Программа "Школа здоровья"
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов.
Библиотека материалов Дум Думыча
Рабочая программа
по формированию здорового и безопасного образа жизни «Школа здоровья»
Срок реализации 3года
Руководитель:
Пигина С.Н. воспитатель высшей категории
Содержание
1.Пояснительная записка
2.Актуальность
2.Цели и задачи программы
3. Основные направления реализации программы
4. Планируемые результаты.
5. Содержание программы.
6.Календарно-тематический план
7. Литература
Пояснительная записка
В настоящее время общепризнанным становится тот факт, что высшей ценностью для личности является самосохранительное поведение, здоровый образ жизни и формирование потребности быть здоровым.
В.П. Казачеева рассматривает здоровье как процесс сохранения и развития биологических и физических, а также психологических возможностей человека, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
«Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, которая обеспечивает приспособление человека к меняющимся условиям внутренней и внешней среды». (С.Н.Ожегов)
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов.
Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня, двигательной активности, соблюдение правил безопасности, питания, правил личной гигиены.
Актуальность
Здоровье - это достояние каждого человека и общества в целом. Здоровье - это залог полноценной и счастливой жизни. Это главная ценность жизни. Здоровье надо сохранять, оберегать и улучшать с первых дней жизни. В настоящее время актуальной проблемой современного общества становится формирование здорового образа жизни.
Методики констатируют значительное ухудшение состояния здоровье у детей и подростков. Наблюдается изменение показателей физического развития, патологии зрения, все чаще среди школьников диагностируются аллергические заболевания, нарушения в опорно-двигательной системе, депрессивные состояния.
У детей, важно выработать и сформировать культуру здорового образа жизни. (ЗОЖ).
Здоровый образ жизни включает в себя:
настрой на здоровый образ жизни;
двигательную активность;
личную гигиену;
умеренное и сбалансированное питание;
ритмичность жизни;
безопасность жизни.
Анализ условий жизни воспитанников до поступления в детский дом показывает, что в большинстве случаев дети воспитывались в неблагополучных семьях, условия которых создали прямую угрозу для их жизни и здоровья. Жизненный опыт, который дети получают в таких семьях, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю и не соблюдению гигиенических норм, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Иногда педагогические приемы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребенком навсегда.
Поэтому работа по формированию навыков ЗОЖ актуальна для детей в условиях детского дома.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, формирование мотивации к активному и здоровому образу жизни (ЗОЖ).
Задачи:
− формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
− формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью;
− формирование установки на использование здорового питания;
− формирование представления о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
− формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
− развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
− формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
− формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Основные направления программы
1 блок. Уроки – забота
2 блок. Уроки самопознания
3 блок. Уроки осторожности
4 блок. Уроки доктора Айболита
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. Срок реализации 3 года, занятия будут проводиться один раз в неделю, по длительности составят от 30 до 45 минут. В целях поддержания устойчивого интереса к занятиям у воспитанников, закрепления опыта ЗОЖ на практике, получение ими удовольствия от познания нового, формированию интереса к самопознанию, саморазвитию и рефлексии, на протяжении каждого года реализации применяется принцип чередования и взаимопроникновения тем всех четырёх блоков.
К организации и проведению занятий планируется привлечение специалистов: медицинского работника, инструктора по физической культуре, психолога.
Организационные моменты проведения занятий предусматривают использование видео и музыкальных записей, технических средств.
Предлагаемые формы работы – беседа, тренинг, практическое занятие, ролевая игра, викторина, рассказ, конкурс рисунков, активное слушание, диспут, презентация, экскурсия, игры на свежем воздухе.
Исследовательская работа: для отслеживания результативности программы, будут использоваться диагностические методики, анкетирование по изученным направлениям.
Прогнозируемый результат
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни, предполагает что, воспитанники должны научиться:
называть и узнавать опасности для здоровья человека; способы их предотвращения; правила здорового и безопасного образа жизни;
заботиться о своём здоровье: правила сохранения зрения, слуха, обоняния; роль здорового питания и двигательной активности для хорошего самочувствия и успешного учебного труда; опасность для здоровья и учебы снижения двигательной активности, курения, алкоголя, наркотиков, инфекционных заболеваний;
основам здоровьесберегающей учебной культуре;
здоровьесозидающему режиму дня, двигательной активности, здоровому питанию;
противостоянию вредным привычкам;
выражать свое отношение к проблемам в области здоровья и безопасности;
организовывать здоровьесберегающие условия учебы и общения, выбирать адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
самостоятельно выполнять домашние задания с использованием индивидуально эффективных, здоровьесберегающих приемов.
Программа «Школа здоровья» предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.
Программное содержание
№ блока |
Название блока Тема |
1 год Кол-во часов |
2 год Кол-во часов |
3год Кол-во часов |
|||||||
теория |
практика |
теор.+прака |
теория |
практика |
теор+ практика |
теория |
практика |
теор. + практика |
|||
1. |
Уроки-забота |
6 |
- |
3 |
5 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
|
2. |
Уроки самопознания |
5 |
1 |
3 |
6 |
2 |
1 |
5 |
3 |
1 |
|
3. |
Уроки осторожности |
7 |
1 |
- |
6 |
1 |
1 |
5 |
2 |
1 |
|
4. |
Уроки доктора Айболита |
4 |
3 |
1 |
4 |
1 |
3 |
4 |
1 |
3 |
|
|
Выполнение коллажа «Радуга здоровья» |
|
1 |
|
|
1 |
|
|
1 |
|
|
|
Итоговое занятие |
|
|
1 |
|
|
1 |
|
|
1 |
|
|
Всего |
22 |
6 |
8 |
21 |
7 |
8 |
17 |
10 |
9 |
|
|
Всего за год |
36 |
36 |
36 |
Ступень реализации программы |
Содержательные линии |
1год |
Овладение основными культурно – гигиеническими навыками, я умею, я могу, сам себе я помогу, навыки самообслуживания, какая польза от прогулок, зачем нам нужно быть здоровым, спорт в моей жизни. Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью правильный режим дня, зачем человеку нужен отдых, зачем нужен свежий воздух. |
2 год |
Мы за здоровый образ жизни, особенности физиологического и психологического здоровья, основные способы закаливания, спорт в моей жизни, правила оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения. |
3 год |
Осознанно о правильном и здоровом питании, витамины в моей жизни, , правила безопасного поведения. Спорт в моей жизни, нет вредным привычкам, роль физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы, иммунитета, быть здоровым – это здорово! |
Календарно-тематический план первого года реализации программы
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Блок |
Сроки |
Дата прове- дения |
1. |
Вводное занятие
|
1 теория |
1 |
1 неделя сентября |
|
2. |
Тест «Как я отношусь к своему здоровью» |
1 практ. |
2 |
2 неделя сентября |
|
3. |
Что значит быть здоровым |
1 теория |
3 |
3 неделя сентября |
|
4. |
Экскурсия в медицинский кабинет «Твой вес и рост» |
1 практ. |
4 |
4 неделя сентября |
|
5. |
Чистота-залог здоровья |
1 теория |
1 |
1 неделя октября |
|
6. |
Чувства разные важны |
1 теория |
2 |
2 неделя октября |
|
7. |
Причины и признаки болезни |
1 теория |
3 |
3 неделя октября |
|
8. |
Подвижные игры на свежем воздухе |
1 практ. |
4 |
4 неделя октября |
|
9. |
Мыло и вода – наши лучшие друзья |
1 теория |
1 |
1 неделя ноября |
|
10. |
Я и мои чувства: радость и грусть |
1 теор.+ практ. |
2 |
2 неделя ноября |
|
11. |
Всё о лекарствах |
1 теория |
3 |
3 неделя ноября |
|
12. |
Сон-лучшее лекарство |
1 теория |
4 |
4 неделя ноября |
|
13. |
Уход за зубами |
1 теор.+ практ. |
1 |
1 неделя декабря |
|
14. |
Я и мои чувства: страхи тревога |
1 теор.+ практ. |
2 |
2 неделя декабря |
|
15. |
Прививки от болезней |
1 теория |
3 |
3 неделя декабря |
|
16. |
Твой режим дня (составление индивидуального режима дня) Тест «Соблюдаешь ли ты режим дня» |
1 теор.+ практ. |
4 |
4 неделя декабря |
|
17. |
Забота о глазах |
1 теор.+ практ. |
1 |
1 неделя января |
|
18. |
Я и мои чувства |
1 теория |
2 |
2 неделя января |
|
19. |
Опасности, которые подстерегают нас дома |
1 теория |
3 |
3 неделя января |
|
20. |
Зимние забавы |
1 практ. |
4 |
4 неделя января |
|
21. |
Уход за ушами |
1теор.+ практ. |
1 |
1 неделя февраля |
|
22. |
Я и мои чувства: удивление |
1теор.+ практ. |
2 |
2 неделя февраля |
|
23. |
Предосторожности при обращении с животными |
1 теория |
3 |
3 неделя февраля |
|
24. |
Уроки закаливания |
1 теория |
4 |
4 неделя февраля |
|
25. |
Уход за руками |
1 теория |
1 |
1 неделя марта |
|
26. |
Я и мои чувства: вина |
1 теория |
2 |
2 неделя марта |
|
27. |
Экскурсия в амбулаторию «Кто нас лечит?» |
1 практ. |
3 |
3 неделя марта |
|
28. |
Полезные и вредные привычки |
1 теория |
4 |
4 неделя марта |
|
29. |
Уход за ногами |
1 теория |
1 |
1 неделя апреля |
|
30. |
Я и мои чувства: стыд |
1 теория |
2 |
2 неделя апреля |
|
31. |
Огонь – опасная игра! |
1 теория |
3 |
3 неделя апреля |
|
32. |
Азбука здоровья |
1 теория |
4 |
4 неделя апреля |
|
33. |
Я и мои чувства: обида |
1 теория |
1 |
1 неделя мая |
|
34. |
Безопасность при любой погоде: гроза |
1 теория |
2 |
2 неделя мая |
|
35. |
Посещение медицинского кабинета: мой вес и рост Выполнение коллажа «Радуга здоровья» |
1 практ. |
|
3 неделя мая |
|
36. |
Итоговое занятие
|
1 практ. |
|
4 неделя мая |
|
Календарно-тематический план второго года реализации программы
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Блок |
Сроки |
Дата прове- дения |
1. |
Питание-необходимое условие для жизни человека |
1 теория |
1 |
1 неделя сентября |
|
2. |
Тест «Что я знаю о здоровье» |
1 практ. |
2 |
2 неделя сентября |
|
3. |
Викторина по ЗОЖ |
1 теория |
3 |
3 неделя сентября |
|
4. |
«Овощной переполох» - приготовление салатов из овощей |
1 практ. |
4 |
4 неделя сентября |
|
5. |
Скелет – наша опора |
1 теория |
1 |
1 неделя октября |
|
6. |
Красивая осанка |
1 практ. |
2 |
2 неделя октября |
|
7. |
Злой волшебник табак |
1 теория |
3 |
3 неделя октября |
|
8. |
Уроки правильного питания. Тест «Правильно ли вы питаетесь?» |
1 теор.+ практ. |
4 |
4 неделя октября |
|
9. |
Правила здорового образа жизни |
1 теория |
1 |
1 неделя ноября |
|
10. |
Кто я? Какой я? |
1 теория |
2 |
2 неделя ноября |
|
11. |
Злой волшебник алкоголь |
1 теория |
3 |
3 неделя ноября |
|
12. |
Как нужно одеваться |
1 теория |
4 |
4 неделя ноября |
|
13. |
Сменная обувь. Зачем она? |
1 теория |
1 |
1 неделя декабря |
|
14. |
Надёжная защита - иммунитет |
1 теория |
2 |
2 неделя декабря |
|
15. |
Домашняя аптечка |
1 теория |
3 |
3 неделя декабря |
|
16. |
Дыхательная гимнастика |
1 практ. |
4 |
4 неделя декабря |
|
17. |
Зимние забавы |
1 практ. |
1 |
1 неделя января |
|
18. |
Источник энергии |
1 теория |
2 |
2 неделя января |
|
19. |
Злой волшебник - наркотик |
1 теория |
3 |
3 неделя января |
|
20. |
Откуда берутся грязнули |
1 теор.+прак. |
4 |
4 неделя января |
|
21. |
На зарядку – становись! |
1 теор.+ практ. |
1 |
1 неделя февраля |
|
22. |
Помоги себе сам |
1 теор.+ практ. |
2 |
2 неделя февраля |
|
23. |
Хорошее настроение |
1 теор.+ практ. |
3 |
3 неделя февраля |
|
24. |
Опрятность и аккуратность в одежде |
1 теория |
4 |
4 неделя февраля |
|
25. |
Воспитай себя |
1 теория |
1 |
1 неделя марта |
|
26. |
Мой характер |
1 теория |
2 |
2 неделя марта |
|
27. |
Первая помощь при ожогах |
1 практ. |
3 |
3 неделя марта |
|
28. |
Путешествие по городу Здоровье |
1 теория |
4 |
4 неделя марта |
|
29. |
Я выбираю движение |
1теор.+ практ. |
1 |
1 неделя апреля |
|
30. |
Груз привычек |
1 теория |
2 |
2 неделя апреля |
|
31. |
Травма. Можно ли уберечься от травм? |
1 теория |
3 |
3 неделя апреля |
|
32. |
Советы доктора Айболита |
1 теория |
4 |
4 неделя апреля |
|
33. |
Весёлые старты |
1 практ. |
1 |
1 неделя мая |
|
34. |
Поведение |
1 теория |
2 |
2 неделя мая |
|
35. |
Выполнение коллажа «Радуга здоровья» |
1 практ. |
|
3 неделя мая |
|
36. |
Итоговое занятие |
1теор.+ практ.
|
|
4 неделя мая |
|
Календарно-тематический план третьего года реализации программы
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Блок |
Сроки |
Дата прове- дения |
1. |
Тест «Как я отношусь к своему здоровью?» Мой вес и рост |
1 практ. |
1 |
1 неделя сентября |
|
2. |
Спортивная эстафета |
1 практ. |
2 |
2 неделя сентября |
|
3. |
Чем опасен электрический ток? |
1 теория |
3 |
3 неделя сентября |
|
4. |
Вода-источник жизни и здоровья |
1 теор.+ практ |
4 |
4 неделя сентября |
|
5. |
Ядовитая азбука |
1 теория |
1 |
1 неделя октября |
|
6. |
Общение: умение слушать и говорить |
1 теория |
2 |
2 неделя октября |
|
7. |
Компьютер – друг или враг? |
1 теория |
3 |
3 неделя октября |
|
8. |
Букет здоровья |
1 теор. + практ. |
4 |
4 неделя октября |
|
9. |
Вовка в яблочном царстве |
1 теор. + практ. |
1 |
1 неделя ноября |
|
10. |
Как ты растёшь? |
1 теория |
2 |
2 неделя ноября |
|
11. |
Просмотр и обсуждение мультфильмов о здоровье |
1 практ. |
3 |
3 неделя ноября |
|
12. |
Мёд – чудесный дар природы |
1 теория |
4 |
4 неделя ноября |
|
13. |
Игра-викторина по ЗОЖ «Цветик-семицветик» |
1 теория + практ. |
1 |
1 неделя декабря |
|
14. |
Хлеб –всему голова |
1 теория |
2 |
2 неделя декабря |
|
15. |
Уроки осторожности |
1 теория |
3 |
3 неделя декабря |
|
16. |
Цветы дома – это не только красота, но и здоровье |
1 теория |
4 |
4 неделя декабря |
|
17. |
Мы за чаем не скучаем! |
1 теор. + практ. |
1 |
1 неделя января |
|
18. |
Зимние забавы – катание с горок. |
1 практ. |
2 |
2 неделя января |
|
19. |
Пейте, дети, молоко, будете здоровы! |
1 теория |
3 |
3 неделя января |
|
20. |
Уроки правильного питания |
1 теория |
4 |
4 неделя января |
|
21. |
Вежливость и здоровье |
1 теория |
1 |
1 неделя февраля |
|
22. |
Книжная выставка «Здоровым быть здорово!» |
1 теория |
2 |
2 неделя февраля |
|
23. |
Берегите зрение |
1 теор. + практ. |
3 |
3 неделя февраля |
|
24. |
Уроки общения |
1 теория |
4 |
4 неделя февраля |
|
25. |
Какие врачи нас лечат |
1 теория |
1 |
1 неделя марта |
|
26. |
Фрукты – лакомство и лекарство |
1 теор. + практ |
2 |
2 неделя марта |
|
27. |
Самый лучший снеговик |
1 практ. |
3 |
3 неделя марта |
|
28. |
Праздник здоровья |
1 теор. + практ. |
4 |
4 неделя марта |
|
29. |
Смейся и будь здоров! |
1 практ. |
1 |
1 неделя апреля |
|
30. |
Учимся быть пешеходами |
1 теория |
2 |
2 неделя апреля |
|
31. |
Брейн-ринг «Если хочешь быть здоров» |
1 теория |
3 |
3 неделя апреля |
|
32. |
Динамическая прогулка «Движение – путь к здоровью» |
1 практ. |
4 |
4 неделя апреля |
|
33. |
Экологическая экскурсия «Чистое село» |
1 практ. |
1 |
1 неделя мая |
|
34. |
«Быстрее, выше, дальше» - Самоанализ физич. развития |
1 практ. |
2 |
2 неделя мая |
|
35. |
Выполнение коллажа «Радуга здоровья» |
1 практ. |
|
3 неделя мая |
|
36. |
Итоговое занятие |
1 теор. + практ. |
|
4 неделя мая |
|
Литература.
1.Аранская О. С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
2.Баранова С.В. Стань свободным от вредных привычек. – М.: ЦПФС «Единение»,2007. – 184 с.
3.Горбунова Н.А. Классные часы 4 класс. – Волгоград: Учитель – АСТ,2004. – 112с.
4.Давиденко Д.Н., Половников П.В., Глушков Ю.Ю. Здоровый образ жизни. - СПб.: 1996.
5.Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007. – 207 с – (Педагогика. Психология. Управление).
6.Журналы: «Спутник классного руководителя»
7.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.-240 с.
8.Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.
9.Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64 с.
10.Видеоуроки «Основы здорового образа жизни» 1-4 классы. - диск
Материалы подготовил(а): Пигина Светлана Николаевна
2018-12-23
Мне нравится | 1