Рабочая программа по предмету «Шахматы» 2 класс

В данном документе представлена рабочая программа по предмету «Шахматы» для 2 класса с календарно-тематическим планированием уроков на весь учебный год.
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
• создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных,социальных);

• формирование универсальных способов мысле деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
• Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Библиотека материалов Дум Думыча













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по шахматам

для 2 класса


































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Цель программы:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

  • создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных,социальных);

  • формирование универсальных способов мысле деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).

  • Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования предметных результатов:

знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

знать правила хода и взятия каждой различать диагональ, вертикаль, горизонталь;

сравнивать между собой предметы,явления;

обобщать, делать несложные выводы;

уметь проводить элементарные комбинации;

уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;

уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;

определять последовательность событий;

выявлять закономерности и проводить аналогии.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I.Шахматная доска

Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные

поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.


«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.)

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной

доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.

  1. Шахматные фигуры

Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).


«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.

«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.


«Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет,форма).

«Большая и маленькая». Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.

«Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».

«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

  1. Начальная расстановка фигур

Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.


«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да или нет?». Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Не зевай!». Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например:

«Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.

  1. Ходы и взятие фигур

Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение». Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.


«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают «работать» на ученика формируется внутренний план действий, аналитико- синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться подбоем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита». Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

  1. Цель шахматной партии

Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры.

«Шах или не шах». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Объяви шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Мат в один ход». Требуется объявить мат неприятельскому королю в один ход.

«Рокировка». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: можно рокировать или нет.

  1. Игра всеми фигурами из начального положения

Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.


К концу первого года обучения дети должны знать:

  • Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и шах, мат, пат,ничья;

  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года обучения дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без

нарушения правил шахматного кодекса;

  • правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;

  • различать горизонталь, вертикаль и диагональ;

  • рокировать;

  • объявлять решать элементарные задачи на мат в один ход.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата по факту

Дата по плану

Тема занятия

Краткое содержание занятия

УУД

I. ШАХМАТНАЯ ДОСКА (4 часа)

1.


01.09

Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска.

Чтение-инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски».

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля имеют квадратную форму.

Чтение-инсценировка дидактической сказки «Котята- хвастунишки».

Знакомство с учителем и одноклассниками.

Умение вступать в диалог.


Формирование мотива, реализующего потребность в

социально значимой и социально оцениваемой деятельности.


Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.


Формирование установки на здоровый образ жизни.

Формирование социальных мотивов.

2.


08.09

Линии на шахматной

доске. Горизонтали и вертикали.

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия.

Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование черных и белых полей в горизонтали и вертикали.

Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль».

3.


15.09

Линии на шахматной

доске. Диагонали.

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали.

Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали.

Чтение-инсценировка дидактической сказки из книги И.Г.Сухина

«Приключения в шахматной стране». Дидактические задания и игры «Диагональ».

4.


22.09

Центр шахматной доски.

Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Расположение черных и белых полей в центре доски.

II.ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ (2часа)

1.(5.)


29.09

Шахматные фигуры.

Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка»,

«Секретная фигура», «Что общего», «Большая и маленькая».

2.(6.)


06.10

Сравнительная сила фигур.

Сравнительная сила шахматных фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).

Дидактические задания и игры «Кто сильнее?», «Обе армии равны».

НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР (1 час)




1.(7.)


13.10

Начальная позиция.

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да или нет», «Мяч».

Ориентация на

Понимание причин

успеха в

деятельности.

IV. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (16часов)

1.(8.)


20.10

Ладья.

Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.

Дидактические игры и задания «Лабиринт», «Перехитри часовых»,

«Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Развитиеучебно-

познавательного

интереса к новому

2.(9.)


27.10

Ладья.

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности»(разновидность игры на уничтожение, но с «заминированными» полями).

материалу и способам

решенияновой

задачи.

3.(10.)


10.11

Слон.

Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.

Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».


Понимание

возможности

различных позиций и

Точек зрения на

4.(11.)


17.11

Слон.

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против двух), «Ограничение подвижности».

какой-либо предмет и

вопрос.

5.(12.)


24.11

Ладья против слона.

Термин «стоять под боем».

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых»,

«Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,

«Защита», «Выиграй фигуру».

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,

«Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».


Умение

договариваться,

находить общее

решение.

6.(13.)


01.12

Ферзь.

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».


Рабочая программа по предмету «Шахматы»  2 класс - Рисунок 1


7.(14.)


08.12

Ферзь.

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита

контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя),

«Ограничение подвижности».



Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.



Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.




Умение договариваться, находить общее решение.

8.(15.)


15.12

Ферзь против ладьи и слона.

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых»,

«Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,

«Выиграй фигуру».

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, более сложные положения), «Ограничение подвижности».

9.(16.)


22.12

Конь.

Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь – легкая фигура.

Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

10.(17.)


12.01

Конь

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух),

«Ограничение подвижности».

11.(18.)


19.01

Конь против ферзя, ладьи, слона.

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых»,

«Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,

«Защита», «Выиграй фигуру».

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ладьи, конь против слона, конь против ферзя, более сложные положения),

«Ограничение подвижности».

12.(19.)


26.01

Пешка.

Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».

13.(20.)


02.02

Пешка.

Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».




14.(21.)


09.02

Пешкапротивферзя,

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака





ладьи, коня, слона

неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита»,

«Выиграй фигуру».

Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, пешка против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности.

Умение

аргументировать своё предложение, убеждать и доказывать.




Развитие готовности к сотрудничеству с учителем.







Формирование потребности в

реализации основ правильного

поведения в поступках и деятельности уступать.




Формирование устойчивой учебно- познавательной мотивации деятельности.

15.(22.)


16.02

Король.

Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля).

Чтение-инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба-Яга»

16.(23.)


02.03

Король против других фигур.

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых»,

«Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие».

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ладьи, король против слона, король против коня, король против ферзя, король против пешки), «Ограничение подвижности».




V. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ

(6 часов)

1.(24.)


09.03

Шах.

Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха (3 способа).

Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».

2.(25.)


16.03

Шах.

Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.

Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах»; игра фигурами из начального положения до первого шаха.

3.(26.)


23.03

Мат.

Мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой.

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры).

Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».

4.(27.)


06.04

Мат.

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом фигур.

Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

Рабочая программа по предмету «Шахматы»  2 класс - Рисунок 2


5.(28.)


13.04

Ничья. Пат.

Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых

ситуаций.

Дидактическое задание «Пат или не пат», «Пат или мат.

Умение

контролировать свои действия и действия партнёра




Рабочая программа по предмету «Шахматы»  2 класс - Рисунок 3

Умение договариваться и. приходить к общему решению в совместной деятельности,

в том числе в ситуации столкновения интересов.

6.(29.)


20.04

Рокировка.

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

Дидактическое задание «Рокировка».

VI. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ (3часа)

1.(30.)


27.04

Шахматная партия.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию).

Дидактическая игра «Два хода».

2.(31.)


04.05

Шахматная партия.

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

3.(32.)


11.05

Шахматная партия.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального

положения.

VII.ОБОБЩЕНИЕ ( 1час) 2 часа

1.(33.)


18.05

Повторение материала.

Повторение основных вопросов курса.

2 (34)


25.05

Повторение материала.

Повторение основных вопросов курса.


Рабочая программа по предмету «Шахматы»  2 класс - Рисунок 4
Рабочая программа по предмету «Шахматы»  2 класс - Рисунок 5







Материалы подготовил(а): Гордеева Марина Викторовна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение