Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 3 класса по программе "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 3 класса по программе "Перспективная начальная школа"

Библиотека материалов Дум Думыча

Пояснительная записка.


Рабочая программа по окружающему миру для __3_____ классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования) (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507, от 31.12.2015 N 1576);

- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2016-2017 учебный год» (в ред.ПриказаМинобрнауки РФ №38 от 26.01.2016);

Программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом программы образовательного учреждения, концепции «Перспективная начальная школа», на основании авторской программы по окружающему миру Федотовой О.Н, Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. «Окружающий мир».

Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).

Для реализации программы используют учебники и учебно-методические пособия:

Федотова О.Н, Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир (Наш мир).     3 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига /Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига /Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс:   Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/ Учебник.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. В программе представлены три содержательных блока: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни»

Предмет «Окружающий мир» имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных коммуникативных, регулятивных).

Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования:

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта (опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации);

  • последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;

  • изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;

  • воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;

  • охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

В 3-м классе расширяются знания школьников об источниках информации. Учащиеся могут быть ознакомлены с устройством простейших измерительных приборов (лупа, микроскоп как система увеличительных стекол, песочные часы, часы, термометр, осадкомер, флюгер) и моделей (географическая карта, глобус).

Одной из задач обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучении свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.

Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.

Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и обще - культурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

  1. Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с по 4 класс по два часа в неделю

Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

В учебном плане в 3 классе0;2 часа в неделю – 68 часов в год.

  1. Ценностные ориентиры содержания курса

     Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся осваивают основы адекватного природного и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Данный курс наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном развитии и  воспитании личности, формирует вектор культурно–ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.

  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.

  • Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.

  • ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно0;и социально – нравственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса

     Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3  классе является формирование следующих умений:

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)..

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться - уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

  • характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;

  • находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;

  • определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;

  • сравнивать и различать формы земной поверхности;

  • находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;

  • моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;

  • проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;

  • называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);

  • находить на физической карте разные водоемы и определять их название;

  • характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;

  • ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;

  • приводить примеры веществ;

  • сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;

  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;

  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства  воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • сравнивать свойства воды и воздуха;

  • следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;

  • характеризовать кругооборот воды в природе;

  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;

  • характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);

  • обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;

  • различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);

  • проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;

  • характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);

  • опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи живой  и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;

  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;

  • называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;

  • называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасности при походах в лес, в поле, на луг;

  • использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

  • использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, интернет - адреса для поиска необходимой информации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;

  • извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;

  • осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воду, газ, топливо) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);

  • выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

  • описывать достопримечательности Московского Кремля;

  • различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;

  • находить место изученного события на ленте времени;

  • находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;

  • описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;

  • находить на ленте времени место изученному историческому событию;

  • проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;

  • использовать дополнительные источники информации (словари учебников и интернет-адреса).

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;

  • соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;

  • соблюдать правила безопасного поведения в гололед;

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе

Основные содержательные линии третьего класса (способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов; планета, на которой мы живем; неживая природа; взаимосвязь живой и неживой природы; природные сообщества; наша страна – Россия) реализуются в рамках содержательных блоков:

Человек и природа (50 ч)

        Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус – модель земного шара. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Карта полушарий (Южное и Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океаны на глобусе и на карте полушарий. Реки и озера.

 Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие представления, условные обозначения равнин и гор на карте). Образование оврагов. Меры предупреждения и борьбы с оврагами. Самые крупные равнины на территории России (Юго-Восточная и Западносибирская). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений и собеседования со взрослыми).

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас.

Вещества, тела, частицы. Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты (то, что нас окружает, но не создано человеком) и предметы (это то, что создано человеком). Природные тела (тела живой природы) – человек, животные, грибы, растения, микробы. Небесные или космические тела (звезды, планеты, метеориты и др.). Искусственные тела – предметы. Молекулы и атомы – мельчайшие частицы, из которых состоят вещества.

Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль, природный газ и др. Твердые вещества, жидкости и газы. Три состояния воды – твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода – растворитель. Растворы в природе. Почему воду надо беречь.

Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью термометра.

Кругооборот воды в природе.

Воздух – это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений.

Погода и ее составляющие: движение воздуха – ветер, температура воздуха, туман, облака (форма облаков и их высота над поверхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение температуры воздуха. Приборы, определяющие направление ветра (флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган). Наблюдения за погодой своего края. Дневник наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения «Дневника наблюдений за погодой».

Горные породы: магматические, осадочные. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые (твердые, жидкие, газообразные). Условные обозначения полезных ископаемых на карте. Искусственные материалы из каменного угля и нефти. Свойства полезных ископаемых (известняк, мрамор, глина, песок). Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых.

Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи питания. Значение почвы в хозяйственной жизни человека.

Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу.

Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоема. Человек – защитник природы. Природа будет жить (размножение животных). Взаимосвязь в природном сообществе (например, клевер–шмели–мыши–кошки). Природные сообщества родного края (два-три примера). Посильное участие в охране природы родного края.

Человек и общество (14 ч)

  Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды (статья 58 Конституции Российской Федерации: гражданин обязан защищать природу и окружающую среду). Право человека на благоприятную среду (статья 42 Конституции). Российские заповедники. Растения и животные Красной книги России (условные обозначения Красной Книги России, изображение животных Красной книги России на юбилейных серебряных и золотых монетах).

 Лента времени. Последовательность смены времен года. Лента времени одного года: зима (декабрь, январь, февраль) – весна (март, апрель, май) – лето (июнь, июль, август) – осень (сентябрь, октябрь, ноябрь). Век – отрезок времени в 100 лет. Лента времени истории строительства Московского Кремля (XII век – деревянный, XIV век – белокаменный, XV век – из красного кирпича). Имена великих князей, связанных с историей строительства Московского Кремля.

Города России. Города «Золотого кольца». Имена великих князей – основателей городов (Ярослав Мудрый – Ярославль, Юрий Долгорукий –Кострома, Переславль-Залесский). Основные достопримечательности городов «Золотого кольца» (храмы XVI – XVII вв., Троице-Сергиева лавра (монастырь) в Сергиеве Посаде – XIV в.; музей «Ботик» в Переславле-Залесском; фрески Гурия Никитина и Силы Савина в Ярославле и Костроме – XVII в.; «Золотые ворота», фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире – XII в.).

Город Санкт-Петербург. Планкарта Санкт-Петербурга (XVIII в.). Строительство города. Санкт-Петербург – морской и речной порт. Герб города. Достопримечательности города: Петровская (Сенатская) площадь, памятник Петру I «Медный всадник». Петропавловская крепость (Петровские ворота, Петропавловский собор). Адмиралтейство. Городской остров (домик Петра). Летний сад. Зимний дворец. Эрмитаж.

Правила безопасного поведения (4 ч)

Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом. Соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов со стеклянным термометром.

Повышение температуры тела как один из серьезных поводов обратиться за помощью (советом) к взрослым.

Соблюдение правил безопасного поведения на дороге при гололеде (учет дополнительного времени, походка, положение рук и школьного рюкзака, дополнительная опасность при переходе дороги на «зебре»).

Быстрая помощь человеку, на котором тлеет (загорелась) одежда.

Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, и местах торфяных разработок. Правила безопасного поведения у водоемов весной (ледоход), летом (купание, переправа через водные пространства).

Правила безопасного поведения при обнаружении следов Великой Отечественной войны (заржавевшие патроны, гранаты, мины). Телефон службы спасения МЧС.



 Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

контроль

1.

Наш мир знакомый и загадочный

1

Урок-экскурсия (урок № 1)

2

Входная контрольная работа за курс 2 класса


Контрольная работа

(урок №6)

3

Географическая карта

1

Проект (урок №5)

4

Учимся читать карту


1

Практическая работа (урок 6)

5

План местности п. Забайкальский

1

Экскурсия (урок 7)

6

Стороны горизонта

1

Экскурсия (урок 9)

7

Ориентирование на местности. Компас

1

Экскурсия (урок 10)

8


Обобщение по теме «О чём рассказала географическая карта»



Проект (урок №11)

9

Формы поверхности Земли

1

Викторина (урок №4) практическая работа

10

Вода- необыкновенное вещество

1

Защита рефератов по теме «Байкал»(урок №14)

11

Обобщение по теме «Из чего всё на свете»

Готовимся к школьной олимпиаде

1

Тест (урок № 15)

12

Свойства воды в жидком состоянии

1

Викторина (урок №16) практическая работа

13

Термометр и его устройство

1

Урок практических знаний (урок №17)

14

Готовимся к школьной олимпиаде

1

Тест (урок №22)

15

Круговорот воды в природе


1

Урок практических знаний (урок №20)

16

Вода -растворитель

1

Урок исследование (урок №23)

Практическая работа

17

Готовимся к школьной олимпиаде

1

Защита рефератов(урок №26)

18

Воздух – это смесь газов

1

Викторина (урок №28)

практическая работа

19

Готовимся к школьной олимпиаде

1

Защита проектов (урок №30)

20

Температура воздуха

1

Урок практических знаний (урок №31)

21

Что такое погода?

1

Викторина (урок №33)

Практическая работа

22

Что такое минералы?

1

Урок-исследование (урок № 37)

23

Полезные ископаемые

1

Урок практических знаний (урок № 38)

24

Лес и его обитатели в Бурятии

1

Защита рефератов (урок №45)

25

Человек – защитник природы


1

Защита рефератов (урок 57)

26

Достопримечательности родного края

1

Экскурсия (урок 65)

21

Заключительный урок

1

Тест (урок № 66)

22

Итоговая контрольная работа

1

Контрольная работа за курс 3 класса (урок №67)

ИТОГО: Контрольных работ- 2

Защита рефератов – 4

Уроков - исследования – 2

Тестовых работ – 3

Практических работ – 10

Уроков - проектов - 3

Уроков – экскурсий- 5





Лист корректировки рабочей программы



Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту































МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Концептуальные и теоретические основы

УМК «Перспективная начальная школа»

        Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте "Перспективная начальная школа" (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).– М.: Академкнига/Учебник.

        Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.

        Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.

Учебно-методическая литература

3 класс

        Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1 – М.: Академкнига/Учебник.

        Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2 – М.: Академкнига/Учебник.

        Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.

        Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1. – М. :Академкнига/Учебник.

        Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.3класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. – М. :Академкнига/Учебник.

        Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.3 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.













Планирование учебной деятельности


Календарные сроки

уро-ка

Тема (раздел)

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности учащихся//формы контроля

освоение предметных знаний (базовые понятия)

универсальные учебные действия


Письмо от Кости и Маши членам клуба «Мы и окружающий мир» Экскурсия «Наш мир знакомый и загадочный»

Ознакомление с учебником, тетрадью

смыслообразование и самоопределение

коллективная


Изображение Земли на глобусе и карте

Глобус - модель земного шара. Урок-исследование


Модель Земли – глобус. Понятия «меридиан», «нулевой меридиан», «параллели», «экватор». Работа с глобусом: меридианы, параллели, Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария.

П.: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения

коллективная, работа в паре


Материки и океаны на глобусе. Защита рефератов

Термины «океан», «материк». Работа с глобусом: океаны, материки.

П.: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)

Р.: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

К.: доносить свою позицию до других

коллективная, индивидуальная


Формы поверхности Земли

Викторина

Глобус как источник информации. Формы поверхности – равнины, горы.

П.: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: грамотно оформлять свои мысли в устной и письменной речи

коллективная, работа в паре


О чем рассказала Географическая карта

Географическая карта

Проект

Разнообразие карт (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.). Умение работать с картой.

П.: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации (словари, энциклопедии, справочники)

Р.: составлять план решения проблемы совместно с учителем

К.: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

работа с картой, работа в паре


Учимся читать карту

Практическая работа

Карта полушарий. Формирование умения находить и показывать на карте физические объекты

П.: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта и т.д.)

Р.: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

К.: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Различать изученные объекты и явления живой и

работа с картой


План местности п. Забайкальский

Экскурсия

Понятие «план местности».

П.: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний

Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

коллективная, работа в паре


Холмы и овраги

Способы изображения земной поверхности. Понятия «холмы», «овраги».

П.: извлекать информацию, представленную в разных формах

Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме

чтение по цепочке


Стороны горизонта

Экскурсия

Горизонт. Линия горизонта. Определение сторон горизонта на местности с помощью солнца.

П.: перерабатывать полученную информацию, полученную в разных формах

Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: проверять себя, выделять главное


коллективная, индивидуальная


Ориентирование на местности. Компас

Экскурсия

Определение сторон горизонта на местности по различным признакам природы. Устройство компаса. Определение сторон горизонта с помощью компаса.

П.своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Р.: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя 

К.: читать вслух и про себя тексты учебника, отделять новое от известного, выделять главное

работа в паре, практическая работа



Готовимся к школьной олимпиаде. Обобщение по теме «О чём рассказала карта»

Проект

Закрепление знаний по основным вопросам изученных тем. Формирование практических умений.

П.: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения

работа в группе (тест)


Из чего все на свете

Тела, вещества, частицы

Тела, вещества, частицы

П.: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)

Р.: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

К.: доносить свою позицию до других

работа в паре, практическая работа


Твердые вещества, жидкости и газы

Тела, вещества, частицы (молекулы)

П.: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: грамотно оформлять свои мысли в устной и письменной речи

практическая работа


14

Вода – необыкновенное вещество

Реферат-защита «Байкал»







Свойства воды. Три состояния воды

П.: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации (словари, энциклопедии, справочники)

Р.: составлять план решения проблемы совместно с учителем

К.: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

практическая работа


15


Обобщение по теме «Из чего всё на свете». Готовимся к школьной олимпиаде





П.: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта и т.д.)

Р.: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

К.: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Различать изученные объекты и явления живой и

Тест

Самостоятельная работа


16

Вода и ее свойства


Первое заседание клуба

Свойства воды в жидком состоянии

Викторина

Свойства воды при нагревании и охлаждении.

проведение опытов и фиксация их результатов.

П.: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний

Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

работа в группе, практическая работа


17

Термометр и его устройство

Урок практических знаний

Устройство термометра. Использование термометра.

П.: извлекать информацию, представленную в разных формах

Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме

работа в паре, практическая работа


18

Второе заседание клуба Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)





Свойства льда

П.: перерабатывать полученную информацию, полученную в разных формах

Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: проверять себя, выделять главное


работа в группе, практическая работа


19






20

Свойства воды в газообразном состоянии





Готовимся к школьной олимпиаде

Три состояния воды. Свойства водяного пара

П.своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Р.: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя 

К.: читать вслух и про себя тексты учебника, отделять новое от известного, выделять главное

коллективная, индивидуальная





тест

самостоятельная работа


21

Чудесные превращения воды в природе

Круговорот воды в природе

Урок практических знаний

Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

П.: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения

коллективная, работа в паре


22

Туман и облака. Осадки

Превращения воды в природе (туман, облака). Виды облаков. Осадки, выпадающие из облаков (дождь, снег, град). Осадки, выделяющиеся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморось)

П.: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)

Р.: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

К.: доносить свою позицию до других

коллективная, работа в паре


23




Третье заседание клуба

Вода – растворитель

Урок-исследование








Вода как растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества.

П.: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: грамотно оформлять свои мысли в устной и письменной речи

работа в группе, практическая работа


24

Растворы в природе

Вода как растворитель. Значение природных растворов.

П.: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации (словари, энциклопедии, справочники)

Р.: составлять план решения проблемы совместно с учителем

К.: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

практическая работа


25









26

Почему воду надо беречь?









Готовимся к школьной олимпиаде. Защита рефератов

Значение воды в жизни человека. Способы очистки воды.

П.: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта и т.д.)

Р.: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

К.: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Различать изученные объекты и явления живой и

работа в паре


27

Воздух и его свойства

Океан, которого нет на карте и глобусе. Урок-игра

Атмосфера – воздушный океан Земли.

П.: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний

Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

практическая работа


28

Воздух – это смесь газов

Викторина

Воздух – смесь газов. Свойства кислорода и углекислого газа.

П.: извлекать информацию, представленную в разных формах

Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме

практическая работа


29


Четвертое заседание клуба

Свойства воздуха

Проведение опытов: воздух занимает пространство; воздух можно сжать; воздух можно взвесить; свойства воздуха при охлаждении и нагревании.

П.: перерабатывать полученную информацию, полученную в разных формах

Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: проверять себя, выделять главное


работа в группе, индивидуальная, практическая работа


30



Готовимся к школьной олимпиаде. Защита проектов





31

Движение воздуха

Температура воздуха

Урок практических занятий

Почему земная поверхность нагревается неодинаково. Измерение температуры воздуха с помощью термометра.

П.своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Р.: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя 

К.: читать вслух и про себя тексты учебника, отделять новое от известного, выделять главное

Проводить несложные наблюдения, используя измерительные приборы, делать выводы на основании полученных результатов.

коллективная, работа в паре


32

Ветер.

Причина движения воздуха вдоль поверхности Земли. Созидательная и разрушительная работа ветра. Приборы: флюгер и анемометр.

К.Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов.

коллективная, индивидуальная


33

Что такое погода?

Викторина

Понятие о погоде. Наблюдение за погодой, фиксация их в дневнике наблюдений.

П.: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения

работа в паре, индивидуальная


34

Урок-соревнование

Заключительный урок по теме: «Вода и воздух»

Повторение и закрепление знаний о воде, воздухе, их свойствах, их значении в природе и жизни человека.

П.: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)

Р.: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

К.: доносить свою позицию до других

работа в группе


35

Тайны недр земли

Горные породы. Горы Бурятии. Мунко-Сардык, Саяны

Горные породы как природные тела. Виды горных пород, их происхождение.

П.: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: грамотно оформлять свои мысли в устной и письменной речи

коллективная, индивидуальная


36

Разрушение горных пород

Образование осадочных горных пород.

П.: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации (словари, энциклопедии, справочники)

Р.: составлять план решения проблемы совместно с учителем

К.: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

практическая работа, индивидуальная


37

Что такое минералы?

Урок-исследование

Минералы как составная часть горных пород.

П.: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта и т.д.)

Р.: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

К.: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Различать изученные объекты и явления живой и

групповая


38

Полезные ископаемые

Урок практических занятий

Понятия: «полезные ископаемые», «месторождение», «руда», «сплавы». Горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.

П.: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний

Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

работа в паре, индивидуальная


39

Пятое заседание клуба

Свойства полезных ископаемых . Полезные ископаемые родного края

Выявление (с помощью опытов) свойств известняка, мрамора, песка, глины.

П.: извлекать информацию, представленную в разных формах

Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме

практическая работа, групповая


40

Почему надо беречь полезные ископаемые

Необходимость охраны полезных ископаемых.

П.: перерабатывать полученную информацию, полученную в разных формах

Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: проверять себя, выделять главное


коллективная, индивидуальная


41

Почва

Как образуется почва. Почва родного края

Почва как единство живой и неживой природы. Цепи питания.

П.своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Р.: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя 

К.: читать вслух и про себя тексты учебника, отделять новое от известного, выделять главное

работа в паре


42

Шестое заседание клуба

Почва и её состав

Состав почвы

П.: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения

практическая работа


43

Седьмое заседание клуба

Зачем и как люди заботятся о почве

Мероприятия по охране почв в родном крае.

П.: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)

Р.: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

К.: доносить свою позицию до других

групповая


44

Природные сообщества

Лес и его обитатели

Многообразие растительного и животного мира леса, возможность их совместного обитания.

Лес как природное сообщество. Цепи питания.

П.: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: грамотно оформлять свои мысли в устной и письменной речи


П.: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации (словари, энциклопедии, справочники)

Р.: составлять план решения проблемы совместно с учителем

К.: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

работа в паре


45

Лес и его обитатели Бурятии

коллективная, индивидуальная


46

Луг и его обитатели

Луг и его обитатели родного края

Луг как природное сообщество.

П.: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта и т.д.)

Р.: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

К.: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Различать изученные объекты и явления живой и

индивидуальная


47

Поле и его обитатели

Поля и его обитатели родного края

Поле как природное сообщество, искусственно созданное человеком для культурных растений.

П.: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний

Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

работа в паре


48

Пресные водоемы и его обитатели. Пресные водоёмы родного края

Искусственные и естественные водоемы, их использование человеком. Пресный водоем как природное сообщество.

П.: извлекать информацию, представленную в разных формах

Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме


П.: перерабатывать полученную информацию, полученную в разных формах

Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: проверять себя, выделять главное


работа в паре


49

Пресные водоемы и его обитатели

работа в паре


50

Болото и его обитатели.

Болото, как природное сообщество

П.своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Р.: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя 

К.: читать вслух и про себя тексты учебника, отделять новое от известного, выделять главное

коллективная, индивидуальная


51

Человек и природные сообщества

Значение лесов

Значение лесов родного края

Необходимость бережного отношения к лесным богатствам.

П.: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения

работа в паре


52

Восьмое заседание клуба Безопасное поведение в лесу

Способы ориентирования на местности. Правила безопасного поведения в лесу.

П.: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)

Р.: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

К.: доносить свою позицию до других

работа в группе, индивидуальная


53

Луг и человек

Значение луга в жизни человека, мероприятия по его охране. Правила поведения в природе

П.: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: грамотно оформлять свои мысли в устной и письменной речи

коллективная, индивидуальная


54

Надо ли охранять болота?

Необходимость бережного отношения ко всем природным сообществам.

П.: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации (словари, энциклопедии, справочники)

Р.: составлять план решения проблемы совместно с учителем

К.: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

коллективная, индивидуальная


55

Дары рек и озёр

Дары рек и озёр родного края

Реки и озера родного края, их практические использование людьми.

П.: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта и т.д.)

Р.: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

К.: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Различать изученные объекты и явления живой и

работа с картой


56

Безопасное поведение у водоемов .

Девятое заседание клуба

Безопасное поведение у водоемов в разное время года.

П.: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний

Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

коллективная, индивидуальная


57

Человек-защитник природы

Заповедные места России. Растения и животные из Красной книги России.

П.: извлекать информацию, представленную в разных формах

Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме

коллективная, индивидуальная


58

Природа будет жить

Развитие (размножение) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

П.: перерабатывать полученную информацию, полученную в разных формах

Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: проверять себя, выделять главное


работа в паре


59

Путешествие в прошлое

Лента времени

Лента времени (месяц, год, век). Основные события, связанные с изменением облика Московского Кремля.

П.своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Р.: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя 

К.: читать вслух и про себя тексты учебника, отделять новое от известного, выделять главное

работа в паре


60

Золотое кольцо

Наследие городов Золотого кольца России

П.: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения


П.: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)

Р.: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

К.: доносить свою позицию до других

работа в паре, групповая, индивидуальная


61


62

Десятое заседание клуба

Путешествие по Санкт-Петербургу

Значимость деяний Петра Великого. Исторические достопримечательности Санкт-Петербурга.

П.: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: грамотно оформлять свои мысли в устной и письменной речи


П.: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации (словари, энциклопедии, справочники)

Р.: составлять план решения проблемы совместно с учителем

К.: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

групповая, индивидуальная


63




Десятое заседание клуба

Путешествие по Санкт-Петербургу


64-65

Уроки-экскурсии по изучению окружающего мира

Достопримечательности родного края


П.: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта и т.д.)

Р.: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

К.: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Различать изученные объекты и явления живой и



66

Заключительный урок


П.: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний

Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

коллективная, индивидуальная


67-68

Резервные уроки


П.: извлекать информацию, представленную в разных формах

Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме














Материалы подготовил(а): Мисайлова Зоя Петровна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение