Рабочая программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп наук" 1 класс

Программа содержит все разделы.

Библиотека материалов Дум Думыча

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп наук» имеет общеинтеллектуальное направление.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, используя программу развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам». Программа внеурочной деятельности направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт начального общего образования приказ от 26 ноября 2010 г. №1241. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. Программа кружка «Калейдоскоп наук» принята на основании Положения об организации внеурочной деятельности учащихся МБОУ «СОШ № 69».

Педагогическая целесообразность и актуальность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. В образовательном процессе мало времени уделяется заданиям, развивающим познавательные способности., поэтому возникла необходимость создания этой программы. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках образовательных областей математики, информатики, окружающего мира. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости.

Данная программа создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллек­та. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самокон­троля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.

5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.


Цель:

Развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.


Задачи :

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Принципиальной задачей предлагаемой программы является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Программа «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет. Система представленных на занятиях по РПС (развитие познавательных способностей) задач позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.


Формы работы:

Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия.


Методы формирования взглядов и обмен информацией:

- повествование;

- объяснение;

- диалог;

- доказательство;

- рассказ;

- рассуждение;

- беседа.


Методы организации деятельности:

- состязание;

- показ примеров и образцов;

-создание ситуации успеха;

- перспектива.


Методы стимулирования и мотивации;

Методы стимулирования интереса к учению:

- игры;

- соревнования;

- познавательные беседы;

- создание ситуации успеха;

- эмоционально-нравственных ситуаций;

- творческие задания

Методы стимулирования долга и ответственности:

- убеждение;

- требование;

- поощрение;

- порицание;

- наказание;

- поручение.


Формы организации занятий:

- учебное занятие;

- открытое занятие;

- экскурсии;

- организация праздников;

- театрализованное занятие;

- участие в выставках и конкурсах различного уровня;

-участие в воспитательных мероприятиях школы.


В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач можно использовать базовую модель занятия. Его структура включает в себя четыре этапа.


  1. Этап. Разминка. На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции успешно снижается за счет ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий, чередования вопросов из разных областей знания, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую.

  2. Этап. Развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). На этом этапе идет формирование и усовершенствование психических механизмов на основе специально разработанных репродуктивных и логически-поисковых задач, ввода рациональных приемов (в том числе и алгоритмов), ориентированных на организацию управляемой деятельности учащихся.

  3. Этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня.

  4. Этап. Решение творческих задач. Задачи можно разделить на два типа: первый – собственно творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной, они требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний;

второй – задачи повышенной трудности интегративного характера, они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.


Место учебного курса в учебном плане:

Программа рассчитана на 270часов: 2 занятия в неделю, в первом классе - 66 занятий, во 2 – 4 классах - по 68 занятий за учебный год.

Режим занятий:

Продолжительность занятий: 1-4 классы – 30 минут.

Таким образом, в реализации данной программы достигается основная цель обучения - рас­ширение зоны ближайшего развития ребёнка и последователь­ный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону ак­туального развития.

Планируемые результаты освоения учащимися программы.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам 1 класс:

В результате изучения данной программы в первом классе учащиеся получат возможность формирования знаний, умений, навыков:

Личностные результаты:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать свое предположение (версию);

  • учиться работать по предложенному педагогом плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

  • учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;

  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;

  • определять целое и часть;

  • устанавливать общие признаки;

  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

  • определять последовательность действий;

  • находить истинные и ложные высказывания;

  • наделять предметы новыми свойствами;

  • переносить свойства с одних предметов на другие.


1 класс

  1. Свойства, признаки и составные части предметов (16 часов).

Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.

  1. Действия предметов (14 часов).

Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.

  1. Элементы логики (8 часов).

Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и».

  1. Сравнение (6 часов).

Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.

  1. Комбинаторика (6 часов).

Хаотичный и систематический перебор вариантов.

  1. Развитие творческого воображения (6 часов).

Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.

  1. Практический материал (10 часов).

Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры.

  1. Контроль знаний (4 часа).

Калейдоскоп наук

Учебно –тематический план:


1 класс


п/п

Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика

Контроль

1.

Вводный тест.

1


1

Тест №1

2.

Сравнение предметов по свойству.

1


1


3.

Сравнение предметов по свойству.

1


1


4.

Целое и часть.

1


1


5.

Целое и часть.

1


1


6.

Знакомство с отрицанием.

1

1



7.

Знакомство с отрицанием.

1

1



8.

Признаки предметов.

1


1


9.

Признаки предметов.

1


1


10.

Признаки предметов и значение признаков.

1


1


11.

Признаки предметов и значение признаков.

1


1


12.

Обобщение по признаку.

1


1


13.

Обобщение по признаку.

1


1


14.

Закономерности в значении признаков у серии предметов.

1

1


15.

Закономерности в значении признаков у серии предметов.

1


1 Исследование.


16.

Описание последовательности действий.

1


1


17.

Описание последовательности действий.

1


1


18.

Логические упражнения.

1


1


19.

Логические упражнения.

1


1 Викторина.


20.

Последовательность действий и состояний в природе.

1


1


21.

Последовательность действий и состояний в природе.

1


1


22.

Целое действие и его части.

1


1


23.

Целое действие и его части.

1


1


24.

Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов.

1


1


25.

Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов.

1


1


26.

Комбинаторика. Систематический перебор вариантов.

1

1



27.

Комбинаторика. Систематический перебор вариантов.

1

1



28.

Одно действие, применяемое к разным предметам.

1


1


29.

Одно действие, применяемое к разным предметам.

1


1


30.

Промежуточный тест.

1


1

Тест №2.

31.

Функции предметов.

1


1


32.

Функции предметов.

1


1


33.

Логическая операция «и».

1


1


34.

Логическая операция «и».

1


1


35.

Выделение главных свойств предметов.

1


1 Исследование.


36.

Выделение главных свойств предметов.

1


1 Исследование.


37.

Закономерность в расположении фигур и предметов.

1


1


38.

Закономерность в расположении фигур и предметов.

1


1


39.

Закономерность в расположении фигур и предметов.

1


1


40.

Закономерность в расположении фигур и предметов.

1


1 Семинар.


41.

Упорядочивание серии предметов по разным признакам.

1


1


42.

Упорядочивание серии предметов по разным признакам.

1


1


43.

Последовательность событий.

1


1


44.

Последовательность событий.

1


1


45.

Высказывания.

1

1



46.

Высказывания.

1

1



47.

Истинные и ложные высказывания.

1


1


48.

Истинные и ложные высказывания.

1


1


49.

Комбинаторика. Расстановки и перестановки.

1

1



50.

Комбинаторика. Расстановки и перестановки.

1


1


51.

Задачи-шутки (на внимание и логические рассуждения).

1


1


52.

Задачи-шутки (на внимание и логические рассуждения).

1


1


53.

Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами.

1


1


54.

Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами.

1


1


55.

Перенос свойств с одних предметов на другие.

1


1 Конкурс.


56.

Перенос свойств с одних предметов на другие.

1


1Конкурс.


57.

Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же предметов.

1


1 Исследование.


58.

Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же предметов.

1


1 Исследование.


59.

Повторение тем: упорядочивание, последовательность, логические операции.

1


1


60.

Повторение тем: упорядочивание, последовательность, логические операции.

1


1


61.

Часть-целое (в действиях).

1


1


62.

Часть-целое (в действиях).

1


1


63.

Логические игры.

1


1


64.

Логические игры.

1


1


65.

Итоговый тест.

1


1

Тест №3.

66.

Работа над ошибками. Итоговое занятие.

1


1
























Формы занятий.


Название темы

Форма деятельности

Вводный тест.

Индивидуальная работа.

Сравнение предметов по свойству.

Работа в парах.

Сравнение предметов по свойству.

Групповая.

Целое и часть.

Работа в парах.

Целое и часть.

Беседа.

Знакомство с отрицанием.

Индивидуальная работа.

Знакомство с отрицанием.

Индивидуальная работа.

Признаки предметов.

Работа в парах.

Признаки предметов.

Коллективная.

Признаки предметов и значение признаков.

Индивидуальная работа.

Признаки предметов и значение признаков.

Работа в парах.

Обобщение по признаку.

Коллективная.

Обобщение по признаку.

Индивидуальная работа.

Закономерности в значении признаков у серии предметов.

Индивидуальная работа.

Закономерности в значении признаков у серии предметов.

Исследование.

Описание последовательности действий.

Работа в парах.

Описание последовательности действий.

Групповая работа.

Логические упражнения.

Индивидуальная работа.

Логические упражнения.

Викторина.

Последовательность действий и состояний в природе.

Коллективная.

Последовательность действий и состояний в природе.

Индивидуальная работа.

Целое действие и его части.

Индивидуальная работа.

Целое действие и его части.

Индивидуальная работа.

Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов.

Индивидуальная работа.

Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов.

Индивидуальная работа.

Комбинаторика. Систематический перебор вариантов.

Индивидуальная работа.

Комбинаторика. Систематический перебор вариантов.

Работа в парах.

Одно действие, применяемое к разным предметам.

Индивидуальная работа.

Одно действие, применяемое к разным предметам.

Коллективная.

Промежуточный тест.

Индивидуальная работа.

Функции предметов.

Групповая.

Функции предметов.

Работа в парах.

Логическая операция «и».

Работа в парах.

Логическая операция «и».

Групповая.

Выделение главных свойств предметов.

Исследование.

Выделение главных свойств предметов.

Исследование.

Закономерность в расположении фигур и предметов.

Коллективная работа.

Закономерность в расположении фигур и предметов.

Индивидуальная работа.

Закономерность в расположении фигур и предметов.

Индивидуальная работа.

Закономерность в расположении фигур и предметов.

Семинар.

Упорядочивание серии предметов по разным признакам.

Индивидуальная работа.

Упорядочивание серии предметов по разным признакам.

Индивидуальная работа.

Последовательность событий.

Индивидуальная работа.

Последовательность событий.

Коллективная работа.

Высказывания.

Индивидуальная работа.

Высказывания.

Работа в парах.

Истинные и ложные высказывания.

Групповая.

Истинные и ложные высказывания.

Работа в парах.

Комбинаторика. Расстановки и перестановки.

Беседа.

Комбинаторика. Расстановки и перестановки.

Индивидуальная работа.

Задачи-шутки (на внимание и логические рассуждения).

Работа в парах.

Задачи-шутки (на внимание и логические рассуждения).

Групповая.

Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами.

Работа в парах.

Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами.

Беседа.

Перенос свойств с одних предметов на другие.

Конкурс.

Перенос свойств с одних предметов на другие.

Конкурс.

Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же предметов.

Исследование.

Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же предметов.

Исследование.

Повторение тем: упорядочивание, последовательность, логические операции.

Индивидуальная работа.

Повторение тем: упорядочивание, последовательность, логические операции.

Работа в парах.

Часть-целое (в действиях).

Групповая.

Часть-целое (в действиях).

Работа в парах.

Логические игры.

Коллективная.

Логические игры.

Групповая.

Итоговый тест.

Индивидуальная работа.

Работа над ошибками. Итоговое занятие.

Групповая.



Планируемые результаты освоения учащимися программы.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам 2 класс:

В результате изучения данной программы во втором классе учащиеся получат возможность формирования личностных результатов:

  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;

  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;

  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.

Регулятивные УУД:

  • учиться отличать факты от домыслов;

  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;

  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

  • развивать доброжелательность и отзывчивость;

  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • применять правила сравнения;

  • задавать вопросы;

  • находить закономерность в числах, фигурах и словах;

  • строить причинно-следственные цепочки;

  • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;

  • находить ошибки в построении определений;

  • делать умозаключения.



Формы контроля, критерии оценки результатов.

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

тестирование; практические работы; творческие работы; самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Критерии оценки результатов тестов.

  • 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;

  • 60-80% - уровень выше среднего;

  • 50-60% - средний уровень;

  • 30-50% - уровень ниже среднего;

  • меньше 30% - низкий уровень.



Материалы подготовил(а): Дятлова Татьяна Николаевна

Скачать

2018-11-24

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение