Развитие речи с элементами развивающего обучения на уроках литературного чтения и русского языка.

Статья о развитии речи у учеников начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения

Библиотека материалов Дум Думыча

Развитие речи с элементами развивающего обучения на уроках литературного чтения и русского языка.


Рыжкова Надежда Владимировна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 1 с.п. «Село Пивань»


Речь человека является отражением его культуры и образованности. По ней можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также уровень его развития.

Развивая в школе речь ребенка, мы развиваем его ​​интеллект. Только через развитие речи возможно развитие мышления, воображения. Поэтому особое внимание развитию речи ребенка уделяется на уроках русского языка и литературного чтения. Это неотделимо от любой языковой работы.

Работа по развитию речи многогранна. Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи. Богатый словарный запас - является необходимым условием не только для обеспечения развития речи и языка, но и для создания условий лучшего усвоения всех разделов науки о языке, для успешного формирования орфографических и стилистических навыков. Не забывая об образовательных задачах на уроках литературного чтения и русского языка, учитель должен побуждать детей жить вместе с героями произведений, радоваться и горевать с ними, высказать свое мнение о событиях и персонажей прочитанных произведений, приводить примеры из жизни класса.

Развитие речи - одна из самых важных и трудных задач начального образования. Так как слово неотделимо от мышления и является одной из форм выражения мысли, то развитие речи - это, прежде всего, развитие мышления. Наиболее распространенным типом связной речи на уроках литературного чтения является пересказ.

Для такой серьезной работы, как близкий к тексту и краткий пересказ, ученики нуждаются в такой подготовке, как: систематическое обучение связной речи, постепенное наращивание в самостоятельности учащихся и обучение их новым методам работы.

Необходимо, чтобы пересказ стал активным средством нравственного воспитания и развития ума и речи учащихся.

Занятия по развитию речи на уроках литературного чтения в 1 классе ведется в процессе совместной коллективной работы. Основные направления деятельности - рассказывание историй и пересказ .

Особое место на уроках русского языка отводится обучению связной речи при помощи специальных упражнений для дальнейшего знакомства школьников с особенностями строения согласованной речи.

Любое сообщение имеет характерные, присущие ему особенности. В 1 классе необходимо проводить различные виды работы, цель которых - помочь учащимся понять основные особенности текста, такие как наличие заголовка, завершенность, тематическое единство и информативность.

Главной особенностью связного текста является единство содержания, здесь учитель должен помочь ученикам понять смысл текста через работу над заголовком текста. Соотнося название текста с его содержанием и озаглавливая несколько предложений или часть текста, учащиеся устанавливают, что название текста соответствует содержанию и охватывает все содержимое.

Читая разрозненные предложения, ученики устанавливают, что все они объединены общим смыслом и, следовательно, могут быть озаглавлены, и поэтому из них можно сформировать связный текст.

Еще одним признаком текста является связность изложения, которое осознается в работе с деформированным или неполным текстом. Сравнивая упорядоченный текст с деформированным или неполным, учащиеся устанавливают, что в связном тексте все предложения являются частью текста, которые располагаются в определенном порядке и взаимосвязаны. Используя знания этой особенности, дети понимают, что от перестановки предложений в тексте смысл нарушается или становится непонятен.

Задача обучения связной речи во 2 классе - продолжить работу учащихся над пониманием и сознательным построением согласованной речь разных типах.

Решение этой задачи осуществляется через систему занятий самостоятельного и обучающего характера во взаимосвязи с работой по устной и письменной речи.

Также, как в 1 классе, учитель ставит задачу - привить у учащихся желание и способность говорить перед классом. В этой задаче, существенное место отводится повествованию. Ученики готовят устные рассказы дома, потом эти рассказы в классе обсуждаются, с акцентом на положительные стороны. Устные рассказы детей о событиях жизни, о своем опыте и наблюдениях, описания любимых игрушек, предметов, животных учитель прослушивает совместно с классом на уроках литературного чтения и русского языка, а также во внеурочное время. За рассказ учитель должен поставить только положительную оценку или в устной форме похвалить рассказчика .

Задача обучения связной речи в 3-м классе - это дальнейшее формирование навыков и самостоятельно понимать и строить устные и письменные рассказы различных типов. Помимо устного повествования о своих личных наблюдениях и впечатлениях добавить повествование о том, что читал и слышал. Определение основного, важного в тексте - обязательное условие понимание читаемого. Для запоминания и пересказа самое главное- удержать в голове прочитанное.

В 3-м классе средством логического анализа текста может служить краткий пересказ. Выделение основных идей текста по логическим вопросам большинство учеников производят самостоятельно. Читая или слушая текст, дети кратко передают его содержание, демонстрируя, как хорошо они поняли смысл. На основе краткого пересказа, школьники с большей уверенностью переходя к вычислению смысловых единиц в тексте.

В сложном умении составления плана завершающим действием является подбор и формулировка заголовков. Эту работу учитель связывает с составлением словесных картин и подписи к ним, с выбором названия плана из текста, и т.д. Учитель рекомендует учащимся следовать требованиям , которые должны соответствовать формулировке плана :

  1. Пункты плана должны отражать основную идею текста, чтобы было ясно, о ком (о чем) говорится и что в каждой части рассказа .

  2. Пункты плана должны быть связаны по смыслу.

  3. Пункты плана должны быть краткими.

Учитель помогает и подсказывает учащимся, особенно на первых порах, в формировании пунктов плана.

Успешная работа по обучению пересказу младших школьников будет в том случае, если учитель начальных классов в совершенстве владеет методикой и новыми технологиями в обучении пересказу.

Поэтому учитель должен придавать принципиальное значение развитию учащихся, которое играет большую роль в овладении ими навыками чтения, умениями разобрать  прочитанное, разнообразными приёмами работами с произведениями художественной литературы.

Таким образом, формирование у каждого ученика прочных умений, от которых зависит самостоятельное усвоение содержания читаемых текстов, пересказ их, относится к числу важнейших задач уроков литературного чтения и русского языка и играет важную роль в начальных классах для формирования правильной и четкой речи у школьников.



Материалы подготовил(а): Рыжкова Надежда Владимировна

Скачать

2020-01-07

Мне нравится | 0

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь у нас на сайте.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение