Программа "Школа здоровья"

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов.

Библиотека материалов Дум Думыча



















Рабочая программа

по формированию здорового и безопасного образа жизни «Школа здоровья»

Срок реализации 3года







Руководитель:

Пигина С.Н. воспитатель высшей категории























Содержание

1.Пояснительная записка

2.Актуальность

2.Цели и задачи программы

3. Основные направления реализации программы

4. Планируемые результаты.

5. Содержание программы.

6.Календарно-тематический план

7.  Литература











































Пояснительная записка

В настоящее время общепризнанным становится тот факт, что высшей ценностью для личности является самосохранительное поведение, здоровый образ жизни и формирование потребности быть здоровым.

В.П. Казачеева рассматривает здоровье как процесс сохранения и развития биологических и физических, а также психологических возможностей человека, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

«Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, которая обеспечивает приспособление человека к меняющимся условиям внутренней и внешней среды». (С.Н.Ожегов)

 Программа формирования культуры  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов.

Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня, двигательной активности, соблюдение правил безопасности, питания, правил личной гигиены.






























Актуальность

Здоровье - это достояние каждого человека и общества в целом. Здоровье - это залог полноценной и счастливой жизни. Это главная ценность жизни. Здоровье надо сохранять, оберегать и улучшать с первых дней жизни. В настоящее время актуальной проблемой современного общества становится формирование здорового образа жизни.

Методики констатируют значительное ухудшение состояния здоровье у детей и подростков. Наблюдается изменение показателей физического развития, патологии зрения, все чаще среди школьников диагностируются аллергические заболевания, нарушения в опорно-двигательной системе, депрессивные состояния.

У детей, важно выработать и сформировать культуру здорового образа жизни. (ЗОЖ).

Здоровый образ жизни включает в себя:

  • настрой на здоровый образ жизни;

  • двигательную активность;

  • личную гигиену;

  • умеренное и сбалансированное питание;

  • ритмичность жизни;

  • безопасность жизни.

Анализ условий жизни воспитанников до поступления в детский дом показывает, что в большинстве случаев дети воспитывались в неблагополучных семьях, условия которых создали прямую угрозу для их жизни и здоровья. Жизненный опыт, который дети получают в таких семьях, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю и не соблюдению гигиенических норм, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Иногда педагогические приемы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребенком навсегда.

Поэтому работа по формированию навыков ЗОЖ актуальна для детей в условиях детского дома.































Цель программы:

Создание благоприятных условий для формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение  и укрепление физического, психологического и социального здоровья, формирование мотивации к активному и здоровому образу жизни (ЗОЖ).

Задачи:

−      формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

−      формирование  заинтересованного отношения к собственному здоровью;

−      формирование  установки на использование здорового питания;

−      формирование представления о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;

−      формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества,   инфекционные заболевания);

−       развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

−      формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

−      формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.






































Основные направления программы

1 блок. Уроки – забота

2 блок. Уроки самопознания

3 блок. Уроки осторожности

4 блок. Уроки доктора Айболита

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. Срок реализации 3 года, занятия будут проводиться один раз в неделю, по длительности составят от 30 до 45 минут. В целях поддержания устойчивого интереса к занятиям у воспитанников, закрепления опыта ЗОЖ на практике, получение ими удовольствия от познания нового, формированию интереса к самопознанию, саморазвитию и рефлексии, на протяжении каждого года реализации применяется принцип чередования и взаимопроникновения тем всех четырёх блоков.

К организации и проведению занятий планируется привлечение специалистов: медицинского работника, инструктора по физической культуре, психолога.

Организационные моменты проведения занятий предусматривают использование видео и музыкальных записей, технических средств.

Предлагаемые формы работы – беседа, тренинг, практическое занятие, ролевая игра, викторина, рассказ, конкурс рисунков, активное слушание, диспут, презентация, экскурсия, игры на свежем воздухе.

Исследовательская работа: для отслеживания результативности программы, будут использоваться диагностические методики, анкетирование по изученным направлениям.






























Прогнозируемый результат

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни, предполагает что, воспитанники должны научиться:

  • называть и узнавать опасности для здоровья человека; способы их предотвращения; правила здорового и безопасного образа жизни;

  • заботиться о своём здоровье: правила сохранения зрения, слуха, обоняния; роль здорового питания и двигательной активности для хорошего самочувствия и успешного учебного труда; опасность для здоровья и учебы снижения двигательной активности, курения, алкоголя, наркотиков, инфекционных заболеваний;

  • основам здоровьесберегающей учебной культуре;

  • здоровьесозидающему режиму дня, двигательной активности, здоровому питанию;

  • противостоянию вредным привычкам;

  • выражать свое отношение к проблемам в области здоровья и безопасности;

  • организовывать здоровьесберегающие условия учебы и общения, выбирать адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

  • самостоятельно выполнять домашние задания с использованием индивидуально эффективных, здоровьесберегающих приемов.

Программа «Школа здоровья» предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.


































Программное содержание


блока

Название блока

Тема

1 год

Кол-во часов

2 год

Кол-во

часов

3год

Кол-во

часов

теория

практика

теор.+прака

теория

практика

теор+ практика

теория

практика

теор. + практика

1.

Уроки-забота

6

-

3

5

2

2

3

3

3

2.

Уроки самопознания

5

1

3

6

2

1

5

3

1

3.

Уроки осторожности

7

1

-

6

1

1

5

2

1

4.

Уроки доктора Айболита

4

3

1

4

1

3

4

1

3


Выполнение коллажа «Радуга здоровья»


1



1



1



Итоговое занятие



1



1



1


Всего

22

6

8

21

7

8

17

10

9


Всего за год

36

36

36





Ступень реализации программы

Содержательные линии

1год

Овладение основными культурно – гигиеническими навыками, я  умею, я могу, сам себе я помогу, навыки самообслуживания,  какая польза  от прогулок, зачем нам нужно быть здоровым, спорт в моей жизни. Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью правильный режим дня, зачем человеку нужен отдых, зачем нужен свежий воздух.

2 год

Мы за здоровый образ жизни, особенности физиологического  и психологического здоровья, основные способы закаливания, спорт в моей жизни, правила  оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения.

3 год

Осознанно  о правильном  и здоровом питании,  витамины в моей жизни, , правила безопасного поведения. Спорт в моей жизни,  нет вредным привычкам,  роль физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы, иммунитета, быть здоровым – это здорово!








Календарно-тематический план первого года реализации программы

Тема занятия

Кол-во часов

Блок

Сроки

Дата

прове-

дения

1.

Вводное занятие


1

теория

1

1 неделя сентября


2.

Тест «Как я отношусь к своему здоровью»

1

практ.

2

2 неделя

сентября


3.

Что значит быть здоровым

1

теория

3

3 неделя

сентября


4.

Экскурсия в медицинский кабинет «Твой вес и рост»

1

практ.

4

4 неделя

сентября


5.

Чистота-залог здоровья

1

теория

1

1 неделя

октября


6.

Чувства разные важны

1

теория

2

2 неделя

октября


7.

Причины и признаки болезни

1

теория

3

3 неделя

октября


8.

Подвижные игры на свежем воздухе

1

практ.

4

4 неделя

октября


9.

Мыло и вода – наши лучшие друзья

1

теория

1

1 неделя

ноября


10.

Я и мои чувства: радость и грусть

1 теор.+ практ.

2

2 неделя

ноября


11.

Всё о лекарствах

1

теория

3

3 неделя

ноября


12.

Сон-лучшее лекарство

1

теория

4

4 неделя

ноября


13.

Уход за зубами

1 теор.+ практ.

1

1 неделя

декабря


14.

Я и мои чувства: страхи тревога

1

теор.+

практ.

2

2 неделя

декабря


15.

Прививки от болезней

1

теория

3

3 неделя

декабря


16.

Твой режим дня (составление индивидуального режима дня)

Тест «Соблюдаешь ли ты режим дня»

1

теор.+

практ.

4

4 неделя

декабря


17.

Забота о глазах

1

теор.+

практ.

1

1 неделя

января


18.

Я и мои чувства

1

теория

2

2 неделя

января


19.

Опасности, которые подстерегают нас дома

1

теория

3

3 неделя

января


20.

Зимние забавы

1

практ.

4

4 неделя

января


21.

Уход за ушами

1теор.+

практ.

1

1 неделя

февраля


22.

Я и мои чувства: удивление

1теор.+

практ.

2

2 неделя

февраля


23.

Предосторожности при обращении с животными

1

теория

3

3 неделя

февраля


24.

Уроки закаливания

1

теория

4

4 неделя

февраля


25.

Уход за руками

1

теория

1

1 неделя

марта


26.

Я и мои чувства: вина

1

теория

2

2 неделя

марта


27.

Экскурсия в амбулаторию «Кто нас лечит?»

1

практ.

3

3 неделя

марта


28.

Полезные и вредные привычки

1

теория

4

4 неделя

марта


29.

Уход за ногами

1

теория

1

1 неделя

апреля


30.

Я и мои чувства: стыд

1

теория

2

2 неделя апреля


31.

Огонь – опасная игра!

1

теория

3

3 неделя

апреля


32.

Азбука здоровья

1

теория

4

4 неделя

апреля


33.

Я и мои чувства: обида

1

теория

1

1 неделя

мая


34.

Безопасность при любой погоде: гроза

1

теория

2

2 неделя

мая


35.

Посещение медицинского кабинета: мой вес и рост

Выполнение коллажа «Радуга здоровья»

1

практ.


3 неделя

мая


36.

Итоговое занятие


1

практ.


4 неделя

мая























Календарно-тематический план второго года реализации программы

Тема занятия

Кол-во часов

Блок

Сроки

Дата

прове-

дения

1.

Питание-необходимое условие для жизни человека

1

теория

1

1 неделя

сентября


2.

Тест «Что я знаю о здоровье»

1

практ.

2

2 неделя

сентября


3.

Викторина по ЗОЖ

1

теория

3

3 неделя

сентября


4.

«Овощной переполох» - приготовление салатов из овощей

1

практ.

4

4 неделя

сентября


5.

Скелет – наша опора

1

теория

1

1 неделя

октября


6.

Красивая осанка

1

практ.

2

2 неделя

октября


7.

Злой волшебник табак

1

теория

3

3 неделя

октября


8.

Уроки правильного питания.

Тест «Правильно ли вы питаетесь?»

1 теор.+ практ.

4

4 неделя

октября


9.

Правила здорового образа жизни

1

теория

1

1 неделя

ноября


10.

Кто я? Какой я?

1

теория

2

2 неделя

ноября


11.

Злой волшебник алкоголь

1

теория

3

3 неделя

ноября


12.

Как нужно одеваться

1

теория

4

4 неделя

ноября


13.

Сменная обувь. Зачем она?

1

теория

1

1 неделя

декабря


14.

Надёжная защита - иммунитет

1

теория

2

2 неделя декабря


15.

Домашняя аптечка

1

теория

3

3 неделя декабря


16.

Дыхательная гимнастика

1

практ.

4

4 неделя

декабря


17.

Зимние забавы

1

практ.

1

1 неделя

января


18.

Источник энергии

1

теория

2

2 неделя

января


19.

Злой волшебник - наркотик

1

теория

3

3 неделя

января


20.

Откуда берутся грязнули

1 теор.+прак.

4

4 неделя

января


21.

На зарядку – становись!

1 теор.+

практ.

1

1 неделя

февраля


22.

Помоги себе сам

1 теор.+

практ.

2

2 неделя

февраля


23.

Хорошее настроение

1 теор.+

практ.

3

3 неделя

февраля


24.

Опрятность и аккуратность в одежде

1

теория

4

4 неделя

февраля


25.

Воспитай себя

1

теория

1

1 неделя

марта


26.

Мой характер

1

теория

2

2 неделя

марта


27.

Первая помощь при ожогах

1

практ.

3

3 неделя

марта


28.

Путешествие по городу Здоровье

1

теория

4

4 неделя

марта


29.

Я выбираю движение

1теор.+

практ.

1

1 неделя

апреля


30.

Груз привычек

1

теория

2

2 неделя

апреля


31.

Травма. Можно ли уберечься от травм?

1

теория

3

3 неделя

апреля


32.

Советы доктора Айболита

1

теория

4

4 неделя

апреля


33.

Весёлые старты

1

практ.

1

1 неделя

мая


34.

Поведение

1

теория

2

2 неделя

мая


35.

Выполнение коллажа «Радуга здоровья»

1

практ.


3 неделя

мая


36.

Итоговое занятие

1теор.+

практ.



4 неделя

мая



























Календарно-тематический план третьего года реализации программы

Тема занятия

Кол-во часов

Блок

Сроки

Дата

прове-

дения

1.

Тест «Как я отношусь к своему здоровью?»

Мой вес и рост

1

практ.

1

1 неделя

сентября


2.

Спортивная эстафета

1

практ.

2

2 неделя

сентября


3.

Чем опасен электрический ток?

1

теория

3

3 неделя

сентября


4.

Вода-источник жизни и здоровья

1 теор.+

практ

4

4 неделя

сентября


5.

Ядовитая азбука

1

теория

1

1 неделя

октября


6.

Общение: умение слушать и говорить

1

теория

2

2 неделя

октября


7.

Компьютер – друг или враг?

1

теория

3

3 неделя

октября


8.

Букет здоровья

1 теор.

+ практ.

4

4 неделя

октября


9.

Вовка в яблочном царстве

1 теор.

+ практ.

1

1 неделя

ноября


10.

Как ты растёшь?

1

теория

2

2 неделя

ноября


11.

Просмотр и обсуждение мультфильмов о здоровье

1

практ.

3

3 неделя

ноября


12.

Мёд – чудесный дар природы

1

теория

4

4 неделя

ноября


13.

Игра-викторина по ЗОЖ

«Цветик-семицветик»

1 теория

+ практ.

1

1 неделя

декабря


14.

Хлеб –всему голова

1

теория

2

2 неделя

декабря


15.

Уроки осторожности

1

теория

3

3 неделя

декабря


16.

Цветы дома – это не только красота, но и здоровье

1

теория

4

4 неделя

декабря


17.

Мы за чаем не скучаем!

1 теор.

+ практ.

1

1 неделя

января


18.

Зимние забавы – катание с горок.

1

практ.

2

2 неделя

января


19.

Пейте, дети, молоко,

будете здоровы!

1

теория

3

3 неделя

января


20.

Уроки правильного питания

1

теория

4

4 неделя

января


21.

Вежливость и здоровье

1

теория

1

1 неделя

февраля


22.

Книжная выставка «Здоровым быть здорово!»

1

теория

2

2 неделя

февраля


23.

Берегите зрение

1 теор.

+ практ.

3

3 неделя

февраля


24.

Уроки общения

1

теория

4

4 неделя

февраля


25.

Какие врачи нас лечат

1

теория

1

1 неделя

марта


26.

Фрукты – лакомство и лекарство

1 теор.

+ практ

2

2 неделя

марта


27.

Самый лучший снеговик

1

практ.

3

3 неделя

марта


28.

Праздник здоровья

1 теор.

+ практ.

4

4 неделя

марта


29.

Смейся и будь здоров!

1

практ.

1

1 неделя

апреля


30.

Учимся быть пешеходами

1

теория

2

2 неделя

апреля


31.

Брейн-ринг «Если хочешь быть здоров»

1

теория

3

3 неделя

апреля


32.

Динамическая прогулка

«Движение – путь к здоровью»

1

практ.

4

4 неделя

апреля


33.

Экологическая экскурсия

«Чистое село»

1

практ.

1

1 неделя

мая


34.

«Быстрее, выше, дальше» -

Самоанализ физич. развития

1

практ.

2

2 неделя

мая


35.

Выполнение коллажа «Радуга здоровья»

1

практ.


3 неделя

мая


36.

Итоговое занятие

1 теор.

+ практ.


4 неделя

мая




























Литература.

1.Аранская О. С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.

2.Баранова С.В. Стань свободным от вредных привычек. – М.: ЦПФС «Единение»,2007. – 184 с.

3.Горбунова Н.А. Классные часы 4 класс. – Волгоград: Учитель – АСТ,2004. – 112с.

4.Давиденко Д.Н., Половников П.В., Глушков Ю.Ю. Здоровый образ жизни. - СПб.: 1996.

5.Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007. – 207 с – (Педагогика. Психология. Управление).

6.Журналы: «Спутник классного руководителя»

7.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.-240 с.

8.Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.

9.Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64 с.

10.Видеоуроки «Основы здорового образа жизни» 1-4 классы. - диск



Материалы подготовил(а): Пигина Светлана Николаевна

Скачать

2018-12-23

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение