Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. УМК "Школа России"

Данная программа составлена на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказа Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 19.10.2009) "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
3. Авторской про¬граммы Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина, г. Москва, «Просвещение» 2015г.
4. Учебники: Литературное чтение 3 класс / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий/ – Москва, Просвещение, 2015 г. Входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Библиотека материалов Дум Думыча


  1. Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе:

  1. Закона «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказа Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 19.10.2009) "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  3. Авторской про­граммы Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина, г. Москва, «Просвещение» 2015г.

  4. Учебники:  Литературное чтение 3 класс / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий/ – Москва, Просвещение, 2015 г. Входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.


Целями изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе являются:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;

  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова,

  • формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.


Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, компьютерный контроль.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и общие предметные результаты.

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

- самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

- собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

- составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

- принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

- формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

- определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока; - фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);

- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);

- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре; - предлагать варианты устранения причин неудач на уроке; - осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

- формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;

- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

- осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

- оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания; - определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;

- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов); анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

- фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;

- записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;

- предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

- определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;

- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

- предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

- определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;

- сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;

- соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией кар тины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;

- сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

- сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

- находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

- сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9— 10 предложений;

- понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;

- предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора; определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

- высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

- понимать цель своего высказывания;

- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

- создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

- объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;

- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

- опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

- определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;

- определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;

- руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;

- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

- готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

- озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

- формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

- пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

- участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

- создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

- способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

- демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

- предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации; - определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

- использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях; - отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

- определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

- определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

- оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

- искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

- обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

- находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций; находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами;

- самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

- использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

- озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Обучающиеся научатся:

- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;

- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

- рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;

- самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;

- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;

- формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;

- делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

- находить в произведениях средства художественной выразительности;

- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке; пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.

Творческая деятельность

Обучающиеся научатся:

- сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

- писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;

- пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;

- сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

- писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся научатся:

- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте; осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;

- находить в произведении средства художественной выразительности. Учащиеся получат возможность научиться:

- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.


  1. Содержание учебного предмета

Наименование раздела

Основные виды деятельности обучающихся

1

Самое великое чудо на свете.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы. Читать текст друг другу. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

2

Устное народное творчество.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану, находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Участвовать в подготовке проекта.

3

Поэтическая тетрадь.

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихотворения, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

4

Великие русские писатели.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на тест или пользуясь словарём в учебнике и толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображённые события и скрытый смысл.

5

Литературные сказки.

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок, определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев литературной сказки, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

6

Были – небылицы.

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям.

7

Люби живое.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая из произведения слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

8

Собирай по ягодке - наберешь кузовок.

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы, подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений, выделять эпизоды, которые вызывают смех, определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

9

По страницам детских журналов.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя нужный и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

10

Зарубежная литература.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору, записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.






п/п

Наименование разделов (или тем)

Общее количество часов на изучение раздела (тем)

Из них

Чтение наизусть

Контроль знаний (вид)

Проекты

ВПМ

«Живое слово»

Метапредметных проектов

1

Самое великое чудо на свете.

3

-

-

-

1

-

2

Устное народное творчество.

15

1

1 – вводная контрольная работа
тест №1

1

2

1(изо - лит.чт)

3

Поэтическая тетрадь №1.

11

5

тест №2

-

2

1 (лит.чт- музыка)

4

Великие русские писатели.

23

5

тест №3

-

7

-

5

Поэтическая тетрадь №2.

6

3

1 – промежуточная контрольная работа

тест №4

-

1

-

6

Литературные сказки.

10

-

тест №5

-

2

-

7

Были - небылицы.

12

-

тест №6

-

3

-

8

Поэтическая тетрадь №3.

6

3

-

1

-

-

9

Люби живое.

14

-

тест №7

-

2

-

10

Поэтическая тетрадь №4.

8

5

тест №8

1

1

-

11

Собирай по ягодке - наберешь кузовок.

11

-

тест №9

-

1

-

12

По страницам детских журналов.

9

1

тест №10

1

2

-

13

Зарубежная литература.

8

-

1 – итоговая контрольная работа

тест №11

-

3

-


Итого

136

23

1 – входящая контрольная работа

1 – промежуточная контрольная работа

1 – итоговая контрольная работа

12 – тестов

4

27

2







  1. Календарно-тематическое планирование

п/п

п/т

Тема урока

Дата/план

Дата/факт

Количество часов

Дом. зад.

Самое великое чудо на свете – 3 часа

1

1

Рукописные книги Древней Руси.



1

Прочитать текст на с. 6-7, доработать сообщение. Подобрать материал о первопечатнике Иване Фёдорове.

2

2

Первопечатник Иван Федоров.



1

Подготовить краткий рассказ о первых книгах или рассказ об Иване Фёдорове.

3

3

ВПМ «Живое слово». Работа с текстом.



1

Задания в тетради с печатной основой.

Устное народное творчество – 15 часов

4

1

Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические и шуточные.



1

1.Ознакомиться с новой песенкой про Ваню на с. 17.

2.Выучить любую песню наизусть. Принести на урок изделия народного декоративно-прикладного творчества.

5

2

Докучные сказки. Проект «Сочинение докучных сказок». Произведения прикладного искусства: гжельская, хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.



1

Закончить проект. Сочинить свою докучную сказку (в сказке должна быть неожиданная концовка), записать её в рабочую тетрадь.

6

3

Устное народное творчество. Взаимосвязь фольклорных жанров.



1

Читать произведения малых жанров

7

4

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».



1

Подготовить выразительное чтение сказки.

8

5

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».



1

Выполнить задание 9 на с. 27 учебника.

9

6

ВПМ «Живое слово». Работа с текстом.



1

Задания в тетради с печатной основой.

10

7

Вводная контрольная работа.



1

Задания в тетради с печатной основой.

11

8

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк». Словесное составление портретов героев сказки.



1

Перечитать сказку, приготовиться читать её выразительно. Нарисовать иллюстрации.

12

9

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк». Сравнение художественного и живописного текстов.



1

Выписать пословицу из сказки в рабочую тетрадь, объяснить смысл.

13

10

Русские народные сказки.



1

Задания в тетради с печатной основой.

14

11

Русская народная сказка «Сивка-Бурка». Характеристика главных героев.



1

Разделить текст сказки на части, подготовить чтение без ошибок. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.

15

12

Русская народная сказка «Сивка-Бурка».



1

Подготовить пересказ сказки.

16

13

Нравственные уроки сказки. Русская народная сказка «Сивка-Бурка». Тест №1.



1

Найти в энциклопедиях сведения о жизни и творчестве художников-иллюстраторов В. Васнецова, И. Билибина.

17

14

ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов.



1

Нарисовать иллюстрации.

18

15

Метапредметный проект «Детская книжка - игрушка». Сочинение сказок. Создание иллюстраций.



1

Закончить проект.

Поэтическая тетрадь №1 – 11 часов

19

1

Особенности поэтического языка. Образные средства Ф. И.Тютчев «Весенняя гроза». ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Стили текста.



1

Выучить стихотворение Ф. Тютчева с. 62. Нарисовать иллюстрации.

20

2

Стихи русских поэтов об осени. Ф. И.Тютчев «Листья». Сочинение – миниатюра «О чем расскажут осенние листья».



1

1.Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению Ф. Тютчева. 2.Приготовить выразительное чтение стихотворения.

3.Выполнить задание 4 на с. 63.

21

3

А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь…». Образные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры.



1

1.Выучить наизусть одно из стихотворений А. Фета.

2.Нарисовать к нему иллюстрацию.

22

4

ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Стили текста.



1

Задания в тетради с печатной основой.

23

5

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать…». Составление описания картин природы.



1

Нарисовать иллюстрации к стихотворению и выучить отрывки к этим иллюстрациям.

24

6

И. С. Никитин «Встреча зимы». Создание динамичности картин при помощи поэтической речи.



1

1.Выучить понравившийся отрывок. По желанию нарисовать иллюстрации.

2.Выполнить задание 7 на с. 71.

25

7

Метапредметный проект «Времена года». Природа в произведениях поэтов и композиторов.



1

Закончить проект.

26

8

Стихи поэтов-классиков для детей.



1

Задания в тетради с печатной основой.

27

9

И.З.Суриков «Детство». Работа над интонацией в зависимости от содержания стихотворного текста.



1

Выучить наизусть первые четыре четверостишия из стихотворения «Детство». По желанию сделать иллюстрации к любимому отрывку.

28

10

Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении И.З.Суриков «Зима».



1

Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зима».

29

11

Образ русской природы в произведениях поэтов. Обобщение изученного материала. Тест №2.



1

Задания в тетради с печатной основой.

Великие русские писатели – 23 часа

30

1

ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Стили текста.



1

Задания в тетради с печатной основой.

31 – 32

2 – 3

А. С. Пушкин «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета». Особенности поэтических образов русской природы.



2

1.Подготовить выразительное чтение стихотворения «За весной, красой природы…».

2.Узнать новое о жизни и творчестве А. С. Пушкина.

3.Выучить любое понравившееся стихотворение.

33

4

А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Сравнительный анализ произведений.



1

Подготовить выразительное чтение стихотворений «Зимнее утро», «Зимний вечер».

34

5

ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Стили текста. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки.



1

Прочитать сказку.


35

6

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Характеристика героев сказки.



1

1.Прочитать отрывок с. 102-118. Разделив на части. 2.Проиллюстрировать прочитанную часть сказки.

36

7

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Нравственный смысл сказки.



1

1.Прочитать отрывок со слов «… Князь у синя моря ходит…» до конца сказки с. 118-128. Разделив на части.

2.Проиллюстрировать прочитанную часть сказки.

37

8

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». «Сказки А.С.Пушкина».



1

Выучить отрывок из сказки.

38

9

ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Главная мысль текста.



1

Задания в тетради с печатной основой.

39

10

Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Мораль басни И. А. Крылова «Мартышка и очки».



1

1.Подготовить сообщение о И. Крылове.

2.Выучить басню наизусть.

40

11

Нравственный урок и мораль басни И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна».



1

Подготовить выразительное чтение.

41

12

Басня «Ворона и лисица». Характеристика героев басен И. А. Крылова на основе их поступков.



1

Выучить басню наизусть.

42

13

ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Главная мысль текста.



1

Задания в тетради с печатной основой.

43

14

М. Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…». Скрытый, переносный смысл произведений поэта.



1

1.Подготовить сообщение о М. Лермонтове.

2.Подготовить выразительное чтение стихотворений. Сделать к ним иллюстрации.

44

15

М. Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень». Роль образных средств языка в поэзии.



1

Выучить понравившееся стихотворение М. Лермонтова.

45

16

Подготовка сообщения на основе статьи о детстве и творчестве Л. Н. Толстом. Тема и главная мысль рассказа «Акула».



1

1.Перечитать рассказ Л. Н. Толстого, подготовить сообщение о писателе. 2.Подготовить пересказ текста, выбрав любой план к рассказу из данных на с. 156.

46

17

Л. Н.Толстой «Прыжок». Основная мысль и тема.



1

1.Перечитать текст. Подготовить пересказ от имени мальчика. 2.Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

47

18

ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Главная мысль текста.



1

Задания в тетради с печатной основой.

48

19

Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Основная мысль и тема.



1

1.Найти определение слов «доброта» и «трагедия».

2.Подготовить пересказ текста, нарисовать иллюстрации к нему.

49

20

Особенности прозаического лирического текста. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». Сравнение рассказов. Сравнение текстов разных видов (текст - рассуждение, текст-описание).



1

Повторить произведения, которые прочитали в разделе «Великие русские писатели».

50

21

Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели». Тест №3.



1

Задания в тетради с печатной основой.

51

22

ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Главная мысль текста.



1

Задания в тетради с печатной основой.

52

23

ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Главная мысль текста.



1

Задания в тетради с печатной основой.

Поэтическая тетрадь 2 – 6 часов

53

1

Стихи о природе Н. А. Некрасова «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…»



1

Выучить стихотворение «Не ветер бушует над бором…» наизусть.

54

2

Повествовательное произведение в стихах «Дед Мазай и зайцы».



1

Выучить наизусть понравившийся отрывок.

55

3

К.Д.Бальмонт «Золотое слово». Работа над выразительным чтением.



1

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

56

4

И.А.Бунин. Анализ лирических произведений.



1

Выучить стихотворение «Детство». Нарисовать иллюстрации к стихам.

57

5

Обобщение по теме «Русская поэзия». Творческая мастерская. Промежуточная контрольная работа за 1 полугодие.



1

Задания в тетради с печатной основой.

58

6

ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. Тест №4.



1

Задания в тетради с печатной основой.

Литературные сказки – 10 часов

59

1

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Взаимосвязь литературной и народной сказки.



1

Найти «Алёнушкины сказки» и прочитать сказку «Про Комара-Комаровича».

60

2

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца…». Характеристика главных героев сказки



1

Подготовить пересказ от имени зайца.

61

3

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки.



1

Подготовить выразительное, безошибочное чтение сказки.

62

4

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». Составление характеристики лягушки. Составление смешных историй.



1

Придумать сказку к поговорке «Хвастовство само себя наказывает».

63

5

ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов



1

Задания в тетради с печатной основой.

64

6

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок.



1

Дочитать сказку «Мороз Иванович».

65

7

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев сказки. Подробный и выборочный пересказ.



1

Подготовить пересказ сказки «Мороз Иванович».

66

8

В.Ф.Одоевский « Мороз Иванович». Сравнительная характеристика главных героинь сказки.



1

Задания в тетради с печатной основой.

67

9

Обобщение по теме «Ли­тературные сказки». Тест №5.



1

Задания в тетради с печатной основой.

68

10

ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. Работа с художественным текстом.



1

Задания в тетради с печатной основой.

Были-небылицы – 12 часов

69

1

М. Горький «Случай с Евсейкой». Знакомство с героями произведения. Прием сравнения – основной прием описания подводного царства в рассказе М. Горького.



1

1.Прочитать текст, подготовить выразительное чтение.

2.Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.

70

2

М. Горький «Случай с Евсейкой». Прием сравнения – основной прием описания подводного царства в рассказе М. Горького.



1

Задания в тетради с печатной основой.

71

3

М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.



1

Придумать продолжение сказки.

72

4

ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. Работа с художественным текстом.



1

Задания в тетради с печатной основой.

73

5

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Жанр произведения. Герои, характеристика героев.



1

1.Прочитать до слов «Должно быть, ворона воровала…» с. 19.

2.Найти материал о жизни и творчестве К. Паустовского.

74

6

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Выборочный пересказ.



1

Дочитать текст до конца.

75

7

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Обучение разным видам творческого пересказа.



1

Найти книги и прочитать рассказы К. Паустовского.

76

8

ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. Работа с художественным текстом.



1

Задания в тетради с печатной основой.

77

9

А.И.Куприн «Слон». Тема и проблема произведения.



1

Прочитать рассказ и попытаться разделить его на части.

78

10

А.И.Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана. Пересказ.



1

Подготовить пересказ по составленному плану.

79

11

А.И.Куприн «Слон». Деление на части. План рассказа.



1

Придумать свою невероятную историю с обычными вещами.

80

12

ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. Работа с художественным текстом. Тест №6.



1

Задания в тетради с печатной основой.

Поэтическая тетрадь 3 – 6 часов

81 – 82

1 – 2

С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка», «Воробей», «Слон». Работа над выразительным чтением.



2

1.Подготовить выразительное чтение стихотворения.

2.Выучить стихотворение, которое больше всего понравилось. Нарисовать иллюстрацию к выбранному стихотворению.

83 – 84

3 – 4

Картины зимних забав в стихах А. Блока.



2

1.Прочитать стихотворение выразительно, выучить наизусть.

2.Выучить стихотворение, которое больше всего понравилось.

85

5

С. А. Есенин «Черемуха». Сравнение стихотворений разных авторов на одну тему.



1

1.Подготовить выразительное чтение стихотворения.

2.Нарисовать иллюстрации к стихам этого раздела.

3.Найти и прочитать другие стихи поэтов первой поэтической тетради.

86

6

Проект «Стихи и рассказы о животных. Организация стенда «Мы в ответе за тех, кого приручили».



1

Закончить проект.

Люби живое – 14 часов

87

1

М.М.Пришвин «Моя Родина». Работа над главной мыслью рассказа.



1

Придумать свой рассказ о том, кА вы были в лесу летом. План записать в рабочую тетрадь.

88

2

ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. Работа с художественным текстом



1

Задания в тетради с печатной основой.

89

3

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Определение жанра произведения.



1

Прочитать рассказ И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

90

4

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Составление рассказа о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста.



1

Придумать продолжение этой истории. Записать её в тетрадь. Какие ещё приключения могли бы произойти с зайчонком?

91

5

В. И. Белов «Малька провинилась». Оглавление текста, герои рассказа.



1

Подготовить пересказ от имени Малька.

92

6

В. И. Белов «Ещё раз про Мальку». Главные герои рассказа, их характеры.



1

Придумать свою историю про Мальку. Записать в рабочей тетради, какой вы представляете себе Мальку.

93

7

В. В. Бианки «Мышонок Пик». Построение рассказа.



1

Прочитать весь рассказ.

94

8

В. В. Бианки «Мышонок Пик». Главные герои рассказа, их характеры.



1

Найти эту сказку и прочитать её окончание.

95

9

В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав.



1

Задания в тетради с печатной основой.

96

10

Б. С. Житков «Про обезьянку». Герои рассказа.



1

Перечитать рассказ. Постараться читать без ошибок.

97

11

Б.С. Житков «Про обезьянку». Основные моменты рассказа, краткий пересказ.



1

Сочинить историю о том, как у вас появилась в доме обезьянка. Нарисовать иллюстрации к понравившимся отрывка.

98

12

В. П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения.



1

Подготовить пересказ текста от имени глухарки.

99

13

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится…». Нравственный смысл рассказа



1

Задания в тетради с печатной основой.

100

14

ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. Работа с художественным текстом. Тест №7.



1

Задания в тетради с печатной основой.

Поэтическая тетрадь №4 – 8 часов

101

1

С. Маршак «Гроза днем». Заголовок стихотворения.



1

Выучить стихотворение.

102

2

С. Маршак «В лесу над росистой поляной». Заголовок стихотворения. Отработка выразительности.



1

Выучить стихотворение.

103 – 104

3 – 4

А. Л. Барто «Разлука», «В театре». Выразительное чтение.



2

1.Подготовить выразительное чтение стихотворения.

2.Прочитать стихотворения, взять в библиотеке сборник стихов А. Барто и наиболее понравившееся произведение выучить наизусть.

105

5

С. В. Михалков «Если». Заголовок стихотворения. Выразительное чтение.



1

Выучить стихотворение «Если».

106

6

Е.А. Благинина «Кукушка», «Котенок». Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. Тест №8.



1

Выучить стихотворение по выбору.

107

7

ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. Работа с научным текстом.



1

Задания в тетради с печатной основой.

108

8

Проект «Праздник поэзии».



1

Закончить проект.

Собирай по ягодке - соберёшь в кузовок – 11 часов

109

1

Прогнозирование содержания раздела. Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – соберешь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения.



1

Подготовить рассказ о своём друге.

110

2

А. П. Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа, особенности речи героев. Чтение по ролям.



1

1.Подумать, какой цветок увидели дед с внуком, и нарисовать его. 2.Подготовить выразительное чтение рассказа.

111

3

ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. Работа с научным текстом.



1

Задания в тетради с печатной основой.

112

4

А. П. Платонов «Еще мама». Чтение по ролям.



1

1.Подготовить выразительное чтение рассказа.

2.Придумать продолжение этого рассказа: как вернулся Артём из школы, и какими впечатлениями он поделился с мамой.

113

5

М. М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Главная мысль произведения. Герои.



1

Задания в тетради с печатной основой.

114

6

М. М. Зощенко «Золотые слова». Особенности юмористического рассказа.



1

Составить краткий пересказ текста.

115

7

М. М. Зощенко «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Герои. Восстановление порядка событий.



1

1.Приготовить иллюстрации к рассказу (по желанию).

2.Подготовить краткий пересказ без прямой речи.

116

8

Н. Н. Носов «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка.



2

1.Подготовить выразительное чтение рассказа.

2.Задания в тетради с печатной основой.

117 – 118

9 – 10

Н. Носов «Телефон». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка.



1

1.Найти и принести на урок рассказ В. Драгунского «Друг детства».

2.Задания в тетради с печатной основой.

119

11

В. Драгунский «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова. Тест №9.



1

1.Читать рассказы писателей, с творчеством которых ознакомились на уроках.

2.Задания в тетради с печатной основой.

По страницам детских журналов – 9 часов

120

1

ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. Работа с научным текстом.



1

Задания в тетради с печатной основой.

121

2

ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. Работа с научным текстом.



1

Задания в тетради с печатной основой.

122

3

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. «Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые журналы.



1

1.Задания в тетради с печатной основой.

2.Подготовить пересказ понравившейся журнальной статьи.

123

4

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Герои рассказа.



1

Подготовить выразительное чтение рассказа.

124

5

Ю. И. Ермолаев «Проговорился». Главные герои рассказа, их характеры.



1

1.Составить вопросы по прочитанному рассказу для одноклассников. 2.Подготовить чтение по ролям.

3.Найти материал о писателе Ю. Ермолаеве.

125

6

Ю. И. Ермолаев «Воспитатели». Пересказ.



1

1.Читать детские журналы. Подготовить интересный материал из них.

2.Задания в тетради с печатной основой.

126

7

Г. Остер «Вредные советы». Проект « Создание собственного сборника добрых советов».



1

1.Закончить проект. Попробовать сочинить вредный совет.

2.Выучить понравившийся из написанных Г. Остером.

127

8

Г. Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда. Легенды своей семьи, своего города, своего дома. Пересказ.



1

1.Найти и принести в класс стихи Р. Сефа. 2.Подготовить выразительное чтение одного стихотворения.

128

9

Р. Сеф. «Весёлые стихи». Выразительное чтение. Оценка достижений. Тест№10.



1

1.Попробовать сочинить свои весёлые стихи.

2.Принести в класс любимый журнал. Приготовить пересказ любого произведения из него или выразительное чтение.

3.Придумать собственный журнал: о чём он мог бы быть, как бы вы его назвали, что в него включили. Нарисовать обложку своего журнала.

Зарубежная литература – 8 часов

129

1

ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. Работа с научным текстом.



1

Задания в тетради с печатной основой.

130

2

ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. Работа с научным текстом.



1

Задания в тетради с печатной основой.

131

3

Итоговая контрольная работа.



1

Задания в тетради с печатной основой.

132

4

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». Жанровое своеобразие мифа.



1

1.Записать получившийся план в тетрадь. 2.Подготовить по нему пересказ.

3.Нарисовать иллюстрации к понравившемуся эпизоду.

133

5

Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.



1

Прочитать другие мифы Древней Греции.

134

6

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Иллюстрирование сказки.



1

1.Перечитать сказку.

2.Составить картинный план к сказке. Иллюстрации принести на урок.

135

7

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Иллюстрирование сказки. Тест №11.



1

1.Составить вопросы по содержанию сказки для своих одноклассников.

2.Прочитать сказки Г.Х.Андерсена.

136

8

ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. Работа с научным текстом.



1

Повторить всё что узнали, чему научились в 3 классе.




Материалы подготовил(а): Григорьева Ирина Валентиновна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение