Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК "Школа России"

Данная программа составлена на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказа Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 19.10.2009) "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
3. Авторской про¬граммы А.А. Плешакова «Окружающий мир» г. Москва, «Просвещение» 2015г.
4. Учебник: А. А. Плешаков, 3 класс в 2 ч., М. «Просвещение», 2015 г. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
5. Рабочая тетрадь. А. А. Плешаков, 3 класс в 2 ч., М. «Просвещение», 2018 г.

Библиотека материалов Дум Думыча



  1. Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе:

  1. Закона «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказа Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 19.10.2009) "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  3. Авторской про­граммы А.А. Плешакова «Окружающий мир» г. Москва, «Просвещение» 2015г.

  4. Учебник: А. А. Плешаков, 3 класс в 2 ч., М. «Просвещение», 2015 г. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

  5. Рабочая тетрадь. А. А. Плешаков, 3 класс в 2 ч., М. «Просвещение», 2018 г.


Целями изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе являются:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в услови­ях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, письменные домашние задания, компьютерный контроль.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и общие предметные результаты.

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

У обучающихся будут сформированы:

более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;

представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;

эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт- Петербурга, других городов России и разных стран;

этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;

установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

Регулятивные УУД.

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные УУД.

Обучающийся научится:

включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Большинство обучающихся научатся:

распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

владеть элементарными приемами чтения карты; приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столицы.


  1. Содержание учебного предмета

Наименование раздела

Основные виды деятельности обучающихся

1

Как устроен мир.

Осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами. Различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека. Определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире. Осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.

2

Эта удивительная природа.

Различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества. Исследовать с помощью опытов свойства воздуха, проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе. Пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов, классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам. Обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе. Приводить примеры растений из Красной книги России. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым изученным группам. Характеризовать почву как среду обитания живых организмов, её многообразие, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы. Объяснять, что такое опыление, как распространяются плоды и семена, обнаруживать взаимосвязи в живой природе, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе. Объяснять строение грибов, их значение в природе и в жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы. Объяснять участие каждого живого существа в едином круговороте веществ. Знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе. Рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений).

3

Мы и наше здоровье.

Устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека. Объяснять, что такое кожа и работа кожи, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи. Использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях. Объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы, выполнять правила рационального питания предупреждения болезней. Объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной систем. Научить измерять пульс. Выполнять правила рационального питания. Сформулировать правила ЗОЖ, научатся их выполнять.

4

Наша безопасность.

Правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. Характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах. Различать дорожные знаки и формулировать правила движения по загородной дороге. Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов. Учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС. Объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций. Формулировать правила безопасного поведения в быту. Узнавать правила по предложенным в учебнике знакам. Сравнивать свои знаки с представленными в учебнике. Характеризовать пожароопасные предметы. Запомнить правила предупреждения пожара. Моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону. Рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности. Находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение. Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу. Запомнить правила поведения во время купания. Различать съедобные и ядовитые грибы. Находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы». Определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых. Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми. Предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях. Моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС.

5

Чему учит экономика.

Раскрывать роль экономики в нашей жизни. Объяснять, что такое потребности человека, товары и услуги. Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике. Осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам. Различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике. Различать отрасли промышленности: обнаруживать взаимосвязи между ними, различать продукцию каждой отрасли промышленности. Понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран. Объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны; различать денежные единицы некоторых стран. Понимать, как ведётся хозяйство семьи. Объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведется хозяйство семьи. Обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы. Раскрывать роль экономики в родном крае.

6

Путешествие по городам и странам

Находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов. Находить на карте страны — соседей России и их столицы. Осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры. Рассказывать о стране по физической и политической картам. Рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника). Приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами. Формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы. Приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами.


п/п

Наименование разделов (или тем)

Общее количество часов на изучение раздела (тем)

Из них

Контрольные работы

Проверочных работ

Практических работ

Проектов

Экскурсий

ВПМ

«Я – путешественник»

1

Как устроен мир.

7

1 – вводная контрольная работа

1

2

1

1

-

2

Эта удивительная природа.

18

-

3

4

1

2

-

3

Мы и наше здоровье.

10

1 – промежуточная контрольная работа

1

4

1

-

-

4

Наша безопасность.

8

-

2

1

1

1

-

5

Чему учит экономика.

12

-

3

3

3

-

-

6

Путешествие по городам и странам.

13

1 – итоговая контрольная работа

2

8

2

-

11


Итого

68

3 – контрольные работы

12

22


4

11


  1. Календарно-тематическое планирование

п/п

п/т

Тема урока

Дата/план

Дата/факт

Количество часов

Дом. зад.

Как устроен мир – 7 часов

1

1

Природа. Экскурсия №1. «Ознакомление с разнообразием природы».



1

1.Учебник: прочитать текст на с.4-6, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 7.

2.Рабочая тетрадь: №4-5 с. 4.

3.Индивидуальное задание: учебник с. 8.

2

2

Человек. Практическая работа №1. «Посадка кустарника или дерева».



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 10-14, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 15.

2.Рабочая тетрадь: №4 с. 7.

3

3

Общество.



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 18-23, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 22.

2.Рабочая тетрадь: №3 с. 8.

3.Индивидуальное задание: рабочая тетрадь №4 с. 8.

4

4

Что такое экология? Проект «Богатства, отданные людям».



1

В течение недели подготовить проект и выступить с ним на уроке-презентации.

5

5

Вводная контрольная работа.



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 26-28.

2.Индивидуальное задание: найти в библиотеке книги по экологии, прочитать выбранную книгу и подготовить по ней краткое сообщение.

6

6

Природа в опасности! Практическая работа №2 «Изготовление кормушек для птиц».



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 29-34.

2.Индивидуальные задания:

а) рабочая тетрадь №3 с. 11;

б) приготовить сообщение о растениях и животных своего края, занесённых в красную книгу.

3.Групповое задание: рабочая тетрадь №1-2 с. 13.

7

7

Проверочная работа №1. Презентация проекта «Богатства, отданные людям».



1

Повторить всё изученное в разделе «Как устроен мир».

Эта удивительная природа – 18 часов

8

1

Тела, вещества, частицы.



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 36-39, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 39.

2. Рабочая тетрадь: №4, 6 с. 15.

3.Индивидуальные задания:

подготовить устные сообщения о М. В. Ломоносове, о поваренной соли.

9

2

Разнообразие веществ. Практическая работа №3. «Обнаружение крахмала в продуктах питания».



1

Учебник: прочитать текст на с.41-45, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 45.

10

3

Воздух и его охрана.



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 46-50, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 50.

2. Рабочая тетрадь: №5 с. 20.

11

4

Вода. Практическая работа №4. «Изучение свойств воды. Очистка загрязнённой воды с помощью фильтра»».



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 51-54, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 54.

2. Рабочая тетрадь: №1, 2, 4 с. 20-22.

3.Индивидуальные задания:

подготовить устные сообщения на темы «Снег – что это такое?», «О чём может рассказать сугроб», «О чём трещит костёр», «Осадки».

12

5

Превращения и круговорот воды в природе. Проект «Разнообразие природы родного края».



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 59-63, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 63.

2. Рабочая тетрадь: №5 с. 25.

3. В течение недели подготовить проект и выступить с ним на уроке-презентации.

13

6

Берегите воду! Проверочная работа №2.



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 46-50, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 50.

2. Рабочая тетрадь: №2 с. 26.

14

7

Что такое почва. Практическая работа №5. «Изучение состава почвы».



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 64-67, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с.67.

2. Рабочая тетрадь: №2-3 с.28.

15

8

Разнообразие растений.



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 69-73, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 73.

2. Рабочая тетрадь: №7-8 с. 31.

16

9

Солнце, растения и мы с вами.



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 74-77, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 77, выполнить задания для домашней работы на с. 77.

2. Рабочая тетрадь: №5 с. 34.

3.Индивидуальное задание:

подготовить устное сообщение на темы «Как распространяются семена растений».

17

10

Размножение и развитие растений. Практическая работа №6. «Определение признаков приспособленности плодов и семян к распространению ветром, животными».



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 78-81, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 81.

2. Рабочая тетрадь: №7 с. 36.

3.Индивидуальные задания:

подготовить устные сообщения на темы «Хохлатка», «Сон-трава», «Волчье лыко», «Кувшинка».

18

11

Охрана растений. Экскурсия №2. «Разнообразие растений».



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 82-85, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 85.

2. Рабочая тетрадь: №4, 7 с. 38-39.

19

12

Разнообразие животных.



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 87-92, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 92.

2. Рабочая тетрадь: №6 с.43.

3. Индивидуальное задание:

подготовить устное сообщение о питании животных.

20

13

Кто что ест? Проверочная работа №3.



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 94-97, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 96.

2. Рабочая тетрадь: №6 с. 46.

21

14

Размножение и развитие животных.



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 100-105, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 104.

2. Рабочая тетрадь: №4-5 с. 50.

22

15

Охрана животных. Экскурсия №3. «Разнообразие животных».



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 106-111, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 109.

2. Рабочая тетрадь: №4, 6, 7 с. 52-54.

3.Индивидуальные задания:

подготовить устные сообщения на темы «Трутовик», «Дрожжи», «Бледная поганка».

23

16

В царстве грибов.



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 112-116, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 116.

2. Рабочая тетрадь: №4 с. 55.

24

17

Великий круговорот жизни.



1

Учебник: прочитать текст на с. 118-120, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 120.

25

18

Проверочная работа №4. Презентация проекта «Разнообразие природы родного края».



1

Повторить всё изученное в разделе «Эта удивительная природа».

Мы и наше здоровье – 10 часов

26

1

Организм человека.



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 122-124, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 124.

2. Рабочая тетрадь: №3 с. 58.

27

2

Органы чувств.



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 126-129, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 129.

2. Индивидуальное задание:

подготовить устное сообщение на тему «Давно ли люди моются», выучить стихотворение Н. Кнушевицкой «Кожа».

28

3

Промежуточная контрольная работа.



1

Подготовить сообщение об организме человека.

29

4

Надёжная защита организма. Практическая работа №7. «Знакомство с внешним строением кожи».



1

Учебник: прочитать текст на с. 130-133, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 133.

30

5

Опора тела и движение. Практическая работа №8. «Оказание первой медицинской помощи при небольших повреждениях кожи».



1

Учебник: прочитать текст на с. 134-137, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 137.

31

6

Наше питание. Практическая работа №9. «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах». Проект «Школа кулинаров».



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 138-141, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 41.

2. Рабочая тетрадь: №5 с. 63.

3.В течение недели приготовить проект и выступить с ним на уроке-презентации.

32

7

Дыхание и кровообращение. Практическая работа №10. «Подсчёт ударов пульса».



1

Учебник: прочитать текст на с. 144-146, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 146.

33

8

Умей предупреждать болезни.



1

Учебник: прочитать текст на с. 147-149, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 149.

34

9

Здоровый образ жизни. Проверочная работа №5.



1

Учебник: прочитать текст на с. 150-153, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 153.

35

10

Презентация проекта «Школа кулинаров».



1

Повторить всё изученное в разделе «Мы и наше здоровье».

Наша безопасность – 8 часов

36

1

Огонь, вода и газ.



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 4-7, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 7.

2. Рабочая тетрадь: №4 с. 4.

37

2

Чтобы путь был счастливым.



1

Учебник: прочитать текст на с. 8-13, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с.13.

38

3

Проект «Кто нас защищает».



1

Приготовить проект и выступить с ним на уроке-презентации.

39

4

Дорожные знаки. Экскурсия №4. «Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы».



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 14-17, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 17.

2. Рабочая тетрадь: №4 с. 11.

40

5

Опасные места.



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 20-24, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 24.

2. Рабочая тетрадь: №3 с.13.

41

6

Природа и наша безопасность. Проверочная работа №6.



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 25-30, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 30.

2. Рабочая тетрадь: №4, 6, 7 с. 15-17.

42

7

Экологическая безопасность. Практическая работа №11. «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды».



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 31-36, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 36.

2. Рабочая тетрадь: №6 с. 20.

43

8

Проверочная работа №7. Презентация проекта «Кто нас защищает».



1

Повторить всё изученное в разделе «Наша безопасность».

Чему учит экономика – 12 часов

44

1

Для чего нужна экономика? Проект «Экономика родного края».



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 38-41, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 41.

2. Рабочая тетрадь: №8 с. 24.

3. Приготовить проект и выступить с ним на уроке-презентации.

45

2

Природные богатства и труд людей – основа экономики.



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 42-45, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 45.

2.Индивидуальные задания:

а) Выбрать у себя дома какой-нибудь предмет (н-р, пуговицу, ложку, тетрадь) и коротко описать процесс создания этого предмета: какие природные богатства и оборудование были использованы для его изготовления, люди каких профессий трудились над ним. Узнать это можно из доп. лит-ры, Интернета.

б) Приготовить устные сообщения на темы «Как образовался каменный уголь», «Как образовался известняк и мрамор», «Из чего делают железо», «Нефть».

46

3

Полезные ископаемые. Практическая работа №12. «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых».



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 46-50, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 50.

2. Рабочая тетрадь: №7-8 с. 29.

47

4

Полезные ископаемые. Проверочная работа №8.



1

Индивидуальные задания:

подготовить устные сообщения на темы «Николай Иванович Вавилов», «Яблоня», «Валериана», «Горчица», «Гречиха», «Овёс», «Кукуруза», «Лён», «Ячмень», «Цикорий».

48

5

Растениеводство. Практическая работа № 13. «Знакомство с культурными растениями. Устное описание растений».



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 51-54, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 54.

2. Рабочая тетрадь: №5-6 с. 31.

3. Индивидуальные задания:

подготовить устные сообщения об одомашнивании таких животных, как корова, собака, коза, верблюд, пчела, свинья.

49

6

Животноводство.



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 56-59, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 59.

2. Рабочая тетрадь: №5-6 с. 33-34.

50

7

Какая бывает промышленность? Проверочная работа №9.



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 60-63, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 63.

2. Рабочая тетрадь: №5-6 с. 37.

3. Индивидуальное задание:

подготовить устное сообщение на тему «Русские деньги».

51

8

Что такое деньги? Практическая работа №14 «Знакомство с современными российскими монетами». Проект «Деньги мира».



1

1.В течение недели подготовить проект и выступить с ним на уроке-презентации.

2.Учебник: прочитать текст на с. 67-70, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 70.

3. Рабочая тетрадь: №3-4 с. 39.

52

9

Государственный бюджет.



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 71-74, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с.74.

2. Рабочая тетрадь: №4 с.41.

53

10

Семейный бюджет. Проект «Бюджет моей семьи».



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 75-78, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 78.

2. Рабочая тетрадь: №3-4 с. 42.

3. В течение недели подготовить проект и выступить с ним на уроке-презентации.

54

11

Экономика и экология. Проверочная работа №10.



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 79-84, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 84.

2. Рабочая тетрадь: №4 с. 44.

55

12

Презентация проектов «Экономика родного края», «Деньги мира».



1

Повторить всё изученное в разделе «Чему учит экономика».

Путешествие по городам и странам – 13 часов

56

1

ВПМ «Я – путешественник». Золотое кольцо России. Практическая работа №15. «Показ географических объектов на карте».



1

Подготовить сообщение о любом городе Золотого кольца.

57

2

ВПМ «Я – путешественник». Золотое кольцо России. Проверочная работа №11.



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 86-96, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 96.

2. Рабочая тетрадь: №7-8 с. 49.

58

3

ВПМ «Я – путешественник». Проект « Музей путешествий».



1

В течение недели подготовить проект и выступить с ним на уроке-презентации.

59

4

ВПМ «Я – путешественник». Наши ближайшие соседи. Практическая работа №16. «Показ географических объектов на карте».



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 100-105, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 104.

2. Рабочая тетрадь: №5 с. 53.

3. Индивидуальные задания:

подготовить устные сообщения о Х. К. Андерсене, А. Линдгрен, Т. Хейердале.

60

5

ВПМ «Я – путешественник». Проект «Россия – родина моя». Проверочная работа №12.



1

В течение недели подготовить проект и выступить с ним на уроке-презентации.

61

6

ВПМ «Я – путешественник». На севере Европы. Практическая работа №17. «Показ географических объектов на карте».



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 108-117, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с.117.

2. Индивидуальные задания.

а) Придумать вопросы для викторины, посвящённой Скандинавским странам.

б) Найти интересные факты о любой из Скандинавских стран.

62

7

ВПМ «Я – путешественник». Страны Бенилюкса. Практическая работа №18. «Показ географических объектов на карте».



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 118-124, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с.1 24.

2. Индивидуальные задания.

а) Придумать вопросы для викторины, посвящённой странам Бенилюкса.

б) Найти интересные факты о любой из стран Бенилюкса.

в) Приготовить сообщение о любой стране Бенилюкса.

63

8

ВПМ «Я – путешественник». В центре Европы. Практическая работа №19. «Показ географических объектов на карте».



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 125-131, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 131.

2. Индивидуальные задания.

а) Придумать вопросы для викторины, посвящённой странам центральной части Европы.

б) Найти интересные факты о любой из стран странам центральной части Европы.

в) Приготовить сообщение о любой стране странам центральной части Европы.

64

9

ВПМ «Я – путешественник». Путешествие по Франции и Великобритании. Практическая работа №20. «Показ географических объектов на карте».



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 132-141, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 141.

2. Индивидуальные задания.

а) Придумать вопросы для викторины, посвящённой Франции и Англии.

б) Найти интересные факты о Франции и Англии.

в) Приготовить сообщение о Франции и Англии.

65

10

ВПМ «Я – путешественник». На юге Европы. Практическая работа №21. «Показ географических объектов на карте».



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 142-148, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 148.

2. Индивидуальные задания.

а) Придумать вопросы для викторины, посвящённой Греции и Италии.

б) Найти интересные факты о Греции и Италии.

в) Приготовить сообщение о Греции и Италии.

66

11

ВПМ «Я – путешественник». По знаменитым местам мира. Практическая работа №22. «Показ географических объектов на карте».



1

1.Учебник: прочитать текст на с. 149-153, ответить на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 153.

2. Индивидуальные задания.

а) Приготовить сообщение о каком-либо замечательном месте на Земле.

б) Придумать и нарисовать необычное здание или памятник, которые, на ваш взгляд, могли бы стать достопримечательностью.

67

12

Итоговая контрольная работа.




Повторить всё изученное в разделе «Путешествие по городам и странам».

68

13

Что мы узнали и чему научились за год.



1

Повторить всё что узнали, чему научились в 3 классе.



Материалы подготовил(а): Григорьева Ирина Валентиновна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение