Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. УМК "Школа России"

Данная программа составлена на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказа Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 19.10.2009) "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
3. Авторской про¬граммы А.А. Плешакова «Окружающий мир» г. Москва, «Просвещение» 2015г.
4. Учебник: А. А. Плешаков, 1 класс в 2 ч., М. «Просвещение», 2015 г. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
5. Рабочая тетрадь. А. А. Плешаков, 1 класс в 2 ч., М. «Просвещение», 2018 г.

Библиотека материалов Дум Думыча



  1. Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе:

  1. Закона «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказа Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 19.10.2009) "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  3. Авторской про­граммы А.А. Плешакова «Окружающий мир» г. Москва, «Просвещение» 2015г.

  4. Учебник: А. А. Плешаков, 1 класс в 2 ч., М. «Просвещение», 2015 г. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

  5. Рабочая тетрадь. А. А. Плешаков, 1 класс в 2 ч., М. «Просвещение», 2018 г.


Целями изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе являются:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.


Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, письменные домашние задания, компьютерный контроль.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и общие предметные результаты.

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования:

первичного представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;

умения использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

первичного представления о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);

ценностных представлений о своей семье и своей малой родине;

первичных представлений об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной; представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.);

положительного отношения к школе и учебной деятельности;

первичного представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом; • эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;

этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

потребности сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

первоначальной установки на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;

бережного отношения к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.


Регулятивные УУД.

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

выделять из темы урока известные знания и умения;

планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);

планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;

понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;

анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;

располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».

Коммуникативные УУД.

Обучающийся научится:

включаться в диалог с учителем и сверстниками;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

готовить небольшие сообщения с помощью взрослых по теме проекта.

Обучающийся научится:

правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);

различать флаг и герб России;

узнавать некоторые достопримечательности столицы;

называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;

проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;

проводить опыты с водой, снегом и льдом;

различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);

различать овощи и фрукты;

определять с помощью атласа-определителя растения и животных;

описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);

сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;

сравнивать реку и море;

использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

находить на глобусе холодные и жаркие районы;

различать животных холодных и жарких районов;

изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;

различать прошлое, настоящее и будущее;

называть дни недели и времена года в правильной последовательности;

соотносить времена года и месяцы;

находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;

объяснять причины возникновения дождя и ветра;

перечислять цвета радуги в правильной последовательности;

ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;

мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;

раздельно собирать мусор в быту;

соблюдать правила поведения в природе;

правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;

подбирать одежду для разных случаев;

правильно обращаться с электричеством и электроприборами;

правильно переходить улицу;

соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;

различать виды транспорта;

соблюдать правила безопасности в транспорте.


  1. Содержание учебного предмета

Наименование раздела

Основные виды деятельности обучающихся

1

Что и кто?

Находить на небе небесные тела: Солнце, Луну, облака, звёзды, созвездье Большой Медведицы. Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Луны. Наблюдать разнообразие камней. Сравнивать их по форме, цвету, размерам. Узнавать некоторые комнатные и садовые растения. Ухаживать за комнатными и садовыми растениями. Распознавать деревья по листьям. Различать сосну и ель по общему виду, хвоинкам, шишкам. Различать части растений, разные виды плодов и семян. Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Оценивать результаты своих наблюдений о природе родного края. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей. Применять знания при уходе за домашними животными. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека при обращении с предметами домашнего обихода, с домашними животными. Применять знания правил дорожного движения при переходе через дорогу. Знакомиться с названием нашей Родины, её столицей, крупными городами, народами, с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран). Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна. Работать с готовыми моделями (глобусом): показывать на глобусе нашу страну, наблюдать за вращением Земли вокруг своей оси, сравнивать соотношение суши и воды на Земле.

2

Как, откуда и куда?

Знакомиться с водоёмами, находить сходство и отличие между ними. Проследить по схемам, откуда вода приходит в наш дом и куда уходит. Проследить по иллюстрациям, откуда в наш дом приходит электричество. Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил безопасного поведения при обращении с домашними электроприборами. Характеризовать свойства снега и льда, наблюдать простейшие опыты и сделать вывод об их одинаковом происхождении. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных. Сравнивать растения и животные, доказывать, что и те, и другие-живые существа. Знакомиться с правилами ухода за комнатными растениями, кошкой и собакой. Конструировать простейшую кормушку для птиц. Знакомиться со старинными и современными средствами связи, с происхождением некоторых продуктов. Наблюдать на экскурсии за работой почты и уметь рассказать об этом. Наблюдать по иллюстрациям и рассказывать о происхождении бытового мусора. Предлагать свои способы очищения Земли от мусора. Сочинить сказку по этому поводу.

3

Где и когда?

Представлять о настоящем, прошедшем и будущем времени. Перечислять в правильном порядке дни недели, месяцы и времена года. Знакомиться с холодными и жаркими районами Земли, показывать Северный и Южный полюса на глобусе. Знакомиться по иллюстрациям с перелётными птицами и древними динозаврами. Извлекать (по заданию учителя) информацию о разнообразии динозавров из словарей, энциклопедий, справочников и обсуждать полученные сведения. Проследить за историей одежды и велосипеда по иллюстрациям. Выявлять потенциально опасные ситуации при использовании велосипеда для сохранения жизни и здоровья человека. Знакомиться с разнообразием профессий. Проанализировать ситуацию изменения окружающего мира в зависимости от выбора профессии каждого из школьников. Рассказать о профессии людей, работающих на посещённом предприятии.

4

Почему и зачем?

Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Луны. Знакомиться по иллюстрациям с разнообразием звёзд, отличающихся цветом. Объяснять причины возникновения дождя и ветра. Проанализировать значимость этих явлений природы в жизни растений, животных, человека. Знакомиться с природой звука и эха, проанализировать значимость звуков в жизни человека. Выявлять потенциально опасные ситуации при резких звуках для сохранения здоровья людей. Размышлять и объяснять названия некоторых растений и животных. Анализировать и оценивать примеры поведения в природе, изображённые на иллюстрациях. Анализировать и обсуждать поведение людей в лесу. Знакомиться с разнообразием овощей и фруктов, обсудить их значение для здоровья человека. Рассказывать о правилах гигиены. Обсудить значение сна и выполнение правил гигиены перед сном. Знакомиться с устройством судов, разнообразием. Обсудить их назначение. Знакомиться с разнообразием автомобилей, их устройством, выявить значение данного транспорта для человека. Наблюдать на экскурсии разнообразие автомобилей и обсудить увиденное. Знакомиться с устройством поездов и железных дорог. Знакомиться с историей самолётов, их устройством, разнообразием. Обсудить назначение самолётов. Знакомиться с первым космонавтом, назначением искусственных спутников Земли и космических станций. Знакомиться с наукой экологией. Оценивать конкретные примеры поведения в природе, определить правила поведения человека в природе. Обобщать используемые методы при изучении окружающего мира: наблюдения, опыты, источники информации.


п/п

Наименование разделов (или тем)

Общее количество часов на изучение раздела (тем)

Из них

Контрольных работ

Тестов

Практических работ

Проектов

Экскурсий

ВПМ

«Это надо знать»

1

Что и кто?

19

1 – вводная диагностическая работа

3

9

1

3

5

2

Как, откуда и куда?

12

1 – промежуточная диагностическая работа

2

8

1

-

-

3

Где и когда?

10

-

6

2

1

-

-

4

Почему и зачем?

16

1 – итоговая контрольная работа

8

2

1

-

3


Итого

57

2 – диагностические работы

1 – контрольная работа

19

21

4

3

8


  1. Календарно-тематическое планирование

п/п

п/т

Тема урока

Дата/план

Дата/факт

Количество часов

Что и кто? – 19 часов

1

1

ВПМ «Это надо знать». Что такое Родина? Экскурсия №1. «Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути».



1

2

2

Вводная диагностическая работа.



1

3

3

ВПМ «Это надо знать». Что мы знаем о народах России?



1

4

4

ВПМ «Это надо знать». Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина».



1

5

5

Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Экскурсия №2. «Что у нас над головой? Что у нас под ногами?» Практическая работа №1. «Определяем камни».



1

6

6

Что общего у разных растений? Практическая работа№2. «Части растений». Тест №1.



1

7

7

Что растет на подоконнике? Практическая работа №3. «Знакомство с комнатными растениями».



1

8

8

Что растет на клумбе? Практическая работа№4. «Определяем растения клумбы».



1

9

9

Что это за листья? Практическая работа №5. «Определяем по листьям дерево». Экскурсия №3. «Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев».



1

10

10

Что такое хвоинки? Практическая работа №6. «Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений?»



1

11

11

Кто такие насекомые?



1

12

12

Кто такие рыбы? Тест №2.



1

13

13

Кто такие птицы? Практическая работа №7. «Исследуем перья птиц». Тест №3.



1

14

14

Кто такие звери? Практическая работа №8. «Исследуем шерсть зверей».



1

15

15

Что нас окружает дома?



1

16

16

Что умеет компьютер?



1

17

17

ВПМ «Это надо знать». Что вокруг нас может быть опасным?



1

18

18

ВПМ «Это надо знать». На что похожа наша планета? Практическая работа №9. «Знакомство с глобусом».



1

19

19

Проверим себя по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина».



1

Как, откуда и куда? – 12 часов

20

1

Как живет семья? Проект «Моя семья».



1

21

2

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Практическая работа №10. «Опыты по изучению загрязнения воды и еѐ очистка».



1

22

3

Откуда в наш дом приходит электричество? Практическая работа №11. « Сбор электрической цепи». Тест №4.



1

23

4

Как путешествует письмо?



1

24

5

Куда текут реки? Практическая работа №12. «Морская соль. Приготовление морской соли». Значение природы для человека, его влияние на природу.



1

25

6

Откуда берутся снег и лед? Практическая работа №13. «Изучение свойств снега и льда».



1

26

7

Промежуточная диагностическая работа.



1

27

8

Как живут растения? Как живут животные? Практическая работа №14. «Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями».



1

28

9

Как зимой помочь птицам? Практическая работа №15. «Изготовление простейшей кормушки для птиц».



1

29

10

Откуда берется и куда девается мусор? Практическая работа №16. «Учимся сортировать мусор из разного материала».



1

30

11

Откуда в снежках грязь? Практическая работа №17. «Исследование снежков и снеговой воды». Тест №5.



1

31

12

Проверим себя по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья».



1

Где и когда? -10 часов

32

1

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа».



1

33

2

Когда придет суббота? Тест №6.



1

34

3

Когда наступит лето? Тест №7.



1

35

4

Где живут белые медведи? Практическая работа №18. «Определение Северного Ледовитого океана и Антарктиды на глобусе».



1

36

5

Где живут слоны? Практическая работа №19. «Определяем на глобусе жаркие районы. Называем животных этих районов». Тест №8.



1

37

6

Где зимуют птицы?



1

38

7

Когда появилась одежда? Тест №9.



1

39

8

Когда изобрели велосипед? Тест №10.



1

40

9

Когда мы станем взрослым? Тест №11.



1

41

10

Проверим себя по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа».



1

Почему и зачем? – 16 часов

42

1

ВПМ «Это надо знать». Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью? Почему Луна бывает разной?



1

43

2

ВПМ «Это надо знать». Почему идет дождь и дует ветер? Тест №12.



1

44

3

ВПМ «Это надо знать». Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Практическая работа №20. «Изучаем возникновение звуков». Тест №13.



1

45

4

Проект «Наши домашние питомцы».



1

46

5

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?



1

47

6

Зачем мы спим ночью? Тест №14.



1

48

7

Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа №21. «Учимся правильно чистить зубы и мыть руки».



1

49

8

Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Тест №15.



1

50

9

Зачем нужны поезда? Тест №16.



1

51

10

Зачем строят корабли? Тест №17.



1

52

11

Зачем строят самолеты? Тест №18.



1

53

12

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?



1

54

13

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?



1

55

14

Зачем люди осваивают космос? Тест №19.



1

56

15

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Твоё отношение к природе. Проверим себя по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы».



1

57

16

Итоговая диагностическая работа.



1

Материалы подготовил(а): Григорьева Ирина Валентиновна

Скачать

2018-11-24

Мне нравится | 0

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение