Рабочая программа по литературному чтению (домашнее обучение). 1 класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой. (Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы 1-4 классы /пособие для учителей начальных классов/- М.: Просвещение, 2014).

Данная рабочая программа рассчитана на 33ч. (2ч. в неделю, 33 учебные недели): из них 46ч. (23 учебные недели) отводится урокам обучения грамоте и 20 ч. (10 учебных недель) - урокам литературного чтения. При обучении на дому количество часов уменьшается за счет объединения тем программы.

Библиотека материалов Дум Думыча

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской  программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой. (Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы 1-4 классы /пособие для учителей начальных классов/- М.: Просвещение, 2014).


Данная рабочая программа рассчитана на 33ч. (2ч. в неделю, 33 учебные недели): из них 46ч. (23 учебные недели) отводится урокам обучения грамоте и 20 ч. (10 учебных недель) - урокам литературного чтения. При обучении на дому количество часов уменьшается за счет объединения тем программы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

8) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9) умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

10)готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества;

11)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

12)активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

13)умение определять общую цель и пути её достижения;

14)умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

3) использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений;

5) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.













СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.


Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.


Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.


Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.


Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.


Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.


Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.


Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.


Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.


Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.


Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Обучение чтению.


урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

Планируемые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Добукварный период (10ч)

1.

«Азбука» – первая учебная книга. Речь устная и письменная. Предложение.

1



2.

Слово и предложение. Слог. Ударение.

1



3.

Звуки в окружающем мире и речи. Звуки в словах.

1



4.

Слог слияние. К. Ушинский Наше Отечество. Пословицы и поговорки о Родине.




5.

Гласный звук [а], буквы А, а. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения.

1



6.

Гласный звук [о], буквы О, о. Взаимопомощь.

1



7.

Гласный звук [и], буквы И, и. Дружба и взаимоотношения между друзьями.

1



8.

Гласный звук [ы], буква ы. Учение – это труд. Обязанности ученика.

1



9.

Гласный звук [у], буквы У, у. Учение – путь к уменью. Качества прилежного ученика.

1



10.

Повторение изученных букв. Гласные звуки и буквы.

1



Букварный период (31ч)

11.

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. Любовь к Родине. Труд на благо Родины.




12.

Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. Бережное отношение к природе.

1



13.

Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. Сельскохозяйственные работы. Труженики села.

1



14.

Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т. Животные и растения в сказках, рассказах и картинах художников.

1



15.

Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л. Досуг первоклассников.

1



16.

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. Уход за комнатными растениями.

1



17.

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья.

1



18.

Гласные буквы Е, е. На реке. Речные обитатели.

1



19.

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. Профессии родителей.

1



20.

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. Москва – столица России.

1



21.

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. В зоопарке.

1



22.

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

1



23.

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Терпенье и труд все перетрут.

1



24.

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

1



25.

Гласные буквы Я, я. Россия – Родина моя.

1



26.

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

1



27.

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Делу время, а потехе час.

1



28.

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Сочетание ча в словах. Делу время, а потехе час.

1



29.

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Красна птица опереньем, а человек уменьем.

1



30.

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Мало уметь читать, надо уметь думать.

1



31.

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. Машины – помощники человека.

1



32.

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Сочетания жи и ши.

1



33.

Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое.

1



34.

Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое. Загадки про природные явления.

1



35.

Звук [j], буквы Й, й. Жить – Родине служить.

1



36.

Гласные буквы Ю, ю. С. Я. Маршак. «Сказка о глупом мышонке».

1



37.

Гласные буквы Ю, ю. Игры и игрушки детей.

1



38.

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час.

1



39.

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Стихи С. Маршака для детей.

1



40.

Гласный звук [э], буквы Э, э. Как человек научился летать.

1



41.

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Русская народная сказка «По щучьему велению».

1



Послебукварный период (5ч)

42.

Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву р».

1



43.

Одна у человека мать; одна и Родина. К. Ушинский «Наше Отечество».

1



44.

История славянской азбуки. В. Крупин «Первоучители словенские», «Первый букварь».

1



45.

А.С. Пушкин. Сказки.

1



46.

К.И. Чуковский «Телефон», «Путаница».

1



Литературное чтение. Жили – были буквы (4ч)

47.

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». Понятие «действующие лица». Деление текста на части, составление картинного плана.

1



48.

С. Черный «Живая азбука»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет». Чтение произведения по ролям. Передача различных интонаций при чтении. Анализ и сравнение произведений.

1



49.

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?». Передача различных интонаций при чтении. Игра «Подбери рифму».

1



50.

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Анализ произведения: выявление его идейно-художественной направленности.

1



Сказки, загадки, небылицы (4ч)

51.

Русская народная сказка «Теремок». Ответы на вопросы по содержанию. Работа с текстом. Чтение диалога действующих персонажей.

1



52.

Русская народная сказка «Рукавичка». Анализ текста его воспроизведение по опорным словам и картинному плану.

1



53.

Русские народные потешки. Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». Особенности жанров УНТ, различение и сравнение жанров.

1



54.

Русская народная сказка «Петух и собака».

1



Апрель! Апрель! Звенит капель (4ч)

55.

А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась…» Настроение стихотворения, словарь слов, которые могут помочь передать настроение.

1



56.

Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру.

1



57.

Токмакова «Ручей». Е. Трутнева «Когда это бывает?» Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру.

1



58.

Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных книг.

1



Я и мои друзья (4ч)

59.

Ю. Ермолаева «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». Анализ и оценка поступков героев.

1



60.

В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны». Прогнозирование содержания произведения. Анализ и оценка поступков героев.

1



61.

Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». Анализ и оценка поступков героев.

1



62.

И. Пивоварова «Вежливый ослик». А. Барто «Вот так защитник». Анализ и оценка поступков героев.

1



О братьях наших меньших (4ч)

63.

С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». Выборочное чтение. Идейно-художественный анализ произведения. Составление вопросов.

1



64.

И. Токмакова. «Купите собаку». В. Осеева «Собака яростно лаяла». Анализ и оценка поступков героев.

1



65.

М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». Различение жанров художественных произведений.

1



66.

Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж». Различение жанров художественных произведений. Н. Сладков «Лисица и Ёж».

1







Материалы подготовил(а): Григорьева Ирина Валентиновна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение