Работа над развитием письменной речи младших школьников

🟠Напомнить виды работ над предложением, текстом.
В результате этой работы у детей формируется и расширяется активный
словарный запас, речь обогащается выразительными средствами, дети
составляют тексты логично, последовательно выражая свои мысли.
Материалы подготовил(а): Моисеева Татьяна Владимировна.

Библиотека материалов Дум Думыча

Развитие письменной речи младших школьников.

Работа над предложением, текстом.

Детям младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают лингвистическими конструкциями. Без особого труда у них формируются речевой слух, артикуляция. Поэтому так важно, чтобы развитие и формирование речи осуществлялось вовремя.

Работа над развитием речи начинается в период обучения грамоте, так как одной из задач данного периода является – активизировать внутреннюю и внешнюю (устную и письменную) речь, представить речь и её средства объектом осознания учениками. Да­лее работа продолжается на протяжении 4 лет обучения в начальной школе. На уроках обучения грамоте, письма, затем и на уроках русского языка мною были использованы сле­дующие задания, упражнения:

Работа над предложением:

  • Определение количества слов в предложении;

  • Запись схемы предложения;

  • Определение количества предложений в тексте, в потоке устной речи;

  • Подбор или составление предложений к схеме;

  • Распространение простого предложения;

  • Составление предложений к схеме с союзами, предлогами;

  • Выбор из нескольких схем схемы к данному предложению;

  • Составление предложений из данных слов;

  • Отличие предложения от случайного набора слов;

  • Составление предложения из данных слов с изменением формы слова и т.д.

  1. Очень большое значение для развития письменной речи имеет работа с детьми над планом прочитанного и над планом детского рассказа. В связи с этим были исполь­зованы следующие виды работ:

  • Составление плана художественного текста;

  • Составление плана научно-познавательного текста;

  • Составление плана-тезиса и т.д. План сначала составляли совместными уси­лиями, затем самостоятельно.

Для овладения письменной речью решающее значение имеет грамматика, по­скольку она помогает осознанию состава речи. Вот почему преподавание грамматики нужно строить таким образом, чтобы полученные в грамматических занятиях навыки осознания речи всё время закреплялись навыками самостоятельного письма детей. А именно составлением детьми предложений, связывание нескольких предложений, рабо­ту над деформированным текстом и т.д.

Особым направлением в системе комплексного интеллектуального развития вы­ступает работа с текстом. Как и в других направлениях, здесь важно реализовать принцип постепенности и последовательности.

Работа с текстом:

  • Редактирование текста;

  • Работа с деформированным текстом (перестановка предложений, частей текста);

  • Составление ответов на вопросы;

  • Отличие текста от случайного набора предложений;

  • Построение письменного развёрнутого ответа на вопрос;

  • Подбор названия к тексту;

  • Выбор названия к тексту из нескольких;

  • Выделение темы, главной мысли текста;

  • Составление текста по его началу;

  • Составление сочинения-миниатюры;

  • Составление текста в соответствии с заданным жанром (телеграмма, открытка, записка, объявление, рецепт приготовления любимого блюда, инст­рукция, письмо другу, составление рекламного слогана и т.д.);

  • Составление подходящего по смыслу вопросительного предложения к тек­сту;

  • Деление текста на части и т.д.

В результате этой работы у детей формируется и расширяется активный словарный запас, речь обогащается выразительными средствами, дети со­ставляют тексты логично, последовательно выражая свои мысли.

Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Моисеева Татьяна Владимировна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение