Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. УМК "Школа России"
Данная программа составлена на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказа Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 19.10.2009) "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
3. Авторской про¬граммы А.А. Плешакова «Окружающий мир» г. Москва, «Просвещение» 2015г.
4. Учебник: А. А. Плешаков, 1 класс в 2 ч., М. «Просвещение», 2015 г. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
5. Рабочая тетрадь. А. А. Плешаков, 1 класс в 2 ч., М. «Просвещение», 2018 г.
Библиотека материалов Дум Думыча
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации».
Приказа Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 19.10.2009) "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» г. Москва, «Просвещение» 2015г.
Учебник: А. А. Плешаков, 1 класс в 2 ч., М. «Просвещение», 2015 г. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Рабочая тетрадь. А. А. Плешаков, 1 класс в 2 ч., М. «Просвещение», 2018 г.
Целями изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе являются:
формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, письменные домашние задания, компьютерный контроль.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и общие предметные результаты.
Личностные результаты |
Метапредметные результаты |
Предметные результаты |
Обучающийся получит возможность для формирования: • первичного представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу; • умения использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины; • первичного представления о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов); • ценностных представлений о своей семье и своей малой родине; • первичных представлений об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной; представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.); • положительного отношения к школе и учебной деятельности; • первичного представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом; • эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира; • этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; • потребности сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий; • первоначальной установки на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур; • бережного отношения к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
|
Регулятивные УУД. Обучающийся научится: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя); • выделять из темы урока известные знания и умения; • планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом); • планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя); • сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради; • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»; • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам. Познавательные УУД Обучающийся научится: понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); • находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.; • понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем; • анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; • проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; • устанавливать элементарные причинно-следственные связи; • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.; • располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь». Коммуникативные УУД. Обучающийся научится: • включаться в диалог с учителем и сверстниками; • формулировать ответы на вопросы; • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; • договариваться и приходить к общему решению; • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; • понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); • готовить небольшие сообщения с помощью взрослых по теме проекта. |
Обучающийся научится: правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину); • различать флаг и герб России; • узнавать некоторые достопримечательности столицы; • называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи; • проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого; • проводить опыты с водой, снегом и льдом; • различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия); • различать овощи и фрукты; • определять с помощью атласа-определителя растения и животных; • описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку); • сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам; • сравнивать реку и море; • использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; • находить на глобусе холодные и жаркие районы; • различать животных холодных и жарких районов; • изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны; • различать прошлое, настоящее и будущее; • называть дни недели и времена года в правильной последовательности; • соотносить времена года и месяцы; • находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире; • объяснять причины возникновения дождя и ветра; • перечислять цвета радуги в правильной последовательности; • ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка; • мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц; • раздельно собирать мусор в быту; • соблюдать правила поведения в природе; • правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки; • подбирать одежду для разных случаев; • правильно обращаться с электричеством и электроприборами; • правильно переходить улицу; • соблюдать правила безопасной езды на велосипеде; • различать виды транспорта; • соблюдать правила безопасности в транспорте. |
Содержание учебного предмета
№ |
Наименование раздела |
Основные виды деятельности обучающихся |
1 |
Что и кто? |
Находить на небе небесные тела: Солнце, Луну, облака, звёзды, созвездье Большой Медведицы. Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Луны. Наблюдать разнообразие камней. Сравнивать их по форме, цвету, размерам. Узнавать некоторые комнатные и садовые растения. Ухаживать за комнатными и садовыми растениями. Распознавать деревья по листьям. Различать сосну и ель по общему виду, хвоинкам, шишкам. Различать части растений, разные виды плодов и семян. Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Оценивать результаты своих наблюдений о природе родного края. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей. Применять знания при уходе за домашними животными. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека при обращении с предметами домашнего обихода, с домашними животными. Применять знания правил дорожного движения при переходе через дорогу. Знакомиться с названием нашей Родины, её столицей, крупными городами, народами, с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран). Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна. Работать с готовыми моделями (глобусом): показывать на глобусе нашу страну, наблюдать за вращением Земли вокруг своей оси, сравнивать соотношение суши и воды на Земле. |
2 |
Как, откуда и куда? |
Знакомиться с водоёмами, находить сходство и отличие между ними. Проследить по схемам, откуда вода приходит в наш дом и куда уходит. Проследить по иллюстрациям, откуда в наш дом приходит электричество. Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил безопасного поведения при обращении с домашними электроприборами. Характеризовать свойства снега и льда, наблюдать простейшие опыты и сделать вывод об их одинаковом происхождении. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных. Сравнивать растения и животные, доказывать, что и те, и другие-живые существа. Знакомиться с правилами ухода за комнатными растениями, кошкой и собакой. Конструировать простейшую кормушку для птиц. Знакомиться со старинными и современными средствами связи, с происхождением некоторых продуктов. Наблюдать на экскурсии за работой почты и уметь рассказать об этом. Наблюдать по иллюстрациям и рассказывать о происхождении бытового мусора. Предлагать свои способы очищения Земли от мусора. Сочинить сказку по этому поводу. |
3 |
Где и когда? |
Представлять о настоящем, прошедшем и будущем времени. Перечислять в правильном порядке дни недели, месяцы и времена года. Знакомиться с холодными и жаркими районами Земли, показывать Северный и Южный полюса на глобусе. Знакомиться по иллюстрациям с перелётными птицами и древними динозаврами. Извлекать (по заданию учителя) информацию о разнообразии динозавров из словарей, энциклопедий, справочников и обсуждать полученные сведения. Проследить за историей одежды и велосипеда по иллюстрациям. Выявлять потенциально опасные ситуации при использовании велосипеда для сохранения жизни и здоровья человека. Знакомиться с разнообразием профессий. Проанализировать ситуацию изменения окружающего мира в зависимости от выбора профессии каждого из школьников. Рассказать о профессии людей, работающих на посещённом предприятии. |
4 |
Почему и зачем? |
Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Луны. Знакомиться по иллюстрациям с разнообразием звёзд, отличающихся цветом. Объяснять причины возникновения дождя и ветра. Проанализировать значимость этих явлений природы в жизни растений, животных, человека. Знакомиться с природой звука и эха, проанализировать значимость звуков в жизни человека. Выявлять потенциально опасные ситуации при резких звуках для сохранения здоровья людей. Размышлять и объяснять названия некоторых растений и животных. Анализировать и оценивать примеры поведения в природе, изображённые на иллюстрациях. Анализировать и обсуждать поведение людей в лесу. Знакомиться с разнообразием овощей и фруктов, обсудить их значение для здоровья человека. Рассказывать о правилах гигиены. Обсудить значение сна и выполнение правил гигиены перед сном. Знакомиться с устройством судов, разнообразием. Обсудить их назначение. Знакомиться с разнообразием автомобилей, их устройством, выявить значение данного транспорта для человека. Наблюдать на экскурсии разнообразие автомобилей и обсудить увиденное. Знакомиться с устройством поездов и железных дорог. Знакомиться с историей самолётов, их устройством, разнообразием. Обсудить назначение самолётов. Знакомиться с первым космонавтом, назначением искусственных спутников Земли и космических станций. Знакомиться с наукой экологией. Оценивать конкретные примеры поведения в природе, определить правила поведения человека в природе. Обобщать используемые методы при изучении окружающего мира: наблюдения, опыты, источники информации. |
№ п/п |
Наименование разделов (или тем) |
Общее количество часов на изучение раздела (тем) |
Из них |
|||||
Контрольных работ |
Тестов |
Практических работ |
Проектов |
Экскурсий |
ВПМ «Это надо знать» |
|||
1 |
Что и кто? |
19 |
1 – вводная диагностическая работа |
3 |
9 |
1 |
3 |
5 |
2 |
Как, откуда и куда? |
12 |
1 – промежуточная диагностическая работа |
2 |
8 |
1 |
- |
- |
3 |
Где и когда? |
10 |
- |
6 |
2 |
1 |
- |
- |
4 |
Почему и зачем? |
16 |
1 – итоговая контрольная работа |
8 |
2 |
1 |
- |
3 |
|
Итого |
57 |
2 – диагностические работы 1 – контрольная работа |
19 |
21 |
4 |
3 |
8 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
№ п/т |
Тема урока |
Дата/план |
Дата/факт |
Количество часов |
Что и кто? – 19 часов |
|||||
1 |
1 |
ВПМ «Это надо знать». Что такое Родина? Экскурсия №1. «Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути». |
|
|
1 |
2 |
2 |
Вводная диагностическая работа. |
|
|
1 |
3 |
3 |
ВПМ «Это надо знать». Что мы знаем о народах России? |
|
|
1 |
4 |
4 |
ВПМ «Это надо знать». Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». |
|
|
1 |
5 |
5 |
Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Экскурсия №2. «Что у нас над головой? Что у нас под ногами?» Практическая работа №1. «Определяем камни». |
|
|
1 |
6 |
6 |
Что общего у разных растений? Практическая работа№2. «Части растений». Тест №1. |
|
|
1 |
7 |
7 |
Что растет на подоконнике? Практическая работа №3. «Знакомство с комнатными растениями». |
|
|
1 |
8 |
8 |
Что растет на клумбе? Практическая работа№4. «Определяем растения клумбы». |
|
|
1 |
9 |
9 |
Что это за листья? Практическая работа №5. «Определяем по листьям дерево». Экскурсия №3. «Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев». |
|
|
1 |
10 |
10 |
Что такое хвоинки? Практическая работа №6. «Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений?» |
|
|
1 |
11 |
11 |
Кто такие насекомые? |
|
|
1 |
12 |
12 |
Кто такие рыбы? Тест №2. |
|
|
1 |
13 |
13 |
Кто такие птицы? Практическая работа №7. «Исследуем перья птиц». Тест №3. |
|
|
1 |
14 |
14 |
Кто такие звери? Практическая работа №8. «Исследуем шерсть зверей». |
|
|
1 |
15 |
15 |
Что нас окружает дома? |
|
|
1 |
16 |
16 |
Что умеет компьютер? |
|
|
1 |
17 |
17 |
ВПМ «Это надо знать». Что вокруг нас может быть опасным? |
|
|
1 |
18 |
18 |
ВПМ «Это надо знать». На что похожа наша планета? Практическая работа №9. «Знакомство с глобусом». |
|
|
1 |
19 |
19 |
Проверим себя по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина». |
|
|
1 |
Как, откуда и куда? – 12 часов |
|||||
20 |
1 |
Как живет семья? Проект «Моя семья». |
|
|
1 |
21 |
2 |
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Практическая работа №10. «Опыты по изучению загрязнения воды и еѐ очистка». |
|
|
1 |
22 |
3 |
Откуда в наш дом приходит электричество? Практическая работа №11. « Сбор электрической цепи». Тест №4. |
|
|
1 |
23 |
4 |
Как путешествует письмо? |
|
|
1 |
24 |
5 |
Куда текут реки? Практическая работа №12. «Морская соль. Приготовление морской соли». Значение природы для человека, его влияние на природу. |
|
|
1 |
25 |
6 |
Откуда берутся снег и лед? Практическая работа №13. «Изучение свойств снега и льда». |
|
|
1 |
26 |
7 |
Промежуточная диагностическая работа. |
|
|
1 |
27 |
8 |
Как живут растения? Как живут животные? Практическая работа №14. «Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями». |
|
|
1 |
28 |
9 |
Как зимой помочь птицам? Практическая работа №15. «Изготовление простейшей кормушки для птиц». |
|
|
1 |
29 |
10 |
Откуда берется и куда девается мусор? Практическая работа №16. «Учимся сортировать мусор из разного материала». |
|
|
1 |
30 |
11 |
Откуда в снежках грязь? Практическая работа №17. «Исследование снежков и снеговой воды». Тест №5. |
|
|
1 |
31 |
12 |
Проверим себя по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья». |
|
|
1 |
Где и когда? -10 часов |
|||||
32 |
1 |
Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». |
|
|
1 |
33 |
2 |
Когда придет суббота? Тест №6. |
|
|
1 |
34 |
3 |
Когда наступит лето? Тест №7. |
|
|
1 |
35 |
4 |
Где живут белые медведи? Практическая работа №18. «Определение Северного Ледовитого океана и Антарктиды на глобусе». |
|
|
1 |
36 |
5 |
Где живут слоны? Практическая работа №19. «Определяем на глобусе жаркие районы. Называем животных этих районов». Тест №8. |
|
|
1 |
37 |
6 |
Где зимуют птицы? |
|
|
1 |
38 |
7 |
Когда появилась одежда? Тест №9. |
|
|
1 |
39 |
8 |
Когда изобрели велосипед? Тест №10. |
|
|
1 |
40 |
9 |
Когда мы станем взрослым? Тест №11. |
|
|
1 |
41 |
10 |
Проверим себя по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа». |
|
|
1 |
Почему и зачем? – 16 часов |
|||||
42 |
1 |
ВПМ «Это надо знать». Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью? Почему Луна бывает разной? |
|
|
1 |
43 |
2 |
ВПМ «Это надо знать». Почему идет дождь и дует ветер? Тест №12. |
|
|
1 |
44 |
3 |
ВПМ «Это надо знать». Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Практическая работа №20. «Изучаем возникновение звуков». Тест №13. |
|
|
1 |
45 |
4 |
Проект «Наши домашние питомцы». |
|
|
1 |
46 |
5 |
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? |
|
|
1 |
47 |
6 |
Зачем мы спим ночью? Тест №14. |
|
|
1 |
48 |
7 |
Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа №21. «Учимся правильно чистить зубы и мыть руки». |
|
|
1 |
49 |
8 |
Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Тест №15. |
|
|
1 |
50 |
9 |
Зачем нужны поезда? Тест №16. |
|
|
1 |
51 |
10 |
Зачем строят корабли? Тест №17. |
|
|
1 |
52 |
11 |
Зачем строят самолеты? Тест №18. |
|
|
1 |
53 |
12 |
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? |
|
|
1 |
54 |
13 |
Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? |
|
|
1 |
55 |
14 |
Зачем люди осваивают космос? Тест №19. |
|
|
1 |
56 |
15 |
Почему мы часто слышим слово «экология»? Твоё отношение к природе. Проверим себя по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы». |
|
|
1 |
57 |
16 |
Итоговая диагностическая работа. |
|
|
1 |
Материалы подготовил(а): Григорьева Ирина Валентиновна
Мне нравится | 0