Работа над развитием письменной речи младших школьников
🟠Напомнить виды работ над предложением, текстом.
В результате этой работы у детей формируется и расширяется активный
словарный запас, речь обогащается выразительными средствами, дети
составляют тексты логично, последовательно выражая свои мысли.
Материалы подготовил(а): Моисеева Татьяна Владимировна.
Библиотека материалов Дум Думыча
Развитие письменной речи младших школьников.
Работа над предложением, текстом.
Детям младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают лингвистическими конструкциями. Без особого труда у них формируются речевой слух, артикуляция. Поэтому так важно, чтобы развитие и формирование речи осуществлялось вовремя.
Работа над развитием речи начинается в период обучения грамоте, так как одной из задач данного периода является – активизировать внутреннюю и внешнюю (устную и письменную) речь, представить речь и её средства объектом осознания учениками. Далее работа продолжается на протяжении 4 лет обучения в начальной школе. На уроках обучения грамоте, письма, затем и на уроках русского языка мною были использованы следующие задания, упражнения:
Определение количества слов в предложении;
Запись схемы предложения;
Определение количества предложений в тексте, в потоке устной речи;
Подбор или составление предложений к схеме;
Распространение простого предложения;
Составление предложений к схеме с союзами, предлогами;
Выбор из нескольких схем схемы к данному предложению;
Составление предложений из данных слов;
Отличие предложения от случайного набора слов;
Составление предложения из данных слов с изменением формы слова и т.д.
Очень большое значение для развития письменной речи имеет работа с детьми над планом прочитанного и над планом детского рассказа. В связи с этим были использованы следующие виды работ:
Составление плана художественного текста;
Составление плана научно-познавательного текста;
Составление плана-тезиса и т.д. План сначала составляли совместными усилиями, затем самостоятельно.
Для овладения письменной речью решающее значение имеет грамматика, поскольку она помогает осознанию состава речи. Вот почему преподавание грамматики нужно строить таким образом, чтобы полученные в грамматических занятиях навыки осознания речи всё время закреплялись навыками самостоятельного письма детей. А именно составлением детьми предложений, связывание нескольких предложений, работу над деформированным текстом и т.д.
Особым направлением в системе комплексного интеллектуального развития выступает работа с текстом. Как и в других направлениях, здесь важно реализовать принцип постепенности и последовательности.
Работа с текстом:
Редактирование текста;
Работа с деформированным текстом (перестановка предложений, частей текста);
Составление ответов на вопросы;
Отличие текста от случайного набора предложений;
Построение письменного развёрнутого ответа на вопрос;
Подбор названия к тексту;
Выбор названия к тексту из нескольких;
Выделение темы, главной мысли текста;
Составление текста по его началу;
Составление сочинения-миниатюры;
Составление текста в соответствии с заданным жанром (телеграмма, открытка, записка, объявление, рецепт приготовления любимого блюда, инструкция, письмо другу, составление рекламного слогана и т.д.);
Составление подходящего по смыслу вопросительного предложения к тексту;
Деление текста на части и т.д.
В результате этой работы у детей формируется и расширяется активный словарный запас, речь обогащается выразительными средствами, дети составляют тексты логично, последовательно выражая свои мысли.
Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Моисеева Татьяна Владимировна
Мне нравится | 0