Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса "Школа магии и волшебства"
Интегрированный курс физики и химии, направленный на формирование экологического воспитания через организацию исследовательской
деятельности младших школьников с элементами моделирования.
Библиотека материалов Дум Думыча
«Средняя
общеобразовательная школа» с.п. Шордаково
Зольского муниципального района КБР
Согласована: Заместитель директора по УВР _____ /К.А.Мальсургенова / «___» _________2019 г.
|
Проверил: Организатор внеурочной деятельности _________/М.А. Жириков/ «___» __________ 2019 г.
|
Утверждаю: Директор МКОУ «СОШ» _____________/А.Т.Теуважев/ Приказ №__________ «___» __________ 2019 г.
|
Рабочая программа
внеурочной деятельности
интегрированного курса физики и химии
для начальных классов
«Школа магии и волшебства»
(«Физика и химия с детства»)
Класс 1-4
Направление: общеинтеллектуальное
при 2-х занятиях в неделю
(68 занятий в год)
Составитель:
Хашкулова Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по интегрированному курсу «Школа магии и волшебства» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
• Закона РФ от 29.12.2012года № 273 - ФЗ «Об образовании РФ»;
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373);
• Образовательной программы НОО МКОУ « СОШ» с.п. Шордаково;
• Положения МКОУ « СОШ» с.п. Шордаково о рабочих программах о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов.
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189. (в редакции Изменений №3 утв. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ№81) от 24.12.2015).
Содержание программы отражает требования основной образовательной программы начального общего образования.
При обучении курсу в 4 классе стоят следующие задачи:
Цель программы:
- формирование экологического воспитания через организацию исследовательской
деятельности младших школьников с элементами моделирования.
Задачи:
- повышение мотивации к изучению окружающего мира
- пропедевтика школьного курса химии и физики
- формирование навыков исследовательской и проектной деятельности, навыков моделирования.
Данная программа включает основы химии и физики в объёме, доступном учащимся, изложенные в форме бесед о химических веществах и их превращениях, о физических явлениях и природе их происхождения, используются видеофрагменты, мультфильмы, презентации и интерактивное оборудование, переносные лаборатории.
Ребятам предлагается выполнить простейшие лабораторные работы с реактивами,
доступными в быту и относительно безопасными: сода, уксус, песок, сахар, йод, подсолнечное масло, яблоки, лимоны и т.д. При этом используется настоящее лабораторное оборудование: весы, пробирки, бюретки, химические стаканы, колбы, воронки и пр.
Особое внимание на занятиях уделяется правилам техники безопасности, которые
преподносятся детям в игровой форме. В этом плане, учитель предметник, преподающий химию в основной школе, преподнесёт эту важную информацию детям более грамотно и профессионально, либо поможет в подготовке учителя начальной школы.
Программа соответствует основным принципам дидактики: научности, доступности,
посильности.
В курсе предполагаются такие формы работы как:
- организация исследовательской и экспериментальной деятельности учащихся на занятиях
- демонстрация и проведение опытов
- моделирование
- защита проектов
На занятиях используются активные формы работы, способствующие развитию
коммуникативных навыков:
- работа парами или небольшими группами
- игровые формы, с учётом возрастной психологии:
1 театрализованные уроки
2 сюжетно – ролевые уроки
3 уроки – соревнования
4 творческая мастерская.
Волонтёрская деятельность старшеклассников на уроках в начальной школе способствует успешному усвоению материала и адаптации учащихся начальных классов в школьном коллективе. Помогает эта форма работы и самим старшеклассникам. На совместных уроках они повторяют изученный ранее материал, закрепляют знания в ходе экспериментов и, выступая в роли лаборанта или учителя, в совместной работе приобретают опыт организационной деятельности.
Одним из важнейших направлений развивающего обучения в нашей школе мы выбрали организацию межпредметного интегрированного обучения.
Межпредметная интеграция позволяет более полно и правильно преподнести учебный материал, с позиции нескольких учебных предметов, формируя при этом более правильную и целостную картину мира у ребёнка.
Кроме того, разработка таких курсов и уроков вызывает потребность в общении и обмене опытом между учителями предметниками, учителями начальной школы и основной школы. Что благотворно сказывается на профессиональном росте и повышении качества работы педагогов.
Примеры интегрированных тем в курсе внеурочной деятельности «Школа магии и волшебства»:
- «Тело и вещество»,
- «Три состояния вещества»,
- «Превращение веществ (физические явления и химические реакции)»,
- «Мир молекул»
- «Приключения маленькой капельки воды».
При изучении данного курса достигаются более высокие личностные результаты обучения, предметные и метапредметные.
Планируемые результаты
Выпускник научится:
Метапредметными результатами изучения курса «Физика и химия с детства» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение(версию) на основе работы с исследуемым объектом.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации; ориентироваться в книге.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы» используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно': пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя критика).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с исследуемым объектом.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации; ориентироваться в книге.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы» используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно':1' пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя критика).
Личностными результатами изучения курса «Физика и химия с детства» в 1-4м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор.
Содержание курса
-
№п/п
Название разделов
Кол- во часов
Введение
Физика и химия и что они изучают.
Знакомство с лабораторным оборудованием
1
Вещества
Какие бывают вещества? Почему идут дождь и снег?
(лабораторный опыт) «Где спрятался крахмал?»
( практическая работа) Почему дует ветер?
(лабораторный опыт)
5
Чистые вещества и смеси
Практическая работа «Очистка поваренной соли»
Практическая работа, «Какой же грязный этот чистый белый снег!» Практическая работа (Разделение смеси песка и железных опилок). Чистая ли вода? (лабораторная работа)
4
Растворы
Морская вода
1
Мир молекул
Все вещества состоят из молекул (электронный микроскоп)
Растворение веществ. Практическая работа. Приготовление растворов сахара и соли (весовые измерения) Беспорядочное и непрерывное движение.
3
Мир теплоты
Что такое теплота и температура Расширение тел. Теплообмен
Какова роль в природе большой удельной теплоемкости воды?
(Почему долго не нагревается вода в озере?)
Испарение. Кипение воды
4
Передача теплоты
«Путешествие» теплоты
1
Приключение маленькой капельки воды
Вода в нашей жизни. Наблюдение за состоянием воды в природе
Вода: сырая, кипячённая, загрязнённая
2
Прозрачный невидимка
Воздух в нашей жизни. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Что делать, чтобы не болеть?
3
Химия и планета Земля
Кристаллы. Почва. Полезные ископаемые.
3
Химия и искусство
Растительные и минеральные красители. Изготовление красок
2
Давление (твёрдое)
Чем природа вооружила животный мир для создания наибольшего давления?
Почему боксёры ведут бой в перчатках, и почему Останкинская телевышка не проваливается в землю?
2
Давление (жидкость)
Плавание и погружение
1
Давление (газ)
Воздух и атмосферное давление. Погода и климат.
1
1
Химия и окружающая среда
Химическое загрязнение окружающей среды
Современные промышленные технологии, уменьшенное химическое загрязнение окружающей среды
2
Химия элементов
Знакомство с таблицей Менделеева (игры). Водород и повелитель воздушных шариков (гелий). 3-х головый царь всего живого (С). Главный воздушный невидимка (N). Наконец-то отдышался (О). Галогены (фтор, хлор, бром, йод). Рекламные огоньки (неон)
9
Свет и тень
Прямолинейное распространение света (луч света, образование тени, солнечное и лунное затмение)
Зеркала: изготовление и изображение в них
Чудеса о свете (оптические явления в атмосфере: радуга, закат, сумерки, восход, голубое небо…)
Детский театр теней. Практическая работа
4
Как прекрасен этот мир
Давайте заглянем в наш глаз … На свету и в темноте
Как мы воспринимаем окружающий мир (загадки света)
2
Звук
Зачем зайцу длинные уши. Как мы слышим (строение уха)
Звуки живой природы. Звук человеческого голоса
Звук и шум. Как говорят дельфины? «Беседы» слона и летучей мыши. Музыкальные звуки
8
Химия и пища
Белки. Жиры. Углеводы. Где остаётся моя еда? Лабораторный опыт . Как превратить воду в кока-колу. Лабораторный опыт
Горит ли сахар. Фабрика лимонада. Немного о кислом. Анализ молока. Хлеб или камень.
9
Календарно-тематическое планирование
№п/п |
Раздел программы |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
||
|
Введение |
Физика и химия и что они изучают Знакомство с лабораторным оборудованием |
1
|
|
||
|
Вещества |
Какие бывают вещества? |
1 |
|
||
Почему идет дождь? Почему идет снег? (лабораторный опыт) |
1 |
|
||||
«Где спрятался крахмал?» ( практическая работа) |
1 |
|
||||
Почему дует ветер? (лабораторный опыт) |
1 |
|
||||
|
Чистые вещества и смеси |
Практическая работа «Очистка поваренной соли» |
1 |
|
||
Практическая работа, «Какой же грязный этот чистый белый снег!» |
1 |
|
||||
Практическая работа (Разделение смеси песка и железных опилок) |
1 |
|
||||
Чистая ли вода? (лабораторная работа) |
1 |
|
||||
|
Растворы |
Морская вода |
1 |
|
||
|
Мир молекул |
Все вещества состоят из молекул (электронный микроскоп) |
1 |
|
||
Растворение веществ. Практическая работа. Приготовление растворов сахара и соли (весовые измерения) |
1
|
|
||||
Беспорядочное и непрерывное движение |
1 |
|
||||
Испарение. Кипение воды |
1 |
|
||||
6.
|
Мир теплоты
|
Что такое теплота и температура Расширение тел. |
1 |
|
||
Теплообмен |
1 |
|
||||
Какова роль в природе большой удельной теплоемкости воды? (Почему долго не нагревается вода в озере?) |
1 |
|
||||
Испарение. Кипение воды |
1 |
|
||||
7. |
Передача теплоты |
«Путешествие» теплоты |
1 |
|
||
|
Приключение маленькой капельки воды |
Вода в нашей жизни. Наблюдение за состоянием воды в природе |
1 |
|
||
1 |
|
|||||
|
Прозрачный невидимка |
Воздух в нашей жизни |
1 |
|
||
Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? |
1 |
|
||||
Что делать, чтобы не болеть? |
1 |
|
||||
|
Химия и планета Земля |
Кристаллы |
1 |
|
||
Почва |
1 |
|
||||
Полезные ископаемые |
1 |
|
||||
|
Химия и искусство |
Растительные и минеральные красители. |
1 |
|
||
Изготовление красок |
1 |
|
||||
|
Давление (твёрдое) |
Чем природа вооружила животный мир для создания наибольшего давления? |
1 |
|
||
Почему боксёры ведут бой в перчатках, и почему Останкинская телевышка не проваливается в землю |
1 |
|
||||
|
Давление (жидкость) |
Плавание и погружение |
1 |
|
||
|
Давление (газ) |
Воздух и атмосферное давление |
1 |
|
||
Погода и климат |
|
|
||||
|
Химия и окружающая среда |
Химическое загрязнение окружающей среды |
1 |
|
||
Современные промышленные технологии, уменьшенное химическое загрязнение окружающей среды |
1 |
|
||||
|
Химия элементов |
Знакомство с таблицей Менделеева (игры) |
1 |
|
||
Водород и повелитель воздушных шариков (гелий) |
1 |
|
||||
3-х головый царь всего живого (С) |
1 |
|
||||
Главный воздушный невидимка (N) |
1 |
|
||||
Наконец-то отдышался (О) |
1 |
|
||||
Галогены (фтор, хлор, бром, йод) |
1 |
|
||||
Рекламные огоньки (неон) |
1 |
|
||||
Кальций |
1 |
|
||||
В сонном царстве (аргон) |
1 |
|
||||
|
Свет и тень |
Прямолинейное распространение света (луч света, образование тени, солнечное и лунное затмение) |
1 |
|
||
Зеркала: изготовление и изображение в них |
1 |
|
||||
Чудеса о свете (оптические явления в атмосфере: радуга, закат, сумерки, восход, голубое небо…) |
1 |
|
||||
Детский театр теней. Практическая работа |
1 |
|
||||
|
Как прекрасен этот мир (глаз ка оптический прибор) |
Давайте заглянем в наш глаз … На свету и в темноте |
1 |
|
||
Как мы воспринимаем окружающий мир (загадки света) |
1 |
|
||||
|
Звук |
Зачем зайцу длинные уши |
1 |
|
||
Как мы слышим (строение уха) |
1 |
|
||||
Звуки живой природы |
1 |
|
||||
Звук человеческого голоса |
1 |
|
||||
Звук и шум |
1 |
|
||||
Как говорят дельфины? |
1 |
|
||||
«Беседы» слона и летучей мыши |
1 |
|
||||
Музыкальные звуки |
1 |
|
||||
|
Химия и пища |
Белки |
1 |
|
||
Жиры |
1 |
|
||||
Углеводы |
1 |
|
||||
Где остаётся моя еда? Лабораторный опыт |
1 |
|
||||
Горит ли сахар (лабораторный опыт) |
1 |
|
||||
Фабрика лимонада (лабораторный опыт) |
1 |
|
||||
Немного о кислом (лабораторный опыт) |
1 |
|
||||
Анализ молока (лабораторный опыт) |
1 |
|
||||
Хлеб или камень |
1 |
|
Приложение
Техника безопасности
Инструкция №1
1. Не пробуйте вещества на вкус.
2. В случае ожога, пореза обращайтесь к учителю или лаборанту.
3. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.
4. Не загромождайте свое рабочее место предметами, которые не потребуются для
выполнения опыта. Работайте спокойно, без суетливости, не мешая соседям.
5. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями.
6. Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
Инструкция №2
Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и
незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду,
имеющую трещины и отбитые края.
Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя
было расстояние 1 – 1, 5 см.
Предметное стекло вначале прогревают полностью, а затем вносят в зону тёмного
конуса горящей свечи.
Инструкция№3
Первая помощь при ожогах:
Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых
ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
Первая помощь при порезах:
а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие
сосуда);
б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из
глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.
Материалы подготовил(а): Хашкулова Татьяна Александровна
Мне нравится | 0