Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. УМК "Школа России"
Данная программа составлена на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказа Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 19.10.2009) "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
3. Авторской про¬граммы Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина, г. Москва, «Просвещение» 2015г.
4. Учебники: Литературное чтение 3 класс / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий/ – Москва, Просвещение, 2015 г. Входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Библиотека материалов Дум Думыча
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации».
Приказа Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 19.10.2009) "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Авторской программы Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина, г. Москва, «Просвещение» 2015г.
Учебники: Литературное чтение 3 класс / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий/ – Москва, Просвещение, 2015 г. Входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Целями изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе являются:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
воспитание эстетического отношения к искусству слова,
формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, компьютерный контроль.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и общие предметные результаты.
Личностные результаты |
Метапредметные результаты |
Предметные результаты |
Обучающиеся научатся: - понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках; - с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним; - самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине. Обучающиеся получат возможность научиться: - понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений; - собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.); - составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения; - принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов». |
Регулятивные УУД Обучающиеся научатся: - формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; - читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); - составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; - выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов; - оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.); - определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока; - фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»); - анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»); - фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре; - предлагать варианты устранения причин неудач на уроке; - осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. Обучающиеся получат возможность научиться: - формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре; - формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами; - читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.); - осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы; - принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана; - выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение; - оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания; - определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей; - фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов); анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов); - фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»; - записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению; - предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками. Познавательные УУД: Обучающиеся научатся: - определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.; - анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения; - сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; - находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах; - самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения; - понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы; - проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; - предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей; - определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения; - создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений; - сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия; - соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией кар тины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений. Обучающиеся получат возможность научиться: - находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц; - анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе; - находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах; - сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия; - сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом; - находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг; - сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; - создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9— 10 предложений; - понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы; - проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий; - предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора; определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Коммуникативные УУД Обучающиеся научатся: - высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; - понимать цель своего высказывания; - пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией; - участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; - создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; - проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого; - объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности; - отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; - опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий; - формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции; - определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям; - определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм; - руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения; - объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений; - находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты); - готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.); - озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану. Обучающиеся получат возможность научиться: - высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; - формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.; - пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей; - участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению; - создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; - способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога); - демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога); - предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации; - определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям; - использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях; - отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению; - определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий; - определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям; - оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе; - искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации; - обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации; - находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций; находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами; - самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений; - использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы; - озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления. |
Обучающиеся научатся: - читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; - осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения; - понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу; - употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему; - наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает; - рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций; - пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу; - самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; - задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; - делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; - находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них; - пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке. Обучающиеся получат возможность научиться: - понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры; - выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.); - читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения; - пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ; - участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения; - формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме; - делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей; - находить в произведениях средства художественной выразительности; - готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке; пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения. Творческая деятельность Обучающиеся научатся: - сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой; - писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием; - пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя; - сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках. Обучающиеся получат возможность научиться: - составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов); - подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях; - писать отзыв на прочитанную книгу. Литературоведческая пропедевтика Обучающиеся научатся: - понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; - определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками; - понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте; осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия; - находить в произведении средства художественной выразительности. Учащиеся получат возможность научиться: - сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); - определять позиции героев и позицию автора художественного текста; - создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности. |
Содержание учебного предмета
№ |
Наименование раздела |
Основные виды деятельности обучающихся |
1 |
Самое великое чудо на свете. |
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы. Читать текст друг другу. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
2 |
Устное народное творчество. |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану, находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Участвовать в подготовке проекта. |
3 |
Поэтическая тетрадь. |
Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихотворения, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. |
4 |
Великие русские писатели. |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на тест или пользуясь словарём в учебнике и толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображённые события и скрытый смысл. |
5 |
Литературные сказки. |
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок, определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев литературной сказки, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
6 |
Были – небылицы. |
Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. |
7 |
Люби живое. |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая из произведения слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. |
8 |
Собирай по ягодке - наберешь кузовок. |
Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы, подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений, выделять эпизоды, которые вызывают смех, определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
9 |
По страницам детских журналов. |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя нужный и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
10 |
Зарубежная литература. |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору, записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
№ п/п |
Наименование разделов (или тем) |
Общее количество часов на изучение раздела (тем) |
Из них |
||||
Чтение наизусть |
Контроль знаний (вид) |
Проекты |
ВПМ «Живое слово» |
Метапредметных проектов |
|||
1 |
Самое великое чудо на свете. |
3 |
- |
- |
- |
1 |
- |
2 |
Устное народное творчество. |
15 |
1 |
1
– вводная контрольная работа |
1 |
2 |
1(изо - лит.чт) |
3 |
Поэтическая тетрадь №1. |
11 |
5 |
тест №2 |
- |
2 |
1 (лит.чт- музыка) |
4 |
Великие русские писатели. |
23 |
5 |
тест №3 |
- |
7 |
- |
5 |
Поэтическая тетрадь №2. |
6 |
3 |
1 – промежуточная контрольная работа тест №4 |
- |
1 |
- |
6 |
Литературные сказки. |
10 |
- |
тест №5 |
- |
2 |
- |
7 |
Были - небылицы. |
12 |
- |
тест №6 |
- |
3 |
- |
8 |
Поэтическая тетрадь №3. |
6 |
3 |
- |
1 |
- |
- |
9 |
Люби живое. |
14 |
- |
тест №7 |
- |
2 |
- |
10 |
Поэтическая тетрадь №4. |
8 |
5 |
тест №8 |
1 |
1 |
- |
11 |
Собирай по ягодке - наберешь кузовок. |
11 |
- |
тест №9 |
- |
1 |
- |
12 |
По страницам детских журналов. |
9 |
1 |
тест №10 |
1 |
2 |
- |
13 |
Зарубежная литература. |
8 |
- |
1 – итоговая контрольная работа тест №11 |
- |
3 |
- |
|
Итого |
136 |
23 |
1 – входящая контрольная работа 1 – промежуточная контрольная работа 1 – итоговая контрольная работа 12 – тестов |
4 |
27 |
2 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
№ п/т |
Тема урока |
Дата/план |
Дата/факт |
Количество часов |
Дом. зад. |
Самое великое чудо на свете – 3 часа |
||||||
1 |
1 |
Рукописные книги Древней Руси. |
|
|
1 |
Прочитать текст на с. 6-7, доработать сообщение. Подобрать материал о первопечатнике Иване Фёдорове. |
2 |
2 |
Первопечатник Иван Федоров. |
|
|
1 |
Подготовить краткий рассказ о первых книгах или рассказ об Иване Фёдорове. |
3 |
3 |
ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
Устное народное творчество – 15 часов |
||||||
4 |
1 |
Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические и шуточные. |
|
|
1 |
1.Ознакомиться с новой песенкой про Ваню на с. 17. 2.Выучить любую песню наизусть. Принести на урок изделия народного декоративно-прикладного творчества. |
5 |
2 |
Докучные сказки. Проект «Сочинение докучных сказок». Произведения прикладного искусства: гжельская, хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. |
|
|
1 |
Закончить проект. Сочинить свою докучную сказку (в сказке должна быть неожиданная концовка), записать её в рабочую тетрадь. |
6 |
3 |
Устное народное творчество. Взаимосвязь фольклорных жанров. |
|
|
1 |
Читать произведения малых жанров |
7 |
4 |
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
|
|
1 |
Подготовить выразительное чтение сказки. |
8 |
5 |
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
|
|
1 |
Выполнить задание 9 на с. 27 учебника. |
9 |
6 |
ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
10 |
7 |
Вводная контрольная работа. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
11 |
8 |
Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк». Словесное составление портретов героев сказки. |
|
|
1 |
Перечитать сказку, приготовиться читать её выразительно. Нарисовать иллюстрации. |
12 |
9 |
Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк». Сравнение художественного и живописного текстов. |
|
|
1 |
Выписать пословицу из сказки в рабочую тетрадь, объяснить смысл. |
13 |
10 |
Русские народные сказки. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
14 |
11 |
Русская народная сказка «Сивка-Бурка». Характеристика главных героев. |
|
|
1 |
Разделить текст сказки на части, подготовить чтение без ошибок. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку. |
15 |
12 |
Русская народная сказка «Сивка-Бурка». |
|
|
1 |
Подготовить пересказ сказки. |
16 |
13 |
Нравственные уроки сказки. Русская народная сказка «Сивка-Бурка». Тест №1. |
|
|
1 |
Найти в энциклопедиях сведения о жизни и творчестве художников-иллюстраторов В. Васнецова, И. Билибина. |
17 |
14 |
ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. |
|
|
1 |
Нарисовать иллюстрации. |
18 |
15 |
Метапредметный проект «Детская книжка - игрушка». Сочинение сказок. Создание иллюстраций. |
|
|
1 |
Закончить проект. |
Поэтическая тетрадь №1 – 11 часов |
||||||
19 |
1 |
Особенности поэтического языка. Образные средства Ф. И.Тютчев «Весенняя гроза». ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Стили текста. |
|
|
1 |
Выучить стихотворение Ф. Тютчева с. 62. Нарисовать иллюстрации. |
20 |
2 |
Стихи русских поэтов об осени. Ф. И.Тютчев «Листья». Сочинение – миниатюра «О чем расскажут осенние листья». |
|
|
1 |
1.Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению Ф. Тютчева. 2.Приготовить выразительное чтение стихотворения. 3.Выполнить задание 4 на с. 63. |
21 |
3 |
А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь…». Образные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры. |
|
|
1 |
1.Выучить наизусть одно из стихотворений А. Фета. 2.Нарисовать к нему иллюстрацию. |
22 |
4 |
ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Стили текста. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
23 |
5 |
И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать…». Составление описания картин природы. |
|
|
1 |
Нарисовать иллюстрации к стихотворению и выучить отрывки к этим иллюстрациям. |
24 |
6 |
И. С. Никитин «Встреча зимы». Создание динамичности картин при помощи поэтической речи. |
|
|
1 |
1.Выучить понравившийся отрывок. По желанию нарисовать иллюстрации. 2.Выполнить задание 7 на с. 71. |
25 |
7 |
Метапредметный проект «Времена года». Природа в произведениях поэтов и композиторов. |
|
|
1 |
Закончить проект. |
26 |
8 |
Стихи поэтов-классиков для детей. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
27 |
9 |
И.З.Суриков «Детство». Работа над интонацией в зависимости от содержания стихотворного текста. |
|
|
1 |
Выучить наизусть первые четыре четверостишия из стихотворения «Детство». По желанию сделать иллюстрации к любимому отрывку. |
28 |
10 |
Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении И.З.Суриков «Зима». |
|
|
1 |
Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зима». |
29 |
11 |
Образ русской природы в произведениях поэтов. Обобщение изученного материала. Тест №2. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
Великие русские писатели – 23 часа |
||||||
30 |
1 |
ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Стили текста. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
31 – 32 |
2 – 3 |
А. С. Пушкин «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета». Особенности поэтических образов русской природы. |
|
|
2 |
1.Подготовить выразительное чтение стихотворения «За весной, красой природы…». 2.Узнать новое о жизни и творчестве А. С. Пушкина. 3.Выучить любое понравившееся стихотворение. |
33 |
4 |
А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Сравнительный анализ произведений. |
|
|
1 |
Подготовить выразительное чтение стихотворений «Зимнее утро», «Зимний вечер». |
34 |
5 |
ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Стили текста. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. |
|
|
1 |
Прочитать сказку.
|
35 |
6 |
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Характеристика героев сказки. |
|
|
1 |
1.Прочитать отрывок с. 102-118. Разделив на части. 2.Проиллюстрировать прочитанную часть сказки. |
36 |
7 |
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Нравственный смысл сказки. |
|
|
1 |
1.Прочитать отрывок со слов «… Князь у синя моря ходит…» до конца сказки с. 118-128. Разделив на части. 2.Проиллюстрировать прочитанную часть сказки. |
37 |
8 |
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». «Сказки А.С.Пушкина». |
|
|
1 |
Выучить отрывок из сказки. |
38 |
9 |
ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Главная мысль текста. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
39 |
10 |
Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Мораль басни И. А. Крылова «Мартышка и очки». |
|
|
1 |
1.Подготовить сообщение о И. Крылове. 2.Выучить басню наизусть. |
40 |
11 |
Нравственный урок и мораль басни И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна». |
|
|
1 |
Подготовить выразительное чтение. |
41 |
12 |
Басня «Ворона и лисица». Характеристика героев басен И. А. Крылова на основе их поступков. |
|
|
1 |
Выучить басню наизусть. |
42 |
13 |
ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Главная мысль текста. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
43 |
14 |
М. Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…». Скрытый, переносный смысл произведений поэта. |
|
|
1 |
1.Подготовить сообщение о М. Лермонтове. 2.Подготовить выразительное чтение стихотворений. Сделать к ним иллюстрации. |
44 |
15 |
М. Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень». Роль образных средств языка в поэзии. |
|
|
1 |
Выучить понравившееся стихотворение М. Лермонтова. |
45 |
16 |
Подготовка сообщения на основе статьи о детстве и творчестве Л. Н. Толстом. Тема и главная мысль рассказа «Акула». |
|
|
1 |
1.Перечитать рассказ Л. Н. Толстого, подготовить сообщение о писателе. 2.Подготовить пересказ текста, выбрав любой план к рассказу из данных на с. 156. |
46 |
17 |
Л. Н.Толстой «Прыжок». Основная мысль и тема. |
|
|
1 |
1.Перечитать текст. Подготовить пересказ от имени мальчика. 2.Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду. |
47 |
18 |
ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Главная мысль текста. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
48 |
19 |
Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Основная мысль и тема. |
|
|
1 |
1.Найти определение слов «доброта» и «трагедия». 2.Подготовить пересказ текста, нарисовать иллюстрации к нему. |
49 |
20 |
Особенности прозаического лирического текста. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». Сравнение рассказов. Сравнение текстов разных видов (текст - рассуждение, текст-описание). |
|
|
1 |
Повторить произведения, которые прочитали в разделе «Великие русские писатели». |
50 |
21 |
Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели». Тест №3. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
51 |
22 |
ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Главная мысль текста. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
52 |
23 |
ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Главная мысль текста. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
Поэтическая тетрадь 2 – 6 часов |
||||||
53 |
1 |
Стихи о природе Н. А. Некрасова «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…» |
|
|
1 |
Выучить стихотворение «Не ветер бушует над бором…» наизусть. |
54 |
2 |
Повествовательное произведение в стихах «Дед Мазай и зайцы». |
|
|
1 |
Выучить наизусть понравившийся отрывок. |
55 |
3 |
К.Д.Бальмонт «Золотое слово». Работа над выразительным чтением. |
|
|
1 |
Подготовить выразительное чтение стихотворения. |
56 |
4 |
И.А.Бунин. Анализ лирических произведений. |
|
|
1 |
Выучить стихотворение «Детство». Нарисовать иллюстрации к стихам. |
57 |
5 |
Обобщение по теме «Русская поэзия». Творческая мастерская. Промежуточная контрольная работа за 1 полугодие. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
58 |
6 |
ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. Тест №4. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
Литературные сказки – 10 часов |
||||||
59 |
1 |
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Взаимосвязь литературной и народной сказки. |
|
|
1 |
Найти «Алёнушкины сказки» и прочитать сказку «Про Комара-Комаровича». |
60 |
2 |
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца…». Характеристика главных героев сказки |
|
|
1 |
Подготовить пересказ от имени зайца. |
61 |
3 |
В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. |
|
|
1 |
Подготовить выразительное, безошибочное чтение сказки. |
62 |
4 |
В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». Составление характеристики лягушки. Составление смешных историй. |
|
|
1 |
Придумать сказку к поговорке «Хвастовство само себя наказывает». |
63 |
5 |
ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
64 |
6 |
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. |
|
|
1 |
Дочитать сказку «Мороз Иванович». |
65 |
7 |
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев сказки. Подробный и выборочный пересказ. |
|
|
1 |
Подготовить пересказ сказки «Мороз Иванович». |
66 |
8 |
В.Ф.Одоевский « Мороз Иванович». Сравнительная характеристика главных героинь сказки. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
67 |
9 |
Обобщение по теме «Литературные сказки». Тест №5. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
68 |
10 |
ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. Работа с художественным текстом. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
Были-небылицы – 12 часов |
||||||
69 |
1 |
М. Горький «Случай с Евсейкой». Знакомство с героями произведения. Прием сравнения – основной прием описания подводного царства в рассказе М. Горького. |
|
|
1 |
1.Прочитать текст, подготовить выразительное чтение. 2.Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку. |
70 |
2 |
М. Горький «Случай с Евсейкой». Прием сравнения – основной прием описания подводного царства в рассказе М. Горького. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
71 |
3 |
М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. |
|
|
1 |
Придумать продолжение сказки. |
72 |
4 |
ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. Работа с художественным текстом. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
73 |
5 |
К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Жанр произведения. Герои, характеристика героев. |
|
|
1 |
1.Прочитать до слов «Должно быть, ворона воровала…» с. 19. 2.Найти материал о жизни и творчестве К. Паустовского. |
74 |
6 |
К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Выборочный пересказ. |
|
|
1 |
Дочитать текст до конца. |
75 |
7 |
К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Обучение разным видам творческого пересказа. |
|
|
1 |
Найти книги и прочитать рассказы К. Паустовского. |
76 |
8 |
ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. Работа с художественным текстом. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
77 |
9 |
А.И.Куприн «Слон». Тема и проблема произведения. |
|
|
1 |
Прочитать рассказ и попытаться разделить его на части. |
78 |
10 |
А.И.Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана. Пересказ. |
|
|
1 |
Подготовить пересказ по составленному плану. |
79 |
11 |
А.И.Куприн «Слон». Деление на части. План рассказа. |
|
|
1 |
Придумать свою невероятную историю с обычными вещами. |
80 |
12 |
ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. Работа с художественным текстом. Тест №6. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
Поэтическая тетрадь 3 – 6 часов |
||||||
81 – 82 |
1 – 2 |
С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка», «Воробей», «Слон». Работа над выразительным чтением. |
|
|
2 |
1.Подготовить выразительное чтение стихотворения. 2.Выучить стихотворение, которое больше всего понравилось. Нарисовать иллюстрацию к выбранному стихотворению. |
83 – 84 |
3 – 4 |
Картины зимних забав в стихах А. Блока. |
|
|
2 |
1.Прочитать стихотворение выразительно, выучить наизусть. 2.Выучить стихотворение, которое больше всего понравилось. |
85 |
5 |
С. А. Есенин «Черемуха». Сравнение стихотворений разных авторов на одну тему. |
|
|
1 |
1.Подготовить выразительное чтение стихотворения. 2.Нарисовать иллюстрации к стихам этого раздела. 3.Найти и прочитать другие стихи поэтов первой поэтической тетради. |
86 |
6 |
Проект «Стихи и рассказы о животных. Организация стенда «Мы в ответе за тех, кого приручили». |
|
|
1 |
Закончить проект. |
Люби живое – 14 часов |
||||||
87 |
1 |
М.М.Пришвин «Моя Родина». Работа над главной мыслью рассказа. |
|
|
1 |
Придумать свой рассказ о том, кА вы были в лесу летом. План записать в рабочую тетрадь. |
88 |
2 |
ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. Работа с художественным текстом |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
89 |
3 |
И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Определение жанра произведения. |
|
|
1 |
Прочитать рассказ И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек». |
90 |
4 |
И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Составление рассказа о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. |
|
|
1 |
Придумать продолжение этой истории. Записать её в тетрадь. Какие ещё приключения могли бы произойти с зайчонком? |
91 |
5 |
В. И. Белов «Малька провинилась». Оглавление текста, герои рассказа. |
|
|
1 |
Подготовить пересказ от имени Малька. |
92 |
6 |
В. И. Белов «Ещё раз про Мальку». Главные герои рассказа, их характеры. |
|
|
1 |
Придумать свою историю про Мальку. Записать в рабочей тетради, какой вы представляете себе Мальку. |
93 |
7 |
В. В. Бианки «Мышонок Пик». Построение рассказа. |
|
|
1 |
Прочитать весь рассказ. |
94 |
8 |
В. В. Бианки «Мышонок Пик». Главные герои рассказа, их характеры. |
|
|
1 |
Найти эту сказку и прочитать её окончание. |
95 |
9 |
В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
96 |
10 |
Б. С. Житков «Про обезьянку». Герои рассказа. |
|
|
1 |
Перечитать рассказ. Постараться читать без ошибок. |
97 |
11 |
Б.С. Житков «Про обезьянку». Основные моменты рассказа, краткий пересказ. |
|
|
1 |
Сочинить историю о том, как у вас появилась в доме обезьянка. Нарисовать иллюстрации к понравившимся отрывка. |
98 |
12 |
В. П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения. |
|
|
1 |
Подготовить пересказ текста от имени глухарки. |
99 |
13 |
В. Ю. Драгунский «Он живой и светится…». Нравственный смысл рассказа |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
100 |
14 |
ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. Работа с художественным текстом. Тест №7. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
Поэтическая тетрадь №4 – 8 часов |
||||||
101 |
1 |
С. Маршак «Гроза днем». Заголовок стихотворения. |
|
|
1 |
Выучить стихотворение. |
102 |
2 |
С. Маршак «В лесу над росистой поляной». Заголовок стихотворения. Отработка выразительности. |
|
|
1 |
Выучить стихотворение. |
103 – 104 |
3 – 4 |
А. Л. Барто «Разлука», «В театре». Выразительное чтение. |
|
|
2 |
1.Подготовить выразительное чтение стихотворения. 2.Прочитать стихотворения, взять в библиотеке сборник стихов А. Барто и наиболее понравившееся произведение выучить наизусть. |
105 |
5 |
С. В. Михалков «Если». Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. |
|
|
1 |
Выучить стихотворение «Если». |
106 |
6 |
Е.А. Благинина «Кукушка», «Котенок». Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. Тест №8. |
|
|
1 |
Выучить стихотворение по выбору. |
107 |
7 |
ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. Работа с научным текстом. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
108 |
8 |
Проект «Праздник поэзии». |
|
|
1 |
Закончить проект. |
Собирай по ягодке - соберёшь в кузовок – 11 часов |
||||||
109 |
1 |
Прогнозирование содержания раздела. Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – соберешь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения. |
|
|
1 |
Подготовить рассказ о своём друге. |
110 |
2 |
А. П. Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа, особенности речи героев. Чтение по ролям. |
|
|
1 |
1.Подумать, какой цветок увидели дед с внуком, и нарисовать его. 2.Подготовить выразительное чтение рассказа. |
111 |
3 |
ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. Работа с научным текстом. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
112 |
4 |
А. П. Платонов «Еще мама». Чтение по ролям. |
|
|
1 |
1.Подготовить выразительное чтение рассказа. 2.Придумать продолжение этого рассказа: как вернулся Артём из школы, и какими впечатлениями он поделился с мамой. |
113 |
5 |
М. М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Главная мысль произведения. Герои. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
114 |
6 |
М. М. Зощенко «Золотые слова». Особенности юмористического рассказа. |
|
|
1 |
Составить краткий пересказ текста. |
115 |
7 |
М. М. Зощенко «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Герои. Восстановление порядка событий. |
|
|
1 |
1.Приготовить иллюстрации к рассказу (по желанию). 2.Подготовить краткий пересказ без прямой речи. |
116 |
8 |
Н. Н. Носов «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. |
|
|
2 |
1.Подготовить выразительное чтение рассказа. 2.Задания в тетради с печатной основой. |
117 – 118 |
9 – 10 |
Н. Носов «Телефон». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. |
|
|
1 |
1.Найти и принести на урок рассказ В. Драгунского «Друг детства». 2.Задания в тетради с печатной основой. |
119 |
11 |
В. Драгунский «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова. Тест №9. |
|
|
1 |
1.Читать рассказы писателей, с творчеством которых ознакомились на уроках. 2.Задания в тетради с печатной основой. |
По страницам детских журналов – 9 часов |
||||||
120 |
1 |
ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. Работа с научным текстом. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
121 |
2 |
ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. Работа с научным текстом. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
122 |
3 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. «Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые журналы. |
|
|
1 |
1.Задания в тетради с печатной основой. 2.Подготовить пересказ понравившейся журнальной статьи. |
123 |
4 |
Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Герои рассказа. |
|
|
1 |
Подготовить выразительное чтение рассказа. |
124 |
5 |
Ю. И. Ермолаев «Проговорился». Главные герои рассказа, их характеры. |
|
|
1 |
1.Составить вопросы по прочитанному рассказу для одноклассников. 2.Подготовить чтение по ролям. 3.Найти материал о писателе Ю. Ермолаеве. |
125 |
6 |
Ю. И. Ермолаев «Воспитатели». Пересказ. |
|
|
1 |
1.Читать детские журналы. Подготовить интересный материал из них. 2.Задания в тетради с печатной основой. |
126 |
7 |
Г. Остер «Вредные советы». Проект « Создание собственного сборника добрых советов». |
|
|
1 |
1.Закончить проект. Попробовать сочинить вредный совет. 2.Выучить понравившийся из написанных Г. Остером. |
127 |
8 |
Г. Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда. Легенды своей семьи, своего города, своего дома. Пересказ. |
|
|
1 |
1.Найти и принести в класс стихи Р. Сефа. 2.Подготовить выразительное чтение одного стихотворения. |
128 |
9 |
Р. Сеф. «Весёлые стихи». Выразительное чтение. Оценка достижений. Тест№10. |
|
|
1 |
1.Попробовать сочинить свои весёлые стихи. 2.Принести в класс любимый журнал. Приготовить пересказ любого произведения из него или выразительное чтение. 3.Придумать собственный журнал: о чём он мог бы быть, как бы вы его назвали, что в него включили. Нарисовать обложку своего журнала. |
Зарубежная литература – 8 часов |
||||||
129 |
1 |
ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. Работа с научным текстом. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
130 |
2 |
ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. Работа с научным текстом. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
131 |
3 |
Итоговая контрольная работа. |
|
|
1 |
Задания в тетради с печатной основой. |
132 |
4 |
Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». Жанровое своеобразие мифа. |
|
|
1 |
1.Записать получившийся план в тетрадь. 2.Подготовить по нему пересказ. 3.Нарисовать иллюстрации к понравившемуся эпизоду. |
133 |
5 |
Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. |
|
|
1 |
Прочитать другие мифы Древней Греции. |
134 |
6 |
Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Иллюстрирование сказки. |
|
|
1 |
1.Перечитать сказку. 2.Составить картинный план к сказке. Иллюстрации принести на урок. |
135 |
7 |
Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Иллюстрирование сказки. Тест №11. |
|
|
1 |
1.Составить вопросы по содержанию сказки для своих одноклассников. 2.Прочитать сказки Г.Х.Андерсена. |
136 |
8 |
ВПМ «Живое слово». Работа с текстом. Типы текстов. Работа с научным текстом. |
|
|
1 |
Повторить всё что узнали, чему научились в 3 классе. |
Материалы подготовил(а): Григорьева Ирина Валентиновна
Мне нравится | 1