
п. Космынино
2017
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка …………………………………………………………………………….3
Цели и задачи реализации Программы ……………………………………………………………4
Принципы и подходы к формированию Программы …………………………………………….4
Значимые характеристики для разработки и реализации Программы …………………………5
Национально-культурные, демографические, климатические характеристики ………………..7
Планируемые результаты освоения парциальной образовательной Программы ………………8
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Описание образовательной деятельности …………………………………………………………8
Перспективный план работы по программе «Родной край» ……………………………………..9
Интеграция с образовательными областями ……………………………………………………..14
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы ……….15
Способы и направления поддержки детской инициативы ……………………………………....16
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ……………………………………….17
Особенности взаимодействия с социумом ………………………………………………………..18
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий ……………………………..18
Примерный перечень традиционных событий, праздников, мероприятий ……………………19
Организация развивающей предметно-пространственной среды ………………………………19
Кадровое обеспечение Программы ………………………………………………………………..21
Материально-техническое обеспечение Программы …………………………………………….21
Научно-методическое обеспечение Программы …………………………………………………21
Краткая презентация Программы …………………………………………………………………22
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Программа «Родной край» является программой краеведческой направленности и ориентирована на детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет.
Актуальность программы заключается в том, что в период дошкольного образования, значительно возрастает роль становления у дошкольников ценностного отношения к родному краю, воспитания основ гражданственности как источника формирования чувств патриотизма и толерантности. В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Ценностное отношение к Родине является важной составляющей аксиологического опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Любовь к своему дому, к своему детскому саду, посёлку, где он родился, чувство восхищения родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине.
Программа составлена на основе нормативных законодательных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
Цели и задачи реализации Программы
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к родному краю, к прекрасному, к миру природы и труду, воспитание гражданственности и патриотизма.
Задачи:
Расширять представления о родном посёлке, его достопримечательностях, расположении улиц и их названиях, о народных промыслах Костромского края, об истории родного края.
Способствовать развитию интереса к родному краю, посёлку, к взаимоотношениям людей и природы, предметам культуры
Знакомить детей с культурой, традициями, обычаями народов различных национальностей.
Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей.
Воспитывать нравственные чувства, уважительного отношения к старшим, родителям, младшим, трудолюбие, уважительное отношение к труду и его результатам.
Принципы и подходы к формированию Программы
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых
- принцип возрастообразности и индивидуализации - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принцип последовательности и систематичности;
- принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса - создает условия для обогащения детских представлений о Родном крае, позитивно отражается на перспективах развития ребенка.
Программа сформирована на основе следующих подходов:
- личностно-ориентированного взаимодействия, что позволяет обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, условия для развития личности ребенка, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, а также обеспечить открытое образовательное пространство ДОУ, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ребенка и семьи в образовательном процессе;
- деятельностный подход предусматривает организацию целенаправленной воспитательной деятельностью воспитанника в общем контексте образовательного процесса, обращая внимание на следующие позиции: структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели, содержание, операционно-деятельностный компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов; взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса; виды деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие) и их влияние на процесс воспитания; формы и методы воспитания; возрастные особенности ребенка при включении в воспитательную деятельность и другие вопросы;
- компетентностного подхода, при котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование компетентностей как постоянно развивающейся способности воспитанников самостоятельно действовать при решении актуальных проблем;
- средовой подход предусматривает использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом воспитании дошкольников рассматривают социально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре «малой Родины».
Большинство детей, посещающих детский сад и члены их семей – это коренные жители посёлка. Современные дети мало знают о родном крае, особенностях народных традиций. Перед педагогами дошкольного образовательного учреждение встаёт вопрос: как можно пробудить в растущем человеке любовь к малой Родине; воспитать любовь и уважение к родному городу, к детскому саду, воспитать чувство гордости за свой город и желание сохранять и приумножать богатство своего края, как вызвать интерес к образам, воспитывающим мужество, смелость, героизм.
Дошкольный возраст – это период активного познания мира и человеческих отношений. Историческое своеобразие малой Родины оказывает воздействие на детей, формируя и совершенствуя общие умственные способности. Реализация программы проходит на основе знакомых детям объектов малой родины и на основе тех объектов, с которыми есть возможность познакомиться в реальных условиях.
Возрастные характеристики детей 5- 7 лет при освоении содержания программы
5-6 лет |
6-7 лет |
В этом возрасте ребенок знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, владеет сукцессивными навыками (навыки рядообразования: младенец - дошкольник-школьник; внучка - дочка-мама-бабушка; младенец-дошкольник-школьник), профессии своих родителей; могут назвать их имя и отчество, профессию, кратко рассказать о ней. Умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; называет достопримечательные места посёлка, историю возникновения праздника, культурные традиции празднования, использует народный фольклор. называет объекты, находящиеся в районе детского сада; может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада в пространстве. |
Ребенок этого возраста знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, владеет сукцессивными навыками (навыки рядообразования: младенец - дошкольник-школьник-подросток- юноша (девушка)-мужчина (женщина)-старик (старуха); правнучка- внучка - дочка-мама-бабушка-прабабушка; младенец-дошкольник-школьник-учащиеся-студент-специалист-пенсионер) знают профессии своих родителей; могут назвать их имя и отчество, профессию, кратко рассказать о ней, умеют составлять и рассказать о безопасном маршруте от дома до детского сада, имеют общие представления об истории своего посёлка, символике, традициях родного края, знают и называют национальности проживающие в поселке, знакомы с особенностями культуры, традициями, костюмами, изготовления украшений. Называют лекарственные растения произрастающие в окрестностях; применяют простейшие способы некоторых лекарственных растений для лечения.
|
Национально-культурные, демографические, климатические характеристики
Природные и экологические особенности:
Город Кострома и Костромская область расположены на великой Русской равнине, почти в центре Европейской части России;
Костромская область граничит с Ярославской, Вологодской, Ивановской, Нижегородской, Кировской областями;
Муниципальное образование муниципальный район город Нерехта и Нерехтский район находится на юго-западе Костромской области;
На территории города Костромы и области много рек и озёр, населённых рыбой;
Костромская область богата заповедными и живописными местами, богата историческим и культурным наследием, имеет развитую инфраструктуру, промышленность, сельское хозяйство;
На территории Костромской области много лесов, населённых разнообразными животными, птицами, насекомыми.
Климатические условия:
Умеренные (холодная продолжительная зима, короткое лето);
Национально - культурные и этнокультурные особенности:
Население многонациональное
Культурно – исторические особенности:
На территории муниципального образования находится древнее славянское поселение XII, обнаруженное при раскопках;
Среди городов Костромской области Нерехта выделяется высокой сохранностью исторической городской застройки;
Среди известных уроженцев Нерехтского района можно выделить: Д.К. Беляев – крупный советский генетик, Н.К. Бошняк – русский мореплаватель, В.И. Всеволодов - ветеринарный врач, Н.И. Дементьев – советский разведчик, А.А. Новиков – Главный маршал авиации, Е.А. Дьяконова – русская писательница.
Промышленность:
Механический завод (автозапчасти);
Завод керамических материалов (кирпич, декоративны облицовочные плитки);
Завод железобетонных изделий;
Производство мебели;
Производство швейных и трикотажных изделий
Ювелирные пр6едприятия
Планируемые результаты освоения парциальной образовательной Программы
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Знают социокультурные учреждения посёлка, краткую историю возникновения и развития своего посёлка. Знают некоторые народности, населяющие край. Имеют представления об их быте и условиях проживания. Знают сказки, легенды, обычаи народа. Знают традиционные занятия коренного населения, промыслы.
Знают
условия произрастания растений, знают
разнообразие растений. Знают о многочисленных народностях, особенностях их культуры. Имеют представления о толерантном отношении к людям другой национальности. |
Имеют представления о погоде, сезонных изменения в природе, погодно – климатических особенностях. Знают элементарные правила экологически грамотного поведения в природе. Знают социокультурные учреждения посёлка, историю возникновения и развития родного края, могут показать город на карте. Имеют представления о геральдике. Могут назвать малочисленные народности, знают особенности быта, обычаи, праздники, традиционные занятия. Имеют представления о национальной одежде. Имеют представления о толерантном отношении к людям другой национальности. Имеют представление о народных промыслах, о народных традициях. Знакомы с фольклором (сказки, загадки пословицы, приметы), знают народные инструменты. Знают условия произрастания растений и зависимость внешнего вида растений от условий и места обитания. Знают разнообразие растительного мира: лиственница, клюква, смородина. Знают лекарственное и промышленное значение растений – заготовка ягод, лекарственные растения. Знают условия обитания и зависимость внешнего вида животных от условий и мест обитания. Знают некоторые особенности поведения и образа жизни животных. Имеют представления о разнообразии мира животных.
|
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Описание образовательной деятельности
Образовательная деятельность по реализации содержания программы строится на основе тематического перспективного планирования. Предлагаемый в перспективных планах порядок разделов может варьироваться и изменяться по усмотрению педагога.
Перспективный план работы по программе «Родной край»
Старшая группа
Период |
Тема |
Программные задачи |
Формы, методы, средства |
СЕНТЯБРЬ |
Кто я |
Закреплять представления детей о родственных связях. Воспитывать привязанность ребёнка к семье, углублять представления о семье, о том где работают родители. Познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и с некоторыми русскими национальными традициями приёма гостей. Приобщать к различным национальным культурам |
Ознакомление с окружающим: Приглашение к путешествию. Познаю себя: Кто я? |
ОКТЯБРЬ |
Родная страна Мой любимый посёлок |
Формировать представление о родном посёлке, о его достопримечательностях, памятных местах, уютных уголках. Воспитывать гордость за то, что ты – житель своего посёлка, желание помогать взрослым в благоустройстве посёлка. |
Рассказ воспитателя с использованием мультимедиа. Целевая прогулка: «Мой дом» Рисование «Золотая осень в нашем посёлке». П/и: «Замри», «Жмурки», «Баба – Яга – костяная нога» Д/и: «Откуда хлеб пришёл», «С какого дерева листок» С/р: « Путешествие по улице» |
НОЯБРЬ |
Путешествие по родной Земле Знакомство с географической картой Костромской области |
Дать понятие о рельефе Костромской области, развивать умение ориентироваться по карте, находить некоторые города, познакомить с растительным и животным миром. Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных, умение вести себя по отношению к природе: не ломать деревья и кусты, не оставлять в местах отдыха мусор. |
Путешествие по карте Костромской области. Ознакомление с окружающим: «Дом, в котором ты живёшь» Ручной труд: «Зайчик на полянке». Д/и: «Назови (найди) по описанию» (комнатные растения), «По земле, по воде, по воздуху» П/и: «Лиса и козы» С/р: «Транспорт», «Путешествие в другую страну» |
ДЕКАБРЬ |
Путешествие зимы Знакомство с растительным и животным миром Костромской области |
Продолжать знакомить детей с растительным и животным миром Костромской области, расширять представления о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях, расширять знания детей о растительном и животном мире. Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных.
|
Рассказ воспитателя с использованием видеоматериалов. Моя математика: «Большие и маленькие», Ручной труд: «Ёлка (объёмная)» П/и: «Затейники», «Охотники и зайцы», «Волк во рву». Д/и: «Дикие животные», «Домашние животные», «Ассоциации». С/р «Экскурсоводы»
|
ЯНВАРЬ |
Кто я Зимующие и перелетные птицы Костромской области |
Формировать дифференцированные представления о близких и дальних родственниках, об особенностях их поведения, их взаимоотношений; способствовать проявлению интереса к семейным делам; содействовать становлению способов бесконфликтного поведения в семье. Уточнить представления детей о зимующих и перелетных птицах смешанных лесов, условиях их жизни; роли человека в жизни зимующих птиц. |
Познаю себя: «Моя родословная» Ч/х-л «Кто кому кто?» Беседа о зимующих и перелетных птицах. Рисование «Как розовые яблоки, на ветках снегири». Викторина «Что ты знаешь о птицах?». П/и: «Два мороза», «Гори, гори ясно!», «Воевода с мячом» Д/и: «Найдите и покормите птиц», «Каждую птицу на своё место» С/р «Детский сад», «Почта» |
ФЕВРАЛЬ |
Столица России
Защитники Отечества |
Познакомить детей со столицей нашей Родины - Москва. Учить находить город на карте.
Рассказ о защитниках Отечества |
Рассказ воспитателя с показом слайдов. Беседа «Наша Армия» Конструирование военной техники Игра – соревнование «Сильные и ловкие» Ручной труд Изготовление подарков для пап. |
МАРТ |
Знакомство с народно-прикладным искусством народов, населяющих наш край |
Познакомить детей с народно-прикладным искусством народов, населяющих наш край. Дать представление о традициях костромского быта, воспитывать интерес к произведениям народного искусства |
Посещение мини-музея быта. Рисование «Украсим костюмы». Изготовление подарков для мам |
АПРЕЛЬ |
Откуда хлеб пришел? .
Космонавты |
Формировать представление о хлебе как о ценном пищевом продукте, без которого люди не могут обходиться, о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии, о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд, о взаимосвязи села и города. Воспитывать гордость за свою малую Родину, уважение к труду взрослых (хлеборобов, пекарей и т.д), бережное отношение к хлебу. Расширять представления детей о космических полетах, обобщить имеющиеся у них знания и представления о космосе. Закреплять знания о том, что первым космонавтом был Ю.А.Гагарин |
Рассказ воспитателя с использованием видеоматериалов «Откуда хлеб пришёл» Рисование «Богатый урожай». Лепка «Калач», «Хлебобулочные изделия» (соленое тесто). «Бабушкины пряники» (лепка из сдобного теста). Рисование «Освоение космоса». |
МАЙ |
Наша область в годы войны
Таланты Костромского края(поэты, писатели, художники, известные люди) |
Формировать представление дошкольников о событиях Великой Отечественной войны, военных действиях, защитниках. Познакомить с помощью фотографий и видео слайдов с памятными местами Костромской областиг (Вечный огонь, мемориал, памятник солдату – освободителю, аллея памяти) Воспитывать чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны, любовь к родному городу. На примере конкретных исторических событий и личностей воспитывать интерес к истории, патриотические чувства, гордость. Расширять знания детей о родном крае, интересных людях, живущих в нем. Знакомить с фольклорным, музыкальным и литературным наследием. Воспитывать чувство гордости за малую родину, желание познавать и возрождать лучшие традиции родного края. |
Рассказ с использованием слайдов и фотографий
Митинг на 9 мая.
Встреча с интересными людьми. Чтение художественной литературы: наши писатели и поэты Рисование «Подсолнухи» |
Подготовительная группа
Период |
Тема |
Программные задачи |
Формы, методы, средства |
СЕНТЯБРЬ |
История возникновения Костромской области |
Продолжать знакомить с историческим прошлым Костромского края. Дать представления об основном населении. Расширять представления детей о предках, древних народах населявших Костромскую область. Продолжать знакомить с историей жизни народов, населяющих наш край, дать представление о возникновений имен и фамилий. |
Рассказ воспитателя. Ручной труд конструктивным способом «Лошадки и барашки». |
ОКТЯБРЬ |
Особый характер рельефа, животный и растительный мир Костромского края, знакомство с Красной книгой. |
Закреплять представления об особом характере рельефа, многообразий животного и растительного мира, приспособлении диких животных к жизни в природных условиях. Познакомить с Красной книгой Костромской области. Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных. |
Путешествие по картам и атласам. Экспериментирование с художественными материалами «Пернатые, мохнатые, колючие». |
НОЯБРЬ |
Климатические условия (фактор экологического развития), почве, полезные ископаемые |
Познакомить с видами почв (чернозем, суглинистые, песчаные). Дать представление о климатических условиях. Через эксперименты с почвой закреплять представления о ее свойствах. Дать понять о полезных ископаемых: стройматериалы, горючие ископаемые соль, песок, камень, известь, цемент). Развивать познавательные способности. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание беречь и приумножать его богатства. |
Путешествие по картам. Рассказ воспитателя с использованием мультимедийной установки. Проведение опытов по выявлению свойств почвы и полезных ископаемых. |
ДЕКАБРЬ |
Санатории и профилактории Костромской области и Нерехтского района |
Познакомить с санаторием - профилакторием. Рассказать об их значении в укреплении здоровья людей. |
Беседа с использованием видеослайдов, буклетов. Аппликация «Наш город» Рисование «Деревья в нашем парке». |
ЯНВАРЬ |
Рождественские посиделки. Храмы Нерехты |
Продолжать знакомить детей с народными праздниками и обрядами. Духовно обогащать детей через участие в народных праздниках, поддерживать интерес к прошлому и настоящему. Расширять представления детей о духовном наследии. Воспитывать любовь к своей Родине. |
Беседа с использованием видеослайдов. Развлечение «Пришла коляда накануне Рождества». Ручной труд «Ангел». |
ФЕВРАЛЬ |
Масленица |
Продолжать знакомить детей с народными праздничными обрядами, упражнять детей в осознанном использовании средств интонационной зависимости, воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Совершенствовать совместную работу детского сада и семьи в области духовно-нравственного воспитания. |
Развлечение «Масленица широкая».
Наблюдение за трудовым процессом-выпечкой блинов.
|
МАРТ |
Развитие промышленности и ремёсел на Костромской земле |
Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа в прошлом и настоящем. Поддерживать интерес детей к прошлому и настоящему. |
Ручной труд «Лоскутное одеяло». Экспериментирование с фольгой – «Наша кузница». Плетение из лент - коврик «Солнышко».
|
АПРЕЛЬ |
Праздник Пасхи в области. |
Продолжать знакомить детей с народными праздниками. Духовно обогащать детей через участие в народных праздниках, поддерживать интерес к прошлому и настоящему. Расширять представления о духовном наследии. |
Беседа: Знакомство с элементами росписи пасхальных яиц. Ручной труд «Пасхальный голубок».
|
МАЙ |
Наша область в годы войны
«Костромской край – ты наша Родина».
|
Формировать представление дошкольников о событиях Великой Отечественной войны, военных действиях, защитниках. Познакомить с помощью фотографий и видео слайдов с памятными местами Костромской областиг (Вечный огонь, мемориал, памятник солдату – освободителю, аллея памяти) Воспитывать чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны, любовь к родному городу. На примере конкретных исторических событий и личностей воспитывать интерес к истории, патриотические чувства, гордость.
Уточнить, расширить и закрепить знания детей об Костромской области. Продолжать знакомить детей с развитием в наши дни, его достижениями и богатствами, городами и селами. Активизировать познавательную деятельность ребенка, умение понимать непрерывную связь «прошлое-настоящее». |
Рассказ с использованием слайдов и фотографий
Митинг на 9 мая.
КВН «Знатоки природы». Тестопластика «Румяные заплетушки». Конструирование из проволоки «Соломенный бычок».
|
Интеграция с образовательными областями
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ |
ЗАДАЧИ: |
Познавательное развитие |
- дать представление о климатических условиях, природных ресурсах, растительном и животном мире; - познакомить с историческим прошлым и настоящим родного края (достопримечательностями, памятниками); формировать бережное отношение к природе родного края - дать представление о культуре народов разных национальностей; - познакомить с промыслами родного края |
Художественно – эстетическое развитие |
- знакомить с культурным наследием, развивать интерес к местным традициям и народным промыслам; - учить создавать художественные образы природы, растительного и животного мира в различных видах продуктивной деятельности; - знакомить с народными промыслами родного края |
Социально - коммуникативное развитие |
- воспитывать любовь и привязанность к «малой Родине», уважение к традициям и культуре родного края; - воспитывать уважение и толерантное отношение к людям другой национальности; - воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду и его результатам. |
Физическое развитие
|
- развивать ловкость, физическую выносливость, смекалку через подвижные игры и забавы Костромского края. |
Речевое развитие |
- развивать культуру речи; - знакомить с писателями родного края, Костромской области, их творчеством; - формировать интерес к произведениям устного народного творчества (сказки, стихи, пословицы). |
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Формы образовательной деятельности |
|||
Режимные моменты |
Совместная деятельность педагога с детьми |
Самостоятельная деятельность детей |
Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей |
|||
Индивидуальные Подгрупповые |
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Индивидуальные |
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Утренняя гимнастика Подвижные игры Тематические беседы Чтение Слушание музыкальных произведений Рассматривание репродукций местных художников Наблюдения: целевые, долгосрочные, краткосрочные. Игры: ролевые, театрализованные дидактические, сюжетно-ролевые, настольно – печатные. Чтение |
Познавательно-исследовательская деятельность Проектная деятельность: краткосрочные, долгосрочные. Продуктивные: коллаж, фотовыставки, выставки творческих работ вернисаж. Наблюдения Игры Праздники Развлечения Досуги Забавы Коллекционирование Организация тематических выставок Интегрированная деятельность Чтение Физкультурные занятия Моделирование Просмотр видео |
Организация игровой деятельности: Сюжетно-ролевая игра Игры-драматизации Настольно-печатные Рассматривание альбомов, коллекций Подвижные игры |
Консультации, Семинары, Беседы, Семинар -практикум, Круглый стол, Родительский клуб Организация выставки, мини-музея Совместное посещение музея, театра Проектная деятельность Коллекционирование Освещение деятельности ДОУ через Сайт ДОУ Совместные праздники и развлечения |
Формы организации детей для решения образовательных задач данного раздела педагог отбирает самостоятельно в соответствии с возрастом детей, примерной общеобразовательной программой и системы образовательной деятельности в течение дня.
При реализации Программы используются вариативные методы работы с детьми дошкольного возраста:
информационно-рецептивный, который позволяет сократить путь передачи информации;
репродуктивный метод основан на многократном повторении ребёнком информации или способа деятельности;
проблемный метод (метод проблемного изложения), где педагог ставит проблему и показывает путь её решения;
частично-поисковый, где проблемная задача делится на части проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях);
исследовательский метод направлен на развитие творческой деятельности, на освоение способов решения проблем.
При реализации Программы используются различные средства работы с детьми дошкольного возраста:
демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные (используемые детьми);
визуальные (для зрительного восприятия), аудиовизуальные (для слухового восприятия);
естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком); реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, невозможные) и др.
Способы и направления поддержки детской инициативы
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников;
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка),
создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Для эффективной реализации Программы необходимо:
- установление субъект – субъектных отношений всех участников образовательных отношений;
- взрослые и дети – партнёры по совместной деятельности;
- деятельностный принцип организации образовательного процесса – образование через организацию различных видов деятельности детей – является одним из главных способов развития детской инициативы;
- определение характера взаимодействия взрослого и ребёнка как партнёрские отношения. Взрослый вместе с детьми – участник деятельности. Характер взаимодействия взрослого и ребёнка выступает главным условием поддержки детской инициативы в образовательном процессе.
Ознакомление дошкольников с родным краем происходит особенно продуктивно, если со стороны родителей встречается заинтересованность, понимание и поддержка. Поэтому работа с родителями предполагает совместные мероприятия, организацию бесед, консультативно – информационную работу.
МЕРОПРИЯТИЯ |
ДАТА |
ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
Анкетирование с целью выявления интереса родителей к краеведению |
Сентябрь |
Воспитатели |
Оформление информационного стенда: памятки, буклеты |
В течение года |
Воспитатели |
Оказание консультационной помощи родителям в вопросах ознакомления детей с родным краем |
В течение года |
Воспитатели |
Помощь родителям по созданию предметно - развивающей среды в семье |
В течение года |
Воспитатели |
Совместный просмотр презентаций и видеороликов по тематике вместе с родителями |
В течение года |
Воспитатели |
Участие в совместных праздниках, выступлениях, конкурсах |
В течение года |
Воспитатели |
Создание мини – книг, макетов по темам |
В течение года |
Воспитатели |
Особенности взаимодействия с социумом
Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации образовательных стандартов дошкольного образования.
Партнёры ДОУ |
Формы взаимодействия |
МОУ Космынинская СОШ |
Совместные мероприятия, развлечения, праздники |
Дом культуры п. Космынино |
Участие в концертах, праздновании Дня села, Масленицы, участие в митинге на 9 Мая, посещение мини-музея «Русская изба» |
Библиотека п. Космынино |
Экскурсии, игры, беседы, выставка книг, участие в конкурсах |
Администрация Воскресенского сельского поселения |
Организация экскурсий по посёлку |
Детская школа искусств п. Космынино |
Организация концертов для дошкольников с использованием русских народных инструментов, национальных костюмов разных национальностей, фольклора |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Опираясь на основные принципы Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования, а именно: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также учет этнокультурной ситуации развития детей дошкольного возраста, в программе «Родной край» уделено внимание традиционным праздникам, событиям, мероприятиям и важное место отводится совместному проживанию русских традиционных праздников, а также национальных праздников, памятных для нашей Родины дней.
Соблюдение традиций, связанных со значимыми событиями в жизни людей, посёлка, связанных с памятью о добрых делах, способствует сплочению участников образовательных отношений (детей, родителей, педагогов), способствует появлению у них стремления объединиться и разнообразить свою жизнь, эмоционально её украсить, внести позитивные моменты в деятельность. Традиции помогают воспитанникам приобрести ценностные ориентации коллектива, способствуют развитию чувства сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия.
Культурно – досуговая деятельность предполагает освоение детьми мира культуры, приобщение к миру прекрасного. Побудительными моментами для организации и участия в культурно-досуговой деятельности служат культурные потребности личности в познании, творчестве, общении, общественной деятельности, спорте, различного рода игровых занятиях. Досуг как деятельность предназначен для интеллектуального, физического, социального развития и активного отдыха людей.
Примерный перечень традиционных событий, праздников, мероприятий
Тематика праздников и развлечений |
Срок проведения |
Ответственные |
Праздник Осени |
Сентябрь |
Воспитатели групп, музыкальный руководитель |
День народного единства |
Ноябрь |
Воспитатели групп, музыкальный руководитель |
Рождество |
Январь |
Воспитатели групп, музыкальный руководитель |
День Защитника Отечества |
Февраль |
Воспитатели групп, музыкальный руководитель |
8 Марта
|
Март |
Воспитатели групп, музыкальный руководитель |
Масленица / Пасха |
Апрель |
Воспитатели групп, музыкальный руководитель |
День победы |
Май |
Воспитатели групп, музыкальный руководитель |
День семьи / День России |
Июнь |
Воспитатели групп, музыкальный руководитель |
День Российского флага |
Август |
Воспитатели групп, музыкальный руководитель |
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Цели и задачи программы «Родной край» подразумевают создание определённой развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. В групповых помещениях и на территории детского сада могут быть созданы уголки или центры краеведения. Материалы и оборудование каждого уголка или центра должны соответствовать общим требованиям к созданию развивающей предметно-пространственной среды и санитарно-гигиеническим требованиям. Наполняемость уголка или центра осуществляется педагогами в соответствии с тематикой определённого периода и предполагает сменяемость, материалы должны соответствовать возрасту детей данной возрастной группы.
Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды:
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию дополнительной Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, игровым оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников;
двигательную активность;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметной среды.
Вариативность среды позволяет создать различные пространства, а разнообразный материал - альбомы, макеты и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует активность детей.
Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к материалам и пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования
Рекомендуемое общее содержание уголка или центра (варьируется в зависимости от возраста детей и тематики периода:
государственная символика (герб, флаг России; герб города Нерехта, Костромской области);
подобраны сказки, песни на основе фольклора, изделия декоративно-прикладного искусства;
подобраны народные игры;
картотека дидактических игр;
для детского творчества (деревянные изделия для росписи, глина, бумага, ножницы, клей и др.);
художественная литература;
для двигательной активности детей составлены картотеки подвижных игр разных национальностей;
костюмы для сюжетно-ролевых игр, проведения народных праздников и развлечений;
собраны пословицы и загадки, сказки разных национальностей.
Кадровое обеспечение Программы
Содержание программы реализуется педагогическим коллективом детского сада.
Воспитатель организует образовательную деятельность в группе, экскурсии, организует предметно пространственную среду в группе, формирует фонд методических, наглядно-иллюстративных материалов. Осуществляет работу с родителями.
Музыкальный руководитель помогает в подборке музыкального сопровождения. Разучивает с детьми песни и танцы, усиливающие эмоциональное восприятие культуры родного края.
Материально-техническое обеспечение Программы
Материально-технические условия реализации Программы соответствуют требованиям:
определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;
к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
оснащённости помещений развивающей предметно-пространственной средой;
к материально-техническому обеспечению программы: учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.
Научно-методическое обеспечение Программы
Перечень программ и технологий |
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой |
Перечень пособий |
|
Краткая презентация Программы
Дополнительная программа по ознакомлению дошкольников с родным краем МДОУ детский сад «Огонёк» предназначена для детей от 5 до 7 лет. Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, обучающихся по дополнительной программе.
Реализация программы осуществляется на русском языке и строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра.
Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОУ.
Особенности взаимодействия участников образовательных отношений
Приведя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школе, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли способности, прививали любовь к малой родине, бережное отношение к труду. Однако без тесного взаимодействия учреждения с семьёй решить эти проблемы практически невозможно. Поэтому основной целью взаимодействия с родителями является: возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс.
Для эффективной реализации Программы необходимо:
- установление субъект – субъектных отношений всех участников образовательных отношений;
- взрослые и дети – партнёры по совместной деятельности;
- деятельностный принцип организации образовательного процесса – образование через организацию различных видов деятельности детей – является одним из главных способов развития детской инициативы;
- определение характера взаимодействия взрослого и ребёнка как партнёрские отношения. Взрослый вместе с детьми – участник деятельности. Характер взаимодействия взрослого и ребёнка выступает главным условием поддержки детской инициативы в образовательном процессе.
Материалы подготовил(а): Попова Елена Евгеньевна
Скачать
Мне нравится | 0
Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.
Отправить нам сообщение
Проект Думскул всегда открыт для отзывов, комментариев, пожеланий и предложений, которые Вы можете отправить, написав нам вот по этим адресам:
НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ!
Здесь ни одно письмо не остается без ответа!
Вместе с dumschool.ru мы сделаем учебный год интересным, легким, увлекательным!
© 2017-2024, Все права защищены
Проект Думскул всегда открыт для отзывов, комментариев, пожеланий и предложений, которые Вы можете отправить, написав нам вот по этим адресам:
НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ!
Здесь ни одно письмо не остается без ответа!
У нас нет выходных!
Вместе с dumschool.ru мы сделаем учебный год интересным, легким, увлекательным!
© 2017-2024, Все права защищены