Развитие полоролевой идентичности детей дошкольного возраста.
Цель:на основе теоретико- экспериментального исследования разработать проект педагогической технологии развития полоролевой идентичности детей 5-6 лет.
Библиотека материалов Дум Думыча
Развитие полоролевой идентичности детей дошкольного возраста.
Полоролевая идентичнось рассматривается как базовый конструкт личности, который оказывает влияние на становление социальной, этнической, профессиональной идентичности, на развитие личности в целом, поэтому данный вопрос остается актуальным и в настоящее время.
Несмотря на большое внимание исследователей, понятия «идентичности», «полоролевой идентичности» не имеют однозначного подхода к толкованию, что обуславливает необходимость анализа сущности данных понятий.
Понятие «идентичность» в психологии является неоднозначным, что обусловлено его природой. По мнению Т. В. Бендас, у данного термина есть две противоположных стороны. Одна сторона означает неизменность во времени, близость к понятию «аналогичный», «тот же самый». Другая сторона близка к понятию самости самого себя, то есть отличительную характеристику, отражающую устойчивость, постоянство и непрерывность
Полоролевая идентичность - одна из базовых характеристик человека, которая формируется в процессе социализации ребенка, основным психологическим механизмом которой выступает полоролевая идентификация. Развитие полоролевой идентичности–это процесс осознания и принятия себя как человека определенного пола, представления о половых ролях, положительное отношение к себе как представителю определенного пола.
Полоролевая идентификация — это сложный биосоциальный процесс, который соединяет в себе биологическое развитие ребенка как мальчика или девочки, усвоение норм, способов, эталонов полоролевого поведения и развитие самосознания и самопринятия ребенком себя как девочки или мальчика.
На полоролевую идентификацию влияет множество факторов, среди которых можно выделить: полоролевую идентификацию детей с родителями, влияние сверстников, влияние литературных произведений, кино и телевидения. Процесс полоролевой идентификации приводит к формированию половой идентичности.
Половая идентичность основывается на соматических признаках (образ тела), на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия или несоответствия нормативному стереотипу.
В работах. РепинойТ.А., Коломийченко Л.В. выделено три основных компонента содержания полоролевого воспитания:
когнитивный (формирование адекватных представлений о качествах мужественности, женственности, семейных ролях);
эмоциональный (формирование положительного отношения не только к своей, но и противоположной роли, полоролевых предпочтений, ценностных ориентации, типичных для пола потребностей и мотивов);
поведенческий (воспитание соответствующей полу модели поведения).
Первичная половая идентификация, отнесение себя к мужскому или женскому полу происходит у ребенка в полтора года, когда ребенок уже знает, кто он – мальчик или девочка.
В период от полутора до трех лет дети учатся правильно относить себя, а также других людей к тому или иному полу (девочка, мальчик, дядя, тетя), но понимание детьми половых различий еще существенно ограничено.
Старший дошкольный возраст является важным периодом полоролевого развития, становления полоролевой идентичности. Дети 5-6 лет достигают полоролевой константности, осознают, что их пол постоянен и неизменен. Мальчик, когда вырастет, будет мужчиной, дядей, папой, дедушкой, а девочка, когда вырастет, будет женщиной, тетей, мамой, бабушкой. Старшие дошкольники не только правильно отвечают на вопрос «Кем ты будешь, когда вырастешь, –мамой или папой (мужчиной или женщиной?)», но и аргументируют свой ответ: «мальчики бывают только мужчинами», «мальчик не может быть тетей», «только девочки бывают мамами».
К концу шестого года жизни ребенок овладевает половой ролью, формируется система половой идентичности. В исследовании Христовой Р.Г. установлено, что большинство старших дошкольников положительно относятся к своей половой принадлежности. Основной причиной удовлетворенности своим полом для девочек пяти лет является возможность иметь красивую прическу, одежду.
Для пятилетних мальчиков важны внешний вид, обладание типичными для пола игрушками и спортивные занятия.
У шестилетних детей увеличивается число признаков, которыми они выражают удовлетворенность своей половой идентичностью.
Для девочек 6-7 лет большее значение имеет внешний вид, одежда и аксессуары, а также личностные качества (доброта, ум). Мальчики свое удовлетворение полоролевой принадлежностью обосновывают типичными для мужчин качествами и функциями – силой, смелостью, умением защитить более слабого.
В старшем дошкольном возрасте на фоне более высокой оценки своего пола проявляются и межполовые симпатии, первая детская влюбленность, избирательность в общении с представителями противоположного пола.
У старших дошкольников складываются достаточно определенные тендерные представления о качествах мужественности и женственности, о типичных для пола видах деятельности взрослых мужчин и женщин.
Современные исследования не выявили существенных различий в интеллектуальных способностях представителей разного пола. По результатам отдельных методик на выявление общего интеллекта, превосходство показывали как мальчики, так и девочки.
У девочек не обнаружено непосредственной связи между интеллектуальным развитием и академической успешностью. Для академической успешности девочек более важен вклад вербального компонента интеллекта. При этом задействованность девочками возможностей вербального интеллекта во многом определяется их интересом к занятию и эмоциональным отношением к воспитателю.
Девочка использует свои речевые возможности для достижения высокой оценки, только если предлагаемые задания ей нравятся, вызывают интерес и положительное эмоциональное отношение. Данное явление исследователи объясняют влиянием социальных стереотипов восприятия мужчин и женщин. Учителя, основываясь на представлениях о том, что мужчины более интеллектуальны, а женщины более социально ориентированы, побуждают мальчиков к использованию интеллекта, а девочек, к развитию социальных качеств.
Академическая успешность мальчиков во многом зависит от уровня развития слухоречевой памяти, социального интеллекта. Положительно влияют на успеваемость мальчиков средне - высокие значения личностной тревожности, отрицательно – очень высокие показатели тревожности и агрессивности. На академическую успешность девочек существенно влияет уровень развития произвольности внимания и поведения. Положительно влияют на успеваемость девочек несколько сниженные индивидуальные значения личностной тревожности, негативно-высокий уровень агрессивности и крайне низкий уровень социального интеллекта.
Таким образом, дошкольный возраст является важным периодом полоролевого развития дошкольников, становления полоролевой идентичности. В старшем дошкольном возрасте закладывается система половой идентичности, характеризующаяся единством сознания и поведения. В процессе полоролевого воспитания детей необходимо учитывать не только половую принадлежность, но и тип полоролевого поведения ребенка, степень сформированности полоролевой идентичности.
Материалы подготовил(а): воспитатель Галина Юрьевна Лысова.,Пендерева Ольга Валерьевна
Мне нравится | 1