Рабочая программа по изобразительному искусству. 1-4 кл

Разработана на основе рабочей программы по изобразительному искусству.1 – 4 классы. Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2015

Библиотека материалов Дум Думыча

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА СЕМИЛЕТКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы _____________Баязитова Г.Х.. _____________ Хаматгалиева Р.М. _____________ Гареева Л.Т.

Протокол №____от «___» __________2019г. «____» _________________2019г. Приказ №_____ «____»___________2019г.






Рабочая программа по изобразительному искусству

для начального общего образования на 2019 – 2023 учебные годы

Разработана на основе рабочей программы по изобразительному искусству.1 – 4 классы. Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2015





Составители рабочей программы:

учителя начальных классов: Ахкиямова И.Х. и др.




2019 год


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


Личностные универсальные учебные действия

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической
и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации
для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных
и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных
и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных
и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии
с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать)
в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров
в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание
в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.


Предметные результаты:


В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:

- будут сформированы первоначальные представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

- будут сформированы основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- овладеют практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

- овладеют элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации)

- будут сформированы основы художественной культуры: представление
о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве
и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;

- сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе
о младших и старших, ответственности за другого человека;

- появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала
в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;

- установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья
и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд
на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
;

- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

  • овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;

  • смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;

  • научатся применять художественные умения, знания и представления
    о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся
    с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;

  • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;

  • смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных
    и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать
    их специфику;

  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

  • приводить примеры ведущих художественных музеев России
    и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.


Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать
    в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура ит.д.), в природе, на улице, в быту;

  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.


Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости
    и в пространстве;

  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;

  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).


Выпускник получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной нообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

  • моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.



Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?

Выпускник научится:

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;

  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.


Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать/понимать:

- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

- известные центры народных художественных ремесел России;

- ведущие художественные музеи России;

уметь:

- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению), в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельной творческой деятельности;

- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.


Содержание учебного предмета, курса.

1 класс.

  

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ.  

         Ты учишься  изображать

Изображения, красота всюду вокруг нас. Экскурсия «В парке».Мастер Изображения учит видеть.Изображать можно пятном.Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы). Картина. Скульптура.Художники и зрители (обобщение темы).Художественный музей.

          Ты украшаешь

Мир полон украшений. Цветы. Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Красивые рыбы. Монотипия. Украшения птиц. Объёмная аппликация.  Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

          Ты строишь

Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Форма и конструкции природных домиков. Дом снаружи и внутри. Внутреннее устройство дома. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы). Прогулка по родному городу.

        Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны. Праздник птиц. Разноцветные жуки. Сказочная страна. Времена года.

Здравствуй, лето! Урок любования  (обобщение темы).

2 класс.

ИСКУССТВО И ТЫ

Как и чем работает художник?

Три основные краски – красная, синяя, желтая.

Пять красок — все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).


Реальность и фантазия

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).


О чём говорит искусство

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в различных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).


Как говорит искусство

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

3 класс.

Искусство в твоем доме

Здесь Мастера ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге выясняется, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, без Мастеров не было бы и самого дома.

Твои игрушки. Игрушки придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Создание игрушки из пластилина, глины или других материалов.

Посуда у тебя дома. Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись, украшение посуды. Роль Мастеров Постройки, Украшения, Изображения в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. При этом обязательно подчеркивается назначение посуды (для кого она, для какого случая).

Мамин платок. Эскизы платков для девочки, для бабушки. Платки, разные по содержанию, ритмике рисунка; колорит как средство выражения.

Обои и шторы в твоем доме Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная и т. д. Работу можно выполнить и в технике набойки.

Твои книжки. Художник и книга. Образ книги: иллюстрации, форма, шрифт, буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.

Поздравительная открытка
      Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
      
Материалы: бумага маленького формата, тушь, перо, палочка.
      
Зрительный ряд: слайды с гравюр по дереву (ксилография), по линолеуму (линогравюра), по металлу (офорт), с литографий; образцы детских работ в разных техниках.
      
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)
      В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши Мастера Изображения, Украшения, Постройки. Понимание роли каждого из них. Форма предмета и его украшение.
      На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ детей. Ведут беседу три Мастера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание того, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, должно стать итогом урока и одновременно открытием.


Искусство на улицах твоего города

      Все начинается «с порога родного дома». Данная тема и посвящена этому «порогу». И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула, но именно родная улица, идущая «у лица» твоего дома, исхоженная ногами.
      
Памятники архитектуры — наследие веков
      
Изучение и изображение архитектурного памятника родных мест.
      
Парки, скверы, бульвары
      
Архитектура; постройка парков. Образ парка: парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера (возможен коллаж).
      
Ажурные ограды
      
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе. Резные украшения сельских и городских деревянных домов. Проект ажурной решетки или ворот; вырезание их из сложенной цветной бумаги и вклеивание в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары».
      
Фонари на улицах и в парках
      
Какими бывают фонари. Форму фонарей тоже создает художник. Образы фонарей: праздничный, торжественный, лирический и т. д. Фонари на улицах городов как украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
      
Витрины магазинов
      
Роль художника в создании витрин, рекламы. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
      При наличии дополнительного времени можно сделать групповые объемные макеты.
      
Транспорт в городе
      
В создании форм машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
      
Что сделал художник на улицах моего города (села)
      
Опять должен возникнуть вопрос: «Что было бы, если бы Братья-Мастера ни к чему не прикасались на улицах нашего города?» На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно: это может быть панорама улицы, района — из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в экскурсоводов и журналистов. Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

Художник и зрелище

      В зрелищных искусствах Братья-Мастера принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце, на обобщающем уроке, можно устроить театрализованное представление.
      
Театральные маски
      
Маски разных времен и народов. Древние народные маски, театральные маски, маски на празднике.
      Конструирование выразительных острохарактерных масок.
      
Художник в театре
      
Вымысел и правда театра. Праздник в театре. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
      
Театр кукол
      
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные, тростевые куклы, куклы-марионетки. Работа художника над куклой, разнообразие персонажей. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
      
Театральный занавес
      
Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Создание эскиза занавеса к спектаклю (коллективная работа 2—4 человек).
      
Афиша, плакат
      
Значение афиши. Образ спектакля и его выражение в афише. Шрифт, изображение в афише. Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю.
      
Художник и цирк
      
Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
      
Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщение темы)
      Праздник в городе. Мастера Изображения, Украшения и Постройки помогают создать праздник. Выполнение эскиза украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей — родителей, детей.

Художник и музей

      Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными прикладными формами искусства, мы завершаем год темой об искусстве, произведения которого хранятся в музеях. Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России — хранители великих произведений русского и мирового искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться родной культурой, тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей, святыня для русской культуры, — Третьяковская галерея, и о ней в первую очередь нужно рассказать. Огромную роль сегодня играют Эрмитаж, Русский музей — центры международных художественных связей. И есть много малых, но интересных музеев и выставочных залов.
      Однако тема «Музеи» шире. Бывают не только музеи искусства, но и музеи других сторон человеческой культуры. Бывают и домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи просто личных памятных вещей. Они тоже часть нашей культуры. Братья-Мастера помогают в грамотной организации таких музеев.
      
Музеи в жизни города
      
Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города.
      
Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях
      
Что такое картина. Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
      
Картина-пейзаж
      
Знакомство со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
      Дети должны вспомнить, какое настроение можно выразить холодными и теплыми, глухими и звонкими цветами, что может получиться при их смешении.
      
Картина-портрет
      
Знакомство с жанром портрета. Изображение портрета по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
      
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
      
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Скульптуры-памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
            
Исторические картины и картины бытового жанра
      Знакомство с произведениями исторического и бытового жанров. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории Средневековья) или изображение своей повседневной жизни (завтрак в семье, игра и т. д.).
      
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)
      «Экскурсия» по выставке лучших работ за год. Праздник искусств по своему собственному сценарию. Подведение итогов на тему «Какова роль художника в жизни каждого человека».

4 класс.

Каждый народ-художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)

 Истоки родного искусства

Пейзаж родной земли.

Красота природы в произведениях русской живописи.

Деревня — деревянный мир.

Украшения избы и их значение.

Красота человека.

Образ русского человека в произведениях художников.

Календарные праздники.

Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей Земли

Родной угол.

Древние соборы.

 Города Русской земли.

Древнерусские воины-защитники.

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

Узорочье теремов.

Пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ — художник

Страна Восходящего солнца.

Образ художественной культуры Японии.

Образ женской красоты.

Народы гор и степей.

Юрта как произведение архитектуры.

Города в пустыне.

Древняя Эллада.

Мифологические представления Древней Греции.

Европейские города Средневековья

Образ готического храма.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Искусство объединяет народы

Материнство.

Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.

Мудрость старости.

Сопереживание.

Герои - защитники.

Героическая тема в искусстве разных народов.

Юность и надежды.

Искусство народов мира (обобщение темы).


Тематическое планирование

1 класс


урока

Раздел/ тема

Количество часов, отводимых на изучение темы

Примечание

Раздел 1: Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (10 ч.)

1

Ты учишься изображать. Инструктаж по ТБ.

1


2

Все дети любят рисовать.

Наблюдение за природой.

1


3

Изображения всюду вокруг нас

1


4

Материалы для уроков изобразительного искусства. В гостях у Золотой осени.

1


5

Мастер Изображения учит видеть.

1


6

Изображать можно пятном.

1


7

Изображать можно в объёме.

1


8

Изображать можно линией.

1


9

Разноцветные краски.

1


10

Художник К.Давлеткильдеев «Башкир-охотник».

Художники и зрители.

1



Раздел II: Ты украшаешь. ( 8ч.)




11

Мир полон украшений.

1


12

Красоту нужно уметь замечать.

1


13

Цветы. Растения нашего края.

1


14

Узоры на крыльях.

1


15

Красивые рыбы.

1


16

Б.Домашников «Птицы улетают».Украшения птиц.

1


17


Мастер Украшения помогает сделать праздник.

1


18

Инструктаж по ТБ. Узоры, которые создали люди.

1



Раздел III. Ты строишь (9ч.)



19

Постройки в нашей жизни.

1


20

Дома бывают разными.

1


21

Поздравляем пап и мам



22

Домики, которые построила природа.

1


23

Снаружи и внутри.

1


24

Столица – Уфа.

Строим город.

1


25

Всё имеет свое строение.

1


26

Строим вещи.

1


27

Село, в котором мы живём.

1



РазделIV. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу(6ч)



28

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

1


29

Праздник птиц.

1


30

Разноцветные жуки.

1


31

Праздничный салют.

1


32

Музеи Башкортостана. Экскурсия в музей.

1


33

Времена года.Здравствуй, лето!


1










2 класс


урока

Раздел/ тема

Количество часов, отводимых на изучение темы

Примечание

Раздел 1: Чем и как работают художники (8 ч.)

1

Три основные краски, строящие многоцветие мира. Инструктаж по ТБ.

1


2

Пять красок – все богатство цвета и тона.

1


3

Пастель и цветные мелки, акварель – выразительные возможности

1


4

Выразительные возможности аппликации.

1


5

Выразительные возможности графических материалов.

1


6

Выразительность материалов для работы в объеме.

1


7

Выразительные возможности бумаги.

1


8

Для художника любой материал может стать выразительным

1


Раздел 2: Реальность и фантазия. (7ч)


9

Изображение и реальность.

1


10

Изображение и фантазия.

1


11

Украшение и реальность.

1


12

Украшение и фантазия.

1


13

Постройка и реальность.

1


14

Постройка и фантазия.

1


15

«Братья – Мастера» всегда работают вместе

1


Раздел 3: О чем говорит искусство (8 ч)

16

Выражение характера изображаемых животных.

1


17

Выражение характера человека в изображении; мужской образ .Башкирский наездник.

1


18

Выражение характера человека в изображении; женский образ. Башкирская красавица. Инструктаж по ТБ.

1


19


Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

1


20

Изображение природы в разных состояниях.

1


21

Выражение характера человека через украшение. Башкирский орнамент

1


22

Образ здания. Проект «Башкирская юрта»

1


23

В изображении, украшении постройке человек выражает свои чувства, своё отношение к миру

1


Раздел 4: Как говорит искусство (11 ч)

24

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Башкирский коврик

1


25

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета

1


26


Линия как средство выражения: ритм линий.

1


27

Линия как средство выражения: характер линий.

1


28

Ритм пятен как средство выражения.

1


29

Ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа

1


30

Проект «Весна»

1


31

Пропорции выражают характер.

1


32

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности

1


33

Скоро лето!

1


34

Коллективное панно «Здравствуй, лето!»

1


3 класс


урока

Раздел/ тема

Количество часов, отводимых на изучение темы

Примечание

Раздел 1: Искусство в твоем доме (9 ч)

1

Инструктаж по ТБ. Мастера Изображения, Постройки и Украшения

1


2

Твои игрушки

1


3

Посуда у тебя дома.

1


4

Обои и шторы в твоем доме.

1


5

Мамин платок.

1


6-7

Твои книжки.

2


8

Поздравительная открытка.

1


9

Труд художника для твоего дома.

1


Раздел 2: Искусство на улицах твоего города (7 ч)

10

Памятники архитектуры —наследие веков. Архитектура г.Дюртюли.

1


11

Парк Якутова в Уфе.

Парки, скверы, бульвары.

1


12

Ажурные ограды

Башкирские узоры

1


13

Волшебные фонари.

1


14

Витрины . Витрины магазинов в г.Дюртюли.


1


15

Удивительный транспорт.

1


16

Труд художника на улицах твоего села .

1


Раздел 3: Художник и зрелище (8 ч)

17

Инструктаж по ТБ. Художник в цирке. Цирк в Уфе

1


18

Художник в театре. Театры г. Уфы

1


19-20

Театр кукол.Театр кукол в Уфе.

2


21

Маски

1


22

Афиша и плакат.

1


23-24

Праздник в городе, селе. Праздник Навруз.

2


Раздел 4: Художник и музей (11 ч)

25

Музей в жизни города.

Музеи Уфы, Дюртюли.

1


26

Музеи искусства

1


27

Картина-пейзаж.

1


28-29

Картина-портрет.

2


30-31

Картина –натюрморт.

2


32

Картины исторические и бытовые.

1


33

Картины исторические и бытовые. Произведения башкирских художников


1


34

Скульптура в музее и на улице. Памятники в г. Дюртюли. Каждый человек - художник

1



4 класс

урока

Раздел/ тема

Кол-

во часов

Примечание


Раздел 1: Истоки родного искусства (8ч)




Пейзаж родной земли. Инструктаж по ТБ.


1


Красота природы в произведениях русской живописи, творчестве башкирских художников.

1


Деревня – деревянный мир.

1


Украшение деревянных построек и их значение.


1


Образ традиционного русского дома.


1


Образ красоты человека. Женский портрет.


1


Образ красоты человека. Башкирская красавица.

1


Народные праздники. Сабантуй.


1


Раздел 2: Древние города нашей земли (7ч)

Родной угол. Уклад жизни башкир.

1


Древние соборы. Соборы Уфы.


1


Города Русской земли.


1


Древнерусские воины – защитники.


1


«Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва»

1


Узорочье теремов.


1


Пир в теремных палатах.


1


Раздел 3: Каждый народ – художник (12 ч)

Страна восходящего солнца.

1


Искусство оригами.

1


Образ художественной культуры Японии.

1


Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры.


1


Народы гор и степей. Башкирский национальный костюм.


1


Народы гор и степей. Башкирская утварь.

1


Города в пустыне.

1


Древняя Эллада.


1


Древняя Эллада. Олимпийские игры. Участники олимпийских и паралимпийских игр из Башкортостана.


1


Европейские города Средневековья.


1


Европейские города Средневековья. Образ готического храма в средневековом городе.


1


Многообразие художественных культур в мире.


1


Раздел 4: Искусство объединяет народы (8 ч)

Материнство.

1


Материнство. Образ Богоматери в русском и западно-европейском искусстве.

1


Мудрость старости.

1


Сопереживание. Дорогою добра.

1


Герои – защитники. Памятники героям войны в Уфе,

в г. Дюртюли.

1


Юность и надежды.

1


Искусство народов мира. Каждый народ – художник. Обобщающий урок.

1



Материалы подготовил(а): Ахкиямова Ирина Хадисовна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение