Развитие мелкой моторики в процессе использования дидактической игры, как средство формирования речи

Речь служит основным каналом воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Библиотека материалов Дум Думыча

муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад №165»








Обобщение опыта

Развитие мелкой моторики в процессе использования дидактической игры, как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста.








Автор опыта: Васильева Елена Сергеевна

воспитатель высшей категории








Новосибирск 2020


СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ 6

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ 9

2.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА 9

2.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦЫОННЫХМАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ 10

2.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 16

сПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Рецензия на опыт работы 18

Приложение 1. Тематическое планирование 20

Приложение 2. экспертная оценка авторской программы 20

приложение 3. работа с родителями 20

приложение 4. массаж 20

приложение 5. игры с художественным словом 20

приложение 6. игры 20

приложение 7. диагностика 20
















Введение.

Актуальность. Речь служит основным каналом воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

В дошкольном возрасте расширяется круг общения, что требует от ребёнка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребёнка.

Развитие речи идёт в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становиться основой перестройки психических процессов, орудие мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы.

В последнее время значительно увеличилось количество детей с задержкой речевого развития. Дети сейчас начинают говорить позже, чем их сверстники 15 лет назад, количество детей с речевой патологией постоянно растёт, а нарушения выражены более резко как в плане звукопроизношения, так и в отношении развития лексико-грамматического строя связной речи.

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Движение организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияют на развитие речи.

Сегодняшняя актуальность мелкой моторики заключается в том, что она, как ни что другое, способна влиять на нервную систему, развитие речи и навыков ребёнка к письму, рисованию. Первое развитие мелкой моторики руки ребёнка начинается ещё в младенчестве, когда кроха постепенно учится хватать игрушки, после перекладывать из одной ручки в другую и т.д.

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

Тема исследования развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина . Исследованиями связи развития руки и мозга занимались такие ученые, так: физиологи И.П. Павлов , В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов; исследователь детской речи – М.М. Кольцова, японские и китайские ученые – Намикоси Токудзиро и Йосиро Цуцуми; педагоги – М. Монтессори, В.А. Сухомлинский, Ю.А. Соколова, русский просветитель Н.И. Новиков и др.

Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т.В. Фадеева, С.В. Черных, А.В. Мельникова, З.И. Богатеева и многие другие; анализом графических умений детей – Д. Элстон и Д. Тейлор и т.д.

В настоящее время рядом исследователей (М. И. Кольцова, Е. И. Исенина, А. В. Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновение у них заикания.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью в особенности у детей городских. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молниях. Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Можно заключить, что если с речью у ребёнка не всё в порядке, это наверняка проблема с моторикой.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё удерживать в непослушных пальцах карандаш. Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5 - 6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и даже в начальных классах.

Поэтому перед нами стоят цели и задачи:

Цель:

развивать мелкую моторику у детей в процессе использования дидактической игры.

Задачи:

- создать условия, способствующие развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;

- разработать и систематизировать дидактические игры для развития мелкой моторики детей;

- разработать рекомендации для родителей по применению дидактических игр для развития мелкой моторики.

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития и диагностики зрительно-моторных функций у детей дошкольного возраста.

2. Наблюдение.

3. Естественный формирующий эксперимент.

Научная новизна в том, что проанализированы особенности психического развития детей дошкольного возраста, систематизированы различные направления коррекционно-развивающей работы с детьми, способствующие развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Теоретическая значимость исследования выражается в том, что разработаны основы психолого-педагогической работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения и определена роль профессиональной деятельности психолога в развитии мелкой моторики и зрительно-двигательной координации для наиболее эффективного процесса подготовки детей к школе.

Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что предложенные упражнения по развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации могут быть использованы в практике педагогов, школьных психологов, родителей. Применение комплекса упражнений способствует коррекции психического развития старших дошкольников, что позволяет организовать планомерную и целенаправленную работу по подготовке детей к школе.

























Глава 1. Влияние мелкой моторики на развитие речи.

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условие6м развития личности ребёнка.

Среди многих важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической), связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовке к обучению грамоте.

Из всех речевых умений, которыми овладевает ребёнок в детском саду, самым сложным является умение рассказывать. А ведь главной задачей развития речи является формирование речевой компетентности, то есть умение детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения. Связная речь как бы вбирает все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Это не означает, однако, что развивать связную речь ребёнка можно только тогда, когда он уже очень хорошо освоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка.

Формирование связной речи начинается раньше. Малыш может не уметь ещё чисто говорить все звуки, не владеть большим объёмом словаря и сложными синтаксическими конструкциями, но работа по развитию речи уже должна начинаться.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразит его. По тому, как ребёнок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

На развитие речи ребенка, не только устной, но и письменной, оказывает влияние уровень развития общей и мелкой моторики. Именно поэтому в настоящее время возникает проблема дополнительной стимуляции и развития двигательной функции ребенка и его координации.

Учёные относят речь к высшим уровням организации движений, доказывая, что треть всей площади проекции двигательной зоны коры головного мозга занята проекцией двигательной зоны коры головного мозга занята проекцией кисти руки, которая расположена в непосредственном соседстве с речевой зоной. Именно близкое расположение этих двух центров позволило специалистам утверждать, что речь ребёнка зависит от мелкой моторики рук, и рассматривать кисть руки как «орган речи», который имеет такое же значение, как и артикуляционный аппарат.

Русский физиолог М.М. Кольцова отмечает, что у каждого пальчика есть свой центр в коре головного мозга. Она рассматривает кисть руки как орган речи и сравнивает её с артикуляционным аппаратом.

Таким образом, чтобы научить ребёнка говорить, необходимо развивать не только его артикуляционный аппарат, но и тонкие движения пальцев рук.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Развитие движений пальцев подготовит платформу для дальнейшего развития речи.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в младшем дошкольном возрасте. Именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

Учёными в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого уровня развития, т. е. развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки головного мозга к формированию речи. Известно, что двигательная система, особенно мелкая моторика рук, оказывает большое влияние на развитие всего организма (прежде всего головного мозга и центральной нервной системы). Следовательно, мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственном восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного совершенствования речи, мышления и психического развития.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Не случайно, упражнения для пальчиков в русской культуре начинали выполнять с раннего возраста («ладушки», «коза рогатая» и др.).

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно.

Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомосаж (пальчиковые упражнения), а также занятия ИЗО деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, природного материала и т.д.). Пластилин или тесто тоже могут стать отличным способом развития мелкой моторики.

Особое место в развитии тонкой моторики, занимает систематическая работа с ножницами (резание по контуру, вырезание предметов «на глаз»).

Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Мелкая моторика – это тонкие произвольные движения пальцев рук.

Приёмы и способы развития мелкой моторики базируются на игре. Это могут быть пальчиковые игры, типа «Сорока – Белобока» или же игры со специальными развивающими игрушками, например пазлами, мозаиками, конструкторами. Не менее популярными для развития мелкой моторики руки ребёнка являются игры – шнуровки, всевозможные деревянные дощечки - вкладыши.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают так называемые «пальчиковые игры».

Эти игры очень эмоциональны. Они увлекательны и способствуют развитию творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы и явления, происходящие в природе (ветер. Дождь, солнце, падающие листья). В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Развитие речи во время участия в пальчиковых играх происходит сразу в нескольких направлениях.

Импульсы от рецепторов, которые расположены на ладонях, идут к головному мозгу и активизируют ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это называется пассивным развитием речи.

Во время пальчиковых игр ребёнок слышит и повторяет за взрослым стихи, песенки. Затем запоминает их и произносит уже без посторонней помощи. Совсем маленький ребёнок учится распознавать звукосочетания, слова, мелодию и ритм языка.

Кругозор ребёнка расширяется новыми для него словами и понятиями (название каждого пальца, частей тела, животных, растений и т.д.).

Хорошо на развитие мелкой моторики руки ребёнка влияют игры с различными небольшими предметами. Можно воспользоваться обыкновенными макаронами различной формы, пуговицами, прищепками и другими мелкими предметами, которые так любят перебирать пальчиками маленькие дети. Конечно, такая забава должна происходить только под присмотром взрослых. Выбрав пуговицы разного размера и цвета можно вместе с ребёнком выложить солнышко, котика или домик.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей.

Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и др. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения и т.п. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки.







Глава 2.Содержание работы по развитию мелкой моторики дошкольников.

2.1. Краткая характеристика детского коллектива.

Работа проводилась в дошкольном образовательном учреждении № 41 «Звёздочка», в младшей группе «Солнышко». В группе 15 детей из них 8 девочек и 7 мальчиков. По медицинским показаниям ко 2 группе здоровья относятся 12детей и 1 ребёнок имеет 3 группу здоровья. Отклонений в психическом и физическом развитии ни один ребёнок не имеет. 8 детей из полных семей, 5 из неполных семей. Дети доброжелательные, дружелюбные.

11 детям в семье уделяется большое внимание. Эти дети имеют дома большой выбор развивающих игр: мозаики, строители, пазлы, конструкторы и т.д. Дети с интересом играют, справляются с заданием, увлечённо рисуют, лепят, складывают детали конструкторов и мозаик, создают постройки, обыгрывают сюжеты. Дети стараются выполнять задания, хотя это даётся им с трудом, так как пальчики малышей развиты слабо. Родители охотно играют с детьми, внимательно относятся к вопросам ребят, наблюдают с детьми явления природы, рассуждают о них, помогают малышам отображать свои впечатления в разных видах деятельности. Эти родители всегда внимательно относятся к советам и рекомендациям воспитателя. Обращаются за консультацией к воспитателю по интересующему их вопросу, интересуются, чем занимается ребёнок в течении дня, тесно сотрудничают с воспитателем.

2 детям уделяется мало внимания. Родители не всегда внимательно относятся к рекомендациям педагога, не уделяют достаточного внимания общению с детьми. Дети не проявляют интереса к играм, плохо держат в руках карандаш, пластилин, мелкие детали, не проявляют инициативы и творчества.

Выявив у детей слаборазвитую тонкую моторику (в таких видах деятельности как конструирование, аппликация, лепка, изобразительная деятельность), мы решили добавить и разнообразить игры детей по развитию мелкой моторики рук и ввести пальчиковую гимнастику во все режимные моменты.






















2.2. Использование нетрадиционных материалов для изготовления дидактических игр направленная на развитие мелкой моторики.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для неё оптимальное время. Игры и упражнения могут использоваться не только для динамических пауз во время образовательной деятельности воспитателя с детьми, а также и на прогулке и в свободной деятельности.

В данной работе необходимо тесное сотрудничество с родителями. Для этого необходимо в уголке для родителей разместить статьи и образцы игр, провести беседы для того чтобы и они могли выполнять с детьми эти упражнения во время игр дома. Необходимо рассказать родителям о важной роли развития моторики в речевом развитии дошкольников.

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточна развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.

Мелкую моторику рук развивают:

-массаж кистей рук;

- пальчиковая гимнастика;

- различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;

- игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);

- игры, где требуется что – то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия т.д. ;

- рисовать;

- застёгивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание;

- пальчиковый театр и т.д.

В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. Действия ребёнка с предметами, как это было замечено уже давно, оказывают большое влияние на развитие функции мозга.

Существует множество игр с использованием различных предметов, развивающих мелкую моторику рук, внимание, память, восприятие, мышление, речь малыша.

В настоящее время в магазине можно купить различные игрушки, которые предназначены для совершенствования тонких движений пальчиков ребёнка: пирамидки, мозаику, вкладыши, кубики, развивающий коврик и т. Д.

Но можно и самостоятельно из самых простых предметов сделать многочисленные пособия для игр. Например, из лоскутков ткани и различных круп, макаронных изделий, ваты делают сенсорные подушечки. Используют для игр прищепки, бусины, пуговицы, ленты, шпагат, карандаши, орехи, пустые коробки, пробки и т. П.

Для полноценного развития малыша очень важно совершенствовать и расширять его тактильные представления. Следует научить ребёнка исследовать различные предметы всеми доступными ему средствами. Тактильные ощущения развивают с раннего детства, поскольку ребёнок реагирует именно на них. Для этого необязательно покупать дорогие игры – достаточно воспользоваться остатками тканей, и получатся оригинальные развивающие игрушки. Можно просто подобрать насколько лоскутков различной ткани, чтобы ребёнок поглаживал их. Также можно сшить лоскутные мячики и набить их шерстью, ватой, камушками, различными крупами.

Малыш любит перекладывать предметы из одной кучки в другую. Можно предложить ребёнку поиграть самыми простыми предметами обихода. Например, попросить его найти одинаковые пуговицы. Конечно необходимо следить за тем, чтобы малыш не взял в рот мелкую деталь. Можно поставить перед ребёнком несколько мисок или стаканов, в которые насыпаны фасоль и горох. Надо показать ребёнку, как можно перекладывать их ложкой или горстями из одной ёмкости в другую, или двумя пальчиками.

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия: перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков, водные игры (поймать рыбку удочкой, зачерпнуть сочком, достать ручкой), перебирание круп, собирание разрезных картинок и т. П.

Лепка из любого пластичного материала успешно развивает мелкую моторику. Чем чаще дети работают с ним, тем быстрее у них совершенствуется координация движений. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки, легко изменяет по своему желанию. Основным инструментом в лепке являются руки. Из одного комка пластилина или солёного теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы. В процессе лепки можно использовать различные природные материалы. Работы из теста можно просушить и использовать для дальнейшей игры.





















2.3. Использование методов и приёмов способствующих развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Прежде чем приступать к развитию мелкой моторики необходимо спланировать работу по данной проблеме (приложение 1), проанализировать предметно-развивающую среду и пополнить её содержание.

Поскольку проблема развития мелкой моторики дошкольников является крайне важной, необходимо провести с детьми углублённую работу в этом направлении, начав эту работу задолго до поступления детей в школу. Зная, что эпизодическая нерегулярная деятельность не сможет дать заметного положительного эффекта, мы решили создать свою, приемлемую для нашей возрастной группы и существующих материальных условий, систему занятий с детьми. Результатом этой работы стала авторская программа «Игры на развитие мелкой моторики». Заключение экспертного совета прилагается в приложении (приложение 2).

Для реализации поставленных задач, усилий педагогов недостаточно, необходимо тесное сотрудничество с родителями. Поэтому для родителей мы подготовили консультации, папки передвижки, фото выставку, к концу года подготовили выставку детских работ выполненных с использованием нетрадиционных материалов (аппликации из пластилина с использованием круп, семян, бусин, ракушек и другого природного и бросового материала (приложение 3).

Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у малыша две руки. Все упражнения необходимо дублировать: выполнять и правой рукой и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

В начале работы у большинства детей наблюдался ряд трудностей: пальцы были малоподвижны, их движения не точны, темп даже самых лёгких упражнений замедлен, пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.

Необходимость и важность тонких движений пальцев осознана и признана педагогами и врачами. Давно установлено, что в формировании речевых зон в коре больших полушарий важная роль отводится развитию кисти руки, так как именно она имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Непосредственно образовательную деятельность необходимо строить включая физкультминутки, пальчиковые игры и пальчиковый театр.

Учитывая возрастные особенности детей, мы сочли, что наиболее оптимальным для проведения индивидуальных и групповых упражнений является время, отведённое для игр во второй половине дня. Кроме того, иногда, по мере необходимости, мы включали игры с пальчиками в занятия в качестве физкультминутки.

При регулярном включении физкультминуток и игр в распорядок дня, дети быстро осваивают упражнения для развития моторики.

Работа по развитию моторики начинается с освоения наиболее лёгких упражнений, которые включаются в образовательную деятельность: растирание ладошек, поглаживание, сгибание и разгибание пальцев. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно – сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус (катание орехов между ладонями) (приложение 4).

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка (приложение 5).

Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, выполнять их как левой, так и правой рукой и обеими вместе.

Некоторые стихи, потешки можно «переложить на пальцы», то есть придумать поначалу не сложные движения для пальчиков, затем эти движения усложнять. Вначале произнести слова чётко, не торопясь, затем с одновременным движением рук, а потом проделывать вместе с детьми. У кого из детей не получается, взять его руки в свои и вместе выполнять движения от начала до конца. В процессе работы над игрой менять темп, интонацию, громкость. Это помогает развитию речи ребёнка, его координации, помогает почувствовать ритм.

Все упражнения для пальцев мы превращаем в игру, укрепляющую не только ручки детей, но и их внимание, память, мышление и воображение.

Также применяются такие упражнения и игры (приложение 6) такие как:

Игры со шнурками. Игры – шнуровки широко представлены от шнуровок – пуговиц, до целых домов из фанеры, стены которых пришнуровываются друг к другу. Также на шнурок предлагаем нанизывать различные бусины или макаронины. Сначала вместо бусин используются шарики от пирамидок с крупными деталями и нанизываются на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать». Так же можно выкладывать из бус контуры предметов. Например можно выложить круг, квадрат, спираль и т.д. В процессе работы развивается мелкая моторика пальцев рук, движения постепенно становятся всё более точными и координированными.

Игры с прищепками. Цель игры – научить ребёнка самостоятельно прищеплять прищепки. Для игры понадобятся деревянные или пластмассовые прищепки. Главное, чтобы ребёнку было под силу их открывать. Также потребуются трафареты из картона. Чтобы малышу было интересно, мы используем трафареты в форме животных, тучки, дерева. Создаваемые образы дети любят обыгрывать в ходе дальнейшей игры. Это также способствует развитию речи, воображения, мышления. Когда малыш научился ловко обращаться с прищепками, можно предложить ему смастерить что – ни будь из прищепок (человечка). Это очень сложное задание для ребёнка. Не надо требовать результата от ребёнка сразу. Цель всех этих упражнений – развитие подвижности пальцев рук, точности и силы их движения, зрительного внимания и глазомера.

Игры с крупой. Полезным и увлекательным занятием будет доставание игрушек из бассейна с крупой. Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, гречка) в таз, на дно тазика положить различные игрушки и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне. Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массируют ручку малыша, развивают его тактильные ощущения. Также мы используем различные баночки с крупой. Ребёнку предлагаем пересыпать из одной ёмкости в другую двумя пальчиками или разложить по разным баночкам фасоль и горох. Дели любят рисовать. На поднос тонким слоем насыпаем манку и пальчиком проводим по крупе. Затем предлагаем ребёнку рисовать различные фигуры самостоятельно. Игра оказывается очень результативной в работе по развитию речи и воображения детей. Выполняя задания, ребёнок учится соизмерять движение руки.

Пуговицы, ракушки, камушки, бусины и т.д. Играя с мелкими предметами (под внимательным присмотром) малыши развивают не только мелкую моторику, но и пространственно – образное мышление, тактильную чувствительность и творческие способности малыша. Жёлуди, палочки, пуговицы и др. можно использовать для выкладывания различных рисунков, как произвольно, так и по схеме. Причём все эти предметы можно использовать и в одном рисунке. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

Начинать надо с простых форм – солнышко, ёлочка, постепенно усложняя игры. Из палочек хорошо получаются звёзды, ёжики, машины и т.д. Желательно, чтобы счётные палочки были не гладкие, а ребристые – это служит дополнительным массажем для пальчиков. Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, воспитание усидчивости, терпения, творческих способностей, умения планировать свою деятельность.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.







Заключение.

Таким образом, изучив исследования многих ученых, мы приходим к выводу, что движения рук, связанные с включением пальцев, необходимы для развития ребёнка. Если это сделать несвоевременно, то в дальнейшем могут возникнуть трудности с обучением письму в школе и другие проблемы в развитии ребёнка.

Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в образовательную деятельность и другие режимные моменты играет положительную роль в развитии речи детей. Такой подход позволяет регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на формировании речи детей.

Необходимость изучения проблемы влияния мелкой моторики на развитие речи в настоящее время становится очевидной не только узким специалистам, но и широким кругам общественности. Глубокий анализ психического развития дошкольников позволил проследить тесную взаимосвязь между развитием мелкой моторики и функций головного мозга, обеспечивающих ребенку его интеллектуальное развитие. Результаты диагностики проведённой на начало и конец года подтверждают результативность проведённой работы и представлены в приложении (приложение 7).




























Методические рекомендации

При проведении упражнений необходимо помнить, что у детей 3 -4 лет ведущей деятельностью остаётся игровая. Поэтому занятия необходимо проводить в форме игры.

Упражнения для развития мелкой моторики проводим в первую очередь, обучая детей выполнять их как правой, так и левой рукой, вовлекая в работу все пальчики.

Работа по развитию моторики необходимо начинать с освоения наиболее лёгких упражнений, которые включаются не только в образовательную деятельность, но и в режимные моменты: растирание ладошек, поглаживание, сгибание и разгибание пальцев.

Речь педагога должна служить образцом для подражания, быть естественной, эмоциональной и обязательно фонетически грамотной. Воспитатель должен уметь сам не только правильно, но и красиво выполнять движения. Исправлять ошибки детей педагог должен тактично.

Обязательное условие проведения упражнений это эмоционально – положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонации.

Проводить упражнения следует регулярно, при этом дети быстро осваивают упражнения для развития моторики.




























Литература.

1.Арушанова А. Г., Иванкова Р. А., Рычагова Е. С. Раз-словечко, два-словечко: Учебно-методическое пособие.- М.: Карапуз-дидактика, 2005. – 84с.

2.Виноградская Л.Л. Пальчиковые упражнения и игры в речевом развитии детей дошкольного возраста. – Южно-Сахалинск, 1995.

3.Данилова Е.А. Пальчиковые игры. – М.: ЗАО РОСМЕН-ПРЕС, 2010. – 95с.

4.Жукова Н.С. Я говорю правильно. От первых уроков устной речи к Букварю. – М.: 2009. – 72с.

5.Занятия по развитию речи для детей 3 – 5 лет / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТС Сфера, 2010. – 192с.

6.Гурова И. «Пальчиковый бассейн» - одно из средств решения коррекционных задач в работе с детьми с общим недоразвитием речи, имеющими нарушения опорно – двигательного аппарата // Детский сад от А до Я. - 2011. - №6. – С.93 – 99.

7.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно – голосовые упражнения. – М.: Издательство ГНОМиД, 2001. – 16 с.

8.Ляшко Е.Е. Развитие речи малыша/ под. Ред. А. С. Батуева. – 2-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 208 с.

9.Лыкова И. А. Пластилиновое лето. – М.: ИД Карапуз, 2009. – 68с.

10.Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС , 2009. -64с.

11.Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия / Под ред. К. Ю. Белой. – М: ТЦ Сфера, 2006. – 176с.

12.Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/ Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144с.

13.Ращупкина С. Ю. Пальчиковые развивалки: Развивающие игры для детей. – М.: Эксмо. 2010. – 320с.

14.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Издательство Эксмо, 2003. – 48с.

15.Соколова Ю. А. Речь и моторика. – М.: Издательство Эксмо, 2008. – 48с.

16.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей детского сада. / Под. Ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1981. – 159с.

17.Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: Издательство ГНОМиД, 2001. – 32с.

18.Туркина В. Развитие мелкой моторики рук для подготовки детей к школе // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2011. - №10. С. 64 – 67.








Приложение №1

Игра «Пианино»

Цель игры. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, творческого воображения.

Описание игры. Сесть за стол. Имитировать игру на пианино, поочерёдно дотрагиваясь пальцами обеих до поверхности стола. Сначала большими пальцами, затем указательными, средними, безымянными и мизинцами. Потом повторить действия в обратном порядке, начиная с мизинчиков. Можно предложить ребёнку петь при этом знакомую ему песню.

Игра «Повара».

Цель игры. Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, координации движения рук.

Описание игры. Насыпать в детскую посуду горох или фасоль и предложить ребёнку переложить пальчиками бобы из одной чашки в другую. Ребёнок двумя пальчиками по одной горошине, делая это попеременно большим и указательным пальчиками, затем большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинчиком.


Игра «Волшебный песок».

Цель игры. Развитие мелкой моторики рук, представлений о форме и цвете и ориентировании в пространстве, координации движений рук, расширение представлений ребёнка об окружающем мире.

Описание игры. Показать игрушку ребёнку. Затем попросить его отвернуться, спрятать игрушку в коробку с песком (фасолью, горохом или гречкой), попросить ребёнка найти её. Можно сочинить историю про крота или мышку, которые любили закапывать игрушки в песок. Следует постепенно усложнять игру, увеличивая количество предметов и прося найти определённую игрушку.


Игра «Орех»

Цель игры. Развитие мелкой моторики рук.

Описание игры. Предложить ребёнку сочинить рассказ об орехе. Показать его и начать рассказ с того, как орех рос на дереве, но подул сильный ветер, и он упал. Предложить ребёнку подуть на орех. Затем его находят дети, и он играет вместе с ними в прятки. Пусть ребёнок зажмёт орех в кулачке. Далее он катается с детьми с горки, едет на поезде. Одну ладошку ребёнка прижать к столу тыльной стороной, другой ладонью катить орех – от запястья до кончиков пальчиков. Потом перекатывать его по столу ладошкой. Все движения выполнять обеими руками по очереди. Потом орех «плавает в бассейне» - миске с горохом (фасолью ил гречкой), а ребёнок должен найти его.

Такая игра хорошо массирует пальчики малыша.


Игра «Волшебные пуговицы».

Цель игры. Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, координации движений.

Описание игры. На листе белого картона выложить рисунок из пуговиц. Затем предложить малышу повторить его. Когда ребёнок научится правильно делать это, можно предложить ему сложить рисунок, придуманный им самостоятельно, или закончить начатый узор.

Из пуговиц можно выложить бабочку, неваляшку, цветок, бусы, снеговик и т. Д.


Игра «Самый ловкий»

Цель игры. Развитие мелкой моторики рук, внимания, координация движений, ловкости.

Описание игры. На одном конце стола поставить коробку. На некотором расстоянии от неё – шарики. Задача детей – перекатывать шарики так, чтобы они ударились о коробку. В начали игры взрослый помогает и направляет детей.


Игра «Колодец»

Цель игры. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, внимания, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Описание игры. Предложить построить колодец из счётных палочек. Следует класть сразу две палочки так, чтобы они были параллельны друг другу, следующие две палочки должны быть перпендикулярны первым и параллельно друг другу. Дальше класть палочки точно так же, как и первые.


Игра «Помоги другу»

Цель игры. Развитие мелкой моторики рук, внимания, координации движений, обучение пользованию прищепками.

Описание игры. Предложить ребёнку помочь солнышку собрать свои лучики. Для этого он должен прикрепить к нему прищепки. Вместо солнышка можно помочь ёжику найти иголки, дереву – одеться в листочки, травке – вырасти и т. п.


Игра «Бусы для мамы»

Цель игры. Развитие мелкой моторики рук, внимания, координации движений.

Описание игры. Разложить перед ребёнком бусы и предложить ему нанизать их на шнурок, сделав бусы и чередуя разные бусинки. Вместо бусин можно взять макароны, колечки от пирамидок и т. д.


Игра Сенсорные подушечки»

Цель игры. Развитие мелкой моторики, тактильного и сенсорного восприятия, внимания, памяти.

Описание игры. Разложить перед ребёнком 2 – 3 подушечки, предложить потрогать и догадаться, что находится внутри. Можно придумать и рассказать сказку про хомяка, который делал запасы на зиму и складывал их в мешочки. В таких же мешочках он хранил бумагу, вату и песок. Затем он зашил их и перепутал, а теперь не знает, что в каких мешках хранится. Предложить помочь животному.


Игра «Волшебный поднос»

Цель игры. Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, координации движений.

Описание игры. Предложить ребёнку рисовать пальчиком на подносе с рассыпанной крупой. Тема рисунков может быть любой (забор, машинка, дождик, море, солнышко и т. д.).


Игра «Забавные картинки»

Цель игры. Развитие мелкой моторики рук, внимания, координации движений.

Описание игры. На листе белого картона показать ребёнку контур рисунка. Задача малыша – Выложить по контуру рисунка бусины, горошины, ракушки, сухие семена растений и т. п. Можно на листе картона растереть ровным слоем пластилин и на него выкладывать контуры рисунка, который может быть любым (солнышко, домик, дерево, цветочек и т. д.). Дети могут выкладывать свои сюжеты.


Игра «Золушка»

Цель игры. Развитие мелкой моторики рук, внимания, координации движений.

Описание игры. Смешать фасоль и горох и попросить малыша разобрать крупу.











Развитие мелкой моторики в процессе использования дидактической игры, как средство формирования речи - Рисунок 1


21

Васильева Елена Сергеевна Развитие мелкой моторики в процессе использования дидактической игры, как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста.

Материалы подготовил(а): воспитатель Васильева Елена Сергеевна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение