Рабочая программа дополнительного образования детей 2-3 года
Тема: "Веселые краски"
Цель программы: развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через художественное творчество: рисование, аппликацию, лепку.
Библиотека материалов Дум Думыча
Рабочая программа дополнительного образования детей 2-3 года
«Веселые краски»
Выполнила: воспитатель первой квалификационной категории
Мухаева Ольга Николаевна
Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он, а наша задача помочь в его начинаниях.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, наклеивание из бумаги фигурок, создание различных героев и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Художественная деятельность дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. А также, важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.
Цель программы: развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через художественное творчество: рисование, аппликацию, лепку.
Задачи:
1. Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости.
2. Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.
3. Развивать интерес к различным техникам художественного творчества, развивать творческие способности.
4. Знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать несложные сюжеты и образы.
Занятия проводятся два раза в неделю в вторник/четверг длительностью 10 минут
Формы проведения:
Метод тычка
рисование кистью
лепка
обрывная аппликация, аппликация из мятой бумаги
рисование ватной палочкой; рисование ладошками.
Методы и приёмы используемые на занятиях:
• Создание игровой ситуации.
• Показ воспитателя.
• Использование движения руки.
• Проговаривание последовательности работы.
Принципы работы с детьми:
• доступность отбираемого материала;
• постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
• индивидуальный подход к детям;
Материал:
– гуашь;
– цветная бумага, картон;
– ватные палочки;
– ватные диски;
– клей;
– кисти;
– пластилин.
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать:
- о разнообразии техник художественной деятельности;
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
- аккуратно пользоваться кистью и клеем;
- отщипывать и придавать необходимую форму пластилину;
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- аккуратно и экономно использовать материалы.
Отчет о проделанной работе:
Организация выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
К концу года ребенок умеет:
В рисовании:
• Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
• знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их;
• передает различие предметов по величине;
• ритмично наносит штрихи, пятна;
• рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья);
• рисует предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор);
• создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок);
• знаком с нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками;
• украшает изделие, используя фломастеры, карандаши.
В лепке:
1. у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
2. Усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии (надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца.
3.Умеет пользоваться специальной стекой-печаткой.
4. Выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
5. Действовать по образцу воспитателя и словесному указанию воспитателя
6. мелкая моторика развита на достаточном уровне;
7. Проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
В аппликации:
1. Создаёт изображения предметов из готовых фигур
2. Украшает заготовки из бумаги разной формы.
3. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.
Перспективный план
Сентябрь |
|||
Неделя |
Вид деятельности |
Тема |
Образовательные задачи |
1 |
1.Рисование пальчиками |
«Пальчики палитра» |
Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование пальчиком». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук. |
2. Аппликация |
«Кубик на кубик»
|
Учить детей раскладывать кубики и квадраты в определённой последовательности (по размеру). Познакомить со способом нанесения кистью клея на обратную сторону фигуры от середины к краям ; учить прикладывать смазанной клеем стороной к листу бумаги и плотно прижимать её тряпочкой. Познакомить с синим цветом. |
|
2 |
1.(лепка- экспериментирование, рисование на тесте)
|
«Тили- тили, тесто … »
|
Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности материала, создание изображения на пласте теста: отпечатки ладошек. |
2. Рисование пальчиками |
«Мой любимый дождик»
|
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.
|
|
3. |
1.Аппликация |
«Репка» |
Учить детей составлять целое из двух частей. Закреплять умение наносить клей на детали и наклеивать их на лист, прижимая тряпочкой. Продолжать знакомить с желтым цветом, учить соотносить цвет с его наименованием. |
2.Лепка |
Знакомство с пластилином |
Познакомить детей с пластилином и его свойствами; познакомить с правилами работы с этим материалом. |
|
4. |
1.Рисование поролоновым тычком
|
«Орехи для белочки»
|
Познакомить детей с гуашевыми красками; учить детей пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами (коричневый); формировать интерес и положительное отношение к рисованию. |
2. Аппликация |
Фрукты в вазе |
Учить детей наносить клей на деталь и наклеивать её на лист. Продолжать знакомить с зелёным цветом, учить соотносить его с наименованием. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим |
Октябрь |
|||
Неделя |
Вид деятельности |
Тема |
Образовательные задачи |
1 |
1.Рисование карандашами |
«Дорожки для цыплят»
|
Вызвать у детей интерес к теме, к процессу рисования; учить держать карандаш в правой руке, тремя пальчиками; учить делать широкие плавные движения в любом направлении; вызывать и поддерживать чувство удовлетворения от процесса в результате деятельности. |
2.Аппликация |
«Ягоды клубники» |
Продолжать учить детей наклеивать детали на лист бумаги в нужном месте. Продолжать знакомить с красным цветом, учить соотносить цвет сего наименованием. Воспитывать отзывчивость и доброту. |
|
2 |
1. Лепка |
«Заборчик для петушка»
|
Обучать умению раскатывать прямыми движениями ладоней пластилин «колбаской», закрепляя свойство материала; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. |
2. Рисование |
«Осенние листочки» (рисование кисточкой) |
Продолжать знакомить детей с гуашевыми красками, учить правильно пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами и оттенками; учить различать кленовые листья; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. |
|
3 |
1.Аппликация |
Гриб |
Совершенствовать умение детей составлять аппликацию и наносить клей на детали. Учить сопровождать слова стихотворения соответствующими тексту движениями. Развивать точность и координацию движений. |
2. Лепка |
«Покормим птиц»
|
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. |
|
4 |
1.Рисование карандашами
|
«Поможем жучкам спрятаться в траве» |
Учить детей правильно держать в руке восковый карандаш, рисовать прямые вертикальные линии; закреплять знания цветов; вызывать интерес к рисованию цветными карандашами. |
2.Аппликация Из осенних листьев
|
«Ежик» |
Учить детей составлять композицию из сухих листьев, красиво располагая на листке картона, аккуратно работать с листвой и клеем.
|
Ноябрь |
|||
Неделя |
Вид деятельности |
Тема |
Образовательные задачи |
1 |
1.Рисование красками |
«Светит солнышко» |
Научить детей передавать в рисунке образ солнышка, сочетать округлую форму с прямыми линиями. Упражнять в умении отжимать лишнюю краску о край по-суды, уметь дополнять рисунок изображениями, соответствующими теме.
|
2.Аппликация Из салфеток (коллективная) |
«Рябинка для снегирей» |
Учить детей создавать образ рябины с помощью приклеивания комочков бумаги. Развивать
чувство формы, фактуры, тактильные
ощущения. Укреплять пальчики и кисти
рук. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать навыки в приклеивании готовых форм. |
|
2 |
1. Лепка |
«Мы накормим наших птичек!» |
Формировать умение у детей отщипывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, скатывать круговыми движениями ладоней, придавая правильную форму, фиксировать внимание на величине, количестве, цвете.
|
2. Рисование |
«Зонтики» |
Учить детей наносить кисточкой ритмические мазки только на поверхности зонта, не выходить за контур; Продолжать знакомить с цветом (красный). Развивать мелкую моторику, самостоятельность. Развивать речь, память, мелкую моторику, прививать интерес к рисованию, творчеству.
|
|
3 |
1.Аппликация с элементами рисования |
«Рыбки в аквариуме» |
Формировать у детей умение располагать и наклеивать предметы (рыбок); развивать у детей аккуратность при работе с клеем; дополнение рисование пальчиком- камешеки и пузурьки. |
2. Лепка |
«Колобок» |
Вызвать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей. Учить лепить предметы округлой формы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми движениями. |
|
4 |
1.Рисование Красками
|
«Первый снег» |
Учить детей рисованию тычками, белой гуашью на синем фоне. |
2.Аппликация
|
«Флажок»
|
Учить детей клеить флажок из 2 элементов разного цвета. |
Декабрь |
|||
Неделя |
Вид деятельности |
Тема |
Образовательные задачи |
1 |
1.Рисование |
«Снежные комочки» |
Учить рисовать предметы круглой формы, приёмам правильного закрашивания красками: вести кисть по ворсу, не выходить за контур; изображать округлые формы, разные по величине,заполняя свободное пространства листа; воспитывать интерес к рисованию красками, аккуратность.
|
2.Аппликация |
«Елочная игрушка» |
Учить детей наклеивать квадраты из бумаги и на основу готового круга. Развивать наглядно-образное мышление, воображение. |
|
2 |
1. Лепка пластилинография |
«Вырастала ёлка на горе»
|
Формировать умение детей, передавать в характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии.
|
2. Рисование |
«Снежок порхает, кружится» |
Создание образа снегопада. Закрепление приема рисования пальчиками или ватными палочками. Развития чувства цвета и ритма.
|
|
3 |
1.Аппликация коллективная |
«Праздничная елочка» |
Продолжать учить элементам бумажной пластики: разрывать бумажные салфетки на кусочки, сминать в комочки и приклеивать на силуэт ёлки. Разнообразить технику наклеивания: обмакивать мятые комочки в клей и прикреплять к фону, крепко прижимая. Развивать чувство формы, цвета и ритма. Воспитывать самостоятельность, интерес к изодеятельности. |
2. Лепка |
«Снеговики играют в снежки» |
Вызвать интерес к созданию сюжетной композиции в сотворчестве с педагогом и другими детьми, продолжать учить лепить шар, развивать чувство формы, мелкую моторику, воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
|
4 |
1.Рисование гуашью
|
«Зимнее дерево» |
Учить детей рисовать «Снежные шапки» на нарисованных заранее ветках деревьев, Продолжать формировать навык рисования кисточкой методом тычка. Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
Январь |
|||
Неделя |
Вид деятельности |
Тема |
Образовательные задачи |
1 |
1.Рисование |
«Дерево в снегу» |
Учить детей рисовать «Снежные шапки» на нарисованных заранее ветках деревьев, Продолжать формировать навык рисования пальчиком. Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
2 |
1. Лепка |
«Шарики для новогодней елки» |
Продолжать учить лепить предметы округлой формы, сплющивать пальчиками, прикреплять к основе (шарику), вызвать у детей радостное чувство, связанное с предстоящим праздником, воспитывать отзывчивость, доброту.
|
2. Рисование |
«Домик с забором» (рисование кисточкой) |
Учить проводить линии сверху вниз по ворсу; обмакивать кисть в краску по мере надобности; воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность.
|
|
3 |
1.Аппликация коллективная |
«В лесу родилась елочка» |
Учить детей наклеивать шаблон елочки на бумагу, завершая композицию рисованием пальчиком снегопада. |
2. Лепка |
«Украсим Кате чашку» |
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
|
|
4 |
1.Рисование восковыми карандашами
|
«Зимний узор»
|
Продолжать учить детей правильно держать карандаш; закреплять приобретённые ранее навыки рисования; закреплять знания цветов (синий, белый); продолжать формировать интерес к рисованию; развивать эстетическое восприятие. |
2.Аппликация |
«Варежки для маши» |
Учить детей располагать фигуры, аккуратно наклеивать их в ряд. Закрепить навыки наклеивания готовых деталей. Побуждать подбирать и размещать в ряд украшения для варежки. Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность.
|
Февраль |
|||
Неделя |
Вид деятельности |
Тема |
Образовательные задачи |
1 |
1.Рисование кисточкой |
«Полосатые варежки»
|
Учить детей рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирать краску на кисть, развивать восприятие цвета. |
2.Аппликация |
«Полосатый коврик для кота»
|
Упражнять детей составлять красивый коврик из полосок, чередующихся по цвету. Раскладывать цветные полоски на квадратном белом листе альбома чередуя цвета, приклеивать.
|
|
2 |
1. Лепка |
«Украсим торт»
|
Продолжать формировать умение детей составлять узор на круге. Закреплять умение, раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями,
|
2. Рисование |
«Снежинки» (рисование фломасте рами) |
Продолжать учить детей рисовать фломастерами, правильно держать его в руке, сильно не сжимать и не нажимать; украшать снежинки – рисовать прямые линии, дуги; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
|
|
3 |
1.Аппликация |
«Вот какие у нас кораблики!» |
Учить детей составлять изображение кораблика из готовых форм(трапеций и треугольников разного размера). Закрепить навык наклеивания готовых форм. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать любознательность. |
2. Лепка |
«Воздушные шары»
|
Закрепить умение. раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Формировать умение, прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы. |
|
4 |
1. Рисование фломастерами |
«Бусинки»
|
Продолжать учить детей правильно держать в руке фломастер, рисовать им, не делая сильного нажима; рисовать круги и заштриховывать их по кругу; закреплять знания цветов; воспитывать эстетическое восприятие. |
2.Аппликация |
«Блины на масленицу»
|
Познакомить детей с народным праздником Масленица. Совершенствовать навыки наклеивания готовых форм.
|
Март |
|||
Неделя |
Вид деятельности |
Тема |
Образовательные задачи |
1 |
1.Рисование карандашами
|
«Букет для мамы»
|
Закреплять умение рисовать слитные круги круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги, правильно держать его. Воспитывать у детей нежное, заботливое отношение к маме; |
2.Аппликация |
«Вот какой у нас букет!» |
Учить составлять композицию из готовых элементов-цветов и листиков: выбирать их по своему желанию и размещать на сложной форме (силуэте букета). Показать возможность изготовления цветка в технике бумажной пластики-из мятых комочков и рваных кусочков. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать чувство заботы о маме. |
|
2 |
1. Лепка |
«Клубочки для котёнка»
|
Формировать умение детей, приёму сворачивания длинной колбаски по спирали. Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины |
2. Рисование кисточкой |
«Капель»
|
Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать её всем ворсом в краску; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, изображать капель ритмом мазков. |
|
3 |
1.Аппликация |
«Воздушные шарики» |
Закреплять у детей практические навыки аппликации, учить правильно, располагать изображения на листе бумаги, наклеивать их. |
2. Лепка |
«Украсим туфельку»
|
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. |
|
4 |
1. Рисование |
«Нарядное платье для куклы» |
Учить детей правильно держать кисть, ритмично наносить мазки на силуэт платья; развивать восприятие цвета; закреплять знание основных цветов; развивать интерес и желание рисовать. |
2.Аппликация |
«Светофор» |
Учить детей составлять из заранее заготовленных кругов и прямоугольника изображение предмета и наклеивать его. |
Апрель |
|||
Неделя |
Вид деятельности |
Тема |
Образовательные задачи |
1 |
1.Рисование |
«Плывёт кораблик по весенним ручейкам» |
Продолжать учить детей ритмично проводить линии на листе бумаги, двигая кисть по ворсу; учить ориентироваться на листе бумаги; развивать интерес к рисованию. |
2.Аппликация |
«Слон – жонглёр» |
Учить малышей раскладывать детали в соответствующими по цвету по форме контуры и наклеивать их. |
|
2 |
1. Лепка |
«Пасхальное яйцо»
|
Познакомить детей с овальной формой; продолжать учить отщипывать пластилин и катать из него круговыми движениями горошины; учить способом надавливания указательным пальцем украшать пасхальное яйцо разноцветными горошинами из пластилина; закрепить названия основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный); развивать моторику рук. |
2. Рисование |
«Трава на лужайке» |
Упражнять детей в быстрых, ритмичных изобразительных действиях кистью; продолжать учить рисовать вертикальные линии (траву); воспитывать любовь к живой природе.
|
|
3 |
1.Аппликация |
«Комнатный цветок» |
Учить детей составлять цветок из частей, наносить клей на детали и наклеивать их на лист. Развивать восприятие и мышление |
2. Лепка (налеп из пластилина) |
«Бусы для мамы» |
Продолжать учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней и расплющивать пальцем сверху; развивать мелкую моторику рук;
|
|
4 |
1. Рисование |
«Подснежники» |
Учить детей рисовать тычками, создавая форму цветка. |
2.Аппликация |
«Светлая Пасха»
|
Закрепить умение детей пользоваться кистью, набирать небольшое количество клея на кисть, последовательно подбирать готовые части аппликации, приклеивать на нужное место, пользуясь образцом воспитателя. |
Май |
|||
Неделя |
Вид деятельности |
Тема |
Образовательные задачи |
1 |
1.Рисование |
«Деревья проснулись» |
Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю о край баночки; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, наблюдаемых явлений; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и обмакивая её в краску по мере необходимости; закреплять знания цветов; развивать желание рисовать. |
2.Аппликация |
«Мороженое |
Закрепить умение детей наклеивать подготовленные детали: намазывать клеем обратную сторону формы, прижимать изображение к бумаге всей ладонью, располагать круги в верхней части креманке разного размера. |
|
2 |
1. Лепка |
«Украсим Кате чашку»
|
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
|
2. Рисование |
«Вот какой у нас салют»
|
Формировать умение у детей рисованию огней салюта нетрадиционными приемами (примакивание томпоном, тряпочкой, пробкой)
|
|
3 |
1.Аппликация |
«Красивая салфетка» |
Учить детей составлять узор из кружков и квадратиков на бумажной салфетке квадратной формы, располагая кружки в углах квадрата и посередине, а квадратики – между ними. |
2. Лепка |
«Цветик - семицветик»
|
Формировать умение, передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости. Закреплять умение, использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой. |
|
4 |
1. Рисование |
«Гусеничка»
|
Учить детей располагать предметы (круги) на листе бумаги. Работать аккуратно. |
2.Аппликация |
«Одуванчик» |
Учить детей делать аппликацию из ватных дисков |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Доронова Т.Н.. Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 1992.
Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Т.Г Казакова. – М., 1980.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей. – М., 2005.
Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М., 1994.
6. Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста. Авт. – сост. Е.В. Полозова. Учебно – методическое пособие для воспитателей и методистов. Воронеж, 2007.
7. Развёрнутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт. – сост. В.И. Мустафаева (и др.). – Волгоград: Учитель, 2010.
8. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду / (Н.Б. Халезова, Н.А. Курокина. Г.С. Пантюхова). – М., 1986.
9. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей, - М., 2007.
10.Д. Н. Колдина Аппликация с детьми
11. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду I младшая группа». - М.: Т Ц Сфера, 2007
12. Янушко Е,А. «Аппликация с детьми раннего возраста» методическое пособие для воспитателей и родителей.-М.:-Мозаика-Синтез .: 2006.-64 с.
1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветные мотивы. М.: Скрипторий 2003,
2. Лыкова И.А. Изодеятельность в детском саду младшая группа. М.: Карапуз Дидактика, 2012;
3. Лыкова И. А. Цветные ладошки. М.: Карапуз дидактика, 2007.
4. Малышева А. Н., Ермолаева Н.В. Аппликация.
5. Румянцева Е. Аппликация. Простые поделки.М.: Айрис пресс, 2012.
Материалы подготовил(а): Мухаева Ольга Николаевна
Мне нравится | 4