Рабочая программа проведения экологического факультатива ПРИЛОЖЕНИЕ к ООПДО ДО№1 для части программы, формируемой участниками образовательных отношений;для детей подготовительной к школе гр

Обратите внимание:
Классный уголок экологии и безопасности (плакаты и шаблоны)
Авторские материалы-разработки Дум Думыча для ДОУ и начальной школыa


Данная программа является приложением к ООПДО ДО№1, в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания человека, его нравственных качеств. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:
• в раннем детстве - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы;
• в школьные годы - способствовать пониманию целостной картины мира;
• в периоды взросления и зрелости - развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности

Библиотека материалов Дум Думыча

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №1








«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»


Рабочая программа проведения экологического факультатива

ПРИЛОЖЕНИЕ к ООПДО ДО№1 -

для части программы, формируемой участниками образовательных отношений;

для детей подготовительной к школе группы








Разработана:

Кирпа О.Ю.

Воспитателем

высшей категории









г.Прохладный

2014г.







Пояснительная записка.

Данная программа является приложением к ООПДО ДО№1, в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания человека, его нравственных качеств. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:

  • в раннем детстве - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы;

  • в школьные годы - способствовать пониманию целостной картины мира;

  • в периоды взросления и зрелости - развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности.

 Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство.

Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОО. Вторая сторона проблемы - это повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей.

Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, понятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире.

 Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством один шаг. И формируются эти экологические невежды уже в раннем детстве. С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе и самому себе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе ,окружающим и своему организму, и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы и своего организма..

 В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве. И попутно должна решаться задача повышения экологической грамотности родителей.

 Существующие программы по экологическому воспитанию дошкольников и по ознакомлению детей с окружающим миром, рассчитаны непосредственно на изучение конкретных объектов, не рассматривая их во взаимосвязи с живой и не живой природой, кроме этого, человек на рассматривается как представитель живой природы.

Основная цель предлагаемой программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.

Кроме этого, подробно изучив программы «Семицветик» Ашикова С.Г. «Живая экология» А. Ивановой, «Юный эколог» Николаевой С.Н., технологию «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О., считаю целесообразным разработать образовательную программу, которая позволит не только обучить детей тому, как устроен человек, поможет открыть дошкольникам законы собственного организма, но, главное, изменит их отношение к себе и своему здоровью, поможет воспитать гуманные чувства ко всему живому и ценностное отношение к природе.

Организационно-методические пояснения к программе «Азбука здоровья»

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в содержании данной программы нашли свое место занятия, на которых дети знакомятся с проблемой загрязнения окружающей среды и самостоятельной практической деятельностью будут способствовать сохранению и улучшению окружающей среды.

Особенностью данного курса является введение отдельных занятий со 100 % реализацией регионального компонента, а также введение занятий, на которых детей знакомят с биологическими особенностями человека и основами безопасности жизнедеятельности.

Программа предусматривает проведение одного специального занятия в неделю (36 занятий в год) в рамках экологического факультатива со всей группой детей в первую половину дня. Особенностью организации этих занятий является использование дидактических игр на основе наглядного моделирования.

Педагогическая стратегия должна быть направлена на развитие чувства сопричастности, чувства общности с природой. Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль: «Люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь».

Основные принципы работы:

  • Работа должна основываться на принципах доступности, практикоориентированности, целостности.

  • В процессе работы в комплексе должны использоваться такие методы и приёмы как наблюдение, эксперимент, решение игровых проблемных задач, наглядное моделирование и самостоятельная продуктивная и трудовая деятельность детей;

  • Работа с детьми не ограничена рамками занятий (предварительная работа, разнообразные сопутствующие формы работы: праздники, развлечения, конкурсы и викторины экологического содержания);

Рабочая программа  составлена на основе интеграции следующих образовательных областей ФГОС ДО:

«Социально-коммуникативное развитие»;

«Познавательное развитие»;

«Физическое развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Образовательная программа «Про тебя самого» - для детей 6-7 лет. В основе построения программы лежит органическая связь тематического плана с временами года и сезонными явлениями природы. Такой метод построения плана программы делает ее более жизненной, связывает тему занятий с окружающей ребенка жизнью.

Образовательная программа «Азбука здоровья» состоит из пяти разделов:

1.Планета Земля.

2.Животные рядом.

3.Азбука здоровья.

4.Растения и их загадки.

5.Природа и мы.

Цель программы: формирование у детей представлений о человеке, как части природы, а также формирование гуманного и ответственного отношения к природе, нового экологического мышления.

Задачи.

1.Обучающая:

дать элементарные представления о человеке, его месте в экосистеме Земли.

2.Развивающая:

Развитие познавательной активности, логического мышления, навыков опытно-экспериментальной деятельности

3.Воспитательная:

Воспитание любви и бережного отношения к природе, своему здоровью.

Используемые методы и приемы: рассматривание иллюстраций, фотографий, рисунков, наблюдения, экскурсии, опытно-экспериментальная деятельность, продуктивная деятельность, собственная трудовая деятельность дошкольников на участке детского сада и в уголке природы, дидактические игры, беседы, сюжетно-ролевая игра и др.

Целесообразность программы состоит в том, чтобы воспитывать у ребенка потребность быть здоровым, расширять кругозор дошкольников, развивать их речь, а так же, чтобы ввести в мир природы и научить их культуре общения с растениями и животными.

Варианты проверки результатов освоения программы: умение отгадывать и придумывать загадки, участие в викторинах, конкурсах; дидактических играх; праздниках.

Условия реализации программы:

Учебно-тематический план


н/п

наименования разделов

Количество образовательных ситуаций

всего

теор.

практ.


Планета Земля.

6

5

1

Животные рядом.

10

2

8

Азбука здоровья.

36

12

24

Растения и их загадки.

10

3

7


Природа и мы.


10

5

5

итого


3.Азбука здоровья.

4.Растения и их загадки.

5.Природа и мы.



72

27

45


I. Планета Земля. Человек живет на Земле.

Человек живет на Земле. Земля - наш дом.

Страна-Россия. Республика Кабардино-Балкария.

Что окружает человека. Безопасность в доме.

Практическая работа: «Правила поведения на улице». Экскурсия на СЮН.

П. Животные рядом.

Собака, кошка в нашем доме.

Продуктивная деятельность: «Я и мои животные.» (дети рисуют ,изображают животных с помощью лепки и аппликации, придумывают рассказы о своих животных)

Домашние и дикие животные КБР.

Практическая работа: «Лепим животных»

Практические работы: «Экзотические животные»- Экскурсия на СЮН. Сбор корма для подкормки птиц зимой . Экскурсия «В гости к осени»

III. Азбука здоровья.

Из чего мы сделаны. Твое тело, секреты скелета.

Зачем нам руки и ноги?

Как ты слышишь, кто как слышит. Знакомство с ухом.

Кожа, волосы и ногти. Сколько у тебя волос. Практическая работа: «Как сохранить свою кожу здоровой» Игра «Можно - нельзя»

Для чего нужен режим дня. Практическая работа «Составим режим дня»

Как ты дышишь, кто как дышит, дыхательная гимнастика (практическая).

Практическое занятие: «Как работает дыхательная система»

Чистота - залог здоровья, правила гигиены (практическая работа).

Дидактическая игра «Как органы человека помогают друг другу»

Как растут зубы, «волшебная щеточка» (практическая работа)

Беседа «Как ты ешь?» (правила приема пищи).

Практическое занятие «Для чего нужен язык»

Итоговая интеллектуальная игра «ЧТО? ГДЕ?КОГДА?»

.Экскурсия «Зимушка зима» Как ты видишь, кто как видит, гимнастика для глаз. Дидактическая игра «Почему у нас два глаза?»

Дидактическая игра «Узнай плод (цветок) по запаху»).

Продуктивная деятельность «Любимое растение»

IV. Растения, их загадки.

Опытно-экспериментальная деятельность: «Найдем в семени маленькое растение». «Что нужно для роста растения».

Труд в природе «Посадка семени»

Экскурсия «Весна пришла»

Конкурс рисунков «Времена года»

Рассматривание фотографий: «Дикорастущие и культурные растения КБР»

(деревья, кустарники, травы)


V. Природа и мы

Дидактическая игра: «Правила поведения в природе»

Рассматривание иллюстраций «Заповедники КБР»

Беседа: «Красная книга –это важно!»

Игра –конкурс «Человек –сын природы»

Целевые ориентиры: НУЖНЫ ЛИ?

К концу года дети будут иметь представление о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля, домашних и диких животных, птицах, Красной книге, природе родного края КБР.

Объяснять экологическую зависимость, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.

Устанавливать причинно - следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. Давать элементарные выводы и умозаключения. Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.

Определять происхождение рукотворных предметов. Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов. Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.

Иметь представление о родном крае. О Земле, о труде взрослых.


Предполагаемые результаты:

1.У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы КБР.

2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.

4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

5. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.

6. Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.

8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

9. Ребята узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).

10. Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

11. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы.

12. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:

- Все живые организмы имеют равное право на жизнь.

- В природе все взаимосвязано.

- В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

13. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.







































Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) .

  2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).

  3. Примерная основная образовательная программа «Детство», Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, рекомендованная ФИРО.

  4. «Юный эколог» // Николаева С.Н. В кн.: Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении. - М., 1998.


  1. Алямовская В.Г Как воспитать здорового ребенка. – М.: linka- press, 1993

  2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.

  3. Безруких М.М,. Филиппова Т.А Разговор о правильном питании /. – М.: Олма-Пресс, 2000

  4. . Баль Л.В,. Ветрова В.В : Букварь здоровья /. – М.: Эксмо, 199

  5. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2005.

  6. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников. // дошкольная педагогика. 2006 г. № 3, стр.23.

  7. Грекова Л.И. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – «ЦГЛ», «СЕРВИСШКОЛА» Москва-Ставрополь,2002

  8. Дорохов А.. «Про тебя самого», Москва, «Детская литература». 1989 г.

  9. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О.В.Дыбина (отв. ред.). – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

  10. Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль.: «Академия развития», 1996.

  11. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. – М., 2006.

  12. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра / . – СПб.: Акцидент, 1997.

  13. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  14. Иванова А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. Москва, Сфера, 2006г.

  15. Как знакомить дошкольников с природой. /Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1978.

  16. Ливитман М.Х. «Экология - предмет, интересно или нет?», Лениздат, Изд.
    «Союз».

  17. Люцис К. «Азбука Здоровья», Изд. «Русское энциклопедическое товарищество», 2004 г

  18. Лучич М.В. Детям о природе. Пособие для воспитателей детских садов. - М.: «Просвещение», 1973.

  19. Молодова. Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск, 1996

  20. Насонкина С.А. Уроки этикета. – СПб.: Акцидент, 1996.

  21. Потарицкая П. «Путешествие к домашним животным», М, «Детская литература», 1985 г.






Материалы подготовил(а): Кирпа Ольга Юрьевна

Скачать

2018-08-31

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение