Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса "Школа магии и волшебства"

Интегрированный курс физики и химии, направленный на формирование экологического воспитания через организацию исследовательской
деятельности младших школьников с элементами моделирования.

Библиотека материалов Дум Думыча


«Средняя общеобразовательная школа» с.п. Шордаково

Зольского муниципального района КБР


Согласована:

Заместитель директора по УВР

_____ /К.А.Мальсургенова /

«___» _________2019 г.


Проверил:

Организатор внеурочной деятельности

_________/М.А. Жириков/

«___» __________ 2019 г.



Утверждаю:

Директор МКОУ «СОШ»

_____________/А.Т.Теуважев/

Приказ №__________

«___» __________ 2019 г.








Рабочая программа


внеурочной деятельности

интегрированного курса физики и химии

для начальных классов


«Школа магии и волшебства»

(«Физика и химия с детства»)


Класс 1-4

Направление: общеинтеллектуальное


при 2-х занятиях в неделю

(68 занятий в год)


Составитель:

Хашкулова Татьяна Александровна,

учитель начальных классов


    1. учебный год



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по интегрированному курсу «Школа магии и волшебства» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

Закона РФ от 29.12.2012года № 273 - ФЗ «Об образовании РФ»;

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373);

Образовательной программы НОО МКОУ « СОШ» с.п. Шордаково;

Положения МКОУ « СОШ» с.п. Шордаково о рабочих программах о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов.

  • «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189. (в редакции Изменений №3 утв. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ№81) от 24.12.2015).

Содержание программы отражает требования основной образовательной программы начального общего образования.

При обучении курсу в 4 классе стоят следующие задачи:

Цель программы:

- формирование экологического воспитания через организацию исследовательской

деятельности младших школьников с элементами моделирования.

Задачи:

- повышение мотивации к изучению окружающего мира

- пропедевтика школьного курса химии и физики

- формирование навыков исследовательской и проектной деятельности, навыков моделирования.

Данная программа включает основы химии и физики в объёме, доступном учащимся, изложенные в форме бесед о химических веществах и их превращениях, о физических явлениях и природе их происхождения, используются видеофрагменты, мультфильмы, презентации и интерактивное оборудование, переносные лаборатории.

Ребятам предлагается выполнить простейшие лабораторные работы с реактивами,

доступными в быту и относительно безопасными: сода, уксус, песок, сахар, йод, подсолнечное масло, яблоки, лимоны и т.д. При этом используется настоящее лабораторное оборудование: весы, пробирки, бюретки, химические стаканы, колбы, воронки и пр.

Особое внимание на занятиях уделяется правилам техники безопасности, которые

преподносятся детям в игровой форме. В этом плане, учитель предметник, преподающий химию в основной школе, преподнесёт эту важную информацию детям более грамотно и профессионально, либо поможет в подготовке учителя начальной школы.

Программа соответствует основным принципам дидактики: научности, доступности,

посильности.

В курсе предполагаются такие формы работы как:

- организация исследовательской и экспериментальной деятельности учащихся на занятиях

- демонстрация и проведение опытов

- моделирование

- защита проектов

На занятиях используются активные формы работы, способствующие развитию

коммуникативных навыков:

- работа парами или небольшими группами

- игровые формы, с учётом возрастной психологии:

1 театрализованные уроки

2 сюжетно – ролевые уроки

3 уроки – соревнования

4 творческая мастерская.






Волонтёрская деятельность старшеклассников на уроках в начальной школе способствует успешному усвоению материала и адаптации учащихся начальных классов в школьном коллективе. Помогает эта форма работы и самим старшеклассникам. На совместных уроках они повторяют изученный ранее материал, закрепляют знания в ходе экспериментов и, выступая в роли лаборанта или учителя, в совместной работе приобретают опыт организационной деятельности.

Одним из важнейших направлений развивающего обучения в нашей школе мы выбрали организацию межпредметного интегрированного обучения.

Межпредметная интеграция позволяет более полно и правильно преподнести учебный материал, с позиции нескольких учебных предметов, формируя при этом более правильную и целостную картину мира у ребёнка.

Кроме того, разработка таких курсов и уроков вызывает потребность в общении и обмене опытом между учителями предметниками, учителями начальной школы и основной школы. Что благотворно сказывается на профессиональном росте и повышении качества работы педагогов.

Примеры интегрированных тем в курсе внеурочной деятельности «Школа магии и волшебства»:

- «Тело и вещество»,

- «Три состояния вещества»,

- «Превращение веществ (физические явления и химические реакции)»,

- «Мир молекул»

- «Приключения маленькой капельки воды».

При изучении данного курса достигаются более высокие личностные результаты обучения, предметные и метапредметные.

  1. Планируемые результаты

Выпускник научится:

Метапредметными результатами изучения курса «Физика и химия с детства» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение(версию) на основе работы с исследуемым объектом.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации; ориентироваться в книге.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы» используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно': пересказывать небольшие тексты, называть их тему.





Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя критика).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с исследуемым объектом.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации; ориентироваться в книге.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы» используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно':1' пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя критика).

Личностными результатами изучения курса «Физика и химия с детства» в 1-4м классе является формирование следующих умений:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила

поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор.















  1. Содержание курса


п/п

Название разделов

Кол- во часов

Введение

Физика и химия и что они изучают.

Знакомство с лабораторным оборудованием

1

Вещества

Какие бывают вещества? Почему идут дождь и снег?

(лабораторный опыт) «Где спрятался крахмал?»

( практическая работа) Почему дует ветер?

(лабораторный опыт)

5

Чистые вещества и смеси

Практическая работа «Очистка поваренной соли»

Практическая работа, «Какой же грязный этот чистый белый снег!» Практическая работа (Разделение смеси песка и железных опилок). Чистая ли вода? (лабораторная работа)

4

Растворы

Морская вода

1

Мир молекул

Все вещества состоят из молекул (электронный микроскоп)

Растворение веществ. Практическая работа. Приготовление растворов сахара и соли (весовые измерения) Беспорядочное и непрерывное движение.

3

Мир теплоты

Что такое теплота и температура Расширение тел. Теплообмен

Какова роль в природе большой удельной теплоемкости воды?

(Почему долго не нагревается вода в озере?)

Испарение. Кипение воды

4

Передача теплоты

«Путешествие» теплоты

1

Приключение маленькой капельки воды

Вода в нашей жизни. Наблюдение за состоянием воды в природе

Вода: сырая, кипячённая, загрязнённая

2

Прозрачный невидимка

Воздух в нашей жизни. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Что делать, чтобы не болеть?

3

Химия и планета Земля

Кристаллы. Почва. Полезные ископаемые.

3

Химия и искусство

Растительные и минеральные красители. Изготовление красок

2

Давление (твёрдое)

Чем природа вооружила животный мир для создания наибольшего давления?

Почему боксёры ведут бой в перчатках, и почему Останкинская телевышка не проваливается в землю?

2

Давление (жидкость)

Плавание и погружение





1

Давление (газ)

Воздух и атмосферное давление. Погода и климат.

1

1

Химия и окружающая среда

Химическое загрязнение окружающей среды

Современные промышленные технологии, уменьшенное химическое загрязнение окружающей среды

2

Химия элементов

Знакомство с таблицей Менделеева (игры). Водород и повелитель воздушных шариков (гелий). 3-х головый царь всего живого (С). Главный воздушный невидимка (N). Наконец-то отдышался (О). Галогены (фтор, хлор, бром, йод). Рекламные огоньки (неон)

9

Свет и тень

Прямолинейное распространение света (луч света, образование тени, солнечное и лунное затмение)

Зеркала: изготовление и изображение в них

Чудеса о свете (оптические явления в атмосфере: радуга, закат, сумерки, восход, голубое небо…)

Детский театр теней. Практическая работа

4

Как прекрасен этот мир

Давайте заглянем в наш глаз … На свету и в темноте

Как мы воспринимаем окружающий мир (загадки света)

2

Звук

Зачем зайцу длинные уши. Как мы слышим (строение уха)

Звуки живой природы. Звук человеческого голоса

Звук и шум. Как говорят дельфины? «Беседы» слона и летучей мыши. Музыкальные звуки

8

Химия и пища

Белки. Жиры. Углеводы. Где остаётся моя еда? Лабораторный опыт . Как превратить воду в кока-колу. Лабораторный опыт

Горит ли сахар. Фабрика лимонада. Немного о кислом. Анализ молока. Хлеб или камень.

9




















  1. Календарно-тематическое планирование


п/п

Раздел программы

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Введение

Физика и химия и что они изучают

Знакомство с лабораторным оборудованием

1



Вещества

Какие бывают вещества?

1


Почему идет дождь?

Почему идет снег? (лабораторный опыт)

1


«Где спрятался крахмал?»

( практическая работа)

1


Почему дует ветер?

(лабораторный опыт)

1


Чистые вещества и смеси

Практическая работа

«Очистка поваренной соли»

1


Практическая работа, «Какой же грязный этот чистый белый снег!»

1


Практическая работа

(Разделение смеси песка и железных опилок)

1


Чистая ли вода? (лабораторная работа)

1


Растворы

Морская вода

1


Мир молекул

Все вещества состоят из молекул

(электронный микроскоп)

1


Растворение веществ. Практическая работа. Приготовление растворов сахара и соли (весовые измерения)

1



Беспорядочное и непрерывное движение

1


Испарение. Кипение воды

1


6.


Мир теплоты


Что такое теплота и температура Расширение тел.

1


Теплообмен

1


Какова роль в природе большой удельной теплоемкости воды?

(Почему долго не нагревается вода в озере?)

1


Испарение. Кипение воды

1


7.

Передача теплоты

«Путешествие» теплоты

1



Приключение маленькой капельки воды

Вода в нашей жизни. Наблюдение за состоянием воды в природе

1


Вода: сырая, кипячёная, загрязнённая

1



Прозрачный невидимка

Воздух в нашей жизни

1


Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым?

1


Что делать, чтобы не болеть?

1


Химия и планета Земля

Кристаллы

1


Почва

1


Полезные ископаемые

1


Химия и искусство

Растительные и минеральные красители.

1


Изготовление красок

1


Давление (твёрдое)

Чем природа вооружила животный мир для создания наибольшего давления?

1


Почему боксёры ведут бой в перчатках, и почему Останкинская телевышка не проваливается в землю

1


Давление (жидкость)

Плавание и погружение

1


Давление (газ)

Воздух и атмосферное давление

1


Погода и климат



Химия и окружающая среда

Химическое загрязнение окружающей среды

1


Современные промышленные технологии, уменьшенное химическое загрязнение окружающей среды

1


Химия элементов

Знакомство с таблицей Менделеева (игры)

1


Водород и повелитель воздушных шариков (гелий)

1


3-х головый царь всего живого (С)

1


Главный воздушный невидимка (N)

1


Наконец-то отдышался (О)

1


Галогены (фтор, хлор, бром, йод)

1


Рекламные огоньки (неон)

1


Кальций

1


В сонном царстве (аргон)

1


Свет и тень

Прямолинейное распространение света (луч света, образование тени, солнечное и лунное затмение)

1


Зеркала: изготовление и изображение в них

1


Чудеса о свете (оптические явления в атмосфере: радуга, закат, сумерки, восход, голубое небо…)

1


Детский театр теней. Практическая работа

1


Как прекрасен этот мир (глаз ка оптический прибор)

Давайте заглянем в наш глаз … На свету и в темноте

1


Как мы воспринимаем окружающий мир (загадки света)

1


Звук

Зачем зайцу длинные уши

1


Как мы слышим (строение уха)

1


Звуки живой природы

1


Звук человеческого голоса

1


Звук и шум

1


Как говорят дельфины?

1


«Беседы» слона и летучей мыши

1


Музыкальные звуки

1


Химия и пища

Белки

1


Жиры

1


Углеводы

1


Где остаётся моя еда? Лабораторный опыт

1


Горит ли сахар (лабораторный опыт)

1


Фабрика лимонада (лабораторный опыт)

1


Немного о кислом (лабораторный опыт)

1


Анализ молока (лабораторный опыт)

1


Хлеб или камень

1










































Приложение


Техника безопасности

Инструкция №1

1. Не пробуйте вещества на вкус.

2. В случае ожога, пореза обращайтесь к учителю или лаборанту.

3. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.

4. Не загромождайте свое рабочее место предметами, которые не потребуются для

выполнения опыта. Работайте спокойно, без суетливости, не мешая соседям.

5. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями.

6. Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.


Инструкция №2

  1. Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и

незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду,

имеющую трещины и отбитые края.

  1. Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя

было расстояние 1 – 1, 5 см.

  1. Предметное стекло вначале прогревают полностью, а затем вносят в зону тёмного

конуса горящей свечи.


Инструкция№3

Первая помощь при ожогах:

Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых

ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.

Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие

сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из

глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.















Материалы подготовил(а): Хашкулова Татьяна Александровна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение