Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой мир» для начальной школы

Программа содержит все разделы в соответствии с ФГОС начального образования.
Цели программы:
- успешная социально-психологическая и социально-правовая адаптация учащихся начальной школы,
- формирование компетентности учащихся в общении, повышение уровня культуры общения;
- формирование личностных качеств (доброта, честность, справедливость, отзывчивость, ответственность, толерантность) как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о биполярных качествах личности
и нравственных нормах поведения.
2. Знакомить учащихся с основными моделями коммуникативного
поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.
3. Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
4. Воспитывать толерантность, сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других.
При разработке содержания программы, основных ее разделов авторы руководствовались следующими положениями:
- личностно-ориентированной педагогики (В.А. Петровский и др.);
- идеей Л.С. Выготского о связи между развитием и деятельностью, особенно в отношении психических функций;
- педагогикой Рудольфа Штейнера.
Кроме того, учитывались возрастные интересы; научные положения Е.С. Скреблевой, В.В. Воронковой; использованы идеи Е.Д. Худенко, НМЦ «Развитие и коррекция» (г. Москва).

Библиотека материалов Дум Думыча

Пояснительная записка


Данная программа составлена на основе рецензированной программы «Мой мир» (авторы Хоровинина Н.И., Блудова Л.И., воспитатели школы-интерната № 68 г. Новокузнецка) и является модифицированной.

Программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие общепринятые стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта обучающимися разных социальных групп, с различными национальными культурами и менталитетом.

Программа направлена на:

- оказание помощи ребенку в раскрытии индивидуальных способностей, творческих начал собственной личности,

- формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия учащегося с другими детьми, педагогами и другими взрослыми,

- формирование партнерских отношений, сопричастности взрослого педагога к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»),

- развитие потребности в приобретении необходимых умений и навыков.

Цели программы:

- успешная социально-психологическая и социально-правовая адаптация учащихся начальной школы,

- формирование компетентности учащихся в общении, повышение уровня культуры общения;

- формирование личностных качеств (доброта, честность, справедливость, отзывчивость, ответственность, толерантность) как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.

Задачи:

  1. Формировать у детей представления о биполярных качествах личности

и нравственных нормах поведения.

  1. Знакомить учащихся с основными моделями коммуникативного

поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.

  1. Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.

  2. Воспитывать толерантность, сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других.

При разработке содержания программы, основных ее разделов авторы руководствовались следующими положениями:

- личностно-ориентированной педагогики (В.А. Петровский и др.);

- идеей Л.С. Выготского о связи между развитием и деятельностью, особенно в отношении психических функций;

- педагогикой Рудольфа Штейнера.

Кроме того, учитывались возрастные интересы; научные положения Е.С. Скреблевой, В.В. Воронковой; использованы идеи Е.Д. Худенко, НМЦ «Развитие и коррекция» (г. Москва).


В основу программы «Мой мир» положены следующие принципы:

- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределенияобучающегося;

- принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;

- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;

- принцип индивидуализации воспитания учащихся. Предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.


Содержание программы тесно связано с содержанием учебных предметов.

Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).

Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.

Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – общество» и т.д.).

Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).

Риторика (нравственные нормы и правила общения в разных речевых ситуациях, культура диалога, речевой этикет). Формирование жизненной позиции личности – взаимосвязь слова и дела.

Реализация нравственных правил поведения осуществляется в учебном взаимодействии.

Проблемный диалог (образовательная технология) – это развитие культуры общения в режимах мозговых штурмов, полилогов, требующих поступаться своими интересами и амбициями, слушать и понимать собеседника, корректно полемизировать.

Продуктивное чтение (образовательная технология) – интерпретация текста порождает нравственную оценку, важно и то, в каком стиле проходит обсуждение, насколько откровенно дети делятся своими взглядами, суждениями.

Групповая форма работы, требующая помощи и поддержки товарища.

Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей младшего школьного возраста (7-10 лет).

Занятия построены по комбинированному типу, включают в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляются прямыми и косвенными путями: используются теоретические и практические ситуации.

Занятия проводятся 1 раз в неделю – 34 ч в год (33 ч в год в 1 классе).

Длительность занятий: 35 минут для обучающихся 1 класса и 45 минут для обучающихся 2-4 классов.


Личностные и метапредметные результаты освоения программы


Личностные УУД

Учащиеся научатся:

* осознавать себя как существо социальное, осознавать свою неразрывную связь с многочисленными окружающими их социальными группами;

* осознавать характер взаимоотношений между людьми, человека с окружающей средой, с природой, находить и приводить примеры влияния этих отношений на социальные группы, на здоровье и безопасность человека.

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

* пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего поведения, эмоционального состояния, осознанно выполнять нормы и правила поведения в обществе;

* вести наблюдения за поведением и поступками окружающих, корректировать свое поведение и поведение окружающих в зависимости от социальной ситуации;

* адекватно оценивать поступки и характеры героев художественных произведений, приводить примеры моделей поведения и взаимоотношений героев из литературных источников, разыгрывать эти модели.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

* получать социальные знания, вести поиск, пользуясь различными информационными источниками и образовательными ресурсами;

* проводить простейшие наблюдения, анализировать и интерпретировать результаты своих наблюдений, выявлять закономерности.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

* доступным их возрасту формам учебного сотрудничества (ролевая игра, диалог, коллективное творческое дело, работа в группах);

* организовывать учебное сотрудничество с учителем, со сверстниками и другими людьми.

Программа формирования универсальных учебных действий

* Личностный блок

- развитие нравственных качеств, творческих способностей;

- развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, нормами и правилами поведения;

- создание творческих альбомов, авторских книг.

* Познавательный блок

- получение социальных знаний;

- работа с историческими источниками;

- поиск необходимых информационных образовательных ресурсов;

- проведение простейших наблюдений;

- анализ и интерпретация результатов своих наблюдений;

- выявление закономерностей.

* Регулятивный блок

- подготовка и презентация выставок, сообщений;

- подготовка и проведение викторин, конкурсов;

- планирование и выполнение мини-проектов;

- планирование и проведение мини-исследований.

* Коммуникативный блок

- организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- отработка умения слушать и вступать в диалог;

- обучение постановки вопросов;

- участие в коллективных творческих делах;

- сотрудничество со сверстниками и другими людьми;

- обучение владению диалогической и монологической речью;

- работа в группах;

- ролевые игры и драматизации;

- обсуждение проблем в группах;

- интервью с родителями, интересными людьми;

- обсуждение различных социальных проблем.

Ключевые компетентности

При реализации Программы у учащихся формируются следующие компетентности:

• компетентность в социальной сфере (анализ собственных и чужих поступков, приобретение навыков общения и построения межличностных отношений); 
• компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);

• компетентность в социально-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных условиях различных социальных групп); 

• компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в отношении людей, независимо от их социальной принадлежности). 


На I уровне обучающийся будет иметь представление:

  • о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения; 

  • о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;

  • о конфликтах и способах их разрешения;

  • об основных моделях коммуникативного поведения;

  • о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;


На II уровне обучающийся научится:

  • соблюдать личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;

  • анализировать поступки свои и других людей;

  • вступать в контакт и вести разговор с собеседником;

  • владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;

  • адекватно отвечать на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и т.д.

На III уровне имеет опыт:

  • использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;

  • адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;

  • адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;

  • взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;

  • самообслуживания, самоорганизации и организации совместной

деятельности с другими детьми.

Нравственный портрет младшего школьника

Добрый, не причиняющий зла живому.

Честный и справедливый.

Любящий и заботливый.

Трудолюбивый и настойчивый.

Творящий и оберегающий красоту мира.

Стремящийся к знаниям и критично мыслящий.

Смелый и решительный.

Свободолюбивый и ответственный.

Самостоятельный и законопослушный.

Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой.

Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам.

Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города/села, России).

Толерантный (уважающий других, не похожих на него).

Постоянное и неизменное проявление этих качеств – идеал, к которому, надо стремиться.


Формы и методы работы

Формы воспитательной работы:

  • познавательная беседа;

  • этическая беседа;

  • профилактическая беседа;

  • игры: ролевые, ситуационные;

  • занятия с использованием художественных средств выразительности;

  • упражнения;

  • тренинги;

  • экскурсии;

  • тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.

Методы воспитания:

    • методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);

    • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

    • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);

    • методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.



Содержание программы


Программа каждого класса состоит из 2 модулей:

  1. Искусство общения.

  2. Познай себя.


МОДУЛЬ I. «ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ»

64 ЧАСА

Младший школьный возраст - оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций.

Общение в жизни детей играет важную роль. Именно в общении дети развивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. Особые трудности испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушение межличностных отношений со взрослыми и сверстниками. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

На занятиях проводится коррекция эмоционально-личностной сферы детей, развиваются навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Занятия с детьми призваны способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. На занятии дети не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в приемах различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Очень важно, чтобы дети осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения. В занятия включены приемы по выработке у детей элементарных правил вежливости. Через ролевое разыгрывание отрабатываются навыки культуры общения, усваиваются знания этикета.


п/п

Содержание деятельности

Кол-во

часов


1 класс



Вводное занятие. Стартовая диагностика

1

1.1

Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!

Ввести детей в мир общения, познакомить с правилами речевого этикета. Для чего мы знакомимся? Разыгрывание ситуации «Знакомство». Правила знакомства. Ролевые ситуации. Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве. Вежливые слова при знакомстве.


1

1.2

Дом, в котором я учусь

Экскурсия по школе.

Что значит радовать родных и близких, окружающих добрыми делами? Разыгрывание ситуаций. Игры «Покажи, не называя», «Кто скорее соберёт?». Игра «Кто, где живёт?».


2

1.3

Самое удивительное чудо на свете

Показать роль книги в жизни человека. Экскурсия в библиотеку.


1

1.4

Моё любимое имя

Знакомство детей с историей возникновения имён и фамилий, их значение. Упражнения на умение строить диалог. Упражнения на развитие навыков координации совместных действий в группе. Логические упражнения, схемы описательных рассказов. Разыгрывание ситуаций. Пиктограммы-схемы, экран настроения, «волшебная» палочка. Использование предметных картинок.


1

1.5

Вежливая азбука (Зачем нужна вежливость?)

Знакомство детей с правилами речевого общения. Употребление в речи форм приветствия, благодарности и других слов-помощников в общении между людьми. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Искусство спора и диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения).

2

1.6

Как хорошо быть вместе!

Дать понятие о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Как проявляется доброжелательность, уважительное отношение к собеседнику. Этюды на выражение эмоций, жестов. Ира «Будь внимателен». Игра – драматизация «Всё в порядке».


2

1.7

Внимательный ли ты слушатель?

Упражнения на развитие диалогической и монологической речи. Дать понятие, что слушатель должен быть внимательным, вежливым. Игра «Внимательный ли ты слушатель?». Задание «Расшифруй пословицу». Игровая ситуация. Зашифрованная пословица, схемы для обозначения частей сказки, иллюстрации к стихотворению Ю.Тувима «Овощи».


1

1.8

Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят.

Дать понятие, что речевая ситуация имеет свои компоненты. Разыгрывание ситуаций, игра «Слово - творчество». Дидактическая игра «Мы разные», упражнение «Что не так».


1

1.9

Винтики – конфеточки - мальчики и девочки

Дать понятие культуры общения между девочками и мальчиками. Правила социального поведения. Упражнения на развитие речевой памяти. Дидактические игры, этюд, игровая ситуация.


1

1.10

Ссоры и споры

Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. Упражнения на развитие невербальных средств общения, интонационную выразительность. Разыгрывание ситуаций. Игра-головоломка. Этюд.


1

1.11

Проект «Мой театр». Ширма для пальчикового театра, персонажи пальчикового театра.

2


2 класс



Вводное занятие

1

1.1

Вежливость - основа воспитанности

Доброе слово и кошке приятно. Кого бы ты назвал вежливым и почему? Какие вежливые слова вы знаете?

Способы приветствия и прощания. Как можно обратиться к другому человеку с просьбой? Как можно поздороваться?


1

1.2

Мои умные помощники

Знакомство с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями). Упражнения в распознавании эмоций – радости, грусти, страха. Словесные игры. С помощью чего можно общаться на расстоянии, Развивать творческую инициативу. Упражнение в записи письма с помощью пиктограмм. Разыгрывание речевой ситуации, художественное слово.


1

1.3

Умеет ли разговаривать природа

Правила поведения, общения с природой. Упражнения на развитие воображения, пантомимических навыков. Упражнение на произнесение фраз с определённой интонацией и с разной силой голоса. Разыгрывание ситуаций. Инсценировка стихотворения, игра-пантомима.


2

1.4

Всё начинается со слова «Здравствуйте»

Понятие о форме вежливого приветствия. Значение вежливых слов и правильное употребление слов в речи. Выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Словесные игры


1

1.5

Это слово говорят, если вас благодарят

Как употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации. Художественное слово. Разыгрывание ролевой ситуации.


1

1.6

Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?)

Как вежливо обращаться с просьбой к собеседнику? Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово.


1

1.7

Когда без извинения не обойтись?

Знакомство с правилами общения, которые используются при извинении. Как находить выход из конфликтных ситуаций, используя речевые формулы извинения. Словесная игра, обыгрывание ролевой ситуации.

Пиктограммы «Злость», «Извинение», «Радость».


1

1.8

Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора) Дать понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.


2

1.9

У меня зазвонил телефон (поговорим по телефону) Дать понятие, что телефон это важное средство короткого общения. Правила общения по телефону. Разыгрывание ролевой ситуации, словесная игра «Испорченный телефон».


1

1.10

В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя)

Игра «Опиши предмет» Моделирование ситуации «Покупатель - продавец». Словесная игра «Назови одним словом», художественное слово.

1

1.11

К нам гости пришли!

Знакомство с правилами гостевого этикета. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.

Атрибуты для приёма гостей, шапочки для инсценировки.

1

1.12

Проект «Этикет в нашей жизни»

2


3 класс



Вводное занятие

1

1.1

Азбука общения

Определение понятия общения. Для чего нужно общение? Этапы умения хорошо слушать: услышать, понять и повторить. Признаки плохого умения слушать. Изображение (невербально), как слушаешь: приятеля, воспитателя, учителя. Упражнения «Телефон», «Повтори», «Инопланетянин», «Интервью», «Сидя, стоя» (на выбор), сказка- притча «Голова и хвост змеи».

1

1.2

Волшебная палочка - это речь

Наука «риторика», ее значение и история.

Интонация и решение проблем: тон, темп, громкость речи. Пояснение этих понятий и упражнение на художественном материале. Передача речью настроения, чувства, состояние говорящего. Ситуации, в которых ты говоришь (темп, тон, громкость). Чистоговорки, скороговорки. Умение вести беседу.

1

1.3

Гостям всегда рады

Мы идем в гости. Кого бы вы пригласили к себе в гости? Знаете ли вы, как приглашать и принимать гостей? Чтение и анализ художественных произведений. Импровизация «Игра в гостей». Анализ ситуации « Ко мне пришли гости». Правила приема гостей в доме и правила поведения для гостей. Практикум «К нам гости пришли»

2

1.4

Если с другом вышел в путь

Что означает слово «дружба?» Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья». Стихотворение «Дружный класс». Сюрпризный момент «Пожелания другу».

Обсуждение ситуаций на мультимедийном проекторе

Релаксационное упражнение «Давайте жить дружно».

Разыгрывание и обсуждение ситуаций. Выработка правил крепкой дружбы.

1

1.5

Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья

Что ты знаешь о своем друге? Кого можно называть своим другом? Почему мы называем друзьями только некоторых людей? Каким бы ты хотел видеть своего друга? Как ты выбираешь друзей? Что тебя привлекает в них больше всего? Ты хорошо знаешь своих друзей? Ситуация «Перед днем рождения ты поссорился со своим другом. Пригласишь ли ты друга?», «У тебя сеть сладости. Поделишься ли ты с другом?», «Твой друг заболел. Что ты будешь делать?»

2

1.6

Почему люди ссорятся?

Сообщение о понятии «ссора» и «конфликт». Рассказать между кем могут происходить конфликты (дети и родители, мужчина, женщина, сверстниками, внутри себя) Обсуждение: С кем вы конфликтуете чаще всего? Что является причиной конфликта? Какие возможные пути решения конфликтов существуют? Нужны ли конфликты? Можно ли избежать конфликтов? Чтение притчи «Трудно угодить всем» или «Сюжет», Упражнение «Слова», «Лебедь рак и щука», «Порядок», «Наоборот», «Трио», «Отгадай» (на выбор ), Притчи

2

1.7

Культурный человек: кто он такой?

Кого называют культурным человеком? Как выглядит культурный человек? Чтение и анализ ситуаций. Игра « Кот и мыши». Загадывание загадок о предметах ухода и быта. Кого бы вы назвали культурным человеком и почему? Показ и рассматривание иллюстраций, репродукций художественных произведений с изображением различных поведенческих ситуаций.

1

1.8

Правила поведения в столовой

Анализ поведения за столом героев сказки А.Толстого «Золотой ключик». Формулирование правил поведения за столом. Зачем нам нужны правила поведения за столом? Игра «Мозговой штурм» (Выбери верный вариант ответа). Анализ поведения за столом героев сказки А. Милна «Вини- Пух и все-все». Экскурсия в столовую.

1

1.9

Правила поведения в библиотеке

Расставьте книги так, чтобы можно было прочитать пословицу. Объясните смысл пословицы? Где живут книги? Когда мы посещаем библиотеку? Рассказ о библиотеке. Правила поведения в библиотеке. Игра « Доскажи словечко» или «Угадай героев книг». Конкурс «Лучший читатель года». Стихотворение « Как мы жили бы без книг?» Экскурсия в библиотеку.

1

1.10



Как дарить подарки?

Нравится ли вам получать подарки? Как выбрать подарок? Как дарить подарок? Правила этикета при получении подарка.

Поздравление и пожелание. Упражнение « Подарок»

( поздравление бабушке с приездом мартышки и попугая)

1

1.11

Проект «Я и мои друзья»

2


4 класс



Вводное занятие

1

1.1

Культура общения

Инсценировка отрывка сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». Где нельзя громко разговаривать и почему? Чтение стихотворения « В музее, кинотеатре и трамвае…» Игра « Моя кошка делает вот так…». Формулирование правил речевого поведения. Разыгрывание ситуаций.

2

1.2

Волшебные слова

Знакомство с волшебными словами.

Чтение стихотворений. Игра «Подскажи волшебное словечко». Игра «Выполни просьбу, если услышишь волшебное слово». Просмотр и обсуждение ситуаций (презентация). От чего зависит сила волшебных слов?

2

1.3

Да здравствует вежливость!

Что значит вежливость? Игра « Волшебные слова».

Отгадать рассказ – загадку. Разыгрывание ситуаций. Анализ ситуаций. Игра на внимание «Не ошибись!» Повторим все волшебные слова в игре « Вставь слово». Разучивание пословиц. Стихотворение С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы». Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Для того чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее.

1

1.4

Вежливый отказ

Какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-либо с просьбой? Чтение и анализ стихотворений « Не выучил» А.Шибаев, «Подарите крокодила» Э.Мошковская. Знакомство с речевыми ответами: вежливыми отказами. Разыгрывание ситуаций.

1

1.5

Как вести себя в гостях

Разыгрывание сценки прихода гостей на день рождения с подарками. Правила приема гостей. Просмотр и обсуждение слайдов на тему «Хорошо-плохо». «Игровая» передача по телевизору (дети обыгрывают слова «диктора») Рисование по теме беседы для выставки детских работ. Стихотворение А. Хайт «В квартире нашей все блестит…». Инсценировка отрывка из сказки С.Маршака « Кошкин дом». Правила поведения в гостях.

1

1.6

Правила общения с окружающими

Только вежливому, воспитанному и добром; человеку окружающие люди всегда относятся доброжелательно.

Игра «Узнай эмоцию по фотографии» От чего зависит наше настроение? Басня « Птичий двор» (инсценировка)

-Какие чувства вы испытываете, когда сталкиваетесь с конфликтами? Игра «В кругу симпатий». Игра

«Ласковушки». «Вежливый телефонный разговор». Практическое задание: «Положительные и отрицательные качества личности человека».

Составление « Дерево вежливости».

2

1.7

Правила поведения на уроке и на перемене

Чтение стихотворения по теме Я. Аким «Идут гурьбою школьники…»,М.Танич. «Урок поведения». Поочередное чтение стихотворений С.Я.Маршака о правилах поведения в школе, Б. Заходер «Перемена». Анализ фотовыставки « Наш класс на перемене».

1

1.8

Беседа по телефону

Загадка о телефоне. История возникновения телефона. Инсценировка отрывка К.Чуковского «Телефон». Демонстрация детьми импровизированных разговоров по телефону. Чтение и анализ стихотворений «Звенящий в доме телефон…» Н.Песков, «Говори короче» А. Шибаев. Инсценировка отрывка Н.Носова « Телефон»

1

1.9

Язык, мимика и жесты

Из истории древней Греции и баснописце Эзопе. Игра «Актер». Какие жесты не положены в обществе воспитанных людей? Инсценировка и анализ сказки Л.Мурра «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»

2

1.10

Проект «Уроки вежливости».

2


МОДУЛЬ II. «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

71 ЧАС


Приобретение детьми социальных способов поведения на основе усвоения этических норм морали становится наиболее актуальным в период реформирования общества, смены ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей.

Именно в период младшего школьного возраста формируются личностные качества будущего гражданина, его нравственное сознание. У детей в этом возрасте развивается децентрация, благодаря чему они становятся способными понимать точку зрения другого. Все это позволяет целенаправленно формировать представление о таких значимых личностных качествах, как доброжелательность, справедливость, щедрость, трудолюбие и др.

В этом возрасте дети усваивают основные нормы морали, регулирующие отношения человека к окружающим его людям и самому себе. У них появляется возможность использовать эти нормы в качестве средств самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений между людьми. Дети учатся соотносить нравственные представления с конкретным поведением, поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют к ним взрослые.

Однако у наших детей это получается не всегда, и порой наблюдается разрыв в сознании и поведении ребенка: он знает, как надо поступать, но не поступает в соответствии со своими знаниями, поэтому появляются негативные нравственные образования.

Занятия позволяют научить ребенка откликаться на проблему другого человека, осознать значение труда для будущей самостоятельно жизни.

В содержание занятий включен теоретический материал и перечень практических заданий, направленных на закрепление предлагаемого компонента знаний, формирование значимых поведенческих умений и навыков. При проведении занятий в рамках данного модуля предусматривается использовать такие методы и приемы, как:

-беседы на нравственную тему;

-чтение художественных произведений с последующим анализом;

-анализ смыслового содержания пословиц, поговорок;

-продолжение тематического рассказа;

-учебно-игровые упражнения (творческого и подражательного

характера);

-разыгрывание и анализ ситуации;

-игры;

-мини-конкурсы;

-совместная разработка правил поведения.

Методика работы с детьми строится с позиции личностно-ориентированного взаимодействия, при проведении практикумов акцент делается на самостоятельность, поисковую и творческую активность.

Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании практическими заданиями, необходимыми для формирования нравственных привычек.


Содержание деятельности

Кол-во

часов


1 класс


2.1

Я – неповторимый человек

Рассматривание разных предметов. Работа в группах по 4 человека: разложить предметы по какому-либо признаку (по величине). Показать, что даже похожие предметы различаются. Упражнение «Горка». Задание «Кленовые листочки» (сравнение). Рисование «Какой я привлекательный?». Задание «Сравни рисунок линий на ладошках».

1

2.2

Оцени других и себя

Конкурс. Задания: дай характеристику поведения сказочных героев с учетом нравственных оценок; продолжи предложение; как вы понимаете смысл пословиц? Игра « Скажи наоборот», упражнение «Как ты поступишь в этой ситуации?», « На кого бы вы хотели быть похожими». Тестовое задание «А что сказали бы вы?» (ситуация и три варианта ответов).

1

2.3

Что в имени моем?

Зачем люди придумали разные имена? Что означают наши имена? (рассказ воспитателя «Происхождение имен»). Как обратиться к незнакомому человеку, к взрослому? Кто такие «тезки»? Игра «Ласковушки». Упражнение «Изобрази свое имя движением», «Подбери правильное обращение». Сказка о том, как мальчик или девочка забыли свое имя и что из этого вышло. Аппликация «Ромашка».

1

2.4

Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?

Игра «Найди сходства и различия». Упражнения «Найди свой круг», «Волшебное ожерелье», «Он и она». Игра «Претензии». Сказка «Серебрины и Серебрята».

1

2.5

Посеешь характер - пожнешь судьбу

Дать определение характера, что такое характер? Кто сидит внутри меня? Черты и свойства характера. Общительность как черта характера. Все ли имеют одинаковый характер? Упражнение «У меня есть характер!» Правило: избавляться от вредных качеств и развивать лучшие. Упражнение « Каким я себе нравлюсь»

1

2.6

Как стать прилежным и старательным

Знакомство с новыми понятиями «прилежный», «старательный» через русские пословицы. Какими вы представляете прилежного, старательного человека (описание). Что значит «старайся»? Чтение рассказа В.Осеевой «Сыновья». Чтение и анализ стихотворения С.Баруздина «О человеке и его часах».

1

2.7

Жадность и жадины

Чтение и анализ басни Л.Н.Толстого «Собака и кость». Обсуждение понятия «жадность». Как выглядит жадный человек? К чему он может проявлять жадность? Анализ русских народных пословиц. Чтение сказок «Жадный Вартан», «Два жадных медвежонка». Я.Аким «Жадина». Практическая работа: рисование на тему «Как я представляю себе «жадность». Выставка рисунков.

2

2.8

Моя внимательность и внимание

Что такое внимание? Что такое внимательность? Значение внимания и внимательности в жизни человека, влияние на успехи в учебе. Игровые задания: «Найди одинаковые предметы», «Найди игрушку», «Что это?», «Что появилось?», «Найди отличия», «Что потерялось?».

2

2.9

Ответственность и я

Чтение и анализ пословиц об ответственности. Назови примеры из жизни поправимых ошибок. Что можно отнести к непоправимым ошибкам? Почему? О какой ошибке вам труднее вспомнить и говорить? Почему? Что понимаете под словом «ответственность»? Чтение и анализ отрывка из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Игра «Сказочное путешествие» (вопросы по сказкам). Какие черты характера привели героев к непоправимым последствиям?

1

2.10

Зависть

Инсценировка и анализ рассказа «Молния и солнце». Знакомство с понятием «зависть» на примере произведений «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Белка и волк» Л.Толстого.

Чтение и анлиз пословиц о зависти.

1

2.11

В дружбе сила

Чтение стихотворения «Совершите чудо».

Психогимнастика « Я желаю тебе…». Игра «Закончи предложение» («Друг - это тот, кто…») Знакомство с понятием «дружба» ( работа в группах). Составление пословиц о дружбе. Комментирование ситуаций. Формулирование правил, законов дружбы. Чтение и обсуждение стихотворения Т.Ладонщиковой «Все живут не тужат, а со мной не дружат…». Игра «Найди друга».

1

2.12

На чем основано взаимопонимание

Что нужно делать для того, чтобы налаживалось взаимопонимание? Задания «Словесный портрет», «О чем говорят глаза». Игры-ситуации (проигрывание).

1

2.13

Проект «Моя книжка обо мне»

2


Заключительное занятие. Итоговая диагностика

1


2 класс


2.1

Правда и ложь

Обсуждение понятий «правда» и « ложь». Как вы понимаете слово « ложь»? Какие близкие по значению слова можно подобрать? Когда человек прибегает ко лжи? Зачем? Обсуждение и анализ пословиц. Чтение и анализ басни Л.Н. Толстого « Лгун», рассказа Л.Н. Толстого «Правда всего дороже», стихотворения «Эх!».

1

2.2


Добро и зло

Что такое добро? Решение проблемных ситуаций.

Упражнение-тренинг «Надуй воздушный шарик злостью».

Какие поступки нравятся – добрые или злые? Почему?

Чтение и обсуждение стихотворения Л. Николаенко «Доброта» Игра – сказка. Эмоциональная игра «Интервью». Практическое задание «Хорошо – плохо».

1

2.3

Волшебники добра

Чтение стихотворений, рассказов по теме. Обсуждение понятия «доброта». Стихотворение Л.Николаенко «Доброта», Н.Добронравова « Чтобы стало в этом мире завтра…», « Дарите радость людям», «Если добрый ты». Чтение рассказа К.Д. Ушинского « Сила – не право». Объяснение смысла пословиц, комментирование. Инсценировка рассказа и анализ В.Сухомлинского «Рассказ». Практическое задание: «Письмо маме…».

1

2.4

О лени и лентяях

Путешествие в страну Лентяйдия. Инсценирование и анализ сказки « Сказка про лентяя Ваню». Выставка рисунков по теме. Чтение стихотворение и коллективное обсуждение С.Я.Маршак «Кот и лодыри». Чтение памятки как выполнять домашнее задание.

2

2.5

«Терпенье и труд все перетрут»

Чтение стихотворения В.Брюсова «Единое счастье - работа…». Знакомство с пословицами о труде, их анализ.

Чтение и анализ текстов из литературных произведений: Л.Н.Толстой «Хотела галка пить…», притча о строительстве Шартрского собора во Франции, И. Токмакова «Букваринск».

2

2.6

Какими в жизни следует быть?

Дать представление о плохих и хороших поступках. Оцени поступок с точки зрения соблюдения моральных норм. Упражнение «Что я должен и чего не должен?», «Помири друзей», «За что меня любят», игра «Оцени поступок». Чтение и анализ художественных произведений.

1

2.7

Я и мое настроение

Как справиться с раздражением, плохим настроением. Наши чувства, настроения, желания: когда они помогают, когда мешают нам. Как они соотносятся между собой. Умение выражать свои чувства и умение управлять ими. Рисование « Я- веселый, я- хмурый»

1

2.8

Я могу управлять своим настроением

Я могу чувствовать разное настроение. Тренинг

Рисование «Мое настроение»

1

2.9

Эмоции и мое поведение

Пояснить, что такое эмоции. Как связано поведение и эмоции? Какие бывают эмоции? Упражнения в эмоциональном реагировании (дикие и домашние животные). Назови животных, изобрази их. Упражнение в сознательном управлении своими эмоциями. Задание « Рассмотри картинки и скажи, что на этих картинках изображено неправильно» Как управлять своими эмоциями? (правила)

1

2.10

Узнай настроение человека

Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Рассматривание фотографий, чем они отличаются? Почему бывает так грустно? Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь? Если у твоего друга, воспитателя плохое настроение, как ты это заметишь? Каким бывает лицо у этого человека? Как ты можешь поднять настроение? Как можно спросить о причине плохого настроения? Как ты узнаешь, что у человека хорошее настроение? От чего оно бывает?

1

2.11

Путешествие в страну чувств

Что такое чувства? Какие бывают чувства? Зачем они нужны человеку? Все ли чувства надо испытывать человеку? Как надо проявлять чувства? Упражнение « Ваза», « Мои чувства», « Моя поляна», « Мир чувств»

2

2.12

Проект «Народная мудрость в пословицах»

2


Заключительное занятие. Итоговая диагностика

1



3 класс


2.1

Добрые дела. «Доброе дело два века живет»

Чтение и анализ ситуаций из жизни ребят. Инсценировка рассказа или иллюстрации «Плохо» В.Осеева. Анализ качеств человека. «Как Маша стала Большой», «Старик и яблоня» Л.Толстой. Частушки.

2

2.2

Жизнь дана на добрые дела

Добро и зло в человеке. Что значит добрый человек? Почему люди бывают злыми?

Чтение и обсуждение сказки «Бобовое зернышко» русская народная игра «Птицы летают», хоровод «Воробышек». Чтение пословиц и поговорок о добре. Упражнение» Я могу победить зло».

2

2.3

Быть скромным - это хорошо или плохо?

Пояснить понятия «скромность», «хвастовство», «зазнайство». Почему люди ценят скромные поступки? Игра « К нам гости пришли» (ситуации). Чтение и анализ художественных произведений. Практическое задание «Хочу быть тоже красивым». Упражнение « Скромный - хвастливый стульчик».

1

2.4

Учитесь быть скромным

Что значит быть скромным? Чтение и анализ художественных произведений и пословиц.

Разыгрывание и анализ ситуаций. Что нужно помнить, чтобы не стать хвастуном? (правила скромности).

Упражнение « Я не зазнайка», «Замри».

1

2.5

Это просто хвастунишки

Пояснение чем хвастовство отличается от шутки - преувеличения. Конкурс клоунов-хвастунов.

Этюд «Веселый клоун» Анализ ситуаций. Чтение и анализ рассказа «Хвастливый кубик». Упражнение «Поступки хвастунов» (продолжи рассказ). Обсуждение рассказов.

1

2.6

Быть честным – хорошо или плохо?

Что значит быть честным? Говорить правду это хорошо или плохо? Почему люди обманывают? Что такое ложь? Чем отличается фантазия от лжи? Игра « К нам гости пришли». Чтение и анализ художественных произведений и пословиц. Игра « Доверие и поддержка». Практическое Задание «Забытый зонтик». Упражнение «Лживый – честный стульчик». Конкурс «Фантазеров « Кто больше сочинит небылиц». Проигрывание ситуаций «Поступки лжецов».

2

2.7

Учись смело говорить правду

Умеете ли вы говорить правду? Анализ и чтение художественных произведений и пословиц. Практическое задание: «Кто взял карандаш?», «Плохие деньги» (ситуации). Что необходимо сделать, чтобы избежать лжи»

2

2.8


Чем отличается фантазия от лжи?

Пояснение педагога, чем ложь отличается от фантазии. Основные правила для фантазеров. Конкурс фантазеров «Кто больше сочинит небылиц?» Шутка про лживого мальчика (диалог). «Поступки лжецов» (продолжи рассказ) Обсуждение рассказов. Чтение и анализ рассказа « Волшебная машина».

2

2.9

Учитесь быть щедрыми

Что такое щедрые поступки? Чтение и анализ художественных произведений и пословиц.

Разыгрывание и анализ ситуаций. Упражнение « Мне не жалко». Практическое задание « Глупая мышь» (проигрывание ситуации) Что необходимо делать, чтобы не быть жадным? (правила).

1

2.10

Быть щедрым – это хорошо или плохо?

Пояснить понятия (щедрость, жадность, бережливость). Что значит быть щедрым? Кого называют щедрым? Примеры собственного щедрого поступка или поступка сверстников. Игра « К нам в гости пришли…»(ситуации). Чтение и анализ художественных произведений и пословиц. Практическое задание «Как быть большому зайцу?». Упражнение « Жадный - щедрый стульчик».

1

2.11

Проект «Копилка добрых дел»

2


Заключительное занятие. Итоговая диагностика

1


4 класс


2.1

Быть трудолюбивым - это хорошо или плохо?

Что значит быть трудолюбивым? Быть трудолюбивым – это хорошо лил плохо? Что такое лень? Упражнение «Что делать, если я ничего не хочу делать». Игра « К нам гости пришли…»(ситуации). Упражнение « Трудолюбивый - ленивый стульчик». Практическое задание: « Покупка молока» (ситуация). Чтение и анализ художественных произведений.

1

2.2

Учитесь быть трудолюбивыми

Чтение и анализ рассказа «Блестящие ботинки». Чтение и анализ стихотворения с.Я.Маршака «Считалка». Чтение и анализ пословиц и поговорок. Практическое задание: «Любишь – не любишь». Что необходимо делать, чтобы не быть ленивым? Разыгрывание и анализ ситуаций. Упражнение «Мне не трудно…».

1

2.3

Поговорим о воровстве

Что значит воровать? Какого человека называют вором? Брать чужие вещи - это хорошо или плохо? Чтение и анализ художественных произведений и пословиц. Практическое задание « Кто взял деньги». Рассказы « Поступки детей». Что необходимо сделать, чтобы избежать воровства?

1

2.4

Вредные привычки

Знакомство с понятием «вредные привычки».

Игра «Достоинства и недостатки». Слушание сказки «Привычки». Какие вы знаете пословицы о привычках?

Разыгрывание ситуаций из жизни детей. Какое поведение считается культурным? Над какими вредными привычками вы решили поработать, чтобы избавиться от них?

2

2.5

Ты и твои друзья

Чтение и анализ стихотворения Б.Заходер «Буква Я». Знакомство с понятием «хороший друг», «Хорошие товарищи» С. Михалков, « Лисица и журавль», «Три товарища» В.Осеева. Что значит эгоист?

2

2.6

Я и мое настроение

Как справиться с раздражением, плохим настроением. Наши чувства, настроения, желания: когда они помогают, когда мешают нам. Как они соотносятся между собой. Умение выражать свои чувства и умение управлять ими. Рисование « Я- веселый, я- хмурый»

1

2.7

Я могу управлять своим настроением

Я могу чувствовать разное настроение.

Рисование «Мое настроение». Тренинг.

1

2.8

Эмоции и поведение

Пояснить, что такое эмоции. Как связано поведение и эмоции? Какие бывают эмоции? Упражнения в эмоциональном реагировании (дикие и домашние животные). Назови животных, изобрази их. Упражнение в сознательном управлении своими эмоциями. Задание « Рассмотри картинки и скажи, что на этих картинках изображено неправильно» Как управлять своими эмоциями? (правила)

2

2.9

Как можно узнать настроение человека?

Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Рассматривание фотографий, чем они отличаются? Почему бывает так грустно? Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь? Если у твоего друга, воспитателя плохое настроение, как ты это заметишь? Каким бывает лицо у этого человека? Как ты можешь поднять настроение? Как можно спросить о причине плохого настроения? Как ты узнаешь, что у человека хорошее настроение? От чего оно бывает?

1

2.10

В стране чувств

Что такое чувства? Какие бывают чувства? Зачем они нужны человеку? Все ли чувства надо испытывать человеку? Как надо проявлять чувства? Упражнение « Ваза», « Мои чувства», « Моя поляна», « Мир чувств».

2

2.11

Проект «Я и мой мир»

2


Заключительное занятие. Итоговая диагностика

1


Тематическое планирование


1 класс


п/п

Тема занятия

Общее

кол-во

часов

Из них:

Виды деятельности

теория

практика


Вводное занятие. Стартовая диагностика

1

0,5

0,5


1.

Искусство общения

15

3

12



1.1

Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!

1


1

- познавательная

- игровая

- проблемно- ценностное общение

- социально-преобразующая

- социальное творчество

- художественное творчество

- проектная

1.2

Дом, в котором я учусь

2

1

1

1.3

Самое удивительное чудо на свете

1

0,5

0,5

1.4

Моё любимое имя

1

0,25

0,75

1.5

Вежливая азбука (Зачем нужна вежливость?)

2

0,5

1,5

1.6

Как хорошо быть вместе!

2


2

1.7

Внимательный ли ты слушатель?

1

0,25

0,75

1.8

Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят.

1


1

1.9

Винтики – конфеточки - мальчики и девочки

1


1

1.10

Ссоры и споры

1


1

1.11

Проект «Мой театр»

2

0,5

1,5

2.

Познай себя

17

3

14


2.1

Я – неповторимый человек

1

0,25

0,75

- познавательная

- исследовательская

- игровая

- проблемно- ценностное общение

- социально-преобразующая

- социальное творчество

- художественное творчество

- проектная

2.2

Оцени других и себя

1


1

2.3

Что в имени моем?

1

0,5

0,5

2.4

Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?

1


1

2.5

Посеешь характер - пожнешь судьбу

1


1

2.6

Как стать прилежным и старательным

1


1

2.7

Жадность и жадины

2

1

1

2.8

Моя внимательность и внимание

2


2

2.9

Ответственность и я

1


1

2.10

Зависть

1

0,25

0,75

2.11

В дружбе сила

1


1

2.12

На чем основано взаимопонимание

1


1

2.13

Проект «Моя книжка обо мне»

2

0,5

1,5


Заключительное занятие. Итоговая диагностика

1

0,5

0,5


Итого

33

5

28


2 класс

п/п

Тема занятия

Общее

кол-во

часов

Из них:

Виды деятельности

теория

практика


Вводное занятие

1

1



1.

Искусство общения

15

5

10


1.1

Вежливость - основа воспитанности

1

1


- познавательная

- игровая

- проблемно- ценностное общение

- социально-преобразующая

- социальное творчество

- художественное творчество

- проектная

1.2

Мои умные помощники

1


1

1.3

Умеет ли разговаривать природа

2

0,5

1,5

1.4

Всё начинается со слова«Здравствуйте»

1

0,25

0,75

1.5

Это слово говорят, если вас благодарят

1

0,25

0,75

1.6

Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?)

1

0,25

0,75

1.7

Когда без извинения не обойтись?

1

0,25

0,75

1.8

Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора)

2

1

1

1.9

У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону)

1

0,25

0,75

1.10

В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя)

1

0,25

0,75

1.11

К нам гости пришли!

1

0,5

0,5

1.12

Проект «Этикет в нашей жизни»

2

0,5

1,5

2.

Познай себя

17

5

12


2.1

Правда и ложь

1

1


- познавательная

-исследовательская

- игровая

- проблемно- ценностное общение

- социально-преобразующая

- социальное творчество

- художественное творчество

- проектная

2.2

Добро и зло

1

1


2.3

Волшебники добра

1


1

2.4

О лени и лентяях

2

1

1

2.5

Терпенье и труд все перетрут

2


2

2.6

Какими в жизни следует быть?

1


1

2.7

Я и мое настроение

1

1


2.8

Я могу управлять своим настроением

1


1

2.9

Эмоции и мое поведение

1


1

2.10

Узнай настроение человека

1


1

2.11

Путешествие в страну чувств

2

0,5

1,5

2.12

Проект «Народная мудрость в пословицах»

2

0,5

1,5


3аключительное занятие

1


1



Итого

34

11

23



3 класс


п/п

Тема занятия

Общее

кол-во

часов

Из них:

Виды деятельности

теория

практика



Вводное занятие

1

1



1.

Искусство общения

15

3

12

познавательная

- игровая

- проблемно- ценностное общение

- социально-преобразующая

- социальное творчество

- художественное творчество

- проектная

1.1

Азбука общения

1


1

1.2

Волшебная палочка - это речь

1


1

1.3

Гостям всегда рады

2


2

1.4

Если с другом вышел в путь

1


1

1.5

Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья

2


2

1.6

Почему люди ссорятся?

2

1

1

1.7

Культурный человек: кто он такой?

1


1

1.8

Правила поведения в столовой

1

0,5

0,5

1.9

Правила поведения в библиотеке

1

0,5

0,5

1.10

Как дарить подарки?

1


1


1.11

Проект «Я и мои друзья»

2

1

1

2.

Познай себя

17

8

9


2.1

Добрые дела. «Доброе дело два века живет»

2

1

1

- познавательная

- исследовательская

- игровая

- проблемно- ценностное общение

- социально-преобразующая

- социальное творчество

- художественное творчество

- проектная

2.2

Жизнь дана на добрые дела

2

1

1

2.3

Быть скромным - это хорошо или плохо

1

1


2.4

Учитесь быть скромным

1


1

2.5

Это просто хвастунишки

1

1


2.6

Быть честным – хорошо или плохо?

2

1

1

2.7

Учись смело говорить правду

2


2

2.8

Чем отличается фантазия от лжи?

2

1

1

2.9

Быть щедрым – это хорошо или плохо?

1

1


2.10

Учитесь быть щедрыми

1


1

2.11

Проект «Копилка добрых дел»

2

1

1


Заключительное занятие

1


1



Итого

34

11

23



4 класс


п/п

Тема занятия

Общее

кол-во

часов

Из них:

Виды деятельности

теория

практика



Вводное занятие

1

1



1.

Искусство общения

15

4

11


1.1

Культура общения

2

1

1

- познавательная

- игровая

- проблемно- ценностное общение

- социально-преобразующая

- социальное творчество

- художественное творчество

- проектная

1.2

Волшебные слова

2


2

1.3

Да здравствует вежливость!

1


1

1.4

Вежливый отказ

1


1

1.5

Как вести себя в гостях

1


1

1.6

Правила общения с окружающими

2

1

1

1.7

Правила поведения на уроке и на перемене

1


1

1.8

Беседа по телефону

1


1

1.9

Язык, мимика и жесты

2

1

1

1.10

Проект «Уроки вежливости»

2

1

1

2.

Познай себя

17

8

9


2.1

Быть трудолюбивым - это хорошо или плохо?

1

1


- познавательная

- исследовательская

- игровая

- проблемно- ценностное общение

- социально-преобразующая

- социальное творчество

- художественное творчество

- проектная

2.2

Учитесь быть трудолюбивым

1


1

2.3

Поговорим о воровстве

1

1


2.4

Вредные привычки

2

1

1

2.5

Ты и твои друзья

2

1

1

2.6

Я и мое настроение

1

1


2.7

Я могу управлять своим настроением

1


1

2.8

Эмоции и поведение

2

1

1

2.9

Как можно узнать настроение человека?

1


1

2.10

В стране чувств

2

1

1

2.11

Итоговый проект «Я и мой мир»

2

1

1


Заключительное занятие

1


1



Итого

34

12

20



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


  • Специальная литература для педагога.

  • Произведения детской художественной литературы.

  • Дидактический материал: картинки, иллюстрации, фотографии, видеофильмы, аудиозаписи, костюмы / элементы костюмов для инсценировок, муляжи, пиктограммы, схемы, раздаточный материал.

  • Классная магнитная доска.

  • Компьютер с колонками.

  • Мультимедиапроектор.

  • Принтер, сканер.

  • Фото-, видеоаппаратура.

































Приложения


Критерии оценки успешности развития

социально-личностных качеств учащихся


Критерии

Высокий уровень

Хороший

уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Усвоение представлений о себе, качествах личности и нравственных нормах поведения


Способен оценить «кем я был» и «кем я стал»; мотив «я должен» преобладает над «я хочу». Умеет анализировать поступки свои и других детей, выполнение поручений, происходящие события. Осознает свою половую принадлежность. Соблюдает личную неприкосновенность других. Соблюдает правила поведения в обществе.

Знания не система-тизированы. Не всегда может отстоять собственную позицию. Обладает чувством собственного достоинства. Развиты такие черты характера как трудолюбие, аккуратность, добросовестность, вежливость. Замечает, когда кто-то нуждается в помощи и оказывает ее.

«Я хочу» часто доминирует над «я должен». Знания элементарны. Объем знаний о правилах социального поведения не затрудняет общение и взаимодействие с другими людьми. Большая часть практических действий выполняется самостоятельно, но только эпизодически. Социальная адаптация затруднена.

Знания фрагментар

ны, на элементар-ном уровне, не соответствуют возрасту. Объем знаний недостаточен для общения и взаимодействия с другими людьми. Большая часть практических действий выполняется только со значимым взрослым. Социальная адаптация затруднена.

Усвоение коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций

Владеет вербальными средствами общения. Понимает и адекватно отвечает на просьбы, приветствия, замечания, возражения. Владеет коммуникативными моделями поведения (в гостях, транспорте, в цирке.)

Понимает обращенную к нему речь. Вызывает затруднение начать беседу, продолжить и закончить ее. Владеет невербальными средствами общения: мимикой, жестами.

Затрудняется выразить свои мысли в связи с недостаточным владением вербальными и невербальными средствами общения. Недостаточно владеет нормами поведения в обществе.

В связи с недостаточным словарным запасом плохо владеет речевым выражением своих мыслей, знаний, желаний. Не владеет моделями общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях.


По данным критериям систематически осуществляется мониторинг, позволяющий отслеживать результаты успешности развития младших школьников. Данные мониторинга заносятся в карту (Таблица 1).



Диагностический инструментарий оценки успешности реализации Программы


Критерии

Диагностический инструментарий

Характер межличностных отношений

тестирование,

наблюдения

Развитие коммуникативных способностей

анкетирование,

наблюдения

Сформированность нравственных качеств

анкетирование,

тестирование,

наблюдения

Самосознание и самооценка черт характера

тестирование,

анкетирование

Соблюдение нравственных норм поведения

анкетирование,

тестирование,

наблюдения

Таблица 1. Карта результатов мониторинга успешности развития

социально-личностных качеств воспитанников


Фамилия, имя обучающегося

Периоды оценивания

Компоненты достижений

Усвоение коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций


Усвоение представлений о себе, качествах личности и нравственных нормах поведения

Умение внимательно и активно слушать

Способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником,

Использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей

Владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях

Понимает и адекватно отвечает на просьбы, чувства приветствия ,замечания, возражения, отвержения

Осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения

Соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других

Адекватно понимает качества личности

Обладает чувством собственного достоинства, может отстоять собственную позицию

Соблюдает нравственные нормы поведения

Умеет анализировать поступки свои и других людей

Развиты черты характера: трудолюбие, аккуратность, добросовестность, отзывчивость и т.п.


Исходное состояние













Через год













Через 2 года













Через 3 года













Через 4 года


























Литература для педагога


  1. Богуславская, Н.И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.И.Богуславская, Н.А.Купина. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998. – 192 с.

  2. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья./ В.В. Ветрова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.

  3. Звездина, Г.П. Классные часы в начальной школе (Программа факультатива « Я и Мир») / Г.П. Звездина, Т.П. Щербакова. – М: ТЦ Сфера, 2004.

  4. Игры: обучение. Тренинг, досуг /Под. ред. Петрусинского В.В. - М.: Новая школа, 1994.

  5. Кащенко, В.В. Педагогическая коррекция / В.В. Кащенко. - М.: Просвещение, 1994.

  6. Классные часы в 1-4 классах /авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.

  7. Кащенко В.В. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы / В.В Кащенко. - М.: ВАКО, 2008. – 160 с.

  8. Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М.: Флинта, 2003. -128 с.

  9. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития,1997. – 240 с.

  10. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы /сост. Козлова М.А. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 317 с.

  11. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 128 с.

  12. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.-метод. пособие/ С.О. Николаева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 80 с.

  13. Обучение и воспитание во вспомогательной школе / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 1984.

  14. Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей / Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова, В.В. Титова. – М.: АРКТИ, 2006 . – 312 с.

  15. Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства: Коррекционно-развивающая программа для 5-8 лет / авт. сост. Н.В.Макарычева. - М.: АРКТИ, 2010. – 80 с.

  16. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. – СПб.: Речь,2007. - 296с.

  17. Практика сказкотерапии / Под ред. Н.А. Сакович. - СПб.: 2007. – 224 с.

  18. Шипицина, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. / Л.М. Шипицина. - СПб.: Издательство « Союз», 2004. – 336 с.

  19. Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности / Н.Е. Щуркова. - М.: 1994. 107 с.

  20. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М., 1998. – 130 с.


Литература для учащихся


  1. Барто, А.Л. Медвежонок-невежа (любое издание).

  2. Пушкин, А.С. Сказка о рыбаке и рыбке (любое издание с иллюстр.).

  3. Маршак, С.Я. Сказки, песни, загадки / С.Я. Маршак. - М.: Детская литература, 1987 г.

  4. Ноев ковчег: Легенды, сказки, стихи и рассказы о животных народов и писателей мира: Кн. для воспитателей детского сада и родителей / Сост.Э.И. Иванова. – М.: Просвещение, 1993.- 352с.: ил.

  5. Носов, Н.Н. Фантазеры. Рассказы (любое издание).

  6. Осеева, В.А. Волшебное слово: рассказы / В. Осеева – М.: Детская литература, 1988. – 70 с.

  7. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. – СПб: Речь, 2007. -296 с.

  8. Сент-Экзюпери, А. Маленький принц / А. Сент Экзюпери; пер. с французского А.В. Кривцова. – М.: Худож. лит, 2000.

  9. Родари Дж. Приключения Чиполлино / П. Треверс. Мери Поппинс/ А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц/ Перевод Л.З. Лунгиной.- Мн.: Беларусь, 1986. – 431 с.

  10. Практика сказкотерапии / Под ред. Н.А. Сакович. - СПб. : 2007. – 224 с.

  11. Толстой, Л.Н. Ясная поляна / Л.Н. Толстой – М.: Детская литература. 1988. – 143 с.

  12. Читаем детям. Книга для чтения: Пособие для воспитателя / Авт.-сост. З.Г. Сахипова, А.Ш. Асадуллин, С.Г. Сулейманова; под.ред. З.Г. Сахиповой. – Ил. Худож. А.М. Гусарова.- Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1987. – 239с.: ил.






Материалы подготовил(а): Дятлова Татьяна Николаевна

Скачать

2019-05-17

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение