Разработка внеурочного занятия С чего начинается Родина

Разработка внеурочного занятия «С чего начинается Родина?» позволяет определить конкретную образовательную ситуацию, для решения которой строится взаимодействие с родителями обучающихся.Цель мероприятия:Формирование чувства патриотизма, уважительного отношения к Отечеству и малой Родине. Результативность данного мероприятия заключается в возможности использования его результатов на уроках окружающего мира в 1 - 2 классах.

Библиотека материалов Дум Думыча

Разработка внеурочного занятия «С чего начинается Родина?»

Выполнила: Аблямитова Е.В., учитель начальных классов

МАОУ «Белоярская СОШ №1»


Разработка внеурочного занятия «С чего начинается Родина?» позволяет определить конкретную образовательную ситуацию, для решения которой строится взаимодействие с родителями обучающихся.

Родители и педагоги - две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика. Но цель их совместной образовательной деятельности - общая.


Пояснительная записка

В современной начальной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых  и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции учащегося в учебном процессе. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию – задачи, которые стоят перед начальной школой. В последнее время в теории и практике начального обучения определенное место отводится внеурочной работе. Внеурочная деятельность так же, как и урочная, способствует развитию познавательного интереса учащихся, совершенствованию умений и навыков, расширению кругозора. В процессе внеурочной деятельности должно возникать «общение», при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знания и включая в этот процесс учителя и родителей. Родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации. Согласно требованиям ФГОС НОО (пункт 22): «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников  и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся». Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс одно из важнейших и сложных задач для учителя. Только объединив свои усилия, учитель и родители могут помочь ребёнку вырасти гражданином-патриотом, любящим и уважающим свою семью, город, край, страну в которой он живет, готового встать на защиту государственных интересов. Чтобы правильно организовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию, за основу необ­ходимо взять следующие нормативно-правовые документы:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Конвенция ОНН о правах ребенка;

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г.,

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».

  Тема данного занятия взята из курса внеурочной деятельности "Кружева родного края" для 1 класса. Занятие направлено на достижение конкретной цели, включает в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий его участников, имеет ограниченную протяжённость во времени, с определённым началом и концом. Построено с использованием познавательной деятельности и системно – деятельностного подхода, что позволяет систематизировать знания обучающихся о родной стране, о своём посёлке. При активном участии в исследовании проблемы, поставленной на занятии, дети открывают новые знания об истории посёлка и истории развития государственных символов РФ, округа, района, посёлка Белый Яр. Родители были включены в реализацию данного занятия еще до начала его проведения, то есть был выработан определенный алгоритм включения родителей в образовательный процесс: создание благополучной атмосферы на основе доброжелательности и взаимодействия; совместное творчество детей и родителей; оформление выставки к занятию «Символика России и родного края»;  участие в конкурсе проектов среди обучающихся класса «Герб нашей семьи»;  участие в конкурсе рисунков «Природа нашего края». Совместная деятельность  детей, педагога, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителем.

Результативность данного мероприятия заключается в возможности использования его результатов на уроках окружающего мира в 1 - 2 классах.

Основная цель занятия состоит в формировании у детей чувства патриотизма, развитии их познавательного интереса, что и делает его более наглядным, интересным, эффективным. Считаю, что данная структура и методическое наполнение внеурочного занятия позволяют реализовать единство теоретического и практического содержания.

Технологическая карта внеурочного занятия

Программа внеурочной деятельности

Кружева родного края

Класс (возраст обучающихся)

1 класс (7-8 лет)

Тема занятия

«С чего начинается Родина?»

Цель

Формирование чувства патриотизма, уважительного отношения к Отечеству и малой Родине.

Задачи

  • воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувств;

  • формировать уважительное отношение к государственным символам;

  • формировать чувства привязанности к своему родному краю, своей малой родине;

  • приобщение родителей к совместной деятельности с детьми;     

  •  укрепление детско-родительских отношений;

Межпредметные связи

Окружающий мир, русский язык.

Технологии

Системно-деятельностный подход.

Формы

Экскурсия, практическая работа с элементами фронтальной и групповой деятельности.

Образовательные результаты

Предметные

  • Систематизировать знания детей о родной стране, о своём посёлке;

  • Познакомить с государственной символикой;

Метапредметные

Регулятивные – прогнозировать результаты уровня усвоения изученного материала.

Познавательные –  воспроизводить по памяти информацию, добывать новые знания; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные - формулировать собственное мнение; определять общую цель и пути её достижения, вести диалог, слушать собеседника.

Личностные

выражать положительное отношение к процессу познания;

проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь в конкретных ситуациях;

осознавать потребность в полученных знаниях.

Методическое обеспечение

Выставка «Символика России и родного края»; выставка проектов совместной деятельности обучающихся и родителей «Герб нашей семьи»; выставка рисунков «Природа нашего края»; карта РФ; раздаточный материал для самостоятельной работы, шкатулка.



ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Презентация школьного музея истории школы и посёлка.

Цель: познакомить учащихся и родителей с музеем, рассказать о его назначении.

Мини – экскурсия для обучающихся и родителей по музею истории школы и посёлка.

  1. Мотивационно-целевой

Цель: Формирование познавательной мотивации по данной теме.

Создаёт положительный настрой на занятие.

- Звучит песня «С чего начинается Родина?»

- Идёт слайд – презентация с кадрами природы, столицы нашего государства, города Сургута.

- На доске расположены слова:

НАША СТРАНА …


Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего занятия.

- На доске появляется запись:

НАША СТРАНА – РОССИЯ.

- Что вы знаете о нашей стране?

Рассаживаются, наблюдают, слушают, отвечают на поставленные вопросы.









Выдвигают предположения о теме предстоящего занятия.




Сформулировать тему и цель занятия. Дать мотивационную установку на выполнение задания.

  1. Организационно-исполнительский.

Цель: Формирование познавательной и творческой активности, навыков мышления, памяти, воображения, речи, оценивание своих достижений.

Выявляет уровень знаний, создаёт ситуацию, при которой повторяются ранее усвоенные знания.

- Почему мы нашу страну называем Родиной?

(Небольшое сообщение учителя о том, почему Россию называют Родиной).


- Какие символы государства вы знаете?


- А теперь мне хотелось бы посмотреть, насколько вы внимательны.

Организует работу в парах (Соберите мозаику с изображением герба Сургутского района, города Сургута).


Предлагает обучающимся и родителям спроектировать герб п.Белый Яр.

(на доске основа герба, надпись на основе «Белый Яр», рядом расположены слова: лес, река, песок, солнце, голубое небо, черника, клюква, лиса, медведь, щука).

- Хорошо подумайте, что каждый из вас хотел бы изобразить на гербе Белого Яра.


- Можно ли посёлок Белый Яр, в котором мы с вами живём, назвать вашей малой Родиной?

- Скажите, что вы знаете о посёлке?

(небольшое сообщение учителя о том, откуда произошло название посёлка).


Предлагает разгадать кроссворд.

- На доске предлагается кроссворд с ключевым словом «РОДИНА».

(Приложение 1)





Выдвигают свои предположения.






Отвечают на поставленный вопрос.

Рассматривают изображения гербов РФ, Сургута, Сургутского района.




Работают в парах, собирают мозаику с изображением гербов Сургутского района и города Сургута.



Воспринимают задание, анализируют и сравнивают, размышляют, выдвигают свои предположения, контролируют правильность ответов, выполняют задание.









Отвечают на поставленный вопрос.



Выдвигают свои предположения.






Размышляют, выдвигают свои предположения, контролируют правильность ответов, записывают правильные ответы в кроссворд.

  1. Рефлексивный

Цель: Формирование навыков рефлексии

у обучающихся.

Предлагает детям выразить свое эмоциональное настроение в виде рейтинга: самая интересная тайна шкатулки.

Прикрепляют знаки + и – на доске около разгаданного кроссворда.

  1. Итог



Чтение стихотворения «Родина» одним из обучающихся. (Приложение 2)


Учитель начальных классов Е.В. Аблямитова

Директор школы Т.М. Соколова



Список литературы

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223. - (Стандарты второго поколения).



  1. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся: пособие для учителей общеобразовательных организаций /Ю.Ю. Баранова, А.В.Кисляков, М.И. Солодкова. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.



  1. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – 4-е издание, стереотип. – М.: Планета, 2015. – 256 с.



  1. Гликман И.З. Теория и методика воспитания/ И.З.Гликман. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с.



  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Уч.издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. М - 2010. С.23.



  1. Мудрость воспитания. Книга для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад., Э.Д. Днепров., Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с. - (Библиотека для родителей).



  1. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. – М.: Изд-во центр ВЛАДОС, 2000.













Самодиагностика педагога по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия

с родителями в рамках внеурочного занятия «С чего начинается Родина?».


  1. Приоритетные ценности (отношение учителя к ученику, как к личности). 

На внеурочном занятии ученик был окружен вниманием, как со стороны учителя, так и со стороны родителей. Звучали такие слова: «…мы узнали много интересного», «это одно из лучших моих занятий».


  1. Психоэмоциональное состояние (эмоциональное состояние и его динамика в ответ на различные ситуации).

Доброжелательный эмоциональный фон поддерживался учителем во время всего внеурочного занятия. Настроение учителя передавалось и поддерживалось всеми участниками занятия.

  1. Самооценка (степень принятия себя и других, что проявляется в виде оценок установок и реакции на ситуации, нарушающие привычный ход событий).

Внеурочное занятие готовилось по конкретному плану, каждый этап был заранее продуман, расписан. Но я понимала, что могут возникнуть любые ситуации. Обыграть непредвиденные ситуации мне помог мой опыт, самообладание и поддержка родителей.


  1. Стиль ведения внеурочного занятия (особенности поведения учителя, его реакций и состояний в процессе взаимодействия с родителями и учениками).

Общение с детьми для меня всегда большая радость. А когда видишь довольный взгляд, удовлетворённость от проделанной работы, улыбку на лице детей и родителей, то понимаешь, насколько важно и нужно проводить совместные занятия в 1 классе, когда только формируется классный коллектив.























Приложение 1

Кроссворд

1. Самый близлежащий город к посёлку Белый Яр.

1.

С



У



Р



Г



У



Т


2.

О



Б



Ь


3.

К



Е



Д



Р



4.

Г



И



М



Н

5.

Х



А



Н



Т



Ы


6.

С



А



Й



М



А

2. Ближайшая крупная река, которая протекает рядом с посёлком

Белый Яр.

3. Хвойное дерево, орешки которого грызут белки.

4. Государственная песня, которую слушают стоя, она звучит на торжественных собраниях и спортивных аренах.

5. Коренные жители нашего края.

6. Река, которая протекает в городе Сургуте.













Приложение 2

Стихотворение «Родина»

Если скажут слово “Родина”, 
Сразу в памяти встаёт 
Старый дом, в саду смородина, 
Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница 
И ромашковый бугор... 
А другим, наверно, вспомнится 
Свой родной сургутский двор.

В лужах первые кораблики, 
Где недавно был каток, 
И большой соседней фабрики 
Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная, 
Золотая целина... 
Родина бывает разная, 
Но у всех она одна!

































Матрица для эксперта

Параметры анализа

Да

Нет

Сценарий мероприятия:

  1. Позволяет определить конкретную образовательную ситуацию, для решения которой строится взаимодействие с родителями обучающихся

2

0

  1. Позволяет выявить цель взаимодействия с родителями в рамках разработанного мероприятия

2

0

  1. Позволяет определить содержание мероприятия

2

0

  1. Позволяет определить жанр мероприятия

2

0

  1. Позволяет определить правовые основы организации конкретного мероприятия

2

0

  1. Позволяет определить механизмы (алгоритм) включения родителей в образовательный процесс (в данном случае, в конкретное мероприятие)

2

0

  1. Позволяет выявить инструментарий включения родителей в образовательный процесс (в данном случае, в конкретное мероприятие)

2

0

  1. Предусматривает разработку инструментария обратной связи (диагностика удовлетворенности родителей)

2

0

  1. Позволяет определить психолого-педагогические основы коммуникации со взрослыми людьми

2

0

  1. Предусматривает разработку инструментов самодиагностики педагога по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках конкретного мероприятия

2

0



Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Елена Викторовна Аблямитова

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение